Оглавление:

Госконтракт по осаго

Страхование гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному или муниципальному контракту

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94 — ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником (победителем) конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных в настоящей части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.

Сравнительный анализ альтернативных форм обеспечения исполнения обязательств показывает, что страхование ответственности по Контракту является наиболее доступной и экономичной формой для поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному или муниципальному контракту.

Вы можете заключить договор страхования на основании специально залицензированных «Правил страхования гражданской ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному или муниципальному контракту». Данные Правила полностью соответствуют требованиям «Типового контракта на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд города Москвы», утвержденного распоряжением Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов от 28 декабря 2005г. №70-01-723/5.

Стоимость страховки (тарифная ставка) определяется в индивидуальном порядке и варьирует от 0.15 до 4% в зависимости от:
— условий и видов поставляемых товаров, выполняемых работ (оказываемых услуг);
— опыта и деловой репутации Страхователя (поставщика, исполнителя, подрядчика) в деятельности, к которой относится предмет Контракта;
— финансового состояния Страхователя и организационно-технической готовности к исполнению обязательств по Контракту;
— срока исполнения обязательств по Контракту (включая период гарантийных обязательств);
— наличия сопутствующих гарантий и обеспечения исполнения обязательств по Контракту (договоры имущественного страхования; договоры ответственного хранения поставляемых товаров и т.п.).

Страховым случаем по договору страхования является факт наступления ответственности Страхователя (поставщика, исполнителя, подрядчика) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по Контракту, повлекшее причинение убытков и/или обязанности выплаты неустойки Выгодоприобретателю по основаниям, предусмотренным в Контракте в отношении ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, касающихся сроков, объема и качества поставки товаров, выполнения работ (услуг); в том числе, в период гарантийных обязательств.

Факт причинения убытков и/или обязанности оплаты неустойки Выгодоприобретателю должен быть подтвержден имущественной претензией Выгодоприобретателя или вступившим в законную силу решением судебных органов о возмещении убытков и/или выплате неустойки Выгодоприобретателю в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.

Для заключения договора страхования Вам будет необходимо заполнить заявление установленной страховщиком формы, к которому необходимо приложить Проект Госконтракта, анкету участника конкурса и копии других, указанных в заявлении документов.

www.askprestige.ru

Увеличение государственного контракта по закупке услуг ОСАГО

Вопрос-ответ по теме

Возможно ли увеличение государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО в рамках п. б) ч. 1 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе. «, заключенного по итогам открытого конкурса, путем добавления дополнительных транспортных средств, не предусмотренных, документацией и первоначальной спецификацией к госконтракту? Какова позиция по данному вопросу контролирующих органов?

Диляра Баширова, заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.

В каких случаях можно изменять заключенный контракт

По общему правилу стороны контракта не вправе изменять его существенные условия, но есть ряд исключений. Стороны вправе изменить существенные условия контракта по соглашению сторон, если:

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

1. Необходимо снизить цену контракта, не изменив предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, их качество и иные условия контракта.

2. Заказчик предложил увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов. В таком случае стороны по соглашению и с учетом положений бюджетного законодательства России вправе изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Внимание: изменить условия контракта, указанные в пунктах 1 и 2, можно, если заказчик в контракте и документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – в контракте предусмотрел такую возможность.

Как увеличить определенный вид работ, указанный в смете

Общий объем земельных работ (выемка грунта) – 1000 куб. м.

Стоимость земельных работ – 10 000,00 руб.

Стоимость всех работ (цена контракта) – 90 000,00 руб.

Стоимость за единицу (за 1 куб. м) земельных работ – 10 руб./куб. м (10 000 руб.: 1000 куб. м = 10 руб./куб. м).

Объем земельных работ может быть увеличен не более чем на 10 процентов или на 100 куб. м (1000 куб. м × 10% = 100 куб. м).

Цена контракта может быть увеличена не более чем на 10 процентов или на 9000,00 руб. (10% × 90 000,00 руб.).

Расчет увеличения земельных работ: 1000 куб. м × 10% × 10 руб./куб. м = 1000,00 руб.

Из примера видно, что при увеличении объема земельных работ не более чем на 10 процентов цена контракта увеличивается на 1000,00 руб.

Это позволит увеличить объем работ по другим видам работ в смете, но не более чем на 10 процентов. Цена контракта также не должна быть увеличена более чем на 10 процентов или 9000,00 руб.

Если заказчик – казенное или бюджетное учреждение и лимитов для увеличения цены у него нет, то он не вправе увеличить на 10 процентов объем работ и цену контракта (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Ситуация: можно ли изменить количество товара на стадии заключения контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ

Нет, возможность внесения изменений в условия контракта на основании части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена при его исполнении, то есть после его заключения. Контракт необходимо заключить на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (если такие документы предусмотрены в соответствии с Законом № 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

И только после заключения контракта (подписания его сторонами) необходимо сформировать дополнительное соглашение об уменьшении количества товара на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Ситуация: заключать ли допсоглашение и продлевать ли срок исполнения контракта? В смету заложили непригодные материалы и провели экспертизу сметы

Заключите дополнительное соглашение о приостановлении работ на период экспертизы и замены непригодных материалов согласно статьям 716 и 750 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная позиция выражена и в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2016 г. № Ф05-20281/2015, А40-33444/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 г. № 15АП-10220/2014, А53-25124/2013 и Девятого арбитражного суда от 1 августа 2013 г. № 09АП-22545/2013, А40-155524/2012.

Можно ли вносить изменения в проект контракта на этапе его заключения с целью исправления ошибок, допущенных при формировании документации об аукционе

Заказчик не вправе вносить изменения в проект заключаемого контракта.

В противном случае подобные действия заказчика приведут к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.

Должностных лиц заказчика могут привлечь к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 22 января 2015 г. по делу № К-К-40/15/14).

Если исполнение контракта на указанных в нем условиях невозможно, то заказчик и поставщик вправе сразу после заключения контракта расторгнуть его по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10 процентов, если контракт заключен по результатам проведения запроса котировок

Во-первых, стороны не вправе увеличить цену контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ без увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ).

Во-вторых, возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена в нем и в документации о закупке (за исключением закупки у единственного поставщика) (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке. Поэтому если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение к контракту, изменяющее количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также цену контракта, на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3411, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811.

Ситуация: можно ли увеличить объем работ на 10 процентов в отношении уже исполненного контракта

Нет, нельзя. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменить условия контракта его стороны могут только в ходе его исполнения (например, до подписания акта сдачи-приемки всех работ, акта о выполнении обязательств по контракту). То есть если контракт уже исполнен, его условия нельзя изменить.

Ситуация: заказчик заключил контракт на строительство школы. В проектной документации он предусмотрел виды работ по огнезащите металла, а в заключенном контракте (смете) эти работы не предусмотрел. Можно ли дополнительным соглашением включить эти работы в контракт с увеличением стоимости контракта до 10 процентов

Нет, такая возможность в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «новые работы» в контракт добавить нельзя, поскольку на 10 процентов можно увеличить только объем работ, который уже предусмотрен в контракте. При этом также увеличение цены осуществляется исходя из установленной в контракте цены единицы работы.

На «новые работы» заказчику необходимо провести новую закупку. Например, если ее сумма не превышает 100 000 руб., то у единственного поставщика (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: по результатам электронного аукциона учреждение для обеспечения нужд субъекта РФ заключило контракт на оказание услуг охраны служебного помещения. Однако позднее возникли непредвиденные расходы на другие необходимые учреждению услуги, в результате чего возникла недостача финансирования. Можно ли снизить цену заключенного контракта

Да, можно. В данной ситуации у заказчика есть несколько вариантов возможных действий:

  1. Снизить цену контракта без изменения объема услуг (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  2. Уменьшить объем услуги и цену контракта не более чем на 10 процентов (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
    При этом в указанных случаях необходимо наличие следующих условий:
    – возможность изменить условия контракта заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – в контракте;
    – заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение.
  3. Уменьшить объем услуги и цену контракта, воспользовавшись возможностью, предусмотренной для контрактов в 2016 году.

Снизить цену контракта в данной ситуации возможно только по соглашению сторон.

Ситуация: возможно ли внесение изменений в условия контракта по соглашению сторон в размере не более чем на 10 процентов в отношении уменьшения цены единицы запасных частей

Нет, стороны не имеют правовых оснований для внесения изменений в условия контракта в части уменьшения цены единицы запасных частей.

Внести изменения в условия контракта при его исполнении в размере не более чем на 10 процентов возможно, лишь когда заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение, а также заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – в контракте право изменить его условия в отношении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, но не количества запасных частей.

Ситуация: можно ли увеличивать объем поставляемой продукции не по всем позициям, а только по некоторым пунктам

Нет, нельзя. Законодатель однозначно установил порядок определения цены единицы дополнительно поставляемого товара, который не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням. Увеличить количество товара можно только при целевой закупке конкретного товара.

В противном случае, например, заказчик может купить дополнительно поставляемый товар из перечня по цене за единицу, в десятки раз превышающей цену, по которой поставщик первоначально поставлял необходимый товар по контракту.

3. Цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года, составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет:

  • 40 млн руб. – для контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 1 постановления № 1186);
  • 10 млрд руб. – для остальных контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основания решения Правительства РФ.

4. Цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 1 млрд руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

5. Цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 500 млн руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения местной администрации.

6. Регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги изменились в соответствии с законодательством России.

По этому основанию, например, стороны могут изменить цену контракта, заключенного на основании пунктов 8, 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

7. Заказчику – казенному учреждению (не бюджетному, а именно казенному) как получателю бюджетных средств уменьшены ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В таком случае заказчик согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия контракта, в том числе цену и (или) сроки его исполнения и (или) количество товара, объема работы или услуги.

Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта проводится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен изменить срок исполнения контракта или снизить цену контракта без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг, то заказчик согласовывает с ним условия контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг (п. 2 постановления № 1090).

Заказчик принимает решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств исходя из:

  • соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги (ч. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в т. ч. продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены (ч. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

8. Контракт заключен с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами ее территории. Цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина России.

Внимание: применить пункт 8 можно только в случае, если такая возможность была предусмотрена в контракте с иностранной организацией.

9. По согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставляется товар, выполняются работы, оказываются услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Если марка песка является улучшенной по своим характеристикам по сравнению с маркой песка, содержащейся в заключенном контракте, и при замене песка не ухудшится качество работ, то замена марки песка возможна в соответствии с данным основанием.

Ситуация: подрядчик установил двери, характеристики которых отличаются от указанных в техническом задании. Подрядчик представил документ, что двери обладают улучшенными характеристиками. Нужно ли предъявлять к подрядчику штрафные санкции

Нет, не нужно. Возможность поставки товаров с улучшенными характеристиками предусмотрена в части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ: «При исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными…».

Исключение составляют товары, происходящие из иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами, в отношении которых Правительство РФ либо Минэкономразвития России установило ограничения (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Они устанавливают случаи, при которых заказчик не вправе заменить товар или страну (страны) происхождения товара. Такие ограничения установлены в следующих нормах:

  • пункт 3(1) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 13 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 4 постановления Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункты 9, 10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменения, внесенные в условия контракта, стороны излагают в дополнительном соглашении. Заказчик размещает их в реестре контрактов.

В 2016 году стороны контракта вправе по соглашению изменить следующие условия:

  • срок исполнения контракта;
  • цену контракта;
  • цену единицы товара, работы, услуги;
  • количество товаров, объем работ, услуг.

Более подробно см. Какие особенности исполнения контрактов появились в 2016 году.

Внимание: несоблюдение правил изменения контракта влечет административную ответственность.

Если стороны изменили условия контракта, в том числе увеличили цену товаров, работ, услуг, и при этом возможность такого изменения не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, то штраф грозит:

  • должностным лицам и индивидуальным предпринимателям – в размере 20 000 руб.;
  • юридическим лицам – в размере 200 000 руб.

Такая ответственность установлена в части 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Размеры штрафа увеличатся, если незаконное изменение привело к:

  • дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Штраф в таком случае для должностного лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица составит двукратный размер:

  • дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом правонарушения.

Такая ответственность установлена в части 5 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под должностными лицами понимаются руководители заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), а также индивидуальные предприниматели. В указанных составах предприниматели не упоминаются, однако несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Ситуация: можно ли заключить соглашение об изменении номера контракта и номера протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

Да, поскольку номер контракта и номер протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок не являются существенными условиями контракта. Заказчик вправе изменить их. При этом необходимо помнить, что в данной ситуации ему необходимо внести изменения и в сведения о контракте в реестре контрактов на официальном сайте в течение трех рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: допускается ли при исполнении контракта изменить размер аванса

Нет, не допускается. Такая возможность не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли продлить срок окончания контракта в связи с тем, что товар задержан на таможне

Нет, нельзя. Такой случай не предусмотрен частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поэтому в случае заключения дополнительного соглашения к контракту об изменении срока его окончания по данному основанию есть риски, что антимонопольная служба расценит такое изменение как правонарушение, предусмотренное статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поставщику следует помнить о том, что заказчик может применить к нему меры ответственности в виде неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусмотрены контрактом (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли заказчик внести изменения в контракт в случае, если в ходе исполнения контракта выяснилось, что в части работ нет необходимости

Нет, не может. Возможность изменения условия контракта в указанном случае Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.

Заказчику необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в объеме выполненных работ. На оставшиеся денежные средства осуществить закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Ситуация: как заказчику уменьшить количество поставляемого товара, если в ходе исполнения контракта в 8 процентах такого поставляемого товара отпала необходимость, но возможность изменения условий контракта заказчик не предусмотрел в документации о закупке

Если в документации о закупке заказчик не предусмотрел возможность изменения условий контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, то внести изменения в условия контракта в части уменьшения количества поставляемого товара нельзя.

В связи с этим после поставки и приемки необходимого количества поставляемого товара заказчику и поставщику необходимо рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон в части количества поставляемого товара, в которой отпала необходимость у заказчика, а также в части соразмерного уменьшения цены контракта исходя из цены единицы товара.

Ситуация: можно ли внести изменения в условия исполнения контракта в части замены источника финансирования

Нет, нельзя. Источник финансирования является одним из обязательных условий контракта (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Возможность его изменения не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: может ли заказчик установить в контракте условие о его ежегодной пролонгации

Нет, не может. Положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность продления исполнения обязательств по контракту на следующий год. Условие о пролонгации контракта не позволяет четко определить дату окончания правоотношений сторон и увеличивает цену контракта до стоимости, превышающей допустимую Законом № 44-ФЗ, что нарушает положения Закона № 44-ФЗ. Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Курганской области от 22 июля 2015 г. по делу № А34-3527/2015.

В каких случаях нельзя изменять заключенный контракт

  1. Предмет контракта (например, конкретный вид услуг и особенности их исполнения по договору возмездного оказания услуг) (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
  2. Условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для контрактов данного вида (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).
  3. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, если заказчик в контракте установил банковское сопровождение конкретным банком и сторонам необходимо будет осуществлять финансирование через конкретный банк.
  4. Поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ), слияния (п. 1 ст. 58 ГК РФ) или присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Внимание: перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: в каких случаях заказчик может передать права и обязанности по контрактам новому заказчику, не являющемуся правопреемником старого предприятия

Передача прав и обязанностей по контрактам может быть осуществлена только в том случае, если новое учреждение относится к категории заказчиков в понимании Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ напрямую не устанавливает случаи, когда возможна перемена заказчика, но допускает саму такую возможность (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-808).

Передача прав и обязанностей исходя из смысла части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ может быть произведена только новому заказчику.

Ситуация: могут ли стороны, заключив соответствующее дополнительное соглашение, осуществить замену одного гарантирующего поставщика на другого по контракту на поставку электроэнергии в связи с утратой первоначальным поставщиком статуса гарантирующего поставщика на основании приказа Минэнерго России

Перемена гарантирующего поставщика недопустима. Закон № 44-ФЗ допускает замену поставщика только в случае замены его правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае сторонам следует оформить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ).

Ситуация: может ли заказчик изменить наименование подрядчика в заключенном контракте при наличии документов, подтверждающих изменение наименования подрядчика

Да, может. Наименование подрядчика не является существенным условием контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перемена подрядчика не осуществляется, так как он остается прежним, но с новым наименованием.

То же самое касается и изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (п. 7 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Например, в случае изменения открытого акционерного общества на публичное акционерное общество.

Что заказчик должен сделать после внесения изменений в контракт

После того как стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, изменившее его условия, заказчик обязан:

www.pro-goszakaz.ru

Вопрос: Предметом государственного контракта является обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств. В контракт включен пункт: «Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется после исполнения контракта в течение одного месяца. Денежные средства возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту. «. Может ли срок действия государственного контракта заканчиваться раньше срока действия страховых полисов (например, срок действия госконтракта — до 31 декабря 2014 года, а срок окончания полиса — 17 декабря 2015 года)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.)

Предметом государственного контракта является обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее также — обязательное страхование). В контракт включен пункт: «Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется после исполнения контракта в течение одного месяца. Денежные средства возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту. «.

Может ли срок действия государственного контракта заканчиваться раньше срока действия страховых полисов (например, срок действия госконтракта — до 31 декабря 2014 года, а срок окончания полиса — 17 декабря 2015 года)? Когда возвращать обеспечение исполнения контракта: в течение месяца после исполнения контракта или в течение месяца после окончания срока действия страховых полисов? Когда считается, что Страховщик надлежаще исполнил свои обязанности: после выдачи страховых полисов Страхователю или когда закончится срок действия этих полисов (ведь за время действия полисов может случиться дорожно-транспортное происшествие)?

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос мы не можем. Поясним почему.

1. Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства, в том числе возникающего из договора, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 329 ГК РФ определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Поскольку государственный или муниципальный контракт, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), является не чем иным, как гражданско-правовым договором, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а названный федеральный закон основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), сказанное в равной степени применимо и к государственным (муниципальным) контрактам.

Согласно ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик должен (а в некоторых случаях — вправе) при осуществлении закупки товара, работы или услуги установить требование обеспечения исполнения контракта, в том числе путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При этом в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По смыслу приведенных норм внесение поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент) денежных средств на счет заказчика в порядке обеспечения исполнения контракта должно обеспечивать надлежащее исполнение этим контрагентом его обязательств, возникающих из контракта. При этом Закон N 44-ФЗ не устанавливает сроки возврата денежных средств и не конкретизирует момент, когда обязательства контрагента признаются надлежаще исполненными. По смыслу ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ условия контракта должны позволять определить момент, с которого начинается течение срока для возврата средств, предоставленных в обеспечение его исполнения. Причем, поскольку предполагается, что срок возврата обеспечения исполнения контракта должен быть обусловлен надлежащим исполнением контрагентом своих обязательств, при решении этого вопроса, как нам представляется, следует исходить из характера обязательств, возникающих из контракта, и условий контракта, определяющих сроки их исполнения. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что важное значение при этом имеют использованные в контракте формулировки, поэтому в спорной ситуации окончательно вопрос об определении срока возврата обеспечения может быть решен только судом с учетом фактических обстоятельств исполнения контракта и толкования его условий по правилам ст. 431 ГК РФ.

2. В общем случае обязательство лица, с которым заключен контракт, по поставке соответствующего товара (выполнению работы, оказании услуги) входит в предмет контракта и возникает в связи с заключением контракта. Для возникновения этого обязательства, разумеется, может потребоваться совершение заказчиком каких-либо предусмотренных контрактом действий (например уплата аванса), однако для этого в любом случае не требуется заключать каких-либо дополнительных гражданско-правовых договоров.

В таких случаях само по себе то обстоятельство, что возникшие из контракта обязательства исполняются за пределами указанного в контракте срока его действия (а само по себе это закону не противоречит), не имеет существенного значения. Это связано с тем, что согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о прекращении обязательств сторон по истечении срока действия договора, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В связи с этим не вызывает особых затруднений и решение вопроса об определении момента возникновения у заказчика возвратить находящуюся на его счете сумму обеспечения исполнения контракта в тех случаях, когда контрактом возникновение такой обязанности поставлено в зависимость от момента исполнения обязательств по контракту: если контрактом не предусмотрено, что обязательства сторон прекращаются с окончанием срока действия контракта, наступление такого срока никак не влияет на обязанность заказчика возвратить контрагенту сумму обеспечения исполнения контракта.

Специфика же отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит, в частности, в том, что они возникают не ранее выдачи страхового полиса, который является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования и подтверждающим заключение договора обязательного страхования (п. 7 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), п.п. 4, 13, 24 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, далее — Правила ОСАГО). По смыслу законодательства договор ОСАГО не может быть заключен иным способом.

Обязательства страховщика по договору обязательного страхования заключаются не в выдаче страхового полиса как таковой, а в осуществлении страховых выплат при наступлении страхового случая. В связи с этим следует отметить, что по общему правилу срок действия договора обязательного страхования составляет один год (п. 1 ст. 10 Закона об ОСАГО, п. 13 Правил ОСАГО), а из ст. 7, п. 4 ст. 10, ст. 16 Закона об ОСАГО, п.п. 21, 22, 33.3, 34 Правил ОСАГО следует, что обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты возникает при условии, что страховой случай произошел в течение срока действия договора обязательного страхования либо в период ограниченного использования транспортного средства, который определяется в пределах срока действия договора обязательного страхования. В соответствии с п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ до утверждения Банком России формы страхового полиса обязательного страхования применяется форма страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленная приказом Минфина РФ от 01.07.2009 N 67н. Эта форма страхового полиса предусматривает срок действия договора, а также указание на то, что страхование распространяется на страховые случаи, произошедшие в период использования транспортного средства в течение срока действия договора в предусмотренные в страховом полисе периоды времени.

Иными словами, отношения по обязательному страхованию не могут возникнуть только лишь в связи с заключением государственного контракта, из которого по существу может следовать лишь обязательство страховщика заключить договор ОСАГО на указанных в контракте условиях. Таким образом, если предметом закупки является осуществление обязательного страхования, предусмотренные контрактом обязательства страховщика формально исчерпываются заключением соответствующих договоров (выдачей полисов ОСАГО). Вместе с тем, разумеется, истечение срока действия государственного контракта, предметом которого является обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, само по себе не прекращает обязательств страховщика по возмещению вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего вследствие наступления страхового случая в пределах срока действия договора (периода использования транспортных средств), указанного в страховом полисе.

3. Согласно п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:

— путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);

— путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

Страховщик осуществляет страховую выплату в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами ОСАГО. В тот же срок страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, если в заявлении о страховой выплате содержится указание о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, в натуре. В этом случае обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства (п.п. 17, 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Пункт 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО предусматривает право потерпевшего предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, при одновременном наличии указанных в этой норме обстоятельств (право на прямое возмещение убытков).

Отсюда, на наш взгляд, следует, что при отсутствии страхового случая, в связи с которым страхователь в качестве потерпевшего предъявляет страховщику требование о прямом возмещении убытков, обязательства страховщика по договору обязательного страхования перед страхователем считаются исполненными по окончании указанного в страховом полисе срока действия договора или по окончании последнего указанных в страховом полисе периодов использования транспортного средства в пределах срока действия договора. Если в течение срока действия договора обязательного страхования или в течение периодов использования транспортного средства в пределах этого срока наступил страховой случай, в связи с которым страхователь, будучи потерпевшим, предъявляет страховщику требование о прямом возмещении убытков, обязанности страховщика по договору перед потерпевшим считаются исполненными при осуществлении страховой выплаты или получении потерпевшим отремонтированного транспортного средства, оплату ремонта которого произвел страховщик.

4. Таким образом, именно договор ОСАГО (подтверждающий его заключение страховой полис) определяет срок, в течение которого могут наступить обстоятельства, в связи с которыми страховщик обязан будет произвести исполнение по договору обязательного страхования (в том числе осуществить при наступлении страхового случая страховую выплату). В свою очередь, предметом контракта в рассматриваемой ситуации, как уже указано, эти обязательства страховщика формально не являются.

Вместе с тем представляется очевидным, что целью использования предусмотренного Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта (ч. 27 ст. 34, ст. 96 Закона N 44-ФЗ) является именно создание гарантий ненадлежащего исполнения (или неисполнения) контрагентом тех обязательств, в целях возникновения которых проводится закупка. Столь же очевидно, на наш взгляд, что в приведенной ситуации целью закупки является не только оформление полисов ОСАГО, но и возникновение в связи с этим отношений по обязательному страхованию. В этом смысле, как нам представляется, несмотря на отмеченное выше формальное несоответствие последствий заключения соответствующего контракта правовым последствиям, возникающим в связи с оформлением полисов ОСАГО, следует исходить из того, что обеспечение исполнения контракта в подобных случаях призвано защитить заказчика в том числе от ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств, возникших именно из договоров ОСАГО, заключенных во исполнение контракта. Такой подход предполагает, что для целей определения срока возврата денежных средств в приведенной ситуации обязательства страховщика по контракту должны считаться исполненными (поскольку иное не следует из контракта) по окончании срока действия договора, указанного в страховом полисе (либо по окончании последнего из указанных в страховом полисе периодов использования транспортного средства) или при наступлении в течение этого срока страхового случая, в связи с которым заказчик признается потерпевшим, и наличии оснований для прямого возмещения убытков, при осуществлении страховщиком страховой выплаты заказчику или получении заказчиком отремонтированного за счет страховщика транспортного средства независимо от окончания срока действия контракта.

В заключение еще раз напомним, что хотя необходимость такого подхода, на наш взгляд, следует из общего смысла Закона N 44-ФЗ, сам этот закон никак не регулирует вопрос о сроке возврата денежного обеспечения, а значит, принципиально допускает возможность возврата соответствующей суммы контрагенту до исполнения контракта. Поэтому первостепенное значение при определении этого срока имеют положения контракта, оценка которых в спорной ситуации будет осуществляться судом по правилам ст. 431 ГК РФ.

Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. За официальными разъяснениями по данному вопросу Вы вправе обратиться в Минэкономразвития России или в Федеральную антимонопольную службу.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

base.garant.ru

Это интересно:

  • Нарушение конституционных прав граждан рф Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 […]
  • Приказ мз рф от 15 мая 2012г 543н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Закон рф от 23121992 n 4199-1 Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I"О внесении изменений и […]
  • Руководство в военных судах Организационное обеспечение деятельности федеральных судов Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ: Организация делопроизводства и работы архивов судов Разработаны и направлены в суды и […]
  • Закон товарищество собственников жилья Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ"О товариществах собственников жилья" С изменениями и […]
  • Организация проживания рабочих Нежилое помещение собственника (здание управления) переоборудовано под общежитие для сезонных рабочих. В здании зарегистрированы рабочие по месту пребывания. Обязана ли организация перевести здание в разряд жилых помещений? […]