Как подать жалобу в ФАС в электронном виде

В случае нарушения предписанной процедуры осуществления госзакупок или наличии злоупотреблений со стороны заказчика, организатора торгов, любое заинтересованное лицо (согласно положениям закона № 44-ФЗ это может быть участник торгов, общественное объединение, объединение юридических лиц) имеет право подать соответствующую жалобу в ФАС. Следует отметить, что такая жалоба не препятствует защите нарушенных прав так же и в судебном порядке.

Как правило, подача жалобы осуществляется при поддержке специализированных консалтинговых компаний, при этом стоимость таких услуг достаточно высока. Однако существующая процедура подачи обращения не отличается сложностью и доступна для освоения большинству пользователей, тем более что сделать это можно и в электронном виде.

Как правильно подать жалобу в ФАС

Первое, что необходимо сделать – сформулировать предмет жалобы. Важно подробно и структурировано описать какие действия, каких уполномоченных органов вы подвергаете сомнению. Так же весьма полезно ознакомиться с аналогичными жалобами других лиц, так как существующая практика рассмотрения подобных обращений может дать важную информацию для подготовки качественного и обоснованного документа и позволит сделать вывод возможном исходе дела и целесообразности подачи жалобы.

Как правильно подготовить жалобу в ФАС

Образец жалобы, а так же реестр всех рассматриваемых ФАС жалоб доступны для просмотра на сайте федеральной антимонопольной службы и на сайте госзакупок.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ жалоба обязательно должна содержать:

  • идентификационные реквизиты лица, действие которого обжалуются (наименование юридического или физического лица, его контактные данные);
  • идентификационные реквизиты лица, подающего жалобу (наименование юридического, физического лица или общественной организации, контактные данные);
  • указание, на закупку (наименование заказа и торговая площадка, где он размещался);
  • указание на обжалуемые действия (описание допущенных нарушений по существу).

Отсутствие или неполное заполнение указанных реквизитов может являться основанием для отказа в рассмотрении в обращении.

Жалоба может подаваться в письменном виде по почте или с использованием средств факсимильной связи в территориальные органы ФАС. Так же допускается её подача в электронном виде.

Важно отметить, что жалоба и все прилагаемые к ней документы, подготавливаемые на бумажных носителях, должны быть пронумерованы и прошнурованы, подписаны и скреплены печатью (при её наличии). Документы, подаваемые в электронном виде, должны быть в обязательном порядке утверждены электронной цифровой подписью, полученной в установленном порядке.

Копию жалобы необходимо направить лицу, действия которого обжалуются.

Сроки подачи жалобы в ФАС

В соответствии с Законом № 44-ФЗ подача обращения в ФАС допускается не позднее, чем через 10 дней после завершение конкурса и публикации заказчиком протоколов рассмотрения заявок и определения поставщика по итогам конкурсного отбора. По истечении указанного срока подача жалобы допускается исключительно в судебном порядке.

good-tender.ru

Ошибки процедуры подачи жалоб на действия (бездействия) заказчиков в рамках закона

Автор: Сергей Потрашков

С. Потрашков, юрист

Конечной целью любого участника процедуры закупки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд является заключение контракта. Достижение этого результата требует прохождения определённой процедуры, регламентированной действующим законодательством. Учитывая, что любая регламентация представляет собой лишь некое указание, а проблемы правильного толкования разрешаются только в правоприменительной практике, препятствовать достижению конечного положительного результата (для участника закупки) могут не только объективные факторы (лучшее предложение конкурента, более низкая цена у других участников и т. д.), но и субъективные (неправильно составленная заявка, отсутствие необходимых приложений и т. д.).

Субъективные факторы всегда подлежат оценке уполномоченными на это коллегиальными органами либо должностными лицами, а соответственно, принятые ими решения могут быть оспорены путём подачи необходимых процессуальных документов. Однако, в свою очередь, неправильное составление уже этих документов может послужить препятствием на пути к достижению желаемого результата. Как следует из названия, в данной статье будут рассмотрены конкретные ошибки процедуры подачи жалоб, а также будут даны соответствующие рекомендации по их недопущению.

При размещении государственного и муниципального заказа Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) предусмотрен достаточно широкий перечень органов, уполномоченных на проведение различных контрольных мероприятий (Федеральная антимонопольная служба, уполномоченный орган субъекта федерации, уполномоченный орган местного самоуправления). Однако, исходя из анализа сложившейся практики, можно констатировать, что наиболее часто встречающимся способом обжалования решений уполномоченных органов является подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу либо её территориальные органы. На примере данного органа государственной власти и будут рассмотрены ошибки процедуры обжалования.

Главой 6 Закона о контрактной системе регламентирована процедура подачи жалоб в рамках Закона о контрактной системе. В частности, статьёй 105 указанного закона определено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Таким образом, для целей подачи жалобы лицо, не являющееся участником закупки, может подать жалобу в определённый срок, после указанного срока жалоба должна быть возвращена этому лицу. Данный вывод подтверждается в том числе судебной практикой, а именно Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14.01.2015 по делу № А40-9852/14 указал, что суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь действующим законодательством в сфере закупок, пришёл к выводу о том, что ООО «П», как лицо, не являющееся участником закупки, подавшее заявку на участие в конкурсе, имело право подать в антимонопольный орган жалобу лишь до 10 час. 00 минут 09.01.2014, однако жалоба фактически подана им после установленного времени.

В силу положений пункта 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба возвращается подавшему её лицу без рассмотрения, если подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьёй.

С учетом изложенного, апелляционный суд верно указал на то, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия и рассмотрения по существу жалобы ООО «П», в связи с чем пришёл к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения ФАС России и вынесенного на его основании предписания.

Аналогичной позиции придерживается и антимонопольная служба, так Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, рассмотрев жалобу на действия государственного заказчика, вынесло уведомление о возвращении жалобы (исходящий номер 3208/03 от 10.06.2014), указав, что, в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, жалоба на положение документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, срок обжалования положений документации об аукционе в порядке главы 6 Закона о контрактной системе ограничен окончанием срока подачи заявок.

Согласно извещению о проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в нём — 09.09.2014 в 14 часов 00 минут. Жалоба поступила в Новгородское УФАС России по электронной почте 09.09.2014 в 16:59, то есть по истечении срока подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, при подаче жалобы не соблюдены сроки, предусмотренные частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 № 498 утверждён «Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений».

В соответствии с пунктом 3.6 указанного регламента, жалоба подаётся на русском языке. Жалоба подаётся в письменной форме или посредством факсимильной связи, а также в форме электронного документа и должна содержать определённые документы и сведения. Жалоба подаётся заявителем или его представителем. К жалобе, поданной физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, а также к жалобе, поданной юридическим лицом и подписанной руководителем юридического лица, приложения документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, не требуется. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Безусловно, данный регламент антимонопольной службы принят в период действия федерального закона о размещении заказов, однако, учитывая взаимосвязь указанного федерального закона и федерального закона о контрактной системе, положения данного регламента актуальны и на сегодняшний день. До настоящего времени информация об отмене указанного приказа Федеральной антимонопольной службы отсутствует.

Кроме того, Федеральной антимонопольной службой 10 апреля 2014 года опубликована информация «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок». Помимо прочего, в пунктах 5,6 указанных требований предусмотрено, что в жалобе необходимо указать документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а также перечень прилагаемых документов.

Как видно, форма самой заявки и перечень приложенных к ней документов достаточно конкретны и закрыты. В то же время, в случае если к жалобе не будут приложены документы, подтверждающие её обоснованность, у контролирующего органа могут возникнуть обоснованные претензии.

В данном случае хотелось бы остановиться на обязанности доказывания своей позиции в споре, рассматриваемом антимонопольной службой. В нормах, регламентирующих судебную процедуру рассмотрения споров (Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс), обязанность доказывания своей позиции по спору закреплена как за истцом, так и за ответчиком. В процедуре же рассмотрения дела уполномоченным органом (в нашем случае — ФАС РФ) обязанность проверки законности вынесенного решения (совершённого действия, бездействия) лежит как раз на контролирующем органе. Однако такая позиция законодателя не лишает сторон спора права приведения доказательств. Соответственно, приходя к такому выводу, можно констатировать, что отсутствие доказательств, приложенных непосредственно к жалобе (указанных в тексте жалобы) может послужить самостоятельным основанием к возвращению жалобы. Указанный вывод подтверждается, в том числе, судебной практикой.

Так, в частности, Арбитражный суд Алтайского края, рассмотрев дело № А03-9864/2014, указал, что частью 9 статьи 105 Закона № 44-ФЗ установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона, жалоба возвращается подавшему её лицу без рассмотрения в случае несоответствия ее требованиям, установленным настоящей статьёй. Поскольку антимонопольный орган пришёл к выводу, что доводы жалобы на действия заказчика о необоснованности отклонения заявки общества по мотиву отсутствия в составе заявки наименования места происхождения товара должны подтверждаться соответствующими доказательствами, отсутствие таких документов правомерно квалифицировано в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении обществом требований части 9 статьи 105 Закона № 44-ФЗ. При этом содержание самой жалобы не могло восполнить недостаток сведений, необходимых для рассмотрения контрольным органом доводов жалобы по существу.

В другом деле Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 9 октября 2014 года по делу № А78-9029/2013 указано, что пунктом 3.17 Регламента ФАС РФ определено, что в случаях, определённых действующим законодательством, антимонопольным органом принимается решение о возвращении жалобы заявителю с указанием причины возвращения жалобы. В свою очередь, вывод нижестоящих судов об отсутствии правового значения действий, совершённых во исполнения незаконного предписания, является правильным.

Кроме того, в данном случае хотелось бы обратить внимание на тот факт, что решение о возврате жалобы по данному основанию не всегда может быть оформлено в форме уведомления. Так, например, в уже упоминавшемся решении Арбитражный суд Алтайского края, рассмотрев дело № А03-9864/2014, указал, что подлежат отклонению доводы заявителя о том, что жалоба общества была рассмотрена по существу, о чём свидетельствует принятие решения комиссией в коллегиальном составе, а также указание в вводной части решения на рассмотрение жалобы. Нормами Закона № 44-ФЗ не установлено, каким именно образом принимается и оформляется решение о возврате жалобы по основаниям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе (решением, письмом, уведомлением, коллегиально или единолично). То обстоятельство, что оспариваемое решение принято коллегиальным составом, само по себе не свидетельствует о рассмотрении жалобы по существу. Каких-либо указаний на этот счёт не содержится и в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы, утверждённом приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498. Таким образом, принятие решения о возврате жалобы коллегиальным составом не свидетельствует о рассмотрении жалобы по существу.

Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее: подача жалобы в контролирующий орган имеет своей конечной целью отмену результатов закупки либо их изменение, в таком случае возврат жалобы не всегда будет являться отрицательным результатом. Так, подпунктом 7 пункта 3.1.2. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утверждённом приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 предусмотрено, что рассмотрение жалобы по существу включает в себя, в том числе, проведение внеплановой проверки. И факт проведения проверки не ставится в зависимость от приёма или возвращения самой жалобы. Данный вывод подтверждается практикой уполномоченного органа. Так, Амурское управление федеральной антимонопольной службы в уведомлении о возврате Жалобы № ЖМ-83/12 от 15.06.2012 указало, что в связи с пропуском срока для обжалования указанная жалоба подлежит возвращению, вместе с тем сообщено, что по указанному обращению назначено проведение внеплановой проверки.

Таким образом, ошибки в процедуре подачи жалобы напрямую зависят от квалификации и внимательности лица, её составляющего. Обусловлено это закрытостью и определённостью формальных требований к оформлению и перечню приложенных документов. В то же время, несоблюдение очевидных требований приведёт к отказу в рассмотрении жалобы уполномоченным органом. Однако, учитывая, что решение уполномоченного органа (в данном случае Федеральной антимонопольной службы) может быть, в свою очередь, обжаловано, как по формальным основаниям его вынесения, так и по существу спора, уже в суды судебной системы Российской Федерации. Конечным фактором, определяющим спорную ситуацию, будет являться решение соответствующего суда.

www.top-personal.ru

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

Нарушения в области госзакупок со стороны заказчиков, увы, не редкость. Для того, чтобы защищать свои права, участникам приходится обращаться в вышестоящие инстанции: Федеральную антимонопольную службу, или как ее еще принято называть ФАС, или Арбитражный суд. Многие специализированные организации предлагают свою помощь в составлении жалобы, однако сделать это можно и самостоятельно, изучив требования главы 6 Федерального закона №44 а также рекомендации ФАС России, размещенные на их официальном сайте: http://fas.gov.ru/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html и http://fas.gov.ru/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-srokam-podachi-zhalobyi-o-narushenii-zakonodatelstva-rf-o-zakupkax-tovarov,rabot,uslug-otdelnyimi-vidami-yuridicheskix-licz.html

Кто имеет право обращаться в ФАС и по каким вопросам

Итак, в компетенции антимонопольной службы находятся следующие вопросы:

  • касающиеся содержания документации и правомерности требований, установленных в ней;
  • касающиеся действий/бездействий комиссии;
  • касающиеся действия оператора электронной площадки, в том числе и относительно аккредитации.

В первом случае подать жалобу может любое юридическое или физическое лицо, вне зависимости от того является оно участником торгов или нет. Во втором и третьем — только те лица, чьи права ущемлены, то есть участники торгов, заявки которых незаконно отклонили, которые не смогли подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе электронной площадки и так далее.

Что нужно сделать прежде чем подать жалобу в ФАС

Прежде, чем писать жалобу в ФАС, нужно четко определить для себя, что именно вы хотите обжаловать: какие действия заказчика, какой пункт документации и так далее.

После того, как четкое представление сложилось, нелишним будет изучить практику по этому вопросу. Сделать это можно, зайдя в реестр жалоб на сайте www.zakupki.gov.ru

Возможно, подобные вопросы уже неоднократно рассматривались на практике, и решались исключительно в пользу заказчика. Скорее всего, в этом случае у вас нет шансов на победу и подача жалобы будет пустой тратой времени.

Если после этого вы по-прежнему уверены в своей правоте, можно приступать к составлению жалобы. От того, насколько правильно это сделать, будет зависеть примут или нет документ к рассмотрению.

Когда можно подавать жалобу в ФАС

Законом установлены четкие сроки, в которые должна быть подана жалоба в Федеральную Антимонопольную службу. Сделать это можно не позднее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола (для конкурса это протокол подведения итогов, для аукциона — протокол рассмотрения вторых частей заявок, для запроса котировок — протокол рассмотрения котировочных заявок и так далее).

В случае, если указанный срок пропущен, жалоба не будет принята и обращаться придется уже в Арбитражный суд.

В вопросах, касающихся действий оператора электронной площадки, у заявителя есть 30 дней, которые начинаются с момента совершения действия/бездействия.

Как правильно составить жалобу в ФАС

Информация, которую должна содержать жалоба, определяется частью 8 статьи 105 Федерального закона №44. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

  1. информацию об организации, действия которой обжалуются (наименование, контактные данные);
  2. информацию об организации или физическом лице, обращающемся с жалобой (наименование, контактные данные);
  3. информацию о закупке (реестровый номер на сайте www.zakupki.dov.ru, а также можно указать адрес электронной площадки в случае, если речь идет об электронном аукционе) либо информация об электронной площадке, если речь идет о нарушении законодательства в вопросах, касающихся аккредитации;
  4. информацию о действиях/бездействиях, которые обжалуются, с подробным указанием пунктов документации, реквизитов протокола и так далее, в зависимости от содержания конкретной жалобы.

При подаче жалобы следует учитывать, что она может касаться только одной закупки. Если вы хотите обжаловать действия заказчика или содержание в нескольких размещениях, то документы относительно каждого нужно составлять отдельно.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом. В приложениях должны содержаться документы, подтверждающие его права. Например, устав организации и приказ о назначении директора/генерального директора и так далее.

Доказывая свои доводы, можно ссылаться не только на положения Федерального закона №44, но и другие документы с обязательным указанием полных данных.

Куда нужно подавать жалобу

После того, как жалоба составлена, нужно определиться куда ее подавать. Обычно — в территориальное отделение УФАС России по той или иной области/краю/республике. Их список с указанием контактных данных можно найти на сайте Федеральной Антимонопольной службы в разделе «Территориальные органы»: http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html

Копия жалобы со всеми прилагающимися документами направляется в адрес заказчика или электронной площадки, действия которых обжалуются.

В каком виде подается жалоба

Жалобы может быть подана как в электронном, так и в бумажном виде. В первом случае она может быть направлена на адрес электронной почты, при этом должна быть в обязательном порядке заверена электронной подписью лица, уполномоченного на подачу жалобы.

В случае, если жалоба подается в бумажном виде, ее можно направить по почте или принести лично. При этом все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы!

В какие сроки ФАС рассматривает жалобу

Жалоба, поданная в Федеральную антимонопольную службу, должна быть принята или отклонена в течение двух рабочих дней с момента ее поступления.

Заявителю и лицу, в отношении которого подается жалоба, направляется уведомление о месте и времени ее рассмотрения, а также требование предоставить дополнительные документы, если это необходимо. Рассмотрение жалобы осуществляется не позднее чем через 5 дней после принятия жалобы при личном присутствии сторон или уполномоченных лиц. Во время заседания стороны имеют права приводить дополнительные доводы, а также соглашаться или не соглашаться с доводами, приведенными другой стороной.

После заседания у комиссии есть 3 рабочих дня , для того чтобы окончательно принять решение, которое будет направлено в адрес сторон посредством электронной или почтовой связи. Обжаловать действия Федеральной антимонопольной службы можно в арбитражном суде.

goszakupkirf.ru

Подавать жалобы в ФАС можно в электронном виде

Федеральная антимонопольная служба принимает заявления и жалобы о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, как в бумажном, так и в электронном виде.

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

  • жалоба – просьба о защите прав или свобод пишущего;
  • заявление – по сути, сообщение о нарушении закона. Пишущий может сообщать как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

Подавая заявления или жалобы в ФАС в электронном виде, их следует подписывать электронной подписью и направлять на адрес электронной почты [email protected] При необходимости можно приложить к обращению несколько файлов, но объем вложений не должен превышать 2 Mb.

Для подписания обращения в ФАС вам потребуется квалифицированная электронная подпись. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание жалобы.

Удостоверяющий центр «ЦентрИнформ» предлагает приобрести такую подпись по тарифам «Квалифицированная электронная подпись» и «Квалифицированная подпись для ИС и торгов».

Предлагаем ознакомиться с порядком оформления заказа для получения электронной подписи и с инструкциями для дальнейшей работы.

torgi.center-inform.ru

Как подать жалобу в ФАС на заказчика по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Что не понравилось?

Если не воспроизводится видео, нет звука или есть другая проблема, вы можете найти решение на странице техподдержки.

Если это не помогло, обратитесь по бесплатному номеру:
8 800 500-95-51

Сообщение отправлено.

Спасибо. Мы учтём ваши пожелания и замечания.

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ, любой участник госзакупки имеет право обжаловать в ФАС РФ действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки. Составить текст жалобы совсем не сложно, если знать правила и требования. Разобраться во всех тонкостях поможет инструкция.

На вебинаре рассмотрим способы подачи жалобы в ФАС, а также основания подачи жалобы, оформление и состав жалобы, сроки подачи. Лектор приведет примеры реальных жалоб и прокомментирует результаты их рассмотрения.

  • Методические материалы Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ Демоверсия 700.5 КБ

Вопрос лектору

Ваш вопрос принят и направлен лектору.

Пройдите тест и получите сертификат.

Запись на вебинар

Нас читают 33 206 человек

Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 1 раз в неделю.

Подтвердите электронную почту

На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес

Вы подписаны на рассылку

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

school.kontur.ru

Это интересно:

  • Купля продажа гаража 2014 You are here Договор купли-продажи гаража Наиболее важными моментами в договоре купли-продажи гаража являются описание передаваемого гаража и цена гаража. Причем данные, позволяющие точно определить имущество, передаваемое в […]
  • Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу СТ 192 БК РФ 1. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в […]
  • Осаго и то с доставкой нижний новгород Осаго и то с доставкой нижний новгород У нас вы можете купить полис ОСАГО без страхования жизни и навязывания дополнительных страховок. Расчет стоимости полиса ОСАГО происходит в соответствии с Законодательством и сохранением […]
  • Приказ о предоставлении права распоряжения денежными средствами Распоряжение денежными средствами на счетах ООО Добрый день! В ООО сменился директор. Например, приказ о вступлении нового директора датирован 03.03.2013г. В этот же день директором был подписан договор, согласно которого ООО […]
  • Практика в суде отчет дневник Дневник по практике Дневник по практике – похож на ежедневник: на каждую дату вносятся сведения о проделанной практикантом в этот день работы. Преподаватель от учебного учреждения выдает бланк дневника для заполнения, методические […]
  • Адвокат на пусть говорят Мужское / Женское Адвокат дьявола. Мужское / Женское. Самые драматичные моменты выпуска от 09.04.2018 Код для встраивания видео Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на […]