Мачты, реи на судне

Последняя бука буква «т»

Ответ на вопрос «Мачты, реи на судне «, 7 букв:
рангоут

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова рангоут

Совокупность частей, предназначенных для постановки парусов, для подъема сигналов, для установки судовых огней, антенн

Совокупность мачт, реев и др

На судах: совокупность для постановки парусов

Надпалубное оборудование судна (мачты, реи, гафели и т.д.)

Комплект к такелажу

м. морск. все деревянное (а ныне и железное) вооруженье судна: мачты, стеньги, реи и пр

Надпалубная часть судна

Определение слова рангоут в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от голл. rondhout, буквально≈ круглое дерево), совокупность надпалубных частей судового оборудования, служащих для размещения судовых огней, радиоантенн, постов наблюдения и связи, подъёма сигналов, установки грузоподъёмных средств. Р. современного самоходного.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ранго́ут , выполнения грузовых работ, подъёма сигналов Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом ), впоследствии все главные части рангоута стали изготавливать из стали или других материалов.

Примеры употребления слова рангоут в литературе.

Смотри сама детально: кильсоны в течи, брандкугелей нехватка, рангоут погнил, такелаж размочалился.

А ты, отродье пресноводного пескаря, никогда не плававшее дальше Собачьего острова, — отпарировал путешественник, — ты хочешь разыгрывать моряка, а сам никогда не слыхал о бриделе у булиня, о седле бушприта, об уздечке троса, о подпруге для рангоута, о кнуте в подъемном гордене для мелкого такелажа.

Прокофьев и Притупов с группой матросов во главе с Васютиным поспевали повсюду, заменяя порванные паруса, обрывки такелажа, на ходу чиня повреждения в рангоуте.

Спеша произвести поворот оверштаг, испанские корабли на какой-то момент повернулись к противнику бортом, и тогда по знаку капитана Блада еще не стрелявшие орудия пятифунтовыми круглыми ядрами дали залп по рангоуту испанских кораблей.

В темноте наступившей ночи последние турецкие фрегаты, подожженные командами русских матросов, пылали зловеще и жутко, но на израненных в бою кораблях багровый свет пожаров как в море, так и в Синопе помогал судовым плотникам заделывать бреши в обшивке и устанавливать запасной рангоут на палубах.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Мачты и реи на судне

Словарь морских терминов

Адмиралтейский якорь — якорь с двумя неподвижными рогами и треугольными лапами на них.

Анкерок — бочонок в одно, два, три ведра и больше; употребляется для хранения воды, вина и уксуса.

Ахтерлюк — кормовой люк.

Ахтерштевень — вертикальный брус, образующий кормовую оконечность корабельного киля. К ахтерштевню подвешивается руль.

Бак — носовая часть палубы корабля от форштевня до фок-мачты. Полубак — надстроенная палуба, занимающая часть бака.

Баковый — вахтенный матрос, выполняющий работу на баке.

Бакштаг — 1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра; 2) тросы, удерживающие с боков и сзади верхние части мачт: стеньги, брам-стеньги и бом-брам-стеньги.

Банка — 1) мель среди глубокого места; 2) скамейка, сиденье на шлюпке.

Бар — мелководье, гряда поперек реки из наносного песка и ила.

Бегучий такелаж — такелаж, обеспечивающий маневрирование парусами. Для облегчения тяги пропущен через блоки.

Бейдевинд — курс корабля под острым углом к ветру.

Бейфут — обойма, прижимающая рей к мачте или стеньге.

Бизань-мачта — задняя мачта всех трехмачтовых судов.

Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна. На бимсы настилается палуба.

Битенг — деревянная или чугунная тумба, служащая для крепления толстых снастей и буксирных канатов.

Битенг-краспица — поперечный брус на битенге.

Блок — приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают снасть бегучего такелажа.

Блокшив — старое судно, стоящее на якорях и служащее плавучим складом, пристанью или тюрьмой.

Боканцы — устройства для подъема и спуска шлюпок.

Бом-брамсели — четвертые снизу паруса на судне с прямым парусным вооружением.

Брамсель — третий снизу парус на судне с прямым парусным вооружением.

Брасы — снасти, служащие для вращения рей в горизонтальном направлении. Брасопить реи — выполнять маневр парусами.

Брашпиль — барабанный механизм для подъема якоря и швартовки.

Бриг — двухмачтовое судно с прямыми парусами на обеих мачтах.

Бугель — кольцо из плоского металла на рангоуте, скрепляющее мачты, реи и стеньги.

Булинь — снасть, служащая для оттягивания вперед нижних углов прямых трапециевидных парусов с той стороны, откуда дует ветер.

Бухта — трос, свернутый кругами.

Бушприт — наклонная мачта на носу судна.

Бык-гордень — одна из снастей для уборки парусов.

Валек — утолщенная часть весла. Весло шлюпки делится на ручку, валек, веретено и лопасть.

Валкость — недостаточная остойчивость, склонность судна к опасному крену даже при относительно слабом волнении.

Вант-путенсы — вертикальные металлические полосы, цепи или прутья, укрепленные с наружной стороны борта судна и служащие для крепления к ним нижних концов вант.

Ванты — тросы, укрепляющие мачты, стеньги и брамстеньги с боков. Используются также как лестницы для подъема на мачты.

Ватервейс — 1) деревянный брус, соединяющий палубу с бортами судна; 2) углубление в палубном покрытии для стока воды, идущее вдоль борта слома палубы или комингса.

Ватерзей — желоб для стока воды, идущий вдоль борта судна.

Ватерлиния — черта, по которую судно углубляется в воду.

Ватерштаг — толстые металлические прутья или цепи, притягивающие бушприт к форштевню.

Вензель — обвязка из тонкого линя для скрепления двух тросов вместе.

Верп — небольшой якорь.

Веха — шест с поплавком, поставленный на якоре или на камне. Вехами обставляются мели и другие препятствия на пути кораблей, например затонувшие суда.

Вооружение — оснастка судна, совокупность рангоута, такелажа и парусов.

Выбленки — тонкие веревки, навязанные поперек вант и образующие вместе с вантами веревочную лестницу для всхода на мачты и реи.

Вымбовки — длинные бруски из твердого дерева, служащие для вращения ручных шпилей — воротов для подъема кораблей. Вымбовка имеет вид палки около двух метров длиной и диаметром на одном конце около 10 см, а на другом — около 6 см.

Гак — металлический крюк.

Гакоборт — борт, ограждающий корму корабля.

Галс — 1) снасть, притягивающая с наветренной стороны нижние углы прямых парусов; 2) если ветер дует справа, то говорят: судно идет правым галсом, если слева — левым галсом.

Галфвинд, или полветра — направление ветра, перпендикулярное курсу судна.

Гандшпуг — увеличенная вымбовка, служащая рычагом при работе с большими тяжестями.

Гафель — наклонное дерево, прикрепленное одним конусом к мачте для растягивания верхней шкаторины (стороны) косых парусов.

Гик — бревно для прикрепления или растягивания нижней шкаторины (стороны) косых парусов.

Гитовы — снасти, служащие для подтягивания кверху нижних углов паруса при его уборке.

Гордень — снасть, проходящая через один одношкивный блок.

Грот — нижний парус на грот-мачте.

Грот-люк — средний люк на палубе судна.

Грот-мачта — средняя, самая большая, мачта на корабле.

Грот-трюм — средний судовой трюм.

Гюйс — особый флаг, который поднимается при стоянке на якоре на носу военного корабля.

Двухдечный корабль — военный корабль, имевший над водой, кроме верхней, еще две нижние палубы с пушками.

Держать на створе, идти по створу — идти так, чтобы два или несколько наблюдаемых с судна предметов сливались в одну линию.

Дифферент — разница углубления судна в воде между кормой и носом. Удифферентовать — правильно загрузить судно.

Драек — продолговатый конус из твердого дерева, употребляемый при такелажных работах.

Драйреп — цепь или трос, прикрепленные к рею и проходящие через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами.

Дрейф — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра, течения или волны. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия на другие — пятилось назад и в результате держалось бы на месте.

Забортный выстрел — устройство на корабле в виде горизонтального рея, устанавливаемое перпендикулярно к борту на уровне верхней палубы. Служит для постановки и крепления шлюпок и катеров при стоянке корабля на якоре, а также для посадки личного состава в них. На ходу корабля заваливается к борту.

Задраивать — плотно закрывать.

Зыбь, мертвая зыбь — пологое волнение без ветра, иногда может быть очень сильным.

Кабельтов — толстый трос. Так как раньше парусные корабли без помощи буксира часто приходилось перетягивать с места на место путем завоза на шлюпке верпа с привязанным к нему кабельтовым, то вошло в практику измерять расстояние меньше мили числом кабельтовых. Кабельтов — 100 шестифутовых морских саженей. В одной морской миле 10 кабельтовых.

Каболка — толстая нить, из которой свиваются пряди, а из прядей — тросы.

Каболочные стропы — пеньковые кольца, которые связаны; ими охватывают груз при подъеме талями.

Каботаж — плавание у своих берегов и между портами своего государства. Каботажник — судно, плавающее у своих берегов без захода в заграничные порты.

Камлот — плотная ткань из шерсти.

Канат — канатом назывались самые толстые перлини и кабельтовы, привязывающиеся к якорям.

Капер — судно воюющего государства, с его разрешения (по каперскому свидетельству) нападающее на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств.

Катиться под ветер — уклонять нос корабля под ветер.

Кварта — мера жидких и сыпучих грузов, равная около 1,13 литра, то есть одна четверть галлона, который составляет 4,54 литра.

Квартердек — приподнятая до линии фальшбортов кормовая палуба.

Киль — продольный брус, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.

Кильватер — струя за кормой идущего судна.

Кильсон — внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.

Клетень, клетневка — предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где он подвергается постоянному трению.

Кливер — один из косых парусов на бушприте.

Клот, клотик — точеная шишка или кружок, надеваемые на вершину мачты. Через клотик пропускаются тонкие снасти, называемые сигнальными фалами.

Клюз — круглое отверстие в борту судна для пропуска перлиний и швартовов.

Кноп — узел на конце снасти.

Концы — различные снасти, веревки на судне. Это слово обычно употребляется применительно к сравнительно коротким снастям или снастям, укрепленным одним концом к чему-либо.

Кормовая раковина — верхний участок кормовых обводов внешних очертаний корпуса.

Кофель-нагель — железный штырь для крепления снастей.

Кофель-планка — дубовая толстая доска с гнездами, укрепленная у борта корабля или мачты для пропуска через нее кофель-нагелей.

Крамбол — кронштейн на носу корабля для подвешивания якоря.

Кранец — обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал.

Крепить паруса — скатывать, увязывать их на реях, или на бушприте, или около мачт.

Крепить снасти — завернуть или замотать их вокруг головки кнехта или кофель-нагеля.

Круче держать — держать ближе к направлению ветра.

Крюйсель — парус на бизань-мачте.

Лавировать — двигаться вперед зигзагами против ветра.

Лаг — инструмент для измерения пройденного расстояния и скорости хода.

Латинские паруса (латинское вооружение) — треугольные паруса, которые пришнуровываются к длинному, часто составному рейку. Одно из древнейших парусных вооружений, сохранившееся до наших дней в неизменном виде. Получили распространение в Средиземном море со средних веков.

Ликтрос, или ликовина — трос, которым обшит для прочности парус.

Линь — трос меньше 25 миллиметров в диаметре.

Лисели — добавочные паруса, ставящиеся по бокам прямых парусов.

Лот — прибор, измеряющий глубины; с его помощью достают образцы грунта со дна моря.

Лоция — часть науки о кораблевождении, руководство для мореплавателей, подробные карты морей и омываемых ими берегов с указанием маяков, знаков, створов и т. д.

Люверсы — обшитые отверстия в парусе для пропуска снастей.

Марлинь — тонкий линь, скрученный из двух каболок, или нитей.

Марс — площадка на месте соединения мачты со стеньгой.

Марсели — вторые снизу прямые паруса.

Миля — морская мера длины, равная 1852 м.

Мористее — дальше от берега в сторону открытого моря.

Мостик — приподнятый над бортами судна и защищенный от ветра и волн помост, простирающийся от борта до борта. С мостика управляют судном.

Муссоны — периодические ветры, изменяющие свое направление в зависимости от времени года.

Мушкель — массивный деревянный молоток для такелажных работ.

Набор судна — совокупность всех брусьев дерева, составляющих каркас корабля.

Наветренная сторона, берег, борт — сторона, берег, борт, со стороны которых дует ветер.

Найтов — прочная связка двух или нескольких предметов тросом. Принайтовать, снайтовать — связать друг с другом.

Нактоуз — 1) медный колпак со стеклянным окошком и лампами; надевается в непогоду на компас; 2) деревянный шкафик, на котором установлен компас.

Нок — оконечность рея, гафеля или гика.

Обезветрить паруса — повернуть их или судно так, чтобы ветер пришелся в боковую кромку парусов.

Обстенить паруса — повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход.

Оверштаг — переход с бейдевинда одного галса на бейдевинд другого галса через линию ветра.

Огон — заплетенная на тросе петля.

Одерживать — приказание рулевому замедлить начавшийся поворот судна.

Пассаты — ветры, дующие с постоянной силой в одном направлении.

Перлинь — трос толще 13 см.

Перты и подперты — тросы, подвешенные под реями. На них матросы становятся ногами, расходясь по реям для крепления парусов.

Планширь — горизонтально положенная толстая доска твердого дерева, ограничивающая верхний борт судна.

Подветренная сторона, берег, борт — сторона, берег, борт, противоположные наветренным.

Подзор — свес кормы корабля.

Порт — прямоугольное отверстие в борту для ведения орудийного огня.

Привести — править ближе к линии ветра, править круче.

Прямые паруса — паруса правильной четырехугольной формы.

Разоружить судно — во время продолжительных стоянок и зимовок на парусных судах отвязывают и убирают в трюм все паруса, выдергивают снасти бегучего такелажа, иногда опускают верхние реи и брам-стеньга, — это называется «разоружить судно».

Рангоут — собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т. д.

Рей — поперечное дерево, подвешенное за середину, к которому привязан один из прямых парусов.

Риф — ряд завязок у паруса для уменьшения его площади во время усиливающегося ветра.

Ростры — место на палубе, где уложен запасной рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки.

Румб — 1/32 часть горизонта. Картушка (кружок, прикрепленный к магнитной стрелке компаса) разделена на 32 румба и, как всякая окружность, на 360. Компасные румбы, считая от севера через восток, юг и запад, носят следующие названия: норд (N), норд-тень-ост (NtO), норд-норд-ост (NNO), норд-ост-тень-норд (NOtN); норд-ост (NO), норд-ост-тень-ост (NOtO), ост-норд-ост (ONO), ост-тень-норд (OtN), ост (О), ост-тень-зюйд (OtS), ост-зюйд-ост (OSO), зюйд-ост-тень-ост (SOtO), зюйд-ост (SO), зюйд-ост-тень-зюйд (SOtS), зюйд-зюйд-ост (SSO), зюйд-тень-ост (StO), зюйд (S), зюйд-тень-вест (StW) и далее: SSW, SWtS, SW, SWtW, WSW, WtS, вест (W), WtN, WNW, NWtW, NW, NWtN, NNW, NtW, N.

Румпель — рычаг у руля для управления им.

Румпель-тали — тали, которые закладывают на румпель.

Руслени — площадки для отвода вант и бакштагов от борта судна.

Рым — прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.

Рыскливость — стремление судна бросаться в сторону ветра, свойство произвольно уклоняться в ту или другую сторону от курса.

Сажень — на флоте применялась шестифутовая сажень, равная 183 см. 100 шестифутовых саженей составляли один кабельтов.

Салинг — решетчатая площадка при соединении стеньги с брам-стеньгой.

Свайка — круглый металлический клин, похожий на большое и толстое шило; употреблялась при такелажных работах.

Сезень, или шлейка — короткая плетенка или кусок троса, служащие для крепления убранных парусов.

Склянки — песочные часы. Бить склянки — обозначать время звоном корабельного колокола.

Скула — место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в носовую или кормовую часть — носовая или кормовая скулы, или в днище — бортовая скула.

Спардек — средняя возвышенная надстройка, простирающаяся от борта до борта.

Сплесень — сплетенные вместе два конца троса.

Спускаться — поворачивать судно, увеличивая угол между курсом корабля и направлением ветра.

Стаксель — косой парус, ходящий на кольцах (раксах) по штагу.

Стеньги — верхние продолжения мачт. Названия стеньг зависят от названия мачт, например: стеньга фок-мачты называется фор-стеньгой, стеньга грот-мачты — грота-стеньгой, однако стеньга бизань-мачты называется крюйс-стеньгой.

Стапель-блоки — бруски, подкладываемые под киль строящегося или ремонтируемого судна.

Степс — гнездо, в которое вставляют нижний конец (шпор) мачты.

Строп — отрезок троса, сплетенный концами в круг или в петлю.

Счисление — расчет местонахождения корабля по его курсу и пройденному расстоянию.

Табанить — грести веслами в обратную сторону.

Такелаж — совокупность всех снастей на судне. Стоячий такелаж — тросы, крепящие мачты, стеньги, брам — и бом-брамстеньги, бушприт и утлегарь. Бегучий такелаж проходит через блоки и служит для подъема и поворачивания рангоутных деревьев, тяжестей, постановки и уборки парусов.

Тали — трос, пропущенный через систему блоков для облегчения тяги.

Талреп — род талей или натяжной винт для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза.

Твиндек — промежуточная трюмная палуба.

Топенант — снасть, поддерживающая ноки рей, гиков и грузовых стрел.

Траверз — положение какого-нибудь знака на берегу или предмета на воде, перпендикулярное курсу судна.

Травить снасть — постепенно выпускать, ослаблять.

Транец — плоский срез кормы у кораблей, судов и яхтшвертботов. Широкая транцевая корма способствует захвату корпуса попутной волной, что может привести к быстрому развороту корабля и его опрокидыванию.

Увальчивость — стремление судна бросаться носом от ветра.

Углубление судна — расстояние в дециметрах или футах, измеряемое от ватерлинии до нижней кромки киля.

Узел — условная мера скорости, обозначающая морскую милю в час.

Утлегарь — второе колено бушприта, его продолжение.

Фал — снасть в виде специальных талей, служащая для подъема рангоутных деревьев.

Фальшборт — верхняя часть борта судна, борт выше верхней палубы.

Фок — нижний парус на фок-мачте.

Фок-мачта — передняя мачта корабля.

Фордевинд — попутный ветер, дующий прямо в корму.

Фордуны — то же, что и бакштаги.

Фор-люк — передний грузовой люк.

Форпик — узкое место трюма в самом носу судна. Такое же место в корме называется ахтерпик.

Форштевень — передняя грань судна.

Фрегат — во времена парусного флота трехмачтовый военный корабль, имевший до 60 пушек, расположенных на двух палубах — верхней, открытой, и нижней, закрытой.

Фут — морская мера длины, равная 0,305 м.

Футшток — длинная палка, размеченная на футы; служит для измерения малых глубин.

Ходовой конец — конец снасти, за которую тянут. Обратный, прикрепленный к чему-нибудь конец называется коренным.

Ходок, хороший ходок — быстроходное судно.

Чиксы — деревянные или металлические нащечины на мачте под марсами, иногда под салингами.

«Чист якорь» — сообщение помощника капитана, наблюдающего за подъемом якоря из воды, что якорь вышел на поверхность не запутанным, чистым и судну можно дать ход.

Шканцы — часть палубы между грот — и бизань-мачтой, почетное место на корабле.

Шкафут — часть палубы между фок — и грот-мачтами.

Шкот — снасть, притягивающая к борту, палубе или к ноку рея угол паруса.

Шпангоут — деревянное или металлическое ребро в наборе судна.

Шпигат — отверстие для стока воды в борту корабля.

Шпиль — вертикальный ворот для подъема якоря.

Шпор — нижняя часть рея.

Штаг — снасть стоячего такелажа, удерживающая мачты и стеньги спереди.

Штирборт — правый борт судна.

Шток — всякий шест, имеющий специальное назначение, — флагшток, футшток.

Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками.

Шхуна — судно с косыми парусами и не менее чем двумя мачтами.

Эзельгофт — двойное кованое кольцо из полосового металла для соединения мачты со стеньгой, вершины стеньги — с брам-стеньгой, бушприта — с утлегарем.

Юзень — тонкий линь, свитый вручную из трех каболок.

Ют — часть палубы от бизань-мачты до конца кормы — гакоборта. Полуют — короткая, возвышенная часть юта, надстройка, начинающаяся с кормы, но не доходящая до бизань-мачты.

Юферс — род круглого толстого блока с гладкими дырами, называемыми окнами, вместо шкивов. Через юферсы основываются тросовые талрепы.

Якорный огонь — белый огонь, поднимаемый над носом судна (а на больших судах и над кормой) при его стоянке на якоре.

militera.lib.ru

Кружок судомоделирования

В помощь тем, кто решил заняться постройкой моделей судов, интересуется историей становления и развития кораблестроения

Устройство и модели судов

15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы обладаете достаточными навыками в работе с деревом, можно построить самостоятельно на домашней судоверфи.

Проектирование ледоколов

Технический прогресс в ледокольном флоте за краткую историю его существования (около 100 лет) огромен. Хотя ледокол как самостоятельиый тип специализированного судна уже вполне сформировался, возможности его совершенствования еще далеко не исчерпаны.

Подводные лодки России

Сведения о подводных лодках, их ракетах и торпедах, стоявших и стоящих на вооружении России и Советского Союза. Данные разделены по этапам развития подводного флота

Мачтами называют длинные цилиндрические колонны из дерева или стали, установленные наклонно или вертикально относительно палубы судна. Мачты парусных судов могут нести реи или иные рангоутные деревья с парусами.

Суда в древности имели только одну мачту с одним парусом. С развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт увеличилось до двух, трех, а затем и четырех, причем каждая из них несла два или три паруса. Деление парусов на более мелкие было продумано, поэтому, несмотря на значи-

тельное увеличение их площади, работала с парусами сравнительно малочисленная команда. Постепенно на практике было выработано правило вооружать судно тремя вертикальными и одной наклонной (почти горизонтальной) ноговой мачтами (рис. 256).

Самая большая мачта, расположенная посредине, ближе к корме судна, называется грот-мачтой. На судах с двумя мачтами грот-мачтой считается та, которая находится ближе к корме.

Мачта, стоящая ближе к носу, называется фок-мачтой. Если на судне только две мачты, а передняя расположена почти в середине судна, то ее называют грот-мачтой.

Маленькая мачта, находящаяся в корме, называется бизань-мачтой ^

Рис. 256. Рангоут и такелаж трехмачтового корабля с полным парусным вооружением.

I — фок-мачта; 2 — грот-мачта; 3 — бизань-мачта; 4 — иижняя фок-мачта; 5 — фор-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — фор-бом-брам-стеньга; 8 — фор-трюм-стеньга; 9 — флагшток фор-трюм-стеньги; 10 — иижняя грот-мачта; II — грот-стеньга; 12 — грот-брам-стеиьга; 13 — грот-бом-брам-стеньга; 14 — грот-трюм-стеньга; 15 — флагшток грот-трюм-стеньги; 16 — иижняя бнзань-мачта; 17 — крюЯс-стеньга; 18 — крюйс-брам-стеньга; 19 — крюйс-бом-брам-стеньга; 20 — крюйс-трюм-стеньга; 21 — флагшток крюйюс-трюм-стеньгн; 22 — клотик; 23 — бушприт; 24 — утлегарь; 25 — бом-утлегарь; 26 — мартии-гнк; 27 — фока-рей; 28 — нижний фор-марса-рей; 29 — верхний фор-марса-рей; 30 — нижний фор-брам-рей; 31 — верхний фор-брам-рей; 32 — фор-бом-брам-рей; 33 — фор-трюм-рей; 34 — грота-рей; 35 — нижний грот-марса-рей; 36 — верхний грот-марса-рей; 37 — нижний грот-брам-рей; 38 — верхний грот-брам-рей; 39 — грот-бом-брам-рей; 40 — грот-трюм-рей; 41 — бегин-рей; 42 — нижний крюйс-марса-рей; 43 — верхний крюйс-марса-рей; 44 — нижний крюйс-брам-рей; 45 — верхний крюнс-брам-рей; 46 — крюнс-бом-брам-рей; 47 — крюйс-трюм-рей; 48 — бизаиь-гик; 49 — бизань-гафель; 50 — верхний бизань-гафель (флаг-гафель); 51 — рожки салингов; 52 — фок-ванты; 53 — фор-стень-ванты; 54 — фор-брам-вавты; 55 — грот-ванты; 66 — грот-стень-ванты; 57 — грот-брам-ванты; 58 — бизань-ванты; 59 — крюПс-стень-ваиты; 60 — крюйс-брам-ванты; 61 — фор-стень-фордуны; 62 — фор-брам-фордуны; 63 — фор-бом-брам-фордуны; 64 — фор-трюм-фордуны; 65 — грот-стеиь-фордуны; 66 — грот-брам-фордуны; 67 — грот-бом-брам-фордуны; 68 — грот-трюм-фордуны; 69 — крюйс-стень-фордуны; 70 — крюйс-брам-фордуны; 71 — крюйс-бом-брам-фордуны; 72 — крюйс-трюм-фордуны; 73 — фока-штагн; 74 — фор-стень-штаги; 75 — кливер-леер; 76 — фор-брам-штаг; 77 — бом-кливер-леер; 78 — фор-бом-брам-штаг; 79 — фор-ірюм-штаг; 80 — грота-штагн; 81 — грот-стень-штаг; 82 — грот-брам-ш гаг; 83 — грот-бом-брам-штаг; 84 — грот-трюм-штаг; 85 — бнзаиь-штаг; 86 — крюйс-стень-штаг; 87 — крюйс-брам-штаг; 88 — крюйс-бом-брам-штаг; 89 — крюйс-трюм-штаг; 90 — бом-мартин-штаги; 91 — мартин-штаги (утлегарь-бакштаги); 92 — мартнн-бак-Иітаги; 93 — ватер-штаги; 94 — топенанты фока-, грота- и бегни-реев; 95— фор-марса-топенанты; 96 — грот-марса топенанты; 97 — крюйс-марса-топенанты; . 98 — фор-брам-топеианты; 99 — грот-брам-топеианты; 100 — крюйс-брам-топенанты; 101 — фор-бом-брам-топенанты; 102 — грот-бом-брам-топенанты; 103 — крюйс-бом-брам-то-пенанты; 104 — фор-трюм-топенанты; 105 — грот-трюм-топенанты; 106 — крюйс-трюм-Топеианты; 107 — бизань-эреис-бакштагн; 108 — перты; 109 — фока-брасы; ПО — грота-брасы; 111 — бегин-брасы; 112 — нижние фор-марса-брасы; ИЗ — верхние фор-марса-^асы; 114 — нижние и верхние фор-брам-брасы; 115 — фор-бом-брам-брасы;

Фор-трюм-брасы; 117 — нижние грот-марса-брасы; 118— верхние грот-марса-брасы; 119— нижние грот-брам-брасы; 120 — верхние грот-брам-брасы; 121 — грот-бом брам-бра-сы; 122 — грот-трюм-брасы; 123 — нижние крюйс-марса-брасы; 124 — верхние крюйс-марса-брасы; 125 — нижние крюйс-брам-брасы; 126 — верхние крюйс-брам-брасы;

» ирюйс-бом-брасы; 128 — крюйс-трюм-брасы; 129 — шкентели брасов; 130 — марсы; 131 — салинги; 132 — эзельгофты.

‘ По-немецки эта мачта называется Kreuzmast — крюйс-мачтой, если она имеет полное реевое вооружение, и Besanmast — бизань-мачгой, если — неполное. У нас такого разделения нет.

в XV—XVI вв. на судах имелась еще и четвертая мачта, которую англичане называли бонавентур-мачтой (bonaventure mast), а итальянцы — пало (раЬ) \

Ранее мачты различали по их местоположению на судне: носовая, средняя и задняя. На галионах носовая, или фок-мачта, стояла впереди бака. Носовая мачта, сильно наклоненная вперед, называлась бушпритом. Угол, который он образует с горизонтальной плоскостью, на современных парусных судах близок 20°, а на старинных судах и галионах — примерно 36°.

Мачты для малых старинных судов изготовляли из одного целого дерева, это так называемые мачты-однодеревки. Для большинства остальных, так же как и для новых судов, их выполняют из трех частей, соединенных друг с другом, которые при необходимости можно разъединить.

Нижняя наиболее толстая часть мачты, соединяющаяся непосредственно с судном, называется нижней частью мачты, или нижней мачтой. Съемное рангоутное дерево, прикрепленное к ней, называется стеньгой; следующее, тоже съемное дерево, находящееся на стеньге, называется брам-стеньгой (рис. 257). Полное название этих частей зависит от общего названия мачты. Так, грот-мачта состоит из нижней грот-мачты, грот-стеньги и грот-брам-стеньги. В последней различают две части: нижнюю —

Рис. 257. Рангоут и такелаж военного судна XVII] в.

1 •«• фок-мачта; 2 — грот-мачта; 3 бизань-мачта; 4 «■ нижняя фок-мачта; 5 — фоо-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — фор-бом-брам-стеньга (флагшток фок-мачты); 8— нижняя грот-мачта; 9 — грот-стеньга; 10 — грот-брам-стеньга; 11 — грот-бом-брам-стеньга (флагшток грот-мачты); 12 —. нижняя бизань-мачта; 13 — крюйс-стеньга; 14 ». крюйо-брам-стеньга; 15 — крюйс-бом-брам-стеньга (флагшток бнзань-мачты); 16 — фока-рей; 17 — грота-рей; 18 — бегии-рей; 19 — фор-марса-рей; 20 — грот-марса-рей; 21 —крюйс-мароа-рей; 22 фор-брам-рей; 23 — грот-брам-рей: 24 — крюйс-брам-рей; 25 —фор-бом-брам-рей; 26 — грот-бом-брам-рей; 27 — крюйо-бом-брам-рей; 28 — бизань-гик; 29 — бизань-гафель; 30 бушприт; 31 — утлегарь; 32

блинда-рей; 33 — «штаг-шпирт»; 34 — флагшток бушприта; 35 — кормовой флагшток; 36 фок-ванты; 37 -= грот-ванты; 38 — бизань-ванты; 39 — фор-стень-ванты; 40 — грот-стень-вакты; 41 — крюйс-стень-ванты; 42 — фор-брам-ванты; 43 — грот-брам-вав-ты; 44 — крюйо-брам-ванты; 45 — фор-стеиь-фордуны; 46 — фор-брам-фордуны; 47 —• фор-бом-брам-фордуны; 48 — грот-стень-фордуны; 49 — грот-брам-фордуны; 50 грот-бом-брам-фордуны; 51 — крюйо-отень-фордуны; 52 — крюйс-брам-фордуны; 53 — крюйс-бо.л-брам-форДУиы; 54 — гафель-гардель; 55 — фока-штаг; 56 — фор-лось-штаг *; 57 — фор-стеиь-штаг; 58 ^ фор-стень-лось-штаг; 59 — фор-брам-булнни; 60 — кливер-леер; 61 «• фор-брам-штаг; 62 — фор-бом-брам-штаг; 63 — грота-штаг; 64 грот-лось-штаг; 65 грот-стень-штаг; 66 — грот-етень-лось-штаг; 67 грот-брам-штаг; 68 — грот-бом-брам-штаг; 69 — бизань-штаг; 70 — бнзань-лось-штаг; 71 — крюйс-стень-штаг; 72 крюйо-брам-штаг; 73 — топенанты; 74 — штаг-тали; 75 -. дирик-фал; 76 — бизань-гика-топенанты; 77 — фор-марса-булнин; 78 фока-булинн; 79 — грота-булнин; 80 — грот-марса-булнни; 81 — грот-брам-булнни; 82 — крюйс-марса-булнни; 83 — крюйс-брам-булннн; 84 — брасы; 85 — шкоты нижних парусов; 86 — галсы; 87 — бом-утле-гарь-штаг; 88 — ватер-штаг; 89 — якорный канат; 90 — бизань-эренс-бакштаги; 91 «» завал-тали бнзань-гика; 92 «- пентер-балка (фиш-балка); 93 — перты.

» в «Морском словаре» К. И. Самойлова (М.—Л., 1941, т. 1, о. 546) написано «Лось-штаг — тот из двойных штагов, по которому ходит косой парус . Если штаги проходят один над другим, то лось-штагом называют проходящий ниже».

‘ Если на судне более трех мачт, то вторую, третью и т. д., кроме последней, у нас в стране называют первой, второй, и т. д. грот-мачтой.

собственно грот-брам-стеньгу и верхнюю — грот-бом-брам-стеньгу. Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньги. Последняя тоже состоит нз двух частей: нижней — фор-брам-стеньги и верхней — фор-бом-брам-стеньги. Если брам-стеньга была сделана из одіюго дерева и достаточно крепкой, то она могла нести еще одну тонкую стеньгу — флагшток. У торговых судов флагшток был довольно коротким, у военных — длинным, чтобы на нем можно было поднимать флаги и сигналы. Мачты больших парусных судов с давних времен состоят из четырех частей.

Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеныи и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю — собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю — крюйс-бом-брам-стеньгу.

Бушприт состоит из собственно бушприта, утлегаря и бом-утлегаря. На деревянных судах утлегарь и бом-утлегарь часто не разделяли, а изготовляли из одной штуки. На старинных судах бушприт состоял из собственно бушприта и утлегаря.

Во время плаваний в тяжелых условиях вместо брам-стеньг ставили так называемые штормовые стеньги, которые несли только один небольшой парус.

Галионы и парусные военные суда XVII—XVIII вв. несли еще одну маленькую вертикальную мачту на оконечности бушприта — блинда-стеньгу (рис. 258).

Мачты как старинных, так и современных парусных судов в основном изготовляют из пихты или других легких и смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и др.

Нижние мачты старинных судов (от каракк до парусных военных судов), а также бушприты делали из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами, а в XVIII в. — железными обручами — бугелями. Их надевали на рангоут в горячем состоянии (рис. 259). Такой рангоут называли составным. Этот способ изготовления мачт сохранялся до ХІХ в. (рис. 260).

Техника изготовления подобных мачт заключается в следующем: вокруг нескольких главных деревьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывали ряд сегментов — фиш. Топ мачты состоял из шпинделей. Образовавшиеся пустые пространства между ними заполняли заделками — чиксами. Наконец, весь блок скрепляли при помощи бугелей. Вулинги продолжали ставить между каждыми двумя бугелями. При этом трос вулинга небольшими нагелями крепили к мачте, а сверху и снизу него ставили деревянные обручи — деревянные бугели. Их надевали также сверху и снизу железных бугелей (рис. 261). Обычно вулинг состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.

собственно грот-брам-стеньгу и верхнюю — грот-бом-брам-стеньгу. Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньгн. Последняя тоже состоит из двух частей: нижней — фор-брам-стеньги и верхней — фор-бом-брам-стеньги. Если брам-стеньга была сделана нз одного дерева и достаточно крепкой, то она могла нести еще одну тонкую стеньгу — флагшток. У торговых судов флагшток был довольно коротким, у военных — длинным, чтобы на нем можно было поднимать флаги и сигналы. Мачты больших парусных судов с давних времен состоят из четырех частей.

Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеныи и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю — собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю — крюйс-бом-брам-стеньгу.

Бушприт состоит из собственно бушприта, утлегаря и бом-утлегаря. На деревянных судах утлегарь и бом-утлегарь часто не разделяли, а изготовляли из одной штуки. На старинных судах бушприт состоял из собственно бушприта и утлегаря.

Во время плаваний в тяжелых условиях вместо брам-стеньг ставили так называемые штормовые стеньги, которые несли только один небольшой парус.

Галионы и парусные военные суда ХУП—XVIII вв. несли еще одну маленькую вертикальную мачту на оконечности бушприта — блинда-стеньгу (рис. 258).

Мачты как старинных, так и современных парусных судов в основном изготовляют из пихты или других легких и смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и др.

Нижние мачты старинных судов (от каракк до парусных военных судов), а также бушприты делали из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами, а в XVIII в. — железными обручами — бугелями. Их надевали на рангоут в горячем состоянии (рис. 259). Такой рангоут называли составным. Этот способ изготовления мачт сохранялся до XIX в. (рис. 260).

Техника изготовления подобных мачт заключается в следующем: вокруг нескольких главных деревьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывали ряд сегментов — фиш. Топ мачты состоял из шпинделей. Образовавшиеся пустые пространства между ними заполняли заделками — чиксами. Наконец, весь блок скрепляли при помощи бугелей. Вулинги продолжали ставить между каждыми двумя бугелями. При этом трос вулинга небольшими нагелями крепили к мачте, а сверху и снизу него ставили деревянные обручи — деревянные бугели. Их надевали также сверху и снизу железных бугелей (рис. 261). Обычно вулинг состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.

Рио. 259. Составная мачта.

1 шпиндель; 2 — фиши: З шпор «ачты; 4 — топ мачты; 5 « железные бугели; 6 шкало,

Рис. 260. Поперечные сечения составных мачт:

а — поперечное сечение составной мачты судна лУШ в.

1 _ шпиндели (ядро); 2 — фиши; 3 — заполняющие бруски-чнксы; 4 — шкіло; 5 — железный бугель; Ь — поперечное сечение составной мачты судна первой половины XIX в.

I „ мачта; 2 — шкало; 3 = железный бугель,

Рис. 261. Способы крепления составных мачт; а — при помощи троса.

1 мачта; 2 — вулинг; 3 •» деревянный бугель;

Ь — смешанное крепление при помощи троса и бугелей.

1 мачта; 2 — вулинг; 3 железные бугели; 4 .

С — при помощи железных бугелей,

I мачта; 2 -» железные бугели.

До XVIII в., как уже было сказано, бандажи на мачтах представляли собой тросовую обмотку (рис. 262). В XVIII в. мачты на военных судах стали подкреплять дополнительными наделками — шкало, тоже скрепленными с мачтами вулингами (рис. 263). На современных больших парусных судах нижние мачты и стеньги обычно изготовляют из железа или стали, абрам-стеньги — из дерева (рис. 264 и 265).

Боевые мачты. Так обычно называют стальные мачты на военных судах. С исчезновением парусов мачты стали изготовлять из стальных труб; на них ставят платформу, предназначенную для артиллерии или наблюдения. Позднее боевые мачты стали делать ажурными.

Рис. 264. Металлическая мачта.

1—нижняя мачта; 2—стеньга; 3—шпор-стеньги; 4 — топ нижней мачты; Б — чиксы; 6 —эзельгофт; 7 — лонга-салннги; 8 — иарс; 9 — грота-рей; 10 — грот-марса-рей; И — ваиты; 12 — бейфут грота-рей; 13 — борг; 14 — бейфут грот-марса-рея; 15 — путенс-ванты; 16 — штаг.

Рис. 265. Мачта металлическая.

Впервые такие сооружения из частой сетки появились в США. В дальнейшем их сменили мачты из наклонных стальных труб-ног. В зависимости от их числа различают трех-, четырех-, пяти-ногие мачты и т. д. В настоящее время снова начинают появляться башенноподобные решетчатые мачты (рис. 266).

Рис. 267. Грузовые стрелы; а — на торговом судне; Ь — на военном судне.

Грузовые стрелы. Эти подъемные поворотные балки с такелажем ставят на торговые суда для проведения грузовых операций. На военных судах грузовые стрелы в основном служат для подъема и спуска больших шлюпок (рис. 267).

Флагштоки. На современных военных и торговых судах флагшток устанавливают на оконечности кормы, посредине нее, и обычно несколько наклоняют наружу. Он служит для несения флага страны, которой принадлежит судно.

На ‘военных судах, кроме кормового флагштока, на носу судна имеется еще один маленький флагшток, который несет бушпритный флаг. В настоящее время этот флаг называется гюйсом.

На старинных судах флагшток тоже размещался на корме. На его верхнем конце находился украшенный позолотой клотик. Иногда флагшток называли «флаговой» мачтой. Носовой флагшток был установлен на бушприте.

www.shipslib.com

Это интересно:

  • Воронеж военный суд У Воронежского военного суда появился новый председатель Владимир Путин назначил на эту должность Максима Бондарева Владимир Путин подписал указ о назначении нового председателя Воронежского гарнизонного военного суда. На эту […]
  • Видеокамеры высокого разрешения купольные Видеокамера GERMIKOM D-AHD-2.0 Для того, чтобы купить видеокамеру D-AHD-2.0 за 4862 рублей, позвоните по телефону +7 495 995-7-555 и оформите заказ Купольные камеры серии D являются оптимальным решением для построения систем […]
  • Возврат билетов у s7 Каковы условия возврата билетов — электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать […]
  • Что такое контрабанда по ч 1 ст 188 ук рф Что такое контрабанда по ч 1 ст 188 ук рф Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) […]
  • Приказ по 7 нозологиям Приказ по 7 нозологиям Программа льготного обеспечения в амбулаторных условиях централизованно закупаемыми за счет средств федерального бюджета лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных семью редкими и наиболее […]
  • Штраф в виде дисциплинарного взыскания Дисциплинарные взыскания и штрафы за нарушения трудовой дисциплины Порядок применения дисциплинарных взысканий По Трудовому кодексу категорически запрещается применение мер дисциплинарного воздействия, кроме наказаний, […]