Оглавление:

Федеральные налоги и сборы в РФ

Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ

К федеральным налогам и сборам относят налоги, которые установлены в рамках Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и обязательны к оплате по всей России.

Налоговым кодексом РФ четко определяются основные элементы налогообложения: объект, ставки, база для исчисления налогов, а также порядок их уплаты.

Значение федеральных налогов и сборов можно разделить на 2 составляющие: социальное и экономическое.

Эффективное налогообложение является основным инструментом при реализации социальной политики государством. За счет него оказывается социальная поддержка определенным слоям населения, повышается уровень жизни населения, обеспечивается социальная справедливость.

Важным способом обеспечения социальной функции налогообложения является выравнивание налоговой нагрузки среди налогоплательщиков. На практике применяются схемы вертикального и горизонтального налогового выравнивания.

С точки зрения экономической сущности, налогообложение позволяет гражданам страны принимать активное участие в формировании доходов бюджета и контролировать его расходование Правительством. В свою очередь Правительство за счет регулирующей и контрольной функции налогов имеет возможность оказывать воздействие на деятельность налогоплательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать уровень дохода различных слоев населения. Основными инструментами исполнения данной функции являются льготы, «налоговые каникулы», скидки, а также налоговый кредит.

Контрольная функция налогов позволяет оценить эффективность от повышения или снижения налоговой ставки. На основе данной функции разрабатываются поправки в налоговую систему страны.

Куда идут федеральные налоги и сборы

В России сбор налогов осуществляется с физических и юридических лиц, собранные средства перечисляются на счет Федерального Казначейства. В полномочиях этого государственного органа дальнейшее распределение средств в бюджеты всех трех уровней, а именно, федерального, областного (республики, края) и местного.

К примеру, налог на прибыль и НДС регулируются на федеральном уровне, налог на транспорт поступает исключительно в областные бюджеты, а налог на земельные участки зачисляется в доходы местного бюджета.

Уровень средств, который будет направлен в тот или иной бюджет определяется ежегодно Государственной Думой. Формирование бюджетов на предстоящий год осуществляет на основании анализа текущего уровня сбора налогов и на основании прогнозных данных. В течение года средства от налогоплательщика поступают ежедневно и распределяются они по трем бюджетам также ежедневно.

Из-за отклонения плательщиков от уплаты налогов, государство не может своевременно исполнить свои запланированные обязательства, в связи с чем, неуплата налогов является уголовно наказуемым преступлением.

Виды федеральных налогов и сборов

Виды налогов распределены между уровнями власти в зависимости от их полномочий. Данное распределение закреплено Налоговым кодексом РФ. Статьей 13 НК РФ установлен перечень налогов и сборов отнесенных к федеральным.

Следует отметить различие между налогами и сборами. Налоги уплачиваются в бюджет на безвозмездной основе, а сбор предполагает получение плательщиком услуги, которую может оказать только государственный орган власти.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость признан сильнейшим инструментом воздействия на внутренние экономические процессы. Налоговая база зависит от стоимости конкретного товара (услуги), при этом для каждого вида товара или услуги применяется собственный размер ставки.

В России стандартная ставка НДС составляет 18%, на некоторые виды применяется 10% или 0%. Дифференцирование ставок позволяет избежать роста цен на товары первой необходимости, поддерживать отечественных производителей, а также регулировать определенные сферы бизнеса.

В отличие от других налогов, часть НДС может быть возмещена. Для этого покупателю необходимо предъявить в налоговый орган подтверждающие документы.

Предположим, что фирма закупила товар на 1000000 рублей, покупателю будет перечислено 1180000 рублей, так как НДС применен в размере 18%. Далее фирма реализует товар с наценкой 50%. Сумма, полученная от продажи равна 1500000 рублей и 270 000 рублей (сумма налога НДС). В бюджет фирма перечислит только с суммы продажи товара, то есть 270000 – 180000 = 90000 рублей.

Товар, приобретенный на территории России, облагает по ставке НДС 18%, если в дальнейшем он будет экспортирован, то применяется ставка 0%. И в этом случае не налогоплательщик выплачивает средства, а налоговые органы возмещают уплаченные 18%.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются российские компании и иностранные, получающие прибыль в России. Напротив не уплачивают данный вид налога индивидуальные предприниматели и компании, находящиеся на специальных режимах налогообложения.

Стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный, а 18% в региональный бюджет. Регулировать размер ставки власти могут на местном уровне, снизить они могут до 13,5%, но к этому должны прибавить 2% в обязательном режиме.

Базой для расчета данного налога является разница между полученными доходами и понесенными расходами компанией. Если за год компания получила 4 500 тыс. рублей дохода, а понесенные расходы составили 2 700 тыс. рублей, следовательно, прибыль равна 1 800 тыс. рублей.

При расчете по ставке 20%, в местный бюджет будет направлено:
1 800 тыс. х 18%= 324 тыс. рублей,

в федеральный бюджет:
1 800 тыс. х 2%= 36 тыс. рублей.

Если ставка в местном бюджете будет снижена до 13,5%, то в местный бюджет будет направлено:
1 800 тыс. х 13,5%= 243 тыс. руб.,
в федеральный:
1 800 тыс. х 2%=36 тыс.

Таким образом, в независимости от того какая ставка будет принята на местном уровне, сумма отчисления в федеральный бюджет будет неизменна.

Оплата акциза является обязательной на территорию всей России, и включает в себя определённых список товаров. Под акциз попадают следующие виды товара:

  • спиртные напитки;
  • табачные изделия;
  • топливо (бензин, газ);
  • моторные масла.

Ставки для начисления акциза приняты по всей стране единые, и подразделяются на 2 вида:

  • Твердые — устанавливаются в абсолютном значении;
  • Комбинированные — сочетают в себе твердую ставку и долю от стоимости подакцизного товара.

К примеру, завод произвел 500 л. Доля этилового спирта в данной алкогольной продукции — 40%. Налоговом кодекс ставка предусмотрена — 210 руб./ л.

  1. Определим налоговую базу: 500 л. х 40% = 200 л.,
  2. С применением акциза сумма составит: 200 л. х 210 руб. = 42 000 руб.

В бюджет будет направлена сумма, уменьшенная на сумму налогового вычета, которая составляет 1400 руб. Таким образом, в бюджет будет зачислено 30 600 руб.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц уплачивается всеми гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, которые получают доход на территории государства. Ранее данный налог носил название «подоходного».

Ставки налога на доходы физических лиц в российском законодательстве различны. Общая ставка данного налога составляет 13%, ею облагается большая часть доходов населения: заработные платы, оплата по гражданско-правому договору, доходы от продажи имущества.

К примеру, в январе размер заработной платы сотрудника составила 58 000 рублей. Согласно Налоговому кодексу РФ компания, в которой работает сотрудник, должна перевести в пользу государства 7 540 рублей:
58 000 х 13%= 7 540 рублей.

Перечисляется налог на доход физического лица в приведенном примере компанией, так как она является налоговым агентом.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками это вида налога являются организации, а также предприниматели работающие на индивидуальной основе, которые занимают добычей из недр земли.

В качестве налоговой базы может выступать стоимость добытых ископаемых, либо их количество. Стоимостная характеристика применима ко добытым полезным ископаемым, за исключением газового конденсата, газа, нефти. Расчет этого вида налога различен для стоимостных и количественных характеристик. Процентная ставка при стоимостном виде зависит полезного ископаемого и может колебаться от 0% до 8%. Ставка при количественном виде исчисляется в рублях на тонну и может составлять от 24-493 рублей.

В отчетном периоде компания добыла 36 800 тонн песка, которые реализованы по цене 256 руб. за тонну (НДС 39 рублей). Расходы по доставке письма составили 550 000 рублей. Ставка на добычу по НК РФ составляет 5,5%.

Рассчитаем налог в несколько действий:

  1. (36 800 * (256 – 39))– 568 412 = 884 944 рублей
  2. Цена 1 тонны рассчитывается: 884 944 / 36 800= 24 рублей
  3. Налоговая база составит: 24 * 36 800= 886 200 рублей
  4. Налог к уплате равен: 886 200 * 5,5% = 48 741 рублей

Водный налог

Водный налог позволяет обеспечить эффективное и рациональное использование ограниченного ресурса России – воды. Данный налог распределяется следующим образом:

  • 2/5 – направляется в федеральный бюджет;
  • 3/5 – перечисляется в местный бюджет.

В Налоговом кодексе предусмотрены отчисления в следующих случаях:

  • если водные ресурсы используются для производства электроэнергии;
  • водные ресурсы используются при сплаве древесины;
  • при заборе воды из определённых объектов.

На размер ставки влияет область, вид деятельности, тип водного объекта и иные факторы, предусмотренные законодательством. Налог исчисляется из налоговой базы, умноженной на ставку и коэффициент, предусмотренных ст. 333.12 НК РФ.

Рассмотрим следующий пример. Компания в квартал осуществила забор воды в объеме 380 тыс. куб. м. Допустимое значение добычи составляет 320 тыс. куб. м., расчет будет осуществлен следующим образом:

380 000 — 320 000 = 60 000 куб. м.

Это сумма превышения, которая рассчитывается другим методом:

60 000 * 300 * 1,32 * 5 = 118 800 руб., где:

  • 300 руб. — неизменная ставка, которая определяется подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ;
  • 1,32 — изменяющийся коэффициент, данное значение применяется в 2016 году
  • 5 — неизменный коэффициент, который применяется при расчете сверхлимитного объема добытых полезных ископаемых.

Следовательно, в бюджет будет отчислено: 126 720 + 118 800 = 245 520 руб.

Сборы за пользование объектами природного мира

Данный вид сбора взимается с 2014 года, плательщиками по нему могут быть как физические, так и юридические лица. Для пользования объектами природного мира, налогоплательщик должен получить специальное разрешение – лицензию.

Ставка, применяемая для исчисления сбора, установлена для каждого объекта природного мира и едина по всей стране. Существует два вида ставок:

  • 0% — если объект природного мира ликвидирован при угрозе человеками жизни, либо проводится регулирование численности животного мира;
  • 5% — применяют при отстреле особей, чей возраст не достиг 1 года.

Для расчета применяется формула:

Сбор=ставка х количество.

К примеру, согласно статье 333.3 НК ставка сбора на тетерева составляет 15 тыс. руб., следовательно, при отстреле 3 особей, налогоплательщик должен заплатить в бюджет 45 тыс. руб.

Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается юридическими и физическими лицами при обращении в органы федерального или местного уровня для получения определенных видов услуг.

Законодательством предусмотрены множество случаев уплаты государственной пошлины население. Некоторые могут достигать значительных размеров, и лицо не может выплатить пошлину единовременно, в этом случае применяется рассрочка, без начисления процентов.

Встречаются случаи, когда госпошлина может быть возвращена:

  • при переплате;
  • суд возвратил иск;
  • отказ нотариуса в совершении нотариальных действий;

Федеральные налоги и сборы в условиях специального налогового режима

Специальные налоговые режимы могут предусматривать введение других федеральных налогов и сборов, либо напротив освобождать юридические лица от уплаты некоторых из них.

Так, например, организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС.

znaybiz.ru

Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации

Экономические науки

  • Бондаренко Екатерина Сергеевна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Важнейшими инструментами осуществления экономической политики государства и его воздействия на рыночную экономику являются налоги. Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, которые взыскиваются уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Эффективное функционирование экономики полностью зависит от правильной системы налогообложения. Она необходима для того, чтобы обеспечить государственный аппарат финансовыми ресурсами, которые необходимы для достижения поставленных целей. При помощи налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство может оказывать влияние на экономическую деятельность организаций, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная рыночная экономика невозможна.

    Налоговая система РФ включает в себя большое число налогов и различных других сборов, которые образуют три уровня: федеральный, региональный и местный.

    В настоящее время актуальной для современной налоговой системы является проблема фискальной направленности. Сама фискальная направленность на практике выражается в установлении жесткого регламента на налогооблагаемую базу. Согласно Налоговому кодексу РФ федеральными налогами признаются налоги, обязательные к уплате на всей территории России. Особенностями федеральных налогов РФ являются:

    • они устанавливаются законодательными актами РФ;
    • взимаются на всей территории РФ;
    • круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления налогов в бюджет определяются законами РФ.

    Также необходимо отметить, что сегодня существует проблема как неясность положений нормативных документов по налогообложению, их несопоставимость и запутанность, что ухудшает их изучение налогоплательщиками. Вследствие этого существуют ошибки при исчислении налогов, которые остаются практически неизбежными. Нестабильность, которая может быть присутствовать в государстве, а также противоречивость законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающие возможность их дополнительного толкования – это отпугивает иностранных инвесторов, а также создает серьезные преграды в работе отечественных производителей.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина.

    Из этого перечня налогов НДС занимает один из главных мест среди источников формирования бюджета. В настоящее время НДС – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

    Еще один из наиболее важных федеральных налогов – это налог на прибыль организаций – главный доходный источник федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль является федеральным регулирующим налогом и занимает важное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

    Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. Плательщики налога являются физические лица (резиденты РФ), а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ (нерезиденты).

    Акцизы – косвенный налог, который устанавливается преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на иностранные товары. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.

    Налоги – один из методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов происходит управление внешней экономической деятельности, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

    Структура доходов федерального бюджета на 01.03.2015 (таблица 1):

    Таблица 1. Объем поступлений доходов по основным источникам

    novainfo.ru

    Экономическое значение налогов

    «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства» — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть НД для образования государственных фондов д/средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Налог собирают в бюджет на основе:

    1. обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;
    2. индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
    3. безвозмездности уплачиваемых сумм;
    4. отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

    Посредством налогов совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется ВВП. Цель перераспределения — формирование доходной части бюджета государства.

    С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.

    Налогообложение страны должно строиться на следующих принципах:

    — принцип публичности (введение налогов открыто и гласно);
    — принцип приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);
    — принцип законности;
    — принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);
    — принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);
    — принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым эк-ким потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);
    — принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
    — принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);
    — принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).

    Функции налогов и сборов:

    1. Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.
    2. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.
    3. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.

    Налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства.

    Главная цель налоговой политики состоит из двух частей:

    — формирование доходной части бюджетов всех уровней;
    — стимулирование развития экономического потенциала страны.

    Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлениями налоговой политики.

    В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.

    Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

    Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.

    Еще одним классификационным признаком налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

    Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

    Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

    По уровням бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги.

    К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

    К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

    Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

    На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

    Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

    Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т.е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством гос-ва через налоги в процесс воспроизводства.

    Основные элементы налога:

    1) Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.
    2) Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).
    3) Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).
    4) Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).
    5) Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.
    6) Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
    7) Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
    8) Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
    9) Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

    Общие налоги
    Индивидуальный налог
    НДФЛ
    Земельный налог
    Налог на доход от продажи квартиры

    Назад | | Вверх

    center-yf.ru

    Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней (стр. 1 из 6)

    РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации. 5

    1.1. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации. 5

    1.2. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации 9

    1.3. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма. 12

    2. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ. 18

    Список использованной литературы. 31

    Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

    Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

    Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования механизма налогообложения в настоящее время определила выбор темы курсовой работы “Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней”.

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

    1.1. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации

    Приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России принадлежит бюджетному Кодексу (БК РФ), принятому в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года. БК РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса на территории Российской Федерации. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

    БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
    государственных внебюджетных фондов;

    второй уровень — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством — в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня — государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

    Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

    В разделе II «Доходы бюджетов» БК РФ проводится грань между налоговым и бюджетным законодательством, между доходами различных уровней бюджетной системы.

    Состав доходов бюджетов в определении БК представлен на схеме 1.

    Схема 1. Состав доходов бюджетов

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Суммы предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета в пределах лимитов.

    К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; иные неналоговые доходы[1] .

    В БК также регулируются и определяются понятия собственного и регулирующего доходов бюджета.

    Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

    — налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

    — неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, а также бюджета государственного внебюджетного фонда.

    Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

    15 января 2004 г. МНС сообщило о предварительных итогах по сбору налогов в бюджетную систему РФ. Во все уровни бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, было собрано 3636 млрд. руб. В федеральный бюджет, за исключением ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило 1311,7 млрд. руб., а в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 1359,6 млрд. руб. В бюджеты государственных внебюджетных фондов было аккумулировано 964,7 млрд. руб., в том числе ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет[2] .

    Рис. 1. Структура налоговых поступлений в 2003 г.

    Как видно из рисунка, примерно одинаковую долю в совокупных налоговых поступлениях имеют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ – 37% и 36% соответственно. 27% всех налоговых платежей в 2003 г. поступило в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

    В первый уровень бюджетной системы, куда, как известно, входит федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, поступает около 60% всех налоговых доходов, а на региональный и местный уровень – 40%.

    Нужно отметить, что в любой развитой федеративной стране такая ситуация не приемлема, поскольку именно местный уровень в совокупности должен аккумулировать основной объем средств. В российских же условиях, когда цивилизованные финансовые основы организации местного уровня власти еще не сформированы, более разумно концентрировать финансовые ресурсы в руках федерального правительства, нежели отдавать их на уровень субъектов РФ.

    1.2. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации

    Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

    mirznanii.com

    Это интересно:

    • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
    • Официальный сайт прокурора крыма натальи поклонской Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, […]
    • Штраф в россии за езду без страховки Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении ТС Наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для использования водителем автомобиля, при этом проверять его инспекторы ГИБДД могут наряду с другими обязательными […]
    • Алтайский край льготы матерям одиночкам Льготы для матерей-одиночек Согласно Семейному Кодексу РФ, одинокой матерью считается женщина, которая родила ребенка, будучи не замужем, либо спустя 10 месяцев после развода. Таким образом, женщина, родившая ребенка в законном […]
    • Оформите кредитный договора Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
    • Назначение максимального наказания Назначение максимального наказания Назначение наказания Общие начала назначение наказания - это требования, правила, которыми руководствуется суд, назначая наказание. Согласно ст. 60 УК, они заключаются в том, что: 1) справедливое […]