Каким образом можно внести дачный участок в границы населенного пункта?

Я являюсь собственником земельного участка (Московская область, Раменский район, категория — земли сельскохозяйственного назначения, ВРИ — для дачного строительства). Участок расположен на территории дачного поселка, который состоит из аналогичных участков. ДНП в поселке не образовывалось. На участке построен и зарегистрирован дом, назначение — жилое. С трех сторон поселок напрямую граничит с деревней. Возможно ли включение моего участка в границы данной деревни (населенного пункта)? Что нужно сделать, чтобы включить мой участок в эти границы?

Ответы юристов (6)

По Земельному Кодексу

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ

Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
5. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.

Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района

1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

То есть чтобы утвердить новые границы, нужно минимум чтобы этого захотели в адм-ии поселения в состав которого вы хотите включить ЗУ. Нужно туда обращаться.

Уточнение клиента

Что значит захотели? Администрация руководствуется своими желаниями или установленными нормами? Как обращаться, что написать, что приложить?

30 Июня 2016, 17:14

Есть вопрос к юристу?

Добрый день Сергей. Скажите пожалуйста поставлен ли Ваш земельный участок на кадастровый учет? границы органов местного самоуправления устанавливаются и утверждаются в соответствии с генпланом.

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Возможно Ваш земельный участок уже входит в черту органов местного самоуправления ближайшего района.

Обратитесь к муниципальным органом местного самоуправления о предоставлении Вам сведений по данному земельному участку. Обычно данным вопросам занимается земельные комитеты муниципальных органов, либо Палаты земельных и имущественных отношений.

Уточнение клиента

На кадастровый учет участок поставлен, как им все остальные участки в нашем поселке. В свидетельстве о госрегистрации права указано: адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Раменский район, сельское поселение Ульянинское.

30 Июня 2016, 17:11

Уточнение клиента

Плана застройки территории поселка нет. Администрация это письменно подтвердила. Продавцы участков тоже говорят что его не делали

30 Июня 2016, 17:12

Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 29.12.2015)

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ст. 4.1.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сам порядок указан в Постановлении Правительства МО от 19.03.2015 N 148/6

ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации: перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

То есть ваши земли вместо земель сельхозназначения должны стать землями населенных пунктов.

Для решения вопроса о включении вашего участка в границы деревни Вам необходимо обратиться в администрацию Ульянинского сельского поселения.

В таком случае обратиться с заявление в Ульянинское сельское поселение для присоединение земельного участка к его территории.

Затем органы местного самоуправления должны произвести определенные действия

5. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
6. Публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Перевод статуса земельного участка из ИЖС в ЛПХ

Добрый день! Подскажите пожалуйста можем ли приватизировать участок личным подсобным хозяйством если статус земель ИЖС? Мы собственники жилого дома и с 1985 года мы владеем земельным участком который на данный момент не оформлен в собственность и при оформлении возникли проблемы. Нам отказывают в оформлении ЛПХ так как статус ИЖС! Всё, что имеется из документов на землю это схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории! Вообще это возможно? И что нам надо делать для этого?

Ответы юристов (8)

Здравствуйте. Для начала перевести землю из одной категории в другую. То есть подать соответствующее заявление в муниципалитет

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 31.12.2014)
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Есть вопрос к юристу?

Екатерина, добрый день.

Если у Вас разрешенный вид использования ИЖС, то Вам ни как не приватизировать его как ЛПХ, для этого нужно приватизировать как ИЖС, а потом сменить разрешенный вид использования. Скажите пожалуйста, с какой целью Вы хотите именно ЛПХ?

Уважаемая Екатерина, поскольку неизвестны причины, по которым Вы намереваетесь произвести перевод земель ИЖС в ЛПХ, я бы рекомендовал Вам ознакомиться вот с таким комментарием, который возможно поможет Вам принять правильное решение:

Кроме строительства на земле, предназначенной под садоводство, жилого строения и признания его жилищем, существует и другой путь законно возвести на землях населенного пункта жилье. Он, в частности, предполагает изменение разрешённого использования земельного участка на земли под личное приусадебное хозяйство (ЛПХ) или под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона номер 112 «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок — это участок в границах населенного пункта, который используется для ведения личного подсобного хозяйства, то есть непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. На приусадебном земельном участке можно возводить и жилой дом, и жилое строение.
При этом специалисты, как правило, рекомендуют строить сразу именно дом, так как налоговые органы придерживаются мнения, что физическое лицо не может получить имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов, произведённых на строительство жилого строения (письмо УФНС России по Москве от 29.09.2009 г. № 20-14 / 4 / 101 409). Является ли ваше здание жилым домом или строением, определяет проект строительства.
В случае возведения жилой постройки на землях ЛПХ нужно принять во внимание и ещё один существенный факт. Несмотря на то, что такие участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, они прежде всего должны использоваться для производства сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 4 112-ФЗ) и лишь потом — для возведения на нем дома и других зданий. Это значит, что, во-первых, неиспользование подобной земли для производства сельскохозяйственной продукции может повлечь ответственность по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП; для граждан штраф составляет от 500 до 1 тысячи рублей); во-вторых, после трёх лет неиспользования по назначению участок после предварительного уведомления может быть изъят у собственника путём продажи с публичных торгов (статьи 284 и 286 Гражданского кодекса РФ). Пока эти положения применяются только к участкам из земель сельхозназначения, а не земель поселений, тем не менее, необходимо иметь ввиду, что буква закона обязывает не только строить на приусадебном земельном участке, но и выращивать там фрукты, овощи и так далее.
Плюсы и минусы ИЖС
Гораздо больше подходят для капитальной загородной недвижимости земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Одно из главных преимуществ этой категории земель — то, что при переводе земли в ИЖС и строительстве на ней дома собственник, согласно Налоговому кодексу, вправе рассчитывать на налоговый вычет, равный сумме фактически произведённых расходов.
Другой плюс ИЖС — при предоставлении земель этой категории обязательно выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры (в том числе и для газификации — статья 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»).
При предоставлении участков под ЛПХ технические условия, напротив, могут не выдаваться. В этом случае орган местного самоуправления обязан выдать технические условия подключения перед началом строительства на соответствующем участке в ходе подготовки градостроительного плана земельного участка. Конкретные условия подключения будут определяться местоположением участка, наличием инфраструктуры, местными программами газификации.
При этом, если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание этих сетей, плата за подключение не взимается.
Что касается обязательств, то все упомянутые выше санкции за неиспользование земельного участка для ЛПХ в течение трёх лет распространяются и на собственников участков для ИЖС, но уже за незастройку участка, а не за сельскохозяйственную запущенность. То есть земли ИЖС в течение трёх лет обязательно нужно начать использовать по прямому назначению, для строительства жилья, иначе участок у собственника может быть изъят.
Порядок изменения целевого назначения
Порядок изменения разрешенного использования участка зависит от того, утверждены ли для соответствующей территории правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в предусмотренном этими правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в статьях 31 — 32 Градостроительного кодекса РФ. Она предполагает подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местной администрации. После этого проводятся публичные слушания, о которых уведомляются прежде всего правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. Представительный орган местного самоуправления утверждает соответствующие изменения, и тогда новое разрешённое использование земельного участка может быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В случае, когда ПЗЗ на соответствующей территории не приняты, до 2012 года (срок, до которого закон обязывает все территории принять правила) решение об изменении одного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимает глава местной администрации (статья 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»). И если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, то изменение производится без процедуры публичных слушаний.

можем ли приватизировать участок личным подсобным хозяйством если статус земель ИЖС?
Екатерина

m.pravoved.ru

Установление или изменение категории земель.

Для этого уполномоченный орган должен принять соответствующее постановление (решение) Образцы таких постановлений (решений) размещены на нашем сайте kada str . tatarstan . ru в разделе «Для органов государственной и муниципальной власти и местного самоуправления» в подразделе «Образцы документов».

Органы, уполномоченные на изменение категории земель

Таблица 2

Уполномоченный орган

Виды земель

1

1.1 земли,находящиеся в федеральной собственности, в т.ч. земли лесного фонда;

1.2 земли или земельные участки, необходимые для федеральных нужд;

1.3 земли или земельные участки для установления или изменения черты г.Санкт-Петербурга или Москвы.

Ст.8 ЗК РФ, ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

2

Органы исполнительной власти субъектов РФ (Кабинет Министров РТ)

2.1 земли сельскохозяйственного назначения;

2.2 земли, находящиеся в собственности субъектов РФ (РТ); — Ст.8 ЗК РФ.

2.3 земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением случаев,установленных законами субъектов РФ и п.1.2 и 1.3 Таблицы)

Ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

3

Органы местного самоуправления

3.1 земли, находящиеся в муниципальной собственности (за искл. Земель сельскохозяйственного назначения);

3.2 земли, находящиеся в частной собственности (за искл. Земель сельскохозяйственного назначения); — Ст.8 ЗК РФ.

3.3 земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (если это предусмотрено законами субъектов РФ. Законодательством РТ это не предусмотрено)

Ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

В случаях, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» категория земель устанавливается путем принятия органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель в зависимости от цели использования, для которой он предоставляется.

Особенности перевода земель из категории земель населенных пунктов и в земли населенных пунктов.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

C 01.07.2016 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов может осуществляться только путем утверждения генерального плана или внесения изменений в утвержденный генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

С 01.07.2016 г. перевод земельных участков в земли населенных пунктов и из земель населенных пунктов в другую категорию Кабинет Министров РТ не осуществляет.

Последнее обновление: 19 января 2015, 11:39

kadastr.tatarstan.ru

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац девятый утратил силу.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарий к Ст. 8 ЗК РФ

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным (ч. 1 ст. 14 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).

Поскольку к настоящему времени практически все земельные участки уже отнесены к той или иной категории земель, то с практической точки зрения особо важное значение имеет осуществление перевода земель из одной категории в другую, тем более что в реальной жизни необходимость такого перевода возникает постоянно, прежде всего в связи с необходимостью осуществления нового жилищного и промышленного строительства, проведения дорог и коммуникаций. Поэтому законодательство детально регулирует основания и порядок перевода земель из одной категории в другую: в комментируемой статье зафиксированы органы, уполномоченные принимать решения о таком переводе, а непосредственно порядок перевода и особенности перевода земельных участков из отдельных категорий земель установлены ФЗ о переводе земель из одной категории в другую. В частности, этим Законом регламентированы состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о таком переводе, основания отказа в переводе, порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия этих участков для государственных или муниципальных нужд.

В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Однако что касается государственной собственности, то, как известно, процесс ее разграничения на федеральную собственность и собственность субъектов РФ не закончен. Поэтому ст. 15 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу ФЗ о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Как можно заметить при изучении текста п. 1 комментируемой статьи, для перевода в другую категорию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения требуется решение органов более высокого ранга, чем в случаях перевода участков из земель других категорий. Это один из способов обеспечения приоритета сельскохозяйственных земель и их охраны, в том числе путем недопущения вывода их без достаточных на то оснований из аграрного производства. ФЗ о переводе земель из одной категории в другую (ст. 7), в свою очередь, установлен перечень тех исключительных случаев, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий (т.е. лучших, продуктивных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения) в иные категории.

Абзац относительно земель населенных пунктов в п. 1 комментируемой статьи введен ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, соответствующие изменения внесены и в ч. 1 ст. 8 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую. Таким образом, подчеркивается, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. (О порядке установления или изменения границ населенных пунктов см. комментарий к ст. 84 Кодекса.)

Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.

Такой вывод подтверждается и нормой ст. 1 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, согласно которой правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Упомянутый Федеральный закон закрепляет и конкретные вопросы, которые отнесены к сфере регулирования субъектов РФ, — например, органами государственной власти субъектов РФ устанавливаются содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации).

2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи ФЗ о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.

Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их, по заявлениям правообладателей земельных участков, вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

ФЗ о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в установленном ст. 21 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи включает два важных момента: во-первых, еще раз подчеркивается, что порядок перевода земель устанавливается только федеральным законодательством, во-вторых, устанавливается, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом не только неверного решения по существу вопроса, нарушения «материального» законодательства, но и нарушения установленной законом процедуры перевода земель.

stzkrf.ru

Это интересно:

  • Правила то киа Правила акции "Открываем второй миллион!" >> Шаг 1. Получить промо-код Получить промо-код участника можно на сайте kia.ru или непосредственно в официальных дилерских центрах KIA: Для получения промо-кода на сайте kia.ru необходимо […]
  • Юристы спб фрунзенский район Юридические фирмы, Фрунзенский район, СПб Юридическая фирма КОЛЛЕГИЯ ПАВЛОВА 7-812-715-06-19 7-812-702-72-54 192007, Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 171, вход со двора Юридическая фирма ВЕРДИКТ ОПТИМА 7-812-766-28-80 […]
  • Закон про справки Справки к ТТН и таможенной декларации при обороте пивоваренной продукции уходят в прошлое С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в 171-ФЗ, касающиеся заполнения справок к товарно-транспортной накладной и справок к таможенной […]
  • Удо статья 162 Попадает ли статья 162 часть 2 под амнистию и можно ли подать на УДО? Здравствуйте , 2 марта приговорили к двум года малолетку ,по ст 162 часть 2 ,раннее не судим ,ни где не привлекался ,характеристики хорошие . Ответы юристов […]
  • Приказ 84 дсп Приказ МВД России от 06.02.2012 N 84 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России, признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД […]
  • Продажа авто без налогов Разъяснения Как определить доход от продажи, уменьшить его на вычет или расходы, рассчитать налог, примеры расчета в разных ситуациях. Нужно ли платить налог с продажи автомобиля или нет? На какие вычеты имеет право продавец машины? […]