1.1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на интеллектуальную собственность: авторское право и промышленная собственность ОПРЕДЕЛЕНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

АП признает за создателем творческих произведений две категории исключительных прав, которые противостоят всем иным правам, а именно:
— права личного характера, которые охраняют связь личности автора с его произведением и призваны обеспечивать его нематериальные интересы; они называются личными неимущественными или моральными правами;
— имущественные права, которые касаются использования про-

Авторское право и смежные права

изведения и позволяют автору получать экономическую выгоду от его эксплуатации; они называются имущественными правами.
Личные неимущественные (моральные) права автора включают:
-право обнародовать свое произведение или оставить его в сфе
ре частной жизни;
—право признаваться автором произведения;
право на защиту произведения от искажений и сохранение его
целостности, т. е. возможность требовать, чтобы любое распространение
произведения осуществлялось в той форме, в которой автор создал его,
без изменений;
право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании
произведения (право на отзыв) в связи с изменением авторской концеп
ции и право изъять произведение из обращения.
Моральное право носит неимущественный характер и, в принципе, является бессрочным.
Имущественные права автора представляют собой право на экономическое использование произведений, которое автор может осуществлять сам либо передать третьей стороне права:
воспроизводить произведение в материальной форме (издание,
механическое воспроизведение и др.);
сообщать произведение для всеобщего сведения в нематериаль
ной форме, путем публичного исполнения произведения, передачи
в эфир1, кинопоказа, показа на выставках и др.;
перерабатывать произведение посредством перевода, адаптации,
музыкальной аранжировки и т. д.
Имущественные права подвергаются различным исключениям, а их действие ограничено во времени.
МЕСТО в РЯДУ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ: АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Право интеллектуальной собственности
Традиционно в основе объединения АП и права промышленной собственности лежат потребности теории и образования2. Эта обширная область — право интеллектуальной собственности — охватывает большой спектр прав различного характера: в то время как некоторые из них являются результатом акта интеллектуального творчества и признают-
1 Термин «передача в эфир» означает как радиовещание в строгом смысле этого слова, так и телевешание.
— По мнению Э. Байлос Коррозы, одинаковое отношение к праву на промышленную собственность и к АП в определенном смысле относится к нематериальным благам и яв-

^___________Введение__________________________15
ся в качестве его стимула и вознаграждения, другие, идет ли речь об интеллектуальном творчестве или нет, предоставляются с целью регулирования конкуренции между производителями.
Международной охраной АП и промышленной собственности занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В Конвенции, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г., в соответствии с которой была учреждена ВОИС, перечисляются дисциплины, объединенные под этим общим названием и говорится, что (ст. 2) для целей Конвенции на интеллектуальную собственность распространяются права, касающиеся:
«— литературных, художественных и научных произведений;
постановок и исполнений артистов-исполнителей, фонограмм и
передач организаций эфирного вещания;
изобретений во всех областях человеческой деятельности;
научных открытий;
промышленных чертежей и моделей;
— товарных знаков, торговых марок и знаков обслуживания, а также фирменных наименований и знаков;
защиты от недобросовестной конкуренции;
всех других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности
в промышленной, научной, литературной и художественной областях».
Литературные, художественные и научные произведения являются объектом АП. Представления и выступления актеров и артистов-исполнителей, запись фонограмм и радиопередачи составляют предмет смежных прав. Изобретения, результатом которых стал новый продукт или новый способ промышленного применения, относятся к предмету патентного права. Научные открытия являются предметом права на научные открытия. Речь идет в основном о праве научного работника на то, чтобы его фамилия публично ассоциировалась со сделанным им научным открытием, и о праве научных работников получать экономическую выгоду от использования этих открытий (из данного случая исключаются аспекты деятельности авторов научных открытий, которые относятся к праву промышленной собственности, когда открытие может быть предметом патента, и авторского права — на литературное, художествен-
ляется методологическим постулатом, который сопоставим, с одной стороны, с диверсификацией подхода к этим правам, что находит выражение в договорах, учреждениях и деятельности различных секторов в силу специализации законодательства и соображений доктрины права, а с другой — в силу связи указанных прав с другими институтами и учреждениями и иными категориями. Необходимо принимать во внимание все аспекты этого вопроса в свете экономической конкуренции, учет которой оказывается необходимым в силу воздействия различного рода препятствий как для интеллектуальной собственности (этот последний термин традиционно используется в Испании для обозначения АП), так и для промышленной собственности в том, что касается свободы торговли и предпринимательства. В итоге все это сказывается на возможностях рыночной конкуренции материальных ценностей (Baylos Corroza I978: 50).

16Авторское право и смежные права
ное произведение и т. д., когда открытие описывается в произведении, относящемся к этой категории. Промышленные чертежи и полезные модели являются предметом права на промышленные чертежи и полезные модели. Товарные знаки, наименования мест происхождения, знаки обслуживания и фирменные наименования относятся к ведению права о товарных знаках. Защита от недобросовестной конкуренции, противоречащей честным методам в промышленности и торговле, относится к предмету дисциплины «недобросовестная конкуренция».
Все права интеллектуальной собственности — — авторское право и смежные права, права промышленной собственности и права на научные открытия — относятся к нематериальным ценностям, даже если они не всеми признаются результатом интеллектуального творчества.
Авторское право
АП распространяется на литературные, музыкальные и художественные произведения в широком смысле слова и возникает вместе с самим произведением в силу самого акта его создания. Для появления права не требуется признания его административными властями, даже если иногда необходимо выполнить некоторые формальности, служащие различным целям (для облегчения подтверждения авторства, формирования и пополнения публичных архивов и библиотек и т. п.). Система «конститутивной» регистрации АП, в силу которой его обладатель получает исключительные и неоспоримые права с момента выполнения установленных законом регистрационных формальностей, является, как мы увидим далее (глава 10), отголоском института «привилегий», соответствующего определенной концепции права на экономическую эксплуатацию произведений, отвергнутой самой доктриной, получившей закрепление в законодательстве некоторых стран.

Промышленная собственность
Патенты, товарные знаки, полезные модели и промышленные дизайнерские разработки, а также защита от недобросовестной конкуренции составляют то, что именуется правом на промышленную собственность.
Права на патенты, промышленные дизайнерские разработки и полезные модели совпадают с АП лишь в том плане, что они направлены на охрану внешнего проявления акта интеллектуального творчества и обеспечение получения экономической выгоды от эксплуатации результата такого творчества.
Напротив, подтверждение прав на товарный знак не относится к охране творческой деятельности: товарный знак представляет собой обозначение или символ, служащий для индивидуализации того, кто отвечает за товары и услуги, предоставляемые в общественное пользование. Так же

Введение17
обстоит дело и с фирменными наименованиями и наименованиями мест происхождения товара. Что касается товарных знаков, то юридическая защита обусловливается необходимостью предотвращения несанкционированного использования названия предприятия конкурентом.
Наименования мест происхождения указывают на географическую принадлежность товаров или услуг — с помощью надписей «fabrique en . », «made in . », «сделано в . » либо же на определенные качества продукта, зависящие от используемого природного сырья: например, такие вина, как «херес», «риоха», «шампанское» и т. п., «дижон-ская» горчица, «лиможский» фарфор или золенгеновская сталь. Юридическая защита обосновывается заинтересованностью общества в характерных качествах продукта, по которым оно может установить страну, регион или определенное место происхождения, а также необходимостью защиты производителей из этих географических зон от недобросовестной конкуренции.
Достижения в области растениеводства являются объектом особой системы охраны, отличающейся от охраны права на патенты, поскольку она касается лишь коммерциализации материалов, используемых для получения различных сортов растений (семян, рассады и т. п.), не включая саму растительную культуру и коммерциализацию растений как таковых.
Наряду с этим существуют важные различия между правами на интеллектуальную собственность на результаты творческой деятельности, в зависимости от того, идет ли речь об изобретениях, промышленных дизайнерских разработках и моделях или о литературных, музыкальных, научных и художественных произведениях.
Патентное право охраняет новый продукт или новый процесс индустриального использования, полученный в результате изобретения. Исключительное право на запатентованное изобретение приобретается в силу административного акта — патента. Он выдается при соблюдении некоторых определенных условий: необходимо, чтобы речь шла об изобретении, чтобы оно обладало новизной (в объективном смысле этого термина) и чтобы оно позволяло получить новый результат на основе индустриального внедрения.
Право на промышленные дизайнерские разработки и полезные модели охраняет внешний вид продукта. В отличие от других форм промышленной собственности (прав на патенты и на товарные знаки) оно возникает с момента регистрации в административном органе.
Взаимосвязи
Из различных компонентов интеллектуальных прав формируются области, которые не всегда имеют четкие границы. Общие элементы, присущие творческой деятельности человеческого разума, обусловливают

18Авторское право и смежные права
взаимосвязи — а порой и иерархию — между различными областями, как это имеет место, например, в отношении художественных произведений и промышленных дизайнерских разработок и моделей, а также рекламных разработок и формулировок (или объявлений).
Возьмем классический пример дизайна. Творчество дизайнера в принципе охраняется, с одной стороны, АП как одна из форм искусства, с другой — правом на промышленные образцы и дизайнерские разработки, которые самостоятельно охраняются как произведения прикладного искусства, поскольку они представляют собой творчество по оформлению или элементы, добавленные или внесенные в индустриальный продукт. Законодательства некоторых стран предусматривают охрану дизайна в рамках двух режимов (закона об АП и закона о промышленных дизайнерских разработках и образцах) с той оговоркой, что они не могут применяться одновременно при обращении в суд с целью признания права3.
Так же обстоит дело и с рекламными надписями, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков без ущерба для охраны, которая предоставляется им в рамках АП в тех случаях, когда они имеют достаточную оригинальность4.
В двух важных международных многосторонних конвенциях по АП — — Бернской конвенции и Всемирной конвенции — предусматривается также такая двойная возможность в отношении художественных произведений (см. п. 2.2.1.4 гл. 2).
Автономный характер авторского права
АП в целом обладает общими чертами с другими составляющими права интеллектуальной собственности в следующих аспектах: нематериальный объект, исключительный характер, охрана против всех и каждого (erga omnes) и передаваемость права на использование. Вместе с тем АП пользуется законодательной автономией в национальном плане и самостоятельностью в рамках международных конвенций, оно обладает научной автономией, поскольку обеспечивает принципы и решения, необходимые для регулирования различных фундаментальных проблем. Так, например:
1 См., напр., ст. 28 Закона-декрета 6673/63 Аргентины (касающегося промышленных моделей и рисунков/чертежей): «Если промышленная модель или рисунок/чертеж, зарегистрированные в силу настоящего декрета, могли быть также объектом депонирования в соответствии с Законом 11.723, касающимся правового режима охраны интеллектуальной собственности, то автор не может одновременно ставить вопрос о защите обоих видов своих прав, обращаясь в органы правосудия с целью признания своих прав».
4См., напр., Закон 22.362 в Аргентине (касающийся торговых марок и товарных знаков), где излагаются мотивы такого подхода; см. также судебные решения, касающиеся охраны рекламных материалов в соответствии с Законом 11.723 о правовом режиме охраны интеллектуальной собственности.

Введение19
Его объектом становится результат интеллектуального творче
ства вне зависимости от его промышленного применения.
С момента решения автора об обнародовании своего произведе
ния он имеет право на то, чтобы его имя или псевдоним указывались вся
кий раз, когда его работа используется (или право на неразглашение
данных о личности автора), на соблюдение целостности произведения
и на отказ от его обнародования и изъятие произведения из оборота. На
против, личное неимущественное право изобретателя после принятия
им решения о патентовании своего изобретения сводится преимуще
ственно к праву на признание его в качестве изобретателя при заявке о
выдаче патента или в любом другом аналогичном официальном доку
менте в соответствии с национальным законодательством.
Его основанием является акт создания произведения, а не при
знание его существования административным органом5.

lawbook.online

Авторское право

Авторское право

Законодательство об авторском праве включает в себя и нормы о смежных правах, которые наиболее тесным образом связаны с авторским правом.

В Российской Федерации ключевым нормативным правовым актом, регулирующим авторское право и смежные права, является Гражданский кодекс РФ 4 часть (далее Закон), где авторским правам посвящена Глава 70 Авторское право статьи 1255-1302 а смежным правам Глава 71 Права, смежные с авторскими.

литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, про изведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, другие произведения.

Объектами авторского права не являются официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

Смежные права

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
Согласно главе 71 Закона обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, по этому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае репрессии и посмертной реабилитации исполнителя, работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

Авторские права, в большинстве случаев, передаются только по лицензионному договору, заключенному в письменной форме.

Защита авторских прав, как и смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

www.copyright.ru

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Авторское право — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (пункт 1 статьи 1255 Гражданского кодекса РФ).

Авторское право возникает с момента создания произведения.

Понятие «авторское право» охватывает, закрепляемые законодательством в отношении авторских произведений:

1) личные неимущественные права автора, например, право на имя, право на обнародование, право на защиту и т.п.;

2) исключительное авторское право, на основании которых автор и его правопреемники (правообладатели) могут разрешать или запрещать использование произведения любым способом (Статья 1270 ГК РФ);

3) «право на вознаграждение», устанавливается, когда произведение может использоваться без согласия автора (правообладателя), но с выплатой ему вознаграждения (статья 1245 ГК РФ).

Для обеспечения доказательств авторства во многих случаях осуществляется регистрация и депонирование произведений — регистрация авторского права >>>

Однако, для возникновения, осуществления и защиты прав, авторское право не требует какого либо специального оформления.

При возникновении авторских прав сам автор или лицо, по служебному заданию которого создано произведение, становится правообладателем.

Исключительное авторское право переходит по наследству (Статья 1283 ГК РФ).

Полная передача авторских прав может осуществляться с помощью заключения договора отчуждения (Статья 1285 ГК РФ).

Для передачи прав на использование произведения различными способами заключается лицензионный договор.

Для передачи авторских (и смежных) прав имеются важные существенные условия лицензионного договора, виды договоров и другие важные особенности использования произведений и передачи прав.

Кроме договора отчуждения и лицензионного существуют несколько специальных видов договоров:

Авторское право регулирует особенности использования различных произведений, например аудиовизуальных, программ для ЭВМ как сложных объектов.

Авторское право предполагает ограничения для информационных, научных, учебных и некоторых других специальных целей.

Смежные права занимают отдельное место в системе интеллектуальной собственности.

Право, смежное с авторским это права исполнителей произведений, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, а также права публикатора и составителя баз данных (Глава 71 ГК РФ).

Авторское право имеет обширную и долгую историю — с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались. Отдельное внимание изучающих должен привлечь Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года на основании которого авторское право существовало в период СССР.

Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав.

Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ по коллективному управлению правами.

www.copyright.ru

Место авторского права в системе интеллектуальной собственности

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав :

Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Актуальность темы исследования. В современный период в области права в Российской Федерации наблюдается заметное ускоренное развитие, а именно происходит переход всего законодательства на рельсы рыночной экономики, меняются теоретические и практические подходы к построению, толкованию и применению закона.

Этот процесс затрагивает все отрасли российского права. В частности, этот процесс происходит и в российском гражданском праве. В сфере гражданского права установление рыночных отношений в большинстве институтов этой отрасли права потребовал корректировки (иногда — существенной) принципов и подходов, применявшихся в условиях советской экономики. Однако, в некоторых институтах гражданского права переход к рыночной экономике потребовал «пересмотра основ», построения всей правовой системы на совершенно новой базе, применения совершенно новых принципов создания новых правовых режимов.

К этим последним институтам гражданского права, претерпевшим коренное изменение за последние 10-15 лет, относится и институт авторского права. Сюда же можно отнести и институт изобретательского права, где изменение сущности привело даже к замене самого названия — вместо «Изобретательского права» появилось «Патентное право».

В авторском праве произошедшие изменения, может быть не столь очевидны, как в изобретательском праве, но они столь же значительны и столь же кардинальны.

Анализ и осмысление всех изменений, которые произошли в сфере авторского права, — это тема крупных работ, выполняемых, на уровне докторских диссертаций.

Нами поставлена более узкая задача — исследовать одно из направлений авторского права — вопросы ответственности за нарушение авторских прав, во-первых — в бездоговорных отношениях, во-вторых — в рамках заключенного авторского договора.

Актуальность избранной темы становится особенно очевидной, если вспомнить о том, что еще десять лет тому назад общие гражданско-правовые меры ответственности фактически не применялись к нарушениям авторских прав, причем это относится как к договорным, так и к бездоговорным нарушениям.

В настоящее время в законодательстве нет преград для применения в сфере авторского права общих гражданских мер ответственности, хотя законодательство прямо и не устанавливает обязанности применения общих

правил о гражданской ответственности. Это обстоятельство, а также «советская традиция», неприменения в этой сфере общих норм гражданской ответственности, оказывают сдерживающее влияние на применение общих норм.

Это повышает актуальность избранной темы, делая ее интересной как с практической, так и с теоретической точек зрения.

Объект и предмет исследования. Непосредственным объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в случаях нарушения авторских прав, а также в тех случаях, когда нарушаются условия авторских договоров.

Основное место в работе занимают вопросы гражданско-правовой ответственности, одновременно в работе анализируются и меры административной и уголовной ответственности.

Ответственность возникает только при наличии правонарушения. Последним является либо нарушение исключительных имущественных или личных неимущественных авторских прав, либо нарушение положений авторского договора.

Сами меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренные действующим законодательством, содержатся как в общих положениях гражданского права, в частности, в Гражданском кодексе РФ, так и в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах.»

Сочетание этих общих и специальных норм — а оно не всегда ясно и требует тщательного анализа, — а также уяснение смысла этих норм, и явилось одним из вопросов настоящего исследования.

Вместе с тем, нам пришлось, в силу указанных выше причин, а также, для того чтобы представить более ясную картину, выйти за рамки указанной в названии работы довольно узкой темы работы.

Дело в том, что авторское право занимает важное место в составе более общей правовой категории — в праве интеллектуальной собственности. Иногда эту категорию называют подотраслью гражданского права; другие считают, что право интеллектуальной собственности является комплексной структурой в составе гражданского права.

Независимо от характеристики самого права интеллектуальной собственности, нет сомнения в том, что авторское право играет в нем важную роль (может быть, даже — главную роль). Кроме того, нет сомнений в том, что «судьба» авторского права неразрывно связана с «судьбой» интеллектуальной собственности. Поэтому мы несколько расширили объект иссле-

дования и посвятили часть исследования общим вопросам интеллектуальной собственности, что подготавливает читателя к переходу к более узкому вопросу об ответственности за нарушение авторских прав.

Предметом исследования в настоящей работе являются проблемы правового регулирования, связанные с определением нарушения авторских прав, а также условий авторских договоров, включая сюда понятие убытков (ущерба), противоправности деяния, причинно-следственной связи между убытками и действиями нарушителя и вины нарушителя, а также проблемы, относящиеся к выбору и применению мер ответственности.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является комплексное исследование правовых проблем ответственности, возникающей при бездоговорном нарушении авторских прав, а также при нарушениях авторских договоров.

Целью диссертации является также попытка акцентировать внимание на том, что в этих случаях происходит совокупное применение общих гражданских норм о защите прав, об ответственности за нарушение гражданских прав и специальных норм об ответственности за нарушение авторских прав. При этом правовое регулирование защиты авторских прав, с применением тех мер защиты, которые не являются мерами ответственности, в настоящей работе специально не рассматривается.

В работе нами поставлены и решены следующие задачи:

1. Проследить урегулированность вопросов интеллектуальной собственности, а также вопросов охраны авторских прав в уже принятых (трех) частях ГК РФ.

2. Выявить общую природу гражданско-правовой ответственности — как договорной, так и деликтной.

3. Рассмотреть вопрос о возможности возникновения внедоговорной ответственности за нарушение авторских прав.

4. Выявить специфические условия наступления ответственности за внедоговорное нарушение авторских прав.

5. Проанализировать меры ответственности за бездоговорное нарушение авторских прав.

6. Выявить правовую природу авторского договора и определить условия его действительности, что является предпосылкой возникновения ответственности и применения мер ответственности за нарушение авторских договоров.

7. Выявить и проанализировать общие и специфические меры ответственности за нарушение авторских договоров.

Методическая основа исследования. Исследование основывается на методах исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа, сочетании методов анализа и синтеза, на методе аналогии. Методологической основой исследования являются общие теоретические положения теории права и науки гражданского права, в частности, положения о соотношении общих и специальных норм права, об императивных и диспозитивных нормах, о специальных приемах толкования норм права, о соотношении национального и международного законодательства.

Степень проработки темы. Следует отметить, что проблема ответственности за нарушение авторских прав может прорабатываться, и реально прорабатывалась на разных уровнях.

Прежде всего, это уровень ответственности за нарушение именно авторских и только авторских прав.

Другой уровень — ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности, поскольку одним из объектов интеллектуальной собственности является авторское произведение, а само авторское право -разновидность прав интеллектуальной собственности. При этом возможно применение по аналогии различных теоретических разработок и практических примеров.

Третий уровень разработок — ответственность за нарушение гражданских прав, поскольку эта ответственность применима к праву интеллектуальной собственности и к авторским правам.

Если учитывать только тех ученых, которые занимались проблемой ответственности за нарушение именно авторских прав, то следует назвать следующие имена: Антимонов Б.С., Гаврилов Э.П., Грингольц И.А., Гришаев СП., Дозорцев В.А., Зенин И.А., Ихсанов У.К., Макагонова Н.В., Калятин В.О., Кириллова М.Я., Клык Н.Л., Савельева И.В., Сергеев А.П., Серебровский В.И., Флейшиц Е.А., Чернышева С.А.

Правовыми проблемами ответственности в различных сферах интеллектуальной собственности также занимались: Еременко В.И., Мухамедшин И.С., Мамиофа И.Э., Наменгенов К.Н., Свядосц Ю.И., Сергеев В.М., Скрипко В.Р., Трахтенгерц Л.А., Усольцева СВ., Финкель Н.К.

В числе тех ученых, которые занимались или занимаются в настоящее время общими вопросами гражданско-правовой ответственности, сле-

дует назвать Братуся С.Н., Витрянского В.В., Грибанова В.П., Егорова Н.Д., Иоффе О.С, Малеина Н.С, Матвеева Г.К., Садикова О.Н., Суханова Е.А.

Разумеется, нами названы только основные имена. На самом деле этот список можно было бы значительно расширить.

Несмотря на большое число работ по избранной теме мы не может сказать, что эта тема хорошо исследована. Более правильным является иной вывод: специфика ответственности за нарушение авторских прав исследована недостаточно.

Даже крупные современные ученые, которые занимаются в настоящее время вопросами авторско-правовой ответственности, используют конфликтную и судебную практику советского периода (1960 — 1990-е годы), когда вся «ответственность» сводилась к выплате авторского гонорара. Естественно, что при этом новые принципы ответственности переплетаются со старыми принципами: новые теоретические исследования еще не освободились окончательно от «советских оков».

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Исключительные права на результаты творческой деятельности следует понимать как права только имущественные. Точку зрения профессора А.П.Сергеева, заключающуюся в том, что исключительные права включают в свой состав и личные неимущественные права, трудно поддержать. В этом вопросе более прав профессор В.А.Дозорцев. Личные неимущественные права не могут считаться исключительными, потому что они не создают запретов для третьих лиц. Наличие таких запретов — характерная черта любого исключительного права.

2. Раздел ГК РФ, который будет посвящен охране творческих результатов, нельзя называть «Исключительные права», поскольку этот раздел регулирует также личные права и договоры о передаче творческих результатов, права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации.

3. Конвенция 1967 года, учреждающая ВОИС, содержит перечень объектов интеллектуальной собственности, составленный с целью достижения максимально полного охвата всех объектов интеллектуальной собственности, включая «пограничные», нематериальные объекты. Новизна заключалась, именно в наибольшем увеличении количества объектов по

перечню и при этом перечень не преследовал цели научной классификации объектов интеллектуальной собственности.

4. Перечень объектов исключительных прав, содержащийся в Проекте части 3 ГК от 8 октября 1999 года, требует доработки; в частности, необходимо определить, надо ли упоминать в нем компьютерные программы и базы данных как разновидности авторских произведений; вместо «профессиональные секреты (ноу-хау)», лучше применить название «неопубликованная (нераскрытая) информация». Кроме того, эти объекты следует разбить на четыре группы: а) результаты творчества; б) иные результаты интеллектуальной деятельности; в) средства индивидуализации юридического лица; г) средства индивидуализации товаров, работ, услуг. При этом следует проводить группировку по принципу наличия понятия автор, например: изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения имеют четко определенное понятие автор, в то время как для фонограмм предусмотрено понятие владелец. Лишь после этого данный перечень можно считать готовым для включения в ГК РФ.

5. Заявить претензии о применении мер внедоговорной ответственности вправе лишь автор или иной владелец исключительных авторских прав. Владелец неисключительных прав не может предъявлять претензии о внедоговорной ответственности.

6. С теоретической точки зрения регистрация произведения вряд ли является оправданной, ибо авторское право не знает первенства (приоритета) и новизны произведения, обязательная регистрация произведения законом не предусмотрена, а потому регистрация не создает авторских прав и не расширяет существующих прав.

Однако, на практике такая регистрация часто оказывает не последнюю роль при разрешении судебных конфликтов. И возможно, что в этой связи, предложение прибегать к регистрации произведений в Российском авторском обществе, не лишено здравого смысла. Еще проще быстрее и дешевле осуществить такую регистрацию у нотариуса.

Вышеизложенное не относится к регистрации в РАО тех произведений, в отношении которых применяется система коллективного управления; в этих случаях регистрация носит «технический» характер и является обязательной.

7. Условия наступления ответственности за бездоговорное нарушение авторских прав определяются не только статьями 46-50 Закона об авторском праве, но и — в отношении гражданской ответственности — при на-

рушении личных и имущественных прав — статьями 1064-1083 ГК РФ, а при нарушении личных неимущественных прав — также и статьи 151 и 1099-1101 ГКРФ.

Уголовно-правовая ответственность определяется ст. 146 УК РФ, а административно-правовая ответственность — статьей 49 и 50 Закона об авторском праве и статьей 7.12 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Эти нормативные акты в совокупности дают достаточно высокую правовую защиту авторских прав (имущественных и личных неимущественных) в случаях их бездоговорного незаконного использования. Это положение в литературе разделяется далеко не всеми авторами.

8. Понятие незаконного использования авторских прав и в гражданском, и в административном, и в уголовном процессе должно определяться на основе норм Закона об авторском праве, в частности на основе норм статей 15 и 16 этого Закона.

При этом перечень случаев использования, приведенный в пункте 2 ст. 16 Закона об авторском праве, следует считать исчерпывающим (закрытым).

Поэтому имеющиеся в литературе высказывания о том, что этот перечень не является закрытым нельзя признать правильным.

9. Компенсация в твердой сумме, предусмотренная в подпункте 5 пункта 1 ст.49 Закона об авторском праве, является удачной и широко применяемой нормой.

Эту норму целесообразно распространить на случаи бездоговорного использования других результатов творческой деятельности. Вместе с тем, следовало бы уточнить сферу действия этой нормы. Не следует присуждать эту компенсацию, если нарушение не причинило убытков. С противоположной позицией, занятой по этому вопросу Высшим арбитражным судом, трудно согласиться.

При отсутствии убытков компенсацию не следует присуждать.

10. В ст. 146 УК РФ должен быть нормативно определен крупный ущерб. Отсутствие определения крупного ущерба — серьезный пробел в ст. 146 УК РФ. Можно настаивать на том, что нарушения в сфере исключительной собственности есть кража; согласно ст. 158 УК размер крупного ущерба при краже составляет 500 минимальных размеров оплаты труда, такой же размер возможно применить и в случае ст. 146 УК.

11. Авторский договор должен соответствовать императивным нормам, содержащимся в ГК РФ и в Законе об авторском праве. Ответчик по спору о нарушении авторского договора может освободиться от ответственности, если докажет, что авторский договор не соответствует указанным выше императивным нормам и потому он считается недействительным.

12. Одним из основных условий авторского договора является условие о характере передаваемого по договору права. Право может передаваться как неисключительное или как исключительное. Следовало бы исключить из пункта 4 ст.30 Закона об авторском праве термин «прямо».

Даже если передаваемое право прямо не названо в договоре исключительным, оно должно считаться исключительным, если его исключительный характер вытекает из других условий авторского договора.

13. Несмотря на принцип свободы гражданских договоров (ст.421 ГК РФ), авторский договор должен соответствовать условиям, указанным в ст.31 Закона об авторском праве, а именно, точно указывать предмет договора, объем передаваемых прав, размер вознаграждения (если только автор от него не отказался).

В авторском договоре желательно указать срок его действия; в противном случае права пользователя могут оказаться ущемленными. Российское авторское общество поддерживает мысль о том, что автор не может отказаться от вознаграждения, но это мнение РАО не поддерживается в судебной практике. Однако мнение некоторых ученых о том, что автор может отказаться от вознаграждения имеет право на существование.

14. Ответственность сторон за нарушение условий авторского договора определяется нормами ст.34 Закона об авторском праве и Гл.25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств». Нормы ст.49 Закона об авторском праве и гл.59 ГК РФ при этом не могут применяться, так как они рассчитаны именно на бездоговорное использование (нарушение) авторского права. С противоположной позицией, высказанной Верховным Судом РФ трудно согласится.

15. Ответственность автора за нарушение авторского договора строится на основе принципа вины (п.1 ст.401 ГК РФ).

Ответственность других участников авторского договора может либо основываться на принципе вины, либо возникать независимо от вины (п.З ст.401 ГК РФ). Таким образом, когда в договоре участвует автор, то он освобождается от ответственности, если он докажет отсутствие своей вины.

Однако юридическое лицо, участвующее в договоре, по общему правилу не освобождается от ответственности, даже если оно докажет отсутствие

Практическая значимость исследования. Положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе — в курсах «Гражданское право», «Право интеллектуальной собственности», либо в специальном курсе «Российское авторское право». Они также могут быть использованы в конфликтной, судебной и арбитражной практике и в работах по совершенствованию законодательства об авторском праве.

Выводы диссертанта могут послужить исходным материалом для дальнейшего исследования проблем авторско-правовой ответственности, гражданско-правовой ответственности, регулирования охраны интеллектуальной собственности, прежде всего — охраны авторских прав.

Апробация работы. Диссертация была подготовлена и прошла апробацию на кафедре правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности.

Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Приложений и Списка литературы.

Первая глава работы посвящена рассмотрению некоторых общих вопросов охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Она состоит из трех параграфов.

В первом («Интеллектуальная собственность и право собственности в Российском законодательстве») отмечается, что термины «интеллектуальная собственность» и «исключительные права» встречаются в Конституции РФ, в ГК РФ, во многих кодексах и законах и иных нормативных актах. Между тем, эти понятийные термины до конца не исследованы.

Следует считать, что под интеллектуальной собственностью понимается совокупность прав, включающих исключительные имущественные права и личные права на результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь — на результаты творчества, а также на некоторые другие приравненные к ним объекты.

В этом параграфе рассматриваются отличия интеллектуальной собственности от права собственности (неотчуждаемость личных прав, нематериальный характер объекта). Вместе с тем по некоторым признакам эти две категории прав сходны между собой. Указанное сходство состоит, прежде всего, в абсолютном характере обоих этих прав. Традиционно в

нашей литературе деятельность авторов и изобретателей относилась к творческой деятельности, а в ГК употребляется понятие «интеллектуальной деятельности». Требуется соотнесение этих понятий.

Термин «интеллектуальный» отражает использование человеком способностей рационального познания, тогда как понятие «творческая» деятельность отражает аспект оригинальности, качественной новизны ее форм и результата. В этой связи выдвигается предположение об отказе от термина «интеллектуальный» и замене его термином «творческий». При этом критикуется точка зрения С.В.Усольцевой, которая высказывается против применения термина «творческий».

Второй параграф первой главы посвящен рассмотрению вопроса о развитии понятия «интеллектуальной собственности» в России на современном этапе.

В этом параграфе понятие «интеллектуальной собственности» анализируется только в современном разрезе, на примере последних российских исследований (А.П.Сергеев, В.А.Дозорцев и др.). Прослеживаются проекты третьей (теперь — четвертой) части ГК РФ, в которых содержатся различные объекты, относимые к видам интеллектуальной собственности. Анализируются не устоявшиеся еще термины и понятия («секреты промысла», «коммерческая тайна» и др.).

Вносятся предложения о классификации этих объектов на результаты творчества и средства индивидуализации. Компьютерные программы и базы данных имеют свои специфические особенности, но все же должны быть отнесены к авторским произведениям.

В третьем параграфе главы 1 («Регулирование вопросов интеллектуальной собственности ГК РФ») исследуется вопрос о том, какие нормы принятых трех частей ГК РФ применимы к интеллектуальной собственности и к авторскому праву, в частности.

Выявлено, что в принятых частях ГК РФ около 600 статей применимы к интеллектуальной собственности и, в частности, к авторскому праву.

Эти («применимые») статьи ГК РФ делятся на две группы: первую составляют те статьи, в которых прямо упоминаются понятия «интеллектуальной собственности» или отдельных ее видов; ко второй группе относятся те статьи ГК РФ, в которых нет упоминаний интеллектуальной собственности и отдельных нематериальных результатов, однако они могут быть использованы для регулирования вопросов охраны интеллектуальной собственности, учитывая общий смысл и направленность этих статей.

К первой группе относятся около 40 статей ГК РФ (2, 8, 18, 26 64 128, 138,150, 769, 773, 1013, 1060, 1211 и др.).

В этом разделе работы высказываются критические замечания по ст.138ГКРФ.

Вторая глава работы посвящена юридической природе и содержанию гражданско-правовой ответственности.

Защита нарушенных гражданских прав может осуществляться различными способами, указанными в ст. 12 ГК. Как известно перечень упомянутых здесь способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим: этот перечень завершается указанием на то, что законом могут быть предусмотрены и другие способы защиты прав (с этими другими способами защиты прав мы сталкиваемся в законодательстве об авторском праве и в законодательстве о товарных знаках).

Некоторые меры защиты лишь исправляют несправедливость или восстанавливают ранее существовавшее положение. Эти меры не относятся к мерам ответственности.

Напротив, другие меры защиты налагают на нарушителя дополнительное бремя. Именно эти последние меры, и только — эти меры, принято относить к мерам ответственности.

К общим гражданским мерам ответственности относятся: возмещение убытков (ущерба), компенсация морального вреда, взыскание неустойки. Деление гражданской ответственности на различные виды осуществляется по многим критериям.

В зависимости от основания различают договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к нарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим. Юридическое значение такого рода разграничения состоит в том, что внедоговорная ответственность, ее форма и размер, устанавливается только законом, в то время, как для договорной ответственности действуют как нормы закона, так и положения договора. Таким образом, при заключении договора стороны могут предусмотреть ответственность за такие нарушения, которые не предусмотрены в законодательстве, но играют важную роль в конкретном случае.

Возникновение и применение гражданско-правовой ответственности возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся

противоправное поведение и вина правонарушителя. Для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков (ущерба) нужно наличие самих убытков (ущерба), а также причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими убытками. Совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности, образует состав гражданского правонарушения.

Наличие двух видов ответственности в гражданском праве — договорной и внедоговорной — один из краеугольных камней гражданского права.

При этом договорная ответственность состоит в том, что к ранее имевшимся между сторонами обязательствам добавляется новое обязательство по возмещению убытков и (или) уплате неустойки, а при бездоговорной ответственности — между сторонами, не связанными гражданским правоотношением, по возмещению ущерба (убытков) и компенсации морального вреда.

Это два различных вида гражданской ответственности, которые следовало бы рассматривать в курсах гражданского права по отдельности.

Третья глава работы посвящена проблемам внедоговорной ответственности за нарушение авторских прав.

Первый параграф этой главы содержит анализ следующей проблемы: действительность авторства как предпосылка ответственности.

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства. Под этим правом подразумевается юридическая возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

Необходимой предпосылкой ответственности за нарушение авторских прав является действительность авторства, т. е. тот факт, что автору в отношении его произведений принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом, перечисленными в п.2 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Авторство презюмируется. Это полностью соответствует Бернской конвенции по охране авторских прав, членом которой является Россия.

Закон об авторском праве исходит из того, как подчеркивает Э. П. Гаврилов, что — осуществление и защита авторских прав могут производиться без выполнения каких-либо формальностей в отношении произведений. Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права.

Ст.9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права.

В России самым распространенным способом доказательства авторства является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или его филиалом в целях обеспечения идентификации произведения. За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

Правового значения регистрация в РАО не имеет, она не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. Но, тем не менее, в суде ее можно рассматривать как имеющий отношение к делу факт, свидетельствующий о существовании данного текста на определенную дату. Признание данного факта ответчиком превращает этот факт в доказательство наличия у истца авторских прав.

В новейшем законодательстве положение о регистрации в области авторского права впервые было введено в законе РФ от 23 сентября 1992 г . №3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Регистрация рассматривается как необязательная, факультативная процедура, как право, а не обязанность субъекта авторских прав. Зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных возможно путем подачи заявки в Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Сделки в отношении видео и кинофильмов подлежат регистрации в обязательном порядке. В противном случае передача прав на кино или видеофильм владельца прокатного удостоверения соответствующему юридическому или физическому лицу будет признана недействительной, считаться ничтожной. Срок об уведомлении в письменной форме о передаче прав в регистрируемый орган ограничен 3-мя днями.

Такую же направленность в отношении определённых объектов имеет Распоряжение мэра Москвы № 265-РМ от 23.03.98 г., которое вменяло в обязанность всем торговым предприятиям города Москвы получать разрешение Комитета по телекоммуникациям и СМИ, дающего право на осуществление деятельности по розничному распространению аудио-видео и

компьютерной продукции на территории города. Указанное Распоряжение уже через несколько месяцев принесло весьма ощутимые результаты и таким образом послужило «катализатором» для введения в действие Постановления правительства Москвы №693 от 27.07.99 г., которое в свою очередь предусматривает дополнительные и более глубокие меры по организации распространения аудио и видеопродукции, компьютерных информационных носителей на территории г. Москвы.

В этом же параграфе рассматриваются также вопросы закрепления авторства путем регистрации документов у нотариуса.

Во втором параграфе третьей главы рассмотрены условия наступления ответственности за бездоговорное нарушение авторских прав.

Гражданское право значительного числа стран (ФРГ, Франции, Италии, Японии) признает принцип генерального (общего) деликта, влекущего за собой ответственность за любое нарушение прав другого лица.

Нарушение авторских прав рассматривается как частный случай деликта, регулируемого нормами авторского законодательства и общими нормами о гражданско-правовой ответственности за внедоговорное причинение вреда.

Нарушения авторских прав в Великобритании, США, Канаде и др. странах англо-саксонского права, не знающих юридической конструкции общего деликта, именуются » infringement». Особенность ответственности за это правонарушение заключаются, прежде всего, о том, что обладатель нарушенного права не обязан доказывать наличие фактического ущерба, но убытки не возмещаются, если нарушитель докажет, что действовал добросовестно: не знал и не должен был знать о существовании данного исключительного права.

Согласно положением Закона «Об авторском праве и смежных правах» РФ, за нарушение авторского права или смежных прав может наступить гражданская, уголовная или административная ответственность, установленная законодательством РФ.

Российское гражданское законодательство придерживается принципа общего деликта, согласно которому причинение вреда одним лицом другому само по себе признается противоправным и влечет обязанность возместить этот вред. К авторским деликтным обязательствам применимы общие признаки этой категории обязательств.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав является наиболее широко распространенной и действенной. Основная ее

цель- применение мер имущественного характера, а не санкций, направленных против личности нарушителя. В рамках гражданско-правовой ответственности нарушитель несет ответственность перед потерпевшим, в то время как в рамках уголовно-правовой ответственности нарушитель имеет ответственность перед государством.

Убытки за нарушение исключительного права могут быть взысканы с нарушителя лишь при наличии одновременно следующих условий:

— наличие убытков, размер которых доказан;

— противоправность действий ответчика;

— наличие причинно-следственной связи между убытками и действиями ответчика;

— вина причинителя вреда.

Одной из гарантий реализации авторских и смежных прав является уголовно-правовая защита этих прав, установленная ст. 146 Уголовного кодекса РФ. В УК РСФСР предусматривалась ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав в одной норме (ст. 141). В новом УК, как видно из ст.ст. 146 и 147, уголовно-правовая защита авторских и изобретательских прав разделена.

Третий параграф Главы 3 озаглавлен «Меры ответственности за бездоговорное нарушение авторских прав».

Согласно ст.49 Закона РФ»Об авторском праве и смежных правах» в случаях нарушения авторских и смежных прав, обладателям исключительных авторских и смежных прав предоставляется возможность требовать от нарушителя, в частности, возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков, выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Кроме того, возможно принятия иных мер, предусмотренных законодательством РФ (очевидно имеется ввиду ст. 12 ГК РФ).

Важно отметить, что согласно закону (ст.48), экземпляры произведений и фонограмм, которые были изготовлены или распространены с нарушением авторских и смежных прав, именуются «контрафактными». Этот термин отличается от термина «нелегальные» экземпляры. Термин нелегальные экземпляры является более широким, т.к. может включать, например, экземпляры, реализованные с нарушением правил торговли. Тер-

мин «контрафактные» относится исключительно к случаям нарушения авторских и смежных прав.

Наиболее простым и распространенным способом защиты нарушенных прав является взыскание компенсации в размере от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Конкретный размер компенсации в указанном промежутке устанавливается судом с учетом заявленных истцом требований и обстоятельств дела, исследованных судом. Преимущество данного способа зашиты прав заключается в том, что от обладателя авторского права или смежных прав не требуется предоставления огромного количества доказательств, достаточно лишь определиться в своих требованиях и убедить суд в том, что они вполне обоснованы. Такая мера, как выплата компенсаций, требует особого внимания со стороны судей, поскольку сумма компенсации должна назначаться с учетом существа нарушений авторских и смежных прав.

Поскольку указанная компенсация может быть взыскана вместо убытков, следует полагать, что суд должен определить ее размер в соответствии с примерной суммой убытков. Более того, при отсутствии убытков эта компенсация не должна присуждаться. Подпункт 6 п.1. ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что правообладатель может прибегнуть и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательными актами.

В настоящее время эту норму следует понимать как отсылку прежде всего к ст. 12 ГК РФ, где содержится перечисление различных способов защиты гражданских прав.

Обладатели исключительных авторских и смежных прав часто предъявляют требования о денежной компенсации причиненного им морального вреда. При рассмотрении таких требований следует учитывать, что ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» не регулирует такие требования, их регулируют нормы ст. 150-152 и 1099-1101 Гражданского кодекса РФ.

В сфере авторского права и смежных прав моральный вред подлежит компенсации лишь в тех случаях, когда нарушены какие-либо личные неимущественные права. Повторное использование произведения или записи исполнения без изменения содержания и с указанием имени автора, произведенное без согласия правообладателя, не может служить основанием для предъявления требования о компенсации морального вреда.

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена Кодексом РФ «Об административных правонарушениях». Данная ответственность наступает в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, если на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о месте производства, а также информация, которая может ввести потребителей в заблуждение.

За нарушение авторских и смежных прав, влекущее за собой наложение административной ответственности, предусмотрен штраф в размере от десяти минимальных размеров оплаты труда (на граждан), и в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (на должностных лиц), при этом предусмотрена конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье подведомственно районным народным судам.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав имеет некоторые черты сходства с уголовной ответственностью за кражу собственности. Пиратов, нарушающих авторские права, очень трудно схватить за руку, и поэтому одних гражданско-правовых средств борьбы может быть недостаточно. Введение уголовной ответственности в отношении пиратов может служить двоякой цели: быть средством удержания пиратов от совершения действий и средством «выведения их из строя».

Уголовной ответственности за нарушение авторских прав подлежат лишь те, кто действовал с умыслом.

Уголовная ответственность вытекает из ст. 146 УК РФ: » незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно и присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб. «

Камнем преткновения в практической реализации ст. 146 УК РФ является вопрос о понятии крупного ущерба. Закон его размера не определяет, что безусловно, является крупной проблемой[1]. Наиболее близкое решение данного вопроса содержится в примечании 2 ст. 158 УК РФ, где применительно к преступлениям против собственности крупным размером считается стоимость имущества, в 500 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент соверше-

ния преступления. На практике именно эта цифра и принята в качестве ориентира при оценке крупного ущерба, причиненного нарушением авторских прав.

В четвертой главе работы рассмотрены авторские договоры и ответственность за их нарушение.

Первый параграф посвящен понятию авторского договора и его юридической природе.

Специалисты в области авторского права в СССР придерживались двух диаметрально противоположных точек зрения относительно содержания авторского договора. Наиболее распространенной была следующая точка зрения: по авторскому договору автор никаких прав не передает, а лишь разрешает их использование на определенных условиях (теория разрешения). Согласно второй точке зрения — авторский договор является средством передачи авторских прав (теория передачи). Была высказана и компромиссная точка зрения о том, что одни авторские договоры (авторские договоры о передаче произведения для использования) не допускают передачу авторских прав, а другие (авторские лицензионные договоры) такую передачу допускают[2].

В современных условиях, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, отказом от идеологических догм, развитием индустрии продуктов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, действующее ныне законодательство об авторском праве достаточно четко определяет природу авторского договора, указывая на то, что на основе авторского договора осуществляется передача права на использование произведения от автора к другим лицам.

Следует согласиться с А..П. Сергеевым в том, что анализ норм Закона об авторском праве позволяет сформулировать определение авторского договора. По авторскому договору автор передает или обязуется передать пользователю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами в договоре.

Как один из видов гражданско-правовых договоров авторский договор опосредует создание и использование охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства. Передавая смысл закона,

можно сказать, что допускается передача на основе авторского договора как исключительных, так и неисключительных прав.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом (т.е. пользователь получает право использования произведения определенным способом наряду с другими лицами.) Если в авторском договоре прямо не указывается, что передаваемые права являются исключительными, то данные права считаются неисключительными.

Авторский договор разделяется на множество разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует много критериев, в соответствии с которыми можно провести классификацию авторских договоров.

В зависимости от вида произведений, по поводу которых договоры заключаются, можно выделить следующие группы договоров: авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. На практике существуют три отдельных издательских договора — на издание литературных произведений, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них имеет определенную специфику. В зависимости от того, что именно является предметом авторского договора -готовое произведение или произведение, которое только необходимо создать, различают авторские договоры заказа или авторские договоры на готовое произведение.

Согласно общепринятой в договорном праве классификации авторский договор носит характер:

— двухстороннего — сторонами договора являются обладатель авторского права и пользователь;

— консенсуального — для заключения и вступления его в действие достаточного согласия сторон;

— взаимного — обладают правами и обязанностями обе стороны;

— возмездного — каждая сторона получает плату либо иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей;

— каузального — из договора видно его основание.

Чаще всего прекращение авторских договоров связано с истечением срока их действия. Согласно ст.408 ГК РФ исполнение обязанностей по

договору уже является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства. Но не всегда нормы данной статьи в точном смысле применимы к субъектам авторского права, так как некоторые права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и сохраняют силу в течение всего срока действия договора.

Второй параграф четвертой главы посвящен условиям действительности авторского договора как предпосылке возникновения ответственности.

Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Для признания такового договора действительным, необходимо соблюсти лишь обязательные для сторон правила, установленные законом и иными правовыми нормами (императивные нормы), действующие в момент его заключения. В отношении авторского договора это требование ст.422 ГК РФ означает, что автор не вправе передать по договору личные неимущественные права (авторство, имя); нельзя заключать договор на больший срок, чем действует авторское право; необходимо в договоре указать конкретное право, подлежащее передаче.

Действительность авторского договора основывается на соблюдении предъявляемых к нему требований.

Анализ законодательства, касающегося содержания авторских договоров, и судебной практики свидетельствует о том, что такие требования, прежде всего, касаются:

— правомочности субъектов авторского договора;

— характера передаваемых прав;

— способов использования произведения;

— срока, на который передается право;

— территории, на которой может осуществляться использование;

— формы заключения договора;

— размера вознаграждения и порядка его определения за каждый способ использования, а также сроков его выплаты.

Под предметом авторского договора понимается конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора. Иными словами, одна сторона авторского договора, являющаяся субъектом авторского права, передает другой стороне -пользователю конкретные имущественные права на условиях и на срок, определяемые дого-

вором. Имущественные права, которые могут быть переданы по договору, перечислены в ст. 16 Закона об авторском праве.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (п.5 ст.31 Закона об авторском праве). Пунктом 5 запрещается заключение авторских договоров на произведения, которые автор создаст в будущем. Такие договоры должны признаваться недействительными. Предметом договора не могут быть произведения, неизвестные на момент заключения договора (ч.2 п.2 ст.31 Закона об авторском праве). Под правами, неизвестными на момент заключения договора, подразумеваются новые способы и формы использования произведений, которые могут появиться после заключения договора.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Закон об авторском праве безусловно также признает за автором указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо и не названо.

Наибольшее практическое значение имеет предусмотренное авторским законом право на вознаграждение авторов служебных произведений. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Однако п.2 ст.14 Закона «Об авторском праве и смежных правах » устанавливает, что «размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем». То есть не исключена возможность получения автором особого вознаграждения за использование работодателем достигнутых им творческих результатов.

Параграф третий четвертой главы относится к случаям и мерам ответственности за нарушения авторского договора.

Специальное регулирование гражданской ответственности по авторскому договору содержится в ст.34 Закона об авторском праве.

В соответствии со ст.401 ГК РФ, если в авторском договоре участвует индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, то их ответственность за нарушение авторского договора, как правило, подпадает под норму п.З ст.401 ГК РФ, т.е. ответственность возникает и при отсутствии вины.

Напротив, для автора и для других участвующих в договоре граждан и организаций, не осуществляющих коммерческую деятельность, ответственность наступает только при наличии вины.

Ответственность автора. Прежде всего, устанавливается вина автора в нарушении им договорных обязательств. Лицо, нарушившее обязательство, может доказать свою невиновность. На размер ответственности не влияет ни форма вины, ни ее степень. При наличии объективных причин, например, болезнь и т.д., послужившие в результате неисполнению договорных обязанностей, автор ответственности не несет.

При установлении факта нарушения договора и установлении размера причиненного ущерба можно говорить о возмещении убытков как о мере ответственности[3].

Пользователь может возместить свои убытки, включая расходы на подготовку произведения к обнародованию, неполученные доходы, которые пользователь рассчитывал получить в случае исполнения автором своих обязанностей. Возмещение убытков в полном объеме должно быть только в том случае, если речь идет о готовом произведении как о предмете авторского договора. Если это не так, то автор должен возместить заказчику только реальный ущерб, а упущенная выгода заказчика не возмещается. Автор несет обязанность по возмещению убытков только в том случае, если существует причинная связь между допущенными им нарушением условий договора, и вытекающим из этого последствий.

Ответственность пользователя. Пользователь тоже несет ответственность за нарушения авторского договора. При этом надо отметить, что основание к форма его ответственности регулируются как договором, так и общими положениями гражданского права. Основанием ответственности пользователя могут быть следующие обстоятельства: причинение автору убытков, нарушение целостности произведения, невыплата авторского гонорара. Пользователь произведение должен соблюдать правило, предусмотренное ст. 401 ГК РФ: лицо нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность независимо от своей вины, если только это не произошло вследствие непреодолимой силы. Нужно правда уточнить: данная норма применяется к пользователям, которые используют произведение с целью извлечения прибыли. Если же это не так, то пользователь несет ответственность

на общих основаниях, т. е. в тех случаях, если есть доказательство его вины.

В авторском договоре довольно часто встречается такой пункт: обязанность использования пользователем произведения. Если существует факт неиспользования произведения в установленный договором срок, то это считается нарушением данной обязанности. Ответственность за такое нарушение может применяться в форме выплаты автору всего вознаграждения, которое положено ему по договору, но может быть и другой вариант, когда автор в этом случае использует свое право отказа от договора и потребует возврата всех экземпляров произведения, переданных им. Автор может воспользоваться двумя вариантами. Но он имеет право не настаивать на выплате ему гонорара, а просто расторгнуть с заказчиком договор.

Естественно, что пользователь несет не только ответственность за нарушение обязанностей по использованию произведения. Другим основанием может послужить факт повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Для избежания конфликтных ситуаций в дальнейшем в авторский договор необходимо включить конкретный размер компенсации, который выплачивается автору в случае порчи, утраты или гибели произведения. Если пользователь не будет выполнять оговоренные условием договора обязательства по выплате автору компенсации, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов.

Пользователь несет ответственность также и за сохранение целостности произведения. Заказчик не может вносить изменения в произведение, искажать или без согласования с автором вносить дополнения, комментарии, предисловие. Как правило, в авторских договорах не предусматривается санкций за такие нарушения. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения нарушения и восстановления целостности произведения. При заключении авторского договора стороны могут предусмотреть специальные меры ответственности за данное нарушение.

В заключении высказываются некоторые соображения, касающиеся регулирования в будущем законодательстве (новые части ГК или новая редакция Закона об авторском праве) вопросов авторско-правовой ответственности.

Некоторые выводы и положения диссертационного исследования содержатся в следующих публикациях:

1. Законодательство Российской Федерации по защите исключительных прав авторов и правообладателей программ для ЭВМ. // Безопасность. Достоверность. Информация. // 2000. № 2.

2. Правовые методы и средства защиты авторских прав. // Жизнь и безопасность. // 2000.№2.

3. Правовая охрана исключительных прав авторов и правообладателей программ для ЭВМ./Проблемы информационной безопасности // 2001.№4.

4. Роль судебной власти в системе защиты прав человека. // Сборник статей «Судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц» // РГГУ.2001.

[1] Комментарий к УК РФ. Под ред. Ю.И.Скуратова. М.,1999. — С.318.

[2] В.А.Дозорцев Авторский договор и его типы. / Советское государство и право.М., 1997.- №2.- С.46

[3] А.П.Сергеев Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001.-С.314.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

law.edu.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]