В России могут ввести институт предварительного налогового разъяснения

В Госдуме обсудили основные направления налоговой политики в РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Значимость публичного обсуждения отметил руководитель ФНС России Михаил Мишустин. «Выработка оптимальной налоговой политики, позволяющей даже в непростых экономических условиях формировать доходы бюджета страны, невозможна без публичного обсуждения и учета различных мнений и оценок всех участников этого процесса», – подчеркнул он.

В ходе слушаний были высказаны предложения по совершенствованию налогового администрирования. Среди них, в частности:

  • введение в налоговое законодательство понятия «Личный кабинет налогоплательщика» и закрепление за ним статуса официального полноценного «канала связи» между налогоплательщиком и налоговым органом. Предполагается, что принятие этой инициативы позволит значительно сократить время и снизить трудозатраты налогоплательщиков на взаимодействие с налоговыми органами; сократить издержки налогового органа на обработку и анализ документов и информации, поступающих от налогоплательщиков; обеспечить качественный уровень налоговых услуг;
  • введение института налогового консультирования. Речь идет о предоставлении налоговыми консультантами качественных, грамотных, доступных и материально гарантированных услуг всем желающим, а не только крупным компаниям;
  • введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Его суть заключается в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы. Ожидается, что такая мера позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, тем самым сократив свои налоговые риски, а также позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика;
  • закрепление в налоговом законодательстве прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, а также механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды. По мнению руководителя ФМС России, такие нормы могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-«однодневок» и уклонению от уплаты налогов и сборов;
  • введение новой формы налогового контроля – горизонтального мониторинга, предусматривающего расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Такой подход направлен на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля – постоянным налоговым мониторингом. Пилотный проект по такому мониторингу был запущен ФНС России в 2013 году.

По сообщению пресс-службы ФНС России, предложенные на публичном обсуждении идеи в части государственной политики в области налогов и сборов станут основой для формирования прогнозируемой и стабильной налоговой системы, инвестиционной привлекательности российской экономики и развития деловой среды.

Кроме того, участники слушаний проанализировали современное состояние налогового администрирования, отметили улучшение его качества. Так, в 2013 году ФНС России обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 3,4 % – 11,3 трлн руб. в условиях стагнации экономики при замедлении до 1,3% прироста ВВП в 2013 году. «За январь-апрель 2014 года в консолидированный бюджет РФ поступило 4,2 трлн руб., что на 12,6% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Наблюдается положительная динамика налоговых платежей по всем видам налогов (налог на прибыль – 110,7%, НДС – 120,5%, НДФЛ – 107,3%, акцизы – 109,4%, НДПИ – 116,4%, имущественные налоги – 108,3%)», – сообщил Мишустин.

В целом указывается, что положения налоговой политики, которые готовятся Минфином России, позволяют ежегодно улучшать качество работы по налоговому администрированию.

www.garant.ru

Тенденции и структура современной налоговой политики в РФ

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт налогов и налогового менеджмента

Кафедра налоговой политики и налогового менеджмента

По дисциплине «Налоговая политика»

На тему: «Тенденции и структура современной налоговой политики в РФ».

Очной формы обучения

Специальности «Налоги и налогообложение»

III курса 1 группы

_____________ Волкова Ю. М.

___________ Кознышева Л. В.

Оглавление

Понятие, сущность и основные виды налоговой политики. 4

Структура налоговой политики РФ. 10

Налоговые системы зарубежных стран. 15

Налоговая система Франции. 15

Налоговая система Германии. 15

Налоговая система Канады. 16

Налоговая система Швеции. 17

Совершенствование налога на добавленную стоимость. 19

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. 22

Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. 23

Налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа). 24

Налог на прибыль. 25

Предложения по совершенствованию налогообложения в РФ. 27

Список использованной литературы. 30

Налоги и их функции отражают реальный базис, то есть объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. Налоговая политика является важнейшим инструментом государственного регулирования, влияет практически на все социально-экономические сферы жизни общества и неразрывно связана с основными элементами государственного управления. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует или сдерживает экономическое развитие, регулирует основные макро – и микроэкономические пропорции.

На протяжении ряда лет, связанных с переходным периодом в развитии экономики России, предпринимались попытки совершенствовать налоговую политику, реформировать налоговые отношения, изменить налоговую систему и сделать ее эффективной.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблема совершенствования, оптимизации налоговой политики остается весьма актуальной и в настоящее время.

Целью курсовой работы является определение основных тенденций современной налоговой политики в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.

Определить структуру налоговой политики.

Проанализировать тенденции современной налоговой политики в Российской Федерации.

Понятие, сущность и основные виды налоговой политики.

История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов. Например, правительства стран могут использовать налоговую систему для перераспределения доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах. В широком она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения — установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет. Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Налоговую политику осуществляют органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией. Если говорить о федеральном уровне власти, то наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.

Не умаляя значимости высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере налогов и сборов. В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

В этой связи следует принять во внимание, что управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов Российской Федерации. Этот федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в т.ч. утверждающие формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, осуществляет организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:

использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

стабильности налоговой системы;

одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов — пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги — важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе — пополнению государственной казны.

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога — объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, — это налоговая стратегия, а на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.

works.doklad.ru

Институт налогов и налоговой политики

Афоризмы:

В этом мире неизбежны только смерть и налоги.

Бенджамин Франклин

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

На городской земле лучше всего растут налоги.

Чарлз Уорнер

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

Гарольд Нар

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Шарль Монтескье

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Пьер Данинос

При нынешних налогах жениться можно и по любви.

Слава богу, что мы не платим налогов с наших долгов.

Вышел июльский номер журнала «Налоговая политика и практика» № 06/2018.
Учредители:

  • Федеральная налоговая служба РФ,
  • Московский налоговый институт,
  • ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы»,
  • ООО «Издательство экономико-правовой литературы».

СОДЕРЖАНИЕ № 7/2018 ЖУРНАЛА «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«Правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ — важный источник для понимания правильного применения норм законодательства о налогах и сборах»

Общее снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в судебном порядке, и увеличение процента дел, по которым судами приняты решения в пользу бюджета, — результат планомерной и целенаправленной работы. Налоговые органы при рассмотрении жалоб опираются на выработанные правовые позиции и судебную практику. Об этом – в интервью с начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворовой

ПЕРСОНА НОМЕРА

Изменения законодательства в части специальных налоговых режимов

О новациях 2018 года и об уменьшении исчисленного налога по УСН, ЕНВД и ПСН на расходы, связанные с приобретением контрольно-кассовой техники, рассказал начальник отдела специальных налоговых режимов Управления налогообложения юридических лиц ФНС России М.А. Садыков.

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

Представление уведомлений об участии в иностранных организациях и о КИК, а также другие вопросы

На вопросы участников вебинара, организованного редакцией журнала «Налоговая политика и практика» совместно с компанией «Такском», ответил заместитель начальника

Управления трансфертного ценообразования ФНС России Е.Ю. Балта.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Разъяснения по актуальным вопросам налогообложения недвижимости

Разъясняются основания для прекращения налогообложения жилых помещений в снесенных многоквартирных домах; особенности налогообложения частей жилых домов, хозяйственных строений и сооружений; налогообложение недвижимого имущества ИП, временно не используемого в коммерческой деятельности, и др.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог

Автор: А.В. Лащёнов, начальник Управления налогообложения имущества ФНС России, государственный советник РФ 3-го класса, к. ю. н., [email protected]

СПРАШИВАЙТЕ — ОТВЕЧАЕМ

Применение онлайн-касс в условиях трансформации законодательства

Начальник организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС России А.А. Батарин разъяснил, для каких категорий пользователей и в каких случаях с 1 июля 2018 г. наступает обязанность применения контрольно-кассовой техники, а также ответил на другие вопросы налогоплательщиков.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Актуальные принципы документооборота электронной первички должны знать все

Разъясняются важные базовые принципы организации оборота электронных первичных документов, которые нужно знать и одинаково понимать как сотрудникам налоговых органов, так и налогоплательщикам.

Ключевые слова: электронный документооборот, первичные документы, электронная подпись

Автор: О.Г. Лапина, советник заместителя руководителя ФНС России, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, [email protected]

ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ

К вопросу о социальной роли НДФЛ в современной России

Действующий порядок исчисления НДФЛ нередко подвергается критике за то, что не отвечает принципу справедливости налогообложения. И в качестве основных причин обычно называются наличие плоской налоговой ставки и отсутствие необлагаемого минимума доходов. Но лучше ли станет, если реформировать этот налог в текущих экономических условиях?

Ключевые слова: НДФЛ, налогообложение доходов, прогрессивная шкала ставок, необлагаемый минимум, налоговая система

Автор: В.В. Громов, старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ, к. э. н., [email protected]

РАБОТА С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

Конфликтные ситуации: основные правила эффективного поведения

Конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в процессе взаимодействия сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков, требуют такого же профессионального подхода, как и все прочие рабочие моменты. Поэтому для их благополучного разрешения нужно действовать по определенным правилам. Подробности — в статье.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, клиентоориентированный подход, качество обслуживания

Л.В. Катышева, руководитель программы «Эффективные коммуникации» ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]

НАЛОГИ: УРОКИ ИСТОРИИ

Специальный военный налог

89 лет назад, 29 июля 1929 г., в Уголовный кодекс РСФСР были внесены дополнения, устанавливающие меры ответственности за неуплату специального военного налога. Но сам налог с граждан, зачисленных в тыловое ополчение, был введен постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 6 ноября 1925 г., хотя еще с 1918 года данный налог существовал в

форме трудовой повинности.

Ключевые слова: налоги, Россия, история, военный налог

Автор: Н.Ф. Поляков, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, д. э. н., [email protected]

ПРАВОВОЙ ОРИЕНТИР

Определение периода обращения векселя со сроком платежа «по предъявлении, но не ранее определенной даты» и суммы дисконта для включения во внереализационные доходы при расчете налога на прибыль организаций

Налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки установил, что налогоплательщик неправильно определил период обращения векселей со сроком платежа «по предъявлении, но не ранее определенной даты» для расчета суммы дисконта, подлежащей включению в состав внереализационных доходов. На этом основании налоговый орган сделал вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доначислил налог, пени и штраф.

Ключевые слова: налоги, споры, налоговая проверка, штраф

Автор: В.Ю. Зибров, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, [email protected]

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Исчисление налога в отношении движимого имущества обособленными подразделениями и по договору лизинга

С 2018 года в разных субъектах РФ действуют различные правила исчисления налога в отношении движимого имущества. В связи с этим налогоплательщики задумались о способах его снижения. Однако шансы на это есть далеко не у всех. Подробности —в статье.

Ключевые слова: налог на имущество организаций, движимое имущество, льгота, лизинговое имущество организаций

Автор: О.А. Курбангалеева, генеральный директор ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»,

к. э. н., [email protected]

Сложные вопросы налогообложения выходных пособий при увольнении работника

Налоговый орган вправе поставить под сомнение экономическую оправданность расходов, если выплаты увольняемым работникам осуществляются в размерах, существенно превышающих предусмотренные трудовым законодательством. Это подтверждает и судебная практика. Подробные разъяснения — в статье.

Ключевые слова: увольнение работника, выходное пособие, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, страховые взносы

Автор: А.В. Миляев, налоговый консультант, [email protected]

Выход из ООО: налогообложение операций у общества и оставшихся участников

Налоговое законодательство не рассматривает разницу между действительной и номинальной стоимостью доли в уставном капитале организации как доход, облагаемый налогом. Тем не менее невключение данной разницы в налоговую базу, по мнению автора, приведет к спорам с контролирующими органами. Подробности — в статье.

Ключевые слова: выплата действительной стоимости доли имуществом; амортизационная премия; выплата доли участнику; исчисление НДС; распределение, продажа и погашение отчужденной доли

Автор: А.Н. Козин, коммерческий директор АО «Фрейт Вилладж Девелопмент», [email protected]

НАЛОГИ И ПРАВО

Налогообложение доходов иностранных организаций, полученных от источников в РФ: обзор судебной практики

Судебная практика по вопросам применения налоговых норм о фактическом получателе доходов в виде дивидендов складывается в пользу налоговых органов. Все рассмотренные судебные решения вынесены с учетом положений международных договоров и их толкования. Подробный анализ — в статье.

Ключевые слова: международный договор, фактический получатель доходов, процентные выплаты, дивиденды, судебная практика

Автор: О.П. Глебова, партнер, аудиторская консалтинговая компания «ЮКОН/эксперты и консультанты», [email protected]

Формальные основания для отмены решения налогового органа по результатам налоговой проверки

Если налогоплательщик не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, принятое налоговым органом решение подлежит отмене. Важно также, чтобы акт проверки был оформлен надлежащим образом. Подробности — в статье.

Ключевые слова: налоговая проверка, решение налогового органа, правонарушение, процедура

Автор: Е.Н. Колесникова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ

Международная практика налогообложения имущества организаций

Рассматриваются особенности налогообложения имущества организаций, в том числе движимого, в развитых и важнейших развивающихся странах, определения налоговой базы на основе бухгалтерской или восстановительной стоимости, а также с учетом амортизации.

Ключевые слова: налог на имущество организаций, налог на машины и оборудование, бухгалтерская стоимость, затратный подход, амортизация

Автор: А.В. Корытин, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики

ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected]

Особенности и перспективы участия Республики Таджикистан в Плане BEPS

Рассматриваются основные последствия и проблемы имплементации налоговых институтов и правовой базы Республики Таджикистан в проект BEPS. Представлены ключевые направления участия страны в преодолении проблем уклонения от налоговых обязательств на международном уровне. Проанализированы позитивные стороны реализации Плана BEPS на национальном уровне, а также возникающие при этом риски.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, BEPS, обмен информацией

www.nalog-i.ru

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
(Институт Гайдара)

Комментарии

О налоговой политике в нефтяном секторе

Объективное ухудшение условий добычи нефти требует применения более совершенных инструментов налогообложения. Наиболее совершенной формой налогообложения добычи нефти является налогообложение чистого дохода, которое может быть реализовано введением специального налога на дополнительный доход (НДД) с прогрессивной налоговой ставкой, определяемой уровнем доходности проекта.

Такой налог обеспечивает: автоматическое приведение налоговой нагрузки в соответствие с конкретными условиями добычи нефти (дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от прибыльности разработки); прогрессивность налогообложения, более полное изъятие природной ренты; благоприятные условия для инвестиций в добычу нефти, включая разработку месторождений с повышенными производственными затратами.

Введение НДД целесообразно для новых нефтяных месторождений, разработка которых требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. На первом этапе для апробации нового механизма налогообложения применение НДД целесообразно распространить на ограниченный круг таких месторождений, в первую очередь на наиболее высокозатратные месторождения, разработка которых не может быть осуществлена в рамках общей налоговой системы.

Применение НДД целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях должен выступать в качестве минимального гарантирующего налога и взиматься по пониженной ставке, например, по адвалорной ставке 15%. Применение НДПИ обеспечит гарантированное поступление доходов государству с момента начала добычи нефти, а также в случаях низких цен на нефть и высоких производственных затрат. Ставку экспортной пошлины на нефть при применении НДД целесообразно установить на нулевом уровне.

По сравнению с действующей налоговой системой налогообложение дополнительного дохода является существенно более сложным с точки зрения налогового администрирования, что создает риск относительного уменьшения доходов государственного бюджета. Необходимыми условиями эффективности НДД являются применение для целей исчисления налога рыночных цен на нефть и организация эффективного контроля затрат налогоплательщиков.

Применение НДД на действующих месторождениях является более сложным с точки зрения налогового администрирования. Для стимулирования более углубленной разработки действующих месторождений, на наш взгляд, целесообразно использование менее сложных налоговых механизмов. Возможным решением является более значительное по сравнению с действующей налоговой системой снижение ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности запасов. Это снизит налоговую нагрузку на поздних стадиях эксплуатации месторождений, будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти.

Ставки налогов на нефтепродукты должны учитывать темпы структурной перестройки налоговой системы в нефтяном секторе. Параллельное снижение акцизов на нефтепродукты позволит полностью или в значительной мере нейтрализовать повышение безналоговых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в результате снижения экспортных пошлин.

В целом могут быть рекомендованы следующие меры государственной налоговой политики по отношению к нефтяному сектору:

  1. Продолжение структурной реформы налоговой системы: повышение экономической роли НДПИ, поэтапное снижение и отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, снижение акцизов на нефтепродукты. Результатом станет сокращение субсидирования нефтеперерабатывающего сектора и стран ЕАЭС, модернизация нефтепереработки, повышение энергоэффективности, рационализация налоговой системы.
  2. Введение на новых месторождениях налога на дополнительный доход, включение в конструкцию налога механизма прогрессивности (прогрессивных налоговых ставок). Это обеспечит прогрессивность налоговой системы, дифференциацию налоговой нагрузки, более полное изъятие природной ренты, создание необходимых условий для инвестиций.
  3. Повышение уровня налогового администрирования для обеспечения эффективности НДД: применение рыночных (не трансфертных) цен на нефть (на первом этапе – расчетных цен), организация эффективного контроля затрат налогоплательщиков, обеспечение квалифицированности и объективности государственного контроля.
  4. Продолжение политики дифференциации налоговой нагрузки на действующих месторождениях: применение пониженных ставок НДПИ и экспортной пошлины для месторождений с повышенными производственными затратами.
  5. Снижение налоговой нагрузки на месторождениях с высокой степенью выработанности запасов: дополнительное снижение ставки НДПИ для таких месторождений будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти.

Юрий Бобылев – к.э.н., зав. лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора

iep.ru

Основные перспективы развития налоговой системы РФ

Секция: Экономика

XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Основные перспективы развития налоговой системы РФ

В последние годы Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики [1, с. 107]. На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране [2, с. 151]. Проблема налогов является одной из наиболее сложных экономических реформ в России.

На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.

Проблем в сфере налогообложения существует слишком много, чтобы можно было решить в том порядке, в котором они были определены отдельными указами и поправками. Только незначительная их часть будет так или иначе решена в ближайшее время.

Создание устойчивой налоговой системы является важнейшей задачей правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит государство при управлении экономикой.

В области налогообложения, конечно же, есть ряд проблем, которые необходимо решить. По-прежнему, присутствует высокая доля теневой экономики и распространены уклонения от налогов. Это подрывает не только систему поступления налоговых доходов в бюджет, но и способствует неравной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в неблагоприятные условия.

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая будет обеспечивать финансовую устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

Так, например, основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес – цели с учетом планируемых изменений в налоговой сфере [6, с. 81]. В ходе последующего трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. В то же время, планируется применять налоговые меры для стимулирования инвестиций, проводить антикризисные налоговые меры, повышать эффективность системы налогового администрирования.

Также в целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

· установить обязанность при реорганизации юридического лица, восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который уже не облагается налогом на добавленную стоимость;

· уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателю в случае перечисления авансовых платежей;

· уточнить порядок определения налоговой базы при реализации права собственности на нежилые помещения;

· ввести обязанность налогоплательщика к возмещению НДС, принятого к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного периода времени.

С 1 января 2016 года были введены трехлетние «надзорные каникулы» для организаций, которые в течение трех лет не имели серьезных нарушений в соответствии с установленными правилами по ведению деятельности. Все требования для определенных видов деятельности будут упорядочены, систематизированы и находится в открытом доступе [4, с. 64].

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт позволит существенно снизить налоговые риски, сыграет важную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом.

Для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предлагается «отказаться от установления новых льгот (включая освобождения от налогообложения, исключения из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Наиболее важными изменениями в системе налогообложения, планируемые на ближайшие годы, являются:

· создание специальных условий для ведения предпринимательской деятельности в области обеспечения социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

· содействие развитию малого предпринимательства;

· противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Для того чтобы предотвратить резкий рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков, планируется предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации введение специальных переходных положений (планируется распределять повышение налога на 4–5 лет, применяя понижающие коэффициенты).

Трудно представить себе эффективную налоговую политику, которая формируется без определения механизма контроля правильности и своевременности уплаты налогов и сборов. В этой связи, состав надзорных органов может пополниться службой предварительного контроля. В данный орган компания сможет обратиться за консультацией еще на стадии подготовки хозяйственных операций и четкого представления ее результатов в налоговой сфере. Также будет сокращен перечень сведений, составляющий налоговую тайну, что положительно скажется на информированности налогоплательщиков по отношению к своим партнерам.

Налоговая политика Российской Федерации формируются на данном этапе Министерством финансов, который публикует ежегодно информацию о планируемых направлениях ее развития, предоставляет данные о том, какой будет налоговая политика в ближайшие два года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы размещен на сетевом ресурсе ведомства в 2015 году. Предполагается, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны. Состояние системы налогообложения при выполнении всех необходимых задач может быть улучшено, путем создания эффективной, конкурентоспособной, устойчивой и, самое главное, удобной налоговой системы.

nauchforum.ru

Это интересно:

  • Расчет пенсии полицейского в 2018 году Расчет пенсии полицейского в 2018 году Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" 2. Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов […]
  • Калькулятор пенсий военнослужащих фсб Калькулятор пенсий военнослужащих фсб Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе от 7 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". 2. Постановлении правительства Российской […]
  • Как посчитать пенсию полицейского Как посчитать пенсию полицейского Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" 2. Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного […]
  • Не пустили за границу из за штрафа С какой задолженностью не выпустят из страны в 2018 году? В последние несколько лет Федеральная служба судебных приставов начала применять к неплательщикам такую исполнительную меру, как временное ограничение на выезд за границу. […]
  • Военная пенсия в 2011 г Индексация военных пенсий заморожена еще на год Соответствующий закон вступит в силу 1 января 2017 года (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ). Продлен мораторий на индексацию пенсий для граждан (в том числе для членов их […]
  • Налог на имущество организаций код периода Разъяснено, какие коды периодов указывать в декларации по налогу на имущество организаций Отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются […]