Категория работников имеющих право на дополнительный отпуск

Многие работники имеют право на получение дополнительных отпусков. В основе права на дополнительный отпуск лежат: работа по определенной специальности, профессии, должности, в определенных условиях труда, в сверхурочное время, повышенная нагрузка, ответственный характер работы, неудобный режим труда, работа в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях, стаж работы и другие обстоятельства.

Назначение дополнительных отпусков разное. Одни призваны компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе труда, другие — стимулировать и поощрять длительную работу в определенной сфере и т.д. Продолжительность дополнительных отпусков, установленных законодательством, колеблется от 1 до 36 рабочих дней и зависит от основания их предоставления.

В соответствии со статьёй 116 ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Статья 116 ТК регулирует предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По сравнению со ст. 68 КЗоТ в приведенном перечне не указаны работники, занятые в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющие продолжительный стаж работы в одной организации.

До недавнего времени отпуска за стаж работы были одними из самых распространенных видов дополнительных отпусков. По законодательству Союза ССР, заинтересованному в сокращении текучести кадров, их закреплении в важнейших отраслях народного хозяйства, такие отпуска применялись очень широко. Эти отпуска (до трех дней) получали все рабочие, непосредственно занятые на производстве в горной, металлургической, металлической, химической и текстильной отраслях промышленности, в промышленности строительных материалов, на железнодорожном, водном и автодорожном транспорте и на крупных строительствах, а также в подразделениях (предприятиях) гражданской авиации [1] . Для получения дополнительного отпуска необходимо было непрерывно проработать на предприятии не менее двух лет. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. дополнительные отпуска (до 6 и 9 дней — в зависимости от местности) предоставлялись всем работникам (а не только рабочим) предприятий и организаций черной металлургии в зависимости от стажа непрерывной работы на одном предприятии (в организации).

«Стажевые» отпуска предоставлялись работникам строительно-монтажных организаций: трактористам-машинистам совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства, предприятий водного хозяйства и Госкомсельхозтехники [2] , рабочим предприятий системы Министерства легкой промышленности СССР и др.

В настоящее время многие дополнительные отпуска за стаж работы утратили свое значение. Прежде всего это объясняется увеличением продолжительности основного (базового) отпуска. Если в 30-х годах основной отпуск был продолжительностью 12 рабочих дней и за счет дополнительного отпуска (например, по постановлению от 15 декабря 1930 г.) он увеличивался до 15 дней (12 + 3), то уже с 1 января 1968 г. основной отпуск составил 15 рабочих дней, а с 1 января 1992 г. отпуска предоставляются продолжительностью не менее 24 дней.

Однако было бы неверно сказать, что дополнительные отпуска за стаж работы больше вообще не предоставляются.

Не утратили, например, своего значения дополнительные отпуска, предоставляемые работникам лесной промышленности. Рабочим и служащим лесной промышленности и лесного хозяйства после трех лет непрерывной работы предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня [3] .

В 1992 г. отпуска за стаж работы были установлены для судей и прокуроров, а в 1993 г. — для федеральных государственных служащих. Согласно п. 15 Положения о федеральной государственной службе, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., государственным служащим (реестр государственных должностей утверждается Президентом РФ) предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Сверх ежегодного предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:

· от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;

· от 10 до 15 лет — 10 календарных дней;

· свыше 15 лет — 15 календарных дней.

Важное практическое значение имеет запись в ч. 2 ст. 116 ТК о том, что организации могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами организации о труде. Подобной нормы КЗоТ не содержал, однако в заключаемых коллективных договорах (соглашениях) организации предоставление таких отпусков практиковалось широко.

Статья 117 Трудового Кодекса РФ устанавливает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Дополнительный отпуск работникам, занятым ни работах с вредными условиями труда, предоставляется согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В настоящее время действует Список утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г., с последующими изменениями и дополнениями. Порядок применения Списка определен Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г.

Право на дополнительный отпуск имеют работники, профессии, должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка, т.е. непосредственно выполняющие работу, прямо предусмотренную Списком. Есть в нем и перечень общих профессий для всех отраслей и тогда неважно, в каком цехе, производстве занят работник. Продолжительность отпуска установлена в Списке по каждой работе, профессии, должности и составляет от 6 до 36 рабочих дней.

Список должен применяться на всех предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от их организационно-правовой формы, при наличии вредных условий труда. Продолжительность дополнительного отпуска, установленная в Списке для выполняющих ту или иную работу, занимающих ту или иную должность, — это минимальная гарантия для работника любого предприятия, занятого на данной работе. Если ранее предприятия не имели права расширять круг лиц, пользующихся дополнительными отпусками за работу с вредными условиями труда, и увеличивать продолжительность этих отпусков по сравнению со Списком, то теперь никаких ограничений нет. Перечень работ, профессий и должностей с вредными условиями труда и продолжительность дополнительного отпуска по каждой из них обычно приводятся в коллективном договоре или определяются в ином локальном нормативном акте предприятия.

Статья 118 Трудового кодекса устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы.

Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

К числу таких категорий работников (до утверждения Перечня) можно отнести медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом животных. Указанные работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней [4] .

Статья 119 Трудового кодекса РФ устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем.

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Для некоторых категорий работников могут устанавливаться особые условия труда — ненормированный рабочий день, при котором в случаях производственной необходимости допускается выполнение работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня, как правило, без дополнительной оплаты или компенсации отгулом.

Ненормированный рабочий день тем самым является особым режимом работы, одним из условий труда определенных категорий работников.

Законодательство СССР предусматривало, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен утверждаться в централизованном порядке (с участием соответствующих профсоюзных органов). Список должностей с ненормированным рабочим днем на предприятиях составлялся администрацией и профсоюзным комитетом и прилагался к коллективному договору.

Особенность такого режима заключалась в том, что работника можно было привлечь к труду сверх нормального рабочего времени без дополнительной оплаты, но с компенсацией за счет дополнительного отпуска.

Необходимо отметить существенное различие между текстом ст. 101 ТК и понятием «ненормированный рабочий день», содержавшемся в ранее действовавшем законодательстве, когда основным признаком ненормированного рабочего дня были не возможная переработка сверх нормы рабочего времени, а условия труда конкретного работника. Например, ненормированный рабочий день был установлен для лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.) [5] .

Согласно ст. 101 ТК работники с ненормированным рабочим днем могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Иными словами, если по общему правилу сверхурочная работа допускается только с согласия работника, то лица, должности которых включены в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, могут привлекаться к работе «за пределами нормальной продолжительности рабочего времени» по распоряжению администрации.

Трудовой кодекс предусматривает два вида компенсации за работу в режиме ненормированного рабочего времени. Либо предоставление дополнительного отпуска (не менее трех календарных дней), либо, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа (ст. 152 ТК).

Переработка должна строго учитываться работодателем, поскольку она (ее размер) компенсируется повышенной оплатой. Заметим, что пределы переработки, как это имеет место для сверхурочных работ, Кодекс не предусматривает.

Если в течение определенного календарного периода работник не привлекался по инициативе работодателя к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то он не может претендовать на денежную компенсацию. С другой стороны, если работник, включенный в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, в процессе выполнения служебного задания эпизодически задерживался после рабочего дня, и это было должным образом зафиксировано, работник вправе рассчитывать на компенсацию.

Для предоставления отпуска за ненормированный рабочий день было необходимым составление списков профессий, должностей и работ, по которым допускается применение ненормированного рабочего дня. Сам факт включения должности в такой список (перечень) создает для работника право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска в порядке, предусмотренном ст. 119 ТК.

Отпуск за ненормированный рабочий день по определенным профессиям, должностям и работам предоставляется и после принятия нового Кодекса. Так, приказом Министерства юстиции РФ от 8 февраля 2002 г. N 33 «О ежегодных оплачиваемых отпусках и дополнительных оплачиваемых отпусках за ненормированный рабочий день работников центрального аппарата Минюста России» [6] отпуска предоставляются «за дополнительную нагрузку и периодическое выполнение служебных заданий во внеурочное время».

Ежегодные оплачиваемые отпуска и дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются следующей продолжительности:

· заместителям Министра, руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям — 44 календарных дня, включая 14 календарных дней дополнительного отпуска;

· начальникам отделов в департаментах, управлениях и их заместителям, советникам, помощникам Министра, консультантам, главным специалистам — 42 календарных дня, включая 12 календарных дней дополнительного отпуска;

· ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории — 40 календарных дней, включая 10 календарных дней дополнительного отпуска;

· другим работникам центрального аппарата Министерства юстиции РФ, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы, — 36 календарных дней, включая 8 календарных дней дополнительного отпуска.

Ежегодный оплачиваемый и дополнительный оплачиваемый отпуска предоставляются с 1 февраля 2002 г. независимо от того, за какой год используется отпуск.

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884 утверждены «Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета» [7]

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем (далее именуется — дополнительный отпуск) предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации.

В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней.

Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.

Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.

В случае если такой отпуск не предоставляется, переработка за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

Статья 321 Трудового кодекса РФ устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и районах, приравненных к ним.

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

В ст. 321 ТК речь идет о дополнительных отпусках, установленных только для работающих в Северных районах. Ранее дополнительные отпуска для северян были предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 и составляли 21 рабочий день — в районах Крайнего Севера, 14 рабочих дней — в приравненных к нему местностях, 7 рабочих дней — в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате [8] .

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» (с изменениями от 25 февраля 1994 г.) [9] Республика Бурятия является районом, где установлен районный коэффициент. Поэтому трудящиеся в Республике Бурятия имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 7 дней.

С введением в действие Трудового кодекса, как и ранее кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. Однако с 1 февраля 2002 г. продолжительность этих отпусков (равно как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска — ст. 115 ТК) исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера такой отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Отсутствие упоминания в ст. 321 ТК об отпуске в 7 рабочих дней для тех, кто трудится в иных регионах, где применяются районные коэффициенты и северные надбавки, вполне логично: ст. 321, как и вся глава 50 ТК, посвящена тем, кто трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в число которых упомянутые регионы не входят. Следовательно, упоминать о них в ст. 321 ТК нет необходимости. Но возникает вопрос: следует по-прежнему давать дополнительный 7-дневный отпуск тем, кто получал его ранее? Полагаем, что следует.

Согласно ст. 116 ТК ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (помимо тех, что названы в Трудовом кодексе) предоставляются в случаях, предусмотренных федеральными законами. Рассматриваемый 7-дневный отпуск предусмотрен Законом РФ.

Назвать соответствующую часть ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 противоречащей Трудовому кодексу нет оснований. Пока ст. 14 Закона РФ не отменена, предоставление отпуска вполне законно.

Особое значение имеет ч. 2 ст. 321 ТК, говорящая о том, что работающим по совместительству продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается на общих основаниях. Она согласуется с ч. 1 ст. 287, в которой предусмотрено: гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, предоставляются только по основному месту работы.

Согласно статье 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

· прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

· подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;

· сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Система высшего профессионального образования, порядок приема в такие образовательные учреждения, обучения в них, льготы лицам, совмещающим работу с учебой в высшем учебном заведении, определены в Федеральном законе от 19 июля 1996 г. (22 августа 1996 г.) N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с изменениями и дополнениями [10] .

Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения утверждено постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 [11] .

По своему содержанию ст. 173 ТК совпадает со ст. 17 указанного в § 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. Установление соответствия названных статей друг другу привело к значительному увеличению продолжительности учебных отпусков (по сравнению с их продолжительностью, определенной ранее ст. 198 КЗоТ). Например, в соответствии со ст. 198 КЗоТ успешно обучающимся в вечерних высших учебных заведениях учебный отпуск на первом и втором курсах составлял 20 календарных дней, на третьем и последующем курсах — 30 календарных дней. Отпуска учащихся в вечерних средних образовательных учреждениях составляли соответственно 10 и 20 календарных дней.

В ст. 173 ТК предусмотрено, что при обучении в учреждении высшего профессионального образования по вечерней форме обучения для прохождения промежуточной аттестации на I и II курсах отпуск предоставляется по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на II курсе — 50 календарных дней).

[1] п. 12 постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. в ред. от 31 марта 1937 г. — СЗ СССР. 1937. N 23. Ст. 93; постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1966 г. — СП CCCP. 1966. N 9. Ст. 97

[2] постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 апреля 1971 г. — СП СССР. 1971. N 8. Ст. 65

[3] Бюллетень Госкомтруда СССР. 1981. N 12

[4] ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» — СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2581

[5] Постановление НКТ СССР от 12 февраля 1928 г. Известия НКТ СССР. 1929. N 9-10

www.allpravo.ru

О ЕЖЕГОДНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ

В установленных ТК РФ и другими федеральными законами случаях работникам помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Статья 116 ТК РФ устанавливает, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, законодатель выделяет два вида дополнительных оплачиваемых отпусков:

1) отпуска, предоставляемые работнику работодателем в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;

2) отпуска, установленные работодателем самостоятельно в соответствии с федеральными законами.

Первый вид дополнительных оплачиваемых отпусков имеет обязательный характер, т.е. работодатель не может повлиять на продолжительность и условия, а также порядок предоставления таких отпусков, так как эти обстоятельства устанавливаются ТК РФ и федеральными законами.

Второй вид отпусков носит для работодателя диспозитивный характер. Работодатель вправе самостоятельно установить дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления данных отпусков в соответствии с ч. 2 ст. 116 ТК РФ должны определяться коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Кроме предусмотренных ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска могут предоставляться в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 116 ТК РФ). Данная норма не подлежит расширительному толкованию, т.е. если подзаконным актом, а не федеральным законом, будет предусмотрена обязанность работодателя предоставлять определенной категории работников ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, работодатель вправе не исполнять данный акт.

ТК РФ предусмотрены следующие категории работников, которым работодатель обязан предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск:

  • Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Перечни производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 117 ТК РФ).

В настоящее время действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (с изм. и доп.) (далее — Список). Список применяется в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день , утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 (с изм.) (далее — Инструкция).

Необходимо обратить внимание на то, что Списком предусмотрено предоставление дополнительных отпусков в рабочих днях. Как перевести количество рабочих дней в календарные? В данном случае необходимо руководствоваться письмом Минтруда РФ от 1 февраля 2002 г. № 625-ВВ, в котором на примере показана методика перевода рабочих дней отпуска в календарные. Если отпуск, предоставляемый работнику, исчисляется (полностью или частично) в рабочих днях (например, отпуск, предоставляемый за прошлое время, дополнительный отпуск за вредные условия труда и др.), то продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска следует исчислять следующим образом: от даты начала отпуска (например, 1.03.02) отсчитывается определенное количество дней основного отпуска в календарных днях (28 календарных дней), а затем — определенное количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях в расчете на 6-дневную рабочую неделю (например, 12 рабочих дней отпуска за вредные условия труда) и определяется дата последнего дня отпуска (в нашем примере — это 12.04.2002). После этого общий период отпуска (с 01.03.02Ф по 12.04.02) переводится в календарные дни (в нашем примере — 42 календарных дня; нерабочий праздничный день 8 марта, приходящийся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включается и не учитывается). Полученное количество календарных дней и будет являться общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска.

В приказе (или в разделе приказа) о предоставлении дополнительного отпуска работодателю необходимо указывать предоставление отпуска в календарных днях.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ст. 121 ТК РФ). Соответственно в этот стаж не входит: время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска; время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе; другие периоды времени, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором или локальным нормативным актом организации.

Инструкция в абз. 2 п. 8 предусматривает, что полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Это означает, что работник в соответствии со ст. 122 ТК РФ вправе использовать дополнительный отпуск и сразу по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации, но не полностью, а пропорционально отработанному времени.

ТК РФ не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск (см. решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 г. № ГКПИ 2004-481). Пунктом 10 Инструкции такой порядок определен и подлежит применению в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ. При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. При записи в Списке: «постоянно занятый» или «постоянно работающий» в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 Инструкции).

Следует отметить, что если работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований (п. 18 Инструкции). Это положение должно трактоваться в пользу работника, т.е. если работнику по нескольким основаниям предусмотрены дополнительные отпуска разной продолжительности, работодатель должен предоставить ему отпуск наибольшей продолжительности из двух.

· Работники, труд которых связан с особенностями выполнения работы (особый характер работы). Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ (ст. 118 ТК РФ).

Часть 2 ст. 100 ТК РФ отмечает, что особый характер работы могут иметь работники транспорта, связи и другие и что особенности режима рабочего времени и времени отдыха данных работников также определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В соответствии с этими нормами Правительство РФ в постановлении от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В настоящее время на основании п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649) взамен упраздненных Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых министерств. Следовательно, теперь федеральные органы исполнительной власти должны определять особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

· Работники с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ).

Статья 119 ТК РФ определяет, что в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления. В других организациях работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, Правительством РФ были установлены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительством РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 (далее — Правила).

В соответствии с Правилами в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации. В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Пунктом 3 Правил устанавливается, что продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

· Лица, работающие в районах Крайнего Севера и лица, работающие в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (ст. 321 ТК РФ). ТК РФ предусматривает право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству лицам устанавливается на общих основаниях.

Возникает вопрос, предоставлять ли ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Статья 287 ТК РФ предусматривает, что гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Наряду с ТК РФ действует Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. и доп.) (далее — Закон). Закон, как сказано в преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Статья 14 Закона признает ежегодный дополнительный отпуск компенсацией.

Однако определения понятий «компенсации» и «гарантии» содержатся в ст. 164 ТК РФ. Компенсациями называются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Гарантиями называются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Таким образом, ст. 14 Закона в части признания ежегодного дополнительного отпуска компенсацией противоречит ТК РФ, поскольку отпуск не является денежной выплатой, а является непрерывной совокупностью дней отдыха, предоставляемых работнику. Налицо противоречие Закона Трудовому кодексу РФ. В таком случае должен применяться ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).

Предоставление вышеуказанного дополнительного отпуска является гарантией. Статья 21 ТК РФ основным правом работника признает отдых, обеспечиваемый рядом средств, в том числе и предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков. Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска, а вместе с ним и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска — это гарантии права работника на отдых.

Таким образом, лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеют права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный ст. 321 ТК РФ. Однако работодатель вправе коллективным договором или локальными нормативными актами установить вышеуказанным работникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

С введением в действие ТК РФ утратила силу норма ст. 14 Закона о предоставлении дополнительного отпуска лицам, работающим в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, продолжительностью 7 рабочих дней. ТК РФ теперь не предусматривает обязанность работодателя предоставлять такие отпуска.

Статья 322 ТК РФ установила порядок соединения ежегодных оплачиваемых отпусков. Полное или частичное соединение отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска (ст. 15 Закона)

Статья 120 ТК РФ регламентирует, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, т.е. дополнительный отпуск присоединяется к ежегодному основному отпуску.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые по различным основаниям, суммируются и присоединяются к ежегодному основному отпуску, если иное не предусмотрено трудовым законодательством.

www.profiz.ru

Это интересно:

  • Заявление на возбуждение уголовного дела по побоям Разъясняем законодательство Дело о побоях возбудят по заявлению потерпевшего Вопрос: Обязаны ли правоохранительные органы возбудить уголовное дело по факту избиения совершеннолетнего мужчины? Его мама написала заявление в полицию, […]
  • Какие дома подлежат экспертизе Часто задаваемые вопросы Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной […]
  • Приказом минфина рф 26н Приказом минфина рф 26н Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. N 2689 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30.03.01 N 26н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01 (в […]
  • Организация производственного контроля приказ Примерная форма приказа об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (подготовлено экспертами компании "Гарант") Примечание. Настоящая форма разработана в соответствии с положениями […]
  • Что относится к преступлениям средней тяжести Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица приведена в соответствии с УК РФ на 2017 […]
  • Закон ст 116 п1 Статья 116. Побои Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, […]