Научно-исследовательское судно
«Космонавт Георгий Добровольский»

Сайт ветеранов флота космической службы

Флот космической службы
в вопросах и ответах

«Флот космической службы», «Морской космический флот», корабли «Звёздной флотилии», плавучие измерительные пункты, Что это за флот? Что за суда? Мало кто знал об их существовании, пока они существовали. А теперь и подавно. Вопросов много. Попытаюсь ответить кратко:

1. Что это за флот?

Речь идёт о флоте Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Суда этого флота ходили под вымпелом Академии наук, но фактически входили в состав в/ч 26179, иначе — в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9 ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств Министерства Обороны СССР.

2. Какие суда входили в этот флот?

За всё время существования этого флота он насчитывал 17 научно-исследовательских судов:

  • «Краснодар»
  • «Ворошилов» (с 1962 г. – «Ильичёвск»)
  • «Долинск»
  • «Аксай»
  • «Ристна»
  • «Бежица»
  • «Космонавт Владимир Комаров»
  • «Боровичи»
  • «Кегостров»
  • «Моржовец»
  • «Невель»
  • «Академик Сергей Королёв»
  • «Космонавт Юрий Гагарин»
  • «Космонавт Владислав Волков»
  • «Космонавт Павел Беляев»
  • «Космонавт Георгий Добровольский»
  • «Космонавт Виктор Пацаев»

3. Как они выглядели?

Первые 6 судов, что начали работу до 1967 года, выглядели, как обычные торговые, грузовые суда. Суда, построенные начиная с 1967-го, существенно от них отличались. Их внешний вид явно выдавал необычность назначения и тем привлекал к себе публику в портах захода.

4. Когда и зачем этот флот был создан?

Этот флот начал создаваться в 1959 г. по инициативе С.П.Королёва в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа «Марс» и «Венера», а также пилотируемого космического корабля «Восток».

К тому времени на территории СССР уже было построено 13 наземных измерительных пунктов – НИПов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полёты первых искусственных спутников.

Зачем же понадобились ещё и плавучие измерительные пункты? Причин было две.

НИПы «видят» космические аппараты, находящиеся на орбите, лишь пока они пролетают над ними. Например, с территории России из 16 суточных витков полёта МКС видны 10-11 (без «Пацаева» — 10), а на каждом из этих 10-11 витков – 10-20 минут, при том, что один виток длится ок. 90 минут.

И тогда, и сейчас запуски межпланетных станций и большинства спутников проходят поэтапно: вывод на опорную орбиту, а затем – т.н. «второй старт», когда включается разгонный блок и переводит космический аппарат на заданную траекторию. Если включения разгонного блока происходят над Атлантикой, НИПы их «не видят». Не видят они и работу тормозной двигательной установки при спуске с орбиты космических кораблей.

5. Какие задачи решал этот флот?

Флот, находясь в любой точке Океана, мог сопровождать полёты космических аппаратов и решать четыре задачи:

  • поддержание речевой и телевизионной связи экипажа космического аппарата с Центром управления полётом
  • телеметрические измерения – приём и обработка данных о состоянии бортовых систем космических аппаратов, о режимах их работы, о состоянии электропитания, о состоянии здоровья космонавтов и т.п.
  • траекторные измерения – вычисление параметров орбиты космического аппарата
  • управление космическим аппаратом

6. Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?

Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космических программ СССР:

  • старт первой в мире автоматической межпланетной станции «Венера»
  • первый в мире полёт человека в космическом пространстве – полёт Ю.А.Гагарина
  • запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу
  • полёты долговременных обитаемых станций «Салют» и комплекса «Мир»
  • испытания беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4
  • испытательный пуск тяжёлой ракеты-носителя «Энергия»
  • полёт многоразового космического корабля «Буран»

Флот был причастен к большинству запусков на орбиту спутников связи «Молния», «Радуга», «Горизонт», к запускам спутников военного и научного назначения. К сожалению, ему не пришлость поработать в советской программе лунных пилотируемых полётов, хотя именно для неё в 1967-68 гг. были введены в строй 5 специализированных судов.

7. Где, в каких районах Океана этот флот работал?

Флот работал во всех океанах Земли, кроме Северного ледовитого

  • Южная и Центральная Атлантика, Средиземное море – сопровождение «вторых стартов» космических аппаратов, а также космических кораблей во время торможения и спуска с орбиты
  • Атлантика у побережья США и Канады – наблюдение и управление космическими аппаратами на «глухих» витках, не видимых НИПам
  • Индийский океан – подъём с поверхности океана аппарата «Зонд-5» после облёта Луны и беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4
  • Тихий океан – наблюдение за космическими аппаратами на «глухих» витках, сопровождение полёта многоразового космического корабля «Буран»

8. Кто работал на этх судах?

На каждом из этих судов работали экипаж и экспедиция. Экипажи набирались из наиболее опытных моряков Черноморского и Балтийского пароходств. В состав экспедиции входили офицеры и гражданские инженеры и техники, служащие Советской армии, в большинстве – с опытом работы на НИПах, с высшим и средним специальным образованием в области радиотехники и электроники.

Численность экспедиций – от 10-15 человек на самых первых судах, до

200 человек – на больших.

9. Сколько времени продолжались рейсы этих судов?

Средняя продолжительность рейса – 6-7 месяцев.

Наибольшая продолжительность одного рейса – 329 суток (НИС «Невель», 1968-69 гг.)

10. В какие порты заходили суда этого флота? И зачем?

В длительных рейсах примерно раз в месяц требуется пополнение запасов топлива, воды, продовольствия. При этом люди в течение 2-3 дней получают возможность потоптать твёрдую землю, отдохнуть на берегу.

. наверняка, что-то пропущено. Да! В Антарктике не были!

11. Существует ли этот флот сейчас?

Нет. Из 11 существовавших к 1990 году судов, осталось одно – НИС «Космонавт Виктор Пацаев», с 2001 г. стоящее у причала Музея мирового океана в Калининграде и до сентября 2017 г. работавшее по МКС. Его судьба решается сейчас (дек.2017)

Остальные 10 были проданы на слом в течение 1990-2005 гг.

12. Есть ли альтернатива этому флоту?

  1. спутники-ретрансляторы
  2. измерительные пункты на территории других стран
  3. мобильные измерительные пункты

По п.1: До 2015 г., по словам В.Д.Благова (см. «Круглый стол» 19.04.2015), ЦУП получал «информацию о работе двигателя путем доклада космонавтов на Международную космическую станцию, а со станции — по спутнику-ретранслятору американской системы TDRS»

В 2015 г. Роскосмос ввёл в эксплуатацию систему из трёх спутников-ретрансляторов «Луч-5» на геостационарной орбите. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и космических кораблей «Союз» и «Прогресс» с ЦУПом. Уже неплохо, но

  • неизвестно, могут ли «Лучи» снабжать ЦУП информацией с космических аппаратов во время «второго старта» и тем более – с межпланетных станций. «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв» – могли
  • спутники связи весьма недёшевы, а срок экспуатации – ограничен
  • насколько они защищены от средств ЭРБ – неизвестно.

По п.2: В отличие от американцев, у России нет НИПов за рубежом. Для их размещения нужны хорошие отношения со странами и хорошие деньги. У Китая, видимо, есть и то, и другое

По п.3: Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Но не каждая страна позволит ввозить их на свою территорию. Другое решение — погрузить МИП на судно. В августе 2015 г. МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПОИТ прошёл испытания в Японском море на борту ледокола «Адмирал Макаров. Обнадёживающая информация. Однако неизвестно, способны ли такие МИПы работать по «вторым стартам», могут ли они выполнять управление космическими аппаратами, и тем более — межпланетными.

Вывод: специализированные суда космической службы нужны!

И насколько известно, их проектирование ведётся.

13. Существуют ли подобные суда в других странах?

Да. В США начиная с 1960 г. года существовало 25 судов, способных сопровождать космические программы. Сейчас их 3, причём «Howard O. Lorenzen» вошёл в строй совсем недавно, в 2012 г.

Китай располагает в настоящее время (2016 г.) четырьмя судами: «Yuanwang-3» «Yuanwang-5», «Yuanwang-6» и «Yuanwang-7».

Франция имеет судно «Monge».

В этих странах считают, что специализированные суда космической службы им нужны.

14. И в дополнение

В июле 2017 г. о том, что такое Флот космической службы, меня попросили рассказать участники конференции по экологии. Отчёт и запись доклада см. тут >>

niskgd.ru

История судостроения в России

Судостроение одна из древнейших отрослей промышленности. Начало его отделено от нас десятком тысячелетий.
Долбленый челн, плот, парусно-гребное античное судно, средневековая галера, каравелла, галеон, парусный линейный корабль. Но вернемся к истокам.

Историческое развитие

С незапамятных времен люди использовали водные просторы — реки, озера, море — сперва как охотничьи угодья, а затем как удобные дороги для переезда и перевозки грузов. Первые примитивные суда появились за долго до колесной повозки. Человек вышел в море на самой заре своего становления. Мифология старинные описания путешествий и саги позволяют собирать осудах сведения. порой в них весьма детально сообщается о постройке и оснастке «первых судов», с указанием, что построили их люди по воле богов. Так обстоит дело с ноевым ковчегом.

Самый старый челн-однодеревка из Пессе, Гранинген (Нидерланды), -6315 + 275 г. до н.э. Уже примерно 2500 лет до н.э. суда были различными: для перевозки грузов, для перевозки пассажиров. Они приводились в движение шестами, веслами и парусами. В те времена суда были в основном военными, торговыми или рыбацкими. Позднее появились суда для отдыха, на которых плявали просто ради развлечений.

Такое судно римский император Калигула (37 — 41 гг. н.э.) приказал построить для своей увеселительной поездки на оз. Нэли. Необычно широкая и плоская конструкция судна объясняется его назначением: корабль для придворных увеселений. Собственно корпус был набран из дерева, а в качестве подпор верхней палубы использовали полые балки из обожженной глины. Для обеспечения непроницаемости и сохранности судна доски внешней обшивки были покрыты свинцовыми пластинами, внутренний настил состоял из мраморных плиток.

На Руси судостроение и мореплавание были известны с самых отдаленных времен. Наскальные рисунки, датируемые примерно 3000 лет до н.э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя встречались на побережье Белого моря.
Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно 5в. до н.э.
Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его — «кора» — лежит в основе таких слов, как «корзина». Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина и обшивались корой (позднее — кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русские являлись полными хозяевами Черного моря, и не даром в то время восточные народы называли его «Русским морем».

В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам.

Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций:

  1. шитик — плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами
  2. карбас — оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые паруса
  3. поморская лодья — имела три мачты, несушие по прямому парусу
  4. раньшина — судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которыхприходилось плавать, судно «выжималось» на поверхность, не подвергаясь деформациям и снова погружалось в воду при расхождении льдов

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих «Чайках» рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевских набойных лодей (чтобы увеличить размер судна к долбленой середине с боков прибивалось несколько рядов досок).
В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.

При Борисе Годунове были предприняты безуспешные попытки основать в России военный флот.
Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами. В 1667-69 г. на верфи в с. Дединове был построен морской корабль «Орел» организатором постройки был боярин Ордын-Нащекин. Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.

В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль «Апостол Павел», фрегат «Святое Пророчество», галера и транспортное судно «Фламов» образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Начялось создание регулярного военно-морского флота.

Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Прдистинация». В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий». В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург центром которого стало Адмиралтейство — самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.
Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718г.).

При Петре были введены следующие суда:

  1. Корабли — длиной 40-55 м., трехмачтовые с 44-90 пушками
  2. Фрегаты — длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками
  3. Шнявы — длиной 25-35 м. , двухмачтовые с 10-18 пушками
  4. Пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.

В 1719 г. крепостной Ефим Никонов обратился к Петру с челобитной о разрешении на постройку модели первого «потаенного» судна. Первое испытание , состоявшееся в 1724 г. окончилось неудачей, а после смерти Петра I все работы были прекращены.
Период затишья, пережитый русскими судостроителями после смерти Петра I сменился во второй половине 18 в. новым подъемом, а к концу 18 в. был создан Черноморский флот.

В начале 19 в. была введена технически обоснованная классификация судов. В правление Александра I судостроительные работы были сокращены, но речное судостроение продолжалось. Появился весьма совершенный для своего времени (кон. 18 в.) тип деревянного грузового судна — расшива.

В 1782 г. было построено «водоходное судно» Кулибина. В начале 19 в. удачную «машину» с использованием для тяги лошадей изобрел мастер Дурбажев.
Первый рейсовый пароход на линии Петербург-Кронштадт был построен в 1815 г. На дошедшем до нас видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная.

В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно «нева», имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в петербурге прошел испытания на Нве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосов построил первый в России винтовой фрегат «Архимед».

Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. Главным судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первое в мире применение двигателя Дизеля на речных судах было осуществлено также в России в 1903 г.

Во второй половине 19 в. на смену деревянным кораблям пришли железные. Любопытно, что в России первыми военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г. В 1835 г. было построено полуподводное судно «Отважный». Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой только дымовую трубу. В начале 19 в. на судах появились паровые машины, а использование сначала кованного железа, а затем прокатной стали в качестве конструкционного материала при постройке судов привело в 1850-60 гг. к революции в судостроении.

переход к строительству железных судов потребовал введения нового технологического процесса и полного преобразования заводов.

В 1864 г. была построена первая в России броненосная плавучая батарея. В 1870 г. в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г. построен броненосец «Петр Великий» — один из сильнейших кораблей в мире по тем временам.
Для Черноморского флота А. Попов разработал проект броненосца береговой обороны Новгород в 1871г.

В 1877 г. Макаровыми были сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв».
Русское транспортное судостроение конца 19 в. значительно отставало от военного. В 1864 г. было построено первое ледокольное судно «пайлот». В 1899 г. построен ледокол «Ермак» (плавал до 1964 г.)

Смотри также:
Предпосылки и тенденции развития формообразования современных судов маломерного флота.
Проект семейной моторной яхты на воздушной каверне (эскиз)

rosdesign.com

Доклад о первых судах

История создания и развития судебной системы

Возникновение первых судов

Постепенное возникновение первых государств привело к тому, что общество созрело для разделения властей, в том числе, выделения судебной власти. Произошло это, по мнению историков, чуть меньше, чем за тысячу лет до нашей эры, в Древней Греции. Как известно, древнегреческие города-государства имели примитивно-демократическую форму правления. И именно здесь в эпоху Гомера произошел переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм. Договорная теория происхождения государства не только не разрушила естественного неравенства, а еще и заменила физическое неравенство моральным и законным равенством.

В силу важности урегулирования экономического аспекта существования общества возникли первые третейские суды. Позднее подобные суды, как и многие другие элементы эллинской культуры, были переняты римлянами. Как известно, последние делили право на публичное и частное, и именно на базе знаменитого «римского (частного) права» сложились гражданские кодексы большинства европейских стран. Римляне же и ввели в обиход понятие «арбитр» в значении «третейский судья».

Судебная система Древней Руси

История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков. Институт третейского разбирательства был известен еще в Древней Руси и имел много схожего с аналогичным институтом Римского права. Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты князей XI — XII веков, которые содержали упоминания о третейском мирном разбирательстве хозяйственных споров. Истоки коммерческого суда восходят к Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича от 1135 года — в ней упоминались особые суды для торгового сословия. Кроме того, о торговых судах говорилось и в Уставной Белозерской грамоте 1488 г., псковской грамоте 1397-1467 гг. и т.д. Новгородская республика имела разветвленные коммерческие связи, и некоторые иностранные купцы имели в Новгороде свои представительства, а то и жили постоянно. «…Готы и немцы имели свои особые дворы, окруженные высоким и крепким забором, свои церкви, в которых складывались товары, свой собственный корпоративный суд», − писал юрист и историк Г.Ф.Шершеневич.

Вообще, в средние века третейские суды в России не получили такого широкого распространения в сфере урегулирования споров между участниками торгового оборота, как в европейских странах. Подобные учреждения, прежде всего, возникали там, где процветала внешняя торговля. Тем не менее, они существовали в крупных территориальных торговых центрах России: Архангельске, Нижнем Новгороде, позднее в Москве.

Лишь в XVII в. была предпринята первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества. Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим (1629-1676), был весьма просвещенным для своего времени человеком. Несмотря на то, что исторической традицией принято считать его человеком, слабо или вообще не влиявшим на политическую обстановку в стране, именно при нем произошли изменения, предопределившие становление России как великой державы.

Царевич Алексей Михайлович, воспитанный своим «дядькой», боярином Морозовым в духе западничества, не обладал достаточным жизненным опытом, и в результате страной фактически правил Б.И. Морозов. Результаты этого правления уже через два года привели к знаменитому Соляному бунту. В ходе этого народного выступления погибли родственники царя, и Алексей понял, что ему необходима прочная база, на основе которой он мог бы строить свою самодержавную власть. Вместе с чудом выжившим во время смуты «дядькой» он составляет специальный кодекс законов, а затем созывает Земский собор для его утверждения. В результате в сентябре 1649 г. появляется Соборное Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики.

Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 продолжали действовать до начала 19 в. Продолжая политику укрепления самодержавия, Алексей Михайлович не мог не задуматься об укреплении экономики и защите российского купечества, тем более что «во всех окрестных государствах свободные и прибыльные торги считаются между первыми государственными делами». Так появляются Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы, призванные упорядочить отношения в сфере коммерции и защитить русских купцов от иностранной конкуренции. Прежде всего, царь ввел, как это сейчас называется, «принцип одного окна»: «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать», − требовал Устав. Этим же документом были учреждены особые таможенные суды, где судили «по очереди и по выбору из частей и из лучших торговых людей головы и целовальники». Эти суды состояли из выборных представителей дворянства и купечества и занимались разрешением торгово-экономических конфликтов, как между русскими, так и иностранцами. Напомним, что в те времена таможни существовали не только на границах, но и внутри государства, занимаясь сбором различных пошлин.

В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

Развивая и совершенствуя правовую базу экономики, 26 августа 1727 года Петр I вводит в действие Устав о таможенном словесном суде, который должен «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Здесь же во введении указывается мотив судебной обособленности купцов: «дабы оные, кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы, тем в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки от того не входили».

Было и еще одно важное отличие нововведенных судебных учреждений от тех, что существовали при Алексее Михайловиче Тишайшем: здесь разбор споров вели, основываясь не на обычаях и собственном разумении, а руководствуясь уставами и указами, т. е. нормами права. Этого требовал от судей сам Петр I.

В 1754 г. внутренние таможни в российских городах были ликвидированы.

Первые предпосылки к созданию системы апелляционных арбитражных судов

15aas.arbitr.ru

Больше денег для судов и новые законы от ВС: итоги Совета судей

Ушедший 2017 год был важным для судебной системы с исторической точки зрения, подчеркнул во вступительном слове председатель Совета судей Виктор Момотов: «Свой 25-летний юбилей отметил Верховный суд».

Сохранили деньги в России

Докладчик отдельно выделил и серьезное достижение российских судей в уходящем году благодаря межведомственному взаимодействию. Речь идет о пресечении нелегального вывода за рубеж более 50 млрд руб. под видом исполнения судебных решений в 2017 году. По словам главы Совета судей, злоумышленники разработали следующую схему – иностранные истцы подают иски в суд о наличии якобы задолженности по контракту, а ответчик это признает. После чего суд удовлетворяет требования заявителя, а судебные приставы возбуждают исполпроизводство, по итогам которого деньги уходят за границу.

Момотов отметил, что для борьбы с таким выводом средств президиум Совета судей РФ принял соответствующее постановление и направил в региональные Советы судей письмо о пресечении таких случаев. И это дало результат, утверждает он: «По оценке Росфинмониторинга, в 2017 году благодаря надлежащему реагированию судейского сообщества на признаки нарушений законодательств удалось предотвратить противоправный вывод из РФ денег на сумму более 50 млрд руб.».

Новая жизнь мировых судов

Докладчик говорил и о тех законодательных изменениях, которые особенно ждет судейское сообщество. По его словам, острый вопрос касается отправления правосудия мировыми судьями. Недостаточное финансирование из бюджетов субъектов РФ и его систематическое сокращение не позволяют надлежащим образом обеспечивать деятельность мировых судей, подчеркнул он: «Выходит, что институт мировой юстиции зависим от региональной исполнительной власти».

Чтобы решить эту проблему, Верховный суд разработал отдельный законопроект. ВС предлагает обязать высшие исполнительные органы власти в субъектах РФ взаимодействовать с Советами судей этих регионов при разработке бюджета в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей. Кроме того, властей также обяжут согласовывать с Советом судей субъекта уменьшение объема финансирования, выделенного на мировых судей.

Вместе с тем закон о мировых судьях дополнят положениями, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет сам мировой судья соответствующего судебного участка. По словам Момотова, ненормально, когда мировой судья был формально лишен полномочий по управлению своим аппаратом. Также будет установлена обязанность органов исполнительной власти субъекта согласовывать с мировым судьей ряд вопросов прохождения службы работниками его аппарата – в частности, перемещения работников аппарата мирового судьи, применения к ним поощрений и взысканий, утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи. Хотя, поначалу правительство выступало против такого изменения, нам удалось принять это изменение именно в таком виде, отметил Момотов. 5 апреля этого года Госдума приняла обсуждаемый законопроект ВС в финальном третьем чтении.

Кадровые и финансовые вопросы

Глава Совета судей остановился и на проблемах, из-за которых судебная система порой лишается квалифицированных кадров. Речь идет о некорректном заполнении деклараций о доходах и расходах кандидатов в судьи. По словам докладчика, при должном уровне контроля этих нарушений можно избежать. Еще одна распространенная ошибка судей – они не указывают в анкетах о родственниках, которые привлекались к административной ответственности. Евгений Соседов, председатель Тамбовского облсуда, заметил, что для кандидата существуют лишь трудности по отслеживанию правонарушений членов его семьи, которые живут не в одном регионе с ним. Но он тут же отметил: если у судьи есть родственники со множеством нарушений, значит, это незаконопослушная семья. А что они будут делать, когда человек станет, например, заместителем председателя суда региона, задался вопросом Соседов. Вместе с тем Момотов связывает подобные нарушения не со злым умыслом потенциальных судей, а с недобросовестным подходом к заполнению документов.

Другая проблема, по его словам, – проверка факта двойного гражданства у кандидатов в судьи. Это базовое требование, которое нужно тщательно выявлять, подчеркнул он: «Претендент должен предоставить документы, подтверждающие его выход из второго гражданства».

2016 год: у 47% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

2017 год: у 43% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

Но чаще всего кандидатам отказывают в назначении из-за «конфликта интересов», пояснил Соседов. Хотя даже у Совета судей нет единого мнения по некоторым ситуациям, которые могут подпадать под такой критерий, сказал он: «У нас среди коллег разделились точки зрения о том, может ли судья рассматривать дела с участием организаций, где работают его близкие родственники». Однако один из самых популярных примеров конфликта интересов – близкие родственники судей в правоохранительных органах и госструктурах, добавил докладчик.

Но большую часть своего выступления Соседов сосредоточил на вопросе последствий для претендентов, которым отказали в назначении или переназначении (224 человека в прошлом году). По словам докладчикам, таким кандидатам редко грозят серьезные последствия за допущенные нарушения: «Для 112 судей рассмотрение на Советах судей закончилось «обсуждением и предупреждением о недопустимости» повторения нарушений». Глава Тамбовского облсуда заметил, что обычно на подобных «обсуждениях» у нарушителя с неправильными декларациями спрашивают: умышленно он это сделал или нет. Если ответ отрицательный, то на этом расспрос заканчивается. Соседов предупредил, что такой подход может приведет к следующему – судьи будут рассказывать друг другу: «Пишите, что хотите в декларации. Потом можно сказать, что сделали это неумышленно, и вам ничего не будет».

Кроме того, Соседов попросил коллег из Советов судей более аккуратно и тщательно оформлять свои решения. Он привел пример: одна из комиссий написала, что не видит в действиях судьи нарушений, но призвала главу его райсуда не допускать подобных ситуаций в будущем. Так есть нарушение в таком случае или нет, что не допускать, поинтересовался докладчик.

Про вопросы финансирования судебной системы рассказал гендиректор Судебного департамента при ВС Александр Гусев. Он подчеркнул, что материально-техническое оснащение судов продолжает улучшаться. В частности, на оборудование в гарнизонных военных судах и районных судах залов для присяжных заседателей выделили порядка 100 000 руб. на каждый суд. Еще летом 2016 года Путин подписал закон, который предусматривает внедрение института присяжных заседателей в гарнизонных военных судах и районных судах с 1 июня 2018 года.

Кроме того, Суддепу удалось добиться от Минфина повышения бюджетного финансирования для судебной системы, отметил Гусев. Если в 2000 году мы получали от государства 7,6 млрд, то на текущий год нам выделено 195,8 млрд, сравнил докладчик.

О статусе последних инициатив Верховного суда

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев свое выступление посвятил приоритетным направлениям совершенствования судебной системы. Одним из них является создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. 16 февраля 2018 года соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Докладчик заметил, что для реализации обсуждаемых изменений ВС заканчивает работу над проектами законов о необходимых дополнениях в процессуальные кодексы. По итогам проводимой реформы появится сплошное кассационное производство, а не выборочная кассация, резюмировал глава ВС: «Хотя не все согласны с такой системой, но только она обеспечит качественную проверку кассационных жалоб».

Лебедев подробнее остановился и на так называемой «процессуальной революции» – пакете поправок в АПК и ГПК, которые разработал ВС. Эту инициативу ждет непростая судьба, заметил докладчик: «Хотя в большинстве позиций по изменениям у нас есть поддержка». Однако, по словам председателя ВС, не все юристы согласны с новеллой, которая освобождает судей от подготовки мотивировочных частей решений по ряду дел. Те, кто критикует это предложение, не вчитываются в содержание и смысл закона – в каких ситуациях будет только резолютивная часть, сказал Лебедев. По его мнению, аргументы противников «слабенькие». Ведь такие изменения не лишают участника процесса законного права на получение полного мотивированного решения суда. Эти поправки позволят сократить время судей на рассмотрение простых и очевидных дел, добавил глава ВС. Момотов тоже сказал, что обсуждаемые поправки позволят уделять больше внимания действительно сложным делам: «А в спорах, где сторонам не нужна мотивировочная часть, быстрее наступит правовая определенность».

Лебедев затронул и тему законопроекта о судебной службе, на который правительство дало отрицательное заключение. Несмотря на такой отзыв Кабмина, наша позиция остается прежней – этот закон нужно принять, подчеркнул глава ВС. По его мнению, появление в России государственной судебной службы решит целый ряд проблем.

Лебедев прокомментировал и ряд других инициатив, которые предлагает ВС. Во-первых, про законопроект, который касается подсудности уголовных дел по административной преюдиции, – их предлагается отдать на рассмотрение судьям районных судов. Речь идет о «мелких» составах, например, о нарушении ПДД (ст. 264.1 УК), розничной продаже алкоголя детям (151.1 УК) или нанесении побоев (ст. 116.1 УК) лицом, которое уже получило административное взыскание. Правительство в начале апреля этого года одобрило подобную новеллу. Лебедев тоже подчеркнул, что такое изменение «неизбежно и правильно».

Во-вторых, глава ВС отметил важность поправок в УПК, направленных на помощь бизнесменам, которых беспричинно долго держат под стражей. В частности, ВС предлагает отменить «автоматическое» продление судами меры пресечения. Чтобы продлить срок содержания под стражей, следователь должен будет указать не только мотивы, но и конкретные следственные действия, которые он намеревается провести. Госдума уже одобрила перечисленные изменения в первом чтении.

Нормы нагрузки судей разработают по новой

Участники мероприятия обсудили и негативные итоги попытки разработать научно-обоснованные нормы нагрузки судей. Для выполнения этой работы Суддеп заключил контракт с экспертами из ВШЭ за 4,8 млн руб. Выбранные специалисты должны были с учетом международной практики, особенностей работы российских судов и расчетом трудозатрат провести подробное исследование по поставленному вопросу. Однако в конце прошлого года выяснилось, что даже в доработанном отчете экспертов ВШЭ имеют место расхождения лингвистического и юридического характера, рассказал начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Суддепа Евгений Голошумов. В итоге срок исполнения контракта переносился дважды.

Окончательный вариант выполненных работ ВШЭ представила только в конце февраля этого года. Эксперты РАП по просьбе Суддепа проверили своих коллег из «Вышки» и составили ряд замечаний к методикам расчета норм нагрузки, отсутствию обоснования выбранных способов измерений, неполноте их описания и необходимости доработки норм нагрузки, которые подготовили эксперты ВШЭ. По результатам проверочных мероприятий Суддеп 3 апреля расторг этот госконтракт, пояснил Голошумов: «Теперь ВШЭ вернет нам полученный аванс – 483 000 руб. и выплатит штраф». А Суддеп ждет контракт с новым исполнителем. С учетом полученного опыта мы в будущем конкретнее сформулируем технические условия задачи и четче изложим наши требования, резюмировал докладчик.

pravo.ru

Это интересно:

  • Ростовская областная коллегия адвокатов в 2 Ростовская Областная Коллегия Адвокатов № 2 информация актуальна на 10.08.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи […]
  • Штраф зпп статья Штраф зпп статья Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Услуги юристы иваново Услуги юристы иваново Юридический Центр «Альфа» оказывает юридическую помощь в Иванове и районах Ивановской области. Мы оказываем юридические услуги гражданам и организациям по различным категориям дел. У нас работают […]
  • 33 законов власти Грин Роберт Роберт Грин 48 законов власти и обольщения 48 законов власти Предисловие Закон 1 Никогда не затмевай господина Формулировка закона Ключи к власти Закон 2 Не доверяй друзьям безгранично, научись […]
  • Виды дисциплинарного наказания по тк Виды дисциплинарного наказания по тк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Ппр правила пожарной безопасности в российской федерации Правила противопожарного режима, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по пожарной безопасности: Правила […]