Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство — Чацкий и его единомышленники — и консервативное дворянство — фамусовское общество. Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина.
Александр Андреевич Чацкий — главный герой пьесы “Горе от ума”. Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает “вон из Москвы”. Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких. Павел Афанасьевич Фамусов в своей реплике говорил:

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Мы, читатели, прислушиваемся к речам Чацкого, его советам и поступкам. Ведь в его образе сконцентрировано все то, что хочет сказать нам автор.
Чацкий возвращается в Москву полный мыслей, новых идей, любви. Но здесь его ожидают сюрпризы. Он узнает, что его любимая София изменила ему. Насчет этого Чацкий с жаром сообщает:

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил! летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекали!
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие. Но он просто попадает в общество, где:
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков.
Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Но Чацкий находит выход из создавшейся ситуации и уже обвиняет фамусовское общество в том, что он, якобы, сошел с ума:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство. Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого.
Основная мысль этой пьесы — энергичный протест против гнусной тогдашней действительности. “Горе от ума” актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.

108286 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Чацкий как представитель «века нынешнего» (по комедии А.С Грибоедова «Горе от ума»)
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

www.litra.ru

Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «. победитель, но передо­вой воин, застрельщик и — всегда жертва». Мне кажется, что именно в этих словах заключается ответ на поставленный вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Ведь ответить на него одно­значно просто нельзя, поскольку неоднозначны как позиция автора, так и характер самого героя.

Чацкий — один против всех, и финал конфликта, по сути, пред­решен. «Чацкий сломлен количеством старой силы», — как писал Гончаров.

Действительно, с одной стороны, любовная интрига комедии за­вершена, и крах героя в истории его любви к Софье абсолютно очеви­ден. Но, с другой стороны, вопрос, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Недаром автор вводит в комедию внесценических персонажей — князя Федора, «химика и ботаника», и брата Скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Такие люди, как и Чацкий, презирают авторитеты «века минувшего», стараются жить по-новому. И мы знаем, что потом их станет все больше и больше, а в результате они победят, потому что новое всегда побеждает старое. Вот почему следует признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми ус­тоями только начинается. Он — «передовой воин, застрельщик», но именно поэтому — «всегда жертва».

Но есть и внутренние, психологические причины того, что Чацкий обречен на поражение. Его увлеченность и горячность приводят не только к тому, что герой не понял отношения к нему Софьи, недооце­нил Молчалина, но и не смог реально представить силу сопротивле­ния консервативного фамусовского общества. Порой кажется, что Чацкий и не собирается разбираться в этом: герой вдохновенно про­поведует и вдруг неожиданно обнаруживает, что гости «кружатся в вальсе», а вовсе не «внимают» ему. Может быть, потому так легко было изгнать Чацкого, приклеив к нему ярлык сумасшедшего. Полу­чается, что поражение героя комедии — это еще и предупреждение автора тем, кто стремится к переменам, но недооценивает силу сопер­ника как и купить компьютерный стол для школьника. И сама история подтвердила опасения Грибоедова, что еще раз подчеркивает реалистичность его пьесы.

И все же мне кажется, что в комедии есть некое предощущение грядущей победы таких, как Чацкий. Некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь, и даже после изгнания так растревожившего всех человека уже не будет покоя старым москов­ским «тузам» и знатным барыням, потому что у них нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще сильны. Вот поче­му Чацкого можно признать одновременно и победителем, и побеж­денным.

5litra.ru

Есть ли победитель в споре Чацкого и Фамусова?

А нет там победителей.

Чацкий в итоге оказался лузером, который стал в глазах общества «дурачком». И хотя наверняка вскоре выяснится, что он вовсе не сумасшедший в прямом медицинском смысле, — но «осадочек-то останется». Так что на короткой дистанции он однозначно проиграл, а на длинной. как знать. Он, при всей своей эпатажности, «свой», он принадлежит московской знати, плоть от плоти её, он далеко не беден (300-400 душ — это вполне прилично), а там не принято было совсем уж изгонять из своего круга — как не принято было и вводить в свой круг «пришлых».

Кстати, по этой причине мало что светит там и Скалозубу. Он не москвич. Это можно предположить как по фамилии (явно «из провинции», скорее всего из Малороссии), так и по некоторым биографическим фактам: он воевал в пехоте, «в траншее», тогда как московская знать служила в основном в гвардии или в кавалерии. Ну и как не-москвичу, ему о-очень тяжело будет войти на равных в высший свет московского общества. Достаточно посмотреть, с каким презрением с ним говорит и потом о нём отзывается графиня Хлёстова. Да и наград у него всего ничего — «за третье августа». Сражение 3 августа было уже в 1813 году, когда основные сражения Отечественной войны были далеко позади. То есть на войне он тоже особо не отличился. До кучи, «в петличке орденок» у него так себе: «на шею», то есть Анны 2-й степени или орден Владимира 3-й степени. Они считались почётными, но вручали их не только за воинские подвиги, но и за всевозможные заслуги, не обязательно на поле боя (хотя из слов самого Скалозуба можно сделать вывод, что таки да, за боевые заслуги, вот за ту самую траншею), поэтому среди профессиональных военных почитались не так высоко, как «с бантом», который вручали ТОЛЬКО за личную храбрость и ТОЛЬКО если она проявлена на поле боя.

Фамусов, если внимательно читать текст комедии, — тоже неудачник. Он в долгах как в шелках — иначе зачем немолодому уже человеку прозябать на службе в невысокой должности статского советника? Именно поэтому ему позарез нужен Скалозуб («золотой мешок», по характеристике Лизы). Выдать Софью за этот золотой мешок для него просто спасение — если не как прямое покрытие его долгов. то хотя б «перекредитоваться», выражаясь современным языком.

Ну и чтоб два раза не вставать. Молчалин. Ну этот-то высоко и не метит, недаром обхаживает он не Софью, а её служанку. Сам факт того, что благосклонности служанки (!) он добивается посулами и подарками, а не силой и положением, как поступил бы любой круга Фамусова (и что в самом начале пьесы демонстрирует сам Фамусов: если б не страх, что «ну кто придёт — куда мы с вами?», так Лизонька, не исключено, рассталась бы со своей девической честью — причём, сильно подозреваю, не в первый уже раз), говорит и о крайне невысоком его происхождении, и о весьма скромных видах на свою собственную карьеру. Да и то сказать — ну что могло ожидать коллежского асессора, всего-то восьмой класс по Табели о рангах, без сильной протекции? В лучшем случае должность «на кормлении» где-нибудь в провинции. А из Фамусова — какой из него на фиг покровитель.

В сухом остатке: победитель там один. Грибоедов. Что, собсно, Пушкин и писал в одном из своих писем.

www.bolshoyvopros.ru

Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

И.А. Гончаров писал о главном герое комедии «Горе от ума»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно». И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего».

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы. Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

obrazovaka.ru

Конспект урока по творчеству А.С.Грибоедова «Век нынешний» и «век минувший» в комедии

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель урока : выявить смысл столкновения в комедии Чацкого и фамусовского общества, показать различия в мировоззрении Чацкого и представителей общества.

развитие навыка анализа драматического произведения, понимание проблематики и художественных особенностей комедии;

развитие надпредметных умений: выделение ключевых слов, идей; выявление причинно — следственных связей; развитие навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речи;

духовное развитие личности обучающегося через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы, воспитание самостоятельности, сотрудничества.

Сообщение целей и задач урока .

— Сегодня мы продолжаем речь о замечательной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мы проанализируем сюжетные коллизии (Коллизия – столкновение противоположных сил, интересов, стремлений). Постараемся разобраться в характерах героев, определим различия в мировоззрении Чацкого и Фамусова, сравним пьесу Грибоедова с другими драматическими произведениями эпохи классицизма.

Проверка ранее изученного материала.

— Что вам известно о драматическом роде литературы? Какова специфика драмы?

( Специфика драмы в том, что она предназначена для постановки на сцене. Характеры и персонажи раскрываются в их речи, действии. Авторская оценка присутствует лишь в ремарках и, лишь отчасти, в репликах героев-резонеров ( если они есть)).

— Вспомните особенности пьес эпохи классицизма (именно они предшествовали реалистическим драмам). Какие правила соблюдались классицистами?

(В классицистических пьесах строго соблюдались три единства: единство времени ( действие укладывается в рамки одного дня), единство места ( все происходит в одном месте), единство действия ( в пьесе только один конфликт).

— Сохраняются ли эти три единства в комедии Грибоедова?

(Единство места и времени сохраняются: действие происходит в доме Фамусова, укладывается в рамки одного дня. Единство действия нарушено: в пьесе присутствуют два основных конфликта – любовный и общественный).

Герои классицистических драм были наделены либо исключительно положительными, либо одними отрицательными качествами, поэтому их образы были схематичными, неживыми, а характеры – статичными.

-Можем ли мы тоже самое сказать о героях пьесы «Горе от ума»?

(Нет. При наличии некоторых персонажей-масок (князь Тугоуховский, княжны и др.) основные герои – натуры сложные, противоречивые).

— В традициях классицизма сохраняет Грибоедов «говорящие» фамилии персонажей: Фамусов (от лат. fama – молва), Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хлестова, Репетилов (от англ. repeat – повторять ). Фамилия Чацкий (в первоначальном варианте Чадский) напоминает нам о Чаадаеве, который, как известно, был объявлен сумасшедшим.

Выводы: Грибоедов отходит от принципов классицизма, нарушая правило трех единств. Автор касается в пьесе множества вопросов общественной жизни, морали, культуры, быта. Он говорит о положении народа, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе, независимости личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о задачах и средствах просвещения и воспитания.

(Выводы записываются в тетрадь)

— Характеристика действующих лиц дает возможность понять, как драматург создал образ «фамусовской Москвы». Действующие лица – люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Действие разворачивается в доме московского помещика Павла Афанасьевича Фамусова (1-я четверть XIX веке). Что вы можете сказать о герое, его занятиях, характере? Каких правил придерживается Фамусов в воспитании дочери Софьи? Чем он обеспокоен в первую очередь? (Подтвердите ответы выдержками из текста).

(Фамусов – типичный степенный московский барин, управляющий в «казенном месте». С подчиненными и домочадцами строг. Заигрывает с горничной Лизой, хотя дочери ставит в пример свое «монашеское поведение». Дочь с детства воспитывалась под присмотром старушки-гувернантки мадам Розье, отец не вмешивался, хотя его раздражает чрезмерное увлечение Софьи французским, в том числе романами: «в чтении прок-то невелик», только глаза портятся. Фамусов, по-своему заботливый отец, обеспокоен будущим дочери. Он желает выгодно выдать ее замуж: «Кто беден, тот тебе не парка». Поэтому его обеспокоило появление в доме сразу двух молодых людей (Молчалина и Чацкого), ни один из которых, по его мнению, не является потенциальным женихом для дочери.)

-Почему Чацкий не вызывает доверия Фамусова? Найдите диалог Чацкого с Фамусовым (д. II, явл.2). какие наставления дает Фамусов собеседнику? Что он ценит в людях?

(Фамусов советует Чацкому учиться, «на старших глядя»: «сгибаться вперегиб», чтоб слышать при дворе в свой адрес «приветливое слово», выслуживаться, добыть себе чин и состояние. Протест же Чацкого против такого чинопоклонства принимает как мятеж, вольнодумство: «Да он властей не признает!», «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!» — вставляет он отдельные реплики в монолог Чацкого. Приговор Чацкому вынесен: он «опасный человек», его нужно «под суд» ( эту фразу раздосадованный Фамусов произносит подряд четыре раза).

-Чацкий охарактеризовал Фамусова как человека «века минувшего». Что это значит в вашем понимании?

(Это человек старой закалки. Он считает не только возможным, но и правильным поступиться с гордостью, достоинством для достижения своей цели. Для людей этого поколения слово старших ( по чину) – закон. Образец поведения для них – удачно упавший перед высочайшей особой Максим Петрович, пожалованный за это высоким чином).

4. Работа в группах.

— Кто еще из действующих лиц комедии может быть отнесен к людям «строго века»?

Найдите сцену бала ( д. III, явл. 4-13).

Группа 1. Характеристика семейства Горичей.

(Горич попал под каблук жены, которая резко изменила в нем все: привычки, взгляды, манеру одеваться. Она лишила его воли, опекает, как ребенка, преждевременно превратила в дряхлую развалину. По ее прихоти он таскается по балам, хотя они ему опротивели. Чацкому даже не о чем поговорить с ним).

Группа 2 . Характеристика Тугоуховских и графини Хлестовой.

(Одним важно выгоднее и быстрее выдать дочерей замуж, другим – получше и побогаче устроиться в жизни. Хлестова – своенравная и капризная старуха, привыкшая командовать. В доме Фамусова держит себя несколько церемонно, как будто делает одолжение хозяевам своим присутствием) .

Группа3 . Характеристика Загорецкого.

(Это, по высказыванию Горича, — «отъявленный мошенник, плут» ( с ним «в карты не садись: продаст»), сплетник – словом, человек бесчестный, которого никто не уважает, однако же принимают всюду ).

Группа 4 . Характеристика Скалозуба. (К какому поколению (Фамусова или Чацкого) он ближе по возрасту? А по мировоззрению?

(Полковник Скалозуб приходит последним. Впрочем, читатель знакомится с ним раньше: сначала со слов Лизы ( д. I, явл.5), затем при знакомстве Чацкого со Скалозубом (д. II, явл. 3). Скалозуб – человек малообразованный и очень ограниченный, типичный солдафон. Говорит он мало, причем употребляет военную лексику, в результате получается комический эффект: «Мы с нею вместе не служили» ( о Настасье Николаевне). «Дистанции огромного размера», — все, что он может сказать о Москве. Из обличительного монолога Чацкого он понял только то, что в Москве предубеждение к мундирам. Но Чацкий говорил в переносном смысле, а Скалозуб все принял буквально: по-другому он не мог. Фамусов очень почтителен со Скалозубом, видя в нем возможного жениха своей дочери. И ему не важно, каким способом получил свое звание полковник. Сам Сергей Сергеевич гордится свои продвижением по служебной лестнице и «счастлив» в товарищах своих, которые либо сами продвигаются по службе, освобождая места для работы, либо перебиты.

Скалозуб по возрасту ближе к Чацкому, но по свои воззрениям, безусловно, это Человек «века минувшего» Его также «ученостью не обморочишь», он также ценит чинопоклонство, поэтому и принимают его весьма любезно.)

Итоги работы групп. Давайте обобщим результат нашей работы в форме таблицы «Сопоставление «века нынешнего» и «века минувшего»

5. Подведение итогов

«Фамусовская Москва» представлена в комедии сатирически. Единственная забота людей «века минувшего» — собственная карьера и благосостояние. Их повседневные дела – балы и приемы. Конечно, персонажи далеки от реальности, образы этих княгинь и графинь – скорее, маски, пародия на высший свет, но пародия справедливая. Именно благодаря деньгам и связям, лести и раболепству, а не уму и дарованию занимали высшие посты: «… брали лбом, стучали об пол не жалея!» — с горечью восклицает Чацкий.

— А есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»? (Социальный конфликт в комедии развязки не имеет, он выходит далеко за рамки произведения)

6. Оценивание учащихся.

7. Домашнее задание : выучить один из четырех монологов ( на выбор), разгадать кроссворд по комедии «Горе от ума».

infourok.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]