Оглавление:

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Вводится новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Предметом договора найма является жилое помещение в наемном доме социспользования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся таким домом жилой дом.

Нанимателями могут быть россияне с уровнем дохода, не позволяющим им приобрести жилое помещение за счет собственных или заемных средств. При этом граждане не должны относиться к категории малоимущих. Еще одно условие — они должны встать на учет в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по рассматриваемому договору. Он ведется органами МСУ.

Наймодателями являются органы, выступающие собственниками помещений государственного или муниципального жилищного фонда, уполномоченные ими организации, а также организации — собственники помещений частного жилищного фонда, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ.

Перечислены существенные условия договора найма, основания для его расторжения. Договор заключается на срок от 1 года до 10 лет.

Жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Плата за их наем устанавливается с учетом расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома, его ремонт и пр. Ее максимальный размер определяется регионом. Также наниматели оплачивают коммунальные услуги. При этом применяются тарифы, установленные для населения.

Следует отметить, что новый институт не отменяет и не заменяет собой предоставление жилья по договорам соцнайма.

Предусмотрена госрегистрация ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социспользования.

Градостроительный кодекс РФ дополнен главой, посвященной освоению территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов коммерческого и социального использования. В частности, прописан порядок проведения аукционов на право заключения договоров о таком освоении.

Установлены особенности ипотеки наемного дома.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 4 — 7 статьи 6, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 г., в «Российской газете» от 23 июля 2014 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4218

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

base.garant.ru

«Российский фонд фундаментальных исследований Российский фонд фундаментальных исследований Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно—технической сфере Фонд . »

При игре в меньшинство на рынке увеличивают свой капитал те, кто оказывается в меньшинстве: ведь если покупающих больше, чем продающих, то цена акций увеличивается, и продающие выигрывают. Данная модель показывает и связь степени информированности агентов с эффективностью рынка: если информированность агентов рынка меньше критиче ской, при которой происходит фазовый переход, то не существует дополнительной инфор мации, которую можно было бы использовать для более точного предсказания, и рынок ока зывается эффективным. Если же средняя информированность агентов больше критической, то наиболее информированные агенты имеют действительное преимущество над остальны ми, так что рынок оказывается неэффективным (ведь эффективность рынка означает доста точную информированность всех его агентов).

Модель игры в меньшинство позволяет детально проследить, как на рынке образуется равновесие и как оно нарушается по причине того, что агенты, которые ведут себя независи мо, вдруг начинают вести себя одинаково. Быстрое и резкое изменение состояния любой сложной системы есть её катастрофа, которая приводит состояние системы в равновесие с окружающей средой. Так землетрясение снимает напряжение надвигающихся друг на друга материковых плит, а систематическое обрушение горки песка в песочных часах переводит её неравновесное состояние в относительно равновесное (на какое-то время). Пер Бак (Bak P.

How Nature Works: The Science of Self-Organized Criticality. New York, Copernicus, 1996) раз работал целостную теорию самоорганизующейся критичности: суммирование мелких со бытий может приводить к цепной реакции.

Налицо переход количества в качество, задающий цепную линию мер (при этом сама мера не может быть безмерной). Гегель назвал количество хитростью, улавливающей каче ство. Например, огромное число нуклонов в звезде (а потому оно огромно и в планетах) примерно равно кубу отношения планковской массы к массе нуклона, и это одна из предпо сылок возникновения на Земле жизни как наисложнейшей космической структуры. Интуи ции теории катастроф соединяют редкость с типичностью: по теореме Сарда особое множе ство (скажем, граница объема или центр масс тела) имеет меру нуль (в пределе математиче ской идеализации). Но если граница фрактально пронизывает весь объём (вспомним фьорды Норвегии, где всюду рядом без смешения море и суша, или вспомним взаимопереплетение нервной, кровеносной и лёгочной систем нашего организма), то она сама как бы становится территорией.

Пер Бак с соавторами построили модель рынка, где его агенты были разделены на ра циональных инвесторов (покупающих и продающих акции, исходя из разницы между коти ровкой акции и её «справедливой» ценой) и шумовых трейдеров (следующих тренду, чтобы извлечь прибыль благодаря краткосрочным изменениям на рынке). Большую часть времени число первых и вторых сбалансировано. Но когда цены начинают расти, растёт число рацио нальных инвесторов, желающих продать акции и уйти с рынка. На их место приходит всё больше шумовых трейдеров, привлечённых растущими ценами. Возникает всё больший рост цен, сопровождающийся образованием «пузырей» и обвалом. Дидье Сорнет (Как предсказы вать крах финансовых рынков. Критические события в комплексных финансовых системах.

М.: Интернет-Трейдинг, 2003) показал, что нелинейное взаимодействие рациональных инве сторов и шумовых трейдеров может приводить к появлению критического момента времени, когда вероятность резкого обвала рынка максимальна.

Нелинейность – смысловой стержень синергетики. Известно, что сложение доходов не линейно, так что «один плюс один больше, чем два (В. П. Маслов. Квантовая эконофизика.// Эконофизика. Современная физика в поисках экономической теории. М.: МИФИ. 2007.

18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ С. 33-133). Нелинейная «арифметика» предваряет идемпотентный анализ Маслова (Maslov V. Methodes operatorielles. Moscow: Mir. 1987), согласно которому a b ln(ea eb ) a b a b Этот идемпотентный анализ связан с квантовой статистикой. Дело в том, что в подав ляющем числе случаев все денежные купюры одного достоинства можно считать эквива лентными друг другу. Если клиент сдаёт в банк на хранение бриллианты, он потом требует вернуть ему именно их, но если он хранит в банке деньги, ему не так важно, в каких купюрах их ему вернут. Если клиент сдаёт два бриллианта в два банка, он имеет 4 способа ими рас порядиться, но в случае пары стодолларовых купюр таких способов только 3: ведь положить первую купюру в первый банк, а вторую – во второй, или наоборот – это для него не имеет значения. Статистика определяется числом равновероятных событий. Мы видим, что в слу чае с бриллиантами имеем статистику Больцмана (элементы пронумерованы), а в случае ку пюр – статистику Бозе-Эйнштейна (номера купюр учитывают как правило только в уголов ных делах). В. П. Маслов приводит простой пример нелинейного сложения доходов. Если в Англии три гражданина сначала хотят купить по бутылке кефира, а потом решают сложить свои деньги, то им бесплатно выдаётся четвёртая бутылка кефира. Далее, если сумма куп ленных акций превышает 50%, то их владелец по существу становится хозяином предприя тия и может скачком изменить свой суммарный доход.

Теорию вероятностей можно развивать также на случай отрицательных фрактальных размерностей. Эти размерности могут применяться в описании фрактальных дырок и трещин в горных породах и металлах, в применении квантовой статистики к лингвостатистике (Maslov V.Quantum Linguistic Statistics // Russ. J. Math. Phys. 2006. 13. I. 3. P. 315-325). Инте грирование в известном смысле можно считать отрицательным дифференцированием. Кроме того, умножение на координату двойственно дифференцируемости в смысле преобразования Фурье. Поэтому можно говорить о пространстве двойственных дифференцируемых функ ций, «сопряжённым» к которому является пространство обобщённых функций (по Соболе ву). Введение гамма-функций вместо обычных факториалов позволяет их аналитически про должать для отрицательных размерностей. Для плотностей обобщённых распределений можно огрубленно сказать, что если есть «ультрафиолетовая расходимость», то размерность положительна, а если есть «инфракрасная расходимость», то размерность отрицательна.

Квантовая статистика заставляет развивать теорию вероятностей. Например, ещё Бозе заметил, что вывод Планком своей знаменитой формулы верен только при условии тожде ственности частиц. В пределе при h 0 распределения Бозе-Эйнштейна или Ферми-Дирака не удовлетворяют постулату о независимых событиях. Очевидно, что классическая и кванто вая эконофизика имеют большое будущее.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОТРУДНИКОВ ТЭК А. М. Гладышев Филиал «Мариэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»

[email protected] В настоящее время главное средство для выживания предприятия на рынке – иннова ции. Компании, использующие вчерашние технологии не могут обеспечить себе процветаю щее будущее, поэтому внедряемые инновационные процессы являются основой экономиче 18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ ского развития предприятия. Так как инновационные процессы являются неизбежными для динамично развивающейся компании, то необходимо отметить, что, внедряя инновации, компания оказывает влияние не только на своего потребителя, но и на своих собственных сотрудников. В то время когда руководство компании принимает решение внедрять иннова ционные процессы в деятельность компании, причем по всем возможным направлениям, в компании неизбежно появляются как сторонники перемен, так и противники.

Как правило, сторонники перемен – это творческие личности, которые видят себя во внедряемых инновационных процессах. Ведь ни для кого не секрет, что в крупной компании с наработанными десятилетиями процессами сотруднику тяжело проявить себя, выполняя ежедневно рутинную работу, не требующую творческого подхода. Такой сотрудник ищет, как он может проявить себя. И именно в инновационный период сотрудник находит возмож ность воплотить свои новаторские идеи, к тому же в условиях этого процесса, когда руко водство предприятия будет оказывать поддержку и содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Другими причинами одобрения инновации сотрудниками могут являться возможность профессионального и должностного роста, по скольку появляется возможность проявить свои способности, не только творческие, но и ор ганизаторские и ряд других. Возможность профессионального роста связывается с совмеще нием профессий, преодолением барьеров и «размыванием границ» между разными видами работ, приобретением нового опыта, повышением своего уровня знаний, возможностью освоения новых технологий и др. И, наконец, желание получить вознаграждение, как мате риального, так и нематериального характера [1]. Для поддержки новаторских идей собствен ных сотрудников руководство компании должно создать необходимые условия. Как правило, реализация новаторской идеи сотруднику дается достаточно тяжело и тому существует мно жество препятствий: у предприятия нет материально-технической базы для проверки или во площения идеи в нечто действительно работающее, а в некоторых случаях недостаточно знаний для решения определенной задачи.

Поэтому, чтобы сгладить часть проблем возникающие перед сотрудником, компания должна привлечь весь возможный потенциал как свой, так и сторонних организации в част ности научно-исследовательских центров и университетов, заключив с такими организаци ями соглашения о сотрудничестве. В идеальном же случае необходимо создать совместный или объединенный инновационный центр (ОИЦ). ОИЦ должен способствовать упрощению взаимодействия компании с научными центрами и университетами. Основой такого ОИЦ должна стать консолидация потенциалов объединяемых организаций. Для реализации дан ной задачи в первую очередь необходимо рассмотреть возможность создания общей базы данных всех возможных наработок со стороны университетов и научных центров. Со сто роны компании в базе данных должны быть размещены грамотно составленные технические задания. Так же в такой базе данных должна содержаться информация обо всем исследова тельском и измерительном оборудовании которым располагают объединяемые организации.

Теперь, когда ОИЦ откроет доступ ко всем техническим заданиям, любой человек сможет представить свое видение решения поставленной задачи. Однако в данном случае для отбора наиболее подходящих творческих решений в ОИЦ должна работать группа экс пертов как с научно-практической стороны, так и со стороны финансово-экономической.

Для сотрудников компании имеющих новаторские идеи открывается новая возмож ность получения выгоды как материального, так и нематериального характера. Сотрудник компании получает для реализации своей идеи принципиально новые возможности – это и знания других людей и оборудование организаций участвующих в ОИЦ, а во-вторых, при желании, возможность проявить свои организаторские способности. Решение определенной задачи, как правило, проходить более успешно, если люди объединяются во временные твор ческие коллективы (ВТК). Общая база данных ОИЦ позволит объединить единомышленни ков и создать ВТК гораздо быстрее и эффективнее, чем это происходило раннее, когда люди 18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ узнавали о своих единомышленниках в лучшем случае из статей или после посещаемой науч но-технической конференции. Тем более база данных ОИЦ упрощает взаимодействие со трудников компании столкнувшихся с однотипной проблемой. Организация ВТК с помощью базы данных ОИЦ позволит объединить практиков и теоретиков в кратчайшие сроки, что в свою очередь приведет к более эффективному решению задачи.

ВТК объединившая единомышленников представляет в экспертный совет свои нара ботки и предложения по решению определенной задачи (конкурсную документацию), а экс пертный совет должен принять решение о целесообразности финансирования работы ВТК по созданию опытно-конструкторского образца, а так же просчитать реальный экономический эффект получаемый от решения поставленной задачи предлагаемым способом. После приня тия положительного решения в пользу ВТК и начала финансирования, ВТК начинает работы по созданию и апробации опытно-конструкторского образца. В это же время патентный от дел ОИЦ начинает работы по защите интеллектуальной собственности. Авторское право должно быть обозначено основной долей за компанией финансирующей данный проект да лее организации принимающие участие в решении данной задачи, а так же ВТК.

После проведенного внедрения и апробации опытно-конструкторского образца на про изводстве компания должна принять решение о тиражируемости данного изделия, если ко нечно, тиражирование данного конструкторского решения представляется перспективным.

Вслед за тем как компания обозначила свои планы по внедрению, ВТК, ОИЦ и компа ния должны определиться о целесообразности создания малого инновационного предприя тия (МИП) которое приступит к серийному выпуску продукта. Причем учредителями МИП должны стать ВТК, ОИЦ и компания, изначально финансировавшая проект. Таким образом, будет выполнена задача реинвестирования средств, полученных от участия компании в ком мерческой деятельности созданного им малого инновационного предприятия, в научно техническую и инновационную деятельность, в развитие социальной инфраструктуры и по полнение социального фонда, средства которого будут направляться на решение социальных проблем работников компании, являющихся участниками инновационного процесса. Кроме этого полученные средства должны идти на разработку программы повышения квалифика ции «Управление инновационными проектами» и проведение обучения лучших новаторов компании.

Через предлагаемые инновационные механизмы будет получен дополнительный эффект, связанный с повышением конкурентоспособности производственной деятельности предприятий. Получаемые при этом дивиденды от инновационной деятельности позволяют решать задачи совершенствования социальной политики и развития системы мотивации работников энергетических компаний. Работник компании, предложивший для решения проблему, имеет возможность принять участие в конкурсе «Лучший новатор» с предложением решения этой проблемы или быть участником ее реализации в качестве менеджера по управлению внутреннего инновационного проекта или в составе ВТК и малого инновационного предприятия. При этом творческая инициатива поощряется через получение денежного вознаграждения. В случае соавторства при оформлении интеллектуальной собственности работник получает вознаграждение в зависимости от получаемого экономического эффекта от внедрения разработки в производственной деятельности компании. Также данному работнику предоставляются дополнительные социальные льготы, выделяемые за счет доходов компании, получаемых от деятельности малых инновационных предприятий.

Список литературы 1. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: «Просвещение», 2001.

18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ Данилова А. В., Козлов В. А.

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 02.08. А. В. Данилова1, В. А. Козлов1, Санкт-Петербургский государственный Инженерно-экономический университет, филиал в г. Чебоксары [email protected] ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»

428000, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. [email protected] Пятнадцатого августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесе нии изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практическо го применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон призван обеспечить учреждениям науки и образования правовое обеспечение создания хозяйствен ных обществ, смыслом создания которых является практическое применение (внедрение) ре зультатов интеллектуальной деятельности вузов, права на которые принадлежат данным учреждениям, и, соответственно, реального создания инновационных предприятий, принад лежащих вузам и разработчикам интеллектуальной собственности (ИС). Предполагалось, что вуз, в силу сложившихся еще в советском союзе экономических правовых отношений, явля ющийся владельцем интеллектуальной собственности, полученной в результате выполнен ной в нем госбюджетной НИР, либо НИОКР, передаст права на ее управление непосред ственно разработчикам этой ИС, вложив ее же в уставный капитал хозяйственного общества, создаваемого разработчиками и вузом.

Однако, как выяснилось в процессе практической реализации ФЗ-217, закон содержит недочеты, затрудняющие дальнейшее развитие малых инновационных предприятий. Как от метил в своей статье «О проблемах применения Федерального закона 217-ФЗ» А. Г. Воро тынцев [1]: «Не вполне корректны рекомендации Минобрнауки по оценке вклада в уставный капитал. Например, в предложении провести оценку права использования результата интел лектуальной деятельности (РИД), которое будет являться вкладом в уставный капитал внед ренческой фирмы, указано, что такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. Бук вальная реализация этого предложения (напомним, передаются неисключительные права) означает, что простая лицензия на использование РИД будет стоить больше, чем затраты на получение этого результата. Налоговые последствия передачи РИД с высокой балансовой стоимостью становятся достаточно тяжелыми. Кроме того, необходимо понимать, что при привлечении в указанных законом случаях стоимость вносимых активов в уставный капитал внедренческой фирмы в форме общества с ограниченной ответственностью превышает 500000 рублей, а в форме акционерного общества независимо от стоимости вносимого в оплату акций имущества (напомним, что в закон «Об акционерных обществах» соответству ющие изменения не внесены) независимого оценщика, последний будет руководствоваться не указанными рекомендациями Минобрнауки, а законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в котором прямо указано, что оценщик должен кроме затратного метода, предлагаемого в рекомендациях Минобрнауки, применить и иные методы при оцен ке рыночной стоимости объекта оценки. Внесение прав на РИД в уставный капитал – доста точно известный способ «надувания» уставного капитала. Также необходимо отметить, у ву за (НИИ), как у бюджетной организации, нет денег для уплаты налога, возникшего в резуль 18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ тате такого взноса в уставный капитал внедренческой фирмы. Итак, в любом случае бюд жетная организация, решившая внести вклад в уставный капитал в виде прав на РИД, оказы вается перед очень неприятным выбором: низкая оценка вклада в виде прав на РИД и, соот ветственно, маленькая доля в уставном капитале или высокая оценка и, соответственно, вы сокий налог на нематериальные активы. Чтобы обойти это противоречие, необходим глубо кий анализ путей обхода указанных ограничений с использованием достаточно сложных схем и договоров различного типа» [1].

По мнению директора департамента стратегического развития Тюменской области Светланы Барейши, необходимо разработать механизм взаимодействия технопарка с вузами по созданию таких предприятий. Она предложила следующий механизм совместной работы:

вуз выявляет наиболее перспективные проекты для вывода их на рынок, затем предоставляет их в технопарк, где будут рассматривать эти проекты и выявлять те, которые могут попасть на экспертный совет технопарка. Экспертный совет в свою очередь проводит оценку РИД, принимает решение по оказанию госпомощи, далее компания размещается в бизнес инкубаторе, получая статус резидента. Затем идет «выращивание» этого проекта, оказание ему всего спектра господдержки под крышей технопарка. Она подчеркнула, что предприятия являются субъектами малого предпринимательства, поэтому им доступен весь спектр форм господдержки малого бизнеса [2]. Необходимость помещения хозяйственных обществ в тех нопарк как резидента в значительной мере обусловлена дефицитом современного научного оборудования в вузах, кадровым дефицитом экономистов и маркетологов в вузах, отсутстви ем соответствующих знаний у непосредственных создателей ИС. Когда открывался техно парк, ожидалось, что будет много хороших, интересных проектов. На самом деле, отметил замгубернатора Тюменской области Олег Заруба, пока проектов недостаточно [3].

Особенности и стратегия развития малого наукоемкого бизнеса в НИС Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом НИС, по скольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар. Вследствие рискового характера деятельности их состав посто янно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются. Тем не менее, возникает некий баланс, обеспечивающий «критическую массу» МИП в национальных инновационных си стемах. В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво отрицательная. Если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс. Вместе с тем следует отметить, что подобные предприятия активно работают и в различных отраслях промышленности. По оценкам экспертов, в этом секторе сосредоточе но около 120 тыс. малых предприятий. Если предположить, что около четверти из них явля ются инновационными, то общее число МИП нужно как минимум удвоить. Однако точных данных о количестве таких фирм нет, поэтому с определенной степенью уверенности можно анализировать лишь тенденции, наблюдаемые в этой сфере. Самостоятельно, без государ ственной, либо частной поддержки, МИПы выживают благодаря тому, что смогли найти свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции.

Основные факторы, препятствующие развитию МИП, очевидны – уже упоминавшаяся выше неразвитость инфраструктуры (финансовой, производственной, кадровой), нехватка оборотных средств (доступа к кредитам), низкий спрос со стороны промышленных предпри ятий. Инвесторы согласны финансировать лишь краткосрочные проекты со сроком окупае мости в несколько месяцев, что для высокотехнологичного бизнеса абсолютно не реально.

В связи с этим хотелось бы напомнить историю создания Николаевской железной дороги, при разработке проекта оценка сроков его окупаемости составила 150 лет. Тем не менее, до рога была построена, в том числе с привлечением значительной доли частного и акционерно 18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ го капитала. Еще одна тяжелая проблема создания МИП заключается в том, что начальный капитал складывается, как правило, из собственных средств организаторов фирмы. В сло жившейся системе грантового финансирования грантовые вливания a priori оказываются не достаточными для создания МИП. Западная система грантов, в которой и суммы грантов в разы больше чем в России, не может решить проблем вузов, поскольку как раз на западе она работает в условиях развитой научной инфраструктуры университетов, не требующей не медленного полного обновления с вложением значительных средств на ремонт зданий и по мещений, закупку дорогостоящего аналитического оборудования, обучения специалистов работе на этом оборудовании, разработки и внедрения учебных программ для воспроизвод ства специалистов, способных работать на этом оборудовании.

Несмотря на неоспоримые положительные последствия принятия закона (например, помимо традиционного понимания по возможности реализации инновационного потенциала вузов это с точки зрения бизнеса и возможность «легальной приватизации бюджетных акти вов, принадлежащих государству на основе некой правовой платформы» [4), сам по себе ФЗ 217 носит декларативный характер, и не решает множества проблем, связанных с его прак тической реализацией. При этом на первый план выносятся проблемы правового характера, которые могут вылиться в практические проблемы при создании хозяйственных обществ.

Так, несмотря на разрешение вносить в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ права на РИД, таких прав, которые могли бы быть переданы, у вузов нет. До сих пор организации не стремились формализовывать нематериальные активы, поскольку это за тратно (при постановке на учет права надо восстанавливать и уплачивать налог на прибыль, а также выплачивать вознаграждение разработчикам) и непросто (оценка ИС) как правило отталкивается не от себестоимости, а от перспектив рынка) [5]. Поэтому большая часть РИД не стоит на балансе учреждений, либо они отражены в учете по минимальной стоимости.

Следовательно, эти права нужно оформить. Но как их поставить их на учет с минимальными потерями для бюджетного учреждения? Существуют ли легальные схемы, по которым мож но было бы поставить на баланс полученные несколько лет назад РИД, не уплачивая при этом налоги?

В ФЗ-217 присутствует оговорка, что права на использование РИД можно передавать в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. В 4 части ГК речь идет о единых техно логиях, а на самом деле чаще права закрепляются на отдельные их элементы. Правовой ре жим имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения определяется в ст.

296 и 298 ГК РФ. При этом в ст. 296 говорится, что «. Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельно сти, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества». Если к ука занному в этой статье закону относить, в том числе, закон ФЗ-217, то вузы имеют право пе редавать имущество, находящееся в его оперативном управлении и право использования РИД. Но, в ст. 298 содержится запрет бюджетным учреждениям на отчуждение или другие способы распоряжения «имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретен ным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение та кого имущества».

В ГК, таким образом, делается ссылка на закон, и в то же время там закрепляется необ ходимость согласия собственника. Таким образом, эти две статьи ГК РФ противоречат друг другу, и, как следствие, и норме ФЗ-217. Снимается ли эта необходимость согласия соб ственника с принятием закона (в нем предусмотрено уведомление (а не разрешение) Мино брнауки в семидневный срок со дня регистрации хозяйственного общества в качестве юри дического лица)? Поскольку единой трактовки законодательства по этому вопросу нет, то это может вызвать спорные ситуации.

18-24 июля НАУКА И ИННОВАЦИИ Следующая проблема заключается в определении размера и состава уставного капитала созданной инновационной фирмы. Для МИП, создаваемых вузами согласно ФЗ-217 эта циф ра составляет 500 тыс. руб., что повышает привлекательность вкладывать в УК таких фирм права на РИД, но обостряет проблему оценки стоимости прав на ИС. Это обусловлено тем, что в вузах НМА во внутреннем учете имеют определенную балансовую стоимость. При этом исключительные права сохраняются за вузом и прибыль по активу у вуза минимальна.

Стоимость прав, передаваемых по лицензионному договору, у новой организации может значительно превышать стоимость исключительных прав. Обоснование такой разницы в цене с точки зрения правомерности начисления налогов может потребовать проверки [6]. Ес ли по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых ак тивов создаваемого общества (по закону об ООО) окажется меньше его уставного капитала, то общество обязано уменьшить его размер до величины, не превышающей стоимости чи стых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке. А в случае несоответствия оценки внесённого актива его реальной стоимости вуз обязан будет компен сировать недостающую часть денежными средствами, полученными от коммерческой дея тельности. Но этих средств может и не быть, поскольку доходы от участия в создаваемых ву зами хозяйственных обществах в вузе учитываются на отдельном балансе, и их можно рас ходовать только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление своей уставной деятельности. Следу ющая важная проблема связана с тем, что 70 % МИП a priori прекращают свою деятельность на этапе завершения НИОКР и выхода на рынок, что обусловлено в первую очередь недоста точностью или отсутствием государственных и/или частных инвестиций, отсутствием в МИП специалистов по маркетингу и маркетингового плана как такового. Как отметил пред седатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН В. Черешнев на одном из заседаний Совета по инновациям: «… Процедура банкротства МИП, учредителями которых являются бюджетные учреждения науки и образования, по другому, 120-му федеральному закону осложнена, поскольку учредители должны распла чиваться по своим обязательствам либо деньгами, либо (если денег нет) собственностью»

[7]. Это обстоятельство может иметь последствием отчуждение площадей. С возможной по терей собственности связаны и опасения о рейдерских атаках на МИП, в первую очередь, арендующих недвижимое имущество и уникальное оборудование вузов. Эти активы доста точно привлекательны и поэтому новое общество может стать объектом принудительного поглощения [8]. Однако пока для вновь образованных предприятий гораздо более реали стичной представляется проблема вложений и технологической инфраструктуры (приборы, помещения), ведь на одной интеллектуальной собственности бизнес развить невозможно.

«Если малым предприятиям не предоставят льготную аренду, не разрешат пользоваться уни кальным оборудованием вуза (речь идёт о доступе, а не о передаче), то закон обречён, — считает ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных тех нологий, механики и оптики В. Васильев [9]. Согласно ФЗ-217, предполагается, что в таких предприятиях будут работать студенты, аспиранты, сотрудники университета. Частично проблема с использованием инфраструктуры будет решаться (ведь они имеют непосред ственное отношение к вузу), но не в случае с арендой помещений.

www.libed.ru

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

Принят Государственной Думой 24 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 июля 2009 года

Статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; 2000, N 2, ст. 162; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено бюджетным научным учреждением или созданным государственной академией наук научным учреждением в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Бюджетное научное учреждение или созданное государственной академией наук научное учреждение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные научные учреждения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения или созданные государственными академиями наук научные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными научными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений.».

Статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 52, ст. 6241) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, или созданным государственной академией наук высшим учебным заведением в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Высшее учебное заведение, являющееся бюджетным образовательным учреждением, или созданное государственной академией наук высшее учебное заведение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем одну треть. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные высшие учебные заведения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные высшие учебные заведения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных высших учебных заведений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.».

Первое предложение абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2009, N 1, ст. 20) дополнить словами «при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом».

Пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006) дополнить словами «(данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)».

rg.ru

Это интересно:

  • Нарушение конституционных прав граждан рф Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 […]
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ"О Фонде содействия реформированию […]
  • Приказ 126н банковские гарантии Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. N 85н "О внесении изменений в Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 […]
  • Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле принят Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 21 февраля 2018 […]
  • Федеральный закон от 21112011 327-фз Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Федеральный закон от 24071998 г 125 фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N […]