Сахалинский областной суд

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

pravo.ru

Суды на Сахалине отказались вернуться к рассмотрению иска Генпрокуратуры к семье Хорошавиных

Сахалинский областной суд отказал Хорошавиным в возобновлении производства в рамках гражданского дела по отчуждению имущества экс-губернатора и членов его семьи в пользу государства. Ранее аналогичное решение по обращению представителей Александра, Ирины и Ильи Хорошавиных приняла южно-сахалинская Фемида. Поводом вновь вернуться к гражданскому делу, решения по которому вплоть до Верховного и Конституционного судов были приняты еще в прошлом году, послужило появление «новых и вновь открывшихся обстоятельств». Этими свежими нюансами стали разъяснения Конституционного суда России по делу башкирского чиновника: КС подробно объяснил конституционность норм ФЗ-230 («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») и статей Гражданского кодекса, которые касаются прекращения прав собственности.

Суть в том, что Верховный суд республики Башкортостан обратился с запросом в Конституционный суд на предмет разъяснения конституционности норм 230 закона (статьи 17), на основании которого и изымается имущество чиновников, а также подпункта 8 пункта 2 статьи 235 ГК, в котором приводятся основания прекращение права собственности. Именно эта нормативная база является основанием, которое позволяет обращать имущество чиновников в доход государства. Защитники семьи бывшего губернатора выступили инициаторами заявления о возобновлении дела в связи с принятым Конституционным судом по делу Башкортостана и по жалобам Александра, Ирины и Ильи Хорошавиных.

— Мы обратились одновременно в Южно-Сахалинский городской суд и в апелляционную инстанцию. Как правило, с таким заявлением надо обращаться в суд, который вынес решение, но апелляционная инстанция внесла изменение в решение суда. Лукша (судья Южно-Сахалинского городского суда Егор Лукша рассматривал иск Генпрокуратуры в первой инстанции) нам отказал, мы это понимали, поскольку апелляция внесла изменения. Поэтому мы обратились в областной суд — апелляционную инстанцию, которая признавала законным решение Лукши, — поясняет Ольга Артюхова.

Рассмотрение дела в рамках представленного заявления состоялось сегодня. В заседании приняла участие та же тройка судей во главе с председательствующим Александром Карповым, которая выслушивала апелляционные жалобы Хорошавиных. Судебное заседание длилось полтора часа. Адвокаты стартовали с отвода судебной коллегии.

— Принципиальная позиция моих доверителей заключается в том, что, поскольку южно-сахалинским городским судом было вынесено заведомо незаконное решение, то, соответственно, и определение апелляционной инстанции, которым было оставлено в силе данное решение суда, является заведомо незаконным, поскольку суды в данном случае со всей очевидностью нарушили требование 230-го закона. Более того, после всех разъяснений КС мы не могли проигнорировать эти положения. Поэтому инициировали отвод, — отметила Артюхова.

Суд удалился в совещательную комнату. Спустя полчаса и в удовлетворении отвода коллегия отказала. Заседание продолжили — каждая из сторон доложила позиции. Выслушали и Александра Хорошавина, которого «вызвали» в областной суд из городского СИЗО по видеосвязи. Фигуранта коррупционного уголовного дела по непонятным причинам отказались везти в суд на рассмотрение гражданского иска, тем не менее явку подсудимого обеспечили.

— Александр Хорошавин по этому поводу тоже прошелся. Сказал: я понимаю, когда речь идет о ВКС с Москвой, но я на Сахалине, у меня была возможность поучаствовать. Тем более мы просили суд заблаговременно обеспечить его участие. Но суд пошел навстречу только таким образом — посредством ВКС. Все из присутствующих высказались: сторона защиты, Хорошавин, послушали прокурора Кисленко, и суд удалился во второй раз, — пояснила Ольга Артюхова.

В свежем заявлении адвокаты ставили вопрос о том, почему важно признать эти обстоятельства новыми и возобновить в связи с этим производство по делу.

— «Башкиры» попросили разъяснить конституционный суд узкопрофильный вопрос. В частности, выяснить, можно ли обращать в доход государства имущество, приобретенное на законных основаниях. При всем при этом Конституционный суд, а к тому времени наша жалоба была в КС, так вот, КС дал разъяснение и по тем вопросам в том числе, которые Хорошавины ранее озвучивали в своих жалобах. Например, о невозможности приданию закону обратной силы (то есть его распространения на имущество, приобретенного до вступления ФЗ-230 в силу в 2012 году), о невозможности подачи иска, если отсутствуют претензии у контролирующих органов — в случае Александра Вадимовича это администрация президента. Кроме того, КС сказал, что совершеннолетние дети чиновников не относятся к числу лиц, у которых может быть изъято имущество, а также не может быть расширен перечень объектов, которые могут быть изъяты: КС в очередной раз сказал, что это может быть только регистрируемое имущество, а не денежные средства и иные предметы, которые никак не регистрируются, — отметила адвокат Хорошавина.

Эти основания, по мнению адвокатов, послужили весомым поводом для обращения в суд с таким заявлением. Трио судей вновь удалилась на совещание, а спустя 20 минут вынесла решение: основания для признания доводов, которые защитники представили как «новые или вновь открывшиеся обстоятельства», они не нашли. Мотивированное определение с обоснованием причин отказа адвокатам предоставят через неделю.

Ольга Артюхова, которая представляет интересы семьи Хорошавиных, объясняет: на сегодняшний день разъяснения КС имеют силу закона (в связи с новыми изменениями в законодательстве).

— В том числе и разъяснения о конституционности той или иной нормы. КС как раз и разразился объяснениями по 230-му закону. Как они (суды на Сахалине) будут выходить из положения, я не знаю, но представитель прокуратуры Кисленко крутилась сегодня только вокруг того, что доводы, изложенные в заявлении Хорошавиными, по новым обстоятельствам направлены на переоценку ранее состоявшихся судебных решений. Хотя ничего такого мы не говорили.

Напомню, решение о конфискации собственности Александра Хорошавина городской суд Южно-Сахалинска вынес еще 20 мая 2016 года. После этого представители членов семьи экс-губернатора не оставляли попыток отстоять имущество главы Сахалинской области — представители семьи обращались в областной суд, затем в президиум областного суда, после жаловались в Верховный и Конституционный суды. Тем не менее, борьба оказалась тщетной — решение первой инстанции осталось без изменений, а жалобы ответчиков без удовлетворения.

Всего у Александра, Ирины и Ильи Хорошавиных оказалось изъято более 500 «пунктов» различного имущества — автомобили, квартиры, земельные участки, драгоценности и часы. Общая стоимость обращенного в доход государства по подсчетам Генпрокуратуры и суда превышает 1 миллиард рублей. Представители ответчиков считают такую оценку имущества серьезно завышенной, а его перечень — незаконным.

sakhalin.info

Апелляционный суд отменил заседание из-за плохого самочувствия Хорошавина и Икрамова

Сахалинский областной суд, в который с апелляцией обратились защитники фигурантов по делу бывших чиновников регионального правительства — Александра Хорошавина, Андрея Икрамова и Сергея Карепкина, перенес заседание из-за плохого самочувствия экс-губернатора и его бывшего советника.

Защита планировала обжаловать вопрос продления срока нахождения под стражей. По мнению адвокатов, решение суда оставить их подзащитных в СИЗО, а не изменить меру пресечения в сторону смягчения (например, отправить под домашний арест) по меньшей мере было необоснованным. Напомним, продление срока пребывания в СИЗО еще на три месяца Хорошавину, Икрамову и Карепкину произошло 7 августа . Суд постановил, что бывшие сахалинские чиновники проведут в заключении как минимум до 9 ноября.

— Заседание апелляционной инстанции отложили из-за плохого самочувствия Икрамова и Хорошавина. Апелляция, конечно, не была готова к тому, что мы будем ставить вопрос о состоянии здоровья. Они ушли совещаться и буквально спустя десять минут суд установил, что подзащитные не могут принимать участие в заседании, и его решили перенести на завтра, отправив Икрамова, Хорошавина и Карепкина обратно в СИЗО, поскольку суд не смог обеспечить присутствие на заседании врачей медсанчасти или медиков скорой, — комментирует ситуацию адвокат Хорошавина Ольга Артюхова. — Интересно, как воспримет состояние подзащитных суд первой инстанции. Сегодня после обеда возобновляются слушания по уголовному делу. Посмотрим, посчитает ли городской суд их состояние нормальным для участия в процессе или нет, хотя их коллеги из апелляционного суда посчитали, что участвовать сегодня в заседаниях они не могут.

sakhalin.info

Суд Южно-Сахалинска получил жалобу от Кадырова

В городской суд Южно-Сахалинска поступила апелляционная жалоба от адвоката главы Чечни Рамзана Кадырова на решение судьи Натальи Перченко признать экстремистским материалом мусульманскую религиозную книгу «Мольба (дуа) к Богу: её значение и место в Исламе» с цитатами из Корана.

Городской суд Южно-Сахалинска получил апелляционную жалобу по электронной почте от главы Чеченской республики Рамзана Кадырова на решение судьи Натальи Перченко, признавшей экстремистским материалом мусульманскую религиозную книгу «Мольба к Богу: её значение и место в Исламе» с цитатами из Корана, сообщили в приёмной суда.

Теперь судебная инстанция ждёт от Кадырова подлинник жалобы с оригинальной подписью и доверенностью. У главы Чечни есть срок до 12 сентября, если к этому времени он не успеет направить оригинал, то судом будет приниматься соответствующее решение.

Ранее суд Южно-Сахалинска признал книгу «Мольба к богу» экстремистской литературой. Поводом для этого стали «Аль-Фатиха» и другие суры Корана. В частности, «экстремистскими» были названы цитаты из Корана — «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»), напоминает ТАСС.

Кадыров после этого резко и эмоционально раскритиковал решение суда, назвав судью Наталью Перченко и прокурора Татьяну Билобровец «шайтанами», «провокаторами» и «национальными предателями», и потребовал отменить решение. В частности, чеченский лидер заявил, что «вместо защиты закона и интересов России они глупыми решениями подрывают основы стабильности и безопасности». «Более того, публично оскорбили миллионы россиян и полтора миллиарда мусульман мира», — подчеркнул глава Чечни.

В Генпрокуратуре высказывания Кадырова сочли непозволительными, предупредив о недопустимости публичного оскорбления российских судей и прокуроров в сфере, связанной с их профессиональной деятельностью.

Однако глава Чечни ответил Генпрокуратуре, что не изменит своей позиции, но, как и положено по закону, подаст апелляцию.

«Прокурор и судья посягнули на самое святое — Коран! Это явная попытка спровоцировать нагнетание напряжённости. Ничего из этого не получится. Я добьюсь отмены абсурдного и абсолютно глупого документа!» — заключил Кадыров.

m.tvc.ru

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 г. N 05АП-8109/17

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 г. N 05АП-8109/17

29 ноября 2017 г.

Дело N А59-2111/2017

Резолютивная часть постановления оглашена 29 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление Капитального Строительства»,

апелляционное производство N 05АП-8109/2017

на решение от 27.09.2017

судьи И.Н. Шестопала

по делу N А59-2111/2017 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Илада» (ОГРН 1117746344792, ИНН 7701917239)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства»,

о признании недействительным решения от 18.01.2017 по делу N РНП-65-1/17 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Илада», взыскании судебных расходов,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

Общество с ограниченной ответственностью «Илада» (далее — заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее- Управление, административный орган) от 18.01.2017 по делу N РНП-65-1/17 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Илада».

Определением суда от 24.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» (далее- заказчик, МКУ ГО «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства»).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.09.2017 требования общества удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 января 2017 года по делу N РНП-65-1/17 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Илада», признано недействительным как несоответствующие Федеральному закону РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В пользу ООО «Илада» с Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области взысканы судебные расходы в размере 3000 рублей. из федерального бюджета, а также возвращена излишне уплаченная по платежному поручению N 283 от 19.05.2017 государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Муниципальное казенное учреждение Городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление Капитального Строительства», обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных ООО «Илада» требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы повторно акцентирует внимание суда на наличие объективных причин послуживших основанием одностороннего отказа учреждения от исполнения муниципального контракта N 032-088-16 от 20.07.2016 на выполнение дополнительных работ по объекту: «Берегоукрепление, расчистка участка р. Маяковского в г. Южно-Сахалинске (2 этап).

Общество, третьи лица письменные отзывы в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.

Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 123, 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу ФАС России в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

19.07.2016 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0161300000116000702-3 от 07.07.2016 между обществом и заказчиком был заключен муниципальный контракт N 032-088-16 на выполнение дополнительных работ по объекту » Берегоукрепление, расчистка участка р.Маяковского в г. Южно-Сахалинске (2 этап)» (далее- контракт). Предметом контракта явилось обязательство общества по выполнению дополнительных работ на объекте в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1), а заказчик обязался оплачивать выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные контрактом.

Согласно п. 3.1, 3.1.1, 3.1.2 контракта, общий срок выполнения работ (включая срок на поставку необходимых материалов, изделий и конструкций) — с даты, следующей за датой вступления контракта в силу по 31.12.2016.

На основании раздела 5 контракта, подрядчик обязался обеспечить выполнение работ в полном соответствии с условиями контракта, утвержденной проектной документаций, строительными нормами, правилами, техническими условиями на производство и приемку данного вида работ.

В пункте 12.5 контракта предусмотрено, что заказчик вправе в одностороннем порядке принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:

— задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней, если вследствие просрочки подрядчика исполнение утратило интерес для заказчика;

— нарушение подрядчиком сроков окончания работ (видов работ), установленных контрактом более чем на 10 дней;

— нарушение подрядчиком сроков, установленных в календарном плане производства работ, разработанном и согласованным в соответствии с пунктом 5.1.28 контракта, более чем на 10 дней;

— если отступления в работе или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми (абзац 5);

— не предъявления подрядчиком представителю заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право субподрядчика на выполнение порученных ему подрядчиком работ по объекту (договор субподряда и соответствующего свидетельства о допуске СРО при необходимости);

— начала процедуры ликвидации подрядчика или принятия арбитражным судом решения о признании подрядчика банкротом;

— приостановления деятельности подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— предоставления подрядчиком подложных документов и /или заведомом ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения настоящего контракта;

— в иных случаях, предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

В силу п.п.12.5 и 12.6 контракта, заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, и в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

По мнению заказчика, в ходе исполнения указанного контракта заказчиком было установлено, что обществом в ходе работ применена скальная порода — скальный грунт с высоким содержанием глины не отвечающий требованиям проектной документации и условиям муниципального контракта, что впоследствии при прохождении паводка на реке приведет к размыву откосов и упорной призмы, упорная призма не соответствует по ширине проекту, верховой откос выполнен с отступлением от проекта в части несоблюдения толщины и уклона каменной наброски. Установлен срок переделки данных работ. Выявленные заказчиком нарушения впоследствии не были устранены. А также несмотря на неоднократные напоминания со стороны заказчика, общество не представило откорректированный график производства работ, проект производства работ и приказ о назначении ответственных лиц по объекту, выявлены и иные нарушения.

Установив данные обстоятельства, на основании п.12.5 контракта и положений ч.9 ст.95 Федерального закона «О контрактной системе» заказчиком 14.12.2016 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта по мотиву ненадлежащего выполнения работ по контракту (использования не предусмотренного контрактом материала (скальная порода) и непредоставления откорректированных графика производства работ, проекта производства работ, приказа о назначении ответственных лиц по объекту) в установленный контрактом срок (факт начала выполнения работ подрядчиком только 01.11.2016).

Все нарушения и претензии по работам в адрес подрядчика изложены в решении заказчика от 14.12.2016.

На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обществом было выполнено 33% работ по контракту.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюден и не нарушен.

По результатам проверки по информации заказчика, Управление вынесло решение от 18.01.2017 по делу N РНП-65-1/17, которым включило сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе ФАС России, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу — не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее гражданское законодательство и условия контракта от 19.07.2016 предоставляют заказчику право на отказ в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Статья 95 Закона Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон N 44-ФЗ) предусматривает, что поставщику должна в обязательном порядке быть предоставлена возможность исполнить обязательства по контракту надлежащим образом, в том числе посредством исправления допущенных им нарушений.

Сроки на вступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта являются гарантиями обеспечения поставщику возможности реализовать предоставленное ему право устранить допущенные при исполнении обязательств по контракту нарушения, а нарушение указанных сроков заказчиком в лишает поставщика возможности реализовать предоставленное ему право на устранение нарушений и в связи с этим предпринять действия по их устранению, и, соответственно, лишает возможности контрольный в сфере закупок орган оценить в полном объеме поведение поставщика с целью определения необходимости применения к нему такой меры государственного принуждения, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Аналогичные выводы содержатся в письме ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14, из положений которого следует, что сокращение десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, влечет невозможность включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (пункт 3 раздел II указанного письма).

В силу части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Положениями части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Экспертное заключение учитывается заказчиком при подписании акта приема-передачи выполненных работ. Работа, не соответствующая по качеству условиям настоящего договора, считается не выполненной.

Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — Правила ведения реестра, Правила N 1062), в силу которых ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по оборонному заказу.

Согласно пункту 11 Постановления N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 — 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. Абзацем 2 пункта 12 данного Постановления установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение.

В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Из данных норм следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения подрядчика, повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Для проверки работ на соответствие условиям договора и Технического задания заказчик проводит экспертизу выполненной работы. Экспертиза осуществляется комиссией по приемке заказчика, либо экспертом или экспертной организацией в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона N 44-ФЗ и нарушающих права и законные интересы заказчика.

Совокупный анализ вышеуказанных норм служит выводом о том, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.

С другой стороны, анализ статьи 104 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.

Судом первой инстанции установлено, что в рамках дела N А59-1458/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Илада» к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства городского округа «Город Южно-Сахалинск», Управлению УФАС по Сахалинской области о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, Арбитражным судом Сахалинской области принято решение от 20.06.2017, которым иск общества удовлетворен, решение муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства городского округа «Город Южно-Сахалинск» об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 20.07.2016 N 032-088-16 на выполнение дополнительных работ по объекту: «Берегоукрепление, расчистка участка р. Маяковского в г. Южно-Сахалинске (II этап)» признано незаконным.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 года решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.06.2017 по делу N А59-1458/2017 оставлено без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Таким образом, решение суда первой инстанции по делу N А59-1458/2017 вступило в законную силу 31 августа 2017.

Вступившим в законную силу решением по делу N А59-1458/2017 установлено и соблюдение Подрядчиком пункта 5.1.31 контракта по предоставлению в адрес заказчика и согласованию месячных графиков производства работ, согласно которому начало производство работ определено с ноября 2016 года, и необходимость выполнения дополнительных работ, а именно — устройства технологических проездов (в связи с тем, что низкая несущая способность грунтов в местах подъезда к объекту при транспортной нагрузке не позволяет машинам, груженным скальным камнем, подъехать к объекту, подтверждающаяся Актом от 14.11.2016, подписанным представителями сторон, объективно влекущая увеличение сроков выполнения работ, обоснованность задержки начала выполнения работ (в материалы дела представлено письмо ООО «Илада» от 22.11.2016 (отметка о регистрации вх. от 22.11.2016), в котором ООО «Илада» указало, что на объекте к участку N 4 отсутствуют подъездные пути в связи с чем в настоящее время работы на участке приостановлены), и наличие не устраненных заказчиком противоречий относительно характеристик грунта (в техническом задании указан скальный камень, а в проектно-сметной документации скальный грунт), а также отсутствие убедительных доказательств того, что фактически использованный подрядчиком материал является именно грунтом, не содержащим предусмотренного заданием скального камня.

В силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанные в настоящем деле обстоятельства, связанные с законностью и обоснованностью принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и сами фактические обстоятельства, установленные и оцененные вступившим в законную силу решением суда, в котором участвовали те же стороны, которые принимают участие и в настоящем судебном процессе, не доказываются повторно.

Поскольку суды двух инстанций по делу N А59-1458/2017, установили как незаконность решения заказчика об одностороннем отказе его от исполнения контракта, так и отсутствие недобросовестных действий со стороны общества в невыполнении муниципального контракта в срок и указанные обстоятельства не доказываются повторно, суд в рамках настоящего дела приходит к выводу, что антимонопольным органом в оспариваемом решении сделан неверный вывод о наличии недобросовестных действий общества по надлежащему исполнению контракта.

Документы, представленные заказчиком в отношении недобросовестности действий общества, были оценены Управлением неверно. В этой связи, суд полагает, что Управление неправомерно включило сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, а, следовательно, приняло незаконное и необоснованное решение, которое нарушает права общества.

При таких обстоятельствах, коллегия апелляционного суда считает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Управления незаконным и нарушающим права общества и удовлетворил требования общества в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку вышеуказанное решение УФАС России по Сахалинской области от 18 января 2017 года по делу N РНП-65-1/17 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Илада», не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Доводы апеллянта сводятся к несогласию с выводами суда по вступившему в законную силу судебному акту, имеющими преюдициальное значение при разрешении настоящего спора, направлены на переоценку выводов суда по вступившему в законную силу судебному акту.

Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.09.2017 по делу N А59-2111/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения Городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление Капитального Строительства» государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

base.garant.ru

Это интересно:

  • Телефоны тамбовского областного суда Тамбовский областной суд Место в судебной системе В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, […]
  • Сайт пермского краевого суда г перми Пермский краевой суд Место в судебной системе В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные […]
  • Решения амурского областного суда Амурский областной суд 24 февраля 1920 года Исполком областного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов рассмотрел проект, предложенный Комиссаром Юстиции Амурской области о полной реорганизации судебных […]
  • Приказ 2750 Проект Приказа Министерства культуры РФ "О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 2750 "Об утверждении требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере […]
  • Как создать федеральный закон Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 24-ФЗ "О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области" Принят […]
  • Самара промышленный район суд Промышленный районный суд г. Самары Самарской области соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1978 года в г. Куйбышеве был образован новый административно-территориальный район- Промышленный. Решением […]