Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 08.07.2018
  • вступила в силу 30.12.2012

Ст. 17 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 2. Система образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

  • 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

dogovor-urist.ru

Формы обучения закон

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведённой нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведённой позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

www.lexed.ru

Ломов Алексей Иванович, почетный работник общего образования, заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала «Реализация Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»

На сегодня у руководителей образовательных организаций нет полной ясности в понимании всех особенностей форм получения образования и форм обучения по основным общеобразовательным программам. Поэтому в данной статье сделана попытка ответить на вопросы, которые возникают у руководителей при реализации различных форм обучения.

Ранее в образовательном законодательстве России использовался лишь один термин «Форма получения образования» и было узаконено шесть таких форм (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»):

Пять первых из них новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет как «Формы обучения», которые учащиеся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона) или их законные представители (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона) могут выбрать для освоения основных общеобразовательных программ при получении образования всего лишь в двух, принципиально новых «Формах получения образования»:

· в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — ОО) (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);

· вне ОО (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона),

Экстернат же Закон относит к форме прохождения промежуточной и итоговой аттестации в ОО лицами, получающими образование вне ОО (ч. 3 ст. 34 Закона).

Какие вопросы возникают у директоров школ в этой связи?

Относятся ли учащиеся, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, к контингенту школы?

Поскольку семейное образование и самообразование являются формами обучения при получении образования вне образовательной организации (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона), то учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.

Какими законодательными и (или) нормативными актами регламентируется порядок обучения в форме семейного образования и самообразования?

Поскольку действие законодательства об образовании распространяется только на организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 4 Закона), а семейное образование и самообразование реализуются вне образовательной организации, нет и не может быть никаких законодательных актов федерального и (или) регионального уровня, так же как нет и не может быть никаких нормативных актов органов местного самоуправления и локальных актов образовательной организации, регламентирующих эти формы обучения.

Как часто учащиеся (их законные представители) могут менять форму получения образования (форму обучения)?

Законодательно не определены ни периодичность изменения формы получения образования и формы обучения, ни максимальное количество этих изменений, поэтому никто не вправе ограничить в этом учащихся и (или) их законных представителей. А это значит, что учащиеся или (и) законные представители вправе осуществлять выбор формы получения образования и (или) формы обучения хоть ежедневно!

Кто (учащийся и (или) его законные представители) вправе выбирать форму получения образования и форму обучения?

Право выбора формы получения образования и формы обучения принадлежит родителям (законным представителям) учащегося (с учетом мнения ребенка) до момента освоения им основной общеобразовательной программы или до достижения возраста 18 лет (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона). А вот право выбора формы получения образования и (или) формы обучения при освоении программы среднего общего образования или при достижении им возраста 18 лет принадлежит исключительно учащемуся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Учащиеся каких классов имеют право обучаться в форме самообразования?

Поскольку в форме самообразования могут быть освоены только программы среднего общего образования (ч. 2 ст. 63 Закона), обучаться в форме самообразования могут только учащиеся 10-х и 11-х классов. Причем для этого не требуется согласие их законных представителей (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Учащиеся каких классов имеют право обучаться в форме семейного образования?

Так как в форме семейного образования могут быть освоены программы начального, основного и среднего общего образования (ч. 2 ст. 63 Закона), обучаться в форме семейного образования могут учащиеся всех классов c 1-го по 11-й. Для учащихся 1–9-х классов выбор этой формы обучения осуществляют законные представители учащегося (до достижения им возраста 18 лет) с учетом мнения ребенка (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона), а учащиеся 10–11-х классов осуществляют этот выбор самостоятельно (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Обязана ли школа выплачивать родителям компенсацию за обучение учащихся в форме семейного образования?

Компенсация затрат законных представителей учащихся на реализацию общеобразовательных программ вне образовательной организации в Законе не предусмотрена, поскольку Конституцией РФ (ч. 2 ст. 43) получение бесплатного общего образования гарантируется только в образовательных организациях. Но в региональных и муниципальных нормативных актах компенсация этих затрат может быть предусмотрена, в том числе и в форме оказания поддержки родителям (законным представителям) учащихся (п. 6 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (далее — Письмо).

В каких случаях и как часто учащиеся, получающие образование вне образовательной организации, обязаны проходить промежуточную аттестацию?

Прохождение промежуточной аттестации учащимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом (ч. 3 ст. 17 Закона), а не обязанностью, поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию.

Однако в связи с тем, что для получения аттестата об основном общем образовании необходимо прохождение государственной итоговой аттестации, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за 9-й класс (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394), прохождение промежуточной аттестации в 9-м классе становится необходимым для тех учащихся, которые имеют желание получить аттестат об основном общем образовании.

В том случае, когда учащийся имеет желание получить аттестат о среднем общем образовании, ему необходимо пройти государственную итоговую аттестацию, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400), поэтому прохождение промежуточной аттестации в 10-м и 11-м классах становится необходимым.

С учетом сказанного прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х (10-х и 11-х) классов, претендующих на получение аттестата об основном (среднем) общем образовании, а для учащихся 1–8‑х классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным.

При этом следует иметь в виду, что форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона) и закрепляются в локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона), принимаемом с учетом мнения совета учащихся и совета родителей (ч. 3 ст. 30 Закона), который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации в свободном доступе (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона). А это значит, что если учащегося или (и) его законных представителей не устраивают сроки, формы или порядок прохождения промежуточной аттестации, они не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают.

За счет каких средств оплачивается работа педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию учащихся, получающих образование вне образовательной организации?

Поскольку взимание платы с учащихся за прохождение ими промежуточной аттестации не допускается (ч. 7 ст. 58 Закона), оплата работы педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию учащихся, допускается только за счет фонда оплаты труда образовательной организации.

Если в ваше муниципальное (государственное) задание не включены расходы на проведение промежуточной аттестации учащихся, получающих образование вне образовательной организации, это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников. Поэтому стоит заранее побеспокоиться о том, чтобы в ваше муниципальное (государственное) задание такие расходы были включены, поскольку нормативные затраты, покрывающие расходы на проведение промежуточной аттестаций, могут быть определены учредителем образовательной организации (п. 5 Письма).

Учащийся (его законные представители) решил пройти промежуточную аттестацию в нашей образовательной организации. Каковы действия директора в этом случае?

Прежде всего следует иметь в виду, что для прохождения промежуточной аттестации учащийся должен быть зачислен в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона). Такой учащийся получает статус «экстерн» и включается в контингент учащихся вашей образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учащихся образовательной организации, осваивающих соответствующие образовательные программы (ч. 3 ст. 34 Закона).

Перед приемом необходимо ознакомить поступающего и (или) его законных представителей с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательной программой, по которой учащийся будет проходить промежуточную аттестацию, локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном, а также с другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности учащихся (ч. 2 ст. 55 Закона). При проведении промежуточной аттестации необходимо руководствоваться требованиями ст. 58 Закона и локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном.

После прохождения промежуточной аттестации учащегося необходимо отчислить из образовательной организации. После отчисления необходимо в трехдневный срок выдать учащемуся справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном (ч. 5 ст. 61 Закона) по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией (ч. 12. ст. 60 Закона).

Учащийся перестал посещать школу. При общении с его родителями по телефону выяснилось, что они решили обучать ребенка в форме семейного образования. Что в этой ситуации делать директору?

Кажется, все просто! Такого учащегося необходимо отчислить из образовательной организации.

Но поскольку в Законе предусмотрен закрытый перечень оснований для отчисления учащегося из образовательной организации, единственным подходящим для этого случая основанием будет досрочное расторжение образовательных отношений по инициативе учащегося или его законных представителей (п. 1 ч. 2 ст. 61). Поэтому для обеспечения легитимности приказа об отчислении будет необходимо письменное заявление учащегося или его законных представителей (содержащее согласие ребенка (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона)) об отчислении учащегося из образовательной организации в связи с выбором им или его законными представителями формы получения общего образования вне образовательной организации.

При этом следует иметь в виду, что при выборе родителями (законными представителями) учащихся семейного образования в качестве формы обучения по основным общеобразовательным программам они информируют об этом выборе орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 63 Закона), а вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено! Поэтому, в том случае, если учащийся или его законные представители не напишут заявления, получение такого заявления от учащегося (его законных представителей) станет «головной болью» именно образовательной организации.

Каков порядок организации обучения на дому в рамках нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, этими организациями может быть организовано обучение на дому по программам начального, основного и среднего общего образования. Основаниями для организации обучения на дому являются (ч. 5 ст. 41 Закона):

· заключение медицинской организации;

· письменное заявление законных представителей учащегося.

Порядок регламентации и оформления отношений муниципальной (государственной) образовательной организации и законных представителей учащегося при обучении на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 6 ст. 41 Закона).

До принятия такого нормативного правового акта следует руководствоваться общими требованиями Закона, для этого следует издать приказ (распоряжение) о переводе учащегося на обучение на дому.

Поскольку при этом учащийся остается в контингенте образовательной организации, то оплату труда педагогических работников, осуществляющих обучение на дому, следует осуществлять из общего фонда оплаты труда. Если в ваше муниципальное (государственное) задание не включены расходы на организацию обучения на дому, то это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников. Поэтому стоит заранее побеспокоиться о том, чтобы в ваше муниципальное (государственное) задание такие расходы были включены, поскольку нормативные затраты на специальные условия получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья определяются органами государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 99 Закона).

Количество часов учебного плана учащихся, обучающихся на дому, ранее регламентировалось письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17–253–6, которое теперь признано утратившим силу (приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035), однако эти рекомендации можно использовать до принятия новых требований, естественно, без ссылки на это письмо.

В систематизированном виде информация о всех формах обучения представлена в таблице.

Получение общего образования в РФ

direktor.ru

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

zakonobobrazovanii.ru

Это интересно:

  • Ходатайство от воинской части Как правильно составить ходатайство от командования воинской части, чтобы военнослужащего не отправили в дисциплинарную часть, а оставили на поруки в той части, которой он сейчас находится? 5 ответов на вопрос от юристов […]
  • Как оформить имущественный вычет на квартиру Получение налогового вычета при покупке квартиры в ипотеку Одним из самых часто задаваемых вопросов является вопрос о том, на вычет в каком размере можно рассчитывать в случае покупки жилья в ипотеку. Поэтому в данной статье мы […]
  • Имеет ли право отказать в обслуживании Имеет ли право администрация кафе отказать в обслуживании? Доброго дня! Вправе ли администрация кафе в лице ( директора) отказать мне занимать в кафе определенно понравившийся мне столик. если он свободен. мотивируя это тем, что я […]
  • Исполнение наказание без изоляции от общества Исполнение наказание без изоляции от общества 6. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества 6.1. Исполнение наказания в виде обязательных работ 6.2. Исполнение наказания в виде штрафа и конфискации […]
  • За что штраф 30000 рублей гибдд За что штраф 30000 рублей гибдд Таблица административных наказаний за совершение нарушений в области дорожного движения (таблица штрафов) Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, […]
  • Правила подключения 307 Порядок подключения к тепловым сетям (централизованному теплоснабжению) На этой странице приведено общее описание порядка подключения к теплосетям. Указанная статья будет полезна владельцам объектов бизнеса, строительным компаниям и […]