Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 июля, 17 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 5 мая 2014 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Уточнено правовое положение ООО.

Учредить ООО теперь можно при минимальном размере уставного капитала в 10 тыс. рублей. В число учредительных документов больше не входит учредительный договор. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его госрегистрации.

Ограничена возможность выхода участников из общества, а именно, если это предусмотрено уставом общества (независимо от согласия других участников). Выходящему участнику выплачивается стоимость его доли в уставном капитале.

Регламентирована процедура реализации преимущественного права общества на приобретение доли участника, продаваемой третьему лицу.

Внесены изменения, защищающие общества от рейдерских захватов. Так, подписи и печати в договоре купли-продажи доли должны заверяться у нотариуса, который будет отвечать за их достоверность. Ранее подлинность печатей и подписей никем не проверялась, что облегчало возможность их подделки и неправомерного завладения ООО.

Внесен ряд поправок в Основы законодательства РФ о нотариате. Частный нотариус, имеющий контору в городском поселении, должен заключить договор обязательного страхования своей деятельности на сумму не менее 1,5 млн. рублей, в сельском поселении — не менее 1 млн. рублей. Нотариальная палата субъекта РФ может заключить договор страхования ответственности своих нотариусов на сумму от 500 тыс. рублей на каждого нотариуса.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года. Уставы и учредительные договоры ООО, созданные до вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. N 267, в «Парламентской газете» от 20 января 2009 г. N 2-3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 20

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Федеральный закон от 30122008 г 312-фз

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 г. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 312-ФЗ) государственная регистрация обществ с ограниченной ответственностью осуществляется с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон N 14-ФЗ) и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 312-ФЗ уставы обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом N 14-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 января 2010 года.

Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области обращает внимание на то, что Федеральным законом N 312-ФЗ не предусмотрено, что общества, не успевшие в установленный срок привести свои уставы в соответствие с новыми нормами законодательства, не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав.

Не приведение уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом N 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы продолжат осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом N 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.

При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ (как до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать в части, не противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.

Вопрос 1. Какие документы и в какой налоговый орган необходимо представить в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ?

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации и, в рассматриваемом случае, приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. Поэтому обществам необходимо после проведения внутри организации мероприятий, связанных с внесением в устав соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган по месту своего нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в данной ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

— заявление о государственной регистрации;

— решение о внесении изменений в учредительные документы общества;

— изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные изменения могут быть представлены в виде непосредственно изменений или устава в новой редакции;

— документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Вопрос 2. Какую форму заявления о государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ?

В рассматриваемой ситуации следует использовать форму N Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица».

При этом необходимо отметить следующее. Форма N Р13001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не содержит строки, позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее – Закон N 312-ФЗ). Однако указанное условие, учитывая положения пункта 5 статьи 5 указанного Закона, является основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о размерах долей участников общества.

Представляя в регистрирующий орган заявление по утвержденной форме N Р13001, к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/[email protected]) необходимо приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в устав в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган заявления и должен быть «прошит» с заявлением. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (пункт 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).

При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на соответствие Закону N 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Заявитель может использовать также рекомендуемую форму N Р13001, размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», которая содержит специальную строку о приведении устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.

Вопрос 3. Каковы последствия не приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ до 1 января 2010 года?

Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее – Закон N 312-ФЗ) установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с действующей с 1 июля 2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — не позднее 1 января 2010 года. Однако из Закона N 312-ФЗ не следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав.

Учитывая вышесказанное, не приведение уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Законом N 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом N 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.

При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ (как до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать в части, не противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.

Кроме того, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц будут отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава общества.

Вопрос 4. В соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли учредительный договор общества после приведения в соответствии с законом представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?

При приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее – Закон N 312-ФЗ) новую редакцию учредительного договора в регистрирующий орган представлять не нужно. В соответствии с Законом N 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные документы юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 года утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона N 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после указанной даты осуществляться не будет.

Вопрос 5. Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ?

Ни Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержат ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных с приведением устава данного общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

Вопрос 6. Можно ли зарегистрировать новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести изменения в сведения о руководителе общества до приведения его устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

Не приведение устава общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или ее руководителе.

Вопрос 7. Должны ли общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 года и находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в государственный реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации общества, а также перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?

В рассматриваемых случаях приведение уставов общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее – Закон N 312-ФЗ) представляется не целесообразным.

С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц не приведение устава общества в соответствие с требованиями Закона N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Вопрос 8. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если его размер составляет менее 10 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Таким образом, требование к размеру уставного капитала общества предъявлялось законодательством об обществах с ограниченной ответственностью только на момент его государственной регистрации, что позволяло обществам, созданным до 1 марта 1998 года, до настоящего времени не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера – 10 000 руб.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб. Таким образом, с 1 июля 2009 года размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 000 руб. не только на момент его государственной регистрации, но и в любой другой момент. Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10 000 руб.

Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям законодательства сведения об уставном капитале.

Вопрос 9. Общество увеличило уставный капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ?

Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения изменений в его устав, поскольку на основании положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» сведения о размере уставного капитала общества должны содержаться в его уставе.

В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с увеличением уставного капитала.

Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных законом случаях — размера) долей участников общества (статья 18 и 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ.

Вопрос 10. Общество изменило место нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте нахождения общества, содержащиеся в Единый государственный реестр юридических лиц, одновременно с приведением устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ должны отражаться в его уставе?

Да, это возможно. Для этого в заявлении о государственной регистрации по форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с изменением места нахождения.

Вопрос 11. На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года) сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества должны были быть отражены в его уставе. После 1 июля 2009 года указанное требование исключено из приведенной нормы Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ. Вместе с тем, рассматриваемая норма в действующей редакции предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о размерах долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?

Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля 2009 года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников не будет противоречить положениям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о целесообразности включения в устав общества сведений об участниках, учитывая новые положения Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, в частности об обязанности общества вести список его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не будет установлено иное.

Вопрос 12. Внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми, указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда. О каких заявлениях участников общества идет речь?

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ), заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

До утверждения форм заявлений о государственной регистрации в установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации рекомендуется использовать форму N Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков» по адресу www.nalog.ru.

В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для свидетельствования подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному заявлению.

mvf.klerk.ru

Информационные письма Президиума ВАС РФ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и от-дельные законодательные акты Российской Федерации»

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее — Закон № 312-ФЗ), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды (далее — суды) о выработанных рекомендациях.

1. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 312-ФЗ* этот Закон вступил в силу с 01.07.2009.

Исходя из части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ уставы обществ с ограниченной ответственностью (далее — общества), созданных до 01.07.2009, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в редакции Закона № 312-ФЗ и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью) в редакции Закона № 312-ФЗ при первом изменении уставов таких обществ.

В силу данной нормы правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, который ранее не был приведен в соответствие с названными законодательными актами, представленных в регистрирующий орган после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с указанными законодательными актами.

2. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (абзац первый пункта 3 статьи 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Однако поскольку учредительные документы общества утверждаются до его государственной регистрации (статьи 11, 52, 54 и 55 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), то положения статьи 5 Закона № 312-ФЗ об уставах и учредительных договорах обществ, созданных до 01.07.2009, распространяются также и на общества, запись о создании которых (как в результате учреждения, так и в результате реорганизации) внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — Реестр) после 01.07.2009, но заявление о регистрации которых было подано до этой даты.

3. Судам необходимо учитывать, что положения законодательных актов, в которые Законом № 312-ФЗ внесены изменения, в редакции этого Закона (далее — новое законодательство) применяются к отношениям, возникающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7, 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ), независимо от того, приведены ли уставы обществ в соответствие с новым законодательством.

4. При разрешении споров о ликвидации обществ по искам регистрирующих органов на основании пунктов 2 и 3 статьи 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации юридических лиц) судам надлежит учитывать, что невыполнение обществом предусмотренной частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ обязанности по приведению в соответствие с новым законодательством своего устава при первом его изменении после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 № 310-ФЗ не относится к нарушениям закона, имеющим неустранимый характер.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих изменений устава общества (часть 1 статьи 134 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив обществу представить в регистрирующий орган упомянутые документы не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения обществом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона о регистрации юридических лиц).

5. Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества.

Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для признания недействительными сделок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее — доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т. д.

Независимо от приведения устава общества в соответствие с новым законодательством его участники вправе отчуждать свои доли в уставном капитале общества, передавать их в залог и т.д.

6. Судам надлежит учитывать, что общее собрание участников общества, устав которого не приведен в соответствие с новым законодательством, вправе после 01.07.2009 принимать решения о реорганизации или ликвидации общества, а также о внесении в устав изменений, не связанных с приведением его в соответствие с новым законодательством (об изменении уставного капитала общества, об изменении места нахождения общества и т.д.). Вместе с тем такие изменения устава в силу части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ не могут быть зарегистрированы ранее изменений, связанных с приведением устава в соответствие с новым законодательством.

7. Судам необходимо иметь в виду, что при представлении после 01.07.2009 в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в связи с прекращением общества при его реорганизации, ликвидации (в том числе при банкротстве) или исключении общества из Реестра по решению регистрирующего органа приведения устава общества в соответствие с новым законодательством не требуется.

8. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ размер уставного капитала общества должен быть не менее десяти тысяч рублей, тогда как ранее действовавшая редакция этой нормы предусматривала, что он должен был составлять не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Судам следует учитывать, что из указанного изменения не вытекает обязанности обществ, созданных до 01.07.2009, увеличить свой уставный капитал до размера, установленного новой редакцией Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества (в том числе в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством), по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ.

9. Согласно части 4 статьи 5 Закона № 312-ФЗ учредительные договоры обществ с 01.07.2009 утрачивают силу учредительных документов. Исходя из положений статьи 89 ГК РФ и статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона № 312-ФЗ) единственным учредительным документом общества с 01.07.2009 является устав.

Вместе с тем предусмотренные учредительными договорами права и обязанности сохраняют силу только для сторон этих договоров и применяются в части, не противоречащей новому законодательству (часть 3 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).

После 01.07.2009 стороны заключенного до этой даты учредительного договора вправе изменить его или расторгнуть по общим правилам главы 29 ГК РФ, при этом соответствующие соглашение и (или) изменения не подлежат государственной регистрации в Реестре.

10. Судам необходимо иметь в виду, что до 01.07.2009 учредители (участники) обществ на основании пункта 2 статьи 421 ГК РФ вправе были заключать договоры, аналогичные предусмотренному в настоящее время пунктом 3 статьи 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ договору об осуществлении прав участников общества, которые сохраняют силу и после 01.07.2009.

11. В случае совершения после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством сделки по отчуждению доли, приобретенной до 01.07.2009, согласно части 7 статьи 5 Закона № 312-ФЗ проверка нотариусом полномочия отчуждающего долю лица на распоряжение ею осуществляется на основании устава общества в последней его редакции по состоянию на 01.07.2009, определяемой в соответствии с выпиской из Реестра. Если общество состоит из одного участника, то нотариусу дополнительно должно быть представлено решение единственного учредителя (участника) о создании общества либо документы, устанавливающие переход к лицу всех долей в уставном капитале общества.

Этот порядок применяется и в том случае, если отчуждающее долю лицо приобрело ее до 01.07.2009 на основании нотариально удостоверенной сделки.

В указанных в настоящем пункте случаях при поступлении в регистрирующий орган переданного нотариусом заявления, подписанного участником общества, отчуждающим долю, о внесении в Реестр соответствующих изменений правомерными являются действия регистрирующего органа по внесению изменений в сведения об обществе, связанных с отчуждением доли. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю.

12. В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответствующих изменений в сведения об обществе. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю.

13. При отчуждении до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством доли, приобретенной после 01.07.2009, подтверждение полномочий лица, отчуждающего долю, на распоряжение ею осуществляется в общем порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ. В частности, в этом порядке осуществляется подтверждение полномочий лица, отчуждающего долю, приобретенную после 01.07.2009 на основании нотариально удостоверенной сделки (часть 8 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).

14. В силу части 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ регистрирующий орган одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав общества в целях приведения его в соответствие с новым законодательством, вносит в Реестр сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества на основании его устава в последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции, а также вступивших в законную силу и поступивших в регистрирующий орган на момент государственной регистрации указанных изменений решений судов о принадлежности долей в уставном капитале общества.

При внесении в Реестр таких сведений должны учитываться изменения, связанные с переходом долей, изменением их размеров и (или) номинальной стоимости, внесенные в Реестр в установленном порядке после вступления в силу Закона № 312-ФЗ.

15. Несмотря на то, что с 01.07.2009 сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества исключены из перечня сведений, которые должен содержать устав общества (пункт 1 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ), наличие таких сведений в представленных после этой даты в регистрирующий орган изменениях устава общества не является основанием для отказа в их государственной регистрации. Однако в названном случае эти сведения не являются основанием для изменения содержавшихся в Реестре сведений об участниках общества; они также не учитываются регистрирующим органом при реализации положений части 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ.

16. Судам надлежит учитывать, что норма части 6 статьи 5 Закона № 312-ФЗ о возможности внесудебного опровержения внесенных в Реестр сведений о размерах и номинальной стоимости долей нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в Реестре участниками общества, распространяется только на те сведения, которые были внесены регистрирующим органом в Реестр на основании устава общества в последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав в целях приведения его в соответствие с новым законодательством (часть 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).

17. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующего органа судам следует иметь в виду, что после 01.07.2009 рассмотрение (в том числе принятие решения о государственной регистрации или об отказе в ней) оставшихся не рассмотренными к этой дате документов, представленных в регистрирующий орган до 01.07.2009 непосредственно или отправленных по почте до 01.07.2009, осуществляется в соответствии с положениями ГК РФ, Закона об обществах с ограниченной ответственностью и Закона о регистрации юридических лиц в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 312-ФЗ, в том числе в части того, кто может быть заявителем при государственной регистрации.

18. Если до 01.07.2009 доля от одного лица перешла к другому, однако до этой даты не были зарегистрированы изменения учредительных документов общества в части такого перехода, то после 01.07.2009 внесение в Реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в пункте 1.4 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ (кроме случаев, когда заявление было представлено или направлено по почте в регистрирующий орган до этой даты). В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в Реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

При рассмотрении споров о признании незаконным отказа нотариуса в свидетельствовании подлинности подписи заявителя в указанном случае судам следует иметь в виду, что нотариус вправе требовать предоставления ему документов, аналогичных предусмотренным частью 7 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, и документов, являющихся основанием для перехода доли, но не вправе требовать предоставления именно нотариально удостоверенного договора об отчуждении доли, поскольку до 01.07.2009 такое удостоверение этих договоров не являлось обязательным в силу закона.

19. В связи с введением с 01.07.2009 обязательной нотариальной формы договора залога доли (пункт 2 статьи 22 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ) судам следует учитывать, что договоры залога долей, заключенные до этой даты в простой письменной форме, сохраняют силу и после этой даты.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ после 01.07.2009 в Реестр включаются сведения о передаче долей в залог.

В связи с этим, если договор залога доли был заключен до 01.07.2009, то после этой даты сведения об этом залоге (с указанием вида обременения (залога) доли и срока, в течение которого такое обременение будет действовать, либо порядка установления этого срока) могут быть внесены в Реестр по заявлению залогодателя. При этом заявление о внесении соответствующих изменений в Реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

20. Поскольку в силу пункта 2 статьи 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, а согласно абзацу первому пункта 11 статьи 21 и пункту 2 статьи 22 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли, и договор залога доли подлежат нотариальному удостоверению, то полномочия представителей на совершение таких сделок, основанные на доверенностях, выданных до 01.07.2009 в простой письменной форме, с 01.07.2009 прекратились.

21. Согласно пункту 1 статьи 94 ГК РФ и пункту 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона № 312-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества, если это предусмотрено уставом общества. Право участника общества на выход из него может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ до 01.01.2010 внесение в уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, изменений, предусматривающих право участника общества выйти из него, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества.

Суды, применяя указанные нормы, должны учитывать, что если устав общества, созданного до 01.07.2009, содержал положение о праве участников общества на выход из общества, то это право сохраняется у них и после этой даты независимо от того, внесены ли в устав общества изменения в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством. Если устав общества, созданного до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, не содержал такого положения, то с 01.07.2009 его участники не имеют права выйти из общества в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Такое право может быть закреплено в уставе тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества до 01.01.2010 (часть 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ) или после этой даты всеми участниками общества единогласно (абзац второй пункта 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ).

В тех случаях, когда право участников общества на выход из общества прекратилось в связи со вступлением в силу Закона № 312-ФЗ, судам следует иметь в виду, что не считается вышедшим из общества участник, направивший по почте до 01.07.2009 заявление о выходе из общества, если оно было получено обществом после этой даты, поскольку пункт 2 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в прежней редакции предусматривал, что в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества, то есть с момента поступления этого заявления обществу.

22. В силу пункта 1 статьи 31.1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества с момента государственной регистрации общества.

Судам следует иметь в виду, что общества, созданные до 01.07.2009, обязаны вести список участников общества только с этой даты, в связи с чем после 01.07.2009 такие общества начинают ведение данного списка с внесения в него всех необходимых сведений по состоянию на эту дату. Внесения в такой список сведений об изменениях состава участников общества и размеров их долей, имевших место с даты государственной регистрации общества до 01.07.2009, не требуется.

23. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не позволяют реализовать требования Закона № 312-ФЗ.

Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ) внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/[email protected]), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.

Кроме того, судам при рассмотрении споров о признании незаконными отказов нотариусов в свидетельствовании подлинности подписи на указанных заявлениях следует учитывать, что составление такого заявления по рекомендованной ФНС России форме до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти само по себе не может являться основанием для такого отказа.

www.arbitr.ru

Это интересно:

  • Увечье по закону Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и […]
  • Закон о допуске к работе Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических […]
  • Приказ о выдаче птс Приказ МВД России, Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службы от 10 марта 2017 г. № 115/666/370 "О внесении изменений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, […]
  • Приказ 80 с изменениями Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N […]
  • Приказ минприроды 30 от 16022010 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 марта 2015 г. № 153 “О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. № 30 “Об утверждении форм и порядка представления […]
  • Приказ 648-п от 28102018 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 декабря 2015 г. № 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами” В соответствии со статьей 2.3 Закона […]