Финансы на каждый день

СЛОВАРЬ ФИНАНСОВЫХ ТЕРМИНОВ

общее название денежных единиц разных стран.
Валюта может быть национальной, то есть принятой внутри того или иного государства, иностранной (если ее выпускает правительство другой страны) и коллективной (например, евро). Национальная валюта является законным средством платежа на территории страны, государство охраняет ее подлинность. При этом для расчетов и накоплений могут быть разрешены и иностранные валюты, хотя и с ограничениями. Национальной валютой Российской Федерации является российский рубль. 1 рубль состоит из 100 копеек. В зависимости от возможности свободного обмена на другую валюту, валюты разделяют на свободно конвертируемые, частично конвертируемые (если по отдельным видам обменных операций применяются валютные ограничения) и неконвертируемые.

цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
Курс рубля к иностранной валюте представляет собой стоимость одного рубля, выраженную в единицах этой валюты. На практике чаще используется показатель курсов иностранных валют к рублю, который показывает, сколько рублей стоит, например, 1 доллар или 1 евро. Как влиять на валютный курс и влиять ли вообще, в России решает Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, при котором на него влияют только соотношение спроса и предложения на иностранную валюту. На динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение цен на нефть, уровень инфляции, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов и др. Банк России не фиксирует валютный курс и не пытается им управлять. Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются Банком России на основе котировок на валютном рынке. Они устанавливаются ежедневно по рабочим дням и вступают в силу на следующий календарный день. Эти показатели могут использоваться различными организациями, например, для расчетов, когда стоимость товара или услуги прописывается в договоре как рублевый эквивалент той или иной сумме в валюте, рассчитываемой по официальному курсу Банка России.

экономические взаимоотношения, возникающие при покупке и продаже валюты.
Операции валютного рынка не исчерпываются непосредственным обменом валюты одной страны на другую. Они включают использование разнообразных финансовых инструментов, например, сделок, при которых цена валюты определяется в момент заключения сделки, а поставка валюты предусматривается в будущем. Купля-продажа иностранной валюты в России производится только через уполномоченные банки и контролируется Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Для граждан наиболее привычным способом участия в работе валютного рынка являются операции обмена валюты в обменных пунктах.

см. Коллекторское агентство

денежные средства в рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами на специальных счетах в банках с целью хранения и получения дохода.
Доход по вкладу обеспечивается за счет выплаты банком процентов от суммы вклада согласно заключенному договору. Различаются вклады, размещаемые на определенный срок (срочный вклад), и вклады до востребования — как правило, проценты по ним очень малы. Любой вклад возвращается вкладчику по его первому требованию, хотя в случае срочного вклада это может быть связано с потерей процентов. Вклады принимаются только банками, имеющими соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в Агентстве по страхованию вкладов. Таким образом, сохранность вкладов гарантируется не только самим банком, но и государством через систему страхования вкладов. Вкладчики должны платить налог с процентов, полученных по вкладам в российских банках, только в том случае, если размер этих процентов превышает определенную величину. А именно: ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов. На практике это означает, что в большинстве случаев вкладчик не обязан платить налог с доходов, полученных от вкладов в банке.

лицо, в пользу которого будет осуществлена страховая выплата при возникновении страхового случая.
В страховании различаются понятия «страхователь» (тот, кто заключил договор со страховщиком и оплатил страховую премию), «застрахованное лицо» (тот, кого защищает полис) и «выгодоприобретатель» — это не всегда одно и то же лицо. Например, при страховании объекта залога выгодоприобретателем является банк, который получит выплату, если заложенное имущество пострадает. По договору личного страхования в случае смерти застрахованного лица выгодоприобретателями становятся члены его семьи.

xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai

ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка и монеты. средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ. средства в… … Финансовый словарь

ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — находящиеся в обращении, а тж. изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях… … Юридическая энциклопедия

валюта Российской Федерации — По действующему законодательству валютой РФ являются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на… … Справочник технического переводчика

Валюта Российской Федерации — денежные средства, находящиеся в обращении на территории РФ: наличные денежные знаки, выпускаемые от имени государства Центральным банком РФ, включая банковские билеты (банкноты) Центрального банка и монеты, а также безналичные рублевые средства… … Словарь бизнес-терминов

Валюта Российской Федерации — а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных… … Словарь юридических понятий

ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — находящиеся в обращении, а т.ж. изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях… … Энциклопедический словарь экономики и права

валюта Российской Федерации — по законодательству РФ: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в… … Большой юридический словарь

ВАЛЮТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — по действующему законодательству валютой РФ являются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на… … Большой бухгалтерский словарь

Валюта Российской Федерации — а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

dic.academic.ru

Статья 75 Конституции РФ

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Статье 75 Конституции РФ

1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

Положения комментируемой статьи развиваются в Законе о ЦБ РФ. В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.

Закон о ЦБ РФ предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29). Гражданский кодекс содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).

Пункт 4 ст. 4 Закона о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. В настоящее время в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Она используется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины, предусмотрены в указанном Законе.

Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета. Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится лишь при недостаточности средств на рублевых счетах. В этом случае взыскание налога производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты; при взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).

Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008), который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном Законом (ст. 6, 10).

Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляется ЦБ РФ монопольно (п. 2 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований) и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ).

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать: установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31), обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).

Анализ комментируемой статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что ЦБ РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти)*(928).

В соответствии с Законом о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее ЦБ РФ по характеру своей деятельности прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.

Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.

На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Понятия «система налогов» не может быть сведено к понятиям перечня или совокупности налогов. Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Так, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (пп. 1 п. 4 ст. 340 НК).

Установление налогов в виде системы обеспечивает соблюдение принципа соразмерности налогообложения. Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет данному принципу особое значение, указывая на то, что налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией, ее ст. 34, 35 и др. (Постановление от 04.04.1996 N 9-П*(929). Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь, к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов, что продиктовано природой данного налога, а также принципом соразмерности налогообложения.

При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются.

Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный Кодекс предусматривает не только систему налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (о федеральных, региональных и местных налогах и сборах см. комментарий к ст. 57).

Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Так же и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований. Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.

Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.

Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов, взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.

Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны публичных интересов (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).

Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются в НК. Согласно НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются в п. 3 ст. 12 НК.

Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).

Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.

4. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому ст. 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются Российская Федерация и ее субъекты: государственные займы — это договоры, займодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Применительно к государственным займам комментируемое конституционное положение употребляет термин «выпуск». Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК, договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ. Вопросы государственного и муниципального заимствования регулируются главным образом в ст. 103 («Осуществление государственных и муниципальных заимствований») и 104 («Заимствования и гарантии субъектов РФ, муниципальных образований в иностранной валюте»). В соответствии с положениями пп. 4 и 6 ст.103 БК только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права. Если учитывать, что отношения по привлечению иностранных займов регулируются нормами гражданского права, то подобное ограничение имеет свое конституционное оправдание: в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме того, допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось, имеет интегративную направленность в регулировании федеративного устройства. Однако субъекты РФ обладают правом привлечения займов от иностранных банков в порядке, установленном Правительством РФ, а также выпускать внешние облигационные займы в соответствии с БК РФ и Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (абз. третий п. 6 ст. 103 и п. 1 ст. 104).

Не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции и займы, выпускаемые органами местного самоуправления, хотя они и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 N 540-О*(930).

Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов. Поэтому она имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Данное конституционное требование реализовано в ГК, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).

constrf.ru

Национальная валюта россии закон

Вопрос, вынесенный в заголовок публикации, многим может показаться странным. Ведь в п.1 ст.75 Конституции РФ недвусмысленно сказано: Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. И в ст.27 закона «О Банке России» говорится, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Вместе с тем, в п.2 ст.75 Конституции записано: Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (подчеркнуто мной – М. Г.). По-русски это означает, что и ЦБ тоже орган государственной власти. Согласно п. ж) ст.71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Государственные функции — финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, а также надзор за банковской деятельностью делегированы государством Центробанку РФ. Будучи органом государственной власти, Центробанк имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, он подотчетен Государственной Думе, которая утверждает председателя ЦБ, а его кандидатуру предлагает президент страны. Согласно закону «О Банке России» уставный капитал и иное имущество банковского регулятора являются федеральной собственностью.

Следует отметить одно существенное правовое упущение. В законодательстве почему-то не регламентировано, к какой ветви власти относится Банк России. Но, исходя из выполняемых им государственных функций, можно утверждать, что он является органом федеральной исполнительной власти. Да и Конституционный Суд Российской Федерации своим определением от 14 декабря 2000 года № 268-0 указал, что предоставленные Банку России полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного для этого определенными властными полномочиями.

Итак, из приведенных положений Конституции Российской Федерации и определения Конституционного суда следует, что рубль является государственной денежной единицей, его эмиссия находится в федеральном ведении, а Банк России является органом государственной власти.

Тем не менее, несмотря на однозначность толкования упомянутых положений основного закона страны, возникают вопросы по поводу принадлежности рубля, условий его эмиссии и материальной обеспеченности, а также о деятельности самого Центробанка.

Статьей 75 Конституции Центробанку предписано единолично осуществлять денежную эмиссию. Естественно, под денежной эмиссией следует понимать выпуск в обращение наличных и безналичных денег. Однако эту конституционную норму в ст.4 «О Банке России» законодатель почему-то «скорректировал». В ней говорится, что ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а в ст.29 закона сказано, что единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации являются банкноты (банковские билеты) и монета Банка России. Об эмиссии безналичных денег в законе вообще не упоминается, и Банк России устанавливает только правила, формы и стандарты безналичных расчетов. Тем не менее, ЦБ систематически публикует информацию о выпускаемой им денежной массе, выделяя в ней наличные деньги и «безналичку».

Казалось бы, если рубль является государственной денежной единицей, то это должно быть отражено на рублевых банкнотах. Однако из информации на российских купюрах, в отличие от прежних советских, не следует, что рубль является официальной валютой государства. На советских банкнотах был отпечатан герб СССР и было записано, что это банковские билеты Государственного Банка СССР. Однако, как ни странно, на банкнотах Банка России, тоже именуемых билетами, вместо герба Российской Федерации почему-то красуется герб канувшего в Лету Временного правительства России 1917 года, — его при Керенском так и не успели сделать официальным символом государства. Герб представляет собой изображение двуглавого орла, но с надписью «Банк России», который почему-то стал его официальной эмблемой.

Если на советских банкнотах был отпечатан герб СССР, на американских банкнотах имеется запись — Соединенные Штаты Америки, то на билетах Банка России отсутствует какая-либо информация о стране-эмитенте рублей — Российской Федерации. Хотя согласно части ж) ст.71 Конституции РФ денежная эмиссия, как отмечалось, находится в федеральном ведении. Надо заметить, что 2016 г. наш Центробанк начал чеканить новые монеты с изображением герба России. Однако на новых банкнотах достоинством в 200 и 2000 рублей по-прежнему изображена почти полная копия герба Временного правительства Керенского.

Все сказанное свидетельствует о том, что безналичные рубли и билеты Банка России в нарушение ст.75 Конституции РФ не представлены официально в качестве государственных денег. Но, может быть, о принадлежности рублей к Российской Федерации свидетельствует их обеспеченность российским имуществом? Ведь на советских банкнотах указывалось, что они обеспечиваются золотом, драгоценными камнями и прочими активами Государственного Банка СССР, которые являлись имуществом страны.

Замечу, что обеспечение денег золотом и прочими драгоценностями — это из прошлых времен существования «золотого стандарта». Теперь национальные валюты должны обеспечиваться имуществом соответствующих стран. Однако наш законодатель видимо не был осведомлен о давно происшедших изменениях с деньгами и поэтому в ст.30 закона «О Банке России» записал, что банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Чем обеспечена безналичная часть рублевой денежной массы в законе умалчивается. Активами Банка России являются золотовалютные резервы – это их основа, кредиты, выданные коммерческим банкам, государственные облигации и прочие ценные бумаги, а также депозиты самого Центробанка.

Согласно последнему финансовому отчету его активы на 1 января 2016 г. составляли 34 947,185 млрд. рублей, из них драгметаллы оценивались в 3 647,255 млрд. рублей, остальные активы представляли собой ценные бумаги и размещенные Центробанком на стороне кредиты и депозиты на общую сумму 7 120,12 млрд. рублей. Международные (золотовалютные) резервы составляли 368,4 млрд. долларов или в пересчете по курсу на 1 января 2016 г. — 26 856,36 млрд. рублей (76,84% всех активов), в том числе монетарное золото – 48,6 млрд. долларов или 3 544,39 млрд. рублей. Значительная сумма — 21 995,155 млрд. рублей или 62,9% от активов — в основном в американской валюте была размещена под мизерные проценты у нерезидентов, то есть за рубежом, или вложена в ценные бумаги иностранных эмитентов, и все эти средства по сей день работают на «чужого дядю».

Денежная масса на 1 января 2016 г. составляла 35 179,7 млрд. рублей, из них на наличные деньги приходилось 7 239,1 млрд. рублей, сумма безналичных денег составляла 27 940,5 млрд. рублей. Сопоставляя приведенные данные, можно утверждать, что Центробанк выпускает в обращение сумму наличных и безналичных денег, которая соответствует только сумме его активов. На 1 января 2016 г. для полноты обеспечения денежной массы активами недоставало около 232 млрд. рублей. Замечу, активами Банка России являются почти на 90% деньги, состоящие почти целиком из иностранной валюты, и его долговые обязательства. Поэтому говорить об обеспеченности денег… деньгами представляется абсурдным.

Но золотовалютные резервы почти не используются для нужд российской экономики, так как значительная часть американской валюты из этих резервов вложена в основном в американские ценные бумаги под мизерные проценты. В таком случае получается, что рублевая денежная масса примерно на 70% обеспечена только бумагой, на которой отпечатаны американские банкноты, и виртуальными записями в компьютерах Федеральной резервной системы — центробанка США об американской «безналичке», которой владеет Банк России. Причем значительная сумма иностранной «безналички» размещена за рубежом, то есть в ЦБ отсутствует. Поэтому, образно говоря, российские рубли частично представляют собой некие справки о наличии в Центробанке РФ драгоценных металлов, а также о его долговых обязательствах. Но в основном российские рубли представляют собой фальсифицированные копии доллара.

Как известно, Центробанк искусственно, в несколько раз, занижает покупательную способность рубля по отношению к другим валютам установлением экономически никак не обоснованного его низкого курса обмена. На самом же деле, валютные курсы, чтобы не обманывать друг друга в международной торговле, должны обеспечивать эквивалентность товарообмена по стоимости, и поэтому их необходимо устанавливать по паритетам покупательных способностей – ППС соответствующих национальных денежных единиц. Наиболее близким к реальному паритету рубля и доллара является отношение оборотов товаров и услуг России и США. Общепринятый в мире ППС по стоимостям корзины ограниченного ассортимента потребительских товаров в соответствующих странах является только частью этого оборота и поэтому менее достоверен. Однако за обменный курс того же доллара принимается его спекулятивная цена в рублях, устанавливаемая на базаре, именуемом московской валютной биржей. Это не имеет никакого абсолютно отношения к паритету покупательных способностей валют и отражает лишь спекулятивные интересы участников валютных торгов. А на их интересы влияет множество субъективных факторов, включая каждый чих официальных лиц, настроение самих продавцов, покупателей и их жен, погоду, магнитные бури….

Однако деньги, выпускаемые в обращение, предназначены не для покупки активов ЦБ. Да и купить из активов можно через коммерческие банки только драгоценные металлы и ценные бумаги ЦБ, каковых в активах не более 12-13%, а также обменять иностранную валюту на рубли. Поэтому ограничение денежной массы размерами активов Центробанка – экономический абсурд. Думские лоббисты интересов ЦБ и финансовых спекулянтов в законе о деятельности Центробанка почему-то «забыли» указать условия и критерии размеров денежной эмиссии.

На самом же деле, деньги, будучи средством платежа при товарообмене, должны в обращении обеспечивать реализацию товаров и услуг, обращающихся на внутреннем рынке страны. Но руководители Центробанка вместо обеспечения стоимости обращающейся продукции и оказываемых услуг соответствующей рублевой денежной массой, что позволяло бы производить и выкупать их полностью на внутреннем рынке, размер рублевой эмиссии еще в бытность Гайдара поставили в зависимость от наличия в стране иностранной валютной массы в пересчете на рубли. Пересчитываются доллары и евро, как отмечалось, по спекулятивным валютным курсам обмена, что существенно занижает реальную покупательную способность рубля. Так как сумма иностранной валюты в стране всегда ограничена, то выпускаемая Центробанком в обращение рублевая масса не обеспечивает баланса товарно-денежного обращения. Таким образом в стране был искусственно создан хронический денежный дефицит, который явился одной из принципиальных причин развала отечественной экономики и обнищания значительной части населения.

Оценить денежный дефицит несложно. К примеру, в 2015 г. оборот товаров и услуг в стране составил 141,547 трлн. рублей, денежная масса в размере 35,179 трлн. рублей обернулась за год оценочно 2,5 раза. В результате в 2015 г. оборот товаров и услуг был обеспечен деньгами лишь на 62,1%. Такой же денежный дефицит наблюдался в 2016 году. При этом от года к году одновременно растет кредиторская задолженность предприятий реального сектора экономики: в 2015 г. она составляла 38,986 трлн., а в прошлом году возросла до 42,217 трлн. рублей. Происходит это из-за недоступности для многих предприятий кредитов ввиду их дороговизны. Ведь годовые кредитные ставки значительно превышают рентабельность производства.

Спрашивается, почему нельзя выпускать денег столько, сколько требуется внутри страны, а не превращать рубли в искусственно заниженные по покупательной способности фальсифицированные копии доллара и евро и создавать тем самым денежный дефицит? Новые деньги в обращение следует выпускать в виде дешевых кредитов под вновь создаваемую продукцию и образуемую при этом новую добавленную стоимость. Иначе говоря, национальная валюта должна обеспечиваться имуществом данной страны. Именно так поступают в Китае, что позволило превратить его экономику в одну из самых развитых в мире. Но в Центробанке в качестве обеспечения рублевой массы избрали чужую валюту, которая не является товаром и не может использоваться внутри России в качестве средства платежа. Чтобы выпускать в обращение большую рублевую массу Центробанку требуется больше тех же долларов и евро. Поэтому его руководством были спровоцированы высокие ставки кредитов российских банков – до 15-30% годовых, что вынуждало российских заемщиков до введения западных санкций брать относительно дешевые зарубежные кредиты в валюте по ставкам в 4-5%. Причем немалая часть иностранных кредитов выдавалась из иностранной валюты самого ЦБ, которую он разместил под мизерные проценты – не выше 1% — за рубежом, благодаря чему наживались зарубежные банки. Поступавшую в страну иностранную валюту скупал Центробанк, и под нее подгонял очередную денежную рублевую эмиссию.

После того, как в 2014 г. искусственно образованной обвальной девальвацией рубля руководством ЦБ была спровоцирована новая волна ценовой инфляции, Эльвира Набиуллина заявила о главной цели Центробанка – борьбе… с инфляцией, хотя большинство причин ее роста находится вне сферы деятельности банковского регулятора. Якобы для борьбы с ростом цен ЦБ значительно увеличил свою ключевую ставку по краткосрочным кредитам для коммерческих банков. Это привело к значительному удорожанию кредитов банков – до 20-40% годовых при средней рентабельности предприятий в 7-8%. В результате кредиты для подавляющего большинства предприятий стали недоступны, что привело к снижению и без того небольшого объема промышленного производства и, как следствие, к новому росту цен.

Желали или не желали того руководители Центробанка, но своими действиями они фактически присоединились к западным санкциям против нашей страны о запрете кредитования российских организаций. Следует заметить, что увеличением ключевой ставки ЦБ и кредитных ставок коммерческих банков во всем мире борются с избытком денег, то есть с денежной инфляцией. У нас же создан денежный дефицит, и высокие кредитные ставки лишь способствуют его увеличению и росту кредиторской задолженности товаропроизводящих предприятий.

Так чьей же валютой на самом деле является рубль: по форме — несуществующего Временного правительства Керенского или по обеспечению — Федеральной резервной системы США? На этот вопрос лично я не могу ответить. Складывается впечатление, что юридическая неопределенность реального статуса рубля и его обеспечение не имуществом Российской Федерации, а чужой валютой являются звеньями в цепи чьих-то давних намерений вывести Банк России из подчиненности Российской Федерации и сделать его, подобно американскому центробанку, не зависящим от государства. Неспроста до недавнего времени на Интернет-сайте банковского регулятора было записано, что ЦБ не является органом государственной власти. Сказать же публично правду о том, чем на самом деле обеспечены наши деньги, означало бы расписаться в долгоиграющей диверсии против Российской Федерации, начатой в 1993 г. правительством Гайдара и продолжающейся по сей день.

forum-msk.org

Это интересно:

  • Мегафон возврат денежных средств Как мегафон вернул мне 300 рублей Ранее пост назывался «Как мегафон украл у меня 300 рублей». История о том, как прикрываясь кривыми настройками биллинга Мегафон ворует деньги со счета абонентов и как эти деньги вернуть через тех […]
  • Приказ об утверждении новой редакции положения Приказ об утверждении новой редакции положения от 22 июля 2003 года N 100-п 3. Контроль за выполнением приказа остается за главой территориального управления. Глава территориального управленияВ.С.Сухорученко Внесен в Реестр […]
  • Нотариусы безенчук Нотариусы безенчук Нотариальная Палата Самарской области Абсатдарова Эвелина РамильевнаТелефон: 8-927-744-00-24 Адрес: 446840, с. Челно-Вершины, пер., Солнечный, 11 Альферович Татьяна АлександровнаТелефон: (846)279-49-76 Адрес: […]
  • Прерывание трудового стажа 2018 на что влияет Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на другое не проходило […]
  • Заявление изменении иска Заявление изменении иска В Арбитражный суд Омской области Истец: ООО «П» местонахождение: г. Омск, ул. . д. Ответчик: ОАО «М» местонахождение: 644105, г. Омск, ул. . д. . Третье лицо: ЗАО «С», почтовый адрес: . Цена иска: 1 836 827 […]
  • Ставки налогов для инвалидов Налоги с инвалидов Социальные программы государства рассчитаны на оказание помощи социально незащищенным гражданам, в том числе инвалидам. Кроме разных других льгот, законодательством предусмотрена возможность освобождения […]