Оглавление:

Консалтинговая группа Донских

Делегирование: плюсы и минусы

У делегирования, как и у любого другого инструмента управления есть свои плюсы и минусы. Каждому руководителю необходимо научиться им грамотно пользоваться, чтобы избежать серьезных проблем в компании.

Делегирование — это всегда передача управленческих задач, управленческих функций, полномочий и ответственности от руководителя компании своим сотрудникам. И если в процессе делегирования произошли какие-то серьезные нарушения, виноваты в них, в первую очередь, сами делегирующие.

Тем не менее, следует помнить, что делегирование — это всегда двусторонний процесс, который затрагивает и руководителя, и его подчиненных. И рассматривать плюсы и минусы этого процесса нужно рассматривать с позиции этих двух сторон.

Плюсы делегирования для руководителя
    • «Приближает» управленческое решение к «точке» возникновения проблемы (задачи);
    • Развивает и обучает сотрудников;
    • Формирует команду и выявляет управленческий резерв;
    • Дает возможность более качественно решать стратегические задачи;
    • Экономит силы и время для решения наиболее важных задач;
    • Развивает управленческие (в т.ч. лидерские) навыки руководителя;
    • Позволяет достичь высокого уровни культуры управления в организации;
    • Получение лучшего результата за счет применения экспертных знаний сотрудника;
    • Мотивация сотрудника за счет постановки интересных, ответственных и разнообразных задач;
    • Повышение лояльности сотрудников к компании и руководителю за счет достижения «включенности работников» и понимания ими задач более высокого уровня.
Минусы делегирования для руководителя
    • Недоверие к подчиненным, нежелание делегировать;
    • Привычка делать все самому, уверенность лишь в своей правоте («консерватор»);
    • Незнание техники делегирования;
    • Боязнь потерять контроль, авторитет, власть, статус, «воспитать конкурентов»;
    • «Двойное делегирование»;
    • Негативный прошлый опыт делегирования (нечеткие задачи, слабый контроль, «обратное делегирование», конфликты и т.п.)
Плюсы делегирования для сотрудников
    • Обеспечивает разнообразие работы, новый интересный опыт;
    • Дает возможность проявить себя, показать, на что способен; обучаться, расти, становиться более компетентными;
    • Укрепляет отношения с руководством и коллегии;
    • Развивает навыки руководства;
    • Повышает мотивацию, удовлетворенность работой (при успешном решении сложных делегированных задач);
    • Предоставляет базу для карьерного роста, возможность показать свои силы, способности, «заявить о себе»
Минусы делегирования для сотрудников
    • Пассивность, привычка быть исполнителем, боязнь брать ответственность;
    • Нехватка информации, знаний, опыта, навыков, компетентности в целом;
    • Страх последствий (наказаний, психологического давления, моральных санкций и др.);
    • Отсутствие мотивации (в тон числе дополнительной) выполнения делегированной задачи;
    • Общий низкий уровень мотивации труда, неудовлетворенность работой в силу многих факторов;
    • Перегруженность работой;
    • «Делегирование-клеймо»;
    • «Фальшивое делегирование»

Чтобы нивелировать существующие в делегировании компании проблемы, рекомендуем советоваться у более опытных коллег или привлекать внешних консультантов.

Главное помните, что не стоит замахиваться сразу на безупречную систему делегирования , в которой все было бы учтено и работало, как часы. Это что-то из области фантастики.

Далее, очень важно перед делегированием спрогнозировать возможные риски. Проанализируйте весь рабочий процесс, вспомните, какие совершали ошибки вы, когда только начинали работать, какие «проколы» вероятны в деятельности вашего сотрудника.

Опираться на народную мудрость «захочет жить — выплывет» просто экономически невыгодно: пока сотрудник будет выплывать, вы будете нести убытки.

Будьте вдвойне аккуратными и осторожными при передаче управленческих полномочий, а некоторые полномочия нельзя делегировать в принципе…

Главное правило делегирования — оно должно быть действительно необходимо. Не стоит делегировать, если истинный мотив — «спихнуть» с себя ответственность: это не переход к более эффективному управлению, а фиаско руководителя.

donskih.ru

Делегирование полномочий как показатель эффективности управления

В прошлой статье мы с Вами рассмотрели вопрос о том, что такое делегирование, какие задачи можно и нужно делегировать, что делегировать нельзя.

Вообще-то нужно сказать, что делегирование полномочий является самым простым, и в тоже время самым сложным инструментом руководителя. С одной стороны, кажется, что все просто и нормально, а с другой как-то контролировать необходимо, что там без тебя наработают.

Прежде всего, хотелось бы напомнить, что делегирование полномочий — это передача полномочий именно из ассортимента руководителя, другими словами можно делегировать только то, чем ты обладаешь.

Делегирование полномочий в менеджменте — передача полномочий сотруднику, который полностью берет на себя ответственность за их выполнение.

Учитывая этот факт, всегда стоит вопрос, а как распределить то, что можно делегировать. Самым простым способом оказывается определение приоритетов.

С точки зрения управления — это понимание того, что нужно сделать сейчас, а что необходимо сделать потом.

Инструмент, который позволяет определить вопрос приоритетности задач — это матрица Эйзенхауэра. Многие знакомы с этим инструментом по тренингам по тайм — менеджменту. Однако этот же инструмент используется и в делегировании полномочий.

Модель процедуры выглядит следующим образом:

  • Ранжировать проблемы по приоритетам
  • Сосредоточиться на важных
  • Затем уделять внимание срочным
  • Жестко отбирать задачи, критерий отбора задач: «делать только то, что могу сделать только я»
  • Остальное делегировать.

Вместе со списком тех проблем и задач, которые Вы делегировать не можете не при каких обстоятельствах, а их список представлен ниже, это Ваш инструмент определения тех проблем и задач, которые Вы можете передать своим подчиненным.

  • Установление целей, принятие решений по выработке политики, контроль результатов
  • Руководство и мотивация сотрудников
  • Задачи особой важности и высокой степени риска
  • Актуальные, срочные проблемы
  • Конфиденциальные проблемы и задачи.

Однако, любая технология или инструмент будут невостребованы и неэффективны, если мы забудем простые правила:

  1. Взаимное уважение
  2. Доверие к опыту друг друга
  3. Открытость
  4. Работа на результат.

Это одни из самых важных моментов грамотного, качественного взаимодействия руководителя и подчиненного, с целью достижения максимального результата, и без выполнения этих четырех пунктов отдача от любых, самых прогрессивных методов планирования и организации работы не будет полной.

Перекладывая кирпич из нашего управленческого рюкзака в рюкзак нашего подчиненного, необходимо ответить самому себе как руководителю на первый и принципиальный вопрос: «А почему собственно должно быть интересно моему подчиненному везти этот груз вместо меня?».

Вопрос мотивации подчиненных играет немаловажную роль в делегировании полномочий. Как писали Кьелл Нордстрем и Йонас Риддестрале в книге «Бизнес в стиле фанк»: «То, как вы привлекаете, удерживаете и мотивируете ваших сотрудников, важнее технологий». А в условиях кризиса накладывается еще дополнительная задача или проблема — по сути, число сотрудников кому может быть интересно развиваться в сторону управления и кто имеет соответствующий потенциал, сокращается из-за ситуации нестабильности в организации.

Если говорить о том, кому может быть действительно интересно играть в игру под названием «делегирование полномочий». Безусловно, это сотрудники, которые нацелены на профессиональное развитие, и развитие в рамках управленческой карьеры, это сотрудники, для которых важен статус внутри компании и сопричастность к принятию важных решений. Как правило, эти сотрудники хорошо чувствуют себя в проектах и для них наравне с делегированием полномочий также можно использовать следующие инструменты:

  • Участие в принятии решений
  • Участие в новом проекте компании
  • Передача важного (ключевого) клиента

Выявить тех подчиненных, которые могут быть эффективны в таких взаимоотношениях можно с помощью нескольких инструментов.

Во-первых, это оценочное интервью, о котором упоминалось в предыдущей статье. Это различного рода мотивационные профили, которые предлагают многие консультанты и консалтинговые компании. Одним из них, например, является мотивационный профиль английских консультантов Ричи и Мартина.

Более современной технологией является компьютерное тестирование.

Все эти методики основаны на подходе Карла Юнга.

Но несмотря на все подходы, необходимо помнить о том, что прежде всего руководитель должен просто не забывать разговаривать с сотрудниками. Кто-то из великих сказал: «Работа руководителя — это 80% разговоров, а все остальное — это 20 % работы».

Однако несмотря на все знания в этой области, не взирая на все тренинги и семинары, руководители все равно не используют этот инструмент.

Вопрос, что мешает руководителям? Как показывает практика, это могут быть опасения, недоверие к подчиненным, отсутствие опыта и, наконец, корпоративная культура компании.

Давайте внимательно посмотрим, что представляют из себя все эти препятствия с организационной точки зрения.

Опасения делегировать полномочия состоят в том, что либо руководители бояться уходить «со своей территории», либо боятся, что подчиненные сделают лучше или хуже их. Всегда остается страх вырастить себе потенциального соперника. Другими словами, они просто не доверяют своим сотрудникам. И это опасение связано не только с личными особенностями руководителя, но и с корпоративной культурой компании. Если в компании принят авторитарный стиль управления, или лидер компании является очень харизматичным человеком, делегирование полномочий как инструмент управления, скорее всего, не будет востребован. Более того, когда в такую компанию приходят профессиональные менеджеры со своей выработанной устойчивой профессиональной менеджерской позицией, или руководители из западных компаний, их понимание и инструменты входят в противоречие с общей организационной культурой компанией. В итоге — конфликт и заявления «У нас так не принято». Знакомо, не правда ли?

Почему менеджеры не делегируют?

  • Недостаток доверия к подчиненным
  • Недостаток уверенности в себе, страх перед потенциальным соперником
  • Нечеткое разграничение обязанностей
  • Склонность избегать риска
  • Отсутствие ролевых моделей
  • Нежелание «отступать со своей территории».
  • Из практики консалтинговых проектов построения и оптимизации системы управления внутри компании можно отметить, что часто на структурированных интервью слышишь следующее:

    • Чем все разъяснять, быстрее сделать самому?
    • Работа выйдет из-под моего контроля, я потеряю рычаги управления
    • А если без меня они сделают хуже … ?
    • А если без меня они сделают … лучше?
    • Они справятся без меня …, зачем же я буду нужен?

    Технология делегирования полномочий подразумевает следующую последовательность.

    Обратите внимание, что уже после того, как Ваше задание было выполнено и проблема решена, задача рукоовдителя — обеспечить обратную связь с сотрудником. Как именно было выполнено задание, какие ошибки допущены, а что было выполнено правильно, что может пригодится на будущее, а от каких начинаний следует отказаться. Все это точки обсуждения руководителя и подчиненного при разборе полетов обратной связи. Вы можете использовать различные техники обратной связи, например, схематично описанную здесь «модель бутерброда», главное — существование обратной связи. Такой процедурой Вы убиваете сразу несколько «управленческих зайцев».

    Во-первых, Вы акцентируете внимание подчиненного на своих управленческих стандартах, Вы их продвигаете и промотируете.

    Во-вторых, Вы используете поощрительную мотивацию, что ценно и для подчиненного, и для руководителя.

    В-третьих, для стандартной теперь уже управленческой задачи у Вас есть конкретный исполнитель.

    Ну, и наконец: а как же все-таки добиться согласия от подчиненных?

    • Спросите, может быть есть добровольцы?
    • Попросите о помощи. «У меня возникла проблема, и я хотел бы узнать, готовы ли Вы мне помочь…»
    • Объясните, какую пользу принесет выполнение задачи для сотрудника. Одним словом: «В чем профит?»
    • Дайте понять, что Вы цените того, кому Вы даете поручение
    • Просите, а не приказывайте. К приказанию Вы всегда успеете прибегнуть.

    Помните о трех менеджерских «НИКОГДА»:

  • Не подкупайте
  • Не угрожайте
  • Не шантажируйте.

    И в заключении хотелось бы сказать, что формула делегирования проста и в то же время невероятно сложна.

    Делегирование = постановка задачи + ответственность + полномочия и ресурсы

    www.cfin.ru

    Психологическое общение в туризме

    Методы отбора персонала

    Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс.

    Стили управления в менеджменте

    Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм.

    Как правильно написать резюме?

    Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, .

    В профессиональном общении руководителю чрезвычайно важно находить индивидуальный подход к каждому исполнителю в зависимости от того, какие мотивы у него доминируют. Это предполагает чаще всего искусство организации обратных связей.

    Опытный руководитель психологически подготавливает работников к «запуску» управленческих решений, организуя этот процесс как делегирование полномочий. Работники должны прежде всего понять сущность тех заданий, которые они будут выполнять, взвесить степень своего участия, определить для себя личные выгоды и предстоящие трудности, а самое главное — знать, что они могут быть преодолены с помощью руководителя. Тогда они готовы взять на себя и определенную ответственность за выполнение заданий, все должно быть очень точно оговорено руководителем по срокам, объему и качеству исполнения. Работники вправе попросить руководителя наделить их определенными полномочиями в решении тех проблем, которые у них возникнут: тогда появляется свобода маневра, помогающая выполнять задания более успешно. Руководитель в данном случае ориентирует работников на более высокий уровень делового сотрудничества.

    В теории и практике управления существует два подхода к реализации управленческих решений: как лучше добиться конечных результатов и как лучше готовить эти решения. Оба они трудно стыкуются, но если доминирует второй, то конечных результатов добиться легче, а если первый, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, и является делегирование полномочий работникам.

    Однако его трудно внедрить в практику управления. Постоянная нацеленность руководителя на достижение конечных результатов мешает ему осмотреться по сторонам, заглянуть вперед. Удаленность от эпицентра событий не дает возможности глубоко чувствовать рабочую обстановку во всех управленческих циклах. И все же руководитель-профессионал не только полностью погружен в

    текущие дела, но должен умело распределять задания подчиненным, чтобы ощутить свободу своих собственных действий. Метод делегирования полномочий формирует организационный диапазон реализации управленческих решений (табл. 14.1).

    Расширение организационного диапазона исполнения заданий

    Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников функциональной ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск и на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата. Он только оговаривает, какой денежный фонд можно тратить, советуется, с кем вступать в контакт, проясняет для себя право подписи необходимой документации, процедуру согласований, подготовки документов, ведения переговоров, выхода к вышестоящему руководителю с инициативами или за разрешениями. Если все эти полномочия ему так или иначе делегируются, то работник (или низовой менеджер) получает свободу организационного, финансового, юридического и психологического маневра, освобождая руководителя от

    детального «досмотра» этого управленческого цикла. Руководитель также получает свободу маневра в решении перспективных и стратегических проблем. Но наибольшую свободу получает тот руководитель, который может точно таким же образом организовать реализацию решений во всем «поле» управленческого взаимодействия. Именно тогда он и достигает наибольшего эффекта в управлении.

    Однако это происходит не со всеми, не всегда и не сразу. Требуется определенное время для того, чтобы наладить такое управленческое взаимодействие. Это значит, что руководителю необходимо преодолеть противоречие, которое можно сформулировать так: принимая управленческие решения за подчиненных, он должен принимать его вместе с ними, чтобы творчески вовлечь их в реализацию своих замыслов.

    Опытный руководитель формирует такие связи, поскольку берет на себя всю ответственность за реализацию управленческих решений, которую трудно выдерживать в одиночку. Он не может переложить эту ответственность на подчиненных, но он может смягчить ее переживание их доверием, добровольным расширением сферы обязанностей, инициативностью и удовлетворением их потребности в поддержке и помощи с его стороны, особенно в критических ситуациях (рис. 14.5).

    Рис. 14.5. Переживание руководителем величины ответственности (слева) и ослабление ее переживания (справа): А — ответственность; Б — переживание ответственности

    Когда руководитель переживает ответственность за принятые решения в одиночку, он может в результате этого допускать ошибки в управленческом цикле из-за сильного стрессового состояния: груз ответственности оказывается тяжел. Но если он чувствует сопереживание своих сотрудников, этот груз значительно облегчается. Работники помогают ему и психологически и реально выполнять работу, заданную его управленческим решением.

    Он наделяет их ответственностью, формируя ее у них, но ни в коем случае не навязывает им свою. Если он так поступает, то перестает быть полноценным руководителем, ибо в случае неудач всю вину

    перекладывает на работников. А руководитель-профессионал при неудачах работников всю ответственность берет на себя и защищает их перед вышестоящим руководством, если есть претензии к ним. Тот же, кто снимает с себя ответственность за работу своих подчиненных, по существу подставляет их, делая это в силу своей управленческой некомпетентности. Принятие на себя ответственности за работников морально оправдывает принятие управленческих решений за них.

    Однако в практике реализации управленческих решений этот социально-психологический феномен взаимокомпенсаций постоянно колеблется, а при авторитарных управленческих отношениях он исчезает вообще. Ответственность руководителя усиливается, ее величина возрастает, а переживания ответственности становятся все более напряженными. Это бывает тогда, когда предпринимательские ориентации руководителя подавляют его менеджерские функции.

    Руководитель частной торговой фирмы — женщина, имеющая определенный опыт, добилась больших успехов, создав собственный многопрофильный бизнес. Она жила в мире своих замыслов, реализовывая их ценой очень больших усилий. В штабе ее фирмы было 14 работников, которыми она более или менее успешно руководила.

    Однако по мере расширения направлений бизнеса и увеличения рисков ее внимание постепенно переключилось на предпринимательство, а управление внутренними организационными делами свелось к распоряжениям. В конечном счете оказалось, что ни один внутренний вопрос не мог быть решен сотрудниками фирмы без ее непосредственного участия. Но она не успевала их решать, а если и решала, то допускала ошибки в организации труда работников. Они постоянно ждали, пока она освободится от телефонных звонков и других дел, чтобы решить с ней текущие вопросы, которые, кстати, они могли бы решить и сами, имея на то полномочия и пользуясь необходимой информацией. Поскольку вопросы накапливались, она решала их «с ходу», в спешке, не особенно задумываясь о последствиях. А если вопросов было много, а она оказывалась перегружена телефонными звонками и встречами с посетителями, то их решение откладывалось.

    Руководитель фирмы все чаще стала раздражаться, поскольку внутренние проблемы нарастали, как снежный ком, срывала недовольство на подчиненных, грозила их уволить и увольняла. Но они увольнялись и сами. Она искала «хороших» работников, жаловалась, что не с кем работать, просила найти ей опытных менеджеров. Консультант, понимая, что она разрывается между внешними и внутренними делами фирмы, подобрал ей трех квалифицированных менеджеров: коммерческого директора (с двухлетним опытом брокерской работы на товарно-сырьевой бирже); директора по внешнеэкономическим связям (с многолетним опытом зарубежных командировок); директора по персоналу (с опытом работы в фирме и с соответствующим дипломом).

    Руководитель фирмы быстро откликнулась на эти предложения, организовала встречи с ними в ресторане, а потом в офисе, договорилась об условиях контракта. Все они понравились друг другу, поскольку могли создать

    сильную команду. Консультант полагал, что его задача выполнена. Но через две недели она отказалась принять этих людей на работу в фирму. Когда консультант позвонил ей, она сказала, что дорожит своими внешними связями и не может делиться ими ни с кем: «В этой новой для меня ситуации я поняла, что не могу никому передать наработанные внешние связи». И все осталось по-старому: она опять стала втягиваться в новые проекты, осуществлять которые теперь было уж совсем некому. Она упустила свой шанс в подборе управленческого персонала по рекомендации консультанта, потому что на самом деле не захотела делиться властью.

    Так внешняя предпринимательская роль подавила в руководителе роль менеджера. В конечном счете, не справившись с двойной нагрузкой, она отказалась от многих своих замыслов, стремясь сохранить фирму на каких-то «отходных» позициях. Больше консультанта она уже не приглашала. Сработал стереотип: «Пусть хуже, но сама».

    Данная ситуация демонстрирует то, как важно конструировать эффективное «коммуникативное пространство», в котором господствовал бы метод делегирования полномочий в реализации управленческих решений.

    insociety.ru

    «Делопроизводство» глава шестая — 7 (Делегирование полномочий)

    7. Делегирование полномочий

    Делегирование полномочий – это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.

    Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица, лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно им проще найти выход и решить имеющуюся проблему.

    Полномочия бывают двух типов:

    Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.

    Штабные полномочия – это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

    Штабной аппарат может быть:

    Консультативным (консультирование линейного руководителя);

    Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.)

    Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник).

    Имеются две концепции процесса, посредством которого передаются полномочия:

    Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.

    Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит.

    Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

    Делегирование Полномочий в Менеджменте

    Это передача полномочий сотруднику, который полностью берет на себя ответственность за их выполнение. Метод распределения среди работников компании задачи, выполнение части которой каждым позволит достичь намеченной цели. Умение грамотно делегировать свои полномочия является одним из основных качеств, которым должен обладать успешный менеджер. Рассмотрим в этой статье самые известные ошибки и проблемы, с которыми сталкивается руководитель, когда намеревается доверить подчиненному часть своей работы. Почему важно делегировать полномочия? Да хотя бы потому, что человеческий ресурс всегда ограничен, и времени на то, чтобы выполнить всю работу в одиночку может не хватить. Особенно, если глубоко погрузиться в рутину. Это лишь отнимет массу сил, но основная работа с места не сдвинется.

    Кто и что делегирует

    Рутинная работа.

    Негоже руководителю самостоятельно сортировать письма на отзывы, рекламу, предложения и приглашения. Для этого и набираются помощники и секретари.

    Специализированная работа.

    Каждый должен заниматься тем, чем умеет.

    И если начальник не в силах нормализовать психологическую атмосферу в коллективе, то лучше передать эту задачу специалисту.

    Частные вопросы.

    То, что можно решить без руководителя, лучше решать без него. Например, как представлять проект на совещании (в форме доклада или наглядного материала), каждый сотрудник в состоянии решить самостоятельно. Подготовительные работы обычно тоже перепоручаются, а руководитель знакомится только с конечным результатом и с ним уже и работает. Таким образом, начальник лишь получает список с именами лучших клиентов, или поставщиков, или заказчиков, но сам он не участвует в составлении такого перечня. Делегированию обычно подлежат долгосрочные проекты, которые не требуют немедленных решений. У руководителя и срочных вопросов достаточно. Те вопросы, решение которых еще требует предварительной подготовки, сбора материалов, составление планов и необходимых расчетов, передаются для доработки подчиненным.

    Но все, же отдельные полномочия делегировать нельзя:

    1. Установление целей – это находится только в компетенции руководителя. Только руководящее звено может устанавливать цели, вырабатывать политику организации, так как лишь ему известны перспективные долгосрочные планы развития фирмы, важные моменты, на которых бы стоило акцентировать внимание. Если же решение подобных вопросов передавать подчиненным, то существует риск упустить основополагающие аспекты. Да и не всегда сотрудники могут сравниться по своему профессионализму и опыту с руководством, соответственно, возможны лишние ошибки.

    2. Задачи с высокой степенью риска, необычные и срочные дела. Именно в таких вопросах делегирование не нужно, поскольку здесь ответственность за принятие всех решений, даже самых незначительных, лучше брать на себя. Это поможет снизить вероятность ошибок. Плюс ко всему, всегда как-то спокойнее, когда знаешь, что все будет сделано в лучшем виде, потому что ты сам лично решил все проблемы.

    Итак, что же может дать грамотное делегирование полномочий:

    освободить вам время для решения более важных задач. Для простых раздумий, которые очень важны в современном мире;

    повысить мотивацию персонала;

    повысить доверие в команде;

    проверить своих сотрудников на исполнительность;

    Проблемы

    1) Сотрудники не хотят браться за «не свою» работу. Это достаточно интересный момент, когда сотрудник может отказать, руководствуясь тем, что предложенная ему работа не входит в круг его обязанностей. На самом деле это распространенная практика. Возникновение такой ситуации возможно в силу того, что неправильно организована структура самой компании. Сотрудники не осознают круг своих обязанностей, не понимают, что их ждет в случае выполнения дополнительной работы. У них просто нет мотивации на ее выполнение. Решить проблему можно сменив саму структуру организации, наладив совершенно иные отношения с подчиненными, чтобы они понимали, что в их круг обязанностей входит все, что может улучшить положение компании, а не только то, что оговорено в трудовом договоре. Кроме того, здесь очень важно организовать работу компании так, чтобы любая, даже не удачная инициатива сотрудников приветствовалась.

    2) Работа должна нравиться. Менеджеру или руководителю обязательно стоит приглядеться к своим сотрудникам с тем, чтобы понять, какая работа является наиболее интересной для каждого из них. Чтобы каждый был занят тем, что выполняет ту работу, к которой у него лежит душа. Это вполне может работать и в любой другой компании. Если делегировать сотруднику ту работу, за которую он берется с удовольствием, то и проблем будет меньше.

    3) Четкое представление вознаграждения. Сотрудник должен четко представлять, что ему будет за проделанную работу. Это не должно быть скрыто за семью печатями. Любая работа должна иметь равнозначное ее сложности вознаграждение. И не обязательно материального характера. Иногда достаточно просто отметить сотрудника, ведь все люди хотят быть успешными не только финансово, но и в профессиональном плане, представляя себя хорошими сотрудниками.

    4) Свобода действий. Добиться идеальных отношений с сотрудниками можно, грамотно делегируя им полномочия, только в том случае, если они обладают определенной свободой, если они лояльны к вам. Но как этого добиться? Вы не имеете достаточного количества заказов, чтобы заполнить все рабочее время сотрудников. Однако Вы не хотите, чтобы Ваши работники занимались «ничегонеделанием». Вы должны принять решение, что в такие минуты простоя они вполне могут заниматься своими делами, связанными так или иначе с творчеством. Они могли делать что угодно. Пока у Вас нет заказов. Совершенствуя свои навыки в смежных с дизайном отраслях: цифровой фотографии, написании музыки, редактировании видео и многом другом. И вся эта работа окажется, востребована Вами. Это будут нужны свежие идеи.

    5) Некому поручить работу. Все сотрудники и так заняты. Если руководитель сталкивается с такой ситуацией, то это просто означает, что в компании наблюдается некоторая нехватка кадрового состава. Нужны новые люди.

    6) Уверенность в результате. Отказ от делегирования полномочий на основе того, что Вы просто не будете тогда уверены в качестве выполняемой работы. Это уже вопрос доверия к подчиненным, который необходимо решать. Конечно, при этом нужно быть уверенным в том, что компания нанимает правильных людей, способных справляться с поставленными ею задачами. Наконец, при делегировании полномочий важно понимать, что нужно четко расписать задачу, чтобы получатель задания представлял, что от него требуется, какие надежды возлагаются.

    Принципы делегирования полномочий

    1. Предоставление подчиненному свободы действий, доверия исполнителю, разрешение ему идти своим путем, даже в том случае, если руководитель с предложенными подчиненным способами решения поставленной задачи не согласен. Конечно, если при этом не будет катастрофических последствий. При удаче, а она возможна, ведь старший тоже может ошибиться, подчиненный будет признателен начальнику за то, что тот разрешил ему идти своим путем. А при более вероятной неудаче опыт начальника делает его более прозорливым, он будет внимательнее прислушиваться к указаниям свыше, с большим уважением относиться к профессиональным знаниям руководителя. А главное – не забывать при этом, что на ошибках учатся.

    2. Делегировать любую задачу следует целиком, но не отдельными последующими распоряжениями. Иначе это будет не предоставлением полномочий, а обычным директивным управлением старшего.

    3. Не следует поручать одну и ту же работу двум сотрудникам, не знающим об этом. Подчиненные будут рассматривать такой подход как недоверие к ним, когда, окончив работу, узнают, что – то же самое делал коллега. В последующем делегирование полномочий не даст нужного эффекта. Решение однородных задач, как правило, поручается одному сотруднику. В этом случае эффективность работы возрастает.

    4. Важные поручения лучше всего передавать в письменной форме, что не снимает необходимости тщательно инструктировать подчиненных. Передавать поручения необходимо полностью, без ограничений, вплоть до права подписывать документы.

    5. Решение о передаче полномочий принимается только в том случае, когда есть уверенность, что подчиненный может и хочет выполнить поручение.

    Причины нежелания делегировать полномочия

    1. Основная причина негативного отношения к проблеме (нежелание делегировать власть) – привычка видеть в подчиненных лишь исполнителей. Сами же руководители объясняют негативное отношение к передаче полномочий недостатком времени для разъяснения исполнителям того, что и как нужно делать.

    2. Нередко руководитель боится потерять авторитет, передавая часть своих обязанностей подчиненным. Ведь распространено мнение, что он потому и стал начальником, что только ему по плечу соответствующие функции.

    3. Возможна и другая причина:

    А вдруг они подумают, что я с этим делом не справлюсь или просто ленюсь и не хочу работать.

    Один из мотивов негативного отношения к делегированию полномочий – опять же привычка, тяга к выполнению хорошо знакомых обязанностей.

    4. И, наконец, нередкая причина нежелания делегировать полномочия – боязнь негативной реакции старшего начальника. «А вдруг он подумает, что сам я не могу справиться с этой задачей, не хочу серьезно работать, перепоручая свои обязанности подчиненным». И почва для такого опасения есть.

    Типичные ошибки делегирования

    Плохое знание подчиненных, отсутствие индивидуального подхода нередко приводят к тому, что предлагаемое работнику задание не соответствует его способностям и возможностям и, естественно, не может быть выполнено качественно и в срок. Нередко руководитель, погрязший в решении текущих вопросов, не считает нужным достаточно подробно объяснить подчиненному суть поручения, детально познакомить с методикой работы, с приемами преодоления могущих возникнуть трудностей. А в случае неудачи, вместо того чтобы разобрать вместе с подчиненным ее причины и выправить дело, наказывает исполнителя и нередко оставляет вопрос нерешенным. Экономя время и предупреждая дальнейшие пробелы в работе, целесообразно никогда не жалеть минут, а иногда и часов на подробный, детальный инструктаж исполнителя. Нередко отсутствует правильная мотивировка поручения. Необходимо подчеркнуть доверие, оказываемое конкретному человеку в выполнении важной производственной задачи. Указать на личную выгоду при удачном и своевременном решении проблемы, возможность быть отмеченным перед вышестоящим руководством, а иногда и на возможные перспективы в продвижении по службе.

    Обратное делегирование

    К задерганному начальнику приходит уверенный в своей правоте подчиненный и заявляет, что задание выполнить не может. Потому что распоряжение о выдаче необходимого сырья должен дать директор соседнего предприятия, а он со мной даже разговаривать не хочет: ранг у меня не тот, не его уровень.

    Студент внезапно задает вопрос экзаменатору, на который якобы не в силах ответить и преподаватель, видя искреннюю заинтересованность ученика, начинает незаметно для себя выполнять поручение ученика, т.е. отвечать на вопрос, на который должен был отвечать сам экзаменующийся.

    Подобные парадоксальные ситуации, когда младший перекладывает свои обязанности на старшего, случаются нередко.

    Правила передачи полномочий

    Перечень задач, которые необходимо делегировать подчиненным.

    подробное объяснение сути задания, то есть выделение конкретной цели деятельности и результаты, которые должны быть предоставлены по окончанию работы;

    определение форму отчетности (доклад, презентация);

    определение конкретных сроков сдачи работы;

    объяснение того, что на подчиненных возлагается полная ответственность за выполнение задания;

    определение полномочий сотрудников, которые они получают на время выполнения поручения (использование служебного транспорта, использование какой – либо суммы денег);

    объяснение того, какое вознаграждение ожидает работников в случае успешного выполнения задания;

    ободрение подчиненных, «слова напутствия» для того, чтобы сотрудники чувствовали себя уверенно.

    Для решения этих задач тщательно подберите потенциальных исполнителей. При этом постарайтесь, чтобы порученные задания не только могли быть успешно выполнены работником, но и содействовали его профессиональному росту, развитию его способностей. Обязательно укажите, как будут отмечены его успехи в случае качественного и своевременного выполнения задания. Расскажите, с какими документами исполнитель должен ознакомиться. Укажите сроки выполнения задания, порядок отчетности. Определите, каких результатов Вы ждете от него в конце работы.

    Очень тактично выясните, какую помощь исполнитель ждет от Вас, в какой поддержке он нуждается. Не забывайте, что поручения надо давать в первую очередь нижестоящим по должности и опыту работы подчиненным. Делегирование позволяет с максимальной возможностью использовать потенциал исполнителей, служит целью развития способностей подчиненных. Передача полномочий не исключает разумного контроля за выполняющими поручение сотрудниками.

    Однако доверие к исполнителям исключает мелочную опеку, приносящую не пользу, а вред. Передача полномочий накладывает на подчиненного дополнительную ответственность. Необходимо учить его самоконтролю, ответственности за порученное дело, А контроль руководителя направлен на обнаружение недостатков после окончания работы, исправление их вместе с исполнителем и распространение положительного опыта. При этом очень полезно не забывать рекомендацию – недостаточно накопить опыт, его надо взвесить и обсудить, надо его переварить и обдумать, чтобы извлечь из него все возможные доводы и выводы. Передача полномочий не снимает с Вас ответственности за результаты работы. В случае неудачи – считайте виновным себя, а в случае успеха – передавайте лавры исполнителю. Это относится, кстати, не, только, к делегированию полномочий. Всегда целесообразно преувеличивать свою радость и по возможности преуменьшать свои огорчения.

    Умение делегировать полномочия – способность высококвалифицированного руководителя. Психология управления считает, что при оценке качеств руководителя основную роль играют не особенности его характера и даже не профессиональная квалификация, а как работают его подчиненные. Если качество работы рядовых сотрудников постоянно улучшается, если в коллективе положительный морально – психологический климат, значит, во главе коллектива стоит настоящий руководитель. Хороший руководитель не тот, кто может все делать, а тот, кто управляет так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.

    Выбор сотрудников для делегирования

    Конечно же, не каждый сотрудник может принять на себя ответственность за выполнение поручения. Это одна из главных проблем, которая препятствует делегированию полномочий. Соответственно, к вопросу выбора подчиненного для эффективной работы нужно подходить очень тщательно. Я предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут определиться с характеристиками людей, имеющих возможности для наиболее успешного выполнения задания.

    Для того чтобы все поручения были выполнены качественно и в срок, нужно, чтобы выбранные подчиненные отвечали определенным требованиям:

    у сотрудника должна быть соответствующая квалификация, которая бы позволила выполнить проект без ошибок и достаточно быстро;

    необходимы не только знания в конкретной области, но и опыт выполнения подобных заданий.

    делегирование полномочий предполагает и делегирование ответственности за итоги работы, а человек, не имеющий никакого опыта, растеряется, еще не начав работать. Для новичков лучше подбирать работу в команде, где выделяется лидер, который может подсказать и помочь остальным;

    при выборе сотрудников надо учесть их текущую занятость, и если человек уже выполняет несколько проектов, лучше подобрать кого-то другого;

    выбранный работник должен иметь соответствующие психологические характеристики: стрессоустойчивость, высокую работоспособность, самостоятельность, аналитичность, гибкость поведения;

    сотрудник, в идеале, должен иметь интерес к выполняемому заданию и желание работать.

    Контроль над выполнением

    Тем не менее, даже если руководителю удалось определить передаваемые полномочия, разработать инструктаж, выбрать подходящих сотрудников, ему необходимо постоянно контролировать выполнение работы, чтобы избежать возможных недочетов, отклонения от плана. Таким образом, начальник выполняет здесь функцию контроля.

    Направления деятельности руководителя:

    Важно проследить за тем, чтобы работники не откладывали в долгий ящик свои новые задания, а принимались за дело как можно быстрее. Лучше всего для этого определить конкретные сроки для выполнения поручения, предупредив о возможных последствиях в случае просрочки.

    Конечно, не стоит запугивать сотрудников, необходимо лишь проинформировать их о том, что задание важно выполнить в отведенные временные рамки. В процессе выполнения сотрудниками работы необходимо координировать их действия, ведь каждый может что-то не учесть и упустить.

    Вы можете давать необходимые пояснения и рекомендации на каждом этапе работы или сделать обязательным составление отчета по результатам выполнения каждого отдельного задания. Целесообразным также будет предварительное составление сотрудниками плана выполнения порученных заданий.

    Не забывайте стимулировать работников. Можно посулить премию или лишний день отпуска, а, может, будет достаточно похвалы. Например, исследования свидетельствуют, что для учителя уже большой радостью является просто вручение грамоты в присутствии остальных педагогов.

    Обязательны консультации подчиненных. С одной стороны, вы находитесь в курсе событий, а с другой стороны – сотрудники чувствуют вашу заинтересованность в работе. Выберите определенный день недели, назначьте конкретное время, когда подчиненные смогут обратиться к вам со всеми возникшими вопросами. Таким образом, Вы сможете помочь подчиненным переступить через возможную неуверенность, робость при обращении к начальству за советом. В свою очередь, обеспечьте для них гарантированные ответы по всем пунктам. На подобные консультации лучше не жалеть сил и времени, поскольку возрастает вероятность правильного выполнения поручений.

    Сотрудники также набираются опыта для разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь поддерживать обратную связь с людьми, давать оценку выполнению заданий. Это будет направлять ход работы и поможет избежать лишних ошибок. Реагируйте на все возможные сигналы сотрудников о возникающих проблемах, сомнениях. Будет ли это заслуженная похвала или критика, проведете ли вы консультацию для отдельного подчиненного или совещание для всех, решать вам.

    Помните, что ни один вопрос, жалоба, затруднение или конфликт не должны остаться без вашего внимания. Важно не допустить обратного делегирования полномочий Вам или последующего другим сотрудникам. Подобные действия внесут лишнюю неразбериху, и никто уже не сможет понять: кто же ответственен за выполняемую работу. Да и авторитет руководителя легко подорвать, если подчиненные не выполняют указания.

    Руководителю можно также посоветовать следующее:

    подробно объясняйте сотрудникам, что им необходимо сделать, дайте точную инструкцию, определите степень ответственности работника и его права.

    нужно обеспечить доступ работников к необходимым ресурсам: информационным, техническим, человеческим.

    Если поручение дается сразу нескольким людям, то они должны знать об этом.

    старайтесь без веских причин не вмешиваться в рабочий процесс, позвольте подчиненным проявить самостоятельность и инициативность.

    в то же время, держите «руку на пульсе» и будьте готовы придти на помощь!

    и не забывайте конструктивно хвалить и критиковать своих сотрудников.

    Что дает делегирование

    1. Во – первых, делегирование, несомненно, позволяет руководителю разгрузиться от рутинной работы с низким КПД и освободить время для решения более срочных и важных задач.

    2. Во – вторых, делегирование полномочий способствует раскрытию способностей подчиненных, стимулирует инициативность и активность сотрудников.

    Также это является стимулом для повышения своей компетентности в различных областях, реализации личности в профессиональной сфере. Как известно, профессиональный уверенный в себе сотрудник с большим запасом знаний и навыков – важное условие эффективной и продуктивной работы. Делегировать полномочия или нет – личное дело каждого руководителя, который сам решает удобно это или нет, подходит для данного типа деятельности или не очень. Но многие менеджеры говорят так: «Успешный менеджер (руководитель) – это тот, кто может легко передать свои обязанности другим без вреда для работы!».

    Плюсы делегирования

    Делегирование – довольно действенный способ мотивации. Доверяя сотруднику выполнение работы начальника, вы подстегивает его к ответственности и увеличению производительности.

    Делегирование – отличный метод повышения квалификации подчиненных. Выполнение незнакомой работы стимулирует сотрудника к освоению новой сферы деятельности.

    Делегирование – это экономия средств компании.

    Передавая работу подчиненному, зарплата которого ниже вашей, вы тем самым помогаете компании сокращать расходы.

    Делегирование – это прекрасный способ ускорения определенных процессов. Руководитель не может и не обязан разбираться во всем. Наверняка есть дела, в которых подчиненные разбираются лучше, чем руководитель. Задачи такого рода логично передавать подчиненным.

    Делегирование – это хороший шанс сконцентрироваться на более важных и сложных задачах. Переложив всю рутинную работу на плечи подчиненных, руководитель освобождает время для решения стратегически важных вопросов и реализации первостепенных проектов.

    Минусы делегирования

    Передавая свои обязанности сотрудникам, вы не можете быть уверены в должном качестве выполнения. Поэтому первоочередной задачей делегирования является выбор компетентного специалиста. Может случиться так, что сотрудник совсем не справится с новыми обязанностями. Поэтому устанавливая срок выполнения задания, не забудьте оставить пару дней на подобный форс – мажор. Это поможет снизить риск срыва сроков. Ответственность за невыполнение или неверное выполнение задания придется нести руководителю. Естественно, часть ответственности возлагается и на подчиненного, но отчитываться перед вышестоящим руководством следует руководителю, а не его подчиненному. Сотрудник не должен становиться щитом, которым в любой момент можно прикрыться от упреков начальства. Некоторые руководители панически боятся, что подчиненный выполнит их задачу лучше, чем они сами. А разве это не то, чего вы хотели? Ведь, делегируя полномочия, вы и рассчитываете на качественное выполнение поставленных задач.

    Итак, передавать полномочия стоит, когда:

    ваших знаний для выполнения задачи явно недостаточно;

    это помогает сэкономить деньги предприятия;

    это способствует повышению квалификации хотя бы одного из сотрудников;

    вы хотите избежать выполнения неинтересных вам повседневных обязанностей.

    Помните, что человек, который не верит в компетентность других профессионалов, обречен все, делать сам! А руководители, пытающиеся взвалить на себя всю работу в компании, часто расплачиваются за это здоровьем, оказываясь на больничной койке. Где, увы, они волей – неволей вынуждены «делегировать полномочия». Правда, теперь уже врачу.

    «Делопроизводство» глава шестая — 6 (Должностные инструкции, штатное расписание)

    «Делопроизводство» глава шестая — 8 (Отпуск)

    bizlana.ru

    Это интересно:

    • Возврат билетов у s7 Каковы условия возврата билетов — электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать […]
    • Сроки выплат алиментов Периодичность и срок выплаты алиментов на ребенка Даже после оформления развода родители ребенка не освобождаются от воспитания и материального обеспечения несовершеннолетнего. Финансовая часть проблемы решается при помощи […]
    • Законы о получении леса на строительство Как получить бесплатный лес от государства на строительство дома в 2018 году Так существует ли возможность получить бесплатный лес от государства? И стоит ли начинать сбор необходимых документов? Рассмотрим далее «подводные камни» […]
    • Особенности разрешения конфликта Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Понятие конфликта Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут […]
    • Правила то киа Правила акции "Открываем второй миллион!" >> Шаг 1. Получить промо-код Получить промо-код участника можно на сайте kia.ru или непосредственно в официальных дилерских центрах KIA: Для получения промо-кода на сайте kia.ru необходимо […]
    • Как выбрать тип пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 июля 2016 В настоящее время доступна подача заявлений о назначении пенсии, о доставке […]