Менеджмент. Гончаров В.И.

Транскрипт

1 Гончаров В.И. Менеджмент Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Седегов Р. С; кандидат экономических наук, доцент Горнаков Э.И. Гончаров В.И. — Менеджмент: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, с. В учебном пособии дано системное изложение вопросов менеджмента, включая основы менеджмента, управление предприятием, внутрифирменное управление, антикризисное управление и реабилитацию предприятия. Раскрываются основные принципы, функции и методы управления, области практического их применения. Изложены современные подходы и концепции менеджмента, новые и приоритетные области управления, нацеленные на обеспечение эффективности управления. Предназначено для студентов экономических вузов и факультетов, руководителей различных уровней управления. ВВЕДЕНИЕ Развитие современного общества характеризуется постоянным ускорением эволюционных процессов. Время как бы сжимается, и каждый новый этап развития характеризуется все большей и большей насыщенностью событиями, а смена этапов происходит все более быстрыми темпами. Эти процессы характерны для всех сфер деятельности человека, в том числе и сферы материального производства. Современная производственная система характеризуется расширением и усложнением хозяйственных связей, высокой степенью изменчивости рыночной конъюнктуры. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реализации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую состоятельность. На предприятиях необходимо решать широкий круг задач, связанных со стратегическими изменениями и обновлением производства, разрабатывать альтернативные стратегии развития и обеспечения конкурентоспособного хозяйствования. Одновременно необходимо решать проблемы снижения издержек, рациональной организации производства и другие, обеспечивающие повышение эффективности производства в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Решение этих проблем требует, с одной стороны, ориентации мышления и поведения руководителей на будущее, его стратегической компетенции и осознания необходимости изменений, а с другой, прагматического подхода, определяемого интеграционными процессами в деятельности предприятия и ориентации его на конкретный результат. Однако потребность действовать сегодня часто превосходит имеющиеся знания менеджерского корпуса в области принятия управленческих решений, ориентированных на объективную реальность новых условий хозяйствования и развития (обеспечение устойчивого финансирования производственной деятельности, снабжения, сбыта продукции, решение вопросов инвестиций и их финансирования и др.). Вместе с тем, в международной практике существуют опробованные временем технологии, методы и инструменты управления целями предприятия, его производственными, сбытовыми и

2 финансовыми процессами. Введение СОДЕРЖАНИЕ Часть I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Глава 1. Сущность и содержание менеджмента 1.1. Определение и сущность менеджмента 1.2. Характерные черты и содержание менеджмента 1.3. Понятийный аппарат менеджмента 1.4. Виды и уровни менеджмента Глава 2. Элементы организации и процесса управления 2.1. Организация, менеджеры и эффективное управление Определение и виды организации Общие характеристики организаций Суть управленческой деятельности и общие факторы в работе руководителей Успешное управление организацией 2.2. Внутренние переменные организации Цели, структура и задачи организации Технология: определение, этапы развития и классификация Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей Взаимосвязанность внутренних переменных 2.3. Внешняя среда организации Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию Определение и основные характеристики внешней среды Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия Глава 3. Эволюция менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента 3.1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины Эволюция управленческой мысли Школа научного управления ( гг.) Классическая (административная) школа ( гг.) Школы человеческих отношений и поведенческих наук Школы х годов Вклад различных школ в развитие управленческой мысли 3.2. Современный менеджмент Управленческие концепции современного менеджмента Процессный подход Системные концепции. Системный подход в менеджменте Ситуационный подход в менеджменте Современные концепции менеджмента Глава 4. Функции менеджмента 4.1. Общая характеристика и классификация функций Основные категории науки управления и механизма менеджмента Общая характеристика и классификация функций управления Основные функции управления и их взаимосвязь 4.2. Функция планирования Сущность функции планирования Основные этапы и модель процесса планирования Формы и виды планов

3 4.3. Функция организации Определение и сущность функции организации Департаментация: подходы и схемы Делегирование полномочий. Организационные полномочия Линейные и штабные (аппаратные) полномочия Эффективная организация распределения полномочий 4.4. Функция контроля Содержание и элементы функции контроля Основные задачи контроля Виды контроля Основные этапы процесса контроля. Модель процесса контроля Поведенческие аспекты контроля Характеристики эффективного контроля 4.5. Функция мотивации Определение и сущность функции мотивации Первоначальные концепции Современные теории мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Глава 5. Организационные структуры менеджмента 5.1. Общая характеристика и проектирование организационных структур Сущность и общая характеристика организационных структур Виды и классификация организационных структур менеджмента Проектирование и совершенствование организационной структуры 5.2. Механистические (бюрократические) структуры Основные характеристики рациональной бюрократии Функциональная организационная структура Дивизиональные организационные структуры Организационные структуры компаний, действующих на международных рынках Линейные и линейно-штабные организационные структуры 5.3. Адаптивные структуры менеджмента Общая характеристика адаптивных структур Новые формы адаптивных структур Централизованные и децентрализованные структуры Глава 6. Лидерство и стиль руководства 6.1. Лидерство и понятие стиля руководства 6.2. Общая характеристика концептуальных подходов к стилю руководства 6.3. Поведенческий подход к лидерству и классификация стилей руководства 6.4. Ситуационные модели эффективного руководства 6.5. Адаптивное руководство Глава 7. Принятие управленческих решений 7.1. Процесс принятия управленческих решений Природа принятия управленческого решения Типы решений, принимаемых менеджером Подходы к принятию решения Основные этапы и модель принятия рационального решения Факторы, влияющие на процесс принятия решения Постановка задачи принятия решения Научный подход в принятии решений. Условия и этапы Схема технологического процесса принятия решения Постановка задачи принятия решения 7.3. Формирование и принятие решения Анализ проблемной ситуации

4 Формирование целей и ограничений принимаемого решения Формирование и оценка альтернатив решения Выбор решения 7.4. Организация разработки и принятия решений Общие рекомендации по организации процесса выработки и реализации решений Рекомендации по формированию информационной базы Планирование процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения Типовой алгоритм формирования организационно-функциональной структуры механизма реализации решений Организация контроля реализации решения Часть II. ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Глава 8. Организация внутрифирменного управления 8.1. Общие принципы внутрифирменного управления Тенденции совершенствования управления промышленными компаниями ведущих рыночных стран Общие принципы внутрифирменного управления Централизация и децентрализация управления Сочетание прав, обязанностей и ответственности. Демократизация управления Важнейшие функции внутрифирменного управления Организация международной деятельности предприятия Международная среда и международный бизнес предприятия Содержание и формы международной деятельности предприятия Организация зарубежной производственной деятельности предприятия Международный обмен научно-техническими знаниями, техническими и другими услугами Глава 9. Маркетинг как специфическая функция управления предприятием 9.1. Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии Цели и содержание маркетинговой деятельности промышленного предприятия Современная концепция маркетинговой деятельное предприятий Содержание и особенности маркетинга как специфической функции внутрифирменного управления Управление маркетинговой деятельностью предприятия Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием 9.2. Разработка маркетинговых программ и сбытовой политики предприятия Разработка программы маркетинга по продукту Разработка программы маркетинга по производству Организация и стимулирование сбыта Глава 10. Внутрифирменное планирование Базовые аспекты внутрифирменного планирования Цели и задачи внутрифирменного планирования Формы и виды планов промышленного предприятия Организационные формы внутрифирменного планирования Перспективное планирование и разработка бюджета фирмы Цели и содержание перспективного планирования Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование Оперативное (текущее) планирование и разработка бюджетов Зарубежный опыт оперативного планирования в сфере производства Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии

5 Сущность и преимущества стратегического планирования Основные элементы стратегического плана и организация его разработки Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование Анализ стратегических альтернатив и выбор базовой стратегии развития предприятия Организация реализации целей и общей стратегии предприятия Разработка и управление реализацией стратегии Использование методологии управления проектами для разработки и реализации стратегии предприятия Разработка стратегии развития предприятия Управление реализацией стратегии Глава 11. Функции организации и контроля в новых условиях хозяйствования Содержание функции организации в современных условиях развития производства Совершенствование организационных структур управления предприятием Содержание функции организации при стратегическом подходе к управлению Создание организационной культуры, поддерживающей стратегию Реинжиниринг бизнесс-процессов Особенности организационных структур управления международной деятельностью предприятия Управленческий контроль как функция управления предприятием Содержание и формы управленческого контроля Анализ хозяйственной деятельности и управленческий контроль Показатели, используемые для экономического анализа Глава 12. Управление финансовой деятельностью предприятия Сущность управления финансовой деятельностью предприятия Цели, задачи и функции финансового менеджмента Финансовый механизм и основные инструменты управления финансовой деятельностью предприятия Управленческие решения по финансовым вопросам Финансовая политика предприятия Информационное обеспечение управления финансовой деятельностью Управленческий учет в механизме финансового менеджмента Финансовая отчетность предприятия Анализ финансовой отчетности предприятия Глава 13. Управление инновационной деятельностью предприятия Содержание инновационного менеджмента Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента Основные задачи процесса создания нового продукта Основные этапы инновационного процесса Организация разработки нового продукта Организационные формы управления инновационной деятельностью фирмы Формы организации научно-технической деятельности Развитие интегрированных систем управления инновационным процессом Подразделения развития новой продукции Специфика и опыт внедрения интегральной организации инновационного процесса в фирмах США и Японии Глава 14. Обеспечение эффективности производства Управление трудовыми ресурсами предприятия Система и направления работ по управлению трудовыми ресурсами Формирование трудовых ресурсов Развитие трудовых ресурсов Повышение качества трудовой жизни персонала Управление производственной деятельностью предприятия

6 Содержание управления производством Общая стратегия предприятия и направления производственной деятельности Разработка и внедрение производственной системы Оперативное планирование и управление производственной системой Комплексное управление производительностью (эффективностью) производства Комплексный (системный) подход к производительности и эффективности производства Влияние факторов внешней среды на производительность Влияние внутренних переменных предприятия на его производительность Управление по критерию производительности Часть III. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Глава 15. Экономические методы управления в менеджменте Содержание экономических методов управления в менеджменте Основные экономические методы управления в менеджменте Коммерческий расчет как важный экономический метод механизма хозяйствования Внутрифирменный расчет Ценовая политика и эффективное управление предприятием Сущность ценовой политики и ее цели Основные принципы и методы ценообразования промышленного предприятия Формирование внутрифирменных цен Обеспечение конкурентоспособности предприятия Конкурентоспособность продукции и предприятия Оценка конкурентоспособности продукции Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия Глава 16. Управление качеством Сущность управления качеством Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством Экономические категории и затратный механизм качества Качество как фактор конкурентоспособности Процесс и функции управления качеством на предприятии Современный подход к управлению качеством Современная концепция управления качеством Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством Всеобщее управление качеством и управление предприятием Глава 17. Реформирование и адаптация предприятия к новым условиям хозяйствования Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса Реформирование предприятий при трансформации экономики Адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования Реабилитация промышленного предприятия в процессе его реформировании Проблемы реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования Стратегическая ориентация реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования Создание макроэкономических условий эффективной работы предприятий Проблемы обеспечения проведения стратегических перемен на предприятии и пути их разрешения Управление предприятием при его реформировании и реабилитации Проблемы корпоративного управления предприятиями Основные направления совершенствования управления предприятием

7 Внедрение антикризисного управления Подготовка управленческих кадров и повышение навыков персонала Глава 18. Основные механизмы антикризисного управления Антикризисное управление и регулирование Обязательства, неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство Антикризисное управление и регулирование Антикризисные процедуры Система банкротства Правовые основы антикризисного управления Законодательство о банкротстве Конкурсное производство Санация и мировое соглашение Ликвидационное производство и социальные вопросы Диагностика банкротства и финансовое оздоровление предприятия Финансовый анализ предприятия: цели и виды анализа Стадии банкротства и диагностика состояния предприятия Анализ финансового состояния и диагностики банкротства предприятия Определение путей финансового оздоровления предприятия Организация разработки мероприятий финансового оздоровления предприятия Глава 19. Реструктуризация промышленного предприятия Содержание и организация реструктуризации предприятия Общие подходы к реформированию и реструктуризации промышленного предприятия Опыт реформирования и реструктуризации российских предприятий Организация реструктуризации предприятия Разработка программы реструктуризации и развития предприятия Основные этапы разработки и содержание программы реструктуризации Организация разработки программы реструктуризации на предприятии Оценка рисков при реализации программы и управление ими Глава 20. Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) Формы и особенности международной интеграции производства Базовые стратегии развития бизнеса Стратегии вертикальной интеграции и диверсификации Формы и уровни международной интеграции Организационно-правовые формы межфирменной интеграции. ТНК и финансовопромышленные группы Организационно-правовые формы межфирменной интеграции Эволюция «жестких» организационных форм межфирменной интеграции Транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы Литература Политические факторы. Отношение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса непосредственно влияют на такие действия правительства, как налогообложение корпораций, установление льгот или льготных торговых пошлин и т.д. Для компаний, ведущих производство или имеющих рынки сбыта в других странах, важен фактор политической нестабильности (ограничение прав собственности, специальные пошлины на импорт и т.д.).

8 Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 3.1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины Эволюция управленческой мысли Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века. Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века. Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии. Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления. Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления. Появление и оформление управления как области научных исследований было, вопервых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Вовторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы. Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех органи-

9 зации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем. В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научнотехническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки. С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению. 1. Подход к управлению с позиций выделения различных школ, базирующихся на соответствующих концепциях. 2. Процессный подход. 3. Системный подход. 4. Ситуационный подход. Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл Таблица 3.1 Эволюция управленческой мысли Подходы, школы Годы Подход с позиций школ управления Подход научного управления Подход административного управления Подход с позиций человеческих отношений Подход с позиций науки о поведении Подход с позиций количественных методов Подход к управлению как к процессу Системный подход Ситуационный подход по настоящее время по настоящее время по настоящее время конец 1950-х — по настоящее время конец 1960-х — по настоящее время Школа научного управления ( гг.) Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века. Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Были выдвинуты аргументы в защиту отделения управленческих функций, названных функциями обдумывания (анализа) и планирования, от непосредственного выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления: Работа по управлению это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость обеспечения обучения людей, которые физически и интеллектуально

10 соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими. Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде: 1. Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы. 2. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения. 3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда. 4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение. Концепция научного управления стала начальным этапом становления и признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления» Классическая (административная) школа ( гг.) Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху. Авторами и видными последователями этой концепции и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований. Л.Ф.Урвик основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии, в разные годы был директором Международного института по управлению в Женеве и вице-президентом Британского института управления. Дж.Муни работал под руководством Альфреда П. Слоуна в «Дженерал Моторс». Макс Вебер (немецкий социолог), сформулировал принципы рациональной бюрократии. Р.С.Дэвис был президентом Американской академии управления, занимал многие руководящие посты в Американском обществе совершенствования управления. Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы управления организацией; построение структуры организации и управления ее работниками. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что ее концепция определяла управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, контроль.

11 Управлять (по Файолю) значит предвидеть, организовать, а также сопрягаться, согласовывать, контролировать (1923 г.). А. Файолю принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством, которые не потеряли своей актуальности и в современном менеджменте. В силу этого школу административного управления называют также классической школой. Содержание основных принципов управления, сформулированных А. Файолем, приведено в табл Таблица 3.2. Принципы управления Файоля Принципы 1. Разделение труда 2. Власть и ответственность Содержание принципов Реализация этого принципа позволяет уменьшить число объектов, на которых концентрируется внимание каждого участника управленческого процесса. Он применим к любому труду, выполняемому значительным количеством людей и требующему разнообразных способностей. Они взаимосвязаны: власть это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения. Она бывает официальной (должностной) или же личной (идущей от индивидуальных качеств). Но нет власти без ответственности. Ответственность требует мужества, и ее боятся в такой же мере, как и ищут власти. Боязнь ответственности парализует инициативу. 3. Дисциплина Дисциплина предполагает повиновение. Стремление руководства организации к повышению благосостояния работников не исключает возможность применения санкций к нарушителям дисциплины. 4. Единство распоряжения (единоначалие) 5. Единство дирекции При любом роде деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица. Сущность этого принципа заключается в том, что в организации должен быть единый глава и единый план работ. 6. Подчиненность Интересы одного человека или группы работников не должны быть выше интересов личных интересов всей организации. общим 7. Вознаграждение персонала Вознаграждение персонала это цена оказываемых им услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение как работнику, так и нанимателю. 8. Централизация В любом организме должен быть мозг (управленческий центр). Проблема централизации или децентрализации заключается в определении их правильного сочетания. 9. Скалярная цепь Скалярная цепь это цепь подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими ее звеньями. Власть прокладывает себе путь через каждое звено этой цепи. 10. Порядок Данный принцип предусматривает, что в организации должно быть рабочее место для каждого работника, и каждый работник должен быть на своем рабочем месте. 11. Справедливость 12. Стабильность пребывания персонала в Руководитель организации должен стараться вселить дух справедливости на всех уровнях скалярной цепи. Только в этом случае персонал будет заинтересован в выполнении своих обязанностей с полной отдачей и преданностью организации. Этот принцип означает, что работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном (необходимом) профессиональном уровне, соответствующего его должности. 13. Инициатива Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. При этом инициатива всегда должна быть вознаграждена при положительном результате ее реализации (независимо от того, где будет находиться автор этой инициативы в это

12 14. Корпоративный дух Этот принцип означает, что гармония между членами персонала является силой организации. В рамках концепции административной школы в 20-е годы сформулировано понятие организационной структуры организации, как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутренней рационализацией ее деятельности без учета влияния внешней среды Школы человеческих отношений и поведенческих наук Концепция психологии и человеческих отношений ( гг.). Хотя авторы научного управления и классической школы признавали значение человеческого фактора, их дискуссии и учет этого фактора ограничивались справедливой оплатой, экономическим стимулированием и установлением формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент организации. Так как это движение и концепция явились реакцией на недостатки классической (административной) школы управления, школа человеческих отношений получила название неоклассической. Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Последователями этой школы были также: А. Маслоу, и другие. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (Фоллетт). Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поведения и поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, наличия удовлетворенности работниками своим трудом и отношениями в коллективе. Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиоризма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул. В управлении такой подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между менеджерами и работающими. Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией хорошей работой. Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений. Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был

13 поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией. В рамках этой теории был разработан ряд концепций и положений об индивиде и «кооперации», формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации. Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека. Вывод этой школы, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями и определенными способностями, стал программой эффективного управления трудовыми ресурсами, а научная концепция стала известной как теория человеческих ресурсов Школы х годов гг. характеризуются развитием менеджмента в рамках нескольких школ, отличных от школы поведенческих наук. Такими школами были: эмпирическая или прагматическая школа управления, школы, связанные с теориями технократического менеджмента и школа науки управления. Эти школы оставили определенный след в развитии управленческой мысли, но в основном они носили характер частного развития определенных сфер и проблем управления организацией. Эмпирическая (прагматическая) школа управления. Основатели школы: Э. Петерсен, Г. Саймон, Р. Дэвис и др. В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Основной вклад школы в развитие управленческой мысли может быть определен следующим образом: 1. Развитие внутрифирменного менеджмента, в том числе разработка рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного управления и другим вопросам менеджмента. 2. Исследование и внедрение в практику управления новых, эффективных приемов обучения менеджеров (пример: слоуновская школа менеджеров). 3. Идеологи школы предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными в е годы (вопросы централизации и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д.). 4. Профессионализация менеджмента. Теории технократического менеджмента. В е гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества. 1. Теория элит. В основе этой концепции лежит деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу, в управлении такому подходу соответствует выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс.

14 2. Теория технократии. Суть концепции: грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего станет менеджментом технократии (представителей науки и техники). 3. Теория индустриального общества. Положения теории включают два ключевых момента: противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая роль в управлении отводится технократическому менеджменту. Фактор образованности является базисным в экономической жизни общества. При разрешении проблемы эффективного управления предпочтение отдано групповому решению. Теории технократического управления внесли новые элементы в управленческую мысль своей направленностью на повышение качественного (образовательного) уровня общества и менеджмента. Школа науки управления. Получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли. Следует обратить внимание на различие переводов двух понятий scientific management (научное управление), которое в американской литературе прямо связано со школой Тейлора и его последователями, и management science (наука управления), которая связана с применением количественных методов в управлении. Количественные методы под общим названием «исследование операций» были разработаны для решения прикладных задач во время второй мировой войны (эффективное использование средств противовоздушной обороны, война подводных лодок при сопровождении конвоев, минирование японских портов и др.). Исследование операций по своей сути представляло использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. Применение моделей позволило упростить сложные проблемы для их более глубокого изучения и понимания. Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Развитие компьютерной техники ощутимо повлияло на развитие количественных методов в управлении, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели возрастающей сложности, приближающиеся к реальным процессам Вклад различных школ в развитие управленческой мысли Школа научного управления: Использование научного анализа для лучших способов выполнения задачи. Отбор работников, более всего подходящих для выполнения задач, и их обучение. Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач. Систематическое и правильное (справедливое) использование материального стимулирования. Отделение управленческой работы от неуправленческой. Административная школа (классическая школа) управления: Развитие принципов управления организацией. Описание универсальных функций управления и видов управленческой деятельности. Систематизированный подход к управлению организацией. Определение структуры организации. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук:

15 Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. Применение наук о человеческом поведении в управлении и формирование организации таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом. Школа науки управления: Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. Развитие количественных методов оценки и обоснования в помощь руководителю, принимающему управленческие решения в сложных ситуациях Современный менеджмент Управленческие концепции современного менеджмента Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине XX века получили развитие 4 школы, существенно повлиявшие на развитие управленческой мысли. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук) полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ. Концепции и школы гг. несколько расширили понимание проблем менеджмента (прагматическая школа и школа науки управления). Процессный, системный и ситуационный подходы. Процессный подход в управлении возник уже в 20-е годы прошлого века (в рамках административной школы), но развитие получил только во второй половине 50-х годов. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организацию, стимулирование и контроль). Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации как совокупности взаимозависимых элементов организации (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управление которыми должно быть направлено на достижение целей организации в условиях изменения факторов внешней среды и воздействия этих изменений на организацию. Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления. Так как существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа (метода) управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Развитие концепций современного менеджмента. Период гг.

16 ознаменовался серьезным развитием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эффективный менеджмент. Развитие научной мысли и практического менеджмента с 60-х годов по настоящее время принято называть современным менеджментом. Условно этот период можно разделить на два этапа: е годы и е годы. Менеджмент х годов характеризуется дальнейшим одновременным развитием различных подходов к управлению, включая процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использованием количественных методов в управлении (количественный подход), зародившихся в 50-х годах. Менеджмент х годов характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации организации к изменениям внешней среды и повышения эффективности современного менеджмента в высоко динамичных условиях развития современного общества. Важнейшее значение в теории организационного управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой, учета изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентации и адаптации организации в сложившихся условиях ее функционирования. Наиболее известны следующие современные концепции менеджмента: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии, концепция целевой ориентации Процессный подход Как отмечалось выше, процессный подход возник в рамках школы административного управления. А.Файоль первым в предложенной им концепции рассматривал управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций. Каждая управленческая функция тоже представляет процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий. Сегодня существует много подходов и вариантов перечней конкретных управленческих функций. Почти каждая публикация по управлению содержит перечень управленческих функций, который в той или иной степени имеет свои авторские отличия. Забегая вперед (эти вопросы рассматриваются ниже в главе 4, отметим, что большинство экспертов в области менеджмента рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации Системные концепции. Системный подход в менеджменте Теория систем разрабатывалась и впервые применена в точных науках и технике. Однако ее применение в менеджменте в конце 50-х годов стало поворотным пунктом в развитии управленческой мысли и в развитии практического менеджмента. Системные концепции. Примеры. Машины, компьютеры, телевизоры, биологические системы. Система определяется (в теории систем) как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Люди являются социальными компонентами организаций, вместе с другими внутренними компонентами они составляют социотехнические системы (подсистемы) организации.

17 Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Возможные объекты обмена с внешней средой: информация, энергия, материалы и др. Открытая система зависит от информации, энергии, материалов и других факторов, воздействующих на систему из внешней среды. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функционирования. Развитие системного подхода явилось поворотным моментом в развитии управленческой мысли. Организации тоже представляют открытые системы, так как функционирование и выживание любой организации зависит от внешней среды. Организацию стало невозможно рассматривать как закрытую систему в силу того, что ее деятельность уже нельзя отделить от взаимодействия с внешней средой. Составляющие части (элементы) сложных систем сами могут являться системами. Эти составляющие части называют подсистемами. Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Системный подход. Применение системного подхода в менеджменте позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей. В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функционированию и получению желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов. В упрощенном виде организацию можно представить как открытую систему (рис. 3.1), которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и оборудование (технологию), и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги. В процессе функционирования этой системы осуществляется преобразование входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные выходы: увеличиваются продажи, формируется прибыль, увеличивается доля рынка, реализуется социальная ответственность организации, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается рост организации и т.д. Процесс управления организацией, осуществляемый с использованием механизмов менеджмента, является целенаправленным и рациональным процессом. В результате этого процесса осуществляется трансформация начальной ситуации на входе системы (1) в желаемую ситуацию на ее выходе (О), которая определяется стратегическим управлением, направленным на достижение определенных целей организации. Для оптимальности и целенаправленности процесса должна быть обеспечена реализация необходимой функции управления. Декомпозиция системы, реализуемая в рамках системного подхода, является основным способом, позволяющим проникнуть в существо конкретного объекта,

18 проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (то есть организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация системы, ее подсистем и элементов в сочетании с интеграцией оценки последствий принимаемых решений являются главными инструментами системного подхода при сложной работе по управлению организацией Ситуационный подход в менеджменте Ситуационный подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях. Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкретной организации. Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя: 1. Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля, включая количественные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессионального управления, которые показали свою эффективность. 2. Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик. 3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных. 4. Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем. Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу организации. Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, Для эффективного управления организацией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деятельность организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые для организации факторы, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограниченное число таких факторов, которые можно разделить по двум группам: внутренние переменные и внешние факторы.

docplayer.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]