Логистическая модель туристской системы

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамичных сфер нашей жизни, прямо или косвенно влияющих на развитие всего народного хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает до 10% оборота сервисного рынка планеты. Ожидается, что к 2020 году число международных туристских поездок возрастет до 11,6 миллиардов, а доходы от туризма достигнут уровня 2 триллионов долларов в год, при этом ежегодный прирост мирового туризма составит не менее 3-5%. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика — около 1%.

На наш взгляд, отчасти такая ситуация сложилась из-за того, что традиционные способы управления хозяйственной деятельностью в туризме в значительной степени себя исчерпали и необходимы новые, более прогрессивные. В частности, совершенствование туристской деятельности возможно на основе использования методов такого научно-практического направления хозяйства, как логистика.

Как отмечают крупные отечественные специалисты по логистике А.И. Семененко и В.И. Сергеев, «практика системных исследований показывает, что во многих случаях системная формулировка проблемы либо открывает пути к использованию нового, применительно к данной проблеме, исследовательского аппарата, либо стимулирует поиски и конструирование специального аппарата» [4, С.240].

Одним из основополагающих принципов системного подхода является принцип целостности, методологическая функция которого заключается в решении задач обеспечения синтеза различных представлений о предмете. Объектом изучения логистики как науки являются параметры потоков различного рода (в частности материальных, информационных и финансовых). Поэтому представляется правильным рассмотрение туризма как системы потоков.

На основе анализа различных литературных источников по логистике и туризму [1-7], использования методологии системного анализа, а также теории множеств предлагается модель четырехуровневой логистической туристской системы (рис. 1). Эта система может быть представлена как множество логистических туристских систем (ЛТС).


Рис. 1. Модель четырехуровневой логистической туристской системы

Первый уровень представляет собой совокупность 4-х подмножеств, которые названы по видам потоков:

ЛТС1 — туристский поток;
ЛТС2 — материальный поток;
ЛТС3 — информационный и управленческий поток;
ЛТС4 — денежный (финансовый поток).

Математически данную модель можно представить следующим образом:

где ЛТС1 Î ЛТС, ЛТС2 Î ЛТС, ЛТС3 Î ЛТС, ЛТС4 Î ЛТС.

Таким образом, каждый процесс, явление, элемент этих четырех подмножеств одновременно принадлежит множеству ЛТС в качестве составной части всего множества. В свою очередь, каждое подмножество ЛТС1-4 на более низком уровне является множеством для нижеследующих подмножеств.

На втором уровне подмножества ЛТС1-4 делятся на подмножества ЛТС1.1 и ЛТС1.2, ЛТС2.1 и ЛТС2.2, ЛТС3.1 и ЛТС3.2, ЛТС4.1 и ЛТС4.2, характеризующие измерители потоков и их интенсивность. При этом следует отметить, что интенсивность потоков измеряется не в статических, а в динамических характеристиках, то есть за определенный период времени.

На третьем уровне представлены элементы системы, формирующие указанные потоки, а также прямым или косвенным образом участвующие в их продвижении. На предыдущих уровнях данной системы мы наблюдали соответствие ее классическому понятию «дерево» в теории графов, согласно которому число ребер дерева на единицу меньше, чем вершин. Однако специфика третьего уровня состоит в том, что каждый элемент связан более чем с одним элементом предыдущего уровня, поэтому, например, подмножество ЛТС1.1.1 одновременно может быть обозначено и как ЛТС1.2.1.

Так как в рамках данной статьи не представляется возможным привести полный анализ всех элементов данного уровня, охарактеризуем некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные.

Как правило, цепочка формирования туристских потоков начинается с рецептивного туроператора. Специфика туристской деятельности состоит в том, что туристские ресурсы и аттракции 1 не могут быть доставлены к потребителю, а потребитель доставляется в туристскую дестинацию 2 .

Поэтому турист в данном случае одновременно является и потребителем конечного продукта туристской деятельности, и объектом доставки. Рецептивный туроператор и турист в данном случае представляют собой 2 микрологистические системы, связь между которыми может осуществляться с помощью различных организаций, образующих в совокупности логистические каналы распределения, которые здесь выступают как подмножества ЛТС1.1.3 или ЛТС1.2.3.

Последний уровень логистической системы ЛТС, где так же, как и на предыдущем уровне, ввиду большого количества разнообразных элементов и сложных типов связей не соблюдается классический принцип построения дерева, — это база потоков.

Для туристского потока в качестве основных элементов выделены пассажирский транспорт различных видов, а также элементы пассажирской транспортной инфраструктуры, такие как аэропорты, вокзалы, транспортные пути и пр.

Элементы базы материального потока частично коррелируют с элементами базы туристского потока. Различия в том, что здесь используются грузовые транспортные средства, а также определенное техническое обеспечение перевозки: упаковка, тара, поддоны, контейнеры, терминалы, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы производителя, потребителя и общего пользования.

База информационного и управленческого потоков включает следующие основные элементы: ЭВМ с универсальными банками (базами) данных о контрактах, производителях, потребителях; разнообразные каналы передачи информации; экономико-математические модели, обучающие программы для персонала; модели управления запасами. Здесь же находится и нормативно-правовая база (законы, международные конвенции, кодексы и пр.), обеспечивающая регулирование туризма и логистических технологий.

Основными элементами, обеспечивающими функционирование денежного потока на четвертом уровне системы ЛТС, являются коммерческие банки, страховые организации, а также результаты финансовых расчетов для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности: сальдо денежных поступлений, накопленный денежный поток, варианты расчета бизнес-планов и пр.

Особое значение для туристских фирм эти элементы приобрели после вступления в силу федерального закона от 05.02.2007 г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обязавшего туроператоров предоставлять финансовые гарантии для выездного и въездного туризма в размере 5 млн. рублей, а для внутреннего — 500 тыс. руб. [8].

Предложенная модель четырехуровневой иерархической логистической системы туристского комплекса показывает связь между заинтересованными сторонами и изменяет традиционное обособленное рассмотрение данных потоков в сторону комплексного, системного управления, направленного как на гармонизацию взаимодействия потоков между собой, так и на оптимизацию управления каждым потоком при помощи воздействия на такие характеристики, как направление, объем, скорость потока и пр.

Литература

1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
2. Бунич Г.А. Туризм: Теория и практика: Монография. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. — 236 с.
3. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. — СПб., 2006. — 224 с.
4. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. — СПб.: Союз, 2001. — 544 с.
5. Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь- справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 367 с.
6. Чеботаев А.А., Чеботаев Д.А. Логистика и маркетинг (маркетологистика): Учебное пособие. — М.: Экономика, 2005. — 247 с.
7. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство РДЛ, 2006. — 368 с.
8. Закон №12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007 г.

Chuvatkin P.P., Kosov S.A. Logistics Model of Tourism System

The authors explore issues involved in bridging the gap between the potential for the growth of tourism in Russia and its actual condition. This gap is attributed, among other things, to obsolete approaches to the management of business activities in tourism. It is therefore necessary to replace them with more progressive ones. By way of methodology, it is reasonable to use the methods of logistics. A number of literature sources having been reviewed, a model is proposed for a logistical tourism system, of 4 levels and with 4 types of flows. The model proposed highlights the relationship between the stakeholders and modifies the formerly used conventional approach of treating the flows in isolation, to bring it more in line with logistics, systems management designed to both harmonise the interaction between the flows and optimise the management of each flow by controlling its parameters.

The item is meant for executives and staff of travel agencies, and readers who take an interest in different aspects of tourism service organization in this country.

1 «Аттракции — развлечения, являющиеся важным элементом туристского продукта» [4, C.25].
2 Под туристской дестинацией понимается «…географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов» [1, C.118].

tourlib.net

Логистическая модель туристской системы

Чуваткин Петр Петрович, Доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией «Рекреационная экономика и социология» Сочинского научно-исследовательского центра РАН, Россия

Косов Сергей Александрович, Аспирант Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамичных сфер нашей жизни, прямо или косвенно влияющих на развитие всего народного хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает до 10 % оборота сервисного рынка планеты. Ожидается, что к 2020 году число международных туристских поездок возрастет до 11,6 миллиардов, а доходы от туризма достигнут уровня 2 триллиона долларов в год, при этом ежегодный прирост мирового туризма составит не менее 3-5 %. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика – около 1 %.

На наш взгляд, отчасти такая ситуация сложилась из-за того, что традиционные способы управления хозяйственной деятельностью в туризме в значительной степени себя исчерпали и необходимы новые, более прогрессивные. В частности, совершенствование туристской деятельности возможно на основе использования методов такого научно-практического направления хозяйства, как логистика.

Как отмечают крупные отечественные специалисты по логистике А.И. Семененко и В.И. Сергеев, «практика системных исследований показывает, что во многих случаях системная формулировка проблемы либо открывает пути к использованию нового, применительно к данной проблеме, исследовательского аппарата, либо стимулирует поиски и конструирование специального аппарата» [4, С. 240].

Одним из основополагающих принципов системного подхода является принцип целостности, методологическая функция которого заключается в решении задач обеспечения синтеза различных представлений о предмете. Объектом изучения логистики как науки являются параметры потоков различного рода (в частности материальных, информационных и финансовых). Поэтому представляется правильным рассмотрение туризма как системы потоков.

На основе анализа различных литературных источников по логистике и туризму [1-7], использования методологии системного анализа, а также теории множеств предлагается модель четырехуровневой логистической туристской системы (рис. 1). Эта система может быть представлена как множество логистических туристских систем (ЛТС).

Первый уровень представляет собой совокупность 4-х подмножеств, которые названы по видам потоков:

ЛТС1 – туристский поток;

ЛТС2 – материальный поток;

ЛТС3 – информационный и управленческий поток;

ЛТС4 – денежный (финансовый поток).

Математически данную модель можно представить следующим образом:

где ЛТС1 ЛТС, ЛТС2 ЛТС, ЛТС3 ЛТС, ЛТС4 ЛТС.

Рис. 1. Модель четырехуровневой логистической туристской системы

Таким образом, каждый процесс, явление, элемент этих четырех подмножеств одновременно принадлежит множеству ЛТС в качестве составной части всего множества. В свою очередь, каждое подмножество ЛТС1-4 на более низком уровне является множеством для нижеследующих подмножеств.

На втором уровне подмножества ЛТС1-4 делятся на подмножества ЛТС1.1 и ЛТС1.2, ЛТС2.1 и ЛТС2.2, ЛТС3.1 и ЛТС3.2, ЛТС4.1 и ЛТС4.2, характеризующие измерители потоков и их интенсивность. При этом следует отметить, что интенсивность потоков измеряется не в статических, а в динамических характеристиках, то есть за определенный период времени.

На третьем уровне представлены элементы системы, формирующие указанные потоки, а также прямым или косвенным образом участвующие в их продвижении. На предыдущих уровнях данной системы мы наблюдали соответствие ее классическому понятию «дерево» в теории графов, согласно которому число ребер дерева на единицу меньше, чем вершин. Однако специфика третьего уровня состоит в том, что каждый элемент связан более чем с одним элементом предыдущего уровня, поэтому, например, подмножество ЛТС 1.1.1 одновременно может быть обозначено и как ЛТС 1.2.1.

Так как в рамках данной статьи не представляется возможным привести полный анализ всех элементов данного уровня, охарактеризуем некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные

Как правило, цепочка формирования туристских потоков начинается с рецептивного туроператора. Специфика туристской деятельности состоит в том, что туристские ресурсы и аттракции [1] не могут быть доставлены к потребителю, а потребитель доставляется в туристскую дестинацию [2].

Поэтому турист в данном случае одновременно является и потребителем конечного продукта туристской деятельности, и объектом доставки. Рецептивный туроператор и турист в данном случае представляют собой 2 микрологистические системы, связь между которыми может осуществляться с помощью различных организаций, образующих в совокупности логистические каналы распределения, которые здесь выступают как подмножества ЛТС 1.1.3 или ЛТС 1.2.3.

Последний уровень логистической системы ЛТС, где так же, как и на предыдущем уровне, ввиду большого количества разнообразных элементов и сложных типов связей не соблюдается классический принцип построения дерева, – это база потоков.

Для туристского потока в качестве основных элементов выделены пассажирский транспорт различных видов, а также элементы пассажирской транспортной инфраструктуры, такие как аэропорты, вокзалы, транспортные пути и пр.

Элементы базы материального потока частично коррелируют с элементами базы туристского потока. Различия в том, что здесь используются грузовые транспортные средства, а также определенное техническое обеспечение перевозки: упаковка, тара, поддоны, контейнеры, терминалы, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы производителя, потребителя и общего пользования.

База информационного и управленческого потоков включает следующие основные элементы: ЭВМ с универсальными банками (базами) данных о контрактах, производителях, потребителях; разнообразные каналы передачи информации; экономико-математические модели, обучающие программы для персонала; модели управления запасами. Здесь же находится и нормативно-правовая база (законы, международные конвенции, кодексы и пр.), обеспечивающая регулирование туризма и логистических технологий.

Основными элементами, обеспечивающими функционирование денежного потока на четвертом уровне системы ЛТС, являются коммерческие банки, страховые организации, а также результаты финансовых расчетов для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности: сальдо денежных поступлений, накопленный денежный поток, варианты расчета бизнес-планов и пр.

Особое значение для туристских фирм эти элементы приобрели после вступления в силу федерального закона от 05.02.2007 г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обязавшего туроператоров предоставлять финансовые гарантии для выездного и въездного туризма в размере 5 млн. рублей, а для внутреннего — 500 тыс. руб. [8].

Предложенная модель четырехуровневой иерархической логистической системы туристского комплекса показывает связь между заинтересованными сторонами и изменяет традиционное обособленное рассмотрение данных потоков в сторону комплексного, системного управления, направленного как на гармонизацию взаимодействия потоков между собой, так и на оптимизацию управления каждым потоком при помощи воздействия на такие характеристики, как направление, объем, скорость потока и пр.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

creativeconomy.ru

Краеведение. Рефераты. Туризм

Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика

Логистика в туризме. Обзор учебных программ, методик, научной литературы.

Совсем небольшие вводные замечания: логистика это не наука и не имеет никаких формальных свойств науки, как и любая управленческая деятельность. Это скорее ремесло, которое требует некоторого набора теоретических знаний. Но в большей степени навыков, которые можно постичь только на практике. Причем даже в ходе совсем небольших 5 минутных выступлений в учебной аудитории с использованием «портфеля экскурсовода».

Транспортная логистика в туризме это не просто доставка пассажиров, это радость, эмоции, стиль!

Любой туристический продукт это сочетание рассказа и показа. А это значит, что он требует согласования во времени и пространстве, организованной динамики. Это и есть логистика.

Учебная программа по курсу Логистика в туризме

Сущность, назначение и основные задачи логистики в туризме
Понятия и концепция логистической системы. Элементы логистической системы и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке. Управление деловой логистической системой. Преодоление неопределенности. Стратегия и планирование в логистике туризма.

Рубрика: Спорт и туризм
Вид: контрольная работа
Язык: русский
Дата добавления: 26.06.2009

1. Понятия и концепция логистической системы

2. Элементы логистической системы и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке

3. Управление деловой логистической системой

4. Преодоление неопределенности

5. Стратегия и планирование в деловой логистике

6. Службы управления логистикой в организационной структуре предприятия

7. Предназначение менеджмента

8. Организационное значение

Слово «логистика» заимствовано из французского языка; представляет военный термин, который означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений, а в экономике — искусство управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, т. е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и его управлением. Что касается использования этого термина в туризме; то он может быть определен следующим образом.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы.

Деловая логистика является жизненно важным компонентом экономики, и специалисты в этой области должны иметь необходимые навыки для эффективного решения логистических задач в рамках фирмы. Применение этих навыков тесно связано с информационной, транспортной системами, сбытом продукции и другими областями, входящими в логистическую систему.

1. Понятия и концепция логистической системы

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация — планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса. Любая логистическая система управляется при помощи информационной.

2. Перевозка туристов — выбор вида транспорта и компании-перевозчика.

3. Кадры, обслуживающие туристов. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

4. Обслуживающее производство — подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Важной проблемой для нее является определение размера туристского предприятия.

2. Элементы логистической системы и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке

· Число и размещение филиалов туристской фирмы. Размещение и количество филиалов необходимо осуществлять с учетом количества туристов, которое фирмы реально могут обслужить, доступности и привлекательности места расположения офисов.

· Связь. Для эффективной работы все подразделения, входящие в логистическую систему, должны быть связаны информационной, контрольной и транспортной сетью.

· Информационная связь. Должна быть четко налажена. В этих целях, как правило, используются компьютерные технологии (Internet, E-mail).

· Транспортная модель. Оптимальная транспортная модель в большинстве случаев определяется поставщиком транспортных услуг (т. е. авиакомпанией и др.).

Деловая логистика является жизненно важным компонентом экономики, и специалисты в этой области должны иметь необходимые навыки для эффективного решения логистических задач в рамках фирмы. Применение этих навыков тесно связано с информационной, транспортной системами, сбытом продукции и другими областями, входящими в логистическую систему.

3. Управление деловой логистической системой

Управление деловой логистической системой — это системный принцип, охватывающий в конечном счете все мероприятия по использованию информации и перемещению потоков туристов по каналам фирмы.

Это означает, во-первых, что специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области логистической системы (например, в области перевозок) может повлиять на систему в целом. Во-вторых, деловая логистика в туризме самым тесным образом связана с обслуживанием потребителей, учитывает предложение туристского продукта на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Это подразумевает наличие рыночных аспектов в логистических системах туризма. В-третьих, основным требованием разработки эффективного управления деловой логистикой является тесная связь между процессами составления тура, продаж и оказания услуг.

Принцип системы деловой логистики связан с управлением информационными потоками и распределением. Американские ученые считают, что логистика — это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства.

Другими словами, задача управления в области деловой логистики связана с обеспечением механизма разработки стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей деловой логистики в том, что она не только интегрирует виды деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за перевозку туристов (бронирование мест на самолете) и продаж туров может входить в раздельные функции перевозок и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области продаж без учета возможностей транспорта (предварительно выкупленного по выгодной цене блока мест) может привести к увеличению общих затрат на перевозку из-за возникающей необходимости выкупать в разгар сезона авиабилеты у других компаний. В логистической системе вышеупомянутые функции должны быть взаимосвязаны.

В логистических решениях принимают участие:

а) поставщики составных элементов туристского продукта;

б) транспортные агентства;

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Книги
Логистика в туризме: Учебное пособие
Автор: Гвозденко А.А.
Тематика: Бизнес-планирование, Логистика, Практика предпринимательства, Туристический бизнес
Издательство: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА
Язык: Русский
Год выпуска: 2004
272 стр. Рассматриваются теоретические основы, понятийный аппарат, концепции и этапы развития логистики. Описываются объекты логистического управления, функции и задачи, решаемые логистикой в туризме. Излагаются вопросы логистического планирования и прогнозирования в туризме, а также методологическая и научная база решения логистических задач. Особое внимание уделено принципам построения систем и сетей передачи, приема, распределения и обработки информационных потоков в логистических системах (локальных, региональных, всемирных). Для студентов, аспирантов и практических работников сферы туризма и связанных с ней областей.

При разработке логистической системы необходимо учитывать следующие элементы и факторы: число и размещение филиалов туристской фирмы, связь, информационная связь, транспортная модель.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.

Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям (туристам), получая доход от продаж.

Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).

Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.

Логистика в туризме — наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация — планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса.
2. Перевозка туристов — выбор вида транспорта и компании-перевозчика.
3. Кадры, обслуживающие туристов. Важный составной элемент системы логистики.
4. Обслуживающее производство — подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют актуальное значение для функционирования логистической системы

Туристический оператор — активный субъект туристическоrо рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристическоrо продукта с коммерческими целями.

Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление тypистам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агенств. Оператор, таким образом, является конечным звеном в сложной системе доведения тура до потребителя, вступающим в прямое взаимодействие с предприятиями инфраструктуры и супраструктуры туристической индустрии (отели, перевозчики, экскурсионные фирмы, страховые компании, банки) — непосредственными исполнителями услуг; в целях их (услyг) качественной и наиболее эффективной организации. для туристов (трансферы, проживание, питание, экскурсионные прогpаммы).

Классификация туроператоров

Аутгоинговый туроператор специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы.

Инкаминговый — разработка, продвижение и организация туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Как видно из определения, инкаминг напрямую связан с аyтгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания.

Инсайдинговый — вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт — то есть туры по территории своей страны для своих граждан.

Сервисная деятельность — это область человеческих взаимоотношений, где формируется, совершенствуется реабилитационно-альтруистический стиль в удовлетворении наших потребностей.

Гостиничное хозяйство — это элемент инфраструктуры, показатель обустроенности социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов, производства. Гостиничное хозяйство — способ укрепления связей, превращая их в систему интеграционных процессов с реализацией социально-культурного обмена, с развитием культуры познания.

Ресторанный сервис — это самостоятельная социально-организационная сфера с динамикой культурно-экономических процессов,отражающих растущие потребности с учетом разнообразных индивидуальных вкусов в системе питания.

Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия — это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.

Учебная программа

Основы логистики

Понятийный аппарат логистики
Определение логистики на разных этапах ее исторического развития в РФ и в мире. Понятия логистики: микро- и макрологические системы, логистические цепи и звенья. Дифференцированные и интегрированные логистические система. Задачи, решаемые в логистических системах

Этапы и концепции развития логистики
Этапы развития и становления логистики в РФ и в мире. Использование новейших достижений логистики в деятельности хозяйствующих субъектов. Внедрение и использование логистических технологий в индустрии туризма. Концепции логистики (снижения общих затрат, интегрированной логистики, всеобщего управления качеством). Основные положения концепций логистики Новизна логистической концепции. Влияние новых информационных технологий на развитие концепции логистики

Объекты логистического управления
Объекты логистического управления: материальные, финансовые, информационные потоки. Материальные потоки и их параметры. Классификация материальных потоков. Финансовые потоки. Логистические финансовые потоки. Схемы движения материальных и финансовых потоков, Механизм финансового обслуживания логистического материального потока. Информационные потоки в логистике. Классификации информационных потоков: первичные, вторичные, внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, символьные, аналоговые, дискретные и др.
Организация функционирования логистики в туризме

Логистика в туризме
Необходимость логистики в туризме. Функции логистики. Задачи, решаемые логистикой в туризме. Объекты логистического управления в туризме. Формирование, продвижение, реализация турпродукта. Финансовые потоки в туризме. Управление финансовыми потоками.

Логистическое планирование и прогнозирование в туризме
Финансовое планирование и прогнозирование деятельности турфирмы. Методы планирования: оперативное и стратегическое. Прогнозирование объемов продаж, прибылей, убытков. Критический объем производства. Прогноз динамики показателей баланса. Жизненные циклы (этапы) прохождения турпродукта в процессе его реализации. Циклы стратегического планирования. Стратегия ликвидности-прибыльности. Прогнозирование хозяйственной деятельности турфирмы. Экономико-математическое прогнозирование. Классификации прогнозов: нормативный, поисковый, плановый. Способы разработки прогнозов.
Методологическая и научная база решения логистических задач. Экономико-математическое решение логистических задач на основе статистических данных. Принципы оптимизации (рационализации) основных показателей логистического управления. Научная база решения логистических задач (математическое программирование, линейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория графов и др.). Используемые в логистике методы анализа синтеза, моделирования. Экспертные логистические системы. Моделирование случайных процессов. Виды моделей: изоморфные, гомоморфные (материальные, абстрактные). Математическое (аналитическое, имитационное) моделирование, Основные положения теории массового обслуживания.

Информационное обеспечение логистики

Структура и состав информационного обеспечения логистических систем
Стандарты предоставления и обмена информацией в логистических системах. Технические средства, системные предоставления и обеспечение логистики. Виды логистических систем: мобильные, спутниковые, телевизионные и др.

Структура и состав логистических информационных сетей
Локальные (компьютерные) логистические информационные сети. Региональные (корпоративные) логистические информационные сети. Глобальные (всемирные) логистические информационные сети. Схемы логистических информационные Схемы логистических информационных сетей. Взаимодеиствие сетей, обмен информацией в логистических цепях.

Темы семинаров
Эволюция концепции логистики.
Логистика как научное направление.
Объекты логистического управления.
Функции и основные понятия логистики.
Сущность и содержание материальных, финансовых и информационных потоков.
Функции логистики и задачи, решаемые логистикой в туризме,
Объекты логистического управления в туризме.
Логистическое планирование и прогнозирование в туризме,
Методологическая и научная база решения логистических задач.
Информационное обеспечение логистики.
Структура и состав информационного обеспечения логистических систем.
Системы и сети информационного логистического обеспечения туристской индустрии.
Коммуникационные и технологические структуры, используемые в информационных логистических системах.
Роль и значение компьютеризации логистических систем в автоматизации туристской деятельности.

Вопросы к экзамену
Определение логистики на разных этапах ее исторического развития в РФ и в мире. Понятия логистики: микро- и макрологические системы, логистические цепи и звенья. Дифференцированные и интегрированные логистические системы.
Задачи, решаемые в логистических системах.
Этапы развития и становления логистики в РФ и в мире.
Использование новейших достижений логистики в деятельности хозяйствующих субъектов.
Внедрение и использование логистических технологий индустрии туризма.
Концепции логистики (снижения общих затрат, интегрированной логистики, всеобщего управления качеством).
Основные положения концепций логистики.
Новизна логистической концепции. Влияние новых информационных технологий на развитие концепции логистики.
Объекты логистического управления: материальные, финансовые, информационные потоки.
Материальные потоки и их параметры.
Классификация материальных потоков.
Финансовые потоки.
Логистические финансовые потоки.
Схемы движения материальных и финансовых потоков.
Механизм финансового обслуживания логистического материального потока. Информационные потоки в логистике.
Классификации информационных потоков
Необходимость логистики в туризме. Функции логистики.
Задачи, решаемые логистикой в туризме.
Объекты логистического управления в туризме.
Формирование, продвижение, реализация турпродукта.
Финансовые потоки в туризме. Управление финансовыми потоками.
Финансовое планирование и прогнозирование деятельности турфирмы.
Методы планирования: оперативное и стратегическое.
Прогнозирование объемов продаж, прибылей, убытков.
Критический объем производства.
Прогноз динамики показателей баланса.
Жизненные циклы (этапы) прохождения турпродукта в процессе его реализации. Циклы стратегического планирования.
Стратегия ликвидности-прибыльности.
Прогнозирование хозяйственной деятельности турфирмы.
Экономико- математическое прогнозирование.
Классификации прогнозов: нормативный, поисковый, плановый.
Способы разработки прогнозов.
Методологическая и научная база решения логистических задач.
Экономико-математическое решение логистических задач на основе статистических данных.
Принципы оптимизации (рационализации) основных показателей логистического управления.
Научная база решения логистических задач (математическое программирование; линейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория графов и др.).
Используемые в логистике методы анализа синтеза, моделирования.
Экспертные логистические системы.
Моделирование случайных процессов.
Виды моделей: изоморфные, гомоморфные (материальные, абстрактные). Математическое (аналитическое, имитационное) моделирование.
Основные положения теории массового обслуживания.
Структура и состав информационного обеспечения логистических систем.
Стандарты предоставления и обмена информацией в логистических системах.
Виды логистических систем: мобильные, спутниковые, телевизионные и др.
Структура и состав логистических информационных сетей
Схемы логистических информационных сетей. Взаимодействие сетей.
Обмен информацией в логистических цепях.

Учебники по туристической логистике
Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. – Ростов н\Д: «Экспертное бюро». – М.: «Гардарика», 1996.
Логистика: Учебник\ Под ред. Б. А, Аникина: 2-е изд. – М. ИНФРА-М, 2001.
Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001

Западно-Подмосковный институт туризма -филиал Российской Международной Академии Туризма
143050, Московская область
Одинцовский р-н, г.Голицыно
Петровское шоссе, д.52, кр2.
т.(495)598-26-98 факс 598-27-98
[email protected]

Кафедра спортивно-оздоровительного и экстремального туризма
Кафедра задумана в 2003 году. В течении 2003-2004 годов изучены вопросы и современное состояние данного направления, как элемента туристской индустрии и профессионального обеспечения этой деятельности. В результате выяснилось, что потребность проводить отдых в условиях непосредственного контакта с природой, радикально отличающихся от повседневных, с каждым годом растёт. При этом не все существующие организации, работающие в направлении активного отдыха, делают это на должном уровне.

Основные цели и задачи образованной в 2005 году кафедры заключаются в подготовке специалистов туристического бизнеса имеющих четкое представление об активных формах туризма, способных сопровождать группы на маршрутах, давать интересную информацию о маршруте и достопримечательностях, организовать безопасность группы, обеспечить понимание культурных традиций посещаемой местности. И не случайно в названии кафедры слово «экстремальный» уступает место сочетанию «спортивно-оздоровительный». Здоровье это лучший товар, который мы сможем предложить людям. И именно оздоровительные аспекты должны ставиться на первое место наших мероприятий. Здесь и борьба с различными заболеваниями посредством перемены климата, изменения жизненного режима, питания, нагрузок и ярких эмоций. Для кого-то «экстрим» — это прыжок с парашютом, сплав на каяке по бурной воде, восхождение на «восьмитысячник»… А для огромного числа граждан нашей страны (да и не только нашей!), пешая прогулка на 5-10 километров или ночёвка в палатке, это целое событие. Поэтому слово «спортивный» так неразрывно связывается со здоровьем. И нет такого разрыва понятий как между, скажем, большим спортом и физкультурой. «Спорт во имя здоровья, а не наоборот» — важный принцип построения нашей работы.

Первым «продуктом» кафедры стали программные маршруты «Пещерные города Крыма» и «Эльбрус для начинающих». Кроме того, на кафедре разработаны различные активные формы отдыха в природной среде, в формате командообразующих игр — соревновательное или игровое прохождение дистанций с различными препятствиями и этапами.
За время обучения студенты получают возможность получить начальные знания в яхтинге, альпинизме, дайвинге, скалолазании, постигают горные лыжи, сноуборд, сплав на катамаранах и др. Обязательное изучение оказания первой медицинской помощи и профилактики травматизма. В процессе практических занятий и в экспедициях студенты приобретают необходимый, для руководства группой людей, жизненный опыт, бытовые навыки. Путешествуя по разным местам, общаясь с представителями разных народов, воспитываются важные качества: уважение к людям независимо от их национальности, спокойное реагирование на проявления непривычных для нас культур, религий – стремление знать их и понимать.

kraevedenie.net

Это интересно:

  • Документы необходимые для оформления права собственности на дом Постановка дома на кадастровый учет и оформление права собственности Зачем ставить дом на кадастровый учет? Теперь эти два процесс мы рассматриваем вместе, поскольку, по общему правилу, для загородных домов они проходят одновременно, […]
  • Что относится к преступлениям средней тяжести Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица приведена в соответствии с УК РФ на 2017 […]
  • Отзыв на заявление частного обвинения Заявление по факту побоев Пришел ответ из суда, что заявление не соответствует требованиям 318 УПК Составили новое с помощью интернета, помогите проверить правильность искового заявления частного обвинения по 116 УК, заранее […]
  • Заявление на возбуждение уголовного дела по побоям Разъясняем законодательство Дело о побоях возбудят по заявлению потерпевшего Вопрос: Обязаны ли правоохранительные органы возбудить уголовное дело по факту избиения совершеннолетнего мужчины? Его мама написала заявление в полицию, […]
  • Оформить лицензию опо Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности Эксплуатация ОПО IV класса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной […]
  • Неуведомление ответчика судом Принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве: надлежащее извещение судом лиц, участвующих в гражданском деле Процессуальное право. Часть 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) […]