О Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (Жанабилова А.Б., Председатель Республиканской нотариальной палаты)

О Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»

Председатель Республиканской нотариальной палаты

Принятие Закона Республики Казахстан «О нотариате» (далее — Закон «О нотариате») 14 июля 1997 года стало закономерным явлением в связи с переходом государства к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного имущества.

Законом был учрежден институт негосударственного, частного нотариата, который уникален. Частный нотариат позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства.

Вместе с тем Закон «О нотариате» имеет свою непростую «историю» поскольку он оказался первым законодательным актом, терпевшим вето Главы государства и по нему были два обращения в Конституционный Совет Республики Казахстан. Четырежды вопросы нотариата становились предметом обсуждения на заседании Совета по правовой политике при Президенте страны, обсуждались на многочисленных конференциях и форумах. Необходимо отметить, что вопрос: «Состояние и перспективы развития нотариата» включен в План работы Совета в 2018 году. За время действия Закона «О нотариате» поправки в него вносились более 30 раз.

5 июля 2018 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи», которым вносятся изменения и дополнения в Закон «О нотариате» (далее — Сопутствующий Закон).

Необходимость внесения поправок в законодательство о нотариате было связано с разработкой Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Указанные законы разрабатывались в целях комплексного совершенствование системы оказания юридической помощи различными участникам (адвокатами, нотариусами и др.), так как каждая из этих групп имеет различную степень и условия регулирования их деятельности.

Рассмотрим, какие изменения ожидают нотариальное сообщество, нотариусов и их клиентов с его принятием.

Руководящие начала нотариальной деятельности

Принцип «беспристрастности» до настоящего времени не имел прямого закрепления в Законе «О нотариате». Вместе с тем, данное начало отражено в статьях 19 , 46 указанного Закона. Согласно принципу «беспристрастности» нотариус при совершении нотариальных действий обязан в равной степени защищать права и охраняемые законом интересы всех сторон и иных заинтересованных лиц. Введение указанного принципа является актуальным в процессе совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан, так как позволяет достичь правового равновесия между сторонами.

Требования к претендентам на занятие нотариальной деятельностью

Часть пятая пункта 1 статьи 6 Сопутствующего Закона ужесточает требования к лицу, претендующему на приобретение статуса нотариуса в Республике Казахстан, закрепляя перечень лиц, не имеющих права претендовать на должность нотариуса.

Необходимо отметить, что Сопутствующий Закон жестче относится к тем, кто был лишен статуса нотариуса, чем к тем, кто совершил правонарушение. Если первая категория граждан полностью лишается права претендовать на должность нотариуса, то вторая — только до истечения установленного законом срока (от года до трех лет.).

Указанная норма является одной из тех, которые позволяют обеспечить профессионализм нотариусов, а также наличие необходимого позитивного и солидного имиджа в обществе и среди других объединений профессиональных юристов.

Закон «О нотариате» в статье 6 предусматривает ряд требований, предъявляемых к претендентам на занятие нотариальной деятельностью. Одним из них является прохождение стажировки у нотариуса сроком не менее одного года. Стажировка предполагает приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. В связи с чем, обучение должно быть организовано опытным наставником. Введение требования к нотариусам — руководителям стажировки наличие стажа нотариальной деятельности не менее пяти лет считаем абсолютно оправдано.

Нотариальная деятельность очень специфична, в связи с чем, считаем положительным исключение возможности сокращения сроков прохождения стажировки для выработки у претендента достаточных практических навыков для осуществления нотариальной деятельности. Полагаем, что это позволит повысить роль стажировки и сделает ее более качественной. Отметим, что в течение текущего 2018 года Республиканская нотариальная палата совместно с государственными органами были совершены ряд поездок в некоторые страны ОЭСР (Франция, Германия, Эстония, Литва) с целью изучения перспектив развития нотариата. Изученный зарубежный опыт свидетельствует о значимости прохождения стажировки, как полноценной профессиональной подготовки стажеров. В Германии, например, претендент должен успешно пройти трехлетнюю производственную практику в качестве помощника нотариуса, во Франции — два года.

Кроме того, устанавливается срок действия заключения о прохождении стажировки три года после его утверждения. Это связано с тем, что приобретенные стажером знания могут устареть, навыки быть утраченными.

Руководствуясь в своей деятельности только законом, осуществляя предоставленные законом права и обязанности, нотариус несет ответственность за свою деятельность также в соответствии с законом.

Приостановление лицензии является самостоятельным способом негативного воздействия на нотариуса при нарушениях законодательства.

Основания, порядок, срок приостановления действия лицензии установлены статьей 10 Закона «О нотариате». Вместе с тем Сопутствующий Закон вносит уточнения по ряду вопросов в регулирование приостановления. Так, в частности, уточняются субъекты, имеющие право обращаться в уполномоченный орган по вопросам приостановления лицензии нотариуса.

В связи с введением в действие с 1 января 2015 г. нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан также внесены изменения в пп. 2) пункта 2 статьи 10, уточняющие основание приостановления лицензии: « утверждение прокурором обвинительного акта в отношении нотариуса по уголовному делу, протокола об уголовном проступке и принятие решения о направлении уголовного дела в суд по соответствующей статье (статьям) уголовного закона, окончание досудебного расследования заключением процессуального соглашения в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 617 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан».

Особенная часть Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» содержит статью 214 предусматривающую ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со статьей 10 Закона «О нотариате», по этим же основаниям приостанавливается действие лицензии нотариуса.

Республиканская нотариальная палата неоднократно отмечала, что в этой ситуации в отношении нотариуса нарушается один из основополагающих принципов юридической ответственности как справедливость (за одно нарушение одно наказание). [1, с.17]

В связи с вышеизложенным, из перечня был исключен пп. 3-1) пункта 2 статьи 10 предусматривавший основание приостановления лицензии в случае «систематического (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Помимо общих оснований, предусмотренных законами Республики Казахстан, вводятся новые основания приостановления действия лицензии: на период занятия предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законом; прохождения срочной воинской службы; неисполнения нотариусом своих полномочий на основании его заявления, в котором указывается срок приостановления.

В целях предупреждения возложения на помощников и стажеров функций нотариусов и гарантирования реализации запрета помощникам и стажёрам подписывать за нотариуса нотариальные документы и использовать печать нотариуса, статья 11 дополнена основанием лишения лицензии в случае: «установления факта использования печати нотариуса и подписания нотариального акта за нотариуса помощником и (или) стажером нотариуса».

Перечень прав нотариусов расширен с целью стимулирования их деятельности. Нотариусам предоставлено право избираться (назначаться) арбитром в арбитражном разбирательстве.

Сопутствующий Закон не обошел стороной и обязанности нотариусов, расширив их. Так, нотариус обязан сдать печать в территориальный орган юстиции в случаях, когда приостановлено действие его лицензии либо действие лицензии прекращено. Вводится данное положение в целях недопущения совершения нотариальных действий в этот период.

Предусматривается обязанность известить в течение пяти рабочих дней территориальный орган юстиции и нотариальную палату в случае неосуществления нотариальной деятельности в течение одного месяца. Введение указанной обязанности позволит облегчить территориальной нотариальной палате и территориальному органу юстиции поиск нотариусов в случае необходимости проведения проверок по поступившим обращениям на их действия граждан.

На современном этапе актуализируются проблемы, связанные с объективным повышением квалификационных требований к качеству специалистов любого уровня; безусловно, нотариальное сообщество, где такие требования максимально высокие, не может остаться в стороне от них.

В целях повышения качества нотариальных услуг вводится обязанность по повышению квалификации нотариусов, а также предусматривается ответственность за ее несоблюдение в виде приостановления лицензии на занятие нотариальной деятельностью.

Полагаем, что только благодаря постоянной заботе о повышении квалификации нотариус сможет успешно исполнять роль беспристрастного советника и ручаться за составление только таких нотариальных актов, содержание которых в полной мере отвечало бы девизу «Lex est quodcumque notamus» («Удостоверенное нотариусом — закон»). [2, с.9]

Дисциплинарная ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой

Необходимо отметить, что вопрос о дисциплинарной ответственности нотариуса действующий Закон «О нотариате» не регулировал, а только упоминал о ней в статье 24. В связи с этим, имели место противоречивые практики привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных обязанностей. Сопутствующий Закон устраняет такую коллизию, закрепляя в пункте 2 статьи 24 что «нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики привлекается к ответственности нотариальной палатой в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Кодексом этики нотариуса». Кроме этого Закон дополнен статьей 24-1 закрепляющий орган, рассматривающий жалобы (дисциплинарная комиссия), сроки рассмотрения жалоб, меры дисциплинарного взыскания, порядок принятия решений, порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

Территориальные нотариальные палаты

Нотариальная палата, являясь одним из субъектов института нотариата, выполняет функции по координации, самоорганизации, деятельности частных нотариусов. При этом согласно Плану по переходу в саморегулирование нотариальные палаты должны стать саморегулируемыми организациями к 2020 году . Придание нотариальным палатам такого статуса будет отражать интересы общества и государства.

В связи с этим уже сейчас осуществляется поэтапная передача нотариальной палате функций по: организации прохождения стажировки на занятие нотариальной деятельностью, с обязательным утверждением заключения по итогам стажировки; определению территории деятельности частного нотариуса в пределах нотариального округа, с последующим информированием населения об этом; о рганизации профессионального обучения нотариусов.

Были внесены дополнения, уточнившие порядок избрания, сроки осуществления полномочий органов управления, а также сами полномочия нотариальной палаты и правления нотариальной палаты.

В целях обеспечения сменяемости председателей нотариальных палат законом вводится норма, устанавливающая, что одно и то же лицо не может занимать должность председателя Республиканской или территориальной нотариальной палаты более одного срока.

Мы согласны с тем, что ротация кадров — это один из эффективных методов повышения профессионализма кадров, дающий возможность применения накопленного опыта на новом месте, использования передовых методов управления на практике. Это также хорошая возможность получения нового опыта, новых перспектив. В тоже время полагаем, что более продолжительный, чем один срок, занятия должности председателя нотариальных палат способствует повышению качества регулирования и менеджмента организации нотариальной деятельности. Что правильнее и лучше для нотариального сообщества покажет время.

Вместе с тем, Закон обратной силы не имеет. Он определяет порядок приведения деятельности в соответствии с требованиями Закона, включая порядок избрания председателей, формирования органов управления нотариальных палат, Республиканской нотариальной палаты, и подлежат перерегистрации в органах юстиции в течение шести месяцев со дня введения в действие. В связи с чем, действующие председатели территориальных нотариальных палат могут баллотироваться на должность председателя и быть избранными, в случае если им будет оказано доверие.

Контроль за деятельностью нотариусов

В целях устранения в действующем законодательстве имеющихся коллизий по вопросам осуществления контроля за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, требований законодательства Республики Казахстан и правил делопроизводства была изменена редакция пункта 2 статьи 31 Закона «О нотариате». Нотариальная палата исключена из перечня органов осуществляющих такой контроль. Единственным органом, который теперь будет осуществлять проверки деятельности нотариусов — территориальный орган юстиции.

В настоящее время территориальные нотариальные палаты, отстраненные от проверок, не имеют возможности проведения обобщений нотариальной практики по результатам проверок. Вместе с тем, органы юстиции в отношении нотариусов проводят выборочные, внеплановые проверки которые являются не достаточными для профессионального контроля в отношении деятельности нотариуса, отсутствует их систематичность.

В тоже время Республиканская нотариальная палата неоднократно отмечала, что в отношении контроля за деятельностью нотариусов необходимо предусмотреть сбалансированное сочетание саморегулирования и государственного контроля. [1, с.17]

Содержание пункта 1 статьи 58 приведено в соответствие с пунктом 1 статьи 167 Гражданского Кодекса Республики Казахстан. Согласно этой норме доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному), в порядке унификации законодательства.

Пункт 3 статьи 70 уточняется порядок выдачи свидетельства о праве на наследство, в случае если в наследство входит различное имущество.

Кроме того, исключены положения статьи 75 Закона «О нотариате» противоречащие конституционному принципу защиты права собственности. Указанные положения необоснованно допускают ограничение права собственности нотариусами путем наложения и снятия запрещений отчуждения имущества без решения суда.

Кодекс этики нотариуса

Изменено название нормативного акта, закрепляющего нормы профессионального поведения нотариуса с « Кодекса чести нотариуса » на «Кодекс этики нотариуса» как более благозвучный, терминологически верный и соответствующий содержанию документа.

В тоже время, вышеуказанные изменения и дополнения не устранили всех имеющихся проблем института нотариата. Не получили своего разрешения такие вопросы как: введение на территории Республики Казахстан единой организационной правовой формы нотариата (частный), введение понятия нотариального акта и придание ему доказательственной силы, пересмотр существующей системы оплаты труда нотариусов, пересмотр подходов по освобождению от оплаты за совершенные нотариальные действия, введение обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью и другие.

В связи с этим полагаем, что в настоящее время институт нотариата, являющийся неотъемлемой частью правовой инфраструктуры и относящийся к ряду правозащитных институтов, нуждается в кардинальном реформировании, необходимом для совершенствования своего нормативного, правового, организационного, финансового и информационно-технического обеспечения.

Список использованной литературы:

1. Жанабилова А. Нотариат в Республике Казахстан: актуальные проблемы// Бюллетень нотариуса, №3, 2017 год. С.15-19

2. Мерлотти М. Нотариат — это инструмент мира // Российская юстиция, № 5, 2003 год. С. 8-10.

www.zakon.kz

Изменения в закон рк о нотариате

Закон
Республики Казахстан

См. о внесении изменений:

Закон РК от 30.11.16 г. № 26-VI (вводится в действие с 1 января 2020 г.)

По всему тексту слова «личной печати», «личную печать», «личных печатей» заменены соответственно словами «печати», «печать», «печатей» в соответствии с Законом РК от 28.06.12 г. № 24-V ( см. стар. ред. )

По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены словами «сел», «сельских», «села», «сельского» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В тексте после слова «Раздел» цифры «I — II» заменены соответственно цифрами «1 — 2» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) ( см. стар. ред. )

По всему тексту слова «отзыва», «отзыву», «Отзыв», «отзыве», «об отзыве» заменены соответственно словами «лишения», «лишению», «Лишение», «лишении», «о лишении» в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. )

РАЗДЕЛ 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

Глава 1. Общие положения

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II; Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан

1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3-1) исключен в соответствии с Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Законодательство о нотариате

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 3. Нотариальная деятельность и ее гарантии

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях и пределах, установленных настоящим Законом, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица.

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. Обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV

4-1. Обязанность соблюдения тайны нотариальных действий распространяется на стажеров и помощников нотариусов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.06.06 г. № 147-III ( см. стар. ред. ) (Текст изменений соответствует официально опубликованному . См. текст проекта Закона ); Законом РК от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )

6. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам органов юстиции по находящимся в их производстве делам исполнительного производства , органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов.

Сведения о нотариальных действиях, необходимые для осуществления адвокатской деятельности, выдаются также по письменному запросу адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя доверителя, обратившегося к нему за юридической помощью.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

7. Лица, умышленно разглашающие сведения о совершенном нотариальном действии, несут ответственность в соответствии с законодательством .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 8 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

8. Юридические лица и должностные лица обязаны представлять нотариусу сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в срок не позднее десяти календарных дней с момента истребования их нотариусом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

9. Сведения о завещаниях, дубликаты и копии завещаний заинтересованным лицам выдаются только после смерти завещателя, если иное не установлено законодательством .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

Статья 4. Нотариальное делопроизводство

1. Нотариальное делопроизводство осуществляется в соответствии с Правилами по нотариальному делопроизводству (далее — Правила ), утверждаемыми Министерством юстиции Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным государственным органом управления архивами и документацией Республики Казахстан с участием Республиканской нотариальной палаты .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Контроль за соблюдением требований Правил осуществляют территориальные органы юстиции и нотариальные палаты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Документы государственных нотариусов подлежат обязательной сдаче в государственный архив в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Документы частных нотариусов подлежат обязательной сдаче в частный нотариальный архив в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Закон дополнен статьей 4-1 в соответствии с Законом РК от 15.07.10 г. № 337-IV

Статья 4-1. Единая нотариальная информационная система

Единая нотариальная информационная система — это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации нотариальной деятельности и взаимодействия органов юстиции и нотариальных палат.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 5. Язык нотариального делопроизводства.

1. Нотариальное делопроизводство ведется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть ему переведены по его просьбе за плату в соответствии со статьей 80 настоящего Закона.

См.: Письмо Республиканской нотариальной палаты РК от 15 марта 2013 года № 1-7/85 «Лица, обратившиеся к нотариусу вправе самостоятельно выбрать язык совершаемого нотариального действия, в связи с чем, нотариусам надлежит осуществлять указанные действия с учетом желания физических и юридических лиц по выбору языка»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Глава 2. Правовое положение нотариуса

В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.98 г. № 302-1; Законом РК от 11.07.01 г. № 235-II (см. стар. ред. ); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред. ); Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

Статья 6. Нотариус в Республике Казахстан

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

1. Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса сроком не менее одного года, аттестацию в аттестационной комиссии юстиции и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Государственным нотариусом является административный государственный служащий, занимающий должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

На государственного нотариуса распространяются требования, указанные в части первой настоящей статьи, за исключением получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.

Нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным.

Нотариусом также не может быть лицо:

освобожденное от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в течение трех лет после наступления таких событий;

уволенное по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, а также освобожденное от должности судьи, в течение одного года со дня увольнения (освобождения);

совершившее административное коррупционное правонарушение, в течение трех лет после наступления таких событий;

уволенное с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия;

лишенное лицензии на право занятия нотариальной деятельностью;

исключенное из реестра палаты юридических консультантов по отрицательным мотивам, если с даты исключения прошло менее трех лет.

См.: Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 13 июня 2012 года № 11-06-24/и-2461 «Методические рекомендации по применению Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 16 января 2012 года»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Совершение нотариальных действий лицами, не имеющими лицензии, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи (за исключением государственного нотариуса и лиц, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 2 статьи 1 настоящего Закона), либо с нарушением иных требований законодательства о нотариате и получение дохода от этих действий влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. Имущественную ответственность за нотариальные действия государственного нотариуса несет территориальный орган юстиции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

Статья 7. Помощники и стажеры нотариуса

1. Нотариус может иметь помощников и стажеров.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Помощником нотариуса может быть только гражданин Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Помощник нотариуса может работать на основе трудового договора у нотариуса, занимающегося частной практикой, или находиться в составе государственной нотариальной конторы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

4. Стажерами нотариуса могут быть граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование.

Стажеры проходят стажировку у нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет.

Лицо, претендующее на право занятия нотариальной деятельностью, заключает договор о прохождении стажировки с нотариальной палатой.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

5. Помощник и стажер вправе по указанию и под ответственность нотариуса выполнять его поручения, которые не должны подменять нотариальную деятельность и могут носить вспомогательный характер по ведению нотариального делопроизводства.

Помощник и стажер не имеют права подписывать за нотариуса нотариальные документы и использовать печать нотариуса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 7 изложен в редакции Закона РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

7. Целью прохождения стажировки является приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий, организации работы нотариуса для последующего получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

8. Стажировку у одного нотариуса могут проходить не более двух стажеров одновременно.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

9. Прохождение стажировки осуществляется по единой программе профессиональной подготовки стажеров, утверждаемой приказом Министра юстиции Республики Казахстан по согласованию с Республиканской нотариальной палатой.

Программа профессиональной подготовки стажеров является обязательной для всех стажеров и должна содержать перечень мероприятий, направленных на приобретение стажером специальных теоретических знаний, практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса, включая изучение профессиональных и этических норм поведения нотариуса, посещение семинарских занятий, организуемых для нотариусов или специально для стажеров.

Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

10. По окончании стажировки нотариус готовит заключение, в котором отражается исполнение программы профессиональной подготовки стажером, которое в течение десяти рабочих дней утверждается нотариальной палатой . В случае неполного освоения стажером программы профессиональной подготовки стажеров ему предоставляется дополнительное время.

Заключение о прохождении стажировки является действительным в течение трех лет после его утверждения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

11. Полное освоение программы профессиональной подготовки стажеров является обязательным условием прохождения стажировки.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

12. Требования настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих стаж работы государственным нотариусом, за исключением освобожденных от занимаемой должности по отрицательным мотивам.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV

Статья 7-1. Аттестационная комиссия юстиции на право занятия нотариальной деятельностью

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Лица, претендующие на право занятия нотариальной деятельностью, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях юстиции на право занятия нотариальной деятельностью, создаваемых в территориальных органах юстиции областей, города республиканского значения и столицы.

Аттестационная комиссия юстиции на право занятия нотариальной деятельностью состоит из семи членов — двух нотариусов, включая председателя нотариальной палаты, двух представителей территориального органа юстиции, ученого-правоведа и двух депутатов маслихата.

Персональный состав аттестационных комиссий юстиции на право занятия нотариальной деятельностью и регламент их работ утверждаются приказами Министра юстиции Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Основными задачами аттестационной комиссии юстиции на право занятия нотариальной деятельностью являются:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1) обеспечение качественного отбора претендентов на получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2) обеспечение открытости и гласности заседаний.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. На заседании аттестационной комиссии юстиции на право занятия нотариальной деятельностью вправе присутствовать представители средств массовой информации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. В целях обеспечения открытости и гласности заседания аттестационной комиссии юстиции на право занятия нотариальной деятельностью осуществляются аудио- и (или) видеозапись либо стенографирование. Стенограмма, аудио- и (или) видеозапись, полученные в ходе заседания, приобщаются к протоколу заседания и хранятся вместе с материалами аттестационной комиссии юстиции на право занятия нотариальной деятельностью.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Закон дополнен статьей 7-2 в соответствии с Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV

Статья 7-2. Порядок и условия проведения аттестации

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

1. Порядок и условия проведения тестирования лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие нотариальной деятельностью, определяются правилами , утверждаемыми Министерством юстиции Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Лицо, претендующее на право занятия нотариальной деятельностью, после прохождения стажировки направляет заявление по месту жительства в соответствующую аттестационную комиссию юстиции на право занятия нотариальной деятельностью о допуске его к аттестации через территориальные органы юстиции областей, города республиканского значения и столицы с приложением документов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. В случае ненадлежащего оформления либо представления неполного пакета документов заявление вместе с представленными им документами возвращается территориальными органами юстиции областей, города республиканского значения и столицы претенденту без рассмотрения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления с письменным уведомлением о причине возврата.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом.

В случае отказа в допуске к аттестации территориальные органы юстиции областей, города республиканского значения и столицы направляют претенденту мотивированное решение не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления.

Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в суде в установленном законом порядке.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Претендент, допущенный к аттестации, письменно уведомляется территориальными органами юстиции областей, города республиканского значения и столицы о месте, дате, времени, порядке проведения аттестации не позднее, чем за десять календарных дней до ее проведения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Аттестация проводится аттестационной комиссией юстиции на право занятия нотариальной деятельностью по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

7. Аттестация состоит из двух этапов:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1) сдача компьютерного теста на знание законодательства Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2) выполнение устного задания по экзаменационным билетам.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

8. Претендент вправе по своему выбору пройти тестирование на казахском или русском языке.

Тестирование проводится с использованием компьютерной техники.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

9. По результатам аттестации аттестационная комиссия юстиции на право занятия нотариальной деятельностью выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации не позднее следующего дня после проведения аттестации.

Решение комиссии об аттестации является действительным в течение трех лет с момента вынесения.

Решение аттестационной комиссии юстиции может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

10. При прохождении аттестации не допускается использование претендентом справочной, специальной и прочей литературы, средств связи, а также каких-либо записей.

В случае нарушения указанных требований претендент отстраняется от аттестации аттестационной комиссией юстиции на право занятия нотариальной деятельностью.

Претендент, отстраненный от аттестации, вправе повторно подать заявление о допуске к аттестации в порядке, предусмотренном настоящим Законом, по истечении трех месяцев со дня вынесения решения аттестационной комиссией юстиции на право занятия нотариальной деятельностью.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

11. Претендент, не явившийся на аттестацию по уважительной причине, вызывается на следующее заседание аттестационной комиссии юстиции, на право занятия нотариальной деятельностью в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

В случае повторной неявки претендента его заявление остается без рассмотрения и возвращается вместе с представленными им документами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.98 г. № 302-1; Законом РК от 11.07.01 г. № 235-II (см. стар. ред. ); Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV ( см. стар. ред. )

Статья 8. Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью

1. Лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью (лицензия нотариуса), выданная Министерством юстиции Республики Казахстан по итогам аттестации, уполномочивает частного нотариуса на совершение нотариальных действий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Перечень документов, необходимых для получения лицензии нотариуса, сроки и порядок выдачи лицензии устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

3. Лицензия нотариуса выдается без ограничения срока и действует на всей территории Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. За выдачу лицензии нотариуса взимается сбор, размер и порядок уплаты которого определяется налоговым законодательством .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Министерство юстиции Республики Казахстан ведет Государственный реестр лицензий на право занятия нотариальной деятельностью и публикует в ведомственном печатном органе сведения о лицах, которым выданы лицензии на осуществление нотариальной деятельности, с указанием:

1) фамилии, имени, отчества нотариуса;

2) даты выдачи лицензии и ее номера.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Лица, сдавшие квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан или в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан , постоянные судьи и лица, работавшие постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей, а также государственные нотариусы вправе получить лицензию на осуществление нотариальной деятельности без прохождения аттестации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В статью 9 внесены изменения в соответстии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V( см. стар. ред. )

Статья 9. Отказ в выдаче лицензии нотариуса

1. Основания отказа в выдаче лицензии нотариуса устанавливаются Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. При отказе в выдаче лицензии нотариуса заявителю дается мотивированное решение в письменной форме с указанием причин отказа в течение трех дней со дня его принятия.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Решение об отказе может быть обжаловано в суде.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.05.03 г. № 408-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV ( см. стар. ред. )

Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

1. Приостановление действия лицензии нотариуса производится решением Министерства юстиции Республики Казахстан на основании представлений территориальных органов юстиции, нотариальных палат, органов прокуратуры.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.18 г. № 177-VI ( см. стар. ред. )

2. Действие лицензии нотариуса приостанавливается сроком до шести месяцев в следующих случаях:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1) возбуждения искового производства по лишению лицензии на право занятия нотариальной деятельностью;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2) утверждения прокурором обвинительного акта в отношении нотариуса по уголовному делу, протокола об уголовном проступке и принятия решения о направлении уголовного дела в суд по соответствующей статье (статьям) уголовного закона, окончания досудебного расследования заключением процессуального соглашения в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 617 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3) несообщения нотариусом в течение месяца в территориальный орган юстиции сведений об изменении им фамилии, имени, отчества (при его наличии);

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4) нарушения нотариусом территории деятельности, определенной ему в соответствии с настоящим Законом;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5) нарушения нотариусом законодательства Республики Казахстан при совершении нотариальных действий, повлекших нарушение прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6) фактического отсутствия помещения нотариуса по адресу, указанному в уведомлении нотариуса о начале осуществления нотариальной деятельности;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

7) несоблюдения нотариусом требований пункта 4 статьи 15 настоящего Закона;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

8) несоблюдения ограничений, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

9) если нотариус не приступил к практической нотариальной деятельности по истечении трех месяцев со дня уведомления о начале осуществления нотариальной деятельности;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

10) несоблюдения нотариусом требования подпункта 11) пункта 1 статьи 18 настоящего Закона.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.18 г. № 177-VI

2-1. Помимо общих оснований, предусмотренных законами Республики Казахстан, действие лицензии нотариуса приостанавливается на период:

1) занятия предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

online.zakon.kz

Это интересно:

  • Как подать заявление о замене паспорта в 45 лет Пакет документов для замены паспорта в 45 и 20 лет - процедура обмена онлайн через интернет. С заменой общегражданского паспорта сталкивается каждый гражданин, достигший 20-ти или 45-ти лет. Расскажем в статье, как происходит замена […]
  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действия нотариусами Инструкция о порядке совершения нотариальных действия нотариусами В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или […]
  • Фз о праве собственности в рф С сегодняшнего дня свидетельства о праве собственности на недвижимость выдаваться не будут Подтвердить свое право собственности на недвижимый объект теперь можно будет только выпиской из Единого государственного реестра прав на […]
  • Закон от 15081996 г 114-фз Закон от 15081996 г 114-фз Пограничное управление ФСБ России по Чукотскому автономному округу (в/ч 2254 в Анадыре)- ул. Отке д.46-б тел.(8-42722) 2-53-62 Миграционная служба Чукотского автономного округа - тел. в Анадыре (8-42722) […]
  • Не проведена экспертиза промышленной безопасности Не проведена экспертиза промышленной безопасности Целями государственной политики в области промышленной безопасности является [. ] решение задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства В […]
  • Предусмотренного ст 290 ук рф Предусмотренного ст 290 ук рф Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это […]