Леонов Н.И.. Книги онлайн

Леонов Николай Ильич — доктор психологических наук. Родился 16 января 1957 года.

В 1979 году закончил Дальневосточный государственный университет, в 1987 — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им.А. А. Жданова.

В 1996 защитил кандидатскую диссертацию, в 1997 году получил свою первую ученую степень кандидата психологических наук и звание доцента. В сентябре 2002 года успешно защитил докторскую диссертацию по социальной психологии, а в 2003 году ему присвоено ученое звание профессора по кафедре социальной психологии.

В 1998 году по его инициативе в УдГУ открылась кафедра социальной психологии. С 1998 по 2006 гг.- декан факультета психологии и педагогики Удмуртского государственного университета.

Как преподаватель кафедры социальной психологии, разработал следующие лекционные курсы: «Социальная психология», «Конфликтология», «Психология управления», «Методы социально-психологической диагностики», «Политическая психология», «Политическая конфликтология», «Менеджмент».

Автор около ста работ в области социальной психологии, конфликтологии и психологии управления. Изданные в центральных издательствах два учебных пособия «Конфликтология» и «Конфликты. Конфликтное поведение» рекомендованы УМО России для вузов России.

В пособии обобщаются основные подходы в изучении конфликта: социологический, психологический и социально-психологический.

Краткий исторический очерк развития конфликтологии как за рубежом, так и в России позволяет лучше понять ее современное состояние. Изложению специфики конфликта как социального явления и закономерностям его развития посвящены вторая и третья главы пособия. В пособии автором впервые в отечественной конфликтологии излагаются результаты исследования индивидуального стиля поведения в конфликте.

Хрестоматия обращается к комплексному освещению проблемы конфликта, используя как отечественные, так и зарубежные первоисточники.

Структура хрестоматии отражает логику изложения конфликтологии как отрасли научного знания и предполагает обзор точек зрения по вопросам методологии, теории и практики изучения конфликтов в историческом контексте.

В пособии «Конфликты и конфликтное поведение» дается теоретико-методологическое обоснование исследования конфликтов и конфликтного поведения.

В качестве теоретической основы впервые рассматривается возможность онтологического подхода, что позволяет более адекватно исследовать и предсказывать социальное поведение субъекта. Автором обобщаются основные методы изучения конфликтов и конфликтного поведения, определяется специфика идеографического и номотетического способов исследования и предлагаются методы обработки полученных данных.

Настоящее пособие предназначено для чтения курса «Психология делового общения», наиболее востребованного теми людьми, для которых деятельность общения является определяющей.

В работе обобщаются подходы к проблеме общения, дается понимание общения и его видов. Рассматривается специфика делового общения и описываются феномены социально-психологического взаимодействия.

Материалы конференции в 2-х томах.

Выпуск 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24—25 июня 2010 г. — Часть I: Направления социальной психологии. Под ред. Н.И. Леонова.

Общая социальная психология
Социальная психология личности
Социальная психология развития
Социальная педагогическая психология
Социальная психология девиаций
Социальная психология межкультурных коммуникаций
Социальная философия
Психоаналитическая социальная психология

Материалы конференции в 2-х томах.

Выпуск 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24—25 июня 2010 г. — Часть II: Прикладная социальная психология. Под ред. Н.И. Леонова.

Социальная психология конфликта
Социальная психология профессиональной деятельности
Социальная клиническая психология
Социальная психология здоровья
Социальная психология информационной и технологической культуры
Социальная психология правоохранительных органов
Экономика и проблемы качества жизни
Экономическая и организационная психология
Политическая психология
Социальная психология текста

www.koob.ru

Психология делового общения / литература / Леонов Н.И. Психология делового общения

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Психология делового общения

Рекомендовано редакционно-издателъским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия

3-е издание, исправленное и дополненное

УДК 159.923.2 ББК 88.4 Л47

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии:

A. Г. АсмоловИ. В. ДубровинаН.Д. Никандров

B. А. БолотовМ.И.КондаковВ.А.Поляков

В. П. Борисенков В. Г. Костомаров В. В. Рубцов А. А. ДеркачН. Н. МалофеевЭ. В. Сайко А. И. Донцов

Доктор психологических наук, профессор М. Г. Рогов (г. Казань) Кандидат психологических наук, доцент Г. С. Прыгин

(г. Набережные Челны)

Л47 Психология делового общения: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-со- циального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 256 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

ISBN 5-89502-670-2 (МПСИ)

ISBN 5-89395-636-2 (НПО «МОДЭК»)

Настоящее пособие предназначено для чтения курса «Психология делового общения», наиболее востребованного теми людьми, для которых деятельность общения является определяющей. В работе обобщаются подходы к проблеме общения, дается понимание общения и его видов. Рассматривается специфика делового общения и описываются феномены социально-психологического взаимодействия.

Предназначено студентам, изучающим этот курс, психологам, педагогам, менеджерам и всем тем, кто заинтересован в повышении своей компетенции в области психологии.

УДК 159.923.2 ББК 88.4

ISBN 5-89502-670-2 (МПСИ)

ISBN 5-89395-636-2 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный институт, 2002, 2005

Российской академии образования (РАО), 2002, 2005 © Оформление. НПО «МОДЭК» 2002, 2005

ОБЩЕНИЕ И ЕГО ТИПОЛОГИЯ

Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире.

Категория «общение» является базовой для социаль- но-психологической теории. Есть множество подходов к ее обоснованию. Нас же интересует категория «общение» для раскрытия сущности этого феномена как социопсихологического механизма, на который опирается функционально ролевая деятельность менеджера. Воспользуемся для этого классическими характеристиками общения.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многогранный процесс.

Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и

как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно.

Анализируя современную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

6) семиотический (общение выступает как специфиче-

ская знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

Исходя из того, что общение существует как полисистема, его формирующая функция осуществляется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализацию себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

Определение общения осложняется наличием нескольких подходов к толкованию самого понятия «общение». Рассмотрим отдельные из них.

Некоторые авторы рассматривают общение как социально- и личностно-ориентированный процесс. В нем не только реализуются личностные отношения, но и проявляются установки на социальные нормы.

Процесс общения обосновывается часто как процесс передачи нормативных ценностей. В этом просматривается объяснение термина «общение» как «социального процесса, через который общество влияет на индивида». Если соединить два положения, то можно увидеть, что в них общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». Позиция А. А. Бодалева стала для многих психологов определяющей в трактовке понятия «общение».

Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное деятельностью свободное общение». Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» выдвигают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен «общение» только непосредственным контактом между индивидами. С таким ограничением согласиться трудно.

Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: общение внутри групп — внутригрупповое, межличностное, ролевое и т. д.

А. А. Леонтьев обосновывает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», а «его субъект следует рассматривать не изолированно». В то же время А. А. Леонтьев подходит к общению как к условию «любой

деятельности человека». Позицию А. А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. В. Н. Панферов отмечает, .что «любая деятельность невозможна без общения». Далее автор развивает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействий, благополучных для процесса деятельности». Анализ целого ряда работ, посвященных теоретическим и прикладным вопросам общения, показывает, что ни в общей, ни в социальной психологии еще не определен принципиальный подход к определению основных параметров понятия «общение».

В философской литературе проблему общения исследует ряд ученых: Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий«практическуюактивностьсубъекта».

В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, — пишет В. М. Соковин,.— общение — это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания». Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений. Именно общественные отношения, согласно философской концепции, обусловливают форму общения. Методологический принцип, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений со сменой форм общения, дал основание выявить характеристики категории «способ общения». Она определяется как способ реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социа-

льно-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.

Общефилософская концепция определила формирование и других научных концепций. И прежде всего — социологической.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальных групп в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессом общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.

Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. В процессе общения человек реализует ряд потребностей (Юсупов).

Ввды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит аффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта

внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаментальные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» быстро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в

стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании выражается в стремлении

оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стре-

мимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв-

ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно как его нежелание пойти на контакт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на понимание его как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

В работах А. А. Пузырея различные психотехнические системы — это системы активного изменения, преобразования психики людей с помощью особого рода психотехнических действий. Именно в рамках социально-педагогических исследований общение и получило свое развитие как категория «психотехника». Психотехника понимается как система средств, приемов, позволяющих эффективно воздейство-

studfiles.net

Леонов Н.И. Конфликтология (2-е издание, 2006) / Леонов Н.И. Конфликтология. 2-е изд. 2006

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рекомендовано советом У МО по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальноcпи «Психология»

2-е издание, исправленное и дополненное

Заместитель главного редактора

Члены редакционной коллегии:

Кафедра социальной психологии Самарского государственного педагогического университета

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан

Доктор психологических наук, профессор В. А. Якунин

Л47 Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социаль- ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 232 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

ISBN 5-89502-511-0 (МПСИ)

ISBN 5-89395-541-2 (НПО «МОДЭК»)

Настоящее пособие предназначено для курса «Конфликтология», который является составной частью общего образовательного стандарта по отдельным специальностям высших учебных заведений. В пособии обобщаются основные подходы в изучении конфликта: социологический, психологический и социаль­ но-психологический. Краткий исторический очерк развития конфликтологии как за рубежом, так и в России позволяет лучше понять ее современное состояние. Из­ ложению специфики конфликта как социального явления и закономерностям его развития посвящены вторая и третья главы пособия. В пособии автором впервые в отечественной конфликтологии излагаются результаты исследования индивиду­ ального стиля поведения в конфликте.

Данное пособие предназначено для студентов психологических, педагоги­ ческих отделений и факультетов вузов, психологов, педагогов и тех, кто заинте­ ресован в повышении своей компетенции в области психологии.

УДК 159.938 ББК88.53

ISBN 5-89395-541-2 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный институт, 2003, 2006

© ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ Российской академии образования (РАО), 2003, 2006

© Оформление. НПО «МОДЭК», 2003, 2006

Проблема конфликтов — очень важная социально-пси­ хологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного, гармоничного разви­ тия социальных групп (такова, например, позиция основа­ теля социометрии Д. Морено) и, с другой стороны, воззрени­ ями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое, поскольку они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического разви­ тия — едино на и борьбы противоположностей (например, точка зрения К. Томпсона).

Многие годы учеными активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. Так, во многих амери­ канских университетах «студенты не только изучают конф­ ликты — межличностные, групповые, производственные, экономические, международные, но и участвуют в их прак­ тическом разрешении. Институт Джона Мейсона осуществ­ ляет подготовку студентов по специальности «менеджер по конфликтам». Практическим разрешением конфликтов за­ нимается Институт мира. В 1986 г., названном Международ­ ным годом мира, Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы мира. Ее задача — вырабатывать и внедрять навыки технологии разрешения конфликтов в лич­ ной жизни, на работе и в международных отношениях.

Конфликтология как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуаци­ ях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конф-

ликтных ситуациях необходимы каждому человеку, по­ скольку являются важными условиями гармонизации чело­ веческих отношений.

Особенно важна конфликтология для руководителей, ад­ министративно-управленческого персонала, педагогов, т. к. руководство людьми, работа с ними изобилуют конфликт­ ными ситуациями. По данным социологических исследова­ ний, деятельность руководителя примерно на одну четверть связана с разрешением конфликтов.

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демо­ кратизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно сопро­ вождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная вы­ плата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.

Понятия «конфликт», «конфликтное взаимодействие», «коллизии» становятся в последнее время общеупотреби­ тельными не только в науке, но и в обыденной жизни. Пред­ мет «Конфликтология» содержится в перечне дисциплин го­ сударственного образовательного стандарта, что уже пред­ полагает постановку преподавания данного предмета на фундаментальную основу. С другой стороны, при изучении данного курса отмечается дефицит систематизированно из­ ложенных знаний. Наиболее последовательно сегодня в психологии конфликта работают такие отечественные уче­ ные, доктора психологических наук, как А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина и Б. И. Хасан.

Социологические аспекты активно разрабатываются со­ циологами из Калуги под руководством А. К. Зайцева. С вы-

ходом в 1996 г. учебника для вузов «Социология конфликта» А. Г. Зравомыслова начинается этап систематизированного изложения проблемы конфликта. Так в 1998 г. вышло учеб­ ное пособие Д. М. Фельдмана «Политология конфликта», предназначенное для изучения конфликтов в политических отношениях.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что конф­ ликтология сегодня — междисциплинарная наука, находя­ щаяся в нашей стране на начальном этапе своего развития и уже востребованная практикой жизни.

Следовательно, необходимо научное обобщение пробле­ мы конфликта, т. к. в современных условиях российского общества в психологической науке четко сформировалась потребность как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреж­ дения и конструктивного разрешения конфликтов.

Целью написания данного учебного пособия является необходимость сориентировать читателей в основных под­ ходах и направлениях исследования проблемы конфликта и тем самым частичноликвидировать дефицит литературы по систематизированному изложению данной проблемы.

Становление конфликтологии как отрасли научного знания

1.1. Развитие конфликтологии за рубежом

Конфликт уже долгое время находится в центре внима­ ния зарубежных ученых. Исследования в этой области про­ шли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны струк­ турно-функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины — социологии конфликта.

В некоторых исследованиях духовным отцом теории кон­ фликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследова­ тели обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Начало современным теориям конфликта положили ис­ следования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социоло­ га Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и аме­ риканских — Л. Смолла и У. Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неиз­ бежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности ин­ стинкта агрессивности.

Австрийский учёный Людвиг Гумплович (1838—1910) поддерживает гипотезу о происхождении человека от мно­ жества независимых друг от друга приматов. Родство и раз­ личие по крови находят, по его мнению, соответствующее

выражение в психике — чувствах взаимного тяготения соро­ дичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные — межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам.

Л. Гумплович изображает историю человечества как ис­ торию войн, отмечает их положительную роль в развитии об­ щества.

Австрийский фельдмаршал Густав Ратценгофер (1842—1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпловича он на первый план ставил не расовые противоречия, а различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли лю­ дей. Г. Ранценгофер делает попытку доказать абсолютную непримиримость и враждебность человека человеку, что яв­ ляется спецификой самой общественной жизни.

Американский исследователь Уильям Самнер (1840— 1910) привычки и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывес­ ти из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению по­ требностей в голоде, сексе, общественном признании, а так­ же стремление избавиться от страха перед божествами.

Американский социолог А. Смолл (1854—1926) рассмат­ ривает конфликт как основной и универсальный обще­ ственный процесс. Он стремился доказать, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в ре­ зультате чего конфликт перерастает в социальное согласие. Асоциальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социали­ зации».

Все эти исследователи привлекли своими работами вни­ мание к проблеме конфликта, описали некоторые его фор-

мы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтни­ ческие конфликты, сведя к ним все остальные.

Термин «социальный конфликт» ввел в оборот немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Г. Зиммель утверждал, что, можно, открыть ряд таких относитель­ но устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в осно­ ве всего многообразия социальных явлений. Такими форма­ ми были, по его мнению, конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения.

Центральной идеей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содей­ ствующем сближению и объединению людей. «. Сам по себе конфликт есть разрешение напряжения между противопо­ ложностями», — пишет он (цит по: [8. С. 45]). В ходе взаим­ ной борьбы происходит сличение, сравнение. В итоге возни­ кает идентификация людьми своих особых интересов и осоз­ нание ими противоположности интересов — это обусловли­ вает противоборство.

Г. Зиммель предполагает, что возникающие внутри груп­ пы враждебные чувства скорее получают свое выражение, если люди сознают стабильность своего положения, свою безопасность. В таком случае конфликты наиболее вероят­ ны. Напротив, если взаимоотношения таковы, что их участ­ ники должны бояться их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытес­ нять враждебные чувства, побуждающие к конфликтам.

Г. Зиммелю же принадлежит предположение, что эффек­ тивное средство сдерживания конфликта — сопоставление сил, но это возможно чаще всего уже в самом конфликте.

С середины 20-х гг. XX в. интерес к конфликту, к теорети­ ческому анализу его проблем заметно снизился. Начинается увлечение, особенно в Америке, эмпирическими исследова­ ниями. Обозначается тенденция зарубежной социологии к психологизации социальных проблем. Анализ конфликта заменяется исследованием разного рода частных конкрет­ ных случаев напряженности.

В 40-е гг. вновь пробуждается интерес к теоретическим исследованиям (структурно-функциональный этап).

По мнению Парсонса, одного из представителей школы, отстаивающей интегративную модель общества (по друго­ му — модель консенсуса, согласия), общество как стабиль­ ная система, находящаяся в равновесии, существует благо­ даря принимаемым с общего согласия нормам и ценностям.

В 50-е гг. начинается новый этап развития теории конф­ ликтов, который отмечен работами Л. Козера и Р. Дарендорфа, которые являются современными классиками конфлик­ тологии. Эти ученые предложили «конфликтную модель» общества, развили понятие конфликта, сформулировали бо­ лее 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу рассмотрения теории конфликта организационные взаимо­ действия (взаимоотношения внутри организаций). Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта.

По мнению Дж. Тернера, они продолжают развивать два основных направления, заданных «родоначальниками»: Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода К. Маркса, а Козер — конфликтный функционализм, развивающий идеи Г. Зиммеля.

Особое значение имели работы американского социоло­ га Л. Козера, создателя классического определения социаль­ ного конфликта.

В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологиче­ ской ассоциации при ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конферен­ ции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в од­ ном из университетов Англии был проведен симпозиум на тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при Мичиганском университете учредили Центр по исследова­ нию конфликтных ситуаций, начали выпуск ежеквартально­ го журнала «Проблемы разрешения конфликтных ситуа­ ций».

studfiles.net

Образование

Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого (1982 г.).

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Публикации

Автор более 100 научных публикаций, общим объемом свыше 220 печ. листов, в том числе:

Статьи

  1. Леонов С.В. К вопросу о политическом контроле над ВЧК // Исторические чтения на Лубянке. ХХ лет. М.,2017. С.56-63.
  2. Леонов С.В. Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История РПЦ. 2016.№6(73). С.69-90.
  3. Леонов С.В. ВЧК и красный террор // Исторические чтения на Лубянке. 2015 г. Деятельность отечественных спецслужб в XIX-XXI вв. М.: Типография ОЭТО Росархива, 2016. С.37-46.
  4. Леонов С.В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История РПЦ. 2014. №2 (57) С.38-55.
  5. Леонов С.В. Роспуск Петроградского ВРК и создание ВЧК в 1917 г. // Вопросы истории, 2013, №11.
  6. Леонов С.В. К вопросу о влиянии Византии на русскую историю // Исторический журнал: научные исследования. 2012. №6 (12). (1,4 п.л.)
  7. Леонов С.В. Россия в первой и второй мировых войнах: проблема сравнительного анализа // Вторая мировая и Великая Отечественные войны: историч. уроки и проблемы геополитики. Матер. Всерос. научн.конф. (14-15 апр.2010 г.). М.,МПГУ, 2012. (0,6 п.л.)
  8. Российская революция 1917 года на весах столетия // Революция и бунт в российской истории / Сборник материалов всероссийской научной конференции. 20-21 марта 2017. Московский педагогический государственный университет. г. Москва. 2017 г.

Монографии и учебные пособия

mpgu.su

Это интересно:

  • Европейской конвенцией о гражданстве Европейской конвенцией о гражданстве ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Выпуск 60 (специальный) 15 июля 2003 года Законопроектный портфель в сфере этнических отношений Дума не спешит ратифицировать Европейскую конвенцию о гражданстве, […]
  • Принципы действия уголовного закона во времени и по кругу лиц §2. Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц Ключевые вопросы: время вступления уголовного закона в силу; время совершения преступления; понятие обратной силы уголовного закона; территориальные пределы […]
  • Федеральный закон кооперативах Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., […]
  • Нарушение конституционных прав граждан рф Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 […]
  • Закон о сертификации связи Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести […]
  • Закон кладбище Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями Болгарской и Албанской Православных Церквей Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор […]