Правительство России

О применении риск-ориентированного подхода при федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения

Постановление от 17 февраля 2018 года №172. Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Это позволит повысить результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере и одновременно снизить избыточное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Постановление от 17 февраля 2018 года №172

Подготовлено МВД России в целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России.

Постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов государственного контроля, при которых будет применяться риск-ориентированный подход. Постановлением Правительства от 2 марта 2017 года №245 в этот перечень был включён в том числе федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.

Подписанным постановлением внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (утверждено постановлением Правительства от 19 августа 2013 года №716).

Установлены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска. Определён порядок принятия решения об установлении категории риска.

В зависимости от категории риска установлена периодичность проведения плановых проверок. Вводится положение об обязательности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок.

Принятые решения позволят повысить результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов, снизить избыточное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

m.government.ru

Путин на три года освободил от проверок малый бизнес за исключением управляющих компаний

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым российский малый бизнес на несколько лет освобождается от проверок при условии отсутствия нарушений. Сегодня этот документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Новым законом вводится запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. При этом если компании ранее выносилось наказание за грубое нарушение либо регуляторы приостанавливали ее деятельность, и с момента проверки прошло менее трех лет, то плановые надзорные мероприятия не запрещаются.

Мораторий на проверки, согласно закону, не распространяется на юрлиц или бизнесменов, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, а также на контроль в области промбезопасности и пожарный надзор в отношении объектов I или II класса опасности, в области безопасности гидротехнических сооружений, в сфере экологической безопасности, в области обеспечения радиационной и атомной безопасности, защиты гостайны. Кроме того, запрет не затронет управляющие компании многоквартирных домов и аудиторские организации.

По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, планируемый мораторий на проверки малого бизнеса коснется порядка 1 млн проверок.

Поправками ко второму чтению в отношении отдельных видов контроля и надзора с 1 января 2018 года ввведен риск-ориентированный подход. При этом закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнится новой статьей. Риск-ориентированный подход представляет собой метод осуществления проверок, при котором форма, продолжительность и периодичность проверки зависят от того, к какой категории риска или опасности относится юрлицо и индивидуальный предприниматель. Эти критерии будут определяться правительством, которое вправе установить периодичность проведения проверок в отношении юрлиц и ИП с определенным уровнем риска либо принять решение не проводить проверки.

С текстом Федерального закона от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Законодательство о надзорных каникулах и штрафах

«Надзорные каникулы»

13 июля 2015 года Президентом России Владимиром Путиным был подписал закон № 246-ФЗ , направленный на введение «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает запрет в течение трех лет на проведение органами государственного контроля и муниципального контроля плановых проверок в отношении субъектов МСП. Закон действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Но «надзорные каникулы» действуют не для всех. Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ. В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме того, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.

Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.

Также нужно иметь в виду, что «надзорные каникулы» распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, в течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:

  • не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
  • в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
  • не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.

Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.

Внеплановые проверки остались

Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.

Где получить информацию о внеплановой проверке?

Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».

В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.

Вместо штрафа — предупреждение

С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, и теперь штраф за административное правонарушение, совершенное впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в Кодексе об административных правонарушениях РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Кроме того, есть отдельные исключения, когда предупреждение вместо штрафа не назначается, например при недобросовестной конкуренции, подделке документов, незаконнном вознаграждении от имени юридического лица.

Профилактика правонарушений в бизнесе

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Две новые статьи:

  • статья 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований»;
  • статья 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».

В целях профилактики нарушений органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны:

  • размещать на своих сайтах перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты этих правовых актов;
  • информировать юрлиц и ИП посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами;
  • в случае изменения обязательных требований — распространятьт комментарии об изменениях, сроках и порядке вступления их в действие;
  • не реже одного раза в год публиковать обобщение практики деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указывая наиболее часто встречающиеся нарушения и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юрлицами, ИП в целях недопущения таких нарушений;
  • выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Последние будут выдаваться хозсубъектам, если орган получил информацию о возможности нарушения, которое не приводит к фатальным или катастрофическим последствиям (законом перечислено, к каким).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа с юрлицами и ИП, относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернете и СМИ;
  • наблюдение посредством анализа информации о деятельности либо действиях юрлица и ИП, обязанность по представлению которой возложена на такие лица.

В случае выявления при этом нарушений надзорные органы принимают в пределах своей компетенции меры по их пресечению, а могут и назначить внеплановую проверку юрлица или ИП. Если нарушение не грозит фатальными или катастрофическими последствиями, то орган может ограничиться предостережением.

www.813.ru

ТОП-20: Самые значимые нововведения января

В январе вступают в силу 445 принятых к настоящему времени федеральных актов. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для представителей бизнеса, так и для всех россиян.

1. Предприниматели получат возможность компенсировать часть расходов в связи с приобретением онлайн-ККТ (с 1 января)

Право уменьшать суммы налогов на суммы расходов по приобретению ККТ нового образца в размере не более 18 тыс. руб. на каждый кассовый аппарат получат ИП – плательщики ЕНВД, а также налогоплательщики, применяющие ПСН. При этом новая касса должна содержаться в реестре ККТ, который ведется на сайте ФНС России и быть зарегистрированной в налоговых органах в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года. В расходы по приобретению включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг, в том числе на модернизацию кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа«. Уменьшение суммы единого налога будет производиться при исчислении налога за налоговые периоды 2018 и 2019 годов, но не ранее налогового периода, в котором зарегистрирована техника.

2. Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, будет расширен (с 1 января)

С этой даты при налогообложении прибыли будут учитываться расходы налогоплательщика на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика. Также в перечень войдут расходы, произведенные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«. К ним относятся затраты на содержание используемого для обучения помещений и оборудования налогоплательщика, оплата труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признаются при условии, что в налоговом периоде хотя бы один из закончивших обучение заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
Напомним, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов – экономически оправданных и документально подтвержденных (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).

3. Начинают применяться коэффициенты-дефляторы, установленные на 2018 год (с 1 января)

К примеру, размер фиксированных авансов по НДФЛ, уплачиваемых работающими в России на основе патента иностранцами, с указанной даты будет проиндексирован на коэффициент 1,686. Для сравнения, в 2017 году размер этого коэффициента-дефлятора составлял 1,623. Коэффициент-дефлятор для расчета налоговой базы по ЕНВД вырастет с 1,798 до 1,868. А для УСН, ПСН и налога на имущество физлиц коэффициент-дефлятор на 2018 год установлен в размере 1,481.

4. Перечень случаев, в которых применяется нулевая ставка НДС, будет расширен (с 1 января)

Новая редакция п. 1 ст. 164 НК РФпозволит производить налогообложение по ставке 0% не только в случае реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, но и при реэкспорте товаров. Кроме этого, возможность применения указанной налоговой ставки по НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожного состава для международной перевозки товаров или перевозки экспортируемых товаров предоставлена лицам, не являющимся собственниками или арендаторами подвижного состава.

5. Увеличиваются ставки акцизов на мощные автомобили, а также бензин и дизельное топливо (с 1 января)

С указанной даты вступает в силу новая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ о налогообложении подакцизных товаров, в соответствии с которой повышаются ставки ряда акцизов. Так, акцизы для автомобилей не только увеличатся в зависимости от мощности двигателя, но и появится новая дифференциация акцизов для мощных автомашин. К примеру, меньше всего, с 43 до 45 руб., возрастет ставка на одну л. с. для автомобилей с мощностью двигателя от 90 до 150 л. с. С 420 до 437 руб. подорожает каждая л. с. для автомобилей с мощностью от 150 до 200 л. с. При этом ставка акциза на автомобили с мощностью двигателя от 200 до 300 л. с. составит 714 руб. за одну л. с. А больше всего заплатить придется производителям легковых транспортных средств, с мощностью двигателя свыше 500 л. с. – 1302 руб. за одну л. с.
На одновременное с повышением акцизов снижение в будущем году коэффициента для расчета транспортного налога в отношении дорогих автомобилей обратил внимание управляющий партнер юридической компании «АВТ консалтинг», адвокат Александр Т арасов . Так, с 2018 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. будет действовать единый повышающий коэффициент по транспортному налогу – 1,1. Таким образом, предусмотренной нынешней редакцией ст. 362 НК РФдифференции размера повышающего коэффициента в зависимости от года выпуска автомобиля больше не будет, и сумма налога для владельцев дорогих автомобилей, отмечает эксперт, в среднем уменьшится на 20-40%.
Одновременно с 10 130 руб. до 11 213 руб. за тонну увеличится ставка акциза на автомобильный бензин 5 класса. Ставка для бензина, не соответствующего 5 классу, останется в прежнем размере и составит 13 100 руб. за тонну. Возрастет также акциз на дизельное топливо: с 6800 до 7665 руб. за тонну.

6. Заявление о предоставлении налоговой льготы по имущественным налогам физлица будут подавать по новой форме (с 1 января)

Речь идет о заявлении о предоставлении налоговой льготы по транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц, которое граждане обязаны представить в налоговый орган для подтверждения права льготу в соответствии с п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ. Добавим, что утверждены также порядок заполнения и формат представления в электронном виде указанной формы через личный кабинет налогоплательщика. Изменения связаны с тем, что с 2018 года налогоплательщики могут предоставлять вместе с заявлением документы, подтверждающие право на льготу по данным налогам, только по своему усмотрению – ФНС России обязана самостоятельно запрашивать необходимые сведения у органов, организаций и должностных лиц (п. 8, подп. «б» п. 12, подп. «б» п. 16 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ). Таким образом, в заявлении достаточно указать реквизиты документов, подтверждающих льготу.

7. Начинается переход к оказанию госуслуг по экстерриториальному принципу (с 1 января)

С этой даты любой заявитель независимо от его места жительства или места пребывания будет вправе подать запрос, документы или информацию, необходимые для получения госуслуги, а также получить ее результаты в любом подразделении соответствующего госоргана или МФЦ в пределах России. При этом точный перечень госуслуг, оказываемых в таком порядке, а также план-график перехода госорганов на экстерриториальный принцип оказания услуг предстоит утвердить Правительству РФ.
Одновременно начинает действовать правило, согласно которому прямое взаимодействие заявителя на получение госуслуги с предоставляющим ее органом государственной власти, если услуга оказывается в МФЦ, исключается. В МФЦ госуслуги будут оказываться только работниками центров.

8. Обновится перечень стран, которые не обмениваются налоговой информацией с Россией (с 1 января)

Из перечня будут исключеныБританские Виргинские острова, Республика Конго и Южная Корея. Всего, с учетом изменений, в него войдет 107 государств и 18 территорий.
Напомним, что прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если постоянным ее местонахождением является государство, с которым имеется международный договор России по вопросам налогообложения. Расположение лиц, подконтрольных российским налоговым резидентам, в странах, не обеспечивающих обмена информацией по вопросам налогообложения, влечет за собой ряд налоговых последствий для резидентов, в том числе признание для них вмененного дохода (подп. 3, подп. 5-6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

9. Нотариусы будут обязаны совершать нотариальные действия в соответствии с новым регламентом (с 1 января)

Документ определит источники информации, необходимой нотариусу для совершения нотариального действия. Среди них: документы госорганов, решения судов, должностных лиц и нотариусов, документы, исходящие от организаций и физлиц, сведения из госреестров и т. д. Таким образом, нотариус будет не вправе истребовать от заявителя сведения, не поименованные в регламенте. Принимать документы нотариусы будут на бумажном носителе либо в электронной форме, при этом им запретят требовать от заявителя представления информации, которую нотариус может получить самостоятельно в электронной форме. Также регламентированы способы фиксирования указанной информации: путем внесения информации в реестр регистрации нотариальных действий или единую информационную систему нотариата, в текст нотариально оформленного документа, в протокол фиксирования и т. д. При этом регламентом определено, что нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации.
Кроме этого, регламент устанавливает требования к проверке полномочий лиц, выступающих в качестве представителей, сведений об объектах сделок, а также объем информации, необходимой для совершения различных нотариальных действий, таких, как удостоверение договоров, выдача свидетельства о праве на наследство, совершении исполнительной надписи, удостоверении решения органа управления юрлица и т. д.

10. Полисы ОСАГО будут оформляться по новой форме (с 1 января)

В обновленном страховом полисе, помимо прочего, будет отражаться расчет размера страховой премии с указанием базовой ставки и применяемых коэффициентов. Кроме этого, полис ОСАГО, выданный на бумаге, станет более защищенным – он получит новое поле, содержащее QR-код, с использованием которого можно будет получить на сайте профессионального объединения страховщиков сведения о заключенном договоре ОСАГО, среди которых: наименование страховщика, серия, номер и дата выдачи страхового полиса, даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования, марка, модель транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства и его государственный регистрационный знак.
С этой же даты информация об обстоятельствах причинения вреда автомобилю в результате ДТП, а также о дате, времени, координатах местоположения транспортного средства в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб будет передаваться из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в АИС обязательного страхования. Эти данные будут использоваться при оформлении аварии без участия инспектора.

11. Банковские гарантии участникам госзакупок смогут выдавать только соответствующие новым требованиям кредитные учреждения (с 1 января)

Установленные ст. 74.1 НК РФ критерии больше не будут применяться в целях определения права банка оказывать соответствующие услуги, а новые требования предстоит разработать правительству, однако главное из них будет закреплено непосредственно в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, к этой дате банкам для получения права выдавать банковские гарантии в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, необходимо будет получить кредитный рейтинг, причем не ниже уровня, который определит правительство. При этом рейтинг по национальной рейтинговой шкале должно присвоить агентство, сведения о котором внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации«. Банки, соответствующие установленным требованиям будут включены в специальный перечень, который будет вести Минфин России.

12. Доступ субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков будет расширен (с 1 января)

Так, с 2 млрд руб. до 500 млн руб. снизится порог годового объема выручки госкомпаний, на которые распространяются особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Таким образом, число заказчиков, обязанных привлекать к закупкам представителей малого и среднего предпринимательства возрастет. Отметим, что годовой объем закупок юрлиц у субъектов МСП, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпании (п. 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема).
Также годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается для автономных учреждений, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн руб.

13. При организации государственного контроля (надзора) будет применяться риск-ориентированный подход (с 1 января)

С этой даты начинают применяться соответствующие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля«. Напомним, риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности проведения контрольных мероприятий определяется категорией риска либо отнесением к определенному классу деятельности конкретного юрлица или ИП (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ). При этом некоторые виды госконтроля уже проводятся с учетом вероятности нарушений. К примеру, правительством было принято решение с 1 января этого года использовать риск-ориентированный подход при осуществлении санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, а также надзора в области связи.
Одновременно вступает в силу положение об использовании проверочных листов при проведении плановых проверок. Проверочные листы представляют собой перечень вопросов, ответы на которые будут однозначно свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, которые составляют предмет проверки. Отметим, что 1 октября этого года проверочные листы уже используются в ходе плановых противопожарных проверок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и организаций общественного питания, а также в ходе проверок Роспотребнадзора и ФМБА России в отношении отдельных предпринимателей.

14. Увеличивается продолжительность «периода охлаждения» по договорам добровольного страхования (с 1 января)

С 5 рабочих до 14 календарных дней увеличится минимальный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора добровольного страхования, а страховщик обязан вернуть ему уплаченную страховую премию. При этом страховщик вправе предусмотреть в договоре страхования и более длительный «период охлаждения» (п. 2 указания Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У). Отметим, что по мнению разработчиков документа, увеличение «периода охлаждения» позволит не только повысить защищенность прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия недобросовестного поведения страховщиков, навязывающих дополнительные услуги.

15. Начинает действовать законодательство о безопасности критической информационной инфраструктуры (с 1 января)

Под объектами указанной инфраструктуры будут пониматься информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры, устойчивое функционирование которых является основной целью правового регулирования нового закона. При этом к субъектам критической инфраструктуры, на которых распространяется действие норм о безопасности, отнесены не только государственные органы и государственные учреждения, но и юрлица и ИП, которым принадлежат информационные системы. Одновременно устанавливается уголовная ответственность за незаконное воздействие на защищаемые информационные системы. Уголовная ответственность будет наступать за создание или распространение компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру России.

16. Вступают в силу положения законодательства о применении телемедицинских технологий (с 1 января)

С этой даты начнут действовать положения новой ст. 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая предусматривает возможность дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой и с пациентами, их идентификацию и аутентификацию, а также документирование совершаемых действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. При этом речь идет не только о дистанционной консультации врача с другим специалистом или с пациентом, но и об оказании иных медицинских услуг в электронном виде, например, о выдаче заключений, справок и рецептов.

17. Начинает функционировать Единая государственная информационная система социального обеспечения (с 1 января)

ЕГИССО будет содержать сведения о мерах социальной защиты, социальных услугах в рамках социального обслуживания и госсоцпомощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению за счет средств бюджетов. Среди основных задач системы: формирование и ведение классификатора мер социальной защиты и перечня категорий их получателей, предоставление пользователям системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты, а также контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты. При этом доступ к системе получат не только представители государственных и муниципальных организаций, но и граждане.

18. Операторы связи будут передавать достоверную информацию о номерах своих абонентов, инициирующих вызовы или отправляющих СМС (с 5 января)

Абонентские номера будут передаваться в неизменном виде в соответствии с договорами об оказании услуг связи. В свою очередь телекоммуникационная компания, участвующая в установлении телефонного соединения, также будет обязана передавать полученный абонентский номер в сеть другого оператора связи также в неизменном виде. При этом устанавливается правило, согласно которому оказание слуг по пропуску трафика на свою сеть оператором связи прекращается в случае выявления при оказании услуг по пропуску трафика нарушения указанного правила. Таким образом, абонент, принимающий вызов, получит возможность гарантированно узнать настоящий номер телефона звонящего.
Отметим, что на рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, который предусматривает ответственность для операторов связи за нераскрытие номеров абонентов. Так, КоАП планируется дополнить новой ст. 13.2.1, в соответствии с которой за совершение этого правонарушения предполагается наказывать должностных лиц штрафом от 10 тыс. до 30 тыс. руб., ИП – от 50 тыс. до 100 тыс. руб., юрлиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

19. Начинается эксперимент по маркировке табачной продукции (15 января)

Пилотный проект будет осуществляться в том числе в целях апробации механизмов маркировки табачной продукции средствами идентификации, а также для определения целесообразности перехода на обязательную маркировку в фискальных целях в случае отказа от маркировки специальными и (или) акцизными марками. Участниками эксперимента станут органы власти, производители, импортеры табачной продукции (с 1 июля 2018 года), организации оптовой и розничной торговли и оператор информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента. При этом субъекты обращения табачной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте они должны подавать заявки.

20. К учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций будут применяться единые требования (с 28 января)

Речь идет об учредителях и должностных лицах негосударственных пенсионных фондов, страховщиков, ломбардов, жилищных накопительных кооперативов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, кредитных, микрофинансовых и клиринговых организаций, об актуариях и пр. Требования будут касаться финансового положения, деловой репутации и квалификации указанных субъектов. Также вводится единый механизм проверки соответствия требованиям указанных лиц.
К примеру, к руководству МФО не будет допущено лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления либо неисполнившее обязанности в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)«, а также привлеченное в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к субсидиарной ответственности по обязательствам финансовой организации либо к ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации и т. д.

garantinfo.ru

Это интересно:

  • Закон московской области об обеспечении тишины и покоя в московской области Статья 2. Периоды времени, в которые не допускается нарушение тишины и покоя граждан Статья 2. Периоды времени, в которые не допускается нарушение тишины и покоя граждан Не допускается нарушение тишины и покоя граждан: Информация об […]
  • Когда пришлют налог на имущество Налог на имущество физлиц уплачивается даже со строящегося жилого дома, если на него зарегистрировано право собственности Минфин России разъяснил, что по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физлиц возникает у […]
  • Приказ 309 название Приказ Федеральной таможенной службы от 2 марта 2017 г. № 309 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725" 1. Внести в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725 «Об утверждении Положения и Регламента работы […]
  • Федеральный закон 307 от 30122008 г Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, […]
  • Закону 129-фз российской федерации Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ […]
  • Приказ 1175 кратко Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 апреля 2016 г. № 254н “О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания […]