Открытая экспертиза продолжается!

Важный приоритет в работе издательства «Просвещение» – постоянное совершенствование качества наших учебников и учебных пособий.

В мае завершился первый этап Открытой экспертизы, в которой со своими предложениями, замечаниями и пожеланиями по продукции издательства могли поделиться все желающие из любого региона России.

Всего в издательство «Просвещение» поступило почти 150 писем-обращений – в основном от учителей и от родителей учеников младших классов. Мы получили замечания и пожелания более чем из 20 регионов страны.

Благодарим всех откликнувшихся!

Ни одно обращение не осталось без внимательного изучения со стороны соответствующей редакции. При необходимости сотрудники издательства рекомендовали полезные ссылки на страницы сайта издательства и другие интернет-ресурсы, советы по подбору методического материала (а иногда и смене учебного пособия), приглашения на вебинары, проводимые издательством.

Стоит особо отметить, что в раздел Открытой экспертизы поступили не только указания на ошибки, неточности или опечатки, но и благодарственные письма.

Все авторы обращений получили ответы редакции и именной сертификат участника Открытой экспертизы.

Главная редакция издательства «Просвещение» также выделила самые содержательные и важные отзывы и пожелания, отметив их авторов памятными подарками. Так, коллективный отзыв на учебники по истории и русскому языку пришел из БОУ г. Омска «СОШ 132»: замечания прислали учителя Н.И. Варфоломеева, В.К. Хомченко, Д.И. Максимова, В.И. Лабунская и заместитель директора А.И. Скляднев.

Приведем фрагмент анализа учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса (Данилов А.А., Косулина Л.Г.), который прислал А.И. Скляднев:

«Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности. Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества».

Учитель истории и обществознания Д.И. Максимова прислала такой отзыв: «В учебнике по истории России для 7 класса хотелось бы больше заданий и творческих проектов, дополнить материал по истории присоединения России к Сибири; желательно разнообразить материал о быте на Руси».

Памятными подарками отмечены также отзыв учителя начальных классов коррекционной «Школы-интерната VIII вида №71» г. Нижний Новгород Ю.А. Устиновой на учебник М.Н. Перовой «Математика» (4 класс), а также отзыв учителя физики ГБОУ СОШ 414 г. Санкт-Петербург А.Н. Борзых на учебник Г.Я. Мякишева «Физика. 11 класс». Автор отзыва прислал указание на неточность в рисунке и ошибку в ответе на задачу. Кроме того, А.Н. Борзых прислал примечание к проблемной задаче:

«В задаче А5 на странице 58 ответ 2, представляемый как правильный, также неверный. В положении равновесия сила тяжести равна силе натяжения нити, ускорение нулевое и оно не может быть перпендикулярно вектору скорости».

И если первые две неточности действительно оказались таковыми, то с третьим замечанием сотрудники редакции физики и химии издательства «Просвещение» не согласились и прислали обоснованный ответ: «Ответ 2 является правильным, так как именно при прохождении колеблющимся маятником положения равновесия скорость имеет горизонтальное направление, тангенциальное ускорение действительно отсутствует, а нормальное ускорение отлично от нуля и направлено вдоль нити, т.е. перпендикулярно скорости (при прохождении положения равновесия натяжение нити, равное весу шарика, может до трёх раз превышать силу тяжести)».

Уверены, что наша совместная работа и в дальнейшем будет способствовать повышению качества учебников и учебных пособий.

Проект Открытой экспертизы решено перевести на постоянную основу, так что мы по-прежнему ждем ваших отзывов и замечаний.

old.prosv.ru

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

экспертиза учебников, федеральный перечень учебников, издание учебников

Проведение экспертизы учебников регламентируется следующими документами:

  • Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который включает в себя следующие формы:
    • Форма научной экспертизы[ 31Kb]
    • Форма общественной экспертизы[ 34Kb]
    • Форма педагогической экспертизы последнее[ 39Kb]
    • Форма этнокультурной и региональной экспертизы[ 30Kb]
    • Форма научной историко-культурной экспертизы[ 33Kb]

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, нужно чтобы его одобрил целый ряд экспертов, и для этого проводится серия экспертиз: научная, научная историко-культурная (для учебников истории России), педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. Каждая экспертиза рассматривает учебник со своей точки зрения.

На экспертизу принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

Научная, научная историко-культурная (для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной, научной историко-культурной (для учебников истории Россиии) и педагогической экспертиз.

Научная экспертиза

Научная экспертиза дает оценку содержанию учебника, проверяет его соответствие ФГОС данной конкретной области знаний и уровню образования. В частности, проверяется, представлены ли в учебнике ключевые теории, идеи, понятия и факты данной области знаний необходимые для данного уровня общего образования; отражены ли соответствующие методы научного познания; отсутствуют ли недостоверные факты; отвечает ли наименование учебника наименованию учебного предмета или предметной области. Учебник должен содержать сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области и способствовать формированию интереса к изучению предмета; все иллюстрации должны соответствовать тексту и дополнять его.

Научная историко-культурная экспертиза

Проверяет учебник на соответствие концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, как изложение материала отражает понимание истории России, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире, а также как содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

Педагогическая экспертиза

Педагогическая экспертиза оценивает педагогические свойства издания и проверяет, прежде всего, является ли издание учебником; не противоречит ли его содержание Конституции РФ и федеральному законодательству; соответствует ли его наименование наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС данного уровня общего образования, а также принадлежит ли учебник к завершенной предметной линии (системе учебников), т.е. будет ли обеспечена преемственность в изложении материала.

Содержание учебника должно обеспечивать формирование личностных и предметных результатов, навыков самооценки и самоанализа учащихся, повышать мотивацию к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обеспечивать системный подход в обучении в соответствии с требованиями ФГОС для конкретного уровня образования. Структура учебника должна быть системна и последовательна, текст и иллюстрации – разнообразны, язык – понятен и ориентирован на возраст учащихся. Изложение должно соответствовать нормам современного русского языка (государственных языков республик, языков народов Российской Федерации). Ошибки и опечатки в учебнике недопустимы.

Структура и содержание методического пособия для учителя должно соответствовать структуре и содержанию учебника.

Общественная экспертиза

Общественная экспертиза дает оценку потребительским свойствам издания: качество бумаги, художественное оформление, формат, цветовое решение, практичность, эстетичность и информативность обложки и издания в целом, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию учебника, отсутствие необходимости делать задание прямо в учебнике, объем материала и удобство работы с книгой. Учебник должен воспитывать и способствовать развитию личности, создавать условия для самоопределения и социализации ученика на основе принятых в обществе правил и норм поведения, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в интересах человека, семьи, государства и общества.

При повторном включении учебника в федеральный перечень общественная экспертиза проверяет его использование в учебном процессе.

Региональная и этнокультурная экспертиза

Региональная и этнокультурная экспертиза оценивают качество учебников для обучения на родном (не русском) языке, или учебников, предназначенных для изучения родного языка и национальной культуры.

Положительное заключение гарантирует, что учебник обеспечивает реализацию права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, включая изучение родной литературы народов России; что язык учебника соответствует современному литературному языку данного народа; что в учебнике есть достаточно материала из истории и культурного наследия региона; что содержание учебника отражает многообразие и единство национальных культур и народов России.

Процедура проведения экспертизы

Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.

Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).

Информация об экспертных организациях

Название экспертной организации

Контактные данные об организации

Должностные лица, ответственные за проведение экспертизы учебников в экспертной организации

Регламент проведения экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство » Лига образования »
(сокращённое наименование: НП «Лига образования»)

http://eleague.ru/
тел.: +7 (499) 502-17-22
эл.почта: [email protected]
адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

Базеева Виктория Витальевна, исполнительный директор НП «Лига образования»;
Кувшинов Сергей Викторович, вице-президент НП «Лига образования»;
Марихина Валентина Павловна, член НП «Лига образования»

Порядок проведения общественной экспертизы учебников
Приложение №1 к Порядку проведения общественной экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство » Российский книжный союз »
(сокращённое наименование: НП «РКС»)

http://www.bookunion.ru/
тел.: +7 (495) 688-14-38, +7 (925) 100-11-42
факс: +7 (495) 688-97-64
эл.почта: [email protected]
адрес: 127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 4, стр. 2, офис 217

Старостина Елена Геннадьевна, исполнительный директор РКС

Регламент проведения общественной экспертизы учебников

Русская школьная библиотечная ассоциация
(сокращённое наименование: РШБА)

http://rusla.ru/rsba/
тел./факс: +7 (495) 280-18-51;
тел. +7 (903) 615-90-36
эл.почта: [email protected]
адрес: 119017, г. Москва, Б.Толмачевский пер., д. 3, к. 29

Плотников Андрей Борисович, исполнительный директор РШБА;
Седунова Алиса Павловна, зам.исполнительного директора РШБА

Регламент проведения общественной экспертизы учебников и учебных пособий

Федеральное государственное бюджетное учреждение » Российская академия образования »
(сокращённое наименование: РАО)

http://rusacademedu.ru/main
тел.: +7 (499) 245-16-41;
факс: +7 (499) 248-69-69
эл.почта: [email protected]
адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8

Регламент проведения педагогической экспертизы учебников
Регламент проведения научной экспертизы учебников

Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

Кузнецов Дмитрий Владимирович, руководитель экспертного направления «Информационное общество»

Регламент проведения научной и педагогической экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Регламент проведения педагогической экспертизы электронных форм учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

www.ras.ru
Адрес: 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 14
Тел: 8-(499)-237-96-14
e-mail: [email protected]

Сидоренко Сергей Викторович

В целях обеспечения конфиденциальности список экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников в 2015 г., будет опубликован после завершения работы экспертов.

www.fpu.edu.ru

Дикий запад: вакханалия на рынке учебников

Игорь Ветров о том, какие проблемы создает чрезмерное разнообразие учебников в школах

Современный мир — это технологии и инновации (как бы ни были затасканы эти слова), где образование и знания становятся одной из важнейших ценностей. При этом важно понимать, что знания и компетенции — это обязательное условие конкурентоспособности не только конкретного человека, но и всей страны.

У современного образования есть проблема — объем знаний человечества об окружающем мире увеличивается очень быстро. За время, которое уходит у человека на окончание школы, некоторые области знания (нейронауки, биохимия, астрономия) могут измениться самым кардинальным образом. Именно поэтому в современной школе функции учебников, как и их количество, должны меняться.

В советской школе дети десятилетиями учились по единственному учебнику физики, биологии, русского языка.

В 1990-х годах появилось частное книгопечатание, и какое-то время в мире учебников царил своеобразный «дикий Запад», причем до появления шерифа.

Не спасал и специальный федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования: пособия выходили очень разного качества. Пик «учебниковой вакханалии» пришелся, как ни странно, на начало 2010-х. Если в «Федеральном перечне учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год» было немногим более полутора тысяч наименований на все 11 классов, то такой же перечень на учебный год — 2013/14 составил 2593 учебника!

Так, в 2013 году вышел — и чуть не стал допущенным Министерством образования и науки — «прекрасный» учебник общей биологии для 10-11 классов, созданный в недрах Троице-Сергиевой лавры. «Первый учебник биологии, не стесненный материалистическими рамками» сообщал, что хищники и сама смерть появились на Земле исключительно в результате грехопадения Адама и Евы, а до тех пор все экосистемы Земли были устроены иначе. Можно понять желание православных авторов привнести Закон Божий в естественные науки, однако, если ознакомиться с трудами современных западных теологов, которые давно, плодотворно и достаточно успешно занимаются осмыслением современных научных достижений в контексте Ветхого завета, чувствуется, что последние лет сто мировой теологической мысли прошли мимо авторов книги.

Сейчас ситуация вроде бы пошла на поправку. Во-первых, федеральный перечень все больше «худеет» — сейчас в нем уже менее 1400 наименований — и при этом в нем уже можно встретить «красные строки», которые говорят о том, что этот учебник исключен из перечня за свое качество и неполное соответствие программе.

Этой осенью высказала свое мнение по проблеме и министр образования и науки Ольга Васильева, которая, как известно, сама имеет опыт учительства в средней школе. В интервью Russia Today она заявила, что учебников должно быть немного. «База должна быть у всех, и она предполагает две-три линейки, не больше — такое количество учебников не нужно, они должны быть хорошими, качественными и в небольшом количестве. И, кстати, по этой схеме практически все страны работают», — сказала бывший учитель истории московской средней школы №91.

Согласен с министром и директор казанской школы №85, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2017» Ренат Хайбуллин:

«Вокруг нас в открытом доступе масса информации в любой трактовке, было бы желание. Этого желания у большинства современных школьников (равно как и у значительной части педагогов), к сожалению, нет.

Поэтому вопрос не в регулировании или свободе, вопрос в реальной пользе, которой, на мой взгляд, на данный момент было бы больше от жесткого ограничения числа учебников. Буквально, чем меньше, тем лучше».

Похожего мнения придерживается заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 (Москва) Евгений Ямбург: «Конечно, когда [существуют] тысячи разных учебников, в этом очень трудно ориентироваться педагогам, и родителям тоже. Во-вторых, здесь очень трудно удерживать единое образовательное пространство, потому что при переходе из школы в школу или при переезде из города в город … дети окажутся в очень ущербном и невыгодном положении. Естественно, что рынок есть рынок, но производство учебников нужно регулировать».

Ограничение разнообразия учебников поддерживают и простые граждане. В самом начале сентября 2017 года ВЦИОМ провел опрос 1200 респондентов в возрасте от 18 лет. Результаты опроса показали, что 70% россиян поддерживают разработку и внедрение базовых учебников по основным предметам в общеобразовательных школах. Больше всего наши сограждане желают видеть такой учебник по русскому языку, математике, истории и литературе.

Это возвращает нас к вопросу, каким должен быть учебник страны, смотрящей в будущее и желающей быть одним из мировых технологических лидеров. Нужно помнить, что наше государство и его основной закон — Конституция — гарантируют любому школьнику качественное и бесплатное образование. Поэтому требования к учебникам, которые школьники получают из федерального перечня учебников, должны быть особыми.

В быстро меняющемся мире знаний учебник должен быть неким стержнем базовых знаний, точкой входа в предмет. Поэтому желательно, чтобы по каждому из предметов было несколько (2-4) наименований учебников, адаптированных к разным ученикам, в том числе – с индивидуальными особенностями развития.

Кстати, любопытно, что обрисованная нами «идеальная» ситуация с учебниками в государстве, уделяющем особое внимание будущему, очень близко совпадает с тем, что наблюдается в стране, которая занимает первые места в трех рейтингах образования: Pearson-2014 (Великобритания), PISA-2016 (Science) и World Economic Forum-2017.

Это город-государство Сингапур, где живут немногим менее 6 млн человек. Сингапур уже не первый год вызывает зависть в англоязычном мире по уровню образованности населения. Сингапур имеет двухступенчатую систему образования, которая использует чуть более 1200 учебников, одобренных профильным министерством. Стоит отметить, что преподавание в Сингапуре идет сразу на четырех языках — английском, китайском, малайском и тамильском, так что многие учебники в списке министерства просто повторяются за счет изданиях на разных языках. С учетом того, что в список входят и рабочие тетради, количество уникальных учебников в нем исчисляется всего лишь сотнями.

Из европейских стран неплохие результаты в рейтингах образования регулярно показывает Финляндия. В отличие от азиатских стран, здесь в области образования царит настоящая демократия: в соответствующих документах профильного министерства педагогам разрешается вести занятия по каким угодно учебникам, хоть из того же Сингапура.

Главное — чтобы школьники демонстрировали свои успехи в обучении. Впрочем, местные учителя стараются не изобретать велосипед и используют в большинстве своем материалы местных специалистов — если речь не идет про изучение иностранных языков. С учетом того, что население Финляндии составляет 5,5 млн человек, понятно, что десятки тысяч работников образования не в состоянии написать тысячи учебников, даже если каждый из них будет считать своим долгом иметь пособие собственного сочинения.

Впрочем, даже имея перед глазами примеры стран — лидеров по уровню образования, к работе по сокращению или расширению перечня учебников нельзя подходить формально. Нужно не гнаться за строгим и точным количеством книжек на каждый предмет и параллель, а обеспечить каждый предмет разумным и оправданным количеством наименований учебников.

Каждый учебник должен пройти настоящую, не формальную экспертизу и получить статус выверенного издания, которое поддержано экспертным сообществом. «Учебник — рабочий инструмент школьного учителя, поэтому и экспертиза учебников — прерогатива сообщества практиков. Единственный необходимый критерий соответствия учебников — это положительное заключение большинства независимых тестеров (и внесение правок, обнаруженных в процессе их работы)», — уверен Ренат Хайбуллин.

В конце декабря 2017 года министр образования и науки России Ольга Васильева анонсировала выпуск в феврале – марте 2018 года новой модели экспертизы учебников. Такую задачу ранее поставил президент России Владимир Путин. Согласно разрабатываемому документу, последнее решение при внесении учебника в федеральный перечень будет оставаться за Минобрнауки. И это логично – ведь именно государство платит за обеспечение школьников учебно-методическими материалами. Очевидно, вслед за новой экспертизой настанет и очередь сокращенного ФПУ, разговоры о котором ведутся уже почти год.

m.gazeta.ru

Экспертиза учебников по истории

​Минобрнауки России отправило на экспертизу в Российскую академию наук (РАН) учебник истории, который подвергся критике в Совете Федерации за формулировки о присоединении Крыма к России. Это следует из документов, опубликованных 11 января на сайте министерства, на которые обратил внимание «Интерфакс».

Заседание, на котором решалась судьба учебника, состоялось еще 27 декабря. Как следует из протокола, за отправку учебника на дополнительную экспертизу проголосовали 19 членов совета, еще двое воздержались.

Экспертизу поручено провести РАН, а результаты этой работы предоставить в Минобрнауки до 27 января, постановила комиссия.

Речь идет об учебнике «История России: начало XX — начало XXI века» авторства Волобуева О.В., Карпачева С.П., Романова П.Н., выпущенном издательством «ДРОФА». В октябре этого года претензии к учебнику высказал в ходе своего выступления в Совете Федерации сенатор от Крыма Сергей Цеков.

Он пояснил, что его возмутила формулировка, касающаяся присоединения Крыма к России: «Революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснула поплывший в другом направлении Крымский полуостров».

«У меня как участника воссоединения Крыма с Россией такая оценка вызывает недоумение, если не сказать возмущение. Как кровавый путч в Киеве можно называть революцией, как предлагается в этом учебнике?» — задался вопросом Цеков (цитата по «РИА Новости»).

«Это просто провокационная запись», — согласилась с ним спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Тогда же она поручила комитету по образованию и науке Совфеда изучить все разделы школьных учебников, посвященные присоединению Крыма к России, на предмет их «юридической, правовой, политической и гражданской» корректности, нынешние формулировки в ряде учебников являются «провокационными».

www.rbc.ru

Научная историко-культурная экспертиза учебников истории России

Российское историческое общество завершило прием заявок на проведение экспертизы учебников по истории России.

С 20 по 25 марта 2015 г. Российское историческое общество провело прием заявок на проведение экспертизы, по результатам которого на экспертизу представлено 8 завершенных предметных линий учебников истории России от следующих издательств:

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»;
Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Издательство «Дрофа» («Вертикаль»);
Издательство «Просвещение»;
Издательство «Русское слово — учебник».
26 марта состоялось заседание Комиссии РИО по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России под председательством сопредседателя РИО академика РАН А.О. Чубарьяна. Члены Комиссии утвердили план и сроки проведения экспертизы в период с 30 марта по 12 апреля 2015 г.

Оценивать учебники истории России будут эксперты организаций, входящих в РИО – ученые Российской академии наук и преподаватели ведущих университетов, школьные учителя, представители музеев, архивисты. Они проверят учебники на содержание недостоверных фактов, проследят, насколько изложение материала в учебнике отражает преемственность периодов истории России, ее особенности, место и роль России в мировой истории, историю населяющих ее народов и культур, историю регионов.

Новые учебники должны быть написаны грамотным русским языком, насыщены образами культуры. Кроме того, содержание учебника должно способствовать формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

По итогам экспертизы заключения будут рассмотрены Комиссией. Учебники, успешно прошедшие экспертизу, будут рекомендованы РИО для преподавания истории России в школе.

historyrussia.org

Это интересно:

  • Как принять наследство после смерти мужа Как вступить в наследство после смерти мужа? Смерть мужа – событие трагичное и способное надолго выбить из равновесия. Однако после его наступления возникает множество забот, в том числе и в плане принятия наследства. Когда […]
  • Пособие одинокой матери на ребенка до 16 лет Пособие одиноким матерям в 2018 году На федеральном уровне детские пособия для одинокой мамы практически не отличаются от выплат на детей, воспитываемых в полной семье — ни по перечню видов, ни по их размеру. Специальные пособия, […]
  • Как оформить мотивированный отказ Примерная форма мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ (оказания услуг) (подготовлено экспертами компании "Гарант") [ Бланк (угловой штамп) организации, дата, регистрационный номер ] В [ наименование […]
  • Подсчета стажа до 2018 года Калькулятор страхового (трудового) стажа Как пользоваться калькулятором Если вы знаете свой стаж на определённую дату, то введите в поле «Стаж на дату» конкретный день и количество лет, месяцев, дней стажа на этот день. Эти поля […]
  • Необходимый стаж для отпуска Необходимый стаж для отпуска Комментарий К. Я. Ананьевой В стаж работы, дающий право на получение отпуска, включаются: – время фактической работы; – все время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении с работы; – […]
  • Адвокаты город балаково Адвокаты и юристы в Балакове Саратовской области Адвокат - это юрист оказывающий профессиональную помощь консультированием или защитой интересов обвиняемого в суде. Адвокаты могут оказывать услуги физическим и юридическим […]