История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Образование судов в Российской империи

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече — собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев «Новгородское вече»

В Московской Руси в XV-XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.

Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году, было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.

Судебник Ивана III. Заглавный лист

При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г.), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г. новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение».

«Уложение» царя Алексея Михайловича

Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.

Суд при Петре I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую — на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд. От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II

В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Судебная реформа 1864 года в России.

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь, в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов «Портрет императора Николая II»

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

www.rosimperija.info

История о образовании суда

История Нижегородского областного суда

Нижегородский областной суд располагается в доме №17, находящемся на улице Большая Покровская. Дом этот относится к концу девятнадцатого века и обладает уникальной историей.

Первоначально на этом месте располагался дом нижегородского генерал-губернатора Михаила Петровича Бутурлина, гостем которого 2 и 3 сентября 1833 года стал А.С. Пушкин. Последний, находясь в Нижнем Новгороде проездом, «квартировал, – по воспоминаниям современников поэта, – в номерах Дивулина на Благовещенской площади». Пушкин направлялся в Оренбург за материалом для «Истории пугачёвского бунта». Тридцатичетырёхлетний гость из столицы, в модном платье, с хорошими манерами и превосходно поставленной речью, был принят Бутурлиным и его супругой, Анной Петровной, за важного чиновника, который наверняка приехал с ревизией или секретным поручением. Визит вежливости, нанесённый Пушкиным 2 сентября, обернулся приглашением на званый обед в следующий же день. По выезде гостя из города Бутурлин послал курьера к оренбургскому губернатору Василию Алексеевичу Перовскому с письмом-предупреждением, которое последний вскоре будет читать вместе со своим давним приятелем Александром Пушкиным. Новый анекдот о российских чиновниках, с ним самим приключившийся, Пушкин вскоре перескажет Н.В. Гоголю, а тот использует рассказанную поэтом историю как сюжет для своей новой пьесы, вошедшей в историю мировой литературы под названием «Ревизор».

Переезд резиденции губернатора в кремль во многом определил судьбу здания, присмотр за которым постепенно сошёл на нет. Наиболее значительную роль в судьбе Нижегородского края сыграл 1896 год. Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка должна была, по мысли устроителей, продемонстрировать миру силу Российской империи. К этому событию ещё в 1888 году российское Министерство юстиции задумало перестроить здание губернаторского дома, оборудовав его под окружной суд. Разобрать фасады и планы было поручено губернскому архитектору Василию Николаевичу Брюхатову (1852-1894), двумя годами раньше спроектировавшему церковь Всех Скорбящих. В 1894 году развернулось строительство по проекту Брюхатова, к сожалению, не дожившего до окончания работ.

В период выставки новый дом был определён под гостиницу, здесь же проходила знаменитая встреча журналистов («обед прессы»), в котором принял участие молодой Максим Горький, работавший в то время в редакции «Нижегородского листка». Вид Нижегородского окружного суда начала 1900-х годов сохранился на фотографии знаменитого мастера и «первейшего друга» Горького и Шаляпина – Максима Петровича Дмитриева. У Дмитриева есть и единственный снимок внутреннего убранства одного из залов судебного заседания: под потолком ярко освещённого помещения висит массивная люстра, на окнах – ламбрекены, за спинами отправляющих правосудие лиц – портрет императора Николая II в полный рост, в красном углу – икона. В зале многолюдно, присутствующие со вниманием следят за ходом судебного разбирательства. Возможно, именно так проходил в 1902 году знаменитый процесс над участниками первомайских демонстраций в Сормове и Нижнем Новгороде. Среди подсудимых был и знаменитый Пётр Заломов – прообраз известного горьковского героя Павла Власова, – наказанием которому стала пожизненная ссылка в Сибирь.

Поворотный для истории страны 1917 год сметёт со здания суда герб монарха – правосудие новой России поселится здесь восемью годами позднее. 5 декабря 1917 года специальным Декретом «О суде» (№1) были упразднены существовавшие ранее суды: окружные, военные и морские, коммерческие суды, судебные палаты, институты судебных следователей и приставов. Этим же Декретом были созданы на местах советские районные суды. Дата 5.XII.1917г. официально считается днём образования советского суда. 31 октября 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР, которым была определена система судебных органов, где вторым звеном были губернские суды. В 1926-1928 годах было проведено районирование: старая система административного устройства, включавшая губернии, уезды и волости, была заменена новой, единицами которой стали области (края), округа и районы. Очевидно, с этого времени Нижегородский губернский суд стал именоваться областным.

Здание суда переживёт и страшные годы репрессий, и бурные годы советского «междуцарствия» и безвластия и вступит в новое время, провозгласившее основным принципом демократические права и свободы Гражданина.

В 2004 году в здании Нижегородского областного суда произошел пожар, после него проведены реставрационные работы и капитальный ремонт.

Укрупнение численного состава судебных коллегий суда, связанное с неуклонным ежегодным ростом количества рассматриваемых дел, логически определило потребность в увеличении площадей, используемых для отправления правосудия. В 2007 году Нижегородскому областному суду был передан дом №1, расположенный на улице Большая Покровская. В здании этом, являющимся ныне памятником архитектуры федерального значения, в разное время располагались и старый театр, и Городская управа, и Временный Совет рабочих депутатов, и Нижегородский Совет рабочих депутатов, и Совет профсоюзов. Сейчас в здании на бывшей Благовещенской площади (площади Минина) располагается коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда.

Вместе с работами по физической реконструкции дома №17 ведётся и работа, направленная на возрождение истории Нижегородского областного суда, восстановление информации, безвозвратно утраченной с течением времени, потерянной в ходе двукратного изменения государственного строя, уничтоженной в ходе пожара и при его тушении.

oblsudnn.ru

История образования и деятельность Спортивного Арбитражного Суда

Сентябрь 18, 2017

В начале 1980-х гг. количество международных споров, связанных со спортивными соревнованиями стало динамично возрастать. Многие из возникших конфликтов разрешить было невозможно из-за отсутствия соответствующего органа, наделенного необходимыми юридическими полномочиями.

В 1981 г. президент МОК Хуан Антонио Самаранч высказал идею о создании спортивно-ориентированной юрисдикции. В следующем году на сессии МОК, проведенной в Риме, эта идея была поддержана международным спортивным сообществом. Рабочую группу по подготовке необходимых уставных документов возглавил судья Киба Мбэй, который был в то время членом Международного суда в Гааге.

В 1983 г. МОК официально ратифицировал уставные документы Спортивного арбитражного суда (САС), которые вступили в силу 30 июня 1984 г. САС стал действующим с этого момента под руководством Президента К. Мбэй и Генерального секретаря Гилберта Шуоара.

Устав САС 1984 г. дополнялся набором процедурных инструкций. Все эти юридические документы были несколько изменены в 1990 г. По вновь введенным правилам САС состоял из 60 членов, назначаемых МОК, НОКами, Международными спортивными федерациями и Президентом МОК (по 15 членов каждый). Все расходы по содержанию САС принимал на себя МОК. В принципе, судебные процедуры были бесплатными, за исключением споров финансового характера, когда стороны могли оплатить часть затрат.

Слушания начинались с попытки достижения примирения. Компромиссный вариант сторонам конфликта предлагал Президент САС. Если предложение не устраивало стороны, начиналась арбитражная процедура.

Помимо арбитражной процедуры Спортивным судом применялась также консультационная практика, открытая для любой спортивной организации или индивидуума. Посредством консультаций САС мог представить свое мнение по поводу любого юридического вопроса относительно любой деятельности, связанной со спортом вообще.

В 1991 г. САС издал Руководящий принцип для арбитража, одним из важнейших пунктов которого стал следующий: «Любой спор, который решается с посредством Спортивного Арбитражного Суда, исключает любое обращение к обычным судам». Помимо этого, «Конфликтующие Стороны обязуются исполнять требования Устава и Инструкций САС, предоставлять оплату за судопроизводство и никоим образом не препятствовать выполнению решения САС». Этот пункт послужил прототипом для последующего создания специальных правил урегулирования споров между различными спортивными организациями и федерациями.

Реформа 1994 года. В феврале 1994 г. наездник лошади по имени Элмар Гундель подал апелляцию в САС на основе арбитражного пункта в уставе Международной федерации конного спорта (FEI), бросая вызов решению, принятого федерацией. Решение, которое было принято FEI по факту допинга лошади, дисквалифицировало наездника на 3 месяца. САС, рассмотрев дело, смягчил наказание – срок дисквалификации был уменьшен с трех до одного месяца.

Элмар Гундель не согласился с этим решением и обратился с апелляцией в швейцарский Федеральный Трибунал, мотивируя это тем, что САС является зависимым от МОК органом и не обеспечивает беспристрастного рассмотрения дел.[1]

Дело Э. Гунделя привело к реформе САС, целью которой было обеспечить независимость суда от МОК в финансовом и организационном плане.

Парижское соглашение. Создание Международного Арбитражного Совета в области спорта (МАСС) было одобрено в Париже 22 июня 1994 г. с подписанием «Соглашения относительно конституции международного Совета Арбитража для Спорта». Это соглашение называют также «Парижское Соглашение». Оно было подписано самыми высокими инстанциями, представляющими спортивный мир – Президентами МОК, Ассоциации Летних Олимпийских Международных Федераций (ASOIF), Ассоциации Международных Зимних Спортивных Федераций (AIWF) и Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (ANOC).

Преамбула Соглашения гласит, что «с целью облегчения решения споров в области спорта, обеспечения защиты прав сторон и абсолютной независимости Спортивного Арбитражного Суда, стороны решили в соответствии со взаимным соглашением создать орган, названный Международным Советом Арбитража для Спорта (МАСС), под эгидой которого САС будет впредь находиться».

Соглашение определило назначение начальных членов МАСС и финансирование САС, которое составило в 2000 г. сумму в 1,8 млн. швейцарских франков.

С тех пор, как Парижское Соглашение было подписано, все Олимпийские международные Федерации, а также большинство Национальных Олимпийских Комитетов признали юрисдикцию САС и включили в свои уставы арбитражный пункт, относящий споры к ведению САС.

Децентрализованные офисы САС. В 1996 г. МАСС создал два постоянных децентрализованных офиса – первый в Сиднее (Австралия), и второй – в Денвере (США). В декабре 1999 г. Денверский офис был перемещен в Нью-Йорк. Эти офисы являются филиалами штаб-квартиры САС в Лозанне (Швейцария) и согласовывают свои процедурные действия с центральным офисом. Создание децентрализованных офисов было необходимо для облегчения доступа к САС спортивной общественности из стран Океании и Северной Америки.

Тогда же, в 1996 г. МАСС начал создавать Спортивные арбитражные суды выездного характера, которые урегулировали в течение 24-часового срока любые споры, возникающие в течение Олимпийских Игр в Атланте. Эти суды были составлены из двух президентов и 12 арбитров, которые постоянно находились на Играх. Специально для Олимпиады действовала простая, гибкая и бесплатная юридическая процедура. За время проведения Олимпиады в Атланте выездные суды САС рассмотрели 6 случаев.

В 1998 г. также действовали два выездных подразделения САС, один из которых был направлен МАСС на зимние Олимпийские Игры в Нагано, а второй – на Игры Содружества наций в Куала-Лумпуре. Оба этих подразделения были организованы почти таким же способом, что и в Атланте (но число арбитров было уменьшено до шести), аналогичной была и юридическая процедура рассмотрения споров.

К САС также обращался европейский Футбольный Союз (UEFA) с целью оперативного рассмотрения споров, возникающих на европейских футбольных чемпионатах, проводившихся в Бельгии и Нидерландах в июне и июле 2000 г. В этом же году выездное подразделение САС работало на Олимпийских Играх в Сиднее (за период проведения Олимпиады мобильным подразделением Арбит-ражного Суда было рассмотрено 15 дел).

Статистика САС. Количество дел, рассматриваемых САС, из года в год растет. Увеличивается со временем и круг вопросов, по которым САС выносит свои решения (см. табл.1 и табл.2).

Случаи, представленные в Спортивный Арбитражный Суд со дня вступления в силу Кодекса спортивного арбитража (22 нояб. 1994 г.)

vadim-galkin.ru

История о образовании суда

Оренбургский гарнизонный военный суд

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военные суды в России прошли большой и сложный путь развития. Их 300-летняя история неразрывно связана со знаменательными вехами государства, судебной системой страны, основными этапами функционирования российской армии.

Первые упоминания о военных судах относятся к началу 17 века, когда регулярной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два воинских формирования – стрелецкие и пушкарские полки. За совершенные преступления ратники судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей. Эти суды были временными, поскольку действовали только в период сбора армии и ведения боевых действий и были обусловлены необходимостью осуществления судебной власти в армии.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов начались в годы правления Петра 1. Этот период в истории ознаменован созданием в России регулярной армии и появлением, специальных военно-судебных и военно-уголовных законов. Разработанный при личном участии Петра 1 Воинский устав содержал специальную главу «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне, а поэтому

Петр I по праву считается основателем российской военно-судебной системы.

Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов:

— высший (генеральный) суд в составе председателя — фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

— низший (полковой) суд в составе председателя — полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

— «скорорешительный суд» — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

При этом к «нижним военным судам» — праобразам современным гарнизонным судам можно отнести учрежденные в 1723 и 1724 годах нижние военные суды в Москве и Санкт-Петербурге.

Следовательно, ныне действующим Московскому и Санкт-Петербургскому гарнизонным военным судам исполняется 285 лет соответственно в 2008 и в 2009 г .г.

В 1867 году в контексте знаменитых Александровских реформ был принят военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями – в Сибири и на Кавказе.

В принципе эта же система сохранена и в современных условиях.

Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и чиновников военного ведомства, имеющих безупречную репутацию. Офицеры военно-судебного ведомства носили военную форму одежды, на них распространялись все льготы и привилегии, принадлежавшие военнослужащим.

Исключительно офицерскими являются должности судей и в настоящее время.

После революции 1917 года, понимая невозможность управления молодым государством с помощью старого государственного аппарата, власть советов полностью его уничтожила и приступила к созданию нового аппарата государственного управления, в том числе и военного. При этом управления военных округов старой царской армии были упразднены и расформированы. Ликвидации подверглись и органы военной юстиции.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 г . в стране были упразднены все общие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а взамен организованы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. В то же время политическая обстановка требовала принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не могли обеспечить оперативное разрешение дел, особенно в условиях боевых действий.

Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии, которые в результате преобразования стали называться военными трибуналами.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов приказом № 94 от 14 октября 1918 г . Революционный военный совет (РВС) Республики учредил Военно-Революционный Трибунал (латинское слово обозначающее – судебная коллегия, суд), переименованный в ноябре 1918 г . в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).

8 декабря того же года состоялось его первое распорядительное заседание и именно эту дату принято считать днем образования военных трибуналов — ныне военных судов в новейшей истории.

Первым Председателем РВТР был:

Данишевский Карл Юлий Христианович

Родился 15 мая 1884 года в Добленском уезде Курляндской губернии (Латвия . В 1900 году стал членом РСДРП. В 1903 году окончил Митавское (ныне – город Елгава) реальное училище. В дальнейшем – на нелегальной работе.

В 1918 член Революционного военного совета Республики и комиссар Полевого штаба в городе Серпухове Московской губернии.

С 16 ноября 1918 года по 26 апреля 1919 года и С 12 февраля 1920 года по 11 июля 1921 года одновременно – Председатель Революционного военного трибунала при РВС Республики. В дальнейшем на хозяйственной работе в различных Наркомататах СССР.

К декабрю 1918 года был практически завершен процесс формирования системы военных трибуналов в Красной Армии, которая состояла из Революционных Военных Трибуналов армий, Революционных Военных Трибуналов фронтов и Революционного Военного Трибунала Республики. При дивизиях действовали отделы армейских трибуналов.
На первом этапе советского периода отечественной истории существования военных трибуналов, в 20-е годы ХХ в., они рассматривали дела о воинских преступлениях (дезертирстве, мародерстве, неисполнении боевых приказов и т.п.) и контрреволюционных деяниях (измена Родине, предательство, саботаж).

Дела о совершении общеуголовных преступлений (кражах, грабежах, изнасилованиях, хулиганстве) военным судам подсудны не были, такие деяния рассматривали народные суды. Но эта практика не прошла проверку временем и все категории дел, а в отношении военнослужащих в дальнейшем стали подсудны военным судам.

Деятельность Революционных Военных Трибуналов с января по ноябрь 1919 года регламентировалась Положением «О революционных военных трибуналах» от 4 февраля 1919 года, принятым Революционным Военным Советом Республики и «Инструкцией революционным военным трибуналам фронтов и армий» от 8 января 1919 года, утвержденной Революционным Военным Трибуналом при Революционном Военном Совете Республики.

Согласно этим нормативным документам Революционные Военные Трибуналы являлись органами соответствующего Революционного Военного Совета, которому были политически подчинены, и который покрывал все расходы трибунала. Председатель Революционного Военного Трибунала Республики был наделен правом смещать председателей и членов армейских и фронтовых трибуналов, и назначать временно исполняющих обязанности, сообщив об этом соответствующим армейским и фронтовым Революционным Военным Советам.

Приговоры Революционных Военных Трибуналов были окончательными, обжалованию ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не подлежали и приводились в исполнение в течение 24 часов.

Трибуналам предоставлялось ни чем не ограниченное право в определении меры репрессии.

Вместе с тем судьи военных трибуналов, очень принципиально подходили к вопросу назначения меры наказания.

К примеру, в 1920 году к смертной казни было приговорено 5,4% осужденных, оправдано около 17%, а к 23% применено условное осуждение.

Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 г . «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» была создана Военная коллегия Верховного Трибунала ВЦИК, которая инспектировала местные реввоентрибуналы, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел. В соответствии с указанным постановлением Реввоентрибуналы продолжали действовать только там, где ещё не окончились бои с остатками различных белогвардейских и бандитских групп. В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР и с этого времени является вышестоящей судебной инстанцией для военных судов.

В 20 — 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных трибуналов.

Сказанное не означает, что военные трибуналы во всех случаях шли на поводу у обвинительных органов. Они не мирились с нарушениями законности, принимали принципиальные решения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств. Для многих такая принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х. Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и другие работники.

Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на их деятельности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г . «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны — быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию.

При этом все приговоры военных трибуналов о высшей мере наказания – расстреле, в течение суток докладывались в военную коллегию Верховного Суда СССР и приводились в исполнение, только при отсутствии протеста со стороны ее Председателя, что предусматривалось ранее действующим УПК.

Всего за годы Великой Отечественной войны военными трибуналами было рассмотрено более 900 тыс. уголовных дел. Большинство из которых непосредственно в воинских частях. При этом более 400 тыс. осужденным (конкретно 427.910 чел., с момента создания штрафных подразделений до их расформирования в 1942- 45 г .г., т.е. 1.24 процента от общей суммарной численности Красной Армии за период войны 34.496.700 военнослужащих) была предоставлена возможность искупить свою вину в действующей армии и они были направлены в штрафные роты и батальоны, которые были созданы в соответствии с приказом НКО СССР № 227 от 28 июля 1942 года, более известного под названием «Ни шагу назад» и являющихся прообразом послевоенных дисциплинарных батальонов и современных ДВЧ.

После окончания Великой Отечественной войны трибуналы продолжали рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в 1946 году к высшей мере наказания был осужден изменник Родины генерал Власов и 11 его ближайших подручных. В январе 1947 г . ВК ВС СССР был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро и Доманова, командира «дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, вставших на сторону Гитлеровской Германии, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц Гельмута и других нацистских преступников.

Зал заседаний Нюрнбергского трибунала.

В период с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года проходили заседания созданного странами победительницами международного трибунала над фашистскими преступниками в г. Нюрнберге. В его работе принимал участие в качестве судьи от СССР заместитель представителя ВК ВС СССР генерал-майор юстиции Никитченко И.Т. и его помощник подполковник Волков А.Ф.
Трибуналом на 403 судебных заседаниях были допрошены 19 подсудимых, 33 свидетеля обвинения, 61 свидетель защиты, оглашены 1809 письменных показаний других свидетелей, а так же 6 отчетов с рюзюме показаний более 280 тыс. показаний по делу политического руководства Третьего рейха, СС, СА, СД, ГШ и ОКВ, Гестапо и исследовано множество других доказательств.
30 сентября и 1 октября 1946 года был провозглашен приговор которым фашистские преступники Генинг, Риббентропп, Кейтель, Кальтенбруннер, Йодль, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Зейс-Инкварт и заочно Борман, были приговорены к смертной казни через повешение. При этом Никитченко И.Т. выразил особое мнение на оправдание Шахта, Папена и Фриче, а так же осуждение Гесса к пожизненному лишению свободы.
В декабре 1949 года в г. Хабаровске, военным трибуналом Приморского военного округа рассматривалось уголовное дело над военными преступниками Императорской Японии. Перед судом предстали 12 человек, в том числе бывший командующий Квантунской армией генерал Ямадо и 5 генералов из так называемого «отряда 731» во главе с генерал-лейтенантом Кадзицука, созданного для подготовки к бактериологической войне против Советского Союза, МНР и Китая.
Одним из руководителей Военной коллегии в послевоенные годы был генерал-лейтенант юстиции Чепцов А.А.
Большая работа была проделана военными трибуналами в эти годы по реабилитации лиц незаконно осужденных в 30-40 годы.
Одним из организаторов данной работы являлся председатель Военной коллегии генерал-лейтенант Борисоглебский В.В.
Так, военными трибуналами были реабилитированы врачи — академики М.С. Вовси, В.Н. Виноградов и др., которые обвинялись в террористической деятельности, якобы умышленном умерщвлении путем неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова, и которые старались вывести из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и др.

Принципиальные изменения произошли после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, когда в 1953 г . в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. Стала налаживаться работа по приведению советского законодательства в соответствие с международными принципами. Логическим заключением данной работы стало принятие в 1958 году нового «Положения о военных трибуналах», «Основ законодательства СССР», в 60-ых годах нового УК РСФСР и УПК РСФСР, которые явились новым этапом в развитии юридического права нашей страны.

С принятием в 1958 г . нового «Положения о военных трибуналах» существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. При этом Военной коллегии ВС СССР стали подсудны дела исключительной важности. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Согласно этим правилам подсудности дел Военная коллегия рассмотрела в августе 1960 г . «громкое» уголовное дело в отношении американского летчика шпиона Френсиса Г. Пауэрса, а в мае 1963 г . — дело по обвинению гражданина СССР офицера Пеньковского и подданного Великобритании Винна в шпионаже.

Военные трибуналы в советский период отечественной истории при осуществлении правосудия были призваны «вести борьбу с посягательствами на безопасность страны, боеспособность и боеготовность ее Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (согласно ст. 2 Положения о военных трибуналах 1980 г .)

Они, как в прочем и в настоящее время, неразрывно связаны с Вооруженными Силами и создаются по месту дислокации воинских частей от Курильских островов и Камчатки на Дальнем востоке, где находятся гарнизоны Камень Рыболов и бухта Провидения, до Черняховска и Балтийска на западе, в Калининградской области. Создавались они и в местах дислокации войск за границей в Республике Афганистан, во Въетнаме, на Кубе и в Монголии, а так же в группах советских войск в странах Восточной Европы. И в настоящее время 5 гарнизонных военных судов находятся за территорией РФ в Республике Казахстан, Таджикистан, Армения и Преднестровье.

В числе первых судебных органов РФ в Чеченской республике был организован Грозненский гарнизонный военный суд, а до его создания с момента ввода на ее территорию российских войск, для проведения контртеррористической операции, правосудие там осуществляли Владикавказский и Махачкалинский военные суды.

Указанная специфика обеспечивала комплектование военных трибуналов в 70-90 годах квалифицированными офицерскими кадрами, отличавшимися высокой дисциплинированностью, ответственностью и оперативностью в работе. На должности судей Военной коллегии ВС СССР подбирались кандидаты только из числа лучших офицеров и генералов, которые имели большой опыт судебной работы и прошли в военных трибуналах все должностные ступени. Судебные решения по уголовным делам, принимаемые Военной коллегией, соответствовали букве и духу закона, а качество их изложения нередко характеризовалось как образцовое. Об оценке качественного состава работников Военной коллегии в последние годы советского периода свидетельствуют факты их привлечения к участию в рассмотрении наиболее сложных и значимых дел, находившихся в производстве Верховного Суда СССР.

Рассматривалось ВК ВС РФ и первое «громкое» дело в постсоветский период, так называемое дело «ГКЧП».

Многие судьи военных трибуналов являлись фронтовиками, участниками боевых действий в зонах вооруженных конфликтов в Афганистане, Чечне и Таджикистане и награждены орденами и медалями СССР и РФ.

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления.

Начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию с сохранением исторических традиций.

Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г . № 14 и нормы Закона РФ от 27 апреля 1993 г . «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Их количество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г . военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г . их стало уже 13500, а в 2005 году – более 90 тыс. связанных в основном с выплатой командировочных в иностранной валюте миротворцам в зонах вооруженных конфликтов, боевых за участие в КТО в Чечне, денежной компенсации за вещевое имущество и многие другие.

23 октября 1996 г . принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды

Следующим по хронологии и наиболее значимым событием в современной истории военных судов и Военной коллегии стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации».

Принятию этих законов и сохранению военно-судебной системы напрямую в значительной степени способствовала позиция Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ в то время, генерал-полковника юстиции Петухова Н.А.

Петухов Николай Александрович

Родился 8 августа 1938 года в селе Никольском Кузоватовского района Ульяновской области. В 1958 году окончил – Рязанское Краснознаменное военное училище имени К.Е.Ворошилова и проходил службу в войсках. С сентября 1961 по июнь 1965 года – слушатель военно-юридического отделения ВПА имени В.И.Ленина. С 1965 по 1975 год член военного трибунала гарнизона, МВО, зам.председателя ВТ МГ.

В сентябре 1976 года прикомандирован к ЦК КПСС с

оставлением в кадрах Советской Армии.

С 12 апреля 1984 года по 5 июля 1989 года – судья Верховного Суда Союза ССР — член Военной коллегии.

С 6 июля 1989 года по 22 января 2004 года – судья Верховного Суда СССР и РФ — Председатель Военной коллегии.
Уволен в запас в мае 2004 года.

По-новому определив задачи военных судов, подсудность, структуру, порядок комплектования их кадрами, финансирование, материально-техническое обеспечение, этот закон поставил военные суды и Военную коллегию на принципиально иной, более высокий уровень их развития.

Закон закрепил, что военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти. в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система военных судов строится по территориальному принципу на условиях, обеспечивающих доступ военнослужащих и других граждан к правосудию, и состоит из гарнизонных (суды первой инстанции) и окружных (флотских) военных судов (суды кассационной и надзорной инстанций). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандировываются к судам.

Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст. 4 этого закона основными задачами военных судов являются обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, военные суды превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью и данное направление в их работе стало основным.

24 ноября 2004 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателем Военной коллегии был назначен генерал-майор юстиции Петроченков А.Я.

Петроченков Анатолий Яковлевич

Родился 30 октября 1942 года в деревне Кунцово Кардымовского района Смоленской области.

В 1966 году окончил Тамбовское артиллерийско-техническое училище и проходил службу в войсках.

В 1968 — 1972 годах – слушатель военно-юридического факультета ВПА имени В.И.Ленина.

С 1972 по 1989 год член военного трибунала гарнизона, округа, председатель военного трибунала флотилии и округа.

С 6 июля 1989 года по 24 ноября 2004 года – судья Верховного Суда СССР и РФ — член Военной коллегии (председательствующий судебного состава). В дальнейшем Петроченкову А.Я. было присвоены воинские звания генерал-лейтенант и генерал-полковник юстиции.

Все вопросы финансирования и материально-технического обеспечения военных судов и Военной коллегии, были переданы из Министерства обороны в Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

В мае 2005 года в Москве состоялось расширенное совещание председателей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов. На совещании были подведены итоги реформирования военно-судебной системы и результаты работы военных судов в последние годы, обсуждались актуальные проблемы, стоящие перед военными судами, планировалась дальнейшая работа по совершенствованию их деятельности.

В работе совещания принимали участие руководители Верховного Суда РФ и Судебного департамента, Главной военной прокуратуры, депутаты Государственной Думы РФ и представители Администрации Президента России.

В настоящий момент идет этап реформирования системы военных судов. В 2008 году в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в ФКЗ «О военных судах РФ», предусматривающий изменение действующего порядка комплектования судов и как один из вариантов, приостановление военной службы, который должен положительно сказаться на усилении независимости судебной власти.

Пресс — служба Оренбургского гарнизонного военного суда.

orenburgskygvs.orb.sudrf.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]