Электронная библиотека

Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве независимо от того, кем она осуществляется – правительственными или неправительственными органами. Космическая деятельность неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения и под контролем соответствующего государства.

Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включает в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за ущерб, причиненный его космическим объектом лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности Земли ущерб причинен космическому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в случае его вины. Если запуск объекта производится двумя или более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.

Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего государства, а также иностранным гражданам, участвующим в операциях, связанных с запуском, производится согласно правилам законодательства запускающего государства.

Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения. Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончательным. В случае если ущерб причинен межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность, государства-участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.

По закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.

libraryno.ru

§ 4. Ответственность в международном космическом праве

Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включает в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином «космический объект» охватывается как сам объект, так и средства его доставки.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен космическому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в случае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Если запуск объекта производится двумя или более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.

Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего государства, а также иностранным гражданам, участвующим в операциях, связанных с запуском, производится согласно правилам законодательства запускающего государства.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством, которому либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, запускающему государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен ущерб, права на предъявление «международной претензии» к запускающему государству не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска в судах запускающего государства.

Для предъявления «международной претензии» не требуется, чтобы государство-истец или его физические и юридические лица исчерпали все местные средства правовой защиты.

Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончательным.

В случае, если ущерб причинен межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность, государства-участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.

По закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда (см. ст. 931 ГК РФ).

uchebnik.online

§ 11. Ответственность в международном космическом праве

Согласно Договору по космосу государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными лицами.

Из данной статьи следует, что в сфере ответственности по международному космическому праву действует принцип международной ответственности государства за всю национальную космическую деятельность независимо от того, какими конкретно субъектами она осуществляется. Этим данный вид ответственности отличается от других видов международной ответственности, основывающихся на общем постулате о том, что государства не несут ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если они не действуют от имени или по поручению соответствующего государства.

Более подробно соответствующие вопросы урегулированы Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.). Данной Конвенцией установлено, что запускающее государство несет абсолютную ответственность

1 См.: Малышева Н.Р. Космическое право: перспективы развития в международном и национально-правовом контекстах // Вестник Академии правовых наук Украины. 2003. № 2—3. С. 348.

Глава XII. Международное космическое право

за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. II). Такая ответственность может иметь место вне зависимости от вины запускающего государства, а вследствие самого факта нанесения ущерба космическим объектом соответствующего государства.

Под ущербом в данном случае понимаются лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, а также имущества межправительственной организации.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает (исключение из принципа абсолютной ответственности).

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в следующих пределах: а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной; б) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.

Если два или более государств совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб (ст. V).

Конвенцией предусмотрены случаи освобождения от абсолютной ответственности. Это может иметь место, когда запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет (ст. VI).

§ 11. Ответственность в космическом праве

Положения Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства: а) гражданам соответствующего государства; б) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта (ст.

Исходным документом, по которому потерпевшее государство может возбудить вопрос о возмещении ущерба запускающему государству, является претензия о компенсации ущерба. Обычно она предъявляется по дипломатическим каналам в течение года с даты причинения ущерба. Если в добровольном порядке решения вопроса достичь не удается, создается специальная Комиссия по рассмотрению претензии. Конвенцией в деталях урегулирован процессуальный порядок образования и деятельности этой Комиссии (ст. Х^—ХХ).

Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность между сторонами. В ином случае Комиссия выносит решение рекомендательного характера. Вопрос, кроме того, может быть перенесен заявившей претензию стороной в суд или административный трибунал запускающего государства. Делается это в порядке искового производства.

Некоторые вопросы ответственности в рассматриваемой сфере находятся на стыке международного публичного и частного права. Характерным примером в этом является Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Под подвижным оборудованием в данном случае понимается имущество, которое в силу своей специфики регулярно перемещается через государственные границы. Это могут быть железнодорожные подвижные составы, самолеты, вертолеты и т.п. К такому оборудованию относятся также объекты космической деятельности, а именно: а) какой-либо отдельно идентифицированный объект, находящийся в космосе или предназначенный для запуска и размещения в космическом пространстве, а также возвращенный из космоса; б) какой-либо отдельный компонент, являющийся частью такого объекта или установленный на таком объекте либо находящийся внутри его; в) какой-либо отдельный объект, собранный или изготовленный в космосе; г) какая-либо ракета-носитель одноразового или многократного использования для доставки людей и оборудования в космос и их возвращения из космоса.

Глава XII. Международное космическое право

В отношении этого оборудования под эгидой Международного института унификации частного права (УНИДРУА) разработан проект специального Протокола к Конвенции. Сейчас он находится на стадии согласования для подписания.

Конвенция предполагает установление специального международного имущественного правового режима в отношении космических объектов, находящихся за пределами юрисдикции государств. Этот режим направлен на обеспечение исполнения обязательств, связанных с космическим имуществом. Он выражается в предоставлении международной гарантии залогодателю или лицу, представляющему собой потенциального продавца по договору об условной продаже с резервированием права собственности, или лицу, являющемуся лизингодателем по договору лизинга.

В соответствии со ст. 2 Конвенции такая гарантия включает в себя: а) классический обеспечительный интерес (закладную) — по договору об обеспечении исполнения обязательств; б) право потенциального продавца в сделке об удержании правового титула — по договору об условной купле-продаже с резервированием права собственности; в) право лизингодателя — в сделке о лизинге.

Международная гарантия подлежит обязательной регистрации в специальном Международном реестре. Предполагается также создание системы контроля и надзора за реализацией международных гарантий.

Установленный Конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования режим способен снизить финансовые риски по сделкам, связанным с космическим имуществом, а также стоимость услуг космического характера для конечных пользователей.

В случае неисполнения обязательства залогодателем кредитор имеет право на привлечение к материальной ответственности должника через суд или другими способами, предусмотренными Конвенцией.

В 1994 г. была предпринята попытка образования Международного воздушного и космического арбитражного суда для разрешения соответствующих международных споров. Но из этого ничего не вышло. Система специального арбитражного судопроизводства в данной сфере не заработала.

Вопрос здесь не только в том, что количество таких споров еще относительно невелико. Дело в том, что соответствующие споры могут быть предметом рассмотрения в уже существующих международных судебных инстанциях — Международном Суде ООН, Постоянной палате третейского суда и др.

lib.sale

Международная ответственность за ущерб, причиненный в результате космической деятельности

Основополагающие требования международной ответственности государств, участвующих в космической деятельности, содержатся в Договоре по космосу 1967 г. и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненных космическими объектами, 1972 г. Конвенция не препятствует «государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства» (п. 2 ст. XI). Если потерпевшая сторона пожелает пойти по этому пути, то она тем самым лишится права предъявлять претензию о возмещении того же ущерба на основании Конвенции. Согласно Конвенции понятие ущерба включает лишение жизни, телесное или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц и ММПО.

Речь идет об ответственности государств и международных организаций за правомерную деятельность, связанную с повышенным риском для окружающих. Проблема эта весьма сложна, если иметь в виду, что в международном морском праве, международном воздушном праве и международном атомном праве вопросы аналогичной имущественной ответственности за ущерб ставятся и решаются, главным образом, в гражданско-правовом плане (ответственность собственников и операторов).

В международном космическом праве, с учетом особой специфики использования государствами ракетно-космической техники, установлен не гражданско-правовой, а международно-правовой подход к режиму имущественной ответственности. Это значит, что речь идет только об отношениях между субъектами международного права, прежде всего между государствами. При этом ответственность носит объективный (независимый от вины) характер в случае причинения ущерба на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Ответственность за ущерб в космическом пространстве основывается на принципе вины.

Освобождение от ответственности (полное или частичное) предоставляется, если запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет. Примером такой грубой небрежности могло служить направление в 2001 г. в район затопления орбитального комплекса «Мир» чартерного самолета с туристами на борту для наблюдения такого уникального зрелища. В доктрине высказывается суждение, что при наличии умысла, т.е. действия или бездействия, со стороны государства-истца с намерением причинить ущерб освобождение от абсолютной ответственности запускающего государства должно быть полным, а при вине в форме грубой небрежности – частичной.

В ст. VII–XI Конвенции 1972 г. излагается порядок и сроки предъявления запускающему государству претензии о компенсации за причиненный ущерб. При этом со стороны государства-истца не требуется предварительное исчерпание местных средств удовлетворения претензий. Подлежащая выплате компенсация определяется «в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (ст. XII). Компенсация выплачивается в валюте государства-истца или, по просьбе такого государства, в валюте государства, которое должно выплатить компенсацию. Возможна договоренность о другой форме компенсации (ст. VIII). В случае, если урегулирование путем дипломатических переговоров не достигнуто, то в течение одного года с даты представления претензии по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензий.

В ст. XV–XX Конвенции рассматривается состав и порядок деятельности Комиссии. Важным представляется положение о том, что «решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения» (п. 2 ст. XIX Конвенции 1972 г.).

В июне 2001 г. Совет ЕКА принял дополнительную Декларацию к Конвенции 1972 г., которая признает обязательный характер решений Комиссии по рассмотрению претензий на взаимной основе с любым другим государством или международной организацией, принявшими Декларации аналогичного характера. Декларация 2001 г. дополняет Декларацию ЕКА от 20.09.1976 с заявлением о принятии прав и обязанностей Конвенции 1972 г. (п. 1 ст. XXII).

Международные организации несут солидарную ответственность с государствами-членами за причиненный ею ущерб. В случае причинения ущерба самой организации претензия от ее имени представляется государством-членом. Сказанное относится к международным организациям, которые присоединились к Конвенции 1972 г.

studme.org

Конвенции и соглашения

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами

Принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1971 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

признавая общую заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространства в мирных целях,

принимая во внимание, что, несмотря на меры предосторожности, которые должны принимать государства и международные межправительственные организации, занимающиеся запуском космических объектов, эти объекты могут иногда причинять ущерб,

признавая необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты на основании положений настоящей Конвенции полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба,

полагая, что установление таких правил и процедур будет содействовать укреплению международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящей Конвенции:

а) термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций;

b) термин «запуск» включает попытку запуска;

с) термин «запускающее государство» означает:

i) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта,

ii) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;

d) термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части.

Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Статья III

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

1. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующих пределах:

а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;

b) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.

2. Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствами соразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такое распределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

1. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.

2. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

3. Государство, с территории которого или с установок которого производится запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.

1. При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.

2. Никакого освобождения не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Статья VII

Положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства:

а) гражданам этого запускающего государства;

b) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта.

Статья VIII

1. Государство, которому причинен ущерб либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, может предъявить запускающему государству претензию о компенсации за такой ущерб.

2. Если государство гражданства потерпевшей стороны не предъявило претензии, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, причиненного на его территории любому физическому или юридическому лицу.

3. Если ни государство гражданства потерпевшей стороны, ни государство, на территории которого был причинен ущерб, не предъявили претензии или не уведомили о своем намерении предъявить претензию, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, который причинен лицам, постоянно проживающим на его территории.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании настоящей Конвенции. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами Организации Объединенных Наций.

1. Претензия о компенсации за ущерб может быть предъявлена запускающему государству по прошествии не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства, которое несет ответственность за ущерб.

2. Однако если государству не известно о причинении ущерба или если оно не смогло установить запускающее государство, которое несет ответственность за ущерб, то это первое государство может предъявить претензию в течение одного года с даты, когда ему стали известны указанные выше факты; этот период, однако, ни в коем случае не превышает одного года с даты, когда, по разумным предположениям, такое государство могло узнать об этих фактах, приложив должные усилия.

3. Сроки, определенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, применяются даже в том случае, когда полный объем ущерба может быть не известен. Однако в этом случае государство-истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительную документацию по истечении таких сроков, но не позднее одного года после того, как стал известен полный объем ущерба.

1. Для предъявления запускающему государству претензии о компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции не требуется, чтобы государство-истец либо физические или юридические лица, которых оно представляет, предварительно исчерпали местные средства удовлетворения претензии, которые могут иметься в их распоряжении.

2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства. Государство, однако, не имеет права предъявлять на основании настоящей Конвенции претензию о возмещении того же ущерба, в отношении которого возбужден иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства или же на основании другого международного соглашения, обязательного для заинтересованных государств.

Статья XII

Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.

Статья XIII

Если государство-истец и государство, которое должно выплатить компенсацию на основании настоящей Конвенции, не приходят к соглашению относительно иной формы компенсации, то эта компенсация выплачивается в валюте государства-истца или, по просьбе такого государства, в валюте государства, которое должно выплатить компенсацию.

Статья XIV

Если урегулирование претензии не достигнуто путем дипломатических переговоров, как это предусмотрено в статье IX, в течение одного года с даты, когда государство-истец уведомляет запускающее государство, что оно представило документацию по своей претензии, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторон Комиссию по рассмотрению претензий.

1. Комиссия по рассмотрению претензий состоит из трех членов: члена Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по рассмотрению претензий.

2. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение последующего двухмесячного периода.

Статья XVI

1. Если одна из сторон не производит соответствующего назначения в течение установленного периода, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличной Комиссии по рассмотрению претензий.

2. Любая вакансия, которая может открыться в Комиссии по любой причине, заполняется с соблюдением той же процедуры, которая принята для первоначальных назначений в состав Комиссии.

3. Комиссия сама устанавливает процедуру своей работы.

4. Комиссия определяет место или места, в которых она будет проводить свою работу, и принимает решения по всем административным вопросам.

5. За исключением решений или определений, выносимых единоличной Комиссией, все решения и определения Комиссии выносятся большинством голосов.

Статья XVII

Никакого увеличения состава Комиссии по рассмотрению претензий не производится по той причине, что два государства-истца или запускающих государства или более выступают совместно по любому из рассматриваемых Комиссией дел. Выступающие совместно государства-истцы коллективно назначают одного члена Комиссии таким же образом и с соблюдением таких же условий, как и в случае, когда претензию выдвигает одно государство. Когда совместно выступают два запускающих государства или более, они таким же образом коллективно назначают одного члена Комиссии. Если государства-истцы или запускающие государства не проводят соответствующих назначений в течение установленного периода, председатель выступает в качестве единоличной Комиссии.

Статья XVIII

Комиссия по рассмотрению претензий устанавливает обоснованность претензии о компенсации и определяет сумму компенсации, если она подлежит выплате.

Статья XIX

1. Комиссия по рассмотрению претензий действует в соответствии с положениями статьи XII.

2. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения или определения.

3. Комиссия выносит свое решение или определение в возможно кратчайший срок и не позднее, чем через год с даты ее создания, если она не сочтет необходимым продлить этот срок.

4. Комиссия опубликовывает свое решение или определение. Она передает заверенную копию своего решения или определения каждой из сторон, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Расходы, связанные с работой Комиссии по рассмотрению претензий, распределяются поровну между сторонами, если Комиссия не выносит иного решения.

Статья XXI

Если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет в больших масштабах угрозу для жизни людей или серьезно отражается на условиях жизни населения или деятельности жизненно важных центров, то государства-участники, и в частности запускающее государство, изучают возможность безотлагательного предоставления соответствующей помощи государству, которому причинен ущерб, когда последнее обращается с просьбой об этом. Однако это не затрагивает прав или обязанностей государств-участников, вытекающих из настоящей Конвенции.

Статья XXII

1. В настоящей Конвенции, за исключением статей XXIV–XXVII, ссылки на государства рассматриваются как относящиеся к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией, и если большинство государств — членов этой Организации являются государствами — участниками настоящей Конвенции и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

2. Государства — члены любой такой организации, являющиеся участниками настоящей Конвенции, принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы эта организация сделала заявление в соответствии с предыдущим пунктом.

3. Если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб в соответствии с положениями настоящей Конвенции, то эта организация и те из ее государств-членов, которые являются участниками настоящей Конвенции, несут солидарную ответственность, при соблюдении, однако, следующих условий:

а) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередь этой организации;

b) если организация в течение шести месяцев не выплатила суммы, согласованной или установленной в качестве компенсации за такой ущерб, то только в этом случае государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов этой организации, являющихся участниками настоящей Конвенции, за уплату этой суммы.

4. В соответствии с положениями настоящей Конвенции любая претензия о выплате компенсации за ущерб, причиненный какой-либо организации, которая сделала заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, представляется государством — членом этой организации, являющимся участником настоящей Конвенции.

Статья XXIII

1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают других действующих международных соглашений об отношениях между государствами — участниками этих соглашений.

2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует заключению государствами международных соглашений, подтверждающих, дополняющих или расширяющих ее положения.

Статья XXIV

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящей Конвенции до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие настоящую Конвенцию и присоединившиеся к ней государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящей Конвенции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящая Конвенция регистрируется правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XXV

Любое государство — участник Конвенции может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Конвенции, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Конвенции в день принятия им этих поправок.

Статья XXVI

Через десять лет после вступления в силу настоящей Конвенции вопрос о ее пересмотре будет включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с тем чтобы на основе опыта применения Конвенции рассмотреть вопрос о том, нуждается ли она в изменении. Однако в любое время через пять лет после вступления Конвенции в силу по просьбе одной трети государств-участников и с согласия большинства государств-участников созывается конференция государств-участников с целью пересмотра настоящей Конвенции.

Статья XXVII

Любое государство — участник Конвенции может уведомить о своем выходе из Конвенции через год после вступления ее в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XXVIII

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящей Конвенции препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах в городах Вашингтоне, Лондоне и Москве . месяца . дня тысяча девятьсот . года.

www.un.org

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]