Работа в группах в начальной школе на уроках развивающего обучения

Первое сентября. Первый звонок для тех, кто переступил порог школы в первый раз. Сколько радости, надежд, волнения в глазах детей. Школа для них в эту минуту – дом, в котором можно узнать что-то новое, обрести друзей, самоутвердиться в этой жизни. Это – первая ступень взросления. Для учителей и родителей, конечно же, не новым является тот факт, что у детей наступает очень трудный период в их жизни. Каждый ребенок должен пройти путь адаптации в школе, привыкнуть к новому детскому коллективу, новому режиму дня, стать более самостоятельным, ответственным. И когда в конце первого месяца обучения я подвожу итог первой ступени адаптационного периода, то результат не всегда превосходит ожидания. Не все дети справляются с этой задачей. И тогда на помощь должны прийти взрослые и, прежде всех, учитель.

Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?

Опробовав многие методы работы с детьми в адаптационный период. Я остановилась на групповой работе на уроках, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “8 вишенок”. Сначала каждый делает свою вишню, а потом еще 4 всей группой. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинается работа по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

После этого, как группы сформированы, создается устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.

Примерный устав:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их.

– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
! – эврика.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Приведу пример работы в группах на уроке чтения. Тема: “Анализ отрывка из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”. До этого этот отрывок разбирался на уроке словесности по теме: “Глаголы с возвратным значением”.

На уроке чтения он разбирается как литературное произведение. Сначала предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя. Дается первое задание по группам:

– Что помогает автору создавать стихи? (Обстановка, воспоминания, воображение, сравнение)

– Найти описание этих помощников.

Задание по группам I, II – обстановка, III – воспоминания, IV – воображение, V – сравнение.

– После этого каждая группа зачитывает ответ. А все вместе обсуждаем его правильность.

– Стихи рождаются сразу? (Нет, проходит этап предварительной, умственной работы)

Каждая группа ищет отрывок, в котором описывается эта работа, но передать его надо своими словами. А потом зачитывается отрывок каждой группы. На эту работу дается пять минут.

– Вы говорили о том, что автору помогают в создании стихов воспоминания. Кого вспоминает Пушкин? (Друзей, учителей)

– Найти и зачитать это место.

– Мы с вами читали о друзьях Александра Сергеевича. Составьте маленький рассказ о том, кто это мог быть. По выбору.

На доске запись: Державин, Баратынский, Крылов.

После подготовки – защита ответа каждой группы.

– С чем и кем сравнивает автор свои мысли? (с матросами, плывущим кораблем).

– Когда вы читали стихи, что рисовало ваше воображение? (выслушав ответы, детям предлагается по группам выбрать свою картину, которую бы они нарисовали после чтения стихов).

Зачитывается стих в группах. Дается время на рисунок.

Заключение урока: конкурс чтецов и группового рисунка.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час «Учимся работать дружно. Работа в группе»

Основные цели:

  1. Построить простейшие правила работы в группе.
  2. Закрепить умение применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и группе.

Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экране или интерактивной доске.

Раздаточный материал:

    1. листы с изображением символа Универсиады 1 на группу (1 лист заранее лежит на парте для выполнения задания на пробное действие);
    2. листы белой бумаги, клей.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Открыть на интерактивной доске изображение спортивных команд. Учитель читает стихотворение.

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о работе в команде)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Какие известные спортивные команды нашего города вы знаете? (Рубин, Ак Барс, Зенит, Динамо)

– Какое спортивное событие ожидает Казань в 2013 году? (Универсиада – это событие, проводимое в мире с 1923 года, второе по важности после Олимпийских игр)

– Чем отличается Универсиада от Олимпиады? (От Олимпийских игр Универсиада отличается, в первую очередь тем, что участниками Универсиады выступают студенты в возрасте от 17 до 28 лет, а проводится Всемирная Универсиада раз в 2 года и делится на Зимнюю и Летнюю Универсиады.)

– Что представляет собой эмблема Олимпийских игр? (Эмблема Олимпийских игр представляет собой пять сцепленных между собой разноцветных кругов или колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. По задумке Кубертена расцветка колец подобрана так, чтобы на флаге любого государства мира был, по крайней мере, один из пяти цветов. Однако принято считать, что пять колец – символ пяти континентов: синее – Европы, жёлтое – Азии, зелёное – Австралии, чёрное – Африки, а красное – Америки.)

– Знаете ли вы, какие виды спортивных соревнований входят в Универсиаду? (Универсиада содержит 13 обязательных видов спортивных соревнований: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная и художественная гимнастика, теннис, фехтование, футбол и плюс еще 3 состязания на выбор властей места проведения Универсиады.)

На доске появляется список некоторых видов спорта: баскетбол, плавание, фехтование, футбол, теннис, волейбол.

Разделите эти виды спорта на две группы:

    1. баскетбол, волейбол, футбол;
    2. теннис, плавание, фехтование.

(командные и индивидуальные)

– Что такое команда?

Как по-другому можно назвать команду? (Дети читают значение слова из толкового словаря: группа – несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг к другу, соединенных вместе; совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

Выберите то значение, которое относится к теме урока. (группа совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

– Мы сегодня будем на уроке работать в группе.

– Давайте вспомним правила работы в паре.

Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

А теперь выполним задание в группе.

Вам необходимо из разрезанных частей собрать картинку. Время работы 1 минута.

Через 1 минуту детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось. На доску вывешиваются работы групп.

  1. дети не успели собрать картинку;
  2. дети справились с заданием

– Посмотрите на доску, все группы справились с заданием? (Нет, не все группы справились с заданием.)

3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и осмысление проекта выхода из затруднения.

– Давайте подумаем вместе, почему. Что нужно было сделать? (Нужно было, работая в группе собрать картинку.)

– Что у вас не получилось? — Этот вопрос следует задать отдельно сначала группе, которая не справилась с заданием совсем. Ответы детей должны в результате свестись к тому, что дети не смогли договориться.

Затем необходимо задать вопрос группе детей, которая справилась с заданием:

– Как вам удалось справиться с заданием? (Мы сначала договорились, как мы будем собирать картинку и затем приступили к работе)

– Значит, чему мы сегодня должны научиться? (Мы должны научиться договариваться, когда работаем в группе.)

– Какие правила мы сегодня должны придумать? (Мы должны придумать правила работы в группе.)

– Какая цель нашего урока? (Придумать правила работы в группе.)

– Как мы назовем тему нашего урока? (Правила работы в группе.) Учитель записывает тему урока на доске.

– Что мы будем сейчас делать? (Будем придумывать правила работы в группе.)

4. Реализация проекта выхода из затруднения.

Группам предлагается выполнить следующее задание:

Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения.

В группе должен быть ——— обсуждения,
——— может высказать свою версию решения,
——— говорит, а ——— слушают,
———— версия обсуждается в группе,
В группе согласуется ———- решение,
Представитель группы ————- согласованное решение перед классом.

После выполнения задания обсуждаются предложенные варианты. Затем прочитываются все правила.

Вы составили правила работы в группе.

В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Эти правила помогут нам работать вместе? (да)

Физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Проговаривание правил. На слайде появляется картинка. Озаглавите картинку подходящим правилом.

6. Самостоятельная работа

Соблюдая правила работы в группе, попробуете вспомнить и нарисовать эмблему футбольной команды Рубин и защитите ее.

Сверьте с образцом.

– У всех получилось? Молодцы!

7. Включение в систему

Представьте, что мы являемся болельщиками любимой спортивной команды и отправляемся с ней на Универсиаду.

Какие правила нам необходимо помнить? ( правила общения, правила поведения в общественных местах, правила работы в группе)

– Зачем они нам нужны? (. )

8. Рефлексия деятельности

– Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке? (Мы узнали, правила работы в группе.)

– Какие это правила? (. )

– А кто понял, как работать в группе? Отлично!

  1. Кто доволен работой своей группы? (аплодисменты)
  2. Кому понравилась работать в группе, поднимите значок группы, а кому лучше работать одному покажите значок одного человечка.

– Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

– Поблагодарим за работу на уроке друг друга.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Памятка » Правила работы в группах»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

«Как работать в группе»

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.

Правила работы в группе

1. Выберите лидера группы.

Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс. Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.

infourok.ru

Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы в рамках реализации программы ФГОС

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», — писал Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка».

Еще 15-20 лет назад групповая форма работы на уроке была редкостью.

Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.

Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.

В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.

Начинать учить работать в группе нужно с самых первых дней пребывания ребенка в школе. В этом процессе нет мелочей, важно все: как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); как расставить парты; как соглашаться и как возражать; как помогать и как просить о помощи и т.д.

Обычно навыки совместной работы в группе сначала осваиваются на внеучебном материале (на внеклассных мероприятиях, в играх и т.д.). Примеры из практики.

Приём «Рукавица» работа в паре построенная на умение договориться между собой, необходимы шаблоны рукавиц с правой и левой руки на которых учащиеся должны нарисовать один и тот же рисунок, орнамент, одним и тем же цветом.

«Ковёр» на умение работать в команде, предоставляются разноцветные геометрические формы и чистый лист, участники группы должны создать ковёр за определённое время.
Ребята 5-х,6-х классов часто желают быть лидерами в группах, для этого раздаются карточки разного цвета (синий, красный, зелёный и т.д.), в других группах должен присутствовать этот же набор карточек, теперь при ответе капитаны красных карточек выступают, затем синих и т.д. Ребят сначала нужно научить работать в группе иначе процесс работы в группе будет мало эффективен.

Всегда необходимо устанавливать правила работы группы и критерии оценки ее достижений, при этом важно убедиться, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока.

Правил работы в группе не должно быть много, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

  • в разговоре должен участвовать каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • свое мнение надо не навязывать, а доказывать и т.д.

Хорошо, если эти правила в виде плаката будут перед глазами учащихся во время групповой работы.

Групповая работа всегда начинается с распределения учащихся на группы. Часто этот этап проходит непросто, даже драматично. То, насколько удачно сформированы группы, во многом определяет эффективность их работы.

Существует несколько способов разделения класса на группы.

  1. По взаимному выбору, по желанию. Учащиеся могут самостоятельно сформировать равные группы или группы с конкретным количеством участников.
  2. Случайным образом. Способов формирования таких групп множество: объединение учеников, сидящих на одном ряду; с помощью жребия и т.д. Работа в «случайных» группах может объединить благодаря совместной работе детей, которые в иных условиях между собой никак не взаимодействовали, а также развить способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Следует отметить, что этот способ разделения на группы неприменим в конфликтном классе.
  3. По определенному признаку, который учителем. В этом случае процесс разделения на группы превращается в игру. Например, можно разделиться по первой букве фамилии (гласная – согласная), по сезону рождения и т.д. По сравнению с предыдущим (случайным) способом разделения, этот способ изначально задает некий общий признак, который объединяет учащихся. Они понимают, что есть нечто, что их сближает. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
  4. Группу набирает ее «лидер», который может быть выбран учителем в соответствии с целью. Чаще всего «лидеры» выбирают тех одноклассников, кто будет эффективно работать в его группе. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
  5. Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: например, объединить детей так, чтобы получились равные по силе группы.

Стоит присмотреться к опыту учителей, которые в течение нескольких лет использовали групповую форму работы на своих уроках. Г.А. Цукерман, например, дает следующие рекомендации по разделению учеников на группы: самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Важно также соблюдать принципы отбора заданий для групповой работы. Во-первых, задания должны быть такими, чтобы ученики понимали: результат будет гораздо лучше, если работать не в одиночку. Во-вторых, целесообразно для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы; задания творческого характера, для выполнения которых нужны генерировать творческие идеи; задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В-третьих, задания должны быть выполнимы за короткое время. В-четвертых, задания должны быть посильными, но интересными.

Групповая форма работы может быть эффективной только при условии правильной ее организации.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Проведение конференции.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.
  2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек
  3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом.
  4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;
  5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала.

Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два — три раза в год.

Пресс-конференция.

Оцениваются сами вопросы; вопросы используются в качестве контрольного материала; устраивается пресс-конференция (приглашённый «литературный герой», если вопросы составлялись по прочитанному произведению). Группы работают над одним и тем же текстом.

Игра «Продолжи». Каждая группа должна составить текст на заданную тему. Текст создаётся по цепочке: каждый участник составляет предложение.

«Своя опора». Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. Проходит презентация схем-опор. Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь-конспект.

Работая в группе по методу «вертушки», дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки так на уроках русского языка: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Рыцарский турнир
(проводится между представителями команд)

I этап – объявление о предстоящем турнире

За неделю до «турнира» вывешиваю список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия», и знакомлю с «рыцарским кодексом» Рыцарский кодекс:

  1. Можно вызывать на «дуэль» только в письменной форме, не позже чем за три дня до боя.
  2. Можно вызывать только равного по силам противника.
  3. Можно вызывать соперника, победившего тебя, но не тобой уже побежденного.

Например, в 7 классе при повторении изученного в конце года предлагаю следующее:

  1. Словарные слова (по списку в конце учебника).
  2. Корни с чередованием.
  3. Ь после шипящих на конце слова во всех частях речи.
  4. О, е и ё после шипящих и ц.
  5. Окончания существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  6. Все правила правописания наречий.
  7. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
  8. Слитное и раздельное написание не со всеми частями речи.

II этап – «Вызов»

Ученик из одной команды «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Андреев вызывает Анисимова». После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».

III этап – «Сражение»

Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

IV этап – объявление победителя и награждение команды, его подготовившей

На доску почета вывешиваются имена всех членов команды, подготовившей победителя.

Турнир «издательств»

Предложив группам соревнования «издательств», которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор — выполняет самую сложную работу, поэтому эта роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.

Корректор отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) – переписать правильно и красиво текст набело.

Ход игры

1 этап – распределение ролей;

2 этап – первичное ознакомление с текстом . Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора с подробным объяснение другим членам группы;

3 этап – повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;

4 этап – проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.

5 этап – подведение итогов, на основании которых строится работа рецензентов.

6 этап – обсуждение плана и содержания рецензии.

7 этап – рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.

8 этап – чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.

1. Самая распространенная ошибка учителей, только начинающих осваивать групповую форму работы, – бездействие во время выполнения учащимися задания в группах. Педагог должен следить за ходом сотрудничества учеников в группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса, выступать в роли арбитра во всех спорах, следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями, поскольку их необходимо включать в активную деятельность.

2. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Для всех детей (а в подростковом возрасте – особенно!) остаться без группы, в одиночестве, является ситуацией труднопереносимой.

3. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

4. Нельзя исправлять или критиковать первые высказывания членов группы, даже если они ошибочны. Это работа других членов группы.

5. Иногда участники группы при малейшем затруднении начинают задавать вопросы учителю. Если на вопрос может ответить кто-то из учеников, учитель не должен на него отвечать.

6. Учитель не должен ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

7. Нельзя требовать абсолютной тишины: во время групповой работы дети должны иметь возможность разговаривать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос, мотивируя это тем, что «крикуны» мешают работе в других группах.

8. Слишком продолжительное или, наоборот, недостаточное время для выполнения задания. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5 – 7 минут, в средних 10 – 15 минут, в старших 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше времени.

9. Учитель часто не может рассчитать время урока так, чтобы учащиеся успели продемонстрировать результаты групповой работы. Урок в таком случае неэффективен, так как неясен результат этой работы.

www.uchportal.ru

Русский язык: работа в группах

О. А. Спадабаева, Т. В.Караваева,
И. Б. Киевская, С. И. Кузьмина,
учителя начальных классов
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56»
(Санкт-Петербург)

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе

Отличительной особенностью нового ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения) начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Эта мысль не нова. Один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, Песталоцци, выдвинул эту прогрессивную задачу — развивающего обучения , базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя .

Целью сегодняшнего массового образования стало не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное — умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения нацеливает на формирование обще-учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но не все дети в силу своих психологических особенностей пока могут публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, развивать практически значимые навыки и понимание.

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.

Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала.

Планируя групповую работу на этих уроках, нужно обратить внимание, что задания в группе должны быть составлены таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. (Не секрет, что дети вырабатывают «правила игры» внутри группы стихийно, через свой социальный опыт. 1-2 человека выполняют задание, другие просто наблюдают за ними. Создается только видимость групповой работы);

Особое внимание нужно направить на освоение детьми разных форм, способов взаимодействий внутри группы , обращать внимание на умение работать друг с другом. Иногда нужно менять состав группы, с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы

  1. повысить уровень знаний учащихся;
  2. добиться лучшего усвоения материала;
  3. вызвать интерес учащихся к предметам
  4. развить умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание.
  1. активизировать познавательную деятельность (расширить круг знаний учащихся);
  2. развивать навык самостоятельной учебной деятельности (научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль);
  3. развивать умение успешного общения (научить детей работать вместе, дружно);
  4. привлечь внимание к работе отстающих детей, заинтере­совать их (совершенствовать межличностные отношения в классе);
  5. воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;
  6. добиться более прочного усвоения знаний;
  7. развивать устную и письменную речь учащихся.

При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы:

  1. научности (знания должны быть научно-обоснованы)
  2. доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);
  3. прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);
  4. сознательной активности;

При соблюдении принципов :

  • задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, представлять возможность для активного использования, имеющихся знаний
  • учитывать особенности состава группы
  • распределять роли между участниками группы
  • организовывать коммуникацию в группе и между группами
  • анализировать способ деятельности
  1. у учащихся повышается интерес к предметам;
  2. в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;
  3. знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая за­интересованность в работе;
  4. учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;
  5. учащиеся получают удовлетворение от работы

Плюсы и минусы групповой работы.

  1. повышается учебная и познавательная мотивация;
  2. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
  3. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  4. происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
  5. улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
  4. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  5. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  6. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Практикум групповой работы на уроках русского языка

Тема: «Типы текстов. Закрепление»

На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.

nova56.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]