Право, теория и понятие права

До введения в действие главы «Налог на имущество физических лиц» раздела X «Местные налоги и сборы» части второй НК РФ данный на­лог взимается на основании: положений части первой НК РФ; действую­щей редакции Закона Российской Федерации «Об основах налоговой си­стемы в Российской Федерации» от 27.12.91 № 2118-1 (с измен, на 24.07.2002); Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 (с измен, на 17.07.99) и норма­тивного правового акта представительного органа местного самоуправ­ления о введении налога на территории соответствующего муниципаль­ного образования. Для целей методической помощи в разработке, принятии и применении такого акта в 1999 г. была издана Инструкция МНС РФ «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.99 № 54, носящая рекоменда­тельный характер.
В соответствии с законодательством налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В случаях когда имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится:
• в общей долевой собственности нескольких физических лиц — налогопла­тельщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество на­ходится в общей долевой собственности физических лиц и организаций;
общей совместной собственности нескольких физических лиц — они не­сут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, опреде­ляемое по соглашению между ними.
Объектом налогообложения выступают два вида имущества:
недвижимое жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, находящиеся на территории РФ;
движимое самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок) вне зависимости от национального или юридического статуса их собственников.

Налоговая база по данному налогу определяется на основе стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества либо мощно­сти двигателя, вместимости и иных аналогичных характеристик транс­портных средств.
Налоговая ставка для каждого из видов имущества, признаваемого объектом налогообложения по данному налогу, устанавливается от­дельно. В отношении недвижимого имущества ставки налога устанавливают­ся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимо­сти. При этом ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Стоимость имущества

Ставка налога

до 0,1%

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1 до 0,3%

свыше 500 тыс. руб.

от 0,3 до 2,0%

В отношении движимого имущества (транспортных средств) ставки на­лога также устанавливаются нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления в зависимости от качествен­ных характеристик этих объектов налогообложения. При этом ставки налога не могут превышать установленных законом минимальных раз­меров, которые определены для различных видов объектов налогообло­жения.
Налоговые льготы по данному налогу носят преимущественно соци­альный характер. Так, от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, зани­мающие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечествен­ной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назна­чения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужа­щих частей действующей армии;
лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О соци­альной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радио­активных отходов в реку «Теча»;
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по до­стижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоя­нию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделе­ний особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и воен­ных объектах;
• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не утачи­вается:
пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, уста­новленном пенсионным законодательством РФ;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганис­тане и других странах, в которых велись боевые действия;
родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (вклю­чая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в ка­честве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площа­ди, используемой для организации открытых для посещения негосудар­ственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;
с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерчес­ких объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

От уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л. с. или 7,4 кВт.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является
календарный год.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог исчисляют налоговые орга­
ны. В целях обеспечения этой обязанности органы, осуществляющие
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также
органы технической инвентаризации и организации, осуществляющие
регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта пред­
ставлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления
налогов, по состоянию на 1 января текущего года, а равно сообщать о
расположенном на подведомственной им территории недвижимом иму­
ществе или о зарегистрированных транспортных средствах и их владель­
цах в течение 10 дней после регистрации имущества.
Налоговые органы рассчитывают сумму подлежащего уплате налога и ежегодно, не позднее 1 августа, направляют налогоплательщику налоговое уведомление. Уплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Так как налог является местным, сумма налога зачисляется в бюджет муниципального образования по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

partnerstvo.ru

Налог на имущество физических лиц

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Налог на имущество физических лиц

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщики

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства).

Объект налогообложения

К объектам налогообложения относятся находящиеся в собственности физических лиц жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности в вышеперечисленных видах имущества.

Налоговая база

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость строений по состоянию на 1 января каждого года.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта налогообложения с учетом износа и динамики цен на

строительную продукцию. Определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенными Госстроем СССР. Затем осуществляется перевод в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физлиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества. В то же время, если ставки налога на имущество физлиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.

На федеральном уровне установлены максимальные ставки налогообложения.

Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

До 300 тыс. рублей

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

Свыше 500 тыс. рублей

До 0,1% (включительно)

Свыше 0,1%) до 0,3%о (включительно)

Свыше 0,3%о до 2% (включительно)

В каждом муниципальном образовании действуют свои ставки налогообложения. Муниципалитетам предоставлено право дифференцировать ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Алгоритм исчисления суммы налога по объектам, находящимся в общей долевой собственности, следующий:

СН = И*Д*Cm

  • СН — сумма налога на имущество физических лиц;
  • И — инвентаризационная стоимость имущества на начало налогового периода;
  • Д— размер доли владельца;
  • Cm — ставка налога, исходя из общей инвентаризационной стоимости.

Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу его собственников.

Алгоритм исчисления суммы налога по объектам, находящимся в общей совместной собственности, следующий:

СН = И/К*Cm

  • СН — сумма налога на имущество физических лиц;
  • И — инвентаризационная стоимость имущества на начало налогового периода;
  • К — количество собственников;
  • Cm — ставка налога, исходя из общей инвентаризационной стоимости.

Льготы, установленные в Законе, действуют на всей территории России. Так, освобождены от уплаты налога на имущество:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР;
  • лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на «Чернобыльской АЭС» и аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие российские пенсии;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Также существуют льготы, предоставляемые исходя из вида имущества. Налог на имущество физических лиц не уплачивается:

  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м. и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговый период налога на имущество физических лиц

Налоговый период — календарный год. Отчетных периодов нет.

Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, по состоянию на 1 января текущего года. Сведения должны быть предоставляемы ежегодно не позднее 1 марта.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.

Налоговые уведомления вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за которым исчислен налог.

www.grandars.ru

Налог на имущество физических лиц (9)

Главная > Курсовая работа >Финансы

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЕСАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Налог на имущество физических лиц»

Выполнила студентка 3 курса

181 группы специальности 080109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Халиловой Алины Фаргатовны

Поступила на кафедру

Возвращена на доработку

Допущена к защите

1 . Экономическое содержание налогов

1.1. Характеристика налога на имущество физических лиц 5

1.2 Сущность и назначение налоговых платежей 8

1.3 Экономическая сущность и принципы взимания налогов 10

2. Современное состояние налогообложения в России

2.1 Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов 13

2.2 Тенденция развития налога на имущество физических лиц 16

3. Основные элементы налогообложения

3.1 Плательщика налога на имущество физических лиц 18

3.2 Льготы по налогу на имущество физических лиц 20

3.3 Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц 23

Использованная литература 28

Нaлог нa имущество физических лиц — местный нaлог по Зaкону об основaх налоговой системы, взимаемый на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О нaлогах нa имущество физических лиц». Первоначaльно существовали двa налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на трaнспортные средства. С 1 января 2003 г. В связи с введением гл. 28 «Транспортный нaлог» НК РФ в кaчестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.[1, 614]

Нaлоги являются основным источником формирования доходной чaсти бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют нaлоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видaми налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных нaлогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основными налогами, которые уплачивают практически все грaждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица — это отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принaдлежащего ему на прaве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

При уплате нaлога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; нaлоговая база; налоговый период; порядок исчисления нaлогa; порядок и сроки уплаты налога.

Налоги — основнaя cтaтья пополнения государственного бюджета. Именно из налоговых платежей государство осуществляет значительную часть своих расходов.

Налоги нa имущеcтво физических лиц производятся только в денежной форме, и хотя не имеют решающего значения в сумме отчислений бюджету, все же являются вaжным источником пополнения средств, прежде вcего, местных бюджетов.

Актуaльность налога на имущество физических лиц в налоговой cиcтеме РФ заключается в том, что cуммы уплаченного нaлогa, aаккумулированные в бюджете местного уровня, идут на поддержание финaнсирования государственных программ нa территории соответствующих муниципальных образований, так или иначе, cнижая необходимость увеличения поступлений из федерального бюджета.

Целью курcовой работы является рассмотрение особенностей нaлогообложения имущества, принадлежащего физическим лицам по праву собственности, зарегистрированному в соответствии с законодательством.

Предметом исследовaния выбрано исчисление налогооблагаемой базы и суммы налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Объектом исследования в дaнной работе является инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имуществa (квартиры), принадлежащего физическому лицу на прaве собственности.

Экономическое содержание налогов

1.1 Характеристика налога на имущество физических лиц.

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость — национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории. Налог на имущество физических лиц – местный налог, так как устанавливается Федеральным законом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Отсутствие у указанных лиц государственного акта (документа), удостоверяющего право собственности на указанное имущество, равно как отсутствие предусмотренной действующим законодательством регистрации права собственности не может являться основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками в отношении этого имущества, если фактически эти лица реализуют права по владению, распоряжению и использованию этим имуществом.

Основания возникновения права собственности могут быть первоначальные, то есть право собственности на недвижимость возникает впервые, и производные, то есть права собственника зависят от прав его предшественников.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники этого имущества несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если физическое лицо является членом кооператива и не полностью выплатило паевой взнос, то право собственности возникает с момента регистрации, а обязанность уплаты налога – с момента полной выплаты паевых взносов.

Следует отметить, что если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачиваться родителями, опекунами или попечителями. Налог на строения, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в которых они находятся на полном государственном обеспечении. При этом налог уплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.

Собственник должен зарегистрировать недвижимое имущество в соответствии с нормативно правовыми актами (ст.219 ГК РФ, ФЗ от 21 июля 1997г. №122-ФЗ).

Не признается налогоплательщиком в отношении арендуемого имущества арендатор этого имущества.

Объектами налогообложения признаются находящиеся на территории местного самоуправления следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения.

Объекты незавершенного строительства относятся (включаются в состав) к объектам налогообложения в порядке, определяемом органами субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества или его части, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их места пребывания и от того, каким образом эти физические лица осуществляют права по владению, распоряжению и пользованию этим имуществом.

Сущность и назначение налоговых платежей

Налог на имущество является существенным компонентом многих систем налогообложения. Подобный налог отвечает многим принципам налогообложения, таким как достаточность (даже при относительно низких ставках этот налог способен принести достаточно доходов), стабильность, равенство (благосостояние в виде имущества отражает способность платить, а стоимостью имущества измеряются услуги, оказываемые по имуществу), эффективность администрирования (от уплаты этого налога трудно уйти, он налагается на имущество, которое в другом случае можно было бы не заметить). Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.

works.doklad.ru

Госдума приняла в I чтении законопроект о порядке исчисления налога на имущество физлиц

Документ инициирован группой депутатов во главе с Володиным и Макаровым

МОСКВА, 19 июня. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий изменение порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Документ инициирован группой депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и руководителем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

В настоящее время при исчислении налога действует повышающий коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, по сравнению с налогом, рассчитанным по инвентаризационной стоимости. Величина такого коэффициента в течение первых 5 лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20% (с 0,2 до 1).

«Применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости. В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента, начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8)», — говорится в пояснительной записке к документу.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, — не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Данный коэффициент будет применяться в тех субъектах, на территории которых исчисление налога на имущество физлиц осуществляется с коэффициентом 0,6.

Впервые такой коэффициент будет применяться в 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов РФ, где порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года. В 36 субъектах, в которых налог за 2017 года исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления в 2018 году не изменится.

Для регионов предусмотрят компенсацию выпадающих доходов

По данным ФНС, предусмотренное законопроектом изменение порядка исчисления налога на имущество физлиц может привести к недопоступлению в 2018 году доходов в региональные бюджеты в размере около 6 млрд руб. «В 28 субъектах, где будут выпадающие доходы, нужно предусмотреть, чтобы они это [компенсацию] отдельно получали, и мы должны это обязательно предусмотреть», — сказал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Законопроект также предусматривает возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных или количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

Документ исключает перерасчет сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных гражданами ранее, в сторону повышения (сейчас такой перерасчет возможен за три года). Если же налог исчислялся по ошибочной кадастровой стоимости, которая в последующем была оспорена, предлагается применять измененную кадастровую стоимость не с года подачи заявления об оспаривании, как это происходит сейчас, а с даты начала применения ошибочной стоимости.

Налоговые льготы и вычеты

Авторы законопроекта также предложили расширить налоговые льготы для детей-инвалидов и уточнили статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места для применения в отношении них налоговых преимуществ по налогу на имущество физлиц (налоговых вычетов и льготных ставок).

«Поскольку указанные выше изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физлиц, законопроектом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года — в отношении налогообложения «частей жилых домов», «частей квартир», а также гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта РФ», — говорится в пояснительной записке к документу.

tass.ru

Налог на имущество физических лиц

Правовое регулирование в сфере налогообложения и сборов на местном уровне в силу требований Конституции РФ (ч. 3 ст. 75) должно основываться на общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации, установленных Налоговым кодексом РФ.
В ст. 15 НК РФ определен закрытый перечень местных налогов, действующих на территории РФ. Так, к местным налогам отнесены земельный и налог на имущество физических лиц.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрено, что до введения в действие глав части второй Налогового кодекса о налогах и сборах, предусмотренных ст. ст. 12 — 15 части первой Налогового кодекса РФ, ссылки в части первой НК РФ приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, т.е. до 1 января 2005 г.
В п. 4 ст. 12 НК РФ предусмотрены полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов. Так, представительные органы муниципальных образований принимают нормативные правовые акты о местных налогах и сборах в соответствии с НК РФ; в принимаемых ими нормативных правовых актах определяются в порядке и пределах, установленных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, а также могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения. При этом представительные органы муниципальных образований не вправе расширять предоставленные им Кодексом полномочия.
На основании положений ст. 12 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге, вводится в действие и прекращает действовать на территориях этих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При налогообложении имущества физических лиц следует руководствоваться Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 1 января 1992 г.
Особенность правового регулирования налога на имущество физических лиц заключается в том, что представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлены полномочия лишь по установлению конкретных размеров налоговых ставок и их дифференциации в установленных пределах, а также по установлению дополнительных налоговых льгот. Между тем порядок и сроки уплаты налога установлены Законом N 2003-1.
Согласно п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Так, применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК) или системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц разъяснены в Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Инструкция МНС России N 54), изданной на основании ст. 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Так, ст. 4 НК РФ (в ред. Закона N 154-ФЗ) было предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Впоследствии Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» были внесены существенные изменения в п. 2 ст. 4 НК РФ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), и его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В связи с этим в настоящее время Инструкция N 54 применяется в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Закон N 2003-1 является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим обложение конкретным видом налога, но не включенным в состав НК РФ.
В течение всего периода действия Закона N 2003-1 в него неоднократно вносились изменения, направленные на совершенствование налогообложения имущества физических лиц. К числу последних можно отнести изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Более подробно особенности внесенных указанными Федеральными законами изменений будут рассмотрены в комментариях к ст. ст. 2, 3 и 5 Закона N 2003-1.
Предполагается, что впоследствии налог на имущество физических лиц будет заменен местным налогом на недвижимость, принятым в рамках реформирования имущественного налогообложения в Российской Федерации.
10 июня 2004 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ уже принят в первом чтении проект федерального закона N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым НК РФ должен быть дополнен главой «Местный налог на недвижимость».
Принятие этой главы позволит упростить процедуру исчисления и взимания налогов на имущество и земельные участки, а также установить в качестве налоговой базы единую стоимостную основу.
В 2010 г. Минфином России и Минэкономразвития России был разработан План реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Указанным Планом предусматривается подготовка поправок Правительством РФ к проекту федерального закона N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» не ранее IV квартала 2012 г.

Плательщики налога

Согласно ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Для целей актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, отношения, связанные с гражданством РФ, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 данного Закона под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, а лицом без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц вне зависимости от их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в собственности несовершеннолетних граждан, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, обязанность по уплате налога исполняется их законными представителями.
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Так, согласно положениям Гражданского кодекса РФ законными представителями налогоплательщиков выступают:
— родители, усыновители, попечители — в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 33);
— родители, усыновители, опекуны — в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. ст. 28, 32);
— опекуны — в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32);
— попечители — в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33).
Так, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в т.ч. исполняют обязанности по уплате налогов.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц несовершеннолетними налогоплательщиками разъяснен в Письме Минфина России от 10.09.2009 N 03-05-06-01/171.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Закон N 2003-1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. В силу ст. 209 ГК РФ право собственности включает правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на имущество возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с гл. 16 ГК РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения, может находиться в общей собственности, т.е. собственности двух или нескольких лиц. При этом имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В связи с этим п. п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 2003-1 установлены особенности определения плательщиков налога на имущество в отношении имущества, находящегося в общей собственности.
Так, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц (физических лиц и организаций), налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
До 1 января 2010 г. в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, плательщиком налога могло быть определено одно из лиц, имеющих в совместной собственности имущество, по соглашению между ними. Между тем применение соглашения между собственниками объекта налогообложения о признании одного из них в качестве налогоплательщика приводило к проблемам администрирования налога на имущество физических лиц. В связи с этим Законом N 283-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 1 Закона N 2003-1, исключившие возможность применения такого соглашения. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.
Таким образом, согласно Закону N 2003-1 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения

Законом N 283-ФЗ внесены изменения в ст. 2 Закона N 2003-1, уточняющие перечень объектов налогообложения, а также предусматривающие в качестве самостоятельного объекта обложения налогом на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество. Указанная норма Закона N 283-ФЗ, вступившая в силу с 1 января 2010 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 2003-1 (в ред. Закона N 283-ФЗ) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В ст. 16 Жилищного кодекса РФ определены виды жилых помещений:
жилой дом — индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
До внесения изменений в Закон N 2003-1, предусмотренных Законом N 283-ФЗ, доля в праве общей собственности на имущество не была выделена в качестве самостоятельного объекта налогообложения, что приводило к неопределенности толкования норм Закона N 2003-1.
Примеры исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении отдельных видов объектов налогообложения приведены в комментарии к ст. 5 Закона N 2003-1.

Ставки налога

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Вместе с тем в Законе N 2003-1 налоговая база не выделена в качестве самостоятельного элемента налогообложения.
Указанное обстоятельство нередко служило основанием для обжалования положений Закона N 2003-1 на предмет их конституционности.
Так, по мнению заявителей, налог не может считаться законно установленным, поскольку в Законе N 2003-1 не определен стоимостный показатель, используемый в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц.
Между тем Конституционным Судом РФ в Определениях от 06.12.2001 N 258-О, от 21.12.2004 N 473-О, от 24.11.2005 N 493-О, от 24.02.2011 N 172-О-О, принятых по результатам рассмотрения жалоб на предмет соответствия Конституции РФ (ст. 57) отдельных положений Закона N 2003-1, сформулирован вывод о том, что в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В связи с этим в Определении от 06.12.2001 N 258-О КС РФ указал, что требование п. 1 ст. 17 НК РФ об установлении всех существенных элементов налогообложения является обязательным для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после вступления в силу части первой Налогового кодекса, т.е. после 1 января 1999 г. Прежние же акты законодательства о налогах и сборах принимались в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Кроме того, в Определениях от 24.11.2005 N 493-О и от 24.02.2011 N 172-О-О КС РФ было отмечено, что для исчисления суммы налога на имущество физических лиц Законом N 2003-1 установлена конкретная стоимостная характеристика облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, которая рассчитывается органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), в Законе N 2003-1 определен. При этом то обстоятельство, что названный элемент налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога, не является основанием для признания оспариваемых положений Закона N 2003-1 неконституционными.
Согласно п. 3 Инструкции N 54 инвентаризационной стоимостью имущества признается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы, услуги; а под суммарной инвентаризационной стоимостью — сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 N 87 (далее — Порядок оценки).
В соответствии с Порядком оценки для целей налогообложения оценке не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения, самовольно возведенные, признанные непригодными для дальнейшей эксплуатации, бесхозяйные, а также назначение которых не определено. При этом инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже чем раз в пять лет.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом на уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24.09.1990 N N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем на уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендовано использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.
При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение.
Физический износ жилых зданий определяется по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)).
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известны, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестны, определяется в соответствии с Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения.
Инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.
Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель — кубический метр.
Инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.
Оценка строений, помещений и сооружений, инвентаризационная стоимость которых неизвестна, производится по сборникам норм для целей обязательного государственного страхования в ценах 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г., и последующим пересчетом.
Таким образом, установление коэффициента, используемого для перерасчета восстановительной стоимости строений и сооружений на уровень цен года оценки, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Например, на основании Постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1353-ПП «Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2010 году» в Москве коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2010 г. утвержден был в размере 42 к уровню цен на 1 января 1991 г.
Как показывает правоприменительная практика, ряд муниципальных образований в отношении имущества, не имеющего инвентаризационной оценки, в целях налогообложения утверждают усредненную стоимость таких объектов.
Например, Решением Горноуральского городского округа (Свердловская область) от 27.01.2010 N 25/13 установлена усредненная стоимость для налогообложения физических лиц, не прошедших регистрацию прав на недвижимое имущество и осуществление сделок с ним, находящихся в собственности физических лиц, в отношении строений на садовых участках и участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (152 434 руб.); гаража-бокса в гаражно-эксплуатационном товариществе или отдельно стоящего гаража (41 861 руб.); отдельно стоящих хозяйственных построек (16 754 руб.); павильона (33 441 руб.); киоска (16 697 руб.) и объекта общественного питания (534 821 руб.).
Решением Тульской городской Думы от 27.10.2004 N 49/962 в целях наиболее полного поступления налога на имущество физических лиц была также утверждена усредненная стоимость гаражей, не имеющих инвентаризационной оценки, в размерах от 30 000 до 110 000 руб. в зависимости от вида гаража. Указанное Решение с 1 января 2011 г. признано утратившим силу (Решение Тульской городской Думы от 27.10.2010 N 8/188).
Согласно п. 1.2 Порядка оценки заказчиками работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. 1.3 Порядка оценки исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.
Определение инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством (п. 1.4 Порядка оценки), и в порядке, описанном выше.
Таким образом, применение усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не предусмотрено действующим законодательством РФ.
На основании ст. 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. При этом представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать установленные Законом ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (жилое помещение или нежилое, используется для коммерческих или некоммерческих (личных) нужд).
Комментируемой статьей установлены следующие пределы налоговых ставок:
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300 тыс. руб. включительно ставка налога на имущество может быть установлена до 0,1% включительно;
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб. (включительно) ставка налога устанавливается в пределах свыше 0,1 до 0,3% (включительно);
при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 500 тыс. руб. ставка налога устанавливается в пределах свыше 0,3 до 2% (включительно).
Указанные пределы стоимостных категорий имущества и соответствующих им ставок по налогу на имущество физических лиц были уточнены Законом N 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 г., поскольку ранее в правоприменительной практике возникала неопределенность по поводу необходимости включения верхних и нижних пределов налоговых ставок в ту или иную категорию.
В связи с принятием Закона N 283-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге на имущество физических лиц должны были быть приведены в соответствие с федеральным законодательством в порядке, определенном ст. 5 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге на имущество физических лиц, предусматривающие вступление их в силу с 1-го числа очередного налогового периода по налогу, должны были быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря текущего налогового периода.
Если нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части уточнения пределов стоимостных категорий имущества и соответствующих им ставок по налогу на имущество физических лиц не были приняты и официально опубликованы с соблюдением требований, определенных в ст. 5 НК РФ, а также принимая во внимание, что действовавшие в 2009 г. ставки налога более льготные по сравнению с установленными в 2010 г. на федеральном уровне, то до приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством применяются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц, действовавшие в 2009 г. Указанная позиция была сформулирована Минфином России в Письме от 28.01.2010 N 03-05-04-01/04.
Законом N 283-ФЗ были также внесены изменения, уточняющие полномочия представительных органов местного самоуправления (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и дифференциации ставок налога.
Так, с 1 января 2010 г. представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в силу п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 вправе устанавливать и дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц только в зависимости от двух критериев: суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (а не от их индивидуальной стоимости) и типа использования объекта налогообложения.
Указанный вывод также подтверждается судебной практикой, например в Определениях Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 88-В09-3 и от 11.02.2009 N 8-В08-9 было отмечено, что установление и дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от стоимости отдельно взятого имущества противоречит требованиям Закона N 2003-1.
Между тем до 1 января 2010 г. допускалась дифференциация ставок налога на имущество физических лиц не только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и типа их использования, но и по иным критериям.
В частности, в Решении Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ01-1816 приведен пример исчисления налога на имущество физических лиц в г. Санкт-Петербурге, где до 2005 г. ставки налога были дифференцированы в зависимости от стоимости имущества (индивидуальной).
Дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения является исключительно правом соответствующего представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления не должен в обязательном порядке устанавливать дифференциацию ставок налога по обоим критериям. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в частности Определением Воронежского областного суда от 27.05.2010 N 33-2794.
Кроме того, следует отметить, что на федеральном уровне Законом N 2003-1 установлены лишь предельные значения стоимостных категорий объектов налогообложения и соответствующих им ставок налога и представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) имеют право на дополнительную дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в пределах каждой из предусмотренных в Законе N 2003-1 категорий.
При этом поскольку в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., Законом N 2003-1 верхний стоимостный предел не установлен, при дифференциации представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставок налога на имущество физических лиц в отношении этих объектов главным условием является соблюдение установленных Законом N 2003-1 ограничений по ставке налога (2%).
Так, представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки налога на имущество физических лиц могут быть дифференцированы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующем порядке (см. табл. 1).

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов
налогообложения, руб.

www.pnalog.ru

Это интересно:

  • Прокурор города феодосия Генпрокуратура назначила нового прокурора Феодосии Фото из открытых источников - 45-летний старший советник юстиции Сергей Михайлович Простокишин в органах прокуратуры работает с 1999 года. До назначения занимал должность прокурора […]
  • Юрист павел попов Суд Присяжных Адвокат: Попов Павел Александрович Попов Павел Александрович Регистрационный номер 50/6144 в реестре адвокатов Московской области. Выпускник Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина по […]
  • Ген прокурор российской федерации 2018 Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской […]
  • Помещение несовершеннолетних в социально-реабилитационные центры ОКУ Ковчег Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Правила приема Положение о приеме несовершеннолетних I.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральным законом РФ от 24 июня […]
  • Бесплатные юристы в ювао Бесплатная юридическая консультация в округе ЮВАО ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ округа ЮВАО: Административное право Гражданское право Земельное право Конституционное право Муниципальное право Налоговое право Семейное […]
  • Принять к сведению приказ Принять к сведению приказ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ Об использовании результатов научно-технической деятельности в области строительства, архитектуры, […]