Конспект урока расписка

Урок № 21

Связную речь

Деловые бумаги. Расписка. Анализ письменного перевода

Цель: объяснить особенности составления расписки, формировать умение составлять этот деловая бумага в соответствии с очерченной ситуации общения; подвести итоги ученических переводов, отметить положительное в их исполнении, проанализировать допущенные типичные ошибки и недостатки ученических творческих работ; направить учащихся на индивидуальное проработка допущенных ошибок; развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Ход урока

И. Подготовка к восприятию нового материала.

* Выборочный диктант.Выписать названия документов. Какие документы есть у членов вашей семьи? При каких обстоятельствах и для чего они составляются? Как следует составлять деловые бумаги?

Своим указом, слишком строгим, Валуев язык уничтожит не сумел. (И.Савич.) Благоговейная, торжественная тишина охватила зал, когда президиумом с ’ езду было оповещено, что Центральная Рада должна объявить свой Универсал. (В.Винниченко.) Летать я хочу без паспорта и визы вне границ колючие провода. (Д.Павлычко.) Тогда явился Иван Фомич. Он принимал от нас заявления, удостоверения, анкеты. Спрашивал, порывшись в вороха заявлений: “Кто дед? Кто отец? Откуда? Как ты? Где ты?” (М.Бажан.) Принеслась ко мне телеграмма, а в ней одно-однехонько слово: “Мама”. (П.Перебийнис.) Будь первым в поле, а не в протоколе. (Род.творческим.)

C ловник. Документ — составленное согласно требованиям закона письменное свидетельство, подтверждающее какой-либо факт, имеющий юридическое значение (например: свидетельство о рождении, аттестат или диплом об образовании, свидетельство о заключении брака, завещание). Документы регулируют деловые отношения между членами общества.

II. Сообщение цели и задач урока. Мотивация обучения.

III. Изучение нового материала.

* Объяснение учителя.

Расписка – деловая бумага, в котором составитель подтверждает факт получения чего-то от другого лица или организации. Как и другие деловые бумаги, расписку составляют в официально-деловом стиле, которому свойственны такие признаки:

тон изложения должен быть нейтральный, эмоционально окрашенные слова не употребляются;

все слова употребляются только в прямом значении, применяют термины, цифровые данные, четко указываются фамилии и даты;

изложенная информация формулируется посредством суждений, в которых что-то утверждается или отрицается.

Как и большинство деловых бумаг, расписка составляется по определенному стандарту. Мысли излагаются с помощью предложения определенного строения. Такие традиционные для делового стиля языковые обороты речи (речевые клише) облегчают общение. Обов ’ обязательным является название деловой бумаги (расписка). Необходимо указать, кем и кому, в зв ’ связи с получением которых материальных ценностей расписку выдано. Как правило, расписка начинается словами: Я, Белоноженко Сергей Иванович, ученик 7 класса Вишневской средней школы. или Выдана мной, Сторожуком Александром Григорьевичем, рабочим завода “Кристалл”. .Слева под текстом указывается дата, справа ставится разборчивая подпись.

Пишется расписка обов ’ язково от руки в единственном экземпляре. Исправлений и подчисток быть не должно. Денежные суммы следует записывать цифрами и буквами. Наименование материальных ценностей нужно указывать точное.

Расписка составляется по принципу “юридической доверия”, то есть способности повлечь предусмотренную законом ответственность за невыполнение указанного этот деловая бумага не имеет (кроме расписок, нотариально заверенных). Поэтому печатью и подписью руководителя учреждения расписку не заверяют. Расписка заверяется только подписью получателя. После возвращения материальных ценностей (срок такого возврата часто отмечается) расписка ему возвращается.

* Проработка образца расписки.

Расписка

Я, учитель украинского языка Киевской средней школы № 158 Тараненко Виктор Андреевич, получил у библиотекаря Сенченко Галины Ивановны 18 (восемнадцать) орфографических словарей для кабинета украинского языка и литературы.

10. 11. 2002. Подпись.

И V . Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Воспользовавшись образцом расписки,от собственного имени составить одну из таких расписок:

· о получении в учителя физической культуры боксерских перчаток футбольного или баскетбольного м яча для индивидуальных тренировок на полгода;

· о получении в учителя изобразительного искусства 12 тюбиков масляных красок и 4 пезлів для оформления декораций школьного вечера;

· о получении в костюмерной Национальной оперы им. Т.Г.Шевченко 20 комплектов женских украинских национальных костюмов для выступлений школьного хореографического анстамблю сроком на год.

V . Проведение анализа письменного перевода.

* Общая оценка учителем выполненной работы.

* Анализ двух-трех наиболее удачных работ (учителем или коллективно учениками).

Схема анализа письменного перевода

1.Или раскрыты в пересказе тему.

2.Передан главную мысль переказуваного текста.

3.В правильной ли последовательности перечислены содержание.

4.Не пропущено ли чего, или не добавлено того, чего нет в тексте.

5.Соответствует ли текст перевода типичному значению переказуваного текста-образца (правильно ли построено предложение рассказа или описания, или правильно передано размышление).

6.Сохранены в пересказе стиль текста-образца.

7.Грамотность. Графическое оформление.

*Возврат ученикам тетрадей. Объявление оценок за работу.

VI. Индивидуальная проработка учащимися допущенных ошибок. (Ученики, которые раньше справились с работой, получают индивидуальное задание).

V II. Подведение итогов урока.

V III. Домашнее задание . Завершить работу над ошибками.

schooled.ru

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему:
Языковое оформление деловых бумаг заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография

  1. формирование умения написания деловых бумаг по образцу;
  2. формирование учебно-познавательных компетенций (ставить цель, самоорганизация работы на уроке, ставить познавательные задачи, выбирать необходимые формы и методы работы на уроке и при подготовке к нему).

Предварительный просмотр:

Языковое оформление деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография

  1. формирование умения написания деловых бумаг по образцу;
  2. формирование учебно-познавательных компетенций (ставить цель, самоорганизация работы на уроке, ставить познавательные задачи, выбирать необходимые формы и методы работы на уроке и при подготовке к нему).

Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки).

1. Организационный момент.

  • Ставила ли вас когда-нибудь в тупик необходимость составления того или иного документа?
  • Ребята, помогите мне разобраться с документами. Что это за документы? Правильно ли они составлены? (на слух, тексты Приложение 1 в отпечатанном виде на столах)

Директору МОУ «СОШ №124»
Рябушкиной С.П.
от Савенкова В.В.

Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите.

Ваш Василий Васильевич.

Директору Астраханской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича

Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться. Прилагаю свои фотки.

Виталий С.О.
15 августа 2012 год.

Добренькая вы наша Татьяна Андреевна! Вчера я не смогла присутствовать на собрании, потому что мне срочно нужно было сбегать к глазнику. Простите меня, пожалуйста, больше этого не повторится.

20 января 2009 г. Мария Степановна Свиридова.

Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю) и, надеюсь, денег моих не растратит.

21 февраля 2009 г. Василий Петров.

Я получил в библиотеке пару книжек. Скоро верну. Сашка Смирнов.

Я, Ремизова Ксюша, вчерась не пришла на субботник, так как сильно расхворалась. Не ругайте меня, пожалуйста, Марья Степановна.

22 апреля 2008 г. Ваша Ксюша.

  • Читаются тексты и даётся ответ на поставленный вопрос (т.е. Что за документ? И правильно ли составлен?)
  • Мы ещё вернёмся с вами к этим текстам в процессе работы. А сейчас…

Постановка цели и задач урока.

  • Какую цель и какие задачи вы определили для себя?
  • Насколько актуальна для вас эта тема?
  • Надеюсь, к концу урока мы сумеем правильно написать не только заявление, но и другие официально-деловые бумаги.
  • Итак, цель нашего сегодняшнего урока – формирование умения написания деловых бумаг по образцу, а также формирование основных учебно-познавательных компетенций…
  1. Представление нового материала. Изучение особенностей делового стиля.

Презентация на тему «Деловые бумаги»

Вопросы по теме урока (презентации):

  • О каких видах деловых бумаг шла речь?
  • Так ли необходимы стандартная форма и штампы в деловых документах? Почему?
  • Помимо знания стандартных форм и штампов, при составлении деловых бумаг не менее важны и знания по орфографии. Ведь грамотно составленный документ всегда произведёт более благоприятное впечатление. Поэтому и проведём лексическую работу, 2 ученика поработают у доски над орфографией некоторых слов. При необходимости они могут воспользоваться словарём.

Орфографическая страничка ( у доски 2 ученика). Можно воспользоваться словарём (на столе 2-3 словаря).

…дм…н…страц…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…н…вить, уч…реждение, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…блем…а, пр…фес…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ин…ц…ативный, к…л…кти…;
иметь (в)виду следу…щее, вп…сле… стви…, (в) течени…, (в) продолжени… мес…ца, (в)виду (не)д…статка мат…р…алов, (по)вид…м…му, к…мп…тентный, д…к…мент, (по)изучени… вопроса, (по)получен… письма.

Лексическая работа. Из данных слов и словосочетаний выберите лексику, характерную для деловой речи (стиля). Дополнительно орфографическая работа (выборочно). Синтаксис деловой речи. ( Работа выполняется на раздаточном материале и озвучивается учащимися в процессе выполнения).

Принять необходимые меры, обязать, устранить недостатки, предоставить отпуск, принять решение, решить, в связи с. из-за того… что, в силу того что, установление контроля, в случае неявки, без уважительной причины, нести ответственность – отвечать, поставить в известность, довести до сведения – сообщить, проявлять инициативу, выразить благодарность – поблагодарить, принять административные меры – наказать, как в воду кануть, принять к сведению, от нечего делать, уведомить, стать в тупик, тётенька, балбес, шляться, барахло, глазник, очаровательный, милый, уважаемый.

А теперь проверим работу, выполненную на доске (слова представлены в раздаточном материале).

4. Корректирование, редактирование

Исправить замеченные ошибки . (Приложение 1)

Взаимопроверка (сидящие за одной партой меняются выполненной работой для взаимопроверки, оценивают и помогают откорректировать работу).

5. Итоги урока. Выводы .

Оцените свою работу на уроке.. На следующем уроке мы их обсудим с учётом моих оценок вашей работы и качеством выполненной домашней работы. Итоговый балл и будет итогом вашей работы по теме в целом.

(заранее на доске скрыто) по выбору :

  1. составить резюме;
  2. написать автобиографию,
  3. составить папку с образцами деловых бумаг.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
Разработка открытого урока в коррекционной школе по теме ,,Деловое письмо.

Разработка открытого урока в коррекционной школе по теме ,,Деловое письмо.

Предварительный просмотр:

преподаватель письма и чтения

ГКС (К) ОУ «С(К)ОШ №4 VIII вида»

Разработка урока письма в 9 классе

Учебное пособие: И.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.

Русский язык. Учебник для 9 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Тема урока – Деловое письмо. Расписка.

Цель урока – закреплять навыки написания деловой бумаги –

расписки; совершенствовать навыки правописания

приставок и грамматического разбора слов; разви-

вать и активизировать речь учащихся, расширять

словарный запас; воспитывать на материале урока

положительные личностные качества.

Оборудование урока – иллюстративный и наглядный материал,

карточки с индивидуальными заданиями; мульти-

медийный аппарат; компьютер, презентация

Тип урока – комбинированный.

Методы работы – словесные, наглядные, практические.

План – конспект урока.

I. Организация учащихся на урок. Готовность к уроку.

Тренировка дыхания – зарядка на восстановление дыхания.

Запись числа и темы урока в тетради.

II. Повторение пройденного. Правописание приставок.

  1. Вступительное слово учителя о природе.

2. Комментированное письмо.

Природные богатства не беспредельны, люди должны

вернуть природе свои долги.

а) характеристика предложения;

б) звуко-буквенный анализ слова беспредельны ;

в) разбор слова по составу богатства;

г) разбор слова как части речи природе.

Вставить пропущенные буквы.

III. Деловое письмо. Расписка.

  1. Вступительное слово учителя.

Какие документы относятся к деловому письму?

(Заявление, объявление, объяснительная записка, автобиография,

расписка, заметка в стенгазету и др.)

2. Работа над значением слов.

Давайте вспомним, что такое расписка?

Расписка – документ с подписью, удостоверяющий получение

В каких случаях мы пишем расписки? Когда что-нибудь

берём в долг, что представляет ценность.

Долг – а) обязанность. Гражданский долг.

б) взятое взаймы. Вернуть долг другу.

Слово долг встречается в пословицах и поговорках.

Долг платежом красен.

В неоплатном долгу. ( кому то очень обязан)

Не остаться в долгу.

В долгу как в шелку. (шутливое)

3. Природа и люди.

По отношению к кому мы можем использовать все эти

Что учёные называют «лёгкие планеты»? Почему?

Ребята, что даёт нам лес? Правильно ли мы пользуемся

дарами леса? Поэтому многие люди забили тревогу.

Среди таких людей был замечательный писатель Леонид

Максимович Леонов. Он написал роман, который назвал «Лес».

А ещё он написал письмо юным читателям.

Учащиеся читают письмо Л.Леонова.

(см. Приложение 1)

Ребята, вы на прошлом уроке делового письма написали открытое письмо к своим сверстникам, в котором напомнили,

как надо беречь лес.

Учащиеся читают своё письмо.

( см. Приложение 2)

4. Работа над распиской.

Сегодня вы будете писать расписку природе о возврате

Какие долги мы можем вернуть природе?

— посадить дерево и цветы около школы,

— не рвать цветы в лесу,

— убирать всегда и везде за собой мусор,

— не загрязнять Волгу,

— ухаживать за растениями и домашними животными,

— не загрязнять воздух табачным дымом,

— сделать кормушку для птиц,

— помогать птицам зимой,

— помнить всегда, что природа нуждается в моей защите.

(перечень долгов записан на доске)

а) Работа с учебником. Упр. 65, стр. 46.

И.Г.Галунская, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник

для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2006.

Учащиеся выбирают три долга, которые они выплатят

до лета или будут выплачивать природе всегда.

б) Запись расписки в тетради.

Учащиеся, которые работают по индивидуальным программам, получают задание по карточкам.

в).Чтение расписок учащимися.

IV. Итог урока. Ребята принимают решение оставить свои

расписки школе, которая учила их любить и беречь природу.

V. Слово учащихся.

Под крышей голубой огромной

Солнце рыжее живёт,

А на тёмной крыше ночью

Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,

И дождь, и грозы, и цветы,

И яблоньки в саду зелёном,

Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,

Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,

А называется наш дом,

Мы знаем все – природа!

Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли –

Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую

копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле.

Защищайте зелёного друга!

Верящий в вас Л.Леонов.

От нас зависит, какой будет Земля в XXI веке. Давайте беречь зелёный наряд нашей планеты.

В лесу не разжигайте костров, от них может загореться сухая трава, от неё вспыхнет сухой валежник и выгорит лес.

Весной не рвите без меры расцветающие растения. Не допустите, чтобы исчезли в нашем лесу ландыши – бесценный

дар природы. После прогулок по лесу не оставляйте мусор и беспорядок в лесу.

Не разрушайте птичьи гнёзда и муравейники, не тревожьте других животных. Не шумите в лесу, мы в нём только гости.

Соблюдайте правила поведения в лесу.

Помните, что лес – наш зелёный друг. Защитим друга!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта.

Методическая разработка открытого урок в 9А классе по теме «London — the Capital of Great Britain» c презентацией проекта «Sights of London».

На уроке используются старинные и занимательные задачи. Для работы на уроке учащиеся объединяются в творческие группы.

Обобщающий урок в 6а классе по теме “Royal London”, “Great Britain” .

Разработка открытого урока в 8 классе по теме: «Бесценный дружеский союз».

Урок алгебры в 9 классе по учебнику Дорофеева. разработка урока содержит конспект урока, дидактические материалы, творческую работу ученицы по этой теме, оценочный лист.

Материал содержит разработку урока, карточки с заданием и презентационный материал.

nsportal.ru

Разработка урока по русскому языку на тему: Деловое письмо

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: Деловое письмо.

Урок русского языка в 9 классе

Цель: продолжить знакомить учащихся с правильным составлением деловых бумаг

Задачи: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся,

развитие памяти, речи, воображения; формирование у учащихся самостоятельности.

I .Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг. Для начала скажите, пожалуйста, к какому стили речи мы сегодня вновь обратимся (официально-деловой стиль)

-Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление)

Откройте рабочие тетради. Проведём словарную работу. Под диктовку учителя записываются слова: автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление.

Задание: разобрать слова по составу.

II .Работа на внимание

Задание: определить вид документа, поменять нумерацию в следующем порядке:

1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.

1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2011

напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

и обязуюсь отдать его 04.10.2011.

2. 04.10.2011 в школе состоится праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

III .Повторение структуры личного письма

Век новейших информационных технологий, Интернета и сотовой связи. Электронные письма, SMS позволяют быстро связаться с близким людьми или знакомым, живущим в любой точке страны. Конечно, это удобно, практично. Но почему мы все еще не перестаем ждать писем, этих заветных конвертов, в которых пришло к нам послание. Ответ очень прост и очевиден: только письма помогают общаться душою с близкими нам людьми, только такое общение хранит душевную любовь и теплоту рук, которые с нежным трепетом вкладывают бумагу в конверт.

Написание письма – это целое искусство. Попробуем и мы на этом уроке овладеть искусством письма.

-А сейчас давайте вспомним, какие бывают письма? (письма бывают: деловые, дружеские, поздравительные, благодарственные, письмо-просьба, письма в СМИ).

-Кому чаще всего пишут письма, и с какой целью? (чаще всего пишут близким, знакомым, родным, чтобы узнать, как живут, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.)

-Какая еще информация может содержаться в письме, помимо перечисленной? (в письме мы можем посоветовать, утешить, убедить, рассказать о своих делах, узнать мнение о том, что нас волнует.)

-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?

-А как называют того, кто посылает письмо, и того, кто получает? Идет работа над лексическим значением слов.

(На доске написаны слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ)

Прочтите эти слова, не правда ли они схожи по звучанию?

Выясним их лексическое значение. Вспомните, по какому словарю можно это узнать? (Толковый словарь под редакцией В. И. Ожегова или в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля)

Адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (ПОЛУЧАТЕЛЬ)

Адресант — тот, кто посылает почтовое отправление (ОТПРАВИТЕЛЬ)

Слова, сходные по звучанию, но не совпадают по значению, называются паронимами . Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо знать значение слова и употреблять его, осознано.

-Так кого мы называем получателем, а кого отправителем?

IV .Объяснение нового материала.

Итак, мы вспомнили, как пишутся личные письма. А теперь обратимся к деловым письмам.

На доске: Виды писем.

-Записка в школу;

-Письма-заявления (о приёме на работу по объявлению)

Учитель сообщает, что на уроке будет рассмотрен только последний вид деловой корреспонденции.

Сегодня на уроке мы с вами научимся правильно составлять письма-заявления (о приёме на работу по объявлению)

А). Структура письма.

На листочках: части делового письма и его схема

1. Фамилия, имя и отчество полностью (не инициалы).

2. Образование: указываются все учебные заведения, которые

автор резюме или письма закончил, в каком году, какой диплом

получил, какая квалификация, специальность и специализация указаны в дипломе.

3. Настоящее место работы; здесь же целесообразно указать и

другие места работы, где соискатель работал ранее, но право вы­

бора за ним: можно прежнее место работы не указывать, хотя это

сузит, ограничит характеристику автора письма.

4. Должность, на которую претендует соискатель; но это может быть не конкретная должность, а направление работы, которой хотел бы заниматься соискатель. Здесь уместно дать обоснование (пояснение, подтверждение) тому, почему именно эту должность или работу хочется иметь автору письма.

Самое логичное — указать на определенные деловые способности, наклонности, стажировки или временное исполнение обязанностей на желаемом должностном уровне, а может быть, и собственные умозаключения соискателя о том, почему именно желаемая должность (направление работы) лучше всего раскроет

его творческий потенциал.

-Что нового появилось в деловом письме по сравнению с личным письмом?

(адрес получателя, цель написания письма, дополнительные сведения).

Б). Знакомство с рекомендациями по написанию делового письма.

Деловое письмо должно быть написано четко, фразы должны легко читаться, нежелательно большое количество причастных и деепричастных оборотов, недопустимы назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и прочие средства выразительности речи. Рекомендуется традиционное, классическое (с точки зрения грамматики), построение фраз: подлежащее — сказуемое — обстоятельство места и т.п.; минимум прилагательных,

почти полное отсутствие местоимений.

Если в письме затрагивается несколько вопросов, они по

смыслу должны быть отделены одно от другого.

Стиль делового письма — деловитость, отсутствие посторонних фраз.

Деловое письмо должно быть предельно коротким, в этом случае оно лучше воспринимается.

Грамматика — и орфография, и лексика — должна быть безупречной.

Короткое, грамотное, логичное деловое письмо — знак уважения к адресату.

Объявление о найме на работу на должность секретаря-референта.

Руководителю предприятия «Контакт»

Г-ну Иванову И. И.

105113, Москва, ул. Безымянная, 5

Уважаемый Иван Иванович!

Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря-референта.

Мне 25 лет, имею высшее образование, знаю делопроизводство, этикет, оргтехнику, деловой английский, компьютер (Windows, Word, Excel), печатаю со скоростью 180 уд./мин.

Я окончила экономический факультет МАИ, курсы секретарей-референтов, курсы английского языка.

Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить фирме значительную пользу благодаря своей квалификации и высокой заинтересованности в работе.

Приложение: резюме на русском и английском языках.

Искренне Ваша (подпись) Н. А. Петрова

Адрес: 101101, Москва, ул. Лесная, 5, кв.5

Телефон: (095) 111-11-11.

Учащимся предлагается выполнить практическое задание на составление текста делового письма-заявления о приеме на работу в кафе.

Проводится беседа с классом по вопросам:

— Как нужно писать адрес отправителя в деловых письмах?

— Какой адрес появляется в письме, кроме адреса отправителя?

— Что нового в обращении?

— Что нового в пункте о желательности дальнейших контактах?

— Что нового в завершающей фразе?

— Что нового в подписи?

-Чему мы научились сегодня на уроке?

Как в жизни пригодится то, чему мы с вами научились?

VII .Домашнее задание: найти в художественных произведениях примеры деловых писем.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
«Деловые бумаги»

Урок развития речи в 9 классе.

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе

Тема: «Деловые бумаги»

Тип урока: комбинированный

  1. закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;
  2. формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, доверенность, апелляция, автобиография), необходимые в повседневной жизни;
  3. совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
  1. развивать связную речь учащихся;
  2. формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
  3. развивать навыки работы учащихся в коллективе.
  1. воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;
  2. поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли;
  3. воспитывать интерес к предмету
  1. продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);
  2. закрепить изученный материал;
  3. формировать умение слушать и понимать текст;
  4. способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание). Структура урока
  1. Организация начала урока. Лингвистическая разминка.
  2. Повторение сведений об официально-деловом стиле.
  3. Сообщение целей и задач урока.
  4. Составление официально-деловых документов:

1) слово учителя;

2) беседа с целью ознакомления учащихся с одним из видов официально-деловой речи – заявлением;

3) проверка усвоения знаний (сопоставление простого и сложного заявлений);

4) закрепление знаний и формирование умения составлять сложные заявления (коллективное составление заявления);

5) знакомство с доверенностью;

6) ознакомление с апелляцией, особенностями оформления;

7) сообщение сведений об автобиографии;

8) закрепление знаний об автобиографии, формирование умения анализировать и составлять тексты автобиографий.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом.
  1. Образцы деловых бумаг.
  2. Раздаточный материал.
  3. Д.Э. Розенталь. Справочник. Практическая стилистика.
  4. Тетради.

При официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов.

К.И. Чуковский. Живой как жизнь.

Задание. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.

  1. а) устранить возгорание (официально-деловой), б) потушить пожар (разговорный, нейтральный), в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);
  2. а) дрыхнуть (разговорный, просторечный), б) находиться в объятиях Морфея (художественный), в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);
  3. а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный), б) стрелка (разговорный, сленг), в) саммит (официально-деловой, публицистический).

Объясните значение слова саммит . (Встреча глав государств, правительств)

  1. Повторение сведений об официально-деловом стиле.
  1. Вспомните, что вам известно об официально-деловом стиле.

(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.

  1. Назовите стилевые черты официально-делового стиля.

(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.

  1. В чем особенность употребления языковых средств?

(Лексика: слова только в прямом значении, специальные термины (дипломатические, юридические и др.). Морфология: отглагольные существительные, глаголы в н.ф. и повел. накл., предлоги: в деле, в целях, в связи, ввиду. Синтаксис: стандартные обороты речи.)

Уточнение по словарю значения слов деловой , официальный .

(Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам. Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой.)

  1. Сообщение целей и задач урока .

— Не случайно мы остановились на определении официально делового стиля и его особенностях. Тема нашего урока «Деловые бумаги». Вы должны научиться составлять различные деловые документы, необходимые в повседневной жизни.

  1. Составление официально-деловых документов .
  1. Слово учителя .
  1. Итак, слово официальный значит «правительственный, должностной, служебный». «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», — говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.

Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная. Вспомните, например, форму заявления, справки, расписки и т.п.

Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки.

Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал: «… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».

Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».

  1. Беседа с целью ознакомления учащихся с одним из видов официально-деловой речи – заявлением.

-В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.

Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.

Когда и по какому поводу пишутся заявления? (Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)

Работа с раздаточным материалом . Чтение заявлений.

  1. Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление?

Запись компонентов в тетрадь.

  1. Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
  2. От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
  3. Заголовок (заявление.)
  4. Текст заявления.
  5. Что прилагается?
  6. Дата и подпись.
  7. Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).

Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в род. падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется со строчной буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя.

Директору МОУ «СОШ №1»

ученика 9 Б класса

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях

7 ноября 2004 года (подпись)

К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень , убедительно . В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать» .

  1. Сопоставление простого и сложного заявлений .
  1. Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).

Директору Экономического бизнес-колледжа Сергееву Владимиру Владимировичу Попова Игоря Александровича, проживающего по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5

Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.

Прилагаются следующие документы:

  1. Автобиография.
  2. Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
  3. Три фотографии.
  4. Медицинская справка.
  5. Справка с места жительства.

1 июля 2013 г. (подпись)

  1. Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс.
  1. Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.

В отношении стилистическом представляет некоторое неудобство применение традиционной формы в тех случаях, когда рядом оказываются две фамилии и обе в родительном падеже: Начальнику цеха Сидоровой Львовой М. И. Заявление. Но с т. з. правил составления деловых бумаг и грамматически это абсолютно правильно. Однако не будет ошибкой и преодоление стилистического неудобства: Начальнику цеха Сидоровой от Львовой М.И. заявление.

Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно.

Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать со строчной буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы.

И это не будет ошибкой.

5 . Знакомство с доверенностью .

  1. Обратимся к следующему документу – доверенности. Умение составить подобный документ наверняка понадобится в жизни. К тому же многие современные школьники работают в свободное время. Значит, может возникнуть ситуация, при которой вам придется доверить получение денег надежному человеку.

Я, Зайцев Николай Павлович, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за апрель 2005 г. Зайцеву Максиму Николаевичу.

Мой паспорт: (данные).

Паспортные данные Зайцева Максима Николаевича: (данные).

29 апреля 2013 г. (подпись)

  1. Ознакомление с апелляцией
  1. Не менее важным документом является апелляция. Написание апелляции может пригодиться в случае вашего несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции – крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь. Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже, когда вы станете абитуриентами вузов.

Апелляция в переводе с латинского apellatio – право, жалоба.

Председателю апелляционной комиссии Каширского района Сергееву В.В.

ученика средней школы № 56 Никулина И.Д.

Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я

не согласен с засчитанными мне ошибками на 2-й и 3-й страницах сочинения.

20 июля 2013 г. (подпись)

  1. Сообщение сведений об автобиографии с целью ознакомления учащихся с этим жанром делового стиля

Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова.

Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего.

План автобиографии следующий:

  1. Заголовок (автобиография) в центре.
  2. Фамилия, имя, отчество.
  3. Дата и место рождения.
  4. Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).
  5. Дата поступления в школу и ее окончания.
  6. Начало и последующее время работы и указание места (если работает).

7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).

8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.

9)Дата составления и подпись.

  1. Чтение автобиографии с последующим анализом , при этом обращается внимание на обособленные приложения.

Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.

Мой отец, Берестов Николай Владимирович, — инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, — медсестра.

В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.

В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.

В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.

10.02.2002 г. А. Берестов

8. Закрепление знаний об автобиографии.

Составление автобиографии (устно).

  1. Различают 2 вида автобиографий: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.

Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.

Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.

  1. Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?

VI. Задание на дом: написать автобиографию в форме официального документа.

В ответ на Ваш запрос высылаем Вам каталог наших изданий на 2013 год.

Приложение : один экземпляр каталога.

Подтверждаем получение Вашего письма № … от …, в котором Вы запрашиваете нас о перспективном плане наших изданий на 2013 год.

Сообщаем, что составление плана будет завершено в ближайшее время. По его напечатании незамедлительно Вам будет выслан один экземпляр.

Доводим до вашего сведения, что нашим издательством только что выпущены в свет … (перечисляются издания).

15 сентября с.г. в 12 часов в кабинете главного редактора издательства состоится обсуждение перспективного плана издания переводной литературы на 2012 – 2013 годы.

Направляем Вам проект плана и просим прислать представителя для участия в совещании.

Директору средней школы № 1 г. Дальска Стрижову П.С.

В связи с тем, что автобусное движение на трассе Волжанск – Дальск было прекращено по причине гололеда, мною, учеником 7 класса Сидоровым С., пропущено два учебных дня (16 и 17 ноября).

18 ноября 2012 г. Сидоров С.

стройучастка № 6 Гаврилову А.М. техника Савельева И.А.

Согласно Вашему указанию, на первом этаже строящегося дома в течение февраля все работы должны быть закончены. Однако ввиду отсутствия транспорта строительство не было обеспечено пиломатериалами. Вопреки намеченному плану, полы на первом этаже до сих пор не настланы.

Прошу принять меры для обеспечения строительства пиломатериалами.

3 марта 2012 г. Савельев

Инструкция по обращению с часами.

  1. Перед пользованием будильником следует завести пружину, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.
  2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.
  3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

Для прекращения сигнала следует нажать кнопку останова звонка. Для предварительного выключения сигнала надо нажать на кнопку останова звонка и одновременно повернуть ключ заводки боя в указанном направлении до первого щелчка.

  1. С часами нужно обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часам.
  2. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.
  3. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать их самостоятельно не рекомендуется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 6-го класса.

Подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни в современном обществе — одна из актуальных проблем образования. Социализация в современных условиях осложняется дестабилизацией обществ.

В методической разработке представлен конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги», презентация к уроку, а также необходимые для урока приложения: памятки, задания, таблица «Функц.

Урок письма и развития речи в 7 классе в коррекционной школе 8 видаЗадачи урока:Познакомить обучающихся с одним из видов деловой бумаги – заявлением, с историей возникновения делового письма, на.

Урок письма и развития речи в 7 классе в коррекционной школе 8 видаЗадачи урока:Познакомить обучающихся с одним из видов деловой бумаги – заявлением, с историей возникновения делового письма, на.

Умение работать с деловыми бумагами и составлять деловое письмо — актуальное требование во всех сферах делопроизводства.Именно развитию этих умений и навыков посвящен данный элективный курс ,который м.

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? .

nsportal.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]