Диалектика и законы диалектики

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия

Диалектика

В науке есть несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и в природе, мире в целом. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель.

В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития всех форм бытия.

Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы.

Если человек силой разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины определенных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи приблизительно, ведь человек не знает всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.

С пониманием отношений между людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как «поведет себя» дерево в течение часа. Как поведет себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.

Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В данном смысле юридические законы — предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.

Проявление законов диалектики в развитии общества

Диалектика в экономике

Обратимся к проявлениям диалектики в развитии экономической сферы общества, которая, как отмечалось выше, включает отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, жилья и т. д. только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления.

Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них — земледелие, скотоводство, а затем ремесленничество. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потреблении различных продуктов.

По мере развития племен и родов, их перемещении родовые отношении стали трансформироваться в территориальные. Кровнородственные связи в родовой общине с общностью имущества стали вытесняться отношениями между обособленными семьями с частной собственностью на имущество, орудии труда и производимую продукцию.

Следствием преобразовании родовой общины в гражданскую с выделением государства как института политического управления явилось закрепление частной собственности за отдельными гражданами, т. е. смена господствующих отношений собственности. Совершенствование производства, накопление избытка продуктов приводило к развитым отношениям обмена посредством денег и новой формы общественною труда — торговли. Таким образом, полное развитие всей совокупности отношений в экономической сфере произошло в два этапа. Теория К. Маркса предлагала диалектический возврат к общественной собственности на средства производства материальных благ. Исторический опыт реализации этой теории в нашей стране оказался неудачным. Одной из форм возврата к коллективной экономике является ее глобализация, мировая экономическая интеграция.

Диалектика в социальной сфере

Не менее диалектична социальная сфера, включающая разнообразные отношения между индивидами, группами и организациями. В этой совокупности отношений исторически первыми выступают половозрастные отношения. Наиболее важные роли в обеспечении жизни племени играли взрослые мужчины. Женщинам, старикам и детям отводились роли вспомогательные. Общественное разделение труда привело к появлению отношений между группами, представляющими различные виды производственной активности (межпрофессиональные отношения). Частная собственность породила межклассовые отношения. Развитие религий и государств стало источником межконфессиональных и межнациональных отношений. Развитие культуры различных слоев общества, возникновение разнообразных общественных институтов (братства, советы, союзы и т. п.) привело к появлению большого количества субкультур, отношения между представителями которых стали все больше усложнять социальную сферу общества. В разных странах и регионах заметную роль играли то одни, то другие социальные отношения.

Диалектика в политической сфере

Политическая сфера представляет собой диалектическую совокупность отношений социальных субъектов в области общественного управления, призванной обеспечить коллективную безопасность. В первобытном обществе безопасность обеспечивалась коллективным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запретов, основанных на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). Затем функция обеспечения безопасности закрепилась за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы было появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества, и права как предписанной системы отношений, нарушение которой влечет возмездие государства. Диалектическим возвратом к коллективному обеспечению безопасности граждан является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся церковь, политические партии, корпорации и т. д.

Диалектические отношения в духовной сфере

Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить мораль, религию, искусство, философию, право, науку.

Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы — это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

www.grandars.ru

Законы диалектики

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — законы, определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным 3. Д. относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития.

«Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Противоположность — это форма, стадия различия, при которой какие-то свойства, признаки, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно отрицают, исключают друг друга. Противоречие — это такое отношение между противоположными сторонами, при котором они не только взаимоисключают, но и взаимообусловливают друг друга.

Поскольку такая формулировка закона требует выяснения его взаимоотношений с законами формальной логики — законом запрета на противоречие, тождества, исключенного третьего, то центральной проблемой диалектики стала проблема «вписывания» диалектического противоречия в современную гносеологию — учение о познании. Эта проблема приняла в материалистической диалектике форму выяснения отношений между формально-логическим и диалектическим противоречием.

Формально-логическое противоречие возникает в результате непосредственного сопоставления противоположных высказываний. Поэтому оно лишь сигнализирует о наличии проблемы, но не раскрывает ее, оно является толчком к исследованию и формой этого исследования на каждом этапе. Противоречие диалектическое предполагает выяснение промежуточных звеньев. Для этого надо учитывать степень развития противоречия (находится ли оно в стадии столкновения развитых противоположностей или же только на стадии выяснения отношений между различными, но не взаимоисключающими сторонами); взаимосвязь этого противоречия как внутреннего с внешними противоречиями предмета. Необходимо также выяснить, к какому типу относится это противоречие: является ли оно основным, выражающим сущность предмета, или не основным; главным (ведущим, доминирующим в данный момент) или не главным. Противоречие буквально тонет в многочисленных связях и опосредствованиях.

Представители современного неогегельянства более радикальны. С точки зрения Ф. Брэдли, формальную логику нельзя заменить диалектикой, ибо диалектика — такой же продукт человеческой ограниченности. Диалектика лишь символ возможности иного, нежели формально-логическое, мышления, но не само это божественное мышление.

Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития. Всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, при этом на высшей ступени развития происходит известное повторение некоторых черт, характеризующих начальную стадию. Этот закон раскрывает механизм преемственности. Как возникает такое двойное отрицание? Противоречие, движущее вперед развитие, характеризуется в определенное время господством какой-то одной противоположности. Переход к доминированию в результате накопления количественных изменений другой стороны противоречия есть первое отрицание.

Второе отрицание — это показатель того, что наступил такой этап в развитии предмета, в котором произошел синтез того лучшего, что есть в каждой противоположной тенденции, по видимости же произошел возврат к начальной стадии, где обе противоположности присутствовали, но в неразвитом виде. На каждой стадии развития мы имеем дело не с какой-то одной его стороной, а со всем предметом как определенным балансом противоположных тенденций. На каждой стадии баланс этот различен. На стадии первого отрицания вторая противоположность тоже присутствовала, но в скрытом виде, на стадии отрицания отрицания она просто выявилась, а не воз-никла ниоткуда.

Вся наша жизнь полна отрицаний и повторений, поэтому велик соблазн «приложить» этот закон к многообразным циклическим процессам, происходящим во всех сферах жизни. Однако закон отрицания отрицания несет в себе существенные ограничения своей собственной применимости. «Отрицаться» и воспроизводиться на более высоком уровне должны собственные противоположности предмета; следовательно, прежде чем говорить о тенденции развития, надо выявить эти исходные противоположности. Но на начальной стадии их выявить крайне сложно: «логическое» на этой стадии еще растворено в «историческом»; отрицания и возвраты могут быть следствием вмешательства внешних сил; тогда сходство оказывается внешним.

Закон перехода количественных изменений в качественные предполагает, что все изменения в мире происходят не сразу, но путем долгих, исподволь накапливающихся количественных сдвигов. Границы существования каждого предмета определяются количественными параметрами; соотношение «качества» предмета и его возможных количественных изменений, не ведущих к пересмотру его «качества», называется «мерой». И наоборот, качественное изменение предмета определяет и его новые количественные параметры.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 117-119.

ponjatija.ru

Диалектические законы основные

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

  • Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.
  • Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.
  • Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

  • Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.
  • Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

  • Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.
  • Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
  • Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.
  • Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
  • Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.
  • Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
  • Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

filosofedu.ru

Принципы, законы и категории диалектики

Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более важным на практике является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

Кратко рассмотрим основные элементы материалистической диалектики.

1. Принципы диалектики. Принцип в теории – основное, исходное положение какого-либо учения, конкретной науки, а также убежденность исследователя в чем-либо, норма или правило его мышления и социальной активности. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

Принципы диалектикивсеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:

• принцип всеобщей связи;

Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все взаимосвязано».

Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

Связи бытия объединяются в группы (классифицируются) но многим основаниям. Общая классификация связей представлена видами и характером связей.

Виды связей бытия включают:

• связи видов движения (социальные, психические, биологические, химические, физические и др.);

• связи форм бытия (пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и др.).

Характер связей бытия представлен связями, определяющими закон (закономерность) и связями, не определяющими закон (ситуативными связями). К связям, определяющим закон, относятся: внутренние, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся и др. К не определяющим закон – внешние, несущественные, случайные, неустойчивые, разовые и др.

Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон.

Закон в философии – внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы.

Человек, познавший какие-либо законы, может управлять их действием, создавать или исключать условия их проявления. Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека. Классификация законов также многообразна. Они бывают всеобщими, общими и специальными. Существуют законы бытия природы, общества и человека, а также законы мышления, функционирования сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Известны законы структуры, функционирования и развития. Выделяются законы динамические и статистические. Особое место в классификации законов занимают законы диалектики, которые характеризуют динамику развития объектов бытия.

Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все развивается».

Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

2. Законы диалектики. Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

К основным законам диалектики относятся:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

• закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияю- щие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

«Победа» одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: «тезис – антитезис – синтез») выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия «оценивающего» субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои «традиции» и «преемственность». Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовые и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

Образное развитие представляет собой сложную и многообразную расширяющуюся «спираль» с бесконечным числом различных витков и состояний. Развивающийся объект, двигаясь вперед и обогащаясь результатами развития, может как бы останавливаться на месте, возвращаться назад или утрачивать достигнутое.

3. Категории диалектикиосновные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении диалектики специально рассматриваются так называемые парные категории. Они соотносительные, характеризуют развитие с иных сторон, чем основные законы развития. Парные категории образуют группу неосновных законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают в проявлении принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, нами уже рассмотрены. Необходимо пояснить соотносительные категории. К таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость, сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное (целое и часть) и др.

Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям «причина и следствие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «сущность и явление». Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

Все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира, имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух», экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют «нулевой объем», так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы «нулевых понятий» субъективно формируются людьми.

К объектам субъективного и объективного идеального чаще применяется категория «связь», чем категория «развитие». Бог, например, в большинстве конфессий признается идеальным (нематериальным), неразвивающимся и непознаваемым абсолютом, но обладающим созидательной способностью. Неразвивающимися считаются также абсолютное добро, абсолютная красота, религиозный рай или ад, домовой, леший и другие явления, существование которых кто-то признает. Вместе с тем, давая объяснение абсолютной идее

Г. Гегеля или содержанию нашего сознания, мы подчеркиваем наличие в них не только связей, но и связей развития. Но если развитие чувственных и мыслительных образов в сознании человека можно подтвердить практикой, проверкой знаний и т.п., то обосновать развитие абсолютной идеи, как это делал и сам Г. Гегель, можно только логически.

Соотносительные категории диалектики используются в первую очередь для объяснения материальных процессов и явлений. Так, углубленное осмысление изменений и развития внешних и внутренних связей войны помогает раскрыть ее сущность и явление (обнаружение, объективацию), содержание и форму. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных объектов послужило основой выработки понятий единичного, особенного и общего, а также части и целого. Категории необходимости и случайности позволяют разграничивать закономерное и ситуативное, разовое (единичное) и общее (типическое). Массовое проявление однородных случайностей позволяет обнаружить закономерное, необходимое.

Все категории диалектики, как и отражаемые ими виды и формы бытия, взаимосвязаны. В процессе познания человеком окружающего мира и самого себя, в ходе предпринимаемых преобразований материальной действительности они функционируют единым комплексом, выступают инструментом познания и регуляции практической деятельности людей. Категории диалектики – это эффективное средство познания практики, развития логического мышления, методологическая основа профессиональной деятельности.

Таким образом, диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориснтирующую роль для человека и общества.

studme.org

Это интересно:

  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Алтайский край льготы матерям одиночкам Льготы для матерей-одиночек Согласно Семейному Кодексу РФ, одинокой матерью считается женщина, которая родила ребенка, будучи не замужем, либо спустя 10 месяцев после развода. Таким образом, женщина, родившая ребенка в законном […]
  • Займы по материнскому капиталу тюмень Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]
  • Оформите кредитный договора Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
  • Возврат подоходного налога с лечения зубов Социальный налоговый вычет на лечение зубов Лечение зубов как правило, становится довольно затратной процедурой. Компенсировать часть расходов можно с помощью налогового вычета на лечение зубов. Как это сделать? Мы расскажем вам об […]
  • Судебная практика по наследству по закону Обзор судебной практики по делам о наследовании Наследство является предметом возникновения частых споров и судебных разбирательств, несмотря на то, что наследственные вопросы давно полностью отрегулированы действующим […]