§ 1. Права и обязанности депутата

В интересах повышения эффективности работы де­путатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским зако­нодательством установлен статус депутата соответ­ствующего органа власти. Под статусом депутата пони­маются закрепленные законодательством права и обя­занности депутата, а также основные правовые и соци­альные гарантии осуществления им депутатской дея­тельности.

Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государ-

ственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации» от 8 мая 1994 г. Закон определяет прежде все­го наиболее принципиальные черты правового положе­ния депутатов. Среди них:

а) четкое закрепление основной задачи депутатской деятельности -. осуществления законодательной власти -соответственно в Совете Федерации или Государственной Думе, а также иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом о ста­тусе депутата;

б) установление правила о том, что в своей депутат­ской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, рег­ламентом соответствующей палаты Федерального Собра­ния России, предвыборной программой и своими убеж­дениями;

в) определение срока полномочий депутата и осно­ваний их досрочного прекращения. Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекра­щается с момента начала работы вновь сформированных Совета Федерации и Государственной Думы. Полномо­чия депутата прекращаются досрочно только в следую­щих случаях: письменного заявления депутата о сложе­нии своих полномочий; утраты депутатом гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, яв­ляющегося депутатом; смерти депутата. Для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установлены, кроме того, дополнительные основа­ния: избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного са­моуправления (в случае если сам депутат в связи с этим не сделал письменного заявления о сложении депутат­ских полномочий); поступление депутата на государ­ственную службу, занятие им другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью; роспуск Государственной Думы в случа­ях, предусмотренных Конституцией Российской Феде­рации.

Федеральный закон «О статусе депутата Совета Фе­дерации и статусе депутата Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации» определя­ет основные формы депутатской деятельности:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы, в совместных заседа­ниях палат Федерального Собрания;

б) участие, в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласитель­ных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Госу­дарственной Думой;

в) участие в выполнении поручений соответствую­щей палаты Федерального Собрания и ее органов (коми­тетов и комиссий);

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями.

Кроме того, формами депутатской деятельности де­путата Государственной Думы являются:

а) участие в работе депутатских объединений -фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депу­татов — представителей политических партий и избира­тельных объединений;

б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Депутатская деятельность может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и регла­ментами палат Федерального Собрания.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государ­ственную Думу законопроектов и поправок к ним, зако­нодательных предложений о разработке и принятии но­вых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие зако­ны Российской Федерации либо о признании этих зако-

нов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Го­сударственной Думы может вносить предложения о по­правке и пересмотре положений Конституции Россий­ской Федерации;

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Феде­рального Собрания РФ. Это право обеспечивается лич­ным участием каждого депутата в работе соответствую­щей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комис­сий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на засе­даниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение инфор­мации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными мате­риалами, официально распространяемыми Администра­цией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими выс­шими судебными органами страны, иными государ­ственными органами и общественными объединениями. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организа­ции (в том числе воинские части, организации и учреж­дения Министерства обороны РФ) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутат­ской деятельностью, необходимой информацией и доку­ментацией независимо от степени ее секретности с со­блюдением, конечно, условий, предусмотренных феде­ральным законодательством о государственной тайне. Кроме того, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставить депутату возмож­ность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятель­ностью. Право депутата на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при

выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, представляе­мые депутатом по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государ­ственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой, информа­ции в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Следует отметить, что ре­дактирование (правка) представленных депутатом мате­риалов без его согласия не допускается.

К числу важнейших обязанностей депутата за­конодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о ста­тусе депутатов парламента России устанавливает прави­ло, что депутаты Совета Федерации и избранные по од­номандатным избирательным округам депутаты Госу­дарственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов. Депутаты Государственной Думы, из­бранные по федеральному избирательному округу, под­держивают связь с избирателями того региона, который определен им для этого соответствующим депутатским объединением (фракцией). При этом, конечно, учиты­вается, с каким краем, городом была связана политиче­ская и трудовая деятельность депутата Государственной Думы. Организация встреч депутатов с избирателями проводится при активном участии органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, командования воинских частей.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представитель­ным органом государственной власти. Формы ответ­ственности депутатов за нарушение правил устанавли­ваются регламентами этих органов.

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы деклара­ции о доходах и сведений об изменении своего имуще­ственного положения. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в со-

ответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки нало­говыми органами, публикуется в официальных издани­ях представительных органов государственной власти.

udik.com.ua

Для жителей

Слободская городская Дума пятого созыва

Регламент Думы

Глава 9. Права и обязанности депутата

Статья 54. Установление правомочности Думы

Правомочность вновь избранной Думы устанавливается на основании документов, представленных избирательной комиссией муниципального образования «город Слободской».

Статья 55. Права, обязанности и ответственность депутатов Думы

Депутаты Думы обладают правами, исполняют обязанности и несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Статья 56. Формы депутатской деятельности в Думе

1. Формами депутатской деятельности являются:
а) участие в заседаниях Думы;
б) участие в формировании и работе соответствующих депутатских комиссий Думы;
в) выполнение поручений Думы;
г) обращение с депутатским запросом;
д) работа с избирателями.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан:
а) соблюдать правила депутатской этики;
б) уважительно относиться к избирателям, другим депутатам, лицам, приглашенным на заседание Думы или на постоянные депутатские комиссии;
в) ценить доверие избирателей;
г) быть терпимым к иному мнению;
д) не допускать пропусков заседаний Думы и постоянных депутатских комиссий без уважительных причин.
Вопросы о нарушении депутатской этики рассматриваются Думой по представлению соответствующей комиссии.
4. Депутат на заседании Думы вправе:
а) избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать кандидатов (в
том числе и свою кандидатуру) в эти органы, давать отвод кандидатам;
б) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения заседания;
в) вносить поправки к проектам принимаемых Думой решений;
г) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику, выступать по мотивам голосования (до голосования);
д) требовать постановки своих предложений на голосование;
е) участвовать в голосовании принимаемых решений, требовать повторного голосования в случаях нарушения установленных правил голосования;
ж) высказывать мнения по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
з) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы (комиссии) отчета или информации либо органа, либо должностного лица, подконтрольного Думе;
и) вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
к) ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить предложения по изменения действующих решений;
л) оглашать обращения, имеющие общественное значение;
м) обращаться с депутатским запросом;
н) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и настоящим Регламентом.
5. Депутат на заседании Думы обязан:
а) соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании;
б) не выступать без разрешения председательствующего;
в) не допускать оскорбительных выражений;
г) участвовать в работе заседаний Думы.

Статья 57. Права депутата при осуществлении депутатской деятельности в Думе

В связи с осуществлением своих полномочий депутат Думы имеет право:
— избирать и быть избранным в рабочие органы Думы;
— высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Думы комиссий, рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления, назначаемым по согласованию с Думой;
— вносить предложения по повестке заседания, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых Думой вопросов;
— вносить проекты решений Думы, изменения, дополнения и поправки к ним, об изменении, дополнении, поправках или отмене ранее принятых Думой решений, а также о необходимости проведения контроля за исполнением решений Думы;
— участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
— оглашать имеющие местное значение обращения населения города, общественных объединений.

Статья 58. Депутатский запрос

1. Депутат, группа депутатов Думы вправе обращаться с запросом к главе города и иным должностным лицам города, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории города, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.
2. Депутатский запрос вносится на заседание Думы в письменной форме, оглашается на заседании и по нему принимается решение.
3. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в устной форме на заседании Думы или письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
4. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председательствующим на заседании Думы или доводится до сведения депутатов иным путем.

Статья 59. Депутатский вопрос

1. Депутат, группа депутатов вправе обращаться на заседании Думы с вопросом к любому должностному лицу местного самоуправления.
2. В повестке заседания предусматривается время для обращения депутатов Думы с вопросами и ответов на них.
3. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов председателю Думы, что является основанием для приглашения на заседание Думы соответствующего должностного лица.
4. В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание Думы, оно в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Думы.

Статья 60. Участие депутата в заседаниях Думы и ее рабочих органов

1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, комиссиями и рабочими группами, членом которых он является.
2. Депутат реализует на заседаниях Думы и её рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Думы и её рабочих органов, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседаниях Думы, комиссии либо рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, либо председателя комиссии, руководителя рабочей группы.
4. Депутат имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседании комиссии, рабочей группы, членом которых он не является.
5. Депутат, не выступивший на заседании Думы в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
6. Предложения и замечания, внесенные депутатом на заседании Думы, рассматриваются и учитываются соответствующей постоянной комиссией при доработке проекта решения Думы.

Статья 61. Особое мнение депутата

Депутат, не согласный с принятым в соответствии с настоящим Регламентом решением Думы и заявивший об этом в ходе заседания Думы, может изложить свое особое мнение в письменной форме и представить председателю Думы для включения в протокол заседания.

www.slobodskoy.ru

Депутат права и полномочия

  • Статьи
  • Полезное
  • Полномочия местных депутатов

Полномочия местных депутатов

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.

politicalrating.ru

Депутат права и полномочия

  • Статьи
  • Полезное
  • Полномочия депутата Государственной Д.

Полномочия депутата Государственной Думы

Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей, которые составляют их полномочия. При этом законодательно закрепленных прав у народного слуги куда больше, чем того, что он делать обязан.

Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей. Они прописаны в Конституции и в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который существует с некоторыми изменениями с 1994 года.

Полномочия депутата Госдумы – это и есть набор прав и обязанностей, сохраняющихся за ним на весь срок службы. Полномочия распространяются на протяжении одного созыва, то есть начинаются в момент избрания и заканчиваются, когда начинает работу Дума следующего созыва. Сейчас этот срок увеличили до пяти лет (вплоть до шестого созыва Госдума избиралась сроком на четыре года).

Права и обязанности депутата Госдумы

Права депутата в законе составляют куда более обширную группу, чем его обязанности. Что же вправе делать народный избранник? Самое основное право, ради которого, можно сказать, Госдума и собирается, — это право на законодательную инициативу. Депутат может предложить проект закона, общего для всей страны, или внести поправки в те, которые уже действуют. Если же депутат будет не один, а объединится в группу с другими, он уже сможет предлагать поправки главного закона страны – Конституции.

Одно из прав депутата является и его прямой обязанностью. Он должен принимать участие в заседаниях своей палаты, комитета или комиссии. Участие состоит во включении в дискуссию: депутат может и должен высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, вносить поправки, давать комментарии и т. д. У народных избранников на заседаниях есть право совещательного голоса – то есть он может голосовать «за» или «против» обсуждаемых законопроектов.

Депутат обязан присутствовать на каждом заседании Госдумы, поэтому наличие всех на месте проверяется по спискам, за которые отвечает думский председатель. Организация этого процесса похожа на школьный урок: проверка находящихся в классе, письменные задания, записка от родителей в случае отсутствия.

Спикер регистрирует всех присутствующих, затем они получают карточки для голосования. Если же кто-то по объективным причинам не имеет возможности прийти на заседание, он ставит в известность руководителя фракции, к которой принадлежит, либо председателя комитета/комиссии, либо непосредственно спикера Госдумы. Отсутствующий депутат пишет бумагу, в которой называет причины неявки и указывает, как он планировал проголосовать по обсуждаемому вопросу.

Право на запрос информации

Депутат, причем не только Государственной Думы, но и любого местного парламента, обладает правом на депутатский запрос, а при объединению в группу – на парламентский запрос. Последний направляется группой депутатов в госорган или должностному лицу. В такой форме парламент или его часть может задавать вопросы правительству (председателю правительства и его замам, министрам, генпрокурору, главе Банка России), то есть отчасти контролировать его деятельность.

Что касается индивидуального депутатского запроса, то чаще всего он относится к проблемам по избирательному округу или иным вопросам интересов населения. Депутатский запрос может касаться социальной сферы, охраны объектов культурного наследия, экологического благополучия города/района и других важнейших для граждан сфер.

Ответить на его запрос депутату или группе депутатов должны в течение 15 дней, если это парламентский запрос. Важно, что для того, чтобы он вообще имел силу, он должен быть изначально принят большинством голосов всех находящихся в Думе депутатов. Если же парламентский запрос, который выслушали на заседании палаты, получил одобрение, он направляется в соответствующий орган для получения ответа. А вот срок индивидуального депутатского запроса, который, кстати, представитель народа может отправить тем же высокопоставленным должностным лицам, больше, и насчитывает 30 дней. Зато и согласовывать его на заседании и получать большинство голосов не нужно: такой запрос пишется по личной инициативе депутата.

Права на получение сведений от должностных лиц

Еще один способ контролировать жизнь страны и правительства, который вправе реализовать депутаты, это приглашение должностного лица на заседание Госдумы. Приглашенного заранее ставят в известность, что хотят задать ему вопросы, о чем они будут, и приглашают на заседание палаты. Также в рамках этого права у Госдумы есть возможность проводить «правительственный час». Можно сказать, что и это право перетекает в обязанность, ведь «правительственный час» всегда проходит два раза в месяц по средам в Государственной Думе.

Если же депутат сам захочет посетить должностное лицо, он также имеет на это право. Представитель Государственной Думы обладает возможностью быть принятым должностным лицом в первую очередь, если хочет обсудить свою деятельность. Депутата в первоочередном порядке должны принять как руководители правительства, так и начальники силовых ведомств.

Депутат Госдумы вправе получать и распространять информацию. Причем получать они ее от органов государственной власти могут в те же сроки, что и обычные граждане при запросе информации – 30 дней. Также депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ.

То, что депутат делать не вправе, прописано в законе одной скудной строкой и относится исключительно к определенной сфере, а именно: депутат не имеет права вмешиваться в работу следственных органов и в деятельность суда.

Гарантии депутатов

Конечно же, у депутата есть на его посту гарантии. Одна из главных – это гарантия неприкосновенности депутата на протяжении всего срока его избрания. В первую очередь она существует для того, чтобы на народного избранника было сложно оказать давление или скомпрометировать его деятельность. Например, депутатов нельзя задержать, арестовать, обыскать, привлечь к административной или уголовной ответственности через суд. Все это может сделать только Главный Прокурор России.

Перечислим еще некоторые права депутатов Государственной Думы. Также депутат имеет право отказаться становится свидетелем и давать показания, если дело касается ситуации, о которой он узнал по причине своей деятельности. Жизнь и здоровье народного избранника страхуются государством в обязательном порядке.

Депутат имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсацию в случае досрочного роспуска Государственной Думы. Депутат вправе получить пособие на переезд в столицу с семьей, получать вне очереди места в гостинице, транспортное обслуживание. Наконец, депутатам положено иметь свою квартиру в Москве, в противном случае их работа на благо страны в Госдуме может стать затруднительной.

Прекращение полномочий депутата может произойти досрочно по его собственному заявлению, в случае избрания его депутатом законодательного органа власти субъекта РФ или муниципалитета, а также в случаях нарушения им закона: например, обнаружения у депутата счетов в иностранном банке.

politicalrating.ru

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В отличие от прав депутата в законе перечислены лишь некоторые его обязанности. В частности, отсутствует основная обязанность депутата — участвовать в заседании палаты. Молчание закона по столь важному аспекту деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-«прогульщику» дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата отсутствует специальная норма о такого рода взысканиях).

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ» в других словарях:

Статус депутата — Правовой статус парламентария это совокупность прав и обязанностей, определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета… … Википедия

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VI созыва — Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва палата Федерального собрания парламента Российской Федерации представительного и законодательного органа Российской Федерации. Срок полномочий: Дата начала … Википедия

Депутат — Сюда перенаправляется запрос «Кандидат в депутаты». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Глава Волгограда — Глава Волгограда … Википедия

Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

Гребенников, Роман Георгиевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ — совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К. п.с. депутата парламента (в РФ депутата… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Важнейшие гарантии могут устанавливаться в конституциях государств (например, ст. 98 Конституции РФ закрепляет… … Энциклопедический словарь конституционного права

Кадыров, Рамзан — Глава Чеченской Республики Глава Чеченской Республики с 2011 года (президент ЧР с 2007 года), член бюро высшего совета партии Единая Россия с 2007 года. Ранее исполняющий обязанности президента Чечни (2007 год), премьер министр правительства… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Горбачев, Михаил — Первый и последний президент Советского Союза Первый и последний президент Советского Союза, государственный и политический деятель, положивший начало перестройке и гласности в стране, внесший существенный вклад в изменение политической… … Энциклопедия ньюсмейкеров

constitutional_law_russia.academic.ru

Это интересно:

  • Иск лекция Иск лекция 1. Понятие иска. Черты, характеризующие иск В гражданском процессуальном законодательстве нет единого определения иска. Среди ученых также нет единого определения, но имеется несколько точек зрения на понятие «иск»: 1) с […]
  • Пенсия у попечителей Вознаграждение опекунам и попечителям могут освободить от налогов Речь идет о вознаграждении, причитающемся опекуну или попечителю на основании договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (ст. 152 […]
  • Функциональные обязанности помощника юриста Prom-Nadzor.ru Должностная инструкция помощника юриста 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность помощника юриста (далее - Работник) _____"___________" […]
  • Что такое коэффициент аварийности осаго Как влияет участие водителя в ДТП на стоимость его страховки Стоимость полиса обязательного страхования автомобилей рассчитывается при помощи базового тарифа, установленного государством. Дополнительно применяются коэффициенты, […]
  • Федеральная государственная информационная система федеральный реестр О ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр […]
  • Торговая марка закон Товарный знак - Торговая марка Товарный знак (торговая марка, товарная марка, торговый знак и бренд) Торговая марка, товарная марка или Бренд - товарный знак - это обозначение для индивидуализации товаров, выполняемых работ или […]