Оглавление:

Экологическая экспертиза

В современном обществе уделяется большое значение вопросам повышения эффективности экологического контроля, среди которых важная ниша отводится соблюдению природоохранных правил, требований и норм на любом этапе реализации проекта.

Именно поэтому, обязательным пунктом при разработке проектной документации для любого объекта или предприятия является учет основных принципов деятельности, базовых технических и технологических решений. На стадии расчета проектной документации необходимо оценить возможное воздействие планируемой деятельности на окружающие природные экосистемы и разработать условия максимального снижения негативных факторов этого воздействия.

Основные нормы проведения экологической экспертизы:

  • исключение потенциальной экологической опасности предполагаемой деятельности;
  • проведение государственной ЭЭ перед разрешением ввода объекта в эксплуатацию;
  • комплексная оценка воздействия деятельности предприятия или объекта на окружающую среду;
  • независимый состав экологических экспертов при проведении экспертизы;
  • научное обоснование, объективность, учет норм действующего законодательства при составлении заключений экспертизы;
  • участие представителей общественных экологических объединений в экспертизе;
  • ответственность экспертов за качество экспертизы.

Сегодня государственная экологическая экспертиза в России осуществляется уполномоченным органом, который называется «Отделом экологической экспертизы» при Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору и ее территориальных органах, имеющих эксклюзивное право на проведение государственной экологической экспертизы и выдачу соответствующего заключения.

По требованию общественности, по инициативе общественных экологических организаций и органов местного самоуправления возможно проведение общественной ЭЭ. Лицензирование этого вида деятельности должно быть отражено в Уставе объединения-инициатора экологической экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • выявление степени соответствия предполагаемой деятельности установленным нормам, правилам, федеративным правовым актам, регламентирующим вопросы охраны природы;
  • выявление объективности предполагаемых размеров антропогенного воздействия на окружающую среду в результате намечаемой деятельности;
  • выявление степени экологической допустимости при осуществлении намечаемой деятельности;
  • выявление степени достаточности предусмотренных мер по сохранению экосистем региона и природного потенциала в целом.

Объекты экологической экспертизы

Среди объектов федерального уровня, чья деятельность требует обязательной ЭЭ можно отметить:

  • нормативные и ненормативные проекты федеральных правовых актов, реализация которых может привести к негативным последствиям для природной среды;
  • проекты целевых федеральных научно-технических, социально-экономических и других программ, реализация которых может привести к негативным последствиям для окружающей среды;
  • проекты федеральных генеральных планов по развитию территорий, созданию свободных эко зон и территорий со специальным режимом природопользования и организации хозяйственной деятельности;
  • федеральные инвестиционные программы, проекты развития и схемы размещения производительных сил, отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства;
  • проекты инвестиционных межгосударственных программ с участием РФ;
  • обоснование лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, способного оказать негативное воздействие на экосистемы в регионе и окружающую среду в целом;
  • технико-экономическое обоснование и расчеты, рабочие проекты на расширение и строительство, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий;
  • документация на перепрофилирование, консервацию и ликвидацию действующих предприятий, производств и цехов, промышленных объектов, чье влияние на окружающую среду может быть негативным;
  • документация, которая обосновывает соглашение о разделе продукции и концессионный договор и прочие документы, которые предусматривают использование природных ресурсов;
  • документация, разрешающая внедрение новых технологий, установку нового оборудования и использования веществ, которые представляют потенциальную угрозу природной среде.

Экологическая экспертиза проводится в рамках закона «Об экологической экспертизе» 2007г. с учетом поправок 2008 г. Начало даты проведения экологической экспертизы назначается не позднее 30-дневного срока после поступления оплаты за ее проведение. Сроки проведения зависят от сложности объекта, природных особенностей территории, экологического состояния района, где планируется хозяйственная и иная деятельность, они не должны превышать 6 месяцев.

После определения сроков, для проведения экологической экспертизы создается специальная комиссия, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты. В государственную комиссию не могут входить представители заказчика, разработчики материалов, представленных на рассмотрение, граждане, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком или его представителями.

Во время работы экспертной комиссии заслушивается отчет разработчиков материалов, представленных на экспертизу, определяется направление работы экспертов, утверждаются сроки и календарный план. При необходимости организуется выезд экспертной группы на заявленное место реализации проекта. В последующем разрабатываются индивидуальные экспертные заключения, основанные на основании работы с материалами, которые обсуждаются на совещаниях групп и формируются в групповое заключение. На основании группового заключения составляется проект сводного заключения Все заседания экспертов оформляются протоколами.

Экспертное заключение

В результате работы экспертной комиссии составляется сводное заключение, которое в обязательном порядке содержит:

  • перечень и краткое содержание документов, прошедших экспертизу материалов;
  • предложения и рекомендации, возникшие в ходе анализа и оценки представленных материалов;
  • выводы экспертной комиссии о возможных рисках негативного воздействия планируемой деятельности на экосистемы в регионе и окружающую среду в целом, о возможности реализации проекта — объекта экспертизы.

Государственная ЭЭ может носить положительный или отрицательный характер. Без положительного заключения невозможно финансирование и реализация проекта, подвергнутого экспертизе. Заключение экспертной комиссии имеет юридическую силу на весь срок, определенный Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору.

Сводное заключение должно быть поддержано большинством экспертов — членов экспертной комиссии (не менее 2/3) и подписано всеми членами. При несогласии отдельных экспертов с выводами сводного заключения дополнительно подготавливается раздел «особое мнение», в котором описываются доводы и резоны экспертов, отличные от основных мнений.

После регистрации в Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору заключение приобретает юридический статус. Заключение теряет юридически-правовой статус при любых изменениях в проектной и другой документации, внесенных после проведения экспертизы, составлении заключения и его официальной регистрации. Также заключение признается недействительным, если объект был реализован с отклонениями от проекта и документации, прошедшими экспертизу. Заключение государственной ЭЭ может быть оспорено только в судебном порядке и только в рамках федерального законодательства.

В заключение следует отметить: оценка рисков появления негативных экологических последствий на стадии проектирования объекта, поиск компромиссных вариантов решений на стадии расчетов и составления документации более эффективны, чем мероприятия, направленные на устранение неблагоприятных ситуаций, сложившихся из-за неверно принятых решений.

seppeb.ru

Когда назначается экологическая экспертиза

Исследуемые объекты и документы

Экологическая экспертиза занимается анализом экологической обстановки, а также отдельных объектов живой и неживой природы. Ее проведение актуально в связи с повысившимся антропогенным воздействием на объекты окружающей среды, возросшим количеством экологических правонарушений и преступлений. Независимая экологическая экспертиза проводится также в целях установления причинной связи между экологическими правонарушениями, преступлениями и наступившими негативными последствиями.

Проведение экологической экспертизы необходимо в случаях, когда требуется установить обстоятельства нарушения природоохранного законодательства, вид, место, характеристики, условия и механизм антропогенного воздействия на окружающую среду, определить масштабы данного воздействия, а также выявить условия, способствующие его усилению. Заключение экологической экспертизы позволит выявить нарушение экологических норм, оценить влияние этих нарушений на экологическую обстановку, а также разработать комплекс мероприятий по снижению негативного влияния антропогенных факторов на окружающую среду.

Биологическая экспертиза назначается для установления масштабов и природы антропогенного воздействия на окружающий животный и растительный мир, при этом в ходе экспертизы устанавливается источник негативного воздействия, определяется его уровень и объем, устанавливается причинная связь с наступившими отрицательными последствиями, в том числе нарушением экологического равновесия. Немаловажной задачей также является выявление мер по предотвращению или снижению уровня негативного антропогенного воздействия на живой мир.

Почвоведческая экспертиза занимается исследованием влияния негативных антропогенных факторов на состояние почвенно-геологических объектов. Экспертиза почвы выявляет источник негативного воздействия на почвенный покров, уровень и площадь загрязнения, причинную связь между поступлением загрязняющих веществ в почву и ухудшением ее экологического состояния, пути распространения данных загрязняющих веществ, а также комплекс мер по снижению или предотвращению их поступления.

Экспертиза воды проводится в целях исследования влияния антропогенных факторов на состояние водных объектов.

Экспертиза воздуха занимается анализом влияния негативных антропогенных факторов на состояние воздуха.

Радиационная экспертиза проводится в целях выявления источника радиоактивных веществ, определения доз изучения и активности, сравнения их с предельно-допустимыми концентрациями и предельно-допустимыми значениями.

Экспертиза шума занимается исследованием негативного влияния шумов и вибраций на организм человека. Воздействию шума не организм человека обычно не придают должного влияния. Связано это с тем, что шум в крупных городах становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Источником шумов становятся не только транспортные сообщения, но и строительные площадки, различные производства, а также другие шумы, неизбежно сопровождающие дома. Негативное влияние шума на организм может проявляться не сразу, вызывая стресс, бессонницу, усталость, головные боли, агрессивность, снижение остроты слуха, повышение артериального давления, нарушений мозговых функций. Экспертиза уровня шума занимается проведением замеров уровня шумов в производственных помещения, в квартирах, офисах и на улице. Полученные измерениями данные сравниваются с допустимым уровнем шума, при необходимости вырабатываются рекомендации по снижению негативного акустического воздействия.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Оказано ли негативное воздействие на объекты растительного и животного происхождения, почвенно-геологические объекты?

Каковы характеристики выявленного негативного антропогенного воздействия?

Каков источник оказанного негативного воздействия?

Каков масштаб негативного воздействия на растительный и животный мир?

В чем причина гибели деревьев на данном участке?

В течение какого времени оказывается выявленное негативное влияние?

Какие меры необходимо предпринять для снижения уровня негативного воздействия?

Является предусмотренные природоохранные меры достаточными для снижения негативного антропогенного воздействия?

Имеются ли в представленных пробах почв, воды, воздуха загрязняющие вещества?

Каково влияние обнаруженных загрязняющих веществ на экологическое состояние почвенно-геологических, водных или воздушных объектов?

Превышает ли содержание опасных веществ в воде, воздухе, почве предельно-допустимые концентрации?

Имеются ли в представленных пробах радиоактивные вещества?

Превышены ли концентрации содержания радиоактивных веществ по сравнению с ПДК?

sud-exp.ru

Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая функция государства заключается в обеспечении безопасности природной среды. В процессе исполнения данной функции государственные органы применяют в своей деятельности различные способы и методы. К ним относится и экологическая экспертиза, как превентивная мера, позволяющая избежать нанесения значительного ущерба экологии. В настоящей статье рассмотрены понятие, виды и принципы экологической экспертизы.

Понятие экологической экспертизы

Понятие экологической экспертизы дается в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Цель проведения экспертизы прописана в данной норме и заключается в предотвращении негативного воздействия вышеуказанной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, как вид государственного контроля, позволяет установить следующие моменты:

  • имеются ли противоречия между намечаемой деятельностью и действующим экологическим законодательством;
  • соответствует ли деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и гарантируется ли безопасность;
  • оценено ли всесторонне воздействие планируемой деятельности на природу и население;
  • допустимо ли реализовывать деятельность, которая является объектом исследования;
  • насколько полно предусмотрены меры для предотвращения нанесения вреда окружающей среде.

Таким образом, основное значение экспертизы заключается в получении ответа на вопрос: возможно ли реализовать проект с учетом безопасности и его соответствия экологическому законодательству.

Виды экологической экспертизы

Выделяют следующие виды экологической экспертизы:

Ведомственная экологическая экспертиза может быть инициирована ведомством, если в дальнейшем потребуется представить документацию для экспертизы государственного уровня.

Научная – назначается отдельными учеными, учреждениями научного профиля или вузами и носит информационный характер.

Коммерческая – проводится по инициативе организации или учреждения с целью получения предварительных выводов о безопасности намечаемой деятельности.

Принципы проведения экологической экспертизы

Для получения наиболее полных, обоснованных и точных выводов участники экологической экспертизы при проведении исследования должны руководствоваться следующими принципами:

  • 1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологии намечаемой деятельности означает, что эксперты должны исходить из того, что данная деятельность может нанести вред окружающей природной среде. В связи с этим, экспертам предстоит выявить всевозможные виды потенциального вредного воздействия и установить его масштабы. Исходя из полученных данных, они должны предложить меры по охране природной среды от выявленного вредного воздействия, а также рекомендовать способы рационального использования природных ресурсов.
  • 2. Принцип обязательного проведения экологической экспертизы до начала деятельности по реализации объекта, если в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» данный объект подлежит государственной экологической экспертизе. Принцип предварительности экспертизы решению о реализации её объекта означает, что заказчик до проведения исследования не имеет права принимать решение об осуществлении планируемой деятельности и заниматься такой деятельностью. Специально уполномоченные органы в отношении объектов, перечисленных в законе, обязаны организовывать и проводить экологические экспертизы. Отказ заказчику в проведении экспертизы такого объекта является незаконным.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду проверяемой деятельности и последствий означает обязанность экспертов изучить всесторонне виды и масштабы предполагаемого воздействия на окружающую среду. Хотя принцип распространяется как на государственную, так и общественную экологическую экспертизу, но, в первую очередь, данное требование адресовано органам и комиссиям первой.
  • 4. Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемых экспертам, адресован заказчику и обязывает его представить на экспертизу не искаженную и не вызывающую сомнений информацию, соответствующую требованиям законодательства, учитывая все особенности объекта, в объеме, достаточном для того, чтобы выполнить требования закона об охране окружающей среды. Полной считается информация об объекте, которой может и должен обладать заказчик, планирующий осуществление данной деятельности, с учетом соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Также при предъявлении требования о полноте предоставления информации необходимо учитывать действующее законодательство ( Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Достоверность и полнота информации – важнейший элемент проведения данной процедуры, поэтому, если данный принцип не соблюден, экспертиза не проводится.
  • 5. Принцип независимости экспертов при осуществлении своих полномочий закрепляет противоправность вмешательства в работу эксперта, которую он выполняет в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы либо указанием экспертной комиссии, руководителем группы. Выводы эксперта не могут быть продиктованы кем-либо или навязаны ему, он свободен в своих оценках.
  • 6. Принцип научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что изложенные в заключении выводы экспертов должны быть научно аргументированными, то есть соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды, содержать собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых. Принцип объективности заключения экспертизы предполагает беспристрастную и непредвзятую оценку объекта, представленного на экспертизу.
  • 7. Принцип законности – базовый принцип проведения экологической экспертизы. Так как именно соблюдение данного принципа обеспечивает юридическую силу заключения данного исследования. Заказчик, занимаясь планированием и проектированием будущей деятельности, обязан соблюсти все требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В дальнейшем, эксперты, проводящие экспертизу, при соответствии планируемой деятельности законодательству, принимают положительное решение о реализации проекта. В случае, когда выявлены нарушения экологических требований, они должны быть отображены в заключении, с четким разъяснением, в чем именно проявилось несоответствие. Государственный орган, принимающий решение по конкретному объекту экспертизы, обязан опираться на мнение экспертов. В такой ситуации уполномоченный государственный орган не вправе дать разрешение на реализацию объекта, так как не имеет законного основания и может быть оспорено в суде. Положительное решение в подобном случае свидетельствует о том, что не реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Принцип гласности устанавливает обязанность субъектов экологической экспертизы выполнять требования законодательства об информировании заинтересованных сторон о проводимой процедуре, участии общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Несоблюдение данного принципа является правонарушением и, соответственно, основанием для привлечения виновных лиц к ответственности. Сущность гласности проявляется в информировании граждан, общественных организаций, государственных органов и населения в целом по организации экологической экспертизы. Информация должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества – защита права на благоприятную окружающую среду, принятие решения о проведении экспертизы, сообщение о результатах.
  • 9. Принцип ответственности за процесс проведения экспертизы и её качество направлен на всех участников экспертизы. Он гарантирует, что участники государственной экологической экспертизы понесут предусмотренную законодательством РФ ответственность в случае несоблюдения ими принципов и порядка проведения экспертизы.

Данные принципы экологической экспертизы гарантируют, что эксперты будут обеспечены информацией в достаточном объеме, чтобы обнаружить все возможные виды вредного влияния намечаемой деятельности, либо, наоборот, будут установлены признаки безопасности подобной деятельности для окружающей среды. Поэтому соблюдение перечисленных принципов всеми участниками экологической экспертизы имеет основополагающее значение.

advokat-malov.ru

Государственная экологическая экспертиза. Справка

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. (Статья 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года).

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты» от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Закон «Об экологической экспертизе» определяет основные принципы проведения экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

ria.ru

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

  • Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические. Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические. При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические. Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Кстати

Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

Ком­мер­чес­кая эко­ло­ги­чес­кая экс­пер­ти­за ча­ще все­го про­во­дит­ся добро­воль­но, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях про­вер­ка по­ме­ще­ний – тре­бо­ва­ние за­ко­на. Так, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да (СО­УТ) про­во­дит­ся на всех пред­при­я­ти­ях лю­бой фор­мы собст­вен­нос­ти. Тру­до­вой Ко­декс РФ пре­дус­мат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ат­тес­та­ции ра­бо­чих мест не ре­же, чем один раз в пять лет. На­ру­ше­ние дан­но­го за­ко­на вле­чет за со­бой штраф­ные санк­ции.

www.kp.ru

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]