Дотации и субвенции как основы регулирования местных бюджетов

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»):

1) нормативные отчисления от регулирующих доходов:

2) дотации и субвенции местным бюджетам;

3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджета муниципального образования. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации, субвенции и субсидии.

Дотации — средства, выделяемые местным бюджетам в твёрдой сумме из бюджетов субъектов РФ без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципальных образований.

Субвенции — суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определённый срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов.

zakon-municipal.ru

Формы межбюджетных трансфертов

Формы межбюджетных трансфертов: субсидии, субвенции и дотации

Государственная поддержка территорий осуществляется в настоящее время в многообразных формах. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в формах:

  • дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 131 БК РФ;
  • субсидий на покрытие расходов, финансируемых на долевой основе в соответствии со ст. 132 БК РФ — за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций на финансирование делегированных полномочий в соответствии сост. 133 БК РФ и иных субвенций;
  • финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 134 Б К РФ.

В пределах и по принципам межбюджетных трансфертов строятся отношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов, о чем достаточно подробно речь шла в гл. 2.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50%, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством РФ.

Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов РФ вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Федерации (муниципальным образованиям).

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административном территориальном образовании».

В основе системы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ лежит необходимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов. Соответствующая финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в виде дотаций.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам РФ. уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда регионального развития.

Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.

В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.

Государственные субвенции

Субвенции из Фонда компенсаций распределяются в целях обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 голу на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — субвенции).

Динамика объема финансовых потоков для реализации делегированных полномочий в форме субвенций за счет Фонда компенсаций (табл. 5.6) отражает рост объема делегированных полномочий (и их количества). Уместно отметить также и рост объема финансовой помощи бюджетам других уровней из федерального бюджета.

Таблица 5.6. Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета и по его подразделам в период осуществления антикризисных мер

Расходы по разделу — Межбюджетные трансферты и федерального бюджета и по его подразделам

www.grandars.ru

Субсидии, дотации и субвенции

Когда вы перекладываете деньги из кармана в карман в надежде извлечь из данного процесса пользу, то это – из области психиатрии. Когда этим же самым занимается государство – это уже из области бюджетной политики. Ибо то, что вынуто из кармана муниципалитета всегда может вернуться в виде дотаций, субсидий и субвенций. И поскольку большинство муниципалитетов живет по принципу: «Деньги – склока, но без них плохо», вышележащие бюджеты порой перечисляют больше чем вынимают. Используя названные финансовые механизмы. Так что, овладевайте экономическими познаниями и держите карман шире!

Для тех, кому не фиолетово, стоит всего лишь понять очень простую разницу.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Что это значит? Если вам Бог послал дотации – очень хорошо, по бедности нашей. Можно тратить и латать дыры. Если случилась субсидия – тоже неплохо, только могут потребовать софинасирования. А ежели субвенция – то есть шанс «залететь», поскольку выделяются эти средства строго на определенные цели и опять таки нуждаются в софинансировании, причем ваша доля должна быть выше.

Думается, не надо даже говорить о том, что федеральный и региональный бюджеты не состоят в родстве с сорокой-белобокой, и не выдают средства всем, кому ни попадя. А если и выдадут, то контроль серьезный. Поэтому, несмотря на красивые латинские слова, бюджетное выравнивание – еще та головная боль. Как известно, всякий доход не приходит без хлопот.

mo.astrobl.ru

Предоставление финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов

Одной из отличительных особенностей оказания финансовой помощи в форме предоставления субвенций или субсидий является их адресность и целевой характер.

В рамках п. 1 комментируемой статьи БК РФ законодателем рассмотрены три основных направления целевого расходования средств, полученных в качестве субвенций и субсидий. Однако данный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширению иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Субвенции и субсидии так же, как и дотации, предоставляются на основе решений представительных органов государственной власти РФ либо субъектов РФ, принимаемых по заявкам, поданным заинтересованными в получении субвенций или субсидий органами представительной власти субъектов РФ либо муниципальных образований.

Предоставление субвенций подчинено четырем основным условиям, несоблюдение которых имеет различные негативные последствия для их получателей.

1. Средства, полученные путем предоставления субвенций, должны расходоваться на мероприятия, указанные в решении о предоставлении субвенции. Нарушение условия о целевом использовании субвенции предполагает возврат субвенции в бесспорном порядке органу, ее предоставившему.

2. Субвенционное финансирование предполагает долевое участие бюджета, за счет средств которого предоставляются субвенции, и бюджета, в состав которого выделяются субвенции, в финансировании мероприятий, ради которых предоставлена субвенция. Иными словами, получатель субвенции обязан покрыть часть расходов, направленных на финансирование мероприятий, за счет собственных доходов, не связанных с полученной субвенцией. Нарушение данного условия предполагает прекращение поступления субвенций.

3. Субвенционные средства предоставляются на определенный срок, в течение которого они должны быть направлены на финансирование целевых мероприятий. Нарушение срока использования субвенции влечет ее возврат в бесспорном порядке органу, ее предоставившему. По итогам использования субвенционных средств органы, их получившие, обязаны предоставить полный отчет органам, предоставившим субвенции.

4. Процесс использования полученных субвенций подконтролен органам государственной власти РФ либо субъектов РФ, оказавшим финансовую помощь.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи БК РФ расчет размеров и порядок предоставления субвенций и субсидий могут быть установлены в специальном федеральном законе в качестве общих методических правил либо в федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год применительно к отдельных видам субвенций и субсидий.

Например, в соответствии со ст. 48 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. субсидии предоставлялись субъектам РФ на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Субвенции в свою очередь предоставлялись в целях компенсации тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Предоставление финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов. 1. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются.
иных целевых расходов.

Дотации, субвенции, субсидии. Использование секвестра.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. субъектов Российской Федерации; предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том
Помимо названных форм финансовой помощи могут использоваться такие методы бюджетного регулирования, как субсидии, трансферты.

СУБВЕНЦИЯ. — одна из форм финансовой помощи; выделение бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
В отличие от дотации СУБВЕНЦИЯ предоставляется на финансирование опреде-. ленного.

предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов
при исполнении местного бюджета. 3. Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание.

федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми.
2. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в.
Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной.

www.bibliotekar.ru

Субвенция, дотация, субсидия, их правовая характеристика

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование):

1. В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования [1] .

2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами ирасходами [2] .

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей [3] .

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительскиетовары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают егодефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими [2] .

СУБВЕНЦИЯ — целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач.

В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании. При этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра.

Современное значение понятия. Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Выделяют прямые и косвенные субсидии.

Прямые субсидии — это прямое финансирование программ, отраслей, предприятий, регионов. Например, финансирование фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров.

Косвенные субсидии — это опосредованная поддержка через инструменты налоговой и денежно-кредитной политики. Например, через льготное налогообложение прибыли корпораций, возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, льготное кредитование бизнеса.

Субсидию следует отличать от дотации. При дотации денежная помощь со стороны бюджета не оговаривается никакими условиями, что соответствует и этимологии данного понятия: латинское dotatio — дар, пожертвование. При субсидии средства предоставляются бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования расходов, то есть помогают кому-то за что-то конкретное расплатиться, но не полностью.

Субсидию следует отличать от субвенции. При субвенции денежная помощь со стороны государства оказывается местным бюджетам на строго определенные цели. В случае нарушения целевого использования средств, они подлежат возврату в тот бюджет, из которого получены. Содержание субвенции отражает первичное значение понятия: латинское subvenire – приходить на помощь.

Производное понятие — субсидиарная ответственность. Это дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом.

26. Понятие и принципы финансирования

Финансирование — предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

1. безвозмездность и безвозвратность — данный принцип отличает финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

2. целенаправленность — предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т. д.);

3. соблюдение финансовой дисциплины.

1. финансирование бюджетных расходов — осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия. Финансирование расходов федерального бюджета включает:

а) разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
б) осуществление платежа;

2. финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

3. финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

4. финансирование отдельных федеральных программ — например, порядок финансирования программы поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг. определяется в постановлении Правительства РФ от 13.11.2001 г. №785;

5. финансирование определенной деятельности — например, государственное финансирование кинематографии осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии путем выделения продюсеру, прокатчику, демонстратору национального фильма средств в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год;

6. финансирование объектов государственной собственности — объекты государственной собственности субъектов РФ могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год;

7. финансирование юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями — влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Подобные бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций;

8. финансирование политических партий — осуществляется в целях компенсации финансовых затрат партии из федерального бюджета.

studopedia.org

Это интересно:

  • Приказ 362 от 09062011 Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм […]
  • Штраф несовершеннолетнему за рулем Что будет если несовершеннолетний за рулем Совершеннолетним в России считается гражданин с 18 лет. В этом возрасте он может официально получить право управления транспортным средством. Лишь мопедами и легкими квадроциклами, а также […]
  • Приказ о направлении в командировку форма Приказ на командировку в 2016 году: образец (форма Т-9) Обновление: 15 ноября 2016 г. В 2016 году в свете отмены обязательности служебного задания и командировочного удостоверения на практике возникал вопрос о необходимости в […]
  • Закон рф об основах жилищной политики Полное меню Основные ссылки Вернуться в "Каталог СНиП" Закон 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах […]
  • Размер пошлины за апелляционную жалобу Госпошлина за апелляционную жалобу Актуально на: 26 июня 2017 г. В том случае, когда сторона, участвующая в рассмотрении дела судом, не согласна с его решением, до вступления такого решения в силу может быть подана апелляционная […]
  • Как создать федеральный закон Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 24-ФЗ "О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области" Принят […]