Анкетирование

Анкетирование

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

Анкетные вопросы

В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

Причина въезда в край

Возможность заработать больше, чем в других регионах России

Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

Знаком с местной культурой

Наличие национальной диаспоры

Близость Ставропольского края к границам вашего государства

Благоприятные климатические условия

Все сюда ехали, может, останусь жить

Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму ?

Трудно сказать — 20 %

Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Из чего складывается доход вашей семьи?

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

  • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
  • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

Другие виды вопросов

В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской «дедовщиной»?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

Формулировка вопросов, относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

www.grandars.ru

Анкеты в бизнесе. Часть 2: Проводим опрос

В прошлый раз мы рассказали вам о том, как самостоятельно составлять анкеты для опросов клиентов. Сегодня мы поговорим непосредственно о процессе опроса: каким способом проводить опрос, сколько на это выделять времени, как оформить анкету и что делать с результатами.

Потребителей можно опрашивать лично или по телефону, зачитывая вопросы и отмечая ответы, либо давать им анкеты на самозаполнение на бумаге, по электронной почте или онлайн.

Рассмотрим вкратце, чем хорош каждый метод опроса

  1. Личный опрос клиента: вы общаетесь с клиентом лично, задаете ему вопросы и сами фиксируете ответы в анкете. Анкету составляете в бумажном или электронном виде (на ноутбуке, планшете). При необходимости покажите клиенту товар (услугу), о котором спрашиваете. Если клиент лоялен к вам, задайте ему дополнительные вопросы.
  2. Опрос по телефону: вы звоните клиенту, зачитываете вопросы, получаете ответы и фиксируете их. Анкета в этом случае тоже бумажная или электронная. Время интервью и удобство разговора в конкретный момент нужно оговорить сразу: «Беседа займет 10 минут, вам удобно поговорить сейчас?» Если клиент занят, свяжитесь с ним позже.
  3. Самозаполнение анкеты: вы передаете клиенту печатную анкету для заполнения дома или отправляете по электронной почте. Для такой анкеты напишите несколько вступительных слов — инструкцию, как правильно фиксировать ответы. Например: «Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос. На вопросы А1, А2 и т. д. обведите кружком нужный вариант ответа 1, 2, 3, и т. д., число возможных вариантов указано в вопросе. На вопросы В1, В2 и т. д. укажите ответ своими словами в произвольной форме». Обязательно сообщите, когда, кому и как анкету вернуть, оставьте свой номер телефона или укажите другой способ связи.
  4. Онлайн-опрос клиента: вы даете ссылку на специальную форму в интернете, программа дает возможность отметить варианты ответов, делает нужные переходы, сохраняет данные и выдает их потом в виде таблиц.

Сколько длится интервью с клиентом

По общему правилу оно не должно занимать больше 15 минут, лучше меньше. Слишком длинная анкета утомит клиента, он пропустит вопросы и ответит невнимательно, а то и вовсе откажется от опроса. Но в отдельных ситуациях и при индивидуальном отношении с клиентами возможны варианты.

  • Если у клиента есть пара минут на кассе, пока вы принимаете оплату, дайте ему короткую анкету (при необходимости свяжетесь с ним еще раз).
  • Если вы можете опрашивать в ходе предоставления услуги, например, в салоне красоты, ресторане — отлично, у вас есть около часа, но не мучайте клиента вопросами все это время.
  • Анкеты на самозаполнение или онлайн, как правило, довольно ёмкие, так как респондент сам выбирает время для их заполнения. Если у вас доверительные и близкие отношения с клиентами, можете рассчитывать на длительные интервью.

Оформление анкеты

Особой разницы в форме и содержании анкеты для разных способов опроса нет. Иногда их можно даже комбинировать, например, если у клиента нет времени на личное общение, позвоните ему или передайте анкету на самозаполнение (не забудьте внести необходимые изменения, о которых мы говорили ранее). Только профессиональные исследователи могут себе позволить сложные многостраничные анкеты с таблицами и переходами, специальные программы сбора и обработки данных. Если вы сами составляете и обрабатываете анкету, пользуйтесь принципом «чем проще, тем лучше».

При оформлении анкеты не поленитесь сделать ее удобной, понятной, приятной к рассмотрению и прочтению. Используйте выделение шрифтом, подчеркивание. Оставляйте достаточно места для ответов.

Выборка (сколько потребуется интервью)

Расчет выборки — это один из главных пунктов любого исследования.

Выборка — это количество полученных анкет или число участников исследования. По законам статистики для того, чтобы сделать выводы о поведении большей части потребителей (генеральной совокупности), достаточно опросить их часть.

Для генеральной совокупности от 10 тысяч до 1 млрд человек достаточно 400 интервью. Например, если вы продаете товары только женщинам в своем регионе или оказываете услуги через интернет клиентам со всего мира, можете ориентироваться на такую выборку. Большая выборка может потребоваться, если нужно изучить отдельные сегменты потребителей, на каждый из которых придется опросить свои 400 человек.

Если же у вас узкая целевая аудитория, например, вы оказываете услуги бизнесу или людям отдельно взятой возрастной категории, с определенными интересами, то интервью потребуется меньше. Если потребителей теоретически не больше 500, то выборка сократится до 200. Если 200 и меньше, то лучше попробовать опросить всех.

В интернете есть специальные сервисы — калькуляторы выборки, — с помощью которых можно рассчитать нужное количество интервью при известном объеме генеральной совокупности.

Узнать о численности населения в регионе, в том числе по полу, возрасту можно на сайтах статистических органов. Для оценки численности более узких целевых групп потребуются поиск дополнительных данных или экспертные оценки.

Обратите внимание: если анкет слишком мало, вы не получите количественных выводов (то есть сколько потребителей ведет себя так или иначе). В этом случае выводы будут качественными, то есть будет известно, что потребители имеют определенные модели поведения, потребности и проблемы, но для какого числа потребителей это характерно, точно неизвестно.

Если вам доступна только небольшая клиентская база и нет возможности опросить достаточное число потребителей, не отказывайтесь от исследования, но воспринимайте его результаты как качественную, а не количественную информацию. Она также будет полезна и позволит вам найти правильное направление развития.

Например, для такого метода качественных исследований, как глубинные интервью, целью которых является изучение потребностей, мотивов потребителей, получение инсайтов, новых идей достаточно всего 10-30 интервью.

Как считать показатели

Эта часть, пожалуй, самая сложная, тут много математики. Профессиональные исследователи пользуются специальными программами обработки статистических данных, некоторые возможности расчетов и анализа дают сервисы онлайн-опросов. Но представим, что у нас есть только бумажные анкеты и таблица Excel. Заодно поймем сам механизм.

Итак, берем анкеты, делаем таблицы в Excel, заносим данные (есть ответ — 1, нет — пусто), суммируем.

Два основных показателя, которые нам нужны: «В % от опрошенных» и «В % от ответивших» (на данный вопрос). Если ответ на вопрос предполагался один, в сумме должно получиться 100%. Если несколько, то больше 100%.

Вот такой примерно результат может у вас получится, после обработки анкет:

Пример обработки анкеты

Выводы в данном примере могут быть такие:

«Среди всех участников исследования за последний год товар покупали 80%.

Из них 62% (50 человек из 80, или 25% + 37% ответивших) были полностью или частично удовлетворены его качеством.

Индекс удовлетворенности в интервале (-1… 1) составил 0,27, что можно оценить как средний уровень удовлетворенности.

  • Индекс (-1… -0,5) — низкий уровень, большинство не удовлетворены;
  • Индекс (-0,5… 0) — уровень ниже среднего, неудовлетворенных больше, чем удовлетворенных;
  • Индекс (0… 0,5) — средний уровень, удовлетворенных больше, чем неудовлетворенных;
  • Индекс (0,5… 1) — высокий уровень, большинство удовлетворены.

Основной причиной недовольства качеством была указана Причина 1, ее отметили 40% неудовлетворенных (10 человек из 25).

Среди других причин были отмечены…»

Полученные данные вы можете оформить в таблицы и диаграммы, выбрав их дизайн по своему вкусу и желанию или в угоду вкусам целевой аудитории. Можно дополнить анкеты текстовыми выводами, написать отчет в Word или Power Point.

Что делать с результатами опроса?

Самая простая рекомендация — использовать! Вы проделали большую работу, потратили время и силы, возможно, деньги. Если вами руководил интерес и любопытство, вы проанализировали результаты и сделали выводы.

Сразу предостерегу: не воспринимайте всю информацию буквально. Это не истина в последней инстанции, а пища для размышлений.

Любая информация часто оценивается с точки зрения личного опыта: если совпадает с ожиданиями исследователя — «Похоже на правду. Я и так это знал», если не совпадает — «Неправда. Наверное, где-то ошибка». И то и другое в какой-то мере обесценивает результаты. Постарайтесь быть объективным. Если клиенты не довольны, исправляйтесь! Если видите возможности для развития — используйте их!

www.azconsult.ru

СОЦИОЛОГ В БИБЛИОТЕКЕ

[Самохина М.М., канд. социолог. наук, зав. Социологической службой Межрегиональной ассоциации деловых библиотек]

Обработка и анализ информации

Ручная и компьютерная обработка – некоторые общие подходы и правила

Обработка и анализ информации, по мнению В.А. Ядова (выдающегося отечественного социолога, автора многих работ по методике и методологии исследований), – самый увлекательный этап исследования. Обрабатывая, преобразуя полученные данные, мы делаем из разрозненного, сырого материала некоторую схему, картину, выявляем связи и закономерности. Мы проверяем те предположения, которые были у нас при составлении программы, выдвижении гипотез, которые возникали при сборе данных.
Итак, вы закончили сбор информации. У вас в руках заполненные исследовательские документы – анкеты, бланки. Или другой вариант: ваш исследовательский метод – анализ документов; тогда их обработка фактически и является сбором данных. Так или иначе, в каждом из заполненных документов – набор вопросов, на которые даны различные ответы. Это могут быть готовые формулировки (ответы на закрытые вопросы) или тексты в свободной форме (ответы на открытые вопросы).
Обработка может быть ручной и компьютерной. Их принципы в общем одни. Каждый отдельный случай (отдельного респондента с его характеристиками) мы включаем в группу (чаще всего список, ряд таких групп уже определен в программе исследования), то есть создаем группировку по тому или иному признаку и определяем (подсчитываем, измеряем) значимость этого признака и связи его с другими характеристиками респондентов.
Несмотря на рост значимости компьютерных технологий, я говорю здесь о ручной обработке и делаю это по двум причинам. Первая и главная в том, что далеко не во всех библиотеках, где занимаются исследовательской работой, есть компьютеры, тем более – специальные программы обработки. Вторая – иногда в маленьких локальных исследованиях, особенно качественных, ручная обработка проще и эффективней. В принципе же это достаточно трудоемкая (хотя, может быть, и не слишком сложная) работа.
При использовании компьютерных программ трудоемкость снижается в разы. Программ таких много, каждая имеет свои плюсы и минусы. Мой опыт связан с ДА-системой. Эта программа разрабатывается и распространяется московской компанией «Контекст». Первый ее вариант был создан еще в 1989 году, а в дальнейшем она постоянно модифицировалась. Изменения были связаны как с прогрессом компьютерных технологий, так и с опытом, который накапливался создателями и клиентами в процессе работы с программой. Характерно, что Сергей Валерьянович Чесноков, научный директор «Контекста» и автор идеи, на которой построена ДА-система, – не только математик, специалист в области логики и статистики, но и музыкант, исполнитель бардовских песен, романсов, собственных песен и моноспектаклей, человек с достаточно необычной биографией. По его собственным словам, в течение многих лет он размышлял над проблемой соотнесения точных наук и гуманитарности, пытался разрешить конфликт между методами анализа данных и нормами естественного языка. Результатом таких размышлений и стала ДА-система. Она сравнительно проста для пользователя и имеет, как мне кажется, достаточно редкий плюс – действительно говорит на естественном, гуманитарном языке, близком библиотекарю
ДА-система поддерживает все операции при работе с данными – ввод (с возможностью обработать альтернативные и неальтернативные, открытые и закрытые вопросы), различные варианты обсчета и вывода данных, подготовку таблиц и отчета. Чтобы убедиться в этом, вы можете обратиться к демоверсии программы.
Однако, обработка данных в любом случае потребует от вас внимания и терпения. Снизить трудоемкость при ручной обработке, достичь большей содержательности труда можно, если предварительно сгруппировать собранные документы по одному или двум наиболее важным для данного исследования дифференцирующим признакам. Как показывает опыт, подобная предварительная группировка будет не лишней и в том случае, если вы работаете с компьютерной программой.
Если исследование ведется в разных библиотеках, первым дифференцирующим признаком может стать конкретная библиотека, в которой опрошен респондент. Или – библиотечное подразделение (абонемент, читальный зал, отдел искусств). Разделив заполненные бланки или анкеты по этому признаку, необходимо выбрать следующий – например, возраст или пол респондента. По этому критерию разделим посетителей каждого подразделения. Если полученных исследовательских документов много, можно выделить и третий, и четвертый критерии (например, в научных библиотеках важным дифференцирующим признаком явится, очевидно, профиль образования или специальности). Опыт подсказывает, что оптимальная численность обсчитываемой группы – 30–60 человек. Но реально она будет зависеть как от объективных данных (контингента абонентов вашей библиотеки, метода исследования и способа его организации, количества полученных бланков или анкет), так и от поставленных задач, и от выбранных критериев группировки.
Еще один практический совет – старайтесь, чтобы число полученных исследовательских документов было «круглым». Собственно, в программе исследования чаще всего и заявляется такое «круглое» число – 100, 300, 500, 1000. Но нередко часть анкет или бланков оказывается недозаполненными, заполненными неверно, их приходится отбраковывать. В этих случаях при возможности лучше добрать материал.
Сформировав группы, надо пронумеровать (а чаще всего – заново перенумеровать) исследовательские документы..
Например, вы провели анализ спроса 500 посетителей библиотеки. Номера с 1 до 280 присвоены посетителям абонемента, с 281 по 500 – посетителям читального зала.

На абонементе: с № 1 по № 97 – школьники (до № 32 – мальчики, остальные девочки);
с № 98 по № 174 – студенты (до № 126 – юноши, остальные девушки);
с № 175 по № 241 – работающие (до № 190 – мужчины, остальные женщины);
с № 191 до № 280 – пенсионеры (до № 224 – мужчины, остальные женщины).

В читальном зале: с № 281 по № 335 – школьники (до № 302 – мальчики, остальные девочки);
с № 336 по № 447 – студенты (до № 369 – юноши, остальные девушки);
с № 448 по № 461 – работающие (до № 450 – мужчины, остальные женщины);
с № 462 до № 500 – пенсионеры (до № 476 – мужчины, остальные женщины).

Если вы обрабатываете результаты вручную, такая нумерация позволит вам, произведя подсчеты, при желании довольно легко «просматривать» и всю группу посетителей абонемента, читального зала, и всю группу, например, школьников, или мужчин; то есть вы сможете проследить значимость влияния того или иного признака на специфику библиотечного спроса. Компьютерная программа сделает это автоматически (конечно, если соответствующий признак будет закодирован).

Словарь обработки данных: принципы составления, сложности и хитрости

Словарем обработки часто называют список, набор позиций, по которым производится подсчет и анализ данных исследования. Здесь мы воспользуемся этим термином.
При обработке анкет (и ручной, и компьютерной) основу словаря составляет список вопросов и вариантов ответов на них. Попробуем рассмотреть формирование словаря на конкретных примерах.
Представьте, что вы провели анкетирование 300 посетителей библиотеки. В социально-демографическом блоке вопросов вы просили респондента отметить (в числе других характеристик) его пол и место учебы. Среди анкетных вопросов есть вопрос о библиотечном стаже.

Как давно Вы пользуетесь нашей библиотекой? • я пришел сюда впервые
• менее года
• от года до двух лет
• от двух до пяти лет
• более пяти лет
• мне трудно ответить на этот вопрос

Это альтернативный закрытый вопрос, варианты ответов уже готовы для обработки. Можно предусмотреть дополнительную позицию для учета респондентов, вовсе не ответивших на вопрос, но можно объединить их с теми, кто выбрал последний вариант ответа.
В социально-демографическом блоке есть также и вопрос о целях (мотивах) посещения библиотеки.

С какой целью Вы обычно приходите в библиотеку? • найти материалы по теме для учебы, работы
• найти конкретные материалы для учебы, работы
• за конкретными книгами, статьями «для себя»
• посмотреть выставки
• в надежде найти что-нибудь интересное
• на массовые мероприятия
• встретиться и пообщаться с друзьями, знакомыми
• другое________________________________
• мне трудно ответить на этот вопрос

Это неальтернативный полузакрытый вопрос, варианты ответов также в основном готовы для обработки. Как и в предыдущем случае, можно предусмотреть дополнительную позицию для учета респондентов, вовсе не ответивших на вопрос, но можно объединить их с теми, кто выбрал последний вариант ответа.
Однако давайте еще раз внимательно посмотрим на варианты ответов. Наш профессиональный опыт безусловно подскажет, что перечисленные цели (мотивы) посещения библиотеки явно распадаются на «деловые» и «свободные». А поскольку вопрос неальтернативный, то один респондент может, например, отметить и первый, и второй вариант; другой – и третий, и пятый, и седьмой. Сложить полученные цифры будет нельзя, поскольку неправильно учитывать дважды или трижды одного и того же человека, поэтому вы не сможете узнать, сколько у вас «деловых» посетителей, сколько читателей приходят к нам просто потому что любят читать и любят бывать в библиотеке.
В этом и подобных случаях логично ввести в словарь некоторые дополнительные обобщающие позиции. Если вы решитесь приобрести ДА-систему, то в «Руководстве пользователя» прочтете, что такого рода проблемы решаются с помощью конструирования так называемых «вторичных переменных». Я же советую способ, который кажется мне более простым. Обобщающие позиции могут дополнить в словаре список вариантов ответов на любой вопрос, когда вы сочтете это необходимым. В данном случае они могут выглядеть, например, так: «респондент назвал деловые мотивы», « назвал свободные мотивы», « назвал и те, и другие мотивы»; из этих трех позиций могут быть отмечены либо одна (первая или вторая), либо все три.
Представим себе также, что в вашей анкете есть вопрос-таблица, респондент должен отметить в ней, получил ли он в день анкетирования нужные материалы в том или ином подразделении библиотеки. Поскольку этот вопрос фактически заменяет три однотипных вопроса о трех подразделениях с одинаковым перечнем ответов, в словаре обработки должны, очевидно, появиться все эти три вопроса, каждый должен сопровождаться всем перечнем ответов плюс позиция «нет ответа».
Похожим способом преобразуются в словаре и вопросы, построенные по методу семантического дифференциала. Ведь каждый из них тоже фактически заменяет несколько однотипных вопросов, в которых респонденту предлагается оценить какие-либо качества, характеристики чего-либо. Например, если вопрос касается библиотеки, – достаточно ли в фонде новой литературы, вежливы ли сотрудники, компетентны ли они, как обстоят дела с комфортом и уютом. Обычно оценка производится по пятибалльной или трехбалльной шкале; соответственно в словаре должны появиться все оцениваемые характеристики. Каждая должна быть введена в словарь как отдельный вопрос с пятью или тремя вариантами ответа-оценки – от «отлично» или «хорошо» через «средне» до «очень плохо» или «плохо» – плюс позиция «нет ответа».. Кроме этого я советовала бы и здесь ввести в словарь некоторые обобщающие позиции по всему вопросу. В данном случае они станут некоторой интегративной оценкой библиотеки и могут выглядеть, например, так: «респондент дал положительные оценки», « дал отрицательные оценки», « дал и положительные, и отрицательные оценки»; из этих трех позиций могут быть отмечены либо одна (первая или вторая), либо все три.
В вашей анкете, вероятно, будут и открытые вопросы. С их кодированием для словаря могут возникнуть достаточно сложные проблемы. В той или иной степени необходимо использовать элементы контент-анализа, выделять темы, смысловые единицы, часто употребляемые слова и понятия и т.д. Далее я специально вернусь к этому.

Технология первичной обработки данных

Обработка данных на любой компьютерной программе есть последовательная, в соответствии с инструкциями к данной программе, «набивка» каждого заполненного документа (анкеты, бланка и т.д.) – набивка всех вариантов ответов на все вопросы и всех дополнительных позиций, введенных в словарь. Результатом является возможность получить данные (как в абсолютных числах, так и в процентах) по каждой позиции в каждой группе и по всему массиву (они обычно называются линейными распределениями); данные о связях тех или иных ответов на ту или иную (любую) пару или даже несколько вопросов (эти данные принято называть корреляциями); разного рода коэффициенты и т.п.
До появления компьютерных программ ручная обработка нередко производилась подобным же образом – на больших листах миллиметровой бумаги чертилась так называемая матричная таблица. В каждой строке таблицы собирались все ответы на все вопросы по одному документу, а каждый столбец соответствовал одному варианту ответа на один вопрос. На самом деле эта работа (знаю по собственному опыту) была не только крайне трудоемкой, но и не очень эффективной.
Если вы обрабатываете исследовательские документы вручную, особенно важно знать (и лучше подумать об этом еще на этапе составления программы исследования), хотите ли вы просто получить информацию о том, как ответят на тот или иной вопрос все ваши респонденты – или вас интересует специфика ответов представителей той или иной группы. Первая задача, конечно, гораздо проще, часто библиотечные исследователи ею и ограничиваются. Они просто подсчитывают, сколько респондентов назвали данный мотив посещения библиотеки; сколько удовлетворены работой библиотеки; сколько человек прочли ту или иную из списка книг и т.п.
Но логика исследования нередко требует более тщательной проработки, установления связей между двумя или более характеристиками респондента. Речь в общем случае идет о том, от чего именно зависит появление или превалирование того или иного ответа на тот или иной вопрос. Практика показывает, что чаще всего определяющей, объясняющей характеристикой оказывается социально-демографическая – возраст, пол, образование, место работы или учебы.
Если вы должны обработать документы вручную и поставили перед собой задачу выявления специфики различных групп респондентов, работа будет непростой. Как уже говорилось, логично уменьшить трудоемкость, предварительно сгруппировав документы по важным дифференцирующим признакам. Таблица же обработки составляется следующим образом: ее вертикаль – это словарь обработки, а горизонталь – список выделенных групп. Результаты обработки документов каждой группы отражаются в одном столбце. Вы последовательно просматриваете эти документы и отмечаете в соответствующей клетке этого столбца тот или иной ответ на тот или иной вопрос. В каждой из этих клеток собирается, таким образом, сумма соответствующих ответов, полученных от респондентов, отнесенных к данной группе. Проще всего при этом пользоваться принятой в библиотеках системой «домиков»-десяток – четыре точки, затем последовательное соединение их в квадрат (пять – восемь) и две диагонали. Получившиеся результаты лучше занести в чистую таблицу-копию. Она может выглядеть, например, таким образом (показана, конечно, только часть – примеры – обработанных данных анкетирования 300 респондентов).

Таблица 1. Первоначальная обработка данных

www.library.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]