Функции налогов

Налог как экономическая категория представляет собой денежные отношения государства с налогоплательщиками для мобилизации установленной законом части их доходов и иных средств в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей.

Именно налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов. Недобор налогов может привести к кризису бюджетной системы страны, в то же время чрезмерная тяжесть налогового бремени снижает хозяйственную мотивацию и провоцирует уклонение от налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции.

1. Фискальная функция (бюджетная) направлена па обеспечение доходной части бюджетной системы государства (лат. — дословно корзина; сборщики налогов в Древнем Риме ходили с корзинами, куда собирали подати; в современном толковании — государственная казна). Проявляется в обеспечении государства и его публично-правовых образований финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления их деятельности. В результате образуются бюджеты государства и публично-правовых образований Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и социальную жизнь общества, таким образом обусловливая регулирующую функцию налогов.

2. Регулирующая функция (экономическая) направлена на достижение тех или иных задач налоговой политики государства. Подразделяется на стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Налоги признаны важным экономическим инструментом государственного воздействия на объем потребительского спроса, инвестиционную деятельность, динамику экономического роста. Применяя различные налоговые ставки и льготы, можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и сфер экономики: например, развивать сельское хозяйство, препятствовать игорному бизнесу.

3. Распределительная функция (социальная) проявляется в распределении и перераспределении налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты). Перераспределение доходов между различными группами населения реализуется через неравное налогообложение доходов и имущества налогоплательщиков. Данная функция также реализуется через акцизное налогообложение социально вредных товаров (алкогольная продукция, табачные изделия).

4. Контрольная функция позволяет контролировать финансово-экономическую деятельность юридических и физических лиц, источники доходов и расходы. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

Осуществление контрольной функции, ее полнота и глубина в большой степени зависят от налоговой дисциплины, суть которой заключается в том, чтобы налогоплательщики в полном объеме и своевременно уплачивали установленные законом налоги и сборы. Реализуют контрольную функцию налоговые органы.

Таким образом, используя налоги, государство оказывает влияние как на экономические, так и на социальные процессы в обществе.

Принципы построения налоговой системы в России

Налогообложение базируется на ряде принципов, которые определяют экономическую сущность налогов. Эти принципы впервые были сформулированы экономистом и философом Адамом Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Основополагающая группа принципов базируется па частной собственности, к ней относятся принципы хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика:

• принцип справедливости — всеобщность обложения налогом, равная обязанность граждан платить налоги, учитывая платежеспособность налогоплательщиков;

• принцип определенности — определены налогоплательщики и элементы налогообложения, т.е. сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

• принцип экономии — издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления;

• принцип удобства — простота исчисления и уплаты налога.

Перечисленные принципы налогообложения, пройдя испытание временем, остались актуальными и сегодня. Они учитываются при формировании налоговых систем в современных условиях. Принципы дополнены и закреплены в ст. 3 ПК РФ, где установлены следующие «основные начала законодательства о налогах и сборах».

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии с российским законодательством налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, прописанные в НК РФ. Налогоплательщик вправе отказаться от льготы или приостановить ее использование, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые льготы не являются обязательным атрибутом налогообложения.

Если в отношении какого-либо налога хотя бы один из элементов не формализован в законодательстве, то такой налог считается не установленным и его взимание считается незаконным. Так, в российской налоговой практике существует пример, когда оспаривалась в судебном порядке правомерность взимания налога с продаж в 2001 г. вследствие того, что налоговый период как элемент налоговой модели недостаточно четко был прописан в законодательстве по налогам и сборам. Впоследствии данный налог был отменен.

Рассмотрим, что понимается под каждым из перечисленных выше элементом налогообложения. С налоговой позиции, объектом налогообложения признаются «прибыль, доходы, имущество, стоимость реализованных товаров, стоимость выполненных работ, стоимость оказанных услуг, а также иной объект, имеющий стоимостную, физическую, количественную характеристики, с которым у налогоплательщика возникают обязательства по уплате налогов». Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, устанавливаемая в соответствии с НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода или определяется на основе данных бухгалтерского учета либо иных документально подтверждающих данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Налоговый период — это временной отрезок, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (например, квартал или месяц).

Налоговый период может меняться по срокам в следующих ситуациях:

— компания организована после начала календарного года, когда для нее первым налоговым периодом будет период со дня создания или государственной регистрации и до конца текущего года;

— реализация имущества после начала календарного года, когда налоговый период определяется как время фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика в данном календарном году.

Под налоговой ставкой понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка — величина, формирующая численную характеристику налога. Налоговые ставки могут иметь как численное, так и процентное выражение. В соответствие с этим различают твердые налоговые ставки, в которых сумма налогов дана в абсолютной форме (например, акцизы), и долевые процентные ставки — сумма налога исчисляется как доля суммы налоговой базы. Кроме того, налоговые ставки подразделяются на ставки, устанавливаемые на федеральные, региональные и местные налоги.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога (сбора), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных ПК РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента (например, расчет НДФЛ).

Порядок и сроки уплаты налогов (сборов) устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Под сроком уплаты налога и сбора понимается период времени, в течение которого налогоплательщик обязан отчитаться перед органами налоговой инспекции и уплатить определенную сумму налога. Несоблюдение сроков признается нарушением налогового законодательства и карается в зависимости от степени и умышленности нарушения.

В общем виде сумма налога к уплате определяется как произведение налоговой базы на ставку налога:

где Н — начисленный налог; НБ — налоговая база; Ст — ставка налога.

Однако каждый налог имеет свои особенности формирования налоговой базы.

В отдельных случаях могут устанавливаться налоговые льготы, предусмотренные законодательством, смягчающие налоговое бремя отдельных категорий налогоплательщиков. Такие льготы выражаются в освобождении от уплаты налога или возможности уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, налоговая система представляет собой правовую категорию, характеризующую налоговый правопорядок в целом, а совокупность взимаемых налогов — элемент налоговой системы.

studme.org

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

www.grandars.ru

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

www.grandars.ru

Функции налоговой системы

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов; в налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция — фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Не дискутируя по этому поводу, отметим лишь, что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, естественно, проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, как это имеет в России, что может вести к гипертрофированную фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция — это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д.

Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к Российской Федерации. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование.

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям (например, неоправданные налоговые льготы некоторым республикам, входящим в состав Российской Федерации).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «трудно настраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Крупные функциональные недостатки и диспропорции в соотношении и взаимодействии функций налоговой системы, рассмотренные в макроэкономическом масштабе, наиболее открыто проявляются на уровне отдельных предприятий.

Анализ показал, что в современных условиях имеется «расстыковка» функций налогов с функциями предприятий, еще недостаточно адаптированных к закономерностям рынка и конкурентной борьбе. Функции налоговой системы не «настроены» соответствующим образом на функции деятельности предприятий, на содействие воспроизводственным процессам их капитала, ускорению его оборота и окупаемости. В этом главный резерв роста эффективности налоговой политики и перестройки налогового механизма.

В результате первых этапов налоговой реформы действительно сложился качественно новый механизм финансовых отношений предприятий и государства, в связи, с чем можно сказать, что одна из целей реформы достигнута. Что же касается других, более важных задач, стоявших перед налоговой реформой, то введенный в действие налоговый механизм оказался структурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только не способствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливает их.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]
  • Налог с вклада как платить Налог на вклад. Платить или не платить налог с банковских вкладов? Налог на вклад — платить или нет? Налоги, за небольшим исключением, надо платить с любого дохода, и банковские вклады тоже подлежат налогообложению. Правда, на […]