Ценности современной молодежи

К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной.

В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:
1. Здоровье.
2. Семья.
3. Коммуникативные ценности, общение.
4. Материальные блага, финансовая стабильность.
5. Любовь.
6. Свобода и независимость.
7. Самореализация, образование, любимая работа.
8. Личная безопасность.
9. Престиж, известность, слава.
10. Творчество.
11. Общение с природой.
12. Вера, религия.

Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план. Но когда эта молодежь обзаводится собственной семьей и детьми, эти ценности становятся важны.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.

Формирование систем ценностей современной молодёжи представляет собой сложный, комплексный, многоаспектный процесс, требующий разработки единой страте-гии и объединения усилий общественных и государственных составляющих. Для эффек-тивного функционирования институтов социализации и воспитания молодёжи, как ин-струментов и факторов формирования ценностей современной молодёжи требуется со-блюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.

Студентка 2 курса ПГУ имени Шолом-Алейхема Малина А.А.

www.molodezh79.ru

Ценности молодежи: что должно насторожить

Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к.соц.наук.

Социологи исследовали ценности современной российской молодежи, проведя опрос среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Оказалось, что в первую очередь принявшие участие в анкетировании представители молодого поколения ценят взаимопонимание и хорошие отношения в семье. И это пока радует.

Второе место по значимости прочно занимают ценности материального благополучия и комфорта, которые оказались даже более востребованными, чем вопросы собственного здоровья и самочувствия. В целом это объяснимо, поскольку проблема сохранения хорошей физической формы для молодежи в силу возраста еще не столь актуальна. А вот теплые межличностные отношения по своей востребованности значительно уступают трем указанным позициям, что уже настораживает (рис. 1).

Рис. 1. Ответы молодых россиян на вопрос «Что из перечисленного на сегодняшний день для вас наиболее важно?» [1]

Поскольку исследовались три возрастные когорты молодежи, то крайне интересно проследить различия в ценностных установках молодых людей разных возрастов. Тем самым вырисовывается определенный вектор, по которому будет происходить развитие российского социума.

Наибольший приоритет романтическим чувствам отдают молодые люди самой юной возрастной категории (18–22 года), а по мере дальнейшего взросления жажда любовных отношений вытесняется иными желаниями, непосредственно пересекающимися с материальными благами.

С годами меняются и установки на саморазвитие, творчество. Если молодежь до 22 лет отмечает необходимость личностного совершенствования и самореализации в 23% случаев, то спустя всего десять лет частота выбора этих позиций снижается до 17%. Похожая ситуация наблюдается с отношением к творчеству, с увлечениями и хобби — по мере взросления значимость этих категорий снижается в два раза.

Если из всех предложенных исследователями ценностей выбрать и сгруппировать схожие, а затем подсчитать среднее значение по группам, то становится очевидно, что ориентация на материальные ценности с увеличением числа прожитых лет усиливается, а установки на глубокие межличностные отношения, как и стремление к творчеству и работе над собой, остаются в прошлом (рис. 2).

Рис. 2. Ценностные предпочтения в разных возрастных группах россиян

Очень показателен и следующий момент. Материальное благополучие молодые люди признают в качестве одного из наиболее важных своих устремлений (рис. 1 — 2 место), а ценность карьеры и продвижения по службе привлекает их куда меньше (рис. 1 — 8 место). Это означает, что успешную реализацию профессиональных навыков молодежь не оценивает в качестве действенного инструмента достижения своих материальных ожиданий. Комфорт и благосостояние рассматривается практически в отрыве от труда, то есть сами по себе, по принципу «цель оправдывает средства». Нет понимания взаимосвязи труда и успешности, отсюда и невысокая потребность в собственном развитии и реализации творческих интересов.

В 2016 году в ЦНПМИ было проведено исследование, в ходе которого на основе экспертных оценок формировался ценностный профиль молодежи. Полученные данные сравнивались с системой ценностей российского общества в целом. Выводы абсолютно релевантны описанным выше результатам, поэтому приведем некоторые заключения, сделанные в ходе экспертного опроса.

Было установлено, что в негативную сторону сильнее всего от старшего поколения молодежь отличается своим отношением к окружающим людям, а также очень заметны отличия в вопросе выбора между материальными и нематериальными ценностями. Но при этом молодежь больше склонна к творчеству и инновациям (рис. 3).

Рис. 3. Разница выраженности характеристик молодого поколения и общества в целом [2]

Заметнее всего специфика современной молодежи проявляется в их отношении к окружающим. Это итоги системной либералистической атаки на сознание. Способность сопереживать проблемам людей утрачивается, а принцип «выживает сильнейший» начинает превалировать. Случайно ли это? Ведь именно либерализм, утверждает везде и всюду конкурентный подход. По факту, в либеральных обществах небольшие группы людей, обладающие рычагами управления ресурсами (материальными, природными, человеческими, финансовыми, информационными, военно-политическими), в угоду своим интересам перераспределяют блага в пользу меньшинства. Эта же модель воспроизводится молодежью, только уже на уровне межличностного взаимодействия.

Закономерен в связи с вышеизложенным сдвиг в сфере выбора между материальным и нематериальным. Ориентация на духовность молодым поколением постепенно утрачивается, а стремление к накопительству усиливается. В эпоху либеральных рыночных отношений и массовой пропаганды культуры потребления подобный тренд спрогнозировать несложно.

Позитивное отличие, заключающееся в приверженности молодёжи к творчеству, но, как видно из результатов анкетного опроса, по мере взросления эта черта утрачивается, как и потребность в дружеских отношениях.

Как точно сказал, словно именно про описанные выше процессы, великий русский философ Иван Ильин: «Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их способ жизни. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные „союзы“ всегда остаются условными и полупредательскими; их расчетливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма» [3].

Эти слова были написаны в середине прошлого столетия, но сегодня они не менее актуальны. Карьеризм и меркантилизм — идолы современного мира, постепенно подчиняющие себе разум вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей и отодвигающих на второй план вещи, делающие человека Человеком, а не машиной для достижения материальных благ и потребления. Собственно это путь, предлагаемый неолиберализмом — человек человеку волк, путь, на котором выживает сильнейший и на котором через моральные принципы можно легко перешагивать в угоду индивидуальным интересам.

Глядя на результаты опросов возникает стойкая уверенность, что, случайно или намеренно, сегодняшняя российская действительность выстроена таким образом, что практически не способствует формированию нравственной, морально устойчивой личности, ориентированной не только на материальную выгоду, способной к позитивному творчеству. Цели такой не ставится. Бывший министр образования заключил глубокомысленно, что система образования должна готовить «квалифицированных потребителей». Премьер-министр со знанием дела дал совет недовольным низкой зарплатой учителям уйти в бизнес. Президентским указом государственная культурная политика объявлена инструментом, призванным обеспечить «основу экономического процветания» [4] страны.

Получаем то, что программируется на самом высоком уровне. Ценности молодежи являются хорошим маркером того, в каком мире нам предстоит существовать в не таком уж далеком будущем.

ПРИМЕЧАНИЯ

[2] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л. И. Динамика портрета современной российской молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016 г. М.: Наука и политика, 2016. С. 23

[3] Ильин И. Поющее сердце — М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2009. С. 20

rusrand.ru

Материальные ценности современной молодежи

Также доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие [1].

Хотелось бы подчеркнуть, что молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально-демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций является первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, определяя жизненный смысл каждого члена общества. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля и поддержания порядка [3].

На формирование ценностей влияют происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета [2]. Этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.

www.rae.ru

Материальные ценности современной молодежи

«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [2].

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются — «ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.

Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность [1].

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат — лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом — как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии [3]. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, — все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. — это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом — островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности — необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

www.rae.ru

Материальные ценности современной молодежи

В прежние времена считалось, что брак должен быть один в жизни каждой пары, а развод, или уход из семьи осуждался обществом, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась. Современное поколение зачастую предпочитает сожительство зарегистрированным бракам, с легкостью разрывают одни отношения и начинают другие. С этим связано и увеличение количества неполных семей, и такого феномена, которое носит название «безотцовщина». Нынешняя общественность называет это одним и громким словом «свобода», «свободные отношения», но никто не отдает себе отчета в том, что вступая в такие отношения, наше поколение теряет те ценности, которые имели огромное значение для наших родителей, бабушек и дедушек.

В последнее десятилетие жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом семейных ценностей, другие трансформацией института семьи, но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям и обостряется противоречие между семейными ценностями.

Работы современных исследователей показывают, что на сегодняшний момент создание семьи не является социально значимым приоритетом в системе ценностей современной молодежи. Современная молодежь на первое место ставит независимость и карьеру, достижение какого-нибудь высокого положения в обществе. Семью же планируют в далеком будущем, когда поднимутся по «карьерной лестнице», добьются чего-то в жизни.

Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей.

Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.

В 2011г. Нами было проведено исследование, в котором принимали участие 90 молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Все они являются студентами ТУСУРа. Основная часть — студенты в возрасте от 18 до 21 года. При этом 88% респондентов не состоят в браке, только 12% живут в незарегистрированном браке. Данные цифры подтверждают высказывание о том, что молодежь сначала стремится получить образование и тем самым достичь экономической самостоятельности для того, чтобы создать благополучную семью.

Первой задачей исследования было выяснить, собираются ли учащиеся ТУСУРа вступать в брак, и проведенный опрос показал, что молодежь, как и раньше, хочет связать себя узами брака. 93% опрошенных дали положительный ответ, 5% затруднились ответить и только 2% выбрали отрицательный вариант ответа.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что большая часть респондентов определенно собирается вступать в официальный брак.

Таким образом, напрашивается еще один вывод, что действительно молодежь ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак.

Следующей задачей исследования было выявить отношение студентов к незарегистрированному браку или другими словами сожительству. Ответы распределись следующим образом: 49% ответили, что в целом относятся положительно, 35% относятся отрицательно, 10% затруднились ответить и только 6% относятся совершенно нейтрально.

По итогам ответа на данный вопрос можно сделать следующие выводы, что, сколько ни говорили о современной молодежи, что она стала более «распущенной», все равно немалая часть отрицательно относится к сожительству, в то же время почти половина опрошенных дала положительный ответ, на мой взгляд, это связано с тем, что молодые люди в некотором роде перестраховываются.

Третьей задачей исследование было выяснить оптимальный возраст вступления в брак для женщин и для мужчин. Выявилось, что самый оптимальный возраст для вступления в брак у женщин с 21 до 25, это объясняется тем, что девушки готовы вступать в брак после получения высшего образования и последующего трудоустройства. Самый оптимальный возраст для мужчины является с 26 до 30, это объясняется тем, что примерно в этом возрасте мужчина устраивается на работу и успевает уже, что-либо добиться.

Одной из задач исследования было выявить повод для заключения брака. Мотив как «любовь», остается основным при вступлении в брак, его выбрали 49% респондентов. На втором месте стоит «желание создать семью», 41%. На третьем «рождение ребенка», 6%. На основе этих данных, можно сделать вывод, что основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желание создать семью.

Следующей целью исследования было, узнать, что необходимо молодежи для создания семьи. На это вопрос ответили следующим образом: на первое место поставили работу и постоянный доход, так ответило 47% респондентов, 28% определили, что достаточно только желания создать семью и 11% опрошенных считают, что необходимо иметь жилье. Из данных видно, что материальные ценности преобладают и молодым людям важно, способность обеспечивать свою семью.

Еще одной целью исследования было так же выявить кто, по мнению молодых людей, должен обеспечивать семью материально. Большая часть респондентов 51% считают, что семью должен обеспечивать мужчина и 46% что вместе.

Очередной задачей исследования было выяснить, какие отношения молодые люди хотели бы сохранить с родителями после вступления в брак. Абсолютное большинство, это 92% опрошенных, хотят поддерживать близкие отношения с родителями после вступления в брак, но жить хотят отдельно. Отсюда следует, что молодая семья все больше укрепляет свои позиции, на сегодняшний день очень трудно найти молодоженов, которые предпочли бы жить с родителями.

По результатам проведенного исследования, можно заключить, что студенческая молодежь видит семью следующим образом: официально зарегистрированная семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают семью и решают все проблемы. В семье должно быть двое, максимум трое детей.

Конечно, это все только в планах, на первом месте карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.

Список использованной литературы

1. Лежина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социология молодежи. № 1, 2009. С. 69 — 76.

www.rae.ru

Это интересно:

  • Правило 5 стаканов Сервировка стола (Правила сервировки стола) Выбор формы стола Красиво оформленный (сервированый) стол - залог успешного приема гостей. В первую очередь следует знать, что стол должен быть подходящей высоты, формы и размера. […]
  • Закон и закономерность детерминизм и индетерминизм волюнтаризм и фатализм Основы философии (Шпаргалки). Р. н / Д .: 201 2 . — 3 2 с. Эта книга универсальна: учебное пособие, справочник и подсказка в нужный момент. Изложенный в ней материал легко усваивается и быстро запоминается. Книга сэкономит вам […]
  • Вк правила группы Если вы нарушили правила группы, то Вас заносят в бан-лист. Всё зависит от степени вины и настроения администратора. Сначала может быть и просто Предупреждение ОБЩИЕ ПРАВИЛА ГРУППЫ 1. Администрация всегда права. 2. Если […]
  • Пособия в псо Пособия в псо Понятие и классификация пособий по ПСО Понятие и классификация пособий по ПСО Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам в установленных законом случаях в целях возмещения им утраченного заработка либо […]
  • Правила скаута Правила скаута Для скаута слова обещания священны. Произнести эти слова не трудно, но вот чтобы выполнить это обещание и следовать законам скаутов нужно много над собой работать. Пусть это вас не смущает. Вам помогут ваши друзья […]
  • Этика юриста шпоры Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. Аракелов Ю.С, Джегутанов Б.К, Олейников В.С. СПб.: Питер, 200 6 . — 128 с. Учебное пособие, предназначенное для студентов и аспирантов юридических специальностей, а […]