Пенсия по потере кормильца: кому положено и как оформить

Кто, где и как может оформить и получать пенсию (пособие) по потере кормильца? Не многие знают, что даже не имеющие трудового стажа граждане имеют право на пенсионное обеспечение государства. А в случае преждевременной смерти – право на такую пенсию переходит к иждивенцам. Все вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсий регулируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в который, впоследствии, вносились различные поправки и дополнения.

По сути, пенсия по потере кормильца – это его трудовая пенсия. Человек не может ее завещать, но если после смерти человека остаются люди, находившиеся на его содержании, то государство берет на себя обязательство выплачивать его пенсию в виде пособия. Кроме того, основанием для выплаты пенсии иждивенцам может стать признание человека безвестно отсутствующим.

Итак, если имеется документ, подтверждающий смерть человека (свидетельство о смерти), либо документ устанавливающий, что человек признан безвестно отсутствующим (это вступившее в силу решение суда, на основании которого ЗАГСом будет выдано свидетельство о смерти), то люди, находившиеся у него на иждивении, имеют право на получение данного пособия.

Право на получение пенсии по потере кормильца

Самое важное – это понимание того, кто попадает под действие данного закона и может претендовать на получение пенсии по потере кормильца. Поэтому давайте разберемся, кого закон считает иждивенцами. Прежде всего, это люди, которые целиком и полностью материально зависимы от кого-либо, то есть находятся на полном материальном обеспечении человека. В первую очередь это дети (под детьми подразумеваются не только дети, рожденные от кормильца, но и его братья, сестры, а также внуки), которые по закону считаются недееспособными и до наступления совершеннолетия не могут работать и содержать себя. Несовершеннолетним гражданам, к ним относятся лица, не достигшие 18 лет, не требуется доказывать факт иждивения, он предполагается исходя из их нетрудоспособности.

Далее те же категории родства, но в возрасте до 23 лет. Пенсия может начисляться до достижения 23-летнего возраста, если данные граждане будут являться студентами учебных учреждений очных отделений. В данном случае уже потребуется документ, подтверждающий факт иждивения и нетрудоспособности. Это справка из учебного заведения.

Опять же дети, в возрасте старше 23 лет, тоже могут претендовать на данную пенсию, но только в том случае, если они имеют инвалидность, но факт ее получения должен быть зафиксирован до достижения ими 18-летнего возраста. Следует отметить, что в данной ситуации право на пенсию сохраняется только за братьями, сестрами и внуками, у которых нет трудоспособных родителей.

Для родных детей возможность получать пенсию по потере кормильца сохраняется вне зависимости от того, состояли ли их родители в законном браке. Главное, чтобы был установлен факт отцовства (материнства), это либо свидетельство о рождении, либо свидетельство об установлении отцовства. Лишиться своего права на получение пособия могут только те дети, которые прошли процедуру эмансипации и до достижения 18-летнего возраста были признаны полностью дееспособными. К эмансипированным гражданам относятся дети, вступившие в законный брак до своего 18-летия, либо работающие по трудовому договору или занимающиеся частным предпринимательством с разрешения своих родителей или опекунов.

Кроме детей право на пенсию могут иметь супруг, родители или прародители умершего гражданина, а также его родные братья или сестры, которые уже достигли 18-летнего возраста, но осуществляют уход за детьми умершего кормильца, при условии, что им менее 14 лет. В этом случае пенсия назначается только одному человеку, независимо от того, сколько иждивенцев осталось после смерти кормильца и сколько родственников осуществляют фактически уход за ними, так как это отдельный вид пенсии: пенсия в связи с уходом за иждивенцами по потере кормильца. Если детей, не достигших 14 лет несколько, то пенсия выплачивается до тех пор, пока самому младшему не исполнится 14, после этого выплаты родственникам по уходу за иждивенцами прекращаются. Здесь немаловажен тот факт, имеет ли постоянный источник собственного дохода человек, взявший на себя заботу о несовершеннолетних. Ведь пенсию может оформить только человек, не имеющий собственного источника дохода. Находясь в поиске работы и состоя на бирже труда, право на пенсию сохраняется, так как пособие по безработице не считается источником постоянного дохода.

Обращаю внимание читателей на то, что нетрудоспособные родители или супруг умершего также имеют право получать данное пособие на себя, кроме того, утратив источник дохода спустя какое-то время после смерти, данное право законом сохраняется за ними. Выход на пенсию (достижение пенсионного возраста родителями или супругом) также считается фактом утраты трудоспособности. Это же положение распространяется и на получение инвалидности вышеуказанными лицами. Овдовевшим супругам закон предоставляет право сохранения такой пенсии даже при вступлении в новый брак, при условии, что он был заключен после смерти кормильца, а сама пенсия уже была оформлена.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют также нетрудоспособные дедушка и бабушка умершего кормильца (если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами), при условии, что нет лиц, обязанных согласно закону их содержать.

К еще одной категории людей, имеющих право на получение данного вида пенсии, относятся усыновители и усыновленные дети, при этом они имеют равные права с родителями и родными детьми. Несовершеннолетние дети, уже получающие пенсию по потере кормильца, не утрачивают это право и после усыновления.

Отчим или мачеха согласно закону имеют право на свою часть пенсии (на равных условиях с родными отцом или матерью). Для ее получения необходимо будет среди прочих документов предоставить те, что подтверждают нахождение у них на иждивении умершего пасынка или падчерицы в течение не менее 5 лет. Так же, как и родные дети, право на пенсию по потере кормильца имеют пасынок и падчерица, но при подтверждении, что умерший отчим или мачеха воспитывали и содержали их.

Других претендентов на получение данной пенсии законом не установлено. Если у вас есть сомнения по поводу того, положена она вам или нет по каким-либо причинам, обратитесь за предварительной консультацией в пенсионный фонд по месту регистрации за консультацией. Скорее всего, предварительная консультация вам потребуется в любом случае, так как пакет документов для оформления пенсии для каждого индивидуален и необходимо будет получить нужный именно вам список документов у специалиста, занимающегося оформлением.

Порядок оформления пенсии

Обращаться за оформлением пенсии по потере кормильца следует в местный пенсионный фонд. Для этого потребуется собственноручно заполнить заявление установленного образца, который вам выдадут на месте. Обычно заявление содержит данные о заявителе, умершем кормильце, на пенсию которого вы претендуете, перечень иждивенцев на которых предполагается назначение пенсии. Кроме того указываются паспортные данные и расчетный счет в сберегательном банке, на который необходимо будет переводить полагающиеся выплаты, а также основания по которым иждивенцы имеют право на получение пенсии либо на ее продление. Заявление можно отправить по почте, но это потребует предварительного нотариального заверения самого заявления и всего пакета прилагаемых документов.

Пакет документов к заявлению условно делится на две части. Первая часть состоит из документа, удостоверяющего личность заявителя, документа, устанавливающего факт смерти кормильца и документа, устанавливающего степень родства между заявителем и умершим, трудовой книжки выданной работодателем умершего – она является обязательной для всех. А вот вторая часть содержит различные подтверждающие дополнительные сведения документы, индивидуальные для каждого конкретного случая. Это могут быть:

— справка о среднем заработке умершего;

— паспорт или другой документ, подтверждающий личность опекуна или представителя;

— подтверждение факту ухода за нетрудоспособным гражданином, в связи с которым возникает право на получение пенсии;

— подтверждения факта нахождения на иждивении для усыновленных детей умершего;

— если умерший кормилец – мать, то документ, подтверждающий ее статус матери одиночки;

— справка из учебного заведения об очном обучении для детей до 23 лет;

— документ, подтверждающий факт того, что обратившийся за пособием не работает и действительно осуществляет уход за несовершеннолетними иждивенцами умершего;

— подтверждение того, что дети, братья, сестры или внуки умершего имеют право получать пособие;

— документ о смерти другого родителя;

— документ, подтверждающий инвалидность того, на кого будет оформляться пособие;

— судебное решение о признании человека безвестно отсутствующим или умершим;

— документ, подтверждающий, что утрачен источник средств к существованию;

— документ о других получателях пенсии по случаю утери этого кормильца;

— документ о регистрации на территории РФ, подтверждающий постоянное или временное место проживания;

— документ, подтверждающий постоянное место жительства гражданина РФ за границей.

Все документы предоставляются в оригинале с приложением ксерокопий. После того, как специалист примет ваше заявление, оно будет рассмотрено в течение 10 дней, срок начинает исчисляться с того момента, как вами будет предоставлен весь необходимый пакет документов, а не с даты первого обращения. После рассмотрения и установления того, что заявление и приложенные документы содержат исчерпывающую информацию для назначения пенсии, таковая будет назначена и начислена со дня подачи полного пакета документов.

Оформляется пенсия один раз на весь срок, в который причитаются выплаты. Но нужно учитывать, что для несовершеннолетних детей сроки выплат имеют несколько рубежей. Как МирСоветов рассматривал выше, это достижение совершеннолетия (18 лет), далее – достижение 23 лет, для тех, кто пойдет обучаться по очной форме обучения. В данном случае промежуток времени между 18 годами и датой фактического поступления на очную форму обучения в образовательное учреждения оплачиваться не будет, так как с наступлением 18 лет право утрачивается, а восстанавливается оно только со дня зачисления в учебное заведение. Для нетрудоспособных граждан по инвалидности срок назначения пенсии будет зависеть от свидетельства об инвалидности и соответствовать сроку его действия. Допускаются случаи оформления пенсии по потере кормильца единовременно бессрочно (т.е. на всю жизнь). В любом случае при оформлении пенсии специалист пенсионного фонда сразу озвучит вам сроки ее назначения и сроки повторных обращений, если будет необходимость продлевать или спустя какое-то время предоставлять дополнительно документы для этого.

Порядок начисления пенсии

Для того чтобы выполнить расчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, нужно учесть множество аспектов и сделать это самостоятельно невозможно. Единственное, что нужно знать, это то, что пенсия будет складываться из двух частей. Первая – базовая, она фиксированная и разделяется на три категории. Так для круглых сирот с 1 апреля 2014 года она составляет 3910,34 рубля на каждого ребенка, для других нетрудоспособных членов семьи 1955,17 рубля на каждого. Для жителей крайнего севера и приравненных к нему районах размер базовой части увеличивается на установленный районный коэффициент. Базовая часть индексируется на тех же основаниях, что и обычная пенсия, назначаемая по старости.

Вторая часть называется страховой и рассчитывается индивидуально. Вот формула, которую предоставляет для ее расчета Пенсионный Фонд РФ в официальных источниках:

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца = ПК / (Т x К) / КН + Б, где

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии начиная с 2013 года – 228 месяцев

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.

Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера).

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери либо из установленного на дату ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме всего выше перечисленного следует учесть, что есть два очень важных фактора, на основании которых пенсия по потере кормильца может быть назначена его иждивенцам. Это наличие хотя бы однодневного трудового стажа у умершего кормильца и причина смерти не связана с умышленным причинением вреда собственному здоровью или с совершением преднамеренного уголовного действия

Размер пенсии по потере кормильца

Членам семьи военнослужащего назначается пенсия в размере:

— 150% от социальной (минимальной) пенсии в случае, если кормилец погиб после заболевания, полученного в результате военной службы;

— 200% от социальной пенсии в случае, если кормилец погиб после военной травмы.

Членам семьи гражданина, погибшего в результате техногенной или радиационной катастрофы назначается пенсия в размере:

— 250% социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей или детям одинокой матери;

— 125% любому другому нетрудоспособному члену семьи погибшего.

Членам семьи погибшего/умершего космонавта (кандидата в космонавты) назначается 40% заработка умершего кормильца на каждого члена семьи.

Размер пенсии по потере кормильца не зависит от трудового стажа умершего.

Одновременное получение нескольких видов пенсий

В связи с тем, что указанная пенсия является гарантом государства по отношению к лицам, которые в период жизни выполняли сложные государственные функции, некоторые лица из числа родных имеют право на вторую пенсию (по старости, за выслугу лет или по инвалидности). Это:

— вдовы военнослужащих, не вступившие в новый брак;

— нетрудоспособные члены семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате крупных радиационных катастроф (в том числе и Чернобыльской АЭС).

Индексация пенсий

В результате произведенных индексаций с 1 апреля 2017 года средние размеры пенсий составляют:

— страховой по старости — 13 714 руб.;

— страховой по инвалидности — 8 465 руб.;

— страховой по случаю потери кормильца — 8 619 руб.;

— социальной пенсии 8 774 руб.;

— социальной пенсии детям-инвалидам составил 13 026 руб.;

— пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составил 30,3 тыс. руб. и 34,2 тыс. руб. соответственно.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля 2018 года на 4,1%.

www.webohrannik.ru

Правительство России рассмотрело вопрос об увеличении пенсионного возраста

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства России

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим ряд очень важных для дальнейшего развития нашей страны решений. Речь идёт об изменениях пенсионной системы и о корректировке налогов. Соответственно, рассмотрим законопроекты.

Мы понимаем, насколько все эти решения непростые, поэтому мы шли к ним длительное время. У нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все за и против. Но точно так же мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно, они необходимы. Без этих решений мы не можем двигаться вперёд ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Сначала – о пенсионной системе. Ключевая задача, которая поставлена Президентом, – повысить пенсии. Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем. Но демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти – и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Всё это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причём на долгосрочный период.

Принимая эти решения, мы должны руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, нынешний порог окончания трудовой деятельности был установлен для части категорий в 1930-е годы, а окончательно был утверждён в 1956 году для рабочих и служащих, в 1964 – для членов сельскохозяйственных предприятий. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда. А сроки выхода не пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть.

Во-вторых, в последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности жизни – она достигла почти 73 лет. Это результат системной работы, которую мы ведём последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал, и различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была одна – чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше.

Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы «80+». Но сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Человек пенсионного возраста лет 30 назад и сегодня – это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли. Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов человек. Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться. И с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться.

В-третьих, на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причём начали это делать ещё в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст выхода на пенсию один из самых низких – и по сравнению с нашими партнёрами по СНГ, и с европейскими странами. Скажем, после распада СССР пенсионный возраст был увеличен во всех странах ЕАЭС, в других странах СНГ, кроме России и Узбекистана. Белоруссия сделала это некоторое время назад, а Казахстан и Молдавия – ещё 20 лет назад. Более того, наши коллеги в разных государствах из Евразийского союза сейчас делают уже следующий шаг в повышении границ пенсионного возраста. И мы тоже в общем и целом приступили к этой проблеме – к повышению пенсионного возраста, но пока это коснулось только гражданских и муниципальных госслужащих, а также депутатов. Там, как известно, в действующем законодательстве предусмотрена граница в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Не буду говорить общеизвестные вещи. В Европе люди завершают работу ещё позже – и в 67, и в 70 лет. Иными словами, по этому пути идут все страны. Тем не менее, несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году, и в 63 года для женщин в 2034 году. Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсии сверх уровня инфляции. И в целом переходный период даст возможность синхронизировать изменение пенсионного возраста и дальнейшее, более активное развитие социальной сферы.

фДля большинства людей, которые готовились выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными, повышение пройдёт постепенно. Например, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году – соответственно в возрасте 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – соответственно в возрасте 62 и 57 лет. А у молодого поколения впереди ещё достаточно времени для адаптации к новым границам.

В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж (40 лет – для женщин, 45 лет – для мужчин), выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения. При этом предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве (так называемые списки); у женщин, которые имеют пять и более детей; у инвалидов по зрению I группы и военной травмы; у одного из родителей или опекунов инвалидов с детства; у чернобыльцев; у некоторых других категорий, которые имеют такие льготы по социальным мотивам.

Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовывать это право и назначать досрочную пенсию можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и тех переходных положений, которые предусмотрены. Для тех, кто проработал в особых климатических условиях, в районах Крайнего Севера, приравненных местностях, пошагово выход на пенсию будет осуществляться для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 58 лет.

Ещё один важный момент, который я хочу особо подчеркнуть. Он касается нынешних пенсионеров. Во-первых, в отношении них никакие правила, естественно, не меняются. Во-вторых, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.

Хотел бы в этом контексте обратиться к профессиональным союзам, работодателям, с тем чтобы они оперативно организовали проведение необходимых процедур, рабочую группу. И чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание Российской трёхсторонней комиссии.

Также сегодня мы рассмотрим ратификацию 102-й Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Её положения позволят привести к международным стандартам законодательное регулирование пенсионной сферы. Это назревший вопрос. Конвенция достаточно долго обсуждалась, пора её ратифицировать. Она устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком.

Наши социальные партнёры по объединению независимых профсоюзов обращались в Правительство с предложением о ратификации этой конвенции. Давайте это сделаем.

Коллеги, принимаемые меры позволят не только повысить пенсии, они дадут возможность дополнительно сбалансировать рынок труда. У нас уже сейчас рекордно низкая безработица. В среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает. Поэтому старшее поколение, а это люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификацией, которые умеют работать, ещё многое смогут сделать.

Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приёме на работу людей, уже достигших определённого возраста, чего наши люди давно требуют. Поэтому я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами. Если граждане хотят работать, они должны работать, тем более что доход от такой работы всегда выше пенсии. И нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность. Это понимание должно быть не только у государства (почему я на этом акцентирую внимание), но и у работодателей – они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения.

Уважаемые коллеги, все законопроекты, все сопроводительные документы должны быть направлены в Государственную Думу в самое ближайшее время, чтобы наши коллеги-депутаты могли до конца весенней сессии рассмотреть их в первом чтении. Поэтому прошу всех профильных министров, заместителей Председателя Правительства, Аппарат Правительства заняться этим в приоритетном порядке, плотно и конструктивно работать с парламентом.

Отдельно хочу обратиться к коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации – прежде всего к коллегам из фракции «Единая Россия», но и к другим тоже: рассчитываю, что парламент эти инициативы поддержит, рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих законопроектов.

И ещё один важный момент. Я уверен, вы все понимаете (мы с вами об этом говорили совсем недавно): времени для дальнейших теоретических дискуссий нет, нам необходимо заниматься практической работой по выполнению национальных целей развития. Это единственно возможный путь к успеху. Это принципиальная позиция Правительства, это принципиальная позиция Президента.

Пресс-конференция Антона Силуанова, Татьяны Голиковой и Максима Топилина по завершении заседания

Вопрос: Мария Кудрявцева, «Россия 24». Сегодня обозначили ряд очень важных мер. Как эти меры могут повлиять на основные макроэкономические показатели, в частности инфляцию и рост экономики?

А.Силуанов: Принятые Правительством Российской Федерации предложения направлены в первую очередь на решение задач, которые нам поставил Президент в указе и послании, а именно: увеличение реальных доходов населения, увеличение пенсий выше инфляции, а также ускорение темпов экономического роста. Безусловно, для этого нужны ресурсы и структурные преобразования, структурные изменения.

Если мы говорим о ресурсах, то основные из них – это изменения в налоговом законодательстве, изменение подходов при формировании бюджета в части определения расходов федерального бюджета. Часть изменений, которые касаются пенсионного законодательства, будут направлены на повышение реальных пенсий. Ваш вопрос: как повлияют эти изменения на основные макропоказатели? Действительно, повышение налога на добавленную стоимость – это инфляционное решение. Тем не менее мы видим, что в текущем году мы будем иметь инфляцию значительно меньше, чем в прогнозе. По нашим оценкам, она будет составлять около 3%, поэтому повышение налога на добавленную стоимость до 20%, по нашим оценкам, может внести вклад в инфляцию максимум до 1,5%. Таким образом, мы в следующем году можем получить инфляцию порядка 4 – 4 с небольшим процента в год.

Тем не менее эти меры позволят саккумулировать в бюджете ресурсы для инфраструктурного развития, для поддержки экспорта, для поддержки малого и среднего предпринимательства, для реализации проектов в области образования и здравоохранения. По сути дела, это инвестиции в инфраструктуру и в человеческий капитал, которые дадут рост и ускорение темпов экономического роста за счёт перераспределения ресурсов, которые у нас сегодня есть, и направления их в те секторы экономики, которые обеспечат экономическое развитие. Мы рассчитываем на дополнительные темпы роста экономики.

Вопрос: Антон Германович, Татьяна Алексеевна! Сегодняшний вариант увеличения пенсионного возраста считается одним из наиболее жёстких из обсуждавшихся. Предусмотрена ли некая компенсация гражданам за подобное сложное решение?

А.Силуанов: Не могу согласиться, что вариант наиболее жёсткий. Мы повышаем пенсионный возраст постепенно, поэтапно. Для мужчин повышение возраста будет в течение 10 лет, для женщин – в течение 16 лет. Достаточно, считаю, продолжительный промежуток времени. Основной компенсацией, как вы говорите, будет увеличение реальных пенсий. Если бы мы не принимали решений по возрасту, то мы бы имели в 2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, нежели тот, который мы сейчас ожидаем. Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что ориентировочно повышение пенсии мы планируем в размере порядка тысячи рублей исходя из расчёта среднегодовой пенсии пенсионеров. Поэтому основная задача будет заключаться в том, чтобы обеспечить повышение пенсии. Постепенно мы будем повышать уровень так называемого пенсионного замещения заработной платы. Такие задачи у нас стоят в концепции реформирования пенсионной системы. Эти задачи отвечают основным нуждам пенсионеров в повышении пенсий, повышении их реальных доходов.

Т.Голикова: Наверное, требуется дополнительное разъяснение, что значит 10- и 16-летний переходный период соответственно для мужчин и женщин.

Позволю себе зачитать, как это будет выглядеть. Мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году – в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – в возрасте соответственно 62 года и 57 лет. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения получат право выхода на пенсию в 2024 году – в возрасте соответственно 63 года и 58 лет. Мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения – в 2026 году в возрасте 64 года и 59 лет. Мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения получат право выхода на пенсию в 2028 году – в возрасте соответственно 65 и 60 лет. Женщины 1969 года рождения – в 2030 году в возрасте 61 год, женщины 1970 года рождения – в 2032 году в возрасте 62 года, и женщины 1971 года рождения получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

Вот в чём заключается переходный период.

Если вы обратили внимание, выход на пенсию происходит через год. Это не значит, что никто не выходит на пенсию в те годы, которые пропускаются. Выходят те категории, которые сегодня были озвучены, которые являются досрочниками и по которым ничего не меняется, пенсионеры, у которых есть социальные основания для выхода на пенсию, и ряд других категорий.

Должна добавить к тому, что сказал Антон Германович, с точки зрения нагрузки на экономику и пенсионную систему – некоторые отдельные цифры.

В 1970 году у нас на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего. Сейчас мы подходим (в 2019 году) к черте практически 1,8. То есть объём средств, который зарабатывается пенсионной системой посредством уплаты страховых взносов, сокращается. Соответственно, это существенно сокращает возможности для выплаты пенсий уже тем пенсионерам, которые находятся на пенсии, и для её увеличения.

Цель всех решений, которые принимаются, – увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Безусловно, в первые годы мы не получим значимых, существенных плюсов по пополнению пенсионной системы, но постепенно, по мере продвижения вправо, ресурсы пенсионной системы будут накапливаться. Это будет давать нам возможность увеличивать пенсии больше, чем это происходило в предыдущие годы и чем это будет происходить в первые годы.

И ещё один, наверное, компенсационный механизм, на который нужно обратить внимание. Он сегодня прозвучал в выступлении Дмитрия Анатольевича. Мы сохраняем возможность раннего выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а для мужчин 60, – соответственно 40 и 45 лет стажа. Это делается всегда, когда принимаются решения по поэтапному повышению пенсионного возраста. И мы в этой части не являемся исключением.

Вопрос: По статистике, сейчас 30% мужчин не доживают до 60 лет, 40% не доживают до 65 лет. Как это увязывается с планами по повышению пенсионного возраста? Второй вопрос – возрастная дискриминация на рынке труда. Что будет делаться, чтобы люди старшего возраста могли нормально трудоустраиваться?

М.Топилин: Что касается продолжительности жизни и того, что у нас происходит в этой сфере в последние годы. Я бы хотел сказать, что мы кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, ещё динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии. Чтобы быть точным, вот цифры. 2000 год, продолжительность жизни мужчин – 59 лет. Сегодня продолжительность жизни – уже 67,5 года. То есть мы на восемь с лишним лет увеличили продолжительность жизни мужчин за достаточно короткий промежуток времени. Задачи, которые перед нами поставлены – увеличение продолжительности жизни для мужчин к 2030 году до 75 лет.

Я могу сказать, что темпы, которые мы в последнее время фиксируем, беспрецедентны и для других стран, и для Российской Федерации, для Советского Союза. Когда мы говорим о точке, с которой начинали: это 2000 год, 59 лет, мужчины. 75,8 – к 2030 году, это на 16,5 года больше. Если мы посмотрим на период Советского Союза, продолжительность жизни колебалась в пределах 63–65 лет, она оставалась на одном и том же уровне в 1980-е, 1990-е годы, не было кардинальных изменений. Когда принимались решения по пенсионному возрасту, об этом неоднократно говорили, – это 1930-е годы (при продолжительности жизни чуть более 40 лет). Стандартные пенсионные системы, похожие на нынешнюю, – это закон о пенсиях 1956 года, классическое законодательство Советского Союза. С этого времени произошло достаточно много изменений, тектонические изменения в структуре производства, в условиях труда, вообще в сферах приложения труда. То есть труд сегодня по сравнению с тем, как трудились наши соотечественники в 1930-е годы, – это несопоставимые понятия. Как трудились, когда осваивали северные территории, целинные земли. Это совершенно разный труд. Сегодня гораздо в бóльшем сегменте условия труда нормальные, люди работают в офисах, работают удалённо, это работа с компьютерами и так далее. Всё поменялось. Поэтому мы исходим из того, что серьёзнейшие кардинальные изменения с точки зрения продолжительности жизни, уровня жизни, с точки зрения здоровья наших граждан как раз в том числе и являются основанием и необходимостью для того, чтобы повышать пенсионный возраст. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что нельзя сравнивать то, что мы делаем, с нынешним временем, нужно смотреть на то, какой же будет продолжительность жизни в тех 2028 и 2034 годах, когда переходный период изменится, а это ещё плюс шесть-семь лет продолжительности жизни, которые мы должны достичь. Для этого есть все основания.

Что касается рынка труда, мы здесь тоже не видим каких-то серьёзных проблем, хотя, безусловно, предпринять дополнительные усилия здесь потребуется. Сегодня были даны соответствующие поручения Федеральной службе по труду и занятости. Мы недавно приняли законодательство антидискриминационное, которое запрещает публикацию объявлений – нельзя публиковать объявления, где написаны какие-либо ограничения по возрасту. На самом деле, это, конечно, не все соблюдают, в том числе те, кто печатает это объявление. Поэтому давайте вместе поработаем в этом направлении. Мы считаем, что рабочие места, которые занимают граждане в возрасте, близком к пенсионному, и рабочие места, которые занимают молодые люди, – это всё-таки разные рабочие места, они требуют разного опыта, разных компетенций, разных знаний. Люди, которые уже имеют большой опыт, которые трудились многие годы на производстве, в других отраслях, очень важны для нас с точки зрения передачи навыков, своих знаний молодым людям. И нам кажется, что путём таких действий мы сможем эту проблему тоже решить.

Т.Голикова: Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных 2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года, в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице составляют лица этого возраста. Статистические наблюдения, которые есть в нашей стране, не содержат данные о заболеваемости и смертности в возрасте 55–60 лет у женщин и 60–65 лет у мужчин. Таких статистических данных нет. Тем не менее я хочу вам привести другую статистику, она косвенно будет свидетельствовать о некоторых тенденциях, которые есть. По итогам 2017 года в круглосуточные стационары было госпитализировано 10,4 миллиона лиц старше трудоспособного возраста, при этом умерло в стационарах 393,8 тысячи человек. То есть это где-то 3,7% от той численности, которая была госпитализирована, по лицам старшего возраста (женщины после 55, мужчины после 60).

Вопрос: Антон Германович, не могли бы Вы с цифрами рассказать, как повышение пенсионного возраста скажется на пенсионной системе? Правильно мы поняли, что в первые годы просто будет обеспечиваться её сбалансированность? С какого года будут накапливаться ресурсы системы? Как изменится трансферт на ОПС и что будет с пенсионными накоплениями граждан, уже сформированными, на сумму свыше 3 трлн рублей?

А.Силуанов: Первое. Мы не отказываемся от построения страховой пенсионной системы, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы пенсионная система аккумулировала в себе больше ресурсов, больше доходов, и эти средства пойдут на увеличение пенсий нашим пенсионерам. Решение о повышении пенсионного возраста – это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам. Это наша основная задача.

Что касается пенсионных накоплений. Мы договорились, что будем развивать добровольные системы пенсионного страхования, добровольные системы так называемого пенсионного капитала. Мы вместе с Центральным банком подготовили концепцию и законопроекты по созданию системы индивидуального пенсионного капитала, с тем чтобы наши граждане могли в ходе трудовой деятельности иметь возможность накапливать себе дополнительные ресурсы на пенсию. Такая система должна быть запущена в ближайшие годы. Мы подготовили концепцию такой системы, обсудим её и представим в Правительство и парламент. Поэтому считаем, что нынешняя страховая система будет развиваться, и за счёт неё будет обеспечиваться увеличение пенсионного обеспечения.

И второе: мы создадим возможность надёжной накопительной составляющей системы. Это будет гарантированная система, это будут системы, которые, по сути дела, будут иметь такие страховые механизмы, как это сегодня обеспечивается при вкладах граждан в банках. И мы будем стимулировать наших граждан к участию в таких накопительных системах, поскольку, повторю, это будет дополнительный ресурс к пенсионной системе, которая действует сегодня и которую мы будем совершенствовать.

Т.Голикова: Трансферты в пенсионную систему пока будут оставаться, потому что трансферты в пенсионную систему связаны не только с увеличением индексации. Трансферты в пенсионную систему связаны с теми нормами законодательства, которые сегодня действуют и которые в перспективе ещё придётся обсуждать. Речь идёт о льготных пенсиях, о сниженных тарифах по отдельным отраслям, которые компенсируются федеральным бюджетом в виде межбюджетного трансферта для того, чтобы не снижать пенсионное обеспечение граждан, работающих в этих отраслях. То есть те расчёты, которые мы сегодня осуществляем, и тот прогноз, который мы сегодня озвучиваем, исходят из проекта прогноза социально-экономического развития, который есть на май 2018 года. Сейчас мы входим в активный бюджетный процесс, и по мере продвижения в рамках этого бюджетного процесса будет меняться прогноз социально-экономического развития.

На этот прогноз помимо тенденций, которые складываются, будут оказывать влияние и те меры, которые будут реализованы в законе о бюджете – трёхлетний мы дали, за трёхлетним горизонтом – по тем приоритетным проектам и программам, которые обозначил Президент в своём послании, поскольку показатели будут носить целевой характер. И исходя из тех мер, которые будет разрабатывать Правительство, – а первые проекты должны появиться в начале июля 2018 года, – будет скорректирован прогноз. В зависимости от того, как он будет скорректирован, будут рассчитаны в том числе и бюджеты государственных внебюджетных фондов, всех трёх, и трансферт в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Сейчас предвосхищать и называть какую-то конкретную цифру с нашей стороны было бы неправильно, поскольку эта работа связана с формированием бюджета, и уже на стадии формирования бюджета мы эти цифры озвучим.

При этом цифра, которую мы назвали, – тысяча рублей… Дмитрий Анатольевич назвал это как рост пенсии в среднем за год, но это означает, что механизмами, которые сегодня заложены в пенсионном законодательстве, внутри, скажем, 2019 года будет обеспечиваться индексация пенсий. Сначала так, как это было положено ранее, – с 1 февраля по фактической инфляции года, предшествующего тому, в котором осуществляется индексация, и затем с 1 апреля – уже по всем факторам, которые в том числе связаны с получением доходов в связи с увеличением возраста. При этом я обращаю внимание, что граждане должны были выходить в течение всего года и, безусловно, средства накапливаются в течение всего года, но индексация будет осуществляться с некоторым опережением, если можно так сказать, и, соответственно, граждане будут получать эту тысячу, расчёт которой исходит из того майского прогноза, который мы на сегодняшний день имеем, уже непосредственно ежемесячно.

А.Силуанов: И эта тысяча – это мера, которую мы можем реализовать благодаря в том числе и тем структурным преобразованиям в пенсионной системе, которые мы сегодня обсуждали.

Хочу сказать, что у нас есть трансферт на сбалансированность пенсионного фонда, и трансферт этот останется. Мы сегодня в Правительстве рассмотрели законопроект о снижении ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 26 до 22% уже на постоянной основе. Если раньше из федерального бюджета на пониженную ставку выделялся специальный трансферт, то этот трансферт останется и будет выделяться уже на общий баланс Пенсионного фонда.

Вопрос: Сегодня уже было озвучено, что льготы сохранятся для некоторых категорий граждан по выходу на пенсию. Эти льготы сохраняются только на переходный период или они будут действовать всегда? И второй вопрос. Какой механизм будет действовать для отдельных категорий медработников и педагогических работников?

Т.Голикова: Первое, что я хочу сказать: у нас достаточно большое количество льготных категорий граждан, которые сегодня специальным образом прописаны в пенсионном законодательстве. Их можно разделить на четыре части. Пенсии, которые назначаются по профессиональным категориям, – это так называемые Список 1, Список 2, малые списки (я сейчас скажу, что это такое) и педагоги, медики и творческие работники независимо от возраста, то есть у них стажевая формула установления пенсии.

Вторая категория – досрочников. Это пенсии, которые назначаются в связи с работой в особых климатических условиях. Это, как правило, севера.

Следующая категория – это пенсии, назначаемые по социальным мотивам. Здесь достаточно много категорий. Практически все из них, большинство из них, Дмитрий Анатольевич назвал во время заседания Правительства. Если будет необходимость, мы их повторим.

И пенсии, назначаемые в связи с радиационным воздействием. Это Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск.

Что такое Список 1 – это подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

Список 2 – это тяжёлые условия труда, химическая, нефтехимическая, металлургическая промышленность. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

Если есть необходимость, я могу озвучить все категории, что такое малые списки, кто к этому относится. Это очень большой объём. Их достаточно много.

Что касается медицинских и педагогических работников, то стажевые требования по ним не меняются. Стажевые требования, которые для них установлены в зависимости от того, на каких рабочих местах они работали от 15 до 30 лет, фиксируются при отработке этого стажа. Но выплата пенсии начинается точно так же, с таким же шагом, как и всем обычным пенсионерам, которые получают страховые пенсии.

Вопрос: Антон Германович, будет ли повышение пенсионного возраста в дальнейшем затрагивать военнослужащих и сотрудников силовых структур?

А.Силуанов: Пенсионный возраст для военнослужащих. Мы говорили, что сегодня есть стаж, который должны отслужить военнослужащие, стаж выслуги для получения права выхода на пенсию. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас с Министерством обороны есть, и это будет один из элементов наших предложений.

Т.Голикова: Но сейчас это не учитывается. В пакете, который вносится, всё остаётся пока как есть.

rosmintrud.ru

Это интересно:

  • Иду на пенсию в 2017 году Какие годы берутся для расчета пенсии в 2018 году Последние изменения в законодательстве заставляют недоумевать не только действующих пенсионеров, но и людей, которые выходят на пенсию в 2017 и 2018 году. Новая балльная система […]
  • Заявление на разрешение приватизации Приватизация земельного участка: образец заявления, порядок оформления 01.03.2015 г. в силу вступил законодательный акт, продлевающий, так называемую «дачную амнистию». Федеральный закон от 23.06.14 №171-ФЗ позволил гражданам […]
  • Налог на автомобиль по лошадиным силам с 2018 года Налог на автотранспорт в 2018 году. Ставки транспортного налога Большинство автолюбителей в наше время интересует вопрос не только повышения цен на бензин и стоимости автомобилей, но и размер налога на автомобиль. Ведь не секрет, что […]
  • Патентную экспертизу Патентная экспертиза Патентная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, […]
  • Закон о сносе зданий За и против: легализовать самострой Правительство одобрило и решило внести в Госдуму несколько законопроектов, касающихся нелегально построенных зданий, а также регулирования индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Гражданам […]
  • Прокурор панасенко Прокурор Нижегородской области Олег Понасенко намерен подать рапорт об отставке Нижний Новгород. 14 июля. НТА-Приволжье — Прокурор Нижегородской области Олег Понасенко намерен подать рапорт об отставке. Как сообщил агентству […]