Этапы исчисления налога

ьФБРЩ РТПГЕУУБ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ Й ЪБДБЮЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ ОБ ЬФЙИ ЬФБРБИ

чЕУШ РТПГЕУУ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ЬФБРЩ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПЬМЕНЕОФОПК УФТХЛФХТПК (ФБВМЙГБ б.1 РТЙМПЦЕОЙС б).

ьФБР I йУУМЕДПЧБОЙЕ ИПЪСКУФЧХАЭЕЗП УХВЯЕЛФБ ОБ ОБМЙЮЙЕ РТЙЪОБЛПЧ УХВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС

оБ ДБООПН ЬФБРЕ РТПЙУИПДЙФ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ПУПВЕООПУФЕК ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЙУИПДС ЙЪ ЕЗП РПУФПСООПЗП НЕУФПРТЕВЩЧБОЙС (ТЕЪЙДЕОФУФЧБ) Ч тж, ПТЗБОЙЪБГЙПООП-РТБЧПЧПК ЖПТНЩ, ЧЙДБ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЧЕМЙЮЙОЩ ЖЙОБОУПЧЩИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪБ ПРТЕДЕМЕООЩК РЕТЙПД .

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОБ РЕТЧПН ЬФБРЕ ЪБДБЮБНЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ СЧМСАФУС:

  • ЙЪХЮЕОЙЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ПРТЕДЕМЕОЙЕ РТЙУХЭЙИ ЬФПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПУПВЕООПУФЕК, ЧМЙСАЭЙИ ОБ ОБМПЗПЧЩК УФБФХУ;
  • БОБМЙЪ ЧПЪНПЦОЩИ ЧБТЙБОФПЧ ЪБЛПООЩИ УРПУПВПЧ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС РХФЕН ЧЩВПТБ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ УХВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС;
  • УЧПЕЧТЕНЕООБС РПУФБОПЧЛБ ОБ ХЮЕФ Ч ОБМПЗПЧПН ПТЗБОЕ.

ьФБР II йУУМЕДПЧБОЙЕ РТЕДНЕФБ Й ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС

ъБДБЮЕК ВХИЗБМФЕТЙЙ ОБ ДБООПН ЬФБРЕ СЧМСЕФУС УЧПЕЧТЕНЕООБС ТЕЗЙУФТБГЙС ЖБЛФПЧ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ПВЯЕЛФПЧ РХФЈН УПУФБЧМЕОЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП РЕТЧЙЮОПЗП ДПЛХНЕОФБ У РПМОЩН Й ДПУФПЧЕТОЩН ПФТБЦЕОЙЕН Ч ОЕН ЙОЖПТНБГЙЙ ПВ ЬФПН ПВЯЕЛФЕ.

ьФБР III пРТЕДЕМЕОЙЕ НБУЫФБВБ ОБМПЗБ Й ЕДЙОЙГЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС

нБУЫФБВ ОБМПЗБ — ХУФБОПЧМЕООБС ЪБЛПОПН ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ РТЕДНЕФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ЧЩТБЦЕООБС ЛБЛЙН-МЙВП ЖЙЪЙЮЕУЛЙН РБТБНЕФТПН ЙМЙ РТЕДНЕФПН ЙЪНЕТЕОЙС (ЛТЕРПУФШ ОБРЙФЛПЧ, НПЭОПУФШ ДЧЙЗБФЕМС, ПВЯЕН ДЧЙЗБФЕМС).

еДЙОЙГБ ОБМПЗБ — ХУМПЧОБС ЕДЙОЙГБ РТЙОСФПЗП НБУЫФБВБ, ЛПФПТБС ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ЛПМЙЮЕУФЧЕООПЗП ЧЩТБЦЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ (ЗТБДХУ, ЛХВЙЮЕУЛЙК УБОФЙНЕФТ, ВБТТЕМШ, ТХВМШ).

нБУЫФБВ ОБМПЗБ Й ЕДЙОЙГЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ХУФБОБЧМЙЧБАФУС ЪБЛПОПДБФЕМШОП.

ъБДБЮБ ВХИЗБМФЕТЙЙ Ч ДБООПН УМХЮБЕ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РТБЧЙМШОП ЙЪНЕТЙФШ НБУЫФБВ ОБМПЗБ РП ЧУЕН ЙНЕАЭЙНУС ПВЯЕЛФБН ОБМПЗППВМПЦЕОЙС.

ьФБР IV пРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ

оБМПЗПЧБС ВБЪБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УФПЙНПУФОХА, ЖЙЪЙЮЕУЛХА ЙМЙ ЙОХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧЩВТБООПЗП НБУЫФБВБ ОБМПЗБ ОБМПЗПЧЩЕ ВБЪЩ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ:

  • ОБМПЗПЧЩЕ ВБЪЩ УП УФПЙНПУФОЩНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ (УФПЙНПУФШ ЙНХЭЕУФЧБ, УХННБ ДПИПДБ);
  • ОБМПЗПЧЩЕ ВБЪЩ У ПВЯЕНОП-УФПЙНПУФОЩНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ: ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗБ ОБ ДПВБЧМЕООХА УФПЙНПУФШ ЙУРПМШЪХЕФУС ПВЯЕН ТЕБМЙЪПЧБООПК РТПДХЛГЙЙ;
  • ОБМПЗПЧЩЕ ВБЪЩ У ЖЙЪЙЮЕУЛЙНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ (ПВЯЕН ДПВЩФПЗП УЩТШС).

дМС ПРТЕДЕМЕОЙС НПНЕОФБ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПВСЪБФЕМШУФЧБ ЧБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙНЕЕФ ЧЩВПТ НЕФПДБ ХЮЕФБ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ:

  1. лБУУПЧЩК НЕФПД ЙМЙ НЕФПД РТЙУЧПЕОЙС ХЮЙФЩЧБЕФ НПНЕОФ РПМХЮЕОЙС УТЕДУФЧ Й ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ТБУИПДПЧ. чУЕ УХННЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТЕБМШОП РПМХЮЕООЩНЙ ДПИПДБНЙ Й ТЕБМШОП РТПЙЪЧЕДЕООЩНЙ ТБУИПДБНЙ.
  2. нЕФПД ОБЮЙУМЕОЙС ЙМЙ ОБЛПРЙФЕМШОЩК НЕФПД РПЪЧПМСЕФ РТЙЪОБФШ ДПИПДПН ЧУЕ УХННЩ, РТБЧП ОБ РПМХЮЕОЙЕ ЛПФПТЩИ ЧПЪОЙЛМП Ч ДБООПН ОБМПЗПЧПН РЕТЙПДЕ ЧОЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, РПМХЮЕОЩ МЙ ПОЙ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЙМЙ ОЕФ. дМС ЧЩСЧМЕОЙС ЪБФТБФ РПДУЮЙФЩЧБЕФУС УХННБ ЙНХЭЕУФЧЕООЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ, ЧПЪОЙЛЫЙИ Ч ОБМПЗПЧПН РЕТЙПДЕ. рТЙ ЬФПН ОЕ ЙНЕЕФ ЪОБЮЕОЙС, РТПЙЪЧЕДЕОЩ МЙ РП ЬФЙН ПВСЪБФЕМШУФЧБН ЧЩРМБФЩ.

дМС ТПУУЙКУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК РТБЧП ЧЩВПТБ НЕЦДХ ОБЪЧБООЩНЙ НЕФПДБНЙ РЕТЕУФБМП УХЭЕУФЧПЧБФШ У 1 СОЧБТС 2002 ЗПДБ Ч УЧСЪЙ У ЧЧЕДЕОЙЕН 25 ЗМБЧЩ ол, ЛПФПТБС ПРТЕДЕМЙМБ НЕФПД ОБЮЙУМЕОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЕДЙОУФЧЕООП ЧПЪНПЦОПЗП ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ. йУЛМАЮЕОЙЕ РТЕДПУФБЧМЕОП МЙЫШ РТЕДРТЙСФЙСН, ПВЯЕН ЧЩТХЮЛЙ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ ЛПФПТЩИ ЪБ ЮЕФЩТЕ РПУМЕДОЙИ ЛЧБТФБМБ ОЕ РТЕЧЩЫБЕФ Ч ЛБЦДПН ЙИ ОЙИ 1 НМО. ТХВМЕК. пОЙ НПЗХФ ЧЩВЙТБФШ ПДЙО ЙЪ ДЧХИ ЧЩЫЕОБЪЧБООЩИ НЕФПДПЧ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ЪБДБЮБНЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ РТЙ ЖПТНЙТПЧБОЙЙ ОБМПЗППВМБЗБЕНЩИ ВБЪ РП ОБМПЗБН ВХДХФ:

  • УВПТ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕООПН ЧЩТБЦЕОЙЙ П ОБМПЗППВМБЗБЕНЩИ РПЛБЪБФЕМСИ РХФЈН УЧПЕЧТЕНЕООПК ТЕЗЙУФТБГЙЙ Й УПУФБЧМЕОЙС РЕТЧЙЮОПЗП ДПЛХНЕОФБ, ОБЛПРМЕОЙС ДБООЩИ Й ЙИ УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ;
  • ЧЩВПТ ПРФЙНБМШОПЗП НЕФПДБ ПРТЕДЕМЕОЙС ДБФЩ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПВСЪБФЕМШУФЧБ У ХЮЈФПН ПУПВЕООПУФЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
  • РТБЧЙМШОПЕ УППФОЕУЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ Й ОБМПЗПЧПЗП РЕТЙПДБ.

ьФБР V пРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП Й ПФЮЈФОПЗП РЕТЙПДПЧ

оБМПЗПЧЩН РЕТЙПДПН СЧМСЕФУС ЛБМЕОДБТОЩК ЗПД ЙМЙ ЙОПК РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ПФДЕМШОЩН ОБМПЗБН, РП ПЛПОЮБОЙЙ ЛПФПТПЗП ПРТЕДЕМСЕФУС ОБМПЗПЧБС ВБЪБ Й ЙУЮЙУМСЕФУС УХННБ ОБМПЗБ, РПДМЕЦБЭБС ХРМБФЕ.

еУМЙ ПТЗБОЙЪБГЙС ВЩМБ УПЪДБОБ РПУМЕ ОБЮБМБ ЛБМЕОДБТОПЗП ЗПДБ, РЕТЧЩН ОБМПЗПЧЩН РЕТЙПДПН ДМС ОЕЕ СЧМСЕФУС РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ УП ДОС ЕЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ТЕЗЙУФТБГЙЙ ДП ЛПОГБ ДБООПЗП ЗПДБ.

еУМЙ ПТЗБОЙЪБГЙС ЪБТЕЗЙУФТЙТПЧБОБ Ч РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ У 1 ДЕЛБВТС РП 31 ДЕЛБВТС, РЕТЧЩН ОБМПЗПЧЩН РЕТЙПДПН ДМС ОЕЕ СЧМСЕФУС РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ УП ДОС ЕЕ УПЪДБОЙС ДП ЛПОГБ ЛБМЕОДБТОПЗП ЗПДБ, УМЕДХАЭЕЗП ЪБ ЗПДПН УПЪДБОЙС.

оБМПЗПЧЩК РЕТЙПД НПЦЕФ УПУФПСФШ ЙЪ ПДОПЗП ЙМЙ ОЕУЛПМШЛЙИ ПФЮЕФОЩИ РЕТЙПДПЧ, РП ЙФПЗБН ЛПФПТЩИ ХРМБЮЙЧБАФУС БЧБОУПЧЩЕ РМБФЕЦЙ (РП ОБМПЗХ ОБ РТЙВЩМШ ПТЗБОЙЪБГЙК, РП ЕДЙОПНХ УПГЙБМШОПНХ ОБМПЗХ Й ДТ.). ч ТБНЛБИ ПДОПЗП ОБМПЗПЧПЗП РЕТЙПДБ ПВМПЦЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ НПЦЕФ РТПЙУИПДЙФШ РП ЛХНХМСФЙЧОПК ЙМЙ ОЕЛХНХМСФЙЧОПК УЙУФЕНЕ, Ф.Е. РП ЮБУФСН ЙМЙ ОБТБУФБАЭЙН ЙФПЗПН У ОБЮБМБ РЕТЙПДБ. рТЙНЕТПН ЛХНХМСФЙЧОПК УЙУФЕНЩ СЧМСЕФУС ПВМПЦЕОЙЕ ОБМПЗПН ОБ РТЙВЩМШ ПТЗБОЙЪБГЙК, оджм, еуо (ОБТБУФБАЭЙН ЙФПЗПН ЪБ ЗПД), Б ОЕЛХНХМСФЙЧОПК УЙУФЕНЩ — ПВМПЦЕОЙЕ оду (ЪБ ЛБЦДЩК ЛЧБТФБМ).

ъБДБЮБНЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ РТЙ ПРТЕДЕМЕОЙЙ ОБМПЗПЧПЗП Й ПФЮЈФОПЗП РЕТЙПДПЧ СЧМСАФУС УФТПЗПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП Й ПФЮЈФОПЗП РЕТЙПДБ РП ЛБЦДПНХ ОБМПЗХ Й ПВЕУРЕЮЕОЙЕ УЧПЕЧТЕНЕООПЗП ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПВСЪБФЕМШУФЧБ Ч УФТПЗП ХУФБОПЧМЕООЩЕ УТПЛЙ. ч ГЕМСИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП ЛПОФТПМС ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ПФЮЈФОПЗП Й ОБМПЗПЧПЗП РЕТЙПДПЧ РП ЧУЕН ХРМБЮЙЧБЕНЩН ОБМПЗБН ОЕПВИПДЙНП УПУФБЧМЕОЙЕ ЗТБЖЙЛБ ДПЛХНЕОФППВПТПФБ, ОБЪОБЮЕОЙЕ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ МЙГ, УПВМАДЕОЙЕ ХУФБОПЧМЕООЩИ ЗТБЖЙЛПН УТПЛПЧ.

ьФБР VI пРТЕДЕМЕОЙЕ УФБЧЛЙ ОБМПЗБ Й НЕФПДБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС

оБМПЗПЧБС УФБЧЛБ — ЧЕМЙЮЙОБ ОБМПЗПЧЩИ ОБЮЙУМЕОЙК ОБ ЕДЙОЙГХ ЙЪНЕТЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ.

рП УРПУПВХ ХУФБОПЧМЕОЙС ЧЩДЕМСАФ ФЧЕТДЩЕ (УРЕГЙБМШОЩЕ) Й РТПГЕОФОЩЕ (БДЧБМПТОЩЕ) УФБЧЛЙ. рЕТЧЩЕ ХУФБОБЧМЙЧБАФУС Ч БВУПМАФОПК УХННЕ, ЧФПТЩЕ — Ч РТПГЕОФБИ ПВЯЕЛФБ ПВМПЦЕОЙС. рТПГЕОФОЩЕ УФБЧЛЙ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ РТПРПТГЙПОБМШОЩЕ, РТПЗТЕУУЙЧОЩЕ Й ТЕЗТЕУУЙЧОЩЕ. тБЪНЕТ РТПРПТГЙПОБМШОПК ОБМПЗПЧПК УФБЧЛЙ ОЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧЕМЙЮЙОЩ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ, РТПЗТЕУУЙЧОБС ОБМПЗПЧБС УФБЧЛБ ТБУФЕФ ЧНЕУФЕ У ТПУФПН ВБЪЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, Б ТЕЗТЕУУЙЧОБС УФБЧЛБ ХНЕОШЫБЕФУС РТЙ ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ. рТПЗТЕУУЙЧОБС ОБМПЗПЧБС УФБЧЛБ ХУФБОПЧМЕОБ Ч тж РП ОБМПЗХ ОБ ЙНХЭЕУФЧП ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, ТЕЗТЕУУЙЧОБС УФБЧЛБ — РП ЕДЙОПНХ УПГЙБМШОПНХ ОБМПЗХ. дМС ВПМШЫЙОУФЧБ ОБМПЗПЧ Ч тж РТЙНЕОСЕФУС РТПРПТГЙПОБМШОБС ОБМПЗПЧБС УФБЧЛБ.

ъБДБЮЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ РТЙ ПРТЕДЕМЕОЙЙ УФБЧПЛ Й НЕФПДБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС УМЕДХАЭЙЕ:

  • ЧЕТОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ УППФОПЫЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ Й ОБМПЗПЧПК УФБЧЛЙ, (ПУПВЕООП ДМС РТПЗТЕУУЙЧОПЗП Й ТЕЗТЕУУЙЧОПЗП НЕФПДБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС);
  • ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ТБЪДЕМШОПЗП БОБМЙФЙЮЕУЛПЗП ХЮЈФБ ДМС ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧЩИ ВБЪ РП ТБЪОЩН УФБЧЛБН. ч УМХЮБЕ, ЕУМЙ ФБЛПК ХЮЈФ ОЕ ВХДЕФ ПВЕУРЕЮЕО, ФП ОБМПЗПЧБС ВБЪБ ВХДЕФ ПВМБЗБФШУС РП РПЧЩЫЕООПК УФБЧЛЕ.

ьФБР VII пРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ

оБМПЗПЧЩЕ МШЗПФЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК РТЕЙНХЭЕУФЧП, РТЕДПУФБЧМСЕНПЕ ПФДЕМШОЩН ЛБФЕЗПТЙСН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ Й РМБФЕМШЭЙЛПЧ УВПТПЧ РП УТБЧОЕОЙА У ДТХЗЙНЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ ЙМЙ РМБФЕМШЭЙЛБНЙ УВПТПЧ, ЧЛМАЮБС ЧПЪНПЦОПУФШ ОЕ ХРМБЮЙЧБФШ ОБМПЗ ЙМЙ УВПТ МЙВП ХРМБЮЙЧБФШ ЙИ Ч НЕОШЫЕН ТБЪНЕТЕ.

ъБДБЮЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ ОБ ЬФБРЕ ПРТЕДЕМЕОЙС МШЗПФ:

  • РТБЧЙМШОПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ ЧПЪНПЦОЩИ МШЗПФОЩИ ТЕЦЙНПЧ Й ТБУЮЕФ УХННЩ МШЗПФ; РТЙ ЬФПН УМЕДХЕФ ЙНЕФШ ЧУЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙЕ РТБЧП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОБ РТЙНЕОСЕНЩЕ ЧЙДЩ МШЗПФ;
  • БОБМЙЪ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ МШЗПФ У ГЕМША УЧПЕЧТЕНЕООПЗП Й РТБЧЙМШОПЗП ЙИ РТЙНЕОЕОЙС Й ПФТБЦЕОЙС Ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЈФЕ.

ьФБР VIII пРТЕДЕМЕОЙЕ РПТСДЛБ Й УРПУПВБ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗБ

рПТСДПЛ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗБ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ УБНПУФПСФЕМШОП ЙУЮЙУМСЕФ УХННХ ОБМПЗБ, РПДМЕЦБЭХА ХРМБФЕ ЪБ ОБМПЗПЧЩК РЕТЙПД ЙУИПДС ЙЪ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ, ОБМПЗПЧПК УФБЧЛЙ Й ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ. ч УМХЮБСИ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН тж П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ПВСЪБООПУФШ РП ЙУЮЙУМЕОЙА УХННЩ ОБМПЗБ НПЦЕФ ВЩФШ ЧПЪМПЦЕОБ ОБ ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ЙМЙ ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ.

йУЮЙУМЕОЙЕ ОБМПЗБ НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС РП ОЕЛХНХМСФЙЧОПК УЙУФЕНЕ, ЛПЗДБ ПВМПЦЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФУС РП ЮБУФСН (ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ ПТЗБОЙЪБГЙК, оду), ЙМЙ РП ЛХНХМСФЙЧОПК УЙУФЕНЕ, ЛПЗДБ ОБМПЗ ЙУЮЙУМСЕФУС ОБТБУФБАЭЙН ЙФПЗПН У ОБЮБМБ РЕТЙПДБ (ОБМПЗ ОБ ДПИПДЩ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, ОБМПЗ ОБ ЙНХЭЕУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙК).

ч УЧСЪЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН РПТСДЛПН Й УРПУПВПН ЙУЮЙУМЕОЙС ЛБЦДПЗП ОБМПЗБ, ВХИЗБМФЕТЙЙ РТЕДРТЙСФЙС ОЕПВИПДЙНП ТЕЫЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЪБДБЮЙ:

  • РТЙНЕОЕОЙЕ ОЕЛХНХМСФЙЧОПЗП УРПУПВБ Ч УФТПЗПН УППФЧЕФУФЧЙЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН ОБМПЗПЧЩН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН РПТСДЛПН;
  • РТЙ ЛХНХМСФЙЧОПН УРПУПВЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ «РТЙЧСЪЛЙ» ОБМПЗПЧЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ Л ЛБЦДПНХ ПФЮЈФОПНХ РЕТЙПДХ ДМС РТБЧЙМШОПЗП ЙУЮЙУМЕОЙС БЧБОУПЧЩИ РМБФЕЦЕК ЧОХФТЙ ОБМПЗПЧПЗП РЕТЙПДБ;
  • УЧПЕЧТЕНЕООПЕ ЙУРПМОЕОЙЕ ПВСЪБООПУФЕК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Й ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ.

ьФБР IX пРТЕДЕМЕОЙЕ УРПУПВБ Й УТПЛБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ

уХЭЕУФЧХАФ ФТЙ ПУОПЧОЩИ УРПУПВБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ:

  • ХРМБФБ ОБМПЗБ РП ДЕЛМБТБГЙЙ;
  • ХРМБФБ ОБМПЗБ Х ЙУФПЮОЙЛБ ДПИПДБ (ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ РПМХЮБЕФ ЮБУФШ ДПИПДБ ЪБ ЧЩЮЕФПН ЙУЮЙУМЕООПЗП Й ХДЕТЦБООПЗП ОБМПЗБ);
  • ЛБДБУФТПЧЩК УРПУПВ ХРМБФЩ ОБМПЗБ (ОБМПЗ ЧЪЙНБЕФУС ЙУИПДС ЙЪ УТЕДОЕК ДПИПДОПУФЙ ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС).

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УТПЛПЧ ЧЩДЕМСАФ ОБМПЗЙ УТПЮОЩЕ Й РЕТЙПДЙЮОП-ЛБМЕОДБТОЩЕ. уП УТПЮОПУФША ОБМПЗПЧЩИ РМБФЕЦЕК ХЧСЪБОП РПОСФЙЕ «ОЕДПЙНЛЙ» — УХННБ ОБМПЗБ, ОЕ ЧОЕУЕООПЗП Ч ВАДЦЕФ РП ЙУФЕЮЕОЙЙ ХУФБОПЧМЕООЩИ УТПЛПЧ ХРМБФЩ.

ъБДБЮБНЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ РТЙ ПРТЕДЕМЕОЙЙ УРПУПВБ Й УТПЛБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ СЧМСАФУС:

  • ПРТЕДЕМЕОЙЕ УРПУПВПЧ Й УТПЛПЧ ХРМБФЩ РП ЛБЦДПНХ ОБМПЗХ. дПЧПМШОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН ЫБЗПН Ч ЬФПН ОБРТБЧМЕОЙЙ СЧМСЕФУС ЗТБЖЙЛ ДПЛХНЕОФППВПТПФБ Й РПУФПСООЩЕ РТПГЕДХТЩ ЛПОФТПМС ЪБ ЕЗП ЧЩРПМОЕОЙЕН;
  • ТБЪТБВПФЛБ РМБФЈЦОПЗП ЛБМЕОДБТС Й ВАДЦЕФБ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ ХРМБФЩ ОБМПЗПЧЩИ РМБФЕЦЕК Й ОЕДПРХЭЕОЙС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ОЕДПЙНПЛ.

ч ЛПОГЕ ЛБЦДПЗП ЛЧБТФБМБ РТПЙЪЧПДЙФУС УЧЕТЛБ ТБУЮЈФПЧ У ЬЛПОПНЙУФБНЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ РП НЕУФХ ХЮЕФБ ПТЗБОЙЪБГЙЙ.

ьФБР и пРТЕДЕМЕОЙЕ РПТСДЛБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ

рПТСДПЛ ХРМБФЩ ОБМПЗБ — ЬФП ОПТНБФЙЧОП-ХУФБОПЧМЕООЩЕ УРПУПВЩ ЧОЕУЕОЙС ОБМПЗБ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ВАДЦЕФ (ЖПОД).

рПТСДПЛ ХРМБФЩ ОБМПЗБ РТЕДРПМБЗБЕФ ТЕЫЕОЙЕ УМЕДХАЭЙИ ЧПРТПУПЧ:

  • ОБРТБЧМЕОЙЕ РМБФЕЦБ (Ч ВАДЦЕФ ЙМЙ ЧОЕВАДЦЕФОЩК ЖПОД);
  • УТЕДУФЧБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ (Ч ТХВМСИ ЙМЙ ЧБМАФЕ);
  • НЕИБОЙЪН РМБФЕЦБ (Ч ВЕЪОБМЙЮОПН ЙМЙ ОБМЙЮОПН РПТСДЛЕ);
  • ПУПВЕООПУФЙ ЛПОФТПМС ЪБ ХРМБФПК ОБМПЗБ.

ъБДБЮЙ, УФПСЭЙЕ РЕТЕД ВХИЗБМФЕТЙЕК РТЕДРТЙСФЙС РП ПВЕУРЕЮЕОЙА РПТСДЛБ ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ УМЕДХАЭЙЕ:

  • РТБЧЙМШОПЕ ХУФБОПЧМЕОЙЕ ОБРТБЧМЕОЙС РМБФЕЦБ У ТБЪВЙЧЛПК РП УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ХТПЧОСН ВАДЦЕФБ;
  • РТБЧЙМШОПЕ ПЖПТНМЕОЙЕ РМБФЈЦОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, У ГЕМША ЙЪВЕЦБОЙС ПЫЙВПЛ У ОБРТБЧМЕОЙЕН РМБФЕЦБ. дМС ЧЩРПМОЕОЙС ЬФПК ЪБДБЮЙ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЙНЕФШ ТЕЕУФТ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ РП ЧУЕН ОБМПЗБН У ХЛБЪБОЙЕН ЛПДПЧ ВАДЦЕФОПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ;
  • УЧПЕЧТЕНЕООЩК ЛПОФТПМШ РПМОПФЩ РПУФХРМЕОЙС РМБФЕЦЕК Ч ВАДЦЕФ, РТПЧЕДЕОЙЕ УЧЕТЛЙ ТБУЮЈФПЧ У ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОПН.

cde.osu.ru

Порядок уплаты налогов и сборов в 2017-2018 годах

Порядок уплаты налога на первый взгляд не вызывает трудностей, однако чиновники регулярно шлют фирмам уведомления об изменении правил перечисления платежей в бюджет. В рубрике «Порядок уплаты налогов и взносов» мы расскажем вам о действующих правилах составления платежек по бюджетным платежам, а также дадим рекомендации, как действовать в сложных практических ситуациях.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Каждый житель РФ обязан уплачивать определенные налоги: автовладелец — транспортный налог, собственник квартиры — налог на имущество, работник какой-либо компании — подоходный налог.

Юрлица и предприниматели также имеют обязательства перед бюджетом. Компания платит налог на прибыль, на имущество, перечисляет НДФЛ за работников (выполняет функции налогового агента), в зависимости от режима налогообложения может платить НДС, упрощенный или вмененный налог и т. д. У бизнесмена налоговые обязательства перед государством другие, но они тоже есть. В РФ нет полностью освобожденных от уплаты налогов компаний и предпринимателей.

Основной законодательный акт, определяющий порядок уплаты налогов в РФ, — Налоговый кодекс. Какие еще нормативные акты регулируют налогообложение в РФ, читайте в статье «П. 1 ст. 1 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 2017 года к числу платежей, регулируемых НК РФ, добавлены страховые взносы, ранее подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и страховые взносы зафиксирована в ст. 23 НК РФ. Здесь вы сможете ознакомиться с ее текстом, а также пояснениями наших экспертов. А о том, как организация или физическое лицо должны исполнять свою обязанность по уплате налогов, рассказывается в публикации «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 30.11.2016 появилась возможность уплаты налога за третьих лиц и взыскания выявленной недоимки с зависимых юр- и физлиц. Подробнее об этом – в материалах «Разрешена уплата налогов за третьих лиц» и «Взыскать налоги теперь могут с учредителей, руководителей и других физлиц».

НК РФ устанавливает для граждан и компаний разные сроки, в течение которых они должны отчитаться перед бюджетом и перечислить налог. Эти сроки зависят от вида налога и особенностей регионального или местного законодательства. Кроме того, на предприятия возложена обязанность вносить по некоторым налогам авансовые платежи, а затем рассчитывать годовую сумму налога к доплате. Какие бывают налоговые и отчетные периоды, от чего зависит их длительность, расскажет эта статья.

С порядком уплаты налогов связан один существенный момент. Еженедельно ЦБ РФ отзывает лицензию как минимум у одного банка. Мы подготовили для вас рекомендации о том, как поступить с налоговыми платежами, если банк, в котором у компании открыт расчетный счет, потерял право на ведение банковской деятельности.

Некоторые компании в таких случаях пытаются оплатить налоги из наличной выручки, но в таком виде налоговики платеж не примут. Почему — читайте в статье «Организация не может заплатить налоги “налом”».

А вот физлицо может заплатить налог наличкой. Однако перечислять налоговый платеж за другого человека с банковской карты мы не рекомендуем. Почему? Ответ вы найдете здесь и здесь.

Правила заполнения платежного поручения

Порядок уплаты налогов юридическим лицом или предпринимателем предполагает несколько этапов. Сначала бухгалтер рассчитывает сумму платежа в бюджет, затем формирует платежное поручение — указание банку списать с расчетного счета организации денежные средства в адрес поставщика или бюджетных органов.

От правильности заполнения платежного поручения зависит то, как быстро банк сможет обработать платеж, а госорган — идентифицировать поступившие средства. Ошибки в платежке — это потерявшиеся в пути деньги, которые не поступят в бюджет вовремя или же поступят, но попадут в невыясненные поступления. А значит, компания рискует получить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Чтобы этого не произошло, познакомьтесь с нашей инструкцией «Как заполнить платежное поручение в 2017 году — образец».

Одно из самых важных сведений в платежном поручении на уплату налогов — КБК. Их значения, применяемые в 2017-2018 годах, вы найдете в этой статье.

О том, какими с 2017 года стали реквизиты для уплаты налоговых платежей в Москве, читайте в публикации.

С 2017 года платежи по страховым взносам надо оформлять с новыми КБК. Подробнее об изменениях в оплате страховых взносов — в публикациях:

Однако правила уплаты взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев не изменились, и платежные поручения по ним оформляются так же, как и в 2016 году.

Уплата штрафов, пени, долгов

Нарушение порядка уплаты налогов и сборов чревато наказанием: за несвоевременное перечисление платежа в бюджет налогоплательщику грозит штраф, а с самой суммы платежа удерживается пеня. Чем дольше просрочка, тем большую сумму в итоге придется заплатить в бюджет. Что такое пеня и по каким правилам она удерживается, читайте в статье «Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 01.10.2017 эта статья НК РФ приобрела новую редакцию (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ), согласно которой размер пеней зависит от продолжительности просрочки: при задержке оплаты до 30 дней они считают в ранее действовавшем порядке, а при превышении этого срока увеличиваются вдвое.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как в конце 2015 года ЦБ РФ принял решение приравнять ставку рефинансирования к ключевой, то с 01.01.2016 суммы пеней рассчитываются исходя из размера ключевой ставки.

Для расчета пеней используйте специальный сервис.

А перечислить пени в бюджет вам поможет эта инструкция по заполнению платежного поручения. Также мы подготовили для вас статью-подсказку «Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)».

В бухгалтерском учете вы вправе отнести суммы пеней на прочие расходы, а вот для целей налогового учета учесть их нельзя. Подробнее о порядке отражения пени в учете и отчетности читайте в статье «Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если своевременно не погасить задолженность перед бюджетом, налоговики смогут взыскать сумму налога и пени по нему принудительно. Подробности — в этой статье.

О новом способе взыскания налогов читайте в публикации.

Наличие у гражданина или компании подтвержденных судебным решением долгов перед бюджетом может повлечь за собой неприятные последствия: физлицо не сможет выехать за границу, а организация — участвовать в крупных контрактах или получить кредит в банке. Где и как получить эту информацию, вы узнаете здесь.

Порядок уплаты налогов строго регламентирован, а его нарушение чревато для налогоплательщика финансовыми и репутационными потерями. Чтобы разобраться в порядке уплаты налогов и сборов в сложных ситуациях и быть в курсе всех новостей законодательства, читайте нашу рубрику «Порядок уплаты налогов и взносов».

nalog-nalog.ru

Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица, исчисляющие налог;

Исчисление налога представляет собой совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет. Это первая стадия налогового производства, на которой происходит установление размеров конкретного налогового обязательства конкретного налогоплательщика.

Можно выделить пять последовательных стадий процесса исчисления налога:

1) определение объекта налога;

2) определение налоговой базы (ст. 53, 54);

3) выбор ставки налога;

4) применение налоговых льгот (cт. 56);

5) расчет суммы налога (налогового оклада).

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговые органы и налоговых агентов (ст. 52 НК РФ).

В зависимости от того, кто осуществляет исчисление налога, в науке налогового права выделяют налоги окладные (поимущественные для Ф.Л.), исчисляемые налоговым органом, и неокладные, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком или иными лицами.

Так, налоговый орган исчисляет поимущественный налог, получая информацию об облагаемом имуществе от соответствующих государственных органов. Например, транспортный налог (п. 4 ст. 57, ст.52 НК РФ). Информация о подлежащих налогообложению транспортных средствах предоставляется, в том числе, органами ГИБДД (п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 362 НК РФ). Исчисление окладных налогов завершается принятием налоговым органом документа, называемого извещением, в котором отражен размер суммы налога (налоговый оклад), который плательщик должен внести в бюджет в установленном порядке. Налоговый орган, не позднее 30 дней, до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление. Оно может быть передано руководителю организации (законному, уполномоченному представителю) или ф. л. (законному, уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим дату и факт получения. В случае, если вручить невозможно, направляется заказным письмом. Оно считается полученным по истечении 6 дней с момента направления письма.

Российские юридические лица, выступая налогоплательщиками, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта или иных, документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению (ч. 1 ст.54).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы-частники, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определённом Минфином РФ (ч.2 ст.54).

В то же время в отношении физических лиц в некоторых случаях существует упрощенный порядок исчисления налога, который проявляется в том, что в ряде случаев обязанности по исчислению налогов лежат непосредственно на налоговом органе или на том лице, которое выступает источником дохода.

В ряде случаев обязанность по исчислению налогов, а также по их удержанию и перечислению в бюджет возлагается на так называемых налоговых агентов, т. е. лиц, осуществляющих выплаты тех или иных доходов как физическим, так и юридическим лицам (ч.4 ст.54 НК РФ).

studopedia.su

Порядок исчисления налога

В соответствии со статьей 52 НК РФ установлен порядок исчисления налога. Обратите внимание, что комментируемая статья предусматривает порядок исчисления только налога, о сборах в данной статье речь не идет.

В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из состава затрат, расходов, убытков, льгот и иных экономических нормативов, которые определяют реальный доход (прибыль), стоимость и иные объекты налогообложения.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из сложившейся по данным учета налоговой базы, существующей налоговой ставки и имеющихся налоговых льгот.

Именно налогоплательщик несет всю полноту ответственности за своевременное и правильное исчисление суммы налога именно он, не дожидаясь письменных уведомлений налогового органа, сам должен принять все от него зависящие меры, чтобы сумма налога была исчислена, и чтобы это было сделано своевременно:

Исчисляя сумму налога, налогоплательщик должен учитывать следующие элементы налогообложения:

— налоговый период (статья 55 НК РФ);

— налоговую базу (статья 53 НК РФ);

— налоговую ставку (статья 53 НК РФ);

— налоговые льготы (статья 56 НК РФ).

В случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена как на налоговый орган, так и на налогового агента.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление. Несоблюдение налоговым органом срока направления налогового уведомления влечет освобождение налогоплательщика от ответственности при просрочке уплаты налога.

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 НК РФ, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 ноября 2006 года №03-06-02-02/138) (Приложение №86).

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Формы налоговых уведомлений установлены Приказами ФНС Российской Федерации от 31 октября 2005 года №САЭ-3-21/[email protected] «Об утверждении форм налоговых уведомлений», от 27 декабря 2004 года №САЭ-3-05/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу», от 27 июля 2004 года №САЭ-3-04/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц».

Налоговое уведомление вручается руководителю организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанным способом налоговое уведомление вручить невозможно, то оно должно быть направлено по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налоговая база» и «налоговая ставка», используемых в законодательстве о налогах и сборах.

Статья 53 НК РФ рассматривает два важнейших элемента налогообложения:

Налоговая база представляет собой:

— стоимостную характеристику объекта налогообложения. Стоимость имущества налогоплательщика выраженная в денежной форме. О стоимости реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг смотри статью 38 НК РФ. Любой из вышеперечисленных объектов является объектом налогообложения в той мере, в какой обладает стоимостной характеристикой, то есть оценивается в денежной форме. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определены статьей 40 НК РФ;

— физическую характеристику объекта налогообложения. Имущество признается объектом налогообложения в том случае, если имущество можно подсчитать, измерить, если оно имеет объем, количество, параметры, технические и другие данные. В случае если можно определить объем выполненных работ (их виды), оказанных услуг и тому подобное, то это и является объектом налогообложения;

— иную характеристику объекта налогообложения. Иной характеристикой могут служить следующие параметры объекта:

место расположения (например, магазин, который расположен рядом со станцией метро или далеко от оживленных мест);

характер выполненных работ (ремонтно-строительные работы);

оказанных услуг (банковских, аудиторских).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, который определяется в соответствии с частью второй НК РФ.

Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

налоговая ставка и так далее, (общие условия установлены статьей 17 НК РФ).

Анализ определения налоговой ставки позволяет указать признаки этого элемента налогообложения (статья 17 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой определенную величину, которая имеет конкретное цифровое значение, выражена в определенных цифрах налоговых начислений. В соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговую ставку налогоплательщик обязан уплатить в виде налога. Величина налоговой ставки определяется путем начисления на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на имущество налогоплательщика, на доход физического лица, и так далее). Налоговая ставка выражается в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 2 % от стоимости имущества и так далее).

В предыдущей редакции данной статьи содержалась норма, позволяющая Правительству Российской Федерации, в случаях, указанных в НК РФ, устанавливать ставки федеральных налогов и размеры сборов. Но поскольку таких случаев НК РФ не предусматривает, то с 1 января 2007 в соответствии с Законом 137-ФЗ указанная норма признана утратившей силу.

Согласно пункту 3 налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

По налогу на добавленную стоимость налоговая база и порядок ее определения установлены статьями 153-162 НК РФ. По акцизам порядок определения налоговой базы установлен статьями 187, 189-191 НК РФ. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определена статьями 210-214.1 НК РФ. Налоговая база по единому социальному налогу установлена статьей 237 НК РФ. По налогу на прибыль организаций налоговая база определяется в соответствии со статьями 274-282 НК РФ. Налоговая база по водному налогу установлена статьей 333.10 НК РФ. По налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база закреплена в статье 338 НК РФ. Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу определена статьей 346.6 НК РФ. По упрощенной системе налогообложения налоговая база закреплена в статье 346.18 НК РФ. По «вмененке» — статья 346.29 НК РФ. При применении системы налогового обложения при выполнении соглашений о разделе продукции для определения налоговой базы следует руководствоваться статьями 346.37, 346.38 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определена в статье 359 НК РФ. По налогу на игорный бизнес — в статье 367 НК РФ. По налогу на имущество организаций — в статьях 375-377 НК РФ.

Налоговая база по земельному налогу закреплена в статьях 390-392 НК РФ.

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры федеральных сборов устанавливаются НК РФ.

Частью второй НК РФ установлены следующие налоговые ставки:

НДС — статья 164 НК РФ;

Акцизы — статья 193 НК РФ;

НДФЛ — статья 224 НК РФ;

Налог на прибыль организаций — статья 284 НК РФ;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — статья 333.3 НК РФ;

Водный налог — статья 333.12 НК РФ;

Налог на добычу полезных ископаемых — статья 342 НК РФ;

ЕСХН — статья 346.8 НК РФ;

ЕНВД — статья 346.31 НК РФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ:

Транспортный налог — статья 361 НК РФ;

Налог на имущество организаций — 380 НК РФ;

Земельный налог — статья 394 НК РФ.

В комментируемой статье установлен порядок исчисления налоговой базы для различных категорий налогоплательщиков а именно для:

налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

налогоплательщиков — физических лиц.

Статья 54 НК РФ непосредственно связана с правилами статей 53 и 55 НК РФ. Для налогоплательщиков-организаций пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено исчисление налоговой базы на основе данных:

— регистров бухгалтерского учета, которые предназначены систематизировать информацию, содержащуюся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Статьей 10 Федерального закона от 23 февраля 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №20) установлено, что регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухучета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам. Исправление ошибок в регистре бухучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;

— иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Документы в любом случае должны содержать достаточный объем информации, который позволяет судить о наличии (либо отсутствии) объекта налогообложения (лицензии, свидетельства, дипломы, сертификаты, акты и тому подобные предоставляемые в налоговый орган документы, следует рассматривать как документы для целей налогообложения, а не бухгалтерского учета, и учитывать их при исчислении налоговой базы в соответствии со статьями 38, 54, 85, 92 — 95 НК РФ).

В соответствии со статьей 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, но обнаруженные в текущем, влекут перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Порядок внесения изменений в декларацию определен статьей 81 НК РФ.

Если определить период совершения ошибки (искажения) невозможно, то перерасчет производится за тот период, в котором они были выявлены.

Искажения могут быть: умышленными, вследствие слабой подготовки бухгалтерии, неясности формулировок законодательства; счетные; арифметические и так далее.

Применительно к комментируемой норме, под текущим налоговым (отчетным) периодом следует понимать период, когда ошибки, допущенные ранее (в предшествующие налоговые периоды), были обнаружены. Не имеет значения, сам ли налогоплательщик их обнаружил или это произошло в ходе налоговой проверки либо аудита.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, на основании пункта 2 статьи 54 НК РФ исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Напомним, что согласно статье 11 НК РФ, индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, в целях применения НК РФ, индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве таковых в нарушение требований законодательства.

Министерством финансов Российской Федерации определен порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, который утвержден Приказом Минфина РФ №86н, МНС РФ №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее — Порядок учета доходов и расходов).

Согласно предписаниям Порядка учета доходов и расходов:

«2. Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами (далее — предпринимательская деятельность).

Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК).

3. Настоящий Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог».

Указанный Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей содержит предписания и разъяснения по следующим разделам вопросов:

— Основные правила учета;

— Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

— Расходы на оплату труда;

— Основные средства и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Нематериальные активы и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп;

— Методы и порядок расчета сумм амортизации;

Пункт 3 статьи 54 НК РФ предусмотрен только для физических лиц.

Данная группа налогоплательщиков обязана исчислять налоговую базу на основе:

— сведений о суммах выплаченных им доходов и объектах налогообложения, получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц;

— данных собственного учета полученных доходов и объектов налогообложения. (Такой учет физическое лицо ведет в произвольной письменной форме в тетради, на отдельных карточках, в компьютере и так далее).

В порядке, установленном комментируемой статьей, исчисляют налоговую базу и налоговые агенты (пункт 4).

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода, на основе имеющихся у него данных.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «налоговый период», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 календарный год или иной период времени признается налоговым периодом, в том случае, когда по его окончании:

— определяется налоговая база (статьи 53, 54 НК РФ);

— исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 52 НК РФ).

В предыдущей редакции комментируемой статьи было указано, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, но поскольку в одном и том же отчетном периоде их может быть несколько, то Законом 137 ФЗ в пункт 1 статьи 55 НК РФ внесено изменение, в соответствии с которым отчетный период не связывается с выплатой авансовых платежей.

Следует обратить внимание на то, что правила, приведенные в пункте 1 статьи 55 НК РФ, относится только к налогам и подлежат применению лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено в правилах пунктов 2 — 4 статьи 55 НК РФ.

Пункт 2 статьи 55 НК РФ применяется в случаях, когда речь идет о налогообложении организации и организация была создана после начала календарного года (то есть после 1 января).

При этом следует учитывать ряд важных обстоятельств:

— днем создания российской организации признается дата государственной регистрации организации в качестве юридического лица и в порядке, установленном ГК РФ;

— день создания иностранной организации определяется в соответствии с законодательством страны ее места нахождения. В случае если речь идет о филиалах, представительствах иностранной организации, учрежденных на территории Российской Федерации, то они считаются созданными в день их учреждения в Российской Федерации;

— первым налоговым периодом организации, созданной после 1 января и до 30 ноября включительно, считается период со дня ее государственной регистрации на территории Российской Федерации и до 31 декабря данного года (включительно);

— первым налоговым периодом организации, созданной с 1 декабря по 31 декабря, считается период времени с 1 декабря года создания по 31 декабря следующего года.

Пункт 3 устанавливает правила определения налогового периода при ликвидации организации.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные пунктом 3 правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Согласно пункту 4 названные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал.

В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В предыдущей редакции статьи 55 НК РФ содержался пункт 5, в котором было установлено, что если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. С 1 января 2007 года пункт 5 статьи 55 НК РФ утратил силу в соответствии Федеральным законом №137-ФЗ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «Льготы по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах, а также общие правила их установления и использования.

Согласно пункту 1 под льготами по налогам и сборам понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков налогов и сборов предоставляются в виде возможности:

— не уплачивать налог или сбор;

— уплачивать более низкую (по сравнению с базовой) налоговую ставку;

— переноса сроков уплаты налогов и сборов (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит);

— иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

— осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу).

Перечисленные преимущества могут выражаться в полном освобождении от уплаты налога и сбора. Не исключены случаи, когда льгота предоставляется как по одному, так и по всем видам налогов и сборов. Льготы могут быть предоставлены в случае, когда это предусмотрено в нормативных правовых актах о налогах и сборах.

Особо оговаривается недопустимость предоставления льгот в индивидуальном порядке. Это положение полностью соответствует требованию пункту 2 статьи 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. То есть законодательно закреплен принцип равенства, хотя предоставление льготы отдельным категориям налогоплательщиков подразумевает некоторую привилегированность отдельных групп.

Налогоплательщику в соответствии с пунктом 2 статьи 56 НК РФ представляется право:

— либо полностью отказаться от применения льготы по налогам и сборам;

— либо приостановить пользование льготой по налогам и сборам как на один, так и на несколько налоговых периодов. В отличие от полного отказа это означает, что по окончании налогового периода, в течение которого льгота не применялась плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода). При этом он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Необходимо отметить, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (пункт 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №41, Пленума ВАС Российской Федерации №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №131).

Что касается возможности приостановления использования налоговой льготы, предусмотренной положениями пункта 2, то она может быть реализована только в отношении текущего или следующих налоговых периодов, т.е. в 2007 году налогоплательщик может уведомить налоговый орган о неприменении льготы в отношении доходов 2007 года или следующих лет (Письмо ФНС от 2 ноября 2005 года №04-2-02/482) (Приложение №99).

Пункт 3 регулирует механизм установления налоговых льгот.

В зависимости от вида налогов, льготы:

по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ (в соответствии с частью второй НК РФ);

по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Льготы по налогам и сборам, устанавливаемые региональными и местными органами власти не должны противоречить федеральному законодательству.

Более подробно с вопросами, касающимися применения льгот, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Льготы».

Сроки уплаты налогов и сборов являются обязательным элементом налогообложения (статья 17 НК РФ).

Не существует общих сроков уплаты налогов и сборов. Сроки устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору.

Срок уплаты налога и сбора считается исполненным в случае, если плательщик исполнил обязанности, предусмотренные в статье 45, статье 78 и статьях 48 — 51 НК РФ.

НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов и сборов. Согласно статье 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Формами предоставления отсрочек являются:

— отсрочка (статья 64 НК РФ);

— рассрочка (статья 64 НК РФ);

— инвестиционный налоговый кредит (статья 66 НК РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (пункт 5 статьи 61 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи в случае, когда плательщик нарушил установленные для данного вида налога и сбора сроки, предусмотрено начисление пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки (в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора) и уплачивается одновременно или после уплаты налога в полном объеме (статья 75 НК РФ). Уплата пени в ином порядке (либо на иных условиях), нежели это предусмотрено в НК РФ, запрещена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются:

— календарной датой. Для целей налогообложения такой срок истекает в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке (в случае уплаты через банк) либо в кассе органа местного самоуправления (уплаты наличными через органы). В случае если документы или денежные суммы (для уплаты налогов и сборов) были сданы на почту до 24 часов последнего срока уплаты налогов, то срок не считается пропущенным;

— истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, днями;

— путем окончания отсрочки по уплате данных налогов и сборов в соответствии со статьей 64 НК РФ);

— указанием на осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только НК РФ. При этом они устанавливаются дифференцированно, применительно к каждому такому действию (в зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными). Случаи об изменении сроков уплаты налогов и сборов установлены статьями 61 — 71 НК РФ.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (статья 52 НК), обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления (по форме, утвержденной ФНС Российской Федерации (смотрите статью 52 НК РФ)).

При этом, до прихода налогового уведомления обязанности по уплате налога не возникает (особенно актуально при уплате транспортного налога физическими лицами). При пропуске налоговыми органами нескольких налоговых периодов, уплате подлежит сумма налога только за последние три года. Исходя из того, что обязанность по уплате налога может возникнуть только после получения уведомления, налоговые органы не вправе начислять пени за пропущенные налоговые периоды.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Указанный пункт был введен Федеральным законом №137-ФЗ и вступил в силу 1 января 2007 года.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставке и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии со статьями 64 и 66 НК РФ допускается предоставление плательщику налогов и сборов рассрочки и инвестиционного налогового кредита, что предусматривает на практике уплату по частям. Значит, предусмотренная в пункте 1 статьи 58 разовая уплата всей суммы налогов и сборов не всегда подлежат применению.

Пунктом 2 статьи 58 НК РФ установлено, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) следующими лицами в установленные сроки:

— налоговыми агентами (статья 24 НК РФ);

— законными представителями физических лиц (статьи 26, 27 НК РФ);

— лицами, уполномоченными управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица (пункт 1 статьи 51 НК РФ);

— опекунами физического лица, признанного судом недееспособным (пункт 2 статьи 51 НК РФ).

Пункт 3 статьи 58 НК РФ касается авансовых платежей, обязанность по уплате которых исполняется аналогично обязанности по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что ранее законодательство о налогах и сборах не предусматривало взыскание с налогоплательщика пени за нарушение срока уплаты авансовых платежей по налогам, исчисляемых расчетным путем. С 1 января 2007 года Законом 137 ФЗ в пункт 3 статьи 58 НК РФ введена норма, согласно которой за просрочку в оплате авансовых платежей предусмотрено начисление пени. Данная норма прописана в противовес сложившейся арбитражной практики, согласно которой начисление пеней на авансовые платежи возможно только в том случае, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определяется на основе налоговой базы, а не иным образом (об этом указывалось в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130). На сегодняшний день Минфин Российской Федерации признал, что с налогоплательщиков нельзя удерживать пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. (Письмо Минфина России от 20 июля 2006 года № 03-03-04/1/600) (Приложение №81).

После 1 января 2007 года пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются (то есть и в случае уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, по единому социальному налогу).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2001 года №82-О установлено, что:

«…внесение платежей до истечения налогового периода, как это предусмотрено оспариваемыми нормами, не противоречит общим началам налогового законодательства. В тех же случаях, когда плательщик единого налога не имеет достаточных средств для внесения авансового платежа, он вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налога (статья 64 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Рассмотрим на конкретном примере расчет пеней после 1 января 2007 года в случае просрочки уплаты авансового платежа.

По итогам полугодия сумма ежемесячного аванса на третий квартал года получилась у ООО «Восток» — 1000 руб. Прибыль за полугодие составила 5000 руб. Компания просрочила уплату авансов. По итогам 9 месяцев 2007 года прибыль составит 8900 руб., то есть часть прибыли, относящаяся к третьему кварталу, составит 3900 руб. (8900 руб. — 5000 руб.).

Пени налоговые органы будут начислять на сумму ежемесячного аванса в 1000 руб., независимо от того, какую прибыль (убыток) ООО «Восток» получит по итогам 9 месяцев 2007 года.

Несомненно, принятие нормы, предусматривающей начисление пени, в случае просрочки уплаты авансовых платежей ухудшает положение налогоплательщиков.

На основании пункта 4 статьи 58 НК РФ установлено два способа уплаты налогов, которые производятся как в наличной, так и в безналичной форме.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации».

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Минфина Российской Федерации №ФС-8-10/1199, Сбербанка России №04-5198 от 10 сентября 2001 года (Приложение №94). Порядок заполнения платежных документов установлен Письмом МНС Российской Федерации от 5 марта 2002 года №БГ-6-10/253 (Приложение №116).

В случае отсутствия банка налогоплательщик или налоговый агент, которые являются физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Также пунктом 4 статьи 58 НК РФ установлены обязанности местной администрации и организации федеральной почтовой связи, исполняемые ими при приеме денежных средств в счет уплаты налогов. За неисполнение или ненадлежащее установленных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

— принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

— вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

— выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 9 ноября 2006 года №САЭ-3-10/[email protected] (Приложение №65).

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пунктом 5 статьи 58 НК РФ закреплено, что конкретный порядок уплаты налогов устанавливается применительно к каждому налогу. При этом необходимо учитывать и соблюдать основополагающие принципы и основы осуществления порядка уплаты налогов и сборов, предусмотренные НК РФ:

— порядок уплаты федеральных налогов устанавливается непосредственно самим НК РФ (статьи 12, 13 НК РФ);

— по региональным налогам и сборам — законами (иными правовыми нормативными актами), принимаемыми законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации;

— по местным налогам и сборам — правовыми нормативными актами представительных органов местного самоуправления, но в соответствии с положениями НК РФ. При этом необходимо учесть, что в городах Москве и Санкт — Петербурге порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 58 НК РФ установлен срок для уплаты налога на основании уведомления налоговых органов, который равен одному месяцу со дня получения указанного уведомления. Наряду с этим в налоговом уведомлении может быть указан более продолжительный (то есть более 1 месяца) период времени для уплаты налога.

Правила установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «безнадежный долг по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

— Правительством Российской Федерации — по федеральным налогам и сборам. (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам») (Приложение №37).

— Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации — по региональным налогам и сборам;

— Местными администрациями — по местным налогам и сборам. В городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге решение принимают органы исполнительной власти этих двух субъектов Российской Федерации (мэр или правительство).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (Приложение №37) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Исходя из указанного перечня оснований признания безнадежным к взысканию, видно, что истечение трехлетнего срока исковой давности не является основанием для признания безнадежной к взысканию задолженности. Такого же мнения придерживается Минфин Российской Федерации (Письмо Минфина от 7 декабря 2005 года №03-02-07/1-331) (Приложение №73), а также судебные органы: Постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2005 года №А36-317/12-04 (Приложение №154).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика. При этом:

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность;

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 года в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

Порядок принятия решения о признании безденежными долгов установлен Приказами Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2005 года №117н «О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу российской федерации» (Приложение №51), от 15 июня 2005 года №72н (Приложение №49).

Следует учесть, что вышеперечисленные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

www.audit-it.ru

Это интересно:

  • Судебно-медицинская экспертиза стоматология Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии Свадковский Б.С. Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии. - М.,«МЕДИЦИНА». - 1974. -с.175. В учебном пособии освещаются основные разделы судебной стоматологии и […]
  • Правила пожарной безопасности на складах нефти Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]
  • Черного тела закон кирхгофа Черного тела закон кирхгофа Введем некоторые характеристики теплового излучения. Поток энергии (любых частот), испускаемый единицей поверхности излучающего тела в единицу времени во всех направлениях (в пределах телесного угла […]
  • Правила работы над ошибками Система работы над ошибками на уроках русского языка 1. Традиционная форма работы над ошибками Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», […]
  • Девиз правил дорожного движения Внеклассное мероприятие по теме: "Зеленый огонек". Игра по Правилам дорожного движения Игра по правилам дорожного движения. Цели: Закрепление учащимися знаний по ПДД и навыков их соблюдения. Воспитание безопасного поведения […]
  • Распределительная система пенсий Виды пенсий в России В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий: страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. […]