Земельный налог

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Земельный налог

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

www.grandars.ru

Азбука финансов

Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.

Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).

Налогоплательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ) являются организации и физические лица, обладающие земельными участками:

  • на праве собственности,
  • праве постоянного (бессрочного) пользования
  • или праве пожизненного наследуемого дарения.

Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.

Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов. Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра; органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.

Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ) установлена льгота по земельному налогу в виде необлагаемого минимума в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст. 391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб., если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е. налог также признается равным нулю.

Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.

Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:

  • 0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
  • 1,5% — для прочих земельных участков.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.

Земельный налог рассчитывается следующим образом:

  • Сумма налога за год = ставка налога * налоговая база * коэффициент
  • Авансовый платеж = сумма налога за год * ? или 1/3 * коэффициент

Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Например: В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл — инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб. Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит ? участка, то на каждого приходится по 0,3 га. Для Карла налоговая база составит — 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.). Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3). Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).

www.azbukafinansov.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

tic.tsu.ru

Земельный налог

Земельный налог — это местный налог, обязательный к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Уплачивается налог, если участок земли находится:

  • в собственности;
  • на праве постоянного пользования;
  • пожизненного владения.

Если участок сдан в аренду, то налог за него уплачивает собственник.

Уплата земельного налога

Оплату земельного налога производят физические и юридические лица, которые являются собственниками участков земли или же имеют право постоянно им пользоваться. Если участок земли входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то плательщиком налога будет признана управляющая компания этого ПИФа. Налог уплачивается за счёт личных средств налогоплательщика. ПИФы же уплачивают налог за счёт того имущества, которое и составляет сам ПИФ.

Физические лица уплачивают налог 1 раз в год. До 01 марта следующего года, налоговики должны разослать всем собственникам земли налоговые уведомления, где указаны все необходимые для оплаты реквизиты и сумма налога.

Ставка земельного налога

Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно ст.387, ст.394, установлено, что налоговые ставки и порядок уплаты земельного налога определяется представительным органом муниципального образования.

Согласно ст.390 того же Налогового кодекса РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка. В данное решение ежегодно вносятся изменения в отношении того или иного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории города.

1-fin.ru

Это интересно:

  • Жилищная субсидия в 2014 году Очередники получат в 2016 году из бюджета Москвы жилищные субсидии на общую сумму 6 млрд руб. Как сообщает пресс-служба Департамента городского имущества Москвы, в 2016 году семьям очередников выделят субсидии на улучшение жилищных […]
  • Прокурор автозаводского района тольятти Прокурор автозаводского района тольятти Интервью президента ГК «АКОМ» Николая Михайловича Игнатьева. Буду рад сотрудничеству и продолжению взаимодействия Александр Кобенко переходит на работу в Москву 7 августа стало известно о том, […]
  • Размер материнский капитал в 2018г Размер материнского капитала в 2018 году Средства материнского капитала - это неналичные денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом для реализации закрепленного Законом о материнском капитале права граждан, имеющих двух […]
  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Статья 14 закона 255-фз Порядок исчисления пособий по материнству и детству согласно Федерального закона №343-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской […]
  • Правила сокращения выражений Упрощение выражений Свойства сложения, вычитания, умножения и деления полезны тем, что позволяют преобразовывать суммы и произведения в удобные выражения для вычислений. Научимся, как можно с помощью этих свойств упрощать […]