Список: Законы РФ 2018 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников.

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны..

Устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа.

Регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства.

Целями настоящего Федерального закона являются: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий и стандартов; защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов.

Регулирует отношения между участниками производства массовой информации (между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и др.).

Устанавливаются нормы, регулирующие банковскую деятельность. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц.

Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

Определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Цель: установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.

Содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан — своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также устанавливает гарантии защиты прав и законных интересов граждан — членов жилищных накопительных кооперативов.

Определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О жилищных субсидиях семьям, имеющим пять и более детей» Под семьей, имеющей пять и более детей, в настоящем Федеральном законе понимаются проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации (родители (усыновители)), находящиеся в зарегистрированном браке, либо один гражданин Российской Федерации (единственный родитель (усыновитель)), которые (который) имеют (имеет) пять и более детей — граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет (включая усыновленных, пасынков и падчериц), проживающих совместно с ними (ним).

ipipip.ru

Статья 80. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 80. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до его вступления в силу.

2. Установить, что Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 38, статьи 4339; 1999, № 14, статьи 1653; 2001, № 29, статьи 2944) распространяется только на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до вступления в силу настоящего Федерального закона. Установить, что Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» утрачивает силу в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

3. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 38, статьи 4339);

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, статьи 1653);

статью 1 Федерального закона от 10 июля 2001 года № 89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, статьи 2944).

4. Статья 18 настоящего Федерального закона не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.

5. Если законодательство субъекта Российской Федерации не соответствует пункту 16 статьи 35 настоящего Федерального закона, указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте Российской Федерации, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного срока законодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 настоящего Федерального закона. Указанный срок не применяется, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрированы региональные отделения менее чем трех политических партий, при этом законодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 настоящего Федерального закона до истечения одного месяца со дня регистрации в данном субъекте Российской Федерации региональных отделений не менее чем трех политических партий. Законодательство субъекта Российской Федерации может быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 настоящего Федерального закона и до истечения указанных сроков.

6. Утратил силу.

7. Положения пункта 9 статьи 4 и пункта 6 статьи 70 настоящего Федерального закона не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года.

1–3. Порядок вступления в силу комментируемого Федерального закона 1 отражает устоявшийся подход к введению в действие законов о выборах и референдумах, обусловленный цикличностью и срочным характером избирательных кампаний. Этот порядок вступления в силу следует рассматривать во взаимосвязи с принципом неизменности законодательства в период избирательной кампании, установленным пунктом 3 статьи 11 комментируемого Федерального закона. Устанавливая такой порядок, федеральный законодатель исходит из того, что и до вступления в силу комментируемого Федерального закона существовали гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Этот прежний Федеральный закон и применяется при регулировании правоотношений, связанных с проведением выборов и референдумов, которые были назначены до вступления в силу закона 2 . Сходный порядок вступления в силу предусмотрен и для Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, который внес значительные изменения в комментируемый Федеральный закон. Порядок применения этих изменений регулируется не комментируемой статьей, а статьей 15 указанного Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ.

________________
1 Комментируемый Федеральный закон вступил в силу 26 июня 2002 года, т.е. через 10 дней со дня его официального опубликования, которое состоялось 15 июня 2002 года.
2 В комментируемой норме указано, что в любом случае эти правоотношения должны быть завершены по истечении шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. начиная с 27 декабря 2002 года Федеральный закон от 19 сентября 1997 года и иные федеральные законы, вносившие в него изменения и дополнения, не действуют.

Связанные с выборами и референдумами правоотношения следует понимать в узком смысле и отграничивать от них правоотношения, касающиеся функционирования системы избирательных комиссий, правоотношения, относящиеся к применению мер ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах и т.п. Правоотношения, на которые не распространяется в указанных временных и содержательных рамках новый закон, – это отношения, касающиеся соблюдения избирательных процедур и процедур референдума, сроков избирательных действий.

4. Исключение из-под действия статьи 18 комментируемого Федерального закона выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимых в соответствии с отдельным федеральным законом, вытекает из положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства», согласно статье 64 которого выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства первого созыва проводятся не позднее шести месяцев после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 39 указанного Договора Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, количество избирательных округов на данных выборах в Российской Федерации меньше, чем число субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая федеративную форму государственного устройства Российской Федерации (статья 1 Конституции Российской Федерации), представляется неправильным создавать избирательные округа по выборам депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства без учета границ субъектов Российской Федерации. Однако различия в численности избирателей в субъектах Российской Федерации таковы, что не позволяют образовывать избирательные округа с допустимым взаимным отклонением, указанным в статье 18 комментируемого Федерального закона.

5. Пунктом 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона установлено, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями пропорционально числу голосов избирателей, которые были получены каждым из списков кандидатов. Указанное положение после его принятия требовало серьезной корректировки законодательства субъектов Российской Федерации о выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которая должна была быть проведена до 14 июля 2003 года. Назначенные после этой даты выборы должны были проводиться на основании пункта 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона.

По состоянию на 1 июня 2006 года во всех субъектах Российской Федерации наличествует не менее трех региональных отделений различных политических партий, таким образом, в настоящее время законы всех субъектов Российской Федерации должны соответствовать вышеуказанному требованию комментируемого Федерального закона. Возможное последующее сокращение числа региональных отделений политических партий в субъекте Российской Федерации не является основанием для несоблюдения этого требования.

7. Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 29 июня 2005 года № 69-ФЗ. В силу статей 3 и 4 указанного Федерального закона положения комментируемого пункта действуют в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, которые на 2 июля 2005 года являлись депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года.

cikrf.ru

Много законов — это правовой нигилизм и «минус» для экономики и судов

В России постоянно умножается количество новых законодательных актов. Большинство из них вносят поправки в уже существующие и действующие законы и кодексы. Так законодатель изменяет правовое поле, тем самым часто затрудняя действие субъектов правоотношений.

Чем объяснить такое активное законотворчество? Вероятно, мы считаем, что мало законов в какой-либо области — это показатель плохой системы, что любые правовые лакуны и коллизии можно разрешить только путем создания новых законов. Может быть, такой подход является следствием узкопозитивисткого сознания, унаследованного с советского времени. Словом, зарегулированность — это лучше, чем неурегулированность. Но так ли это?

Количество изменений, внесенных в кодексы РФ, неприятно впечатляет

За одно десятилетие было введено три редакции АПК РФ (1992, 1995, 2002 гг.). За последние восемь лет в последнюю редакцию АПК 2002 года были внесены 130 поправок с помощью 13 федеральных законов.

ГПК РФ с 2002 г ода до настоящего времени 27 раз редактировался.

В УПК РФ, который пришел на смену советскому УПК лишь в 2002 году, новыми 60 федеральными законами были внесены более 600 поправок.

УК РФ, который был принят в 1996 году, 80 раз подвергался корректировкам, общее их количество достигает 1200 и даже чуть больше.

В Кодекс об административных нарушений (КоАП) 130 раз вносились изменения. Иногда в день одновременно два ФЗ вносили поправки в Кодекс.

Менялось не только законодательство, но и арбитражная система в целом, а также основы уголовного процесса

Изменения арбитражной системы выражались в том, чтобы были введены арбитражные апелляционные суды, приняты главы 27.1 (дела о присуждении компенсации за нарушения разумного срока), 28.1 (корпоративные иски) и 28.2 (групповые иски).

Коррективы в области уголовного процесса внесла гл.40.1 УПК РФ. Она ввела досудебное соглашение о сотрудничестве.

Естественно, эти факторы в совокупности с постоянными изменениями законодательства, негативно влияют как на устойчивость гражданского оборота, так и на саму судебную систему.

Госдума принимает сотни новых законов в год. Помогает ли это реформировать судебную систему?

По данным сайта Госдумы, за 2009 год в России начали действовать 385 федеральных законов и 9 ФКЗ.

В январе 2010 года Госдума одобрила 12 законопроектов, из которых в этом же месяце Президентом было подписано всего 2 федеральных закона и 1 ФКЗ. По данным ИПП «Гарант», в феврале было принято 16 федеральных законов, в марте — 22 федеральных закона и 1 ФКЗ, в апреле — 31, в мае — 43.

Получается, что за первые 5 месяцев 2010 года в России появились 116 новых ФЗ и ФКЗ и это, не считая Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Письма ЦБ РФ, Решения Министерств и многочисленные законы, которые принимаются на уровне субъектов РФ.

Если обратиться к истории, то мы заметим интересную тенденцию: пик законодательной активности пришелся на время действия четвертого Созыва Государственной Думы (2004-2007 гг.). За три года она приняла 1076 законодательных актов, из которых 25 ФКЗ.

Депутаты третьего Созыва (2000-2003) были менее активны и приняли 756 ФЗ и 18 ФКЗ, в схожем темпе работали депутаты второго Созыва (1996-1999), принявшие 736 ФЗ и 5 ФКЗ. За период функционирования четвертого созыва Государственной Думы (2004-2007) 75 раз подвергался изменению Кодекс об административных нарушениях (КоАП), БК изменялся 23 раза. За эти три года только во вторую часть НК РФ 96 раз вносились изменения.

Подобное хаотичное изменение налогового законодательства негативно сказывается на субъектах предпринимательской деятельности и на притоке инвестиций из-за границы.

Не удивительно, что реформирование судебной системы в России проходило в разнонаправленном векторе.

Три этапа судебной реформы. Как концепция выхолащивалась и свелась к вопросам о финансах и статусе судей

Первый этап — 1991-1993 годы. В начале появилась Концепция судебной реформы. В 1990-1991 годах над ней работали ученые, адвокаты, судьи, депутаты (Б.А. Золотухин, С.Е. Вицин, И..Михайловская, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.М. Савитский, С.А.Пашин). Важно, что реформа не была инициирована «сверху».

Правда, позднее был создан Совет по судебной реформе при Президенте РФ во главе с С.Е. Вициным. Началась разработка проекта нового УПК (совместно с Институтом государства и права РАН и НИИ Прокуратуры РФ), чуть позже была создана рабочая группа при Министерстве Юстиции РФ по подготовке проекта ГПК РФ во главе с С.Б. Рамазином. Но вскоре, ситуация изменилась.

После выборов в Госдуму в 1993 году сменилось руководство по законодательству. Постепенно инициатива перешла к руководству высших судов и судейского сообщества. Но теперь после принятия Закона о статусе судей, их требования сосредоточились в основном на вопросах финансирования и полного выхода судов из-под опеки Министерства Юстиции.

Отсутствие сильных внешних центров, которые бы подталкивали реформу, сказалось на том, что главными вопросами для руководства судебной системы оставались вопросы о финансах и создании собственных управляющих структур. Параллельно стали вводиться законодательные ограничения статуса судей.

Второй этап (1994-1999 годы) проводился усилиями руководства судов. Главная цель состояла в отстаивании экономической независимости судебной власти путем создания Судебного Департамента при Верховном Суде и отделения от Министерства Юстиции России.

Третий этап (2001-2004 годы) реформ в России был инициирован В. Путиным. Он хотел усилить подотчетность судов путем введения дисциплинарного наказания для судей и упрощения процедуры снятия иммунитета от уголовного преследования, привлечения судей к уголовной ответственности.

За это время в законодательство, касающееся судебной системы, были внесены более 130 поправок.

Если в Конституцию часто вносятся поправки, значит ее не уважают и не чтят

Нестабильность законодательства это прямой результат правового нигилизма — чем меньше мы уважаем законы, тем чаще мы их корректируем.

Пример с самым главным законом России — с Конституцией — показателен. С момента всеобщего принятия Конституции на референдуме 12 декабря 1993 г., в нее было внесено 14 поправок, одна из которых лишила народ права избирать глав субъектов РФ, что противоречит духу федерального государства.

Для сравнения: Конституция США, которая была провозглашена Конституционным Конвентом 17 сентября 1987 г., имеет всего 27 поправок. При этом самые важные поправки — первые десять (Билль о правах) — были ратифицированы одновременно с самой Конституцией.

Уважение к источнику возникает тогда, когда в нем заложен принцип устойчивости и противостояние конъектуре и веянием времени. Иначе мы наблюдаем пренебрежение содержанием.

Много законов и изменений в них — тормоз для развития экономики и независимости суда

Избыточная нормативность и постоянные изменения законодательства препятствуют развитию экономической и политической конкуренции.

Повышается общая инертность сознания, так как в условиях патерналистского государства здоровая инициатива людей не находит себе места, что препятствует развитию гражданского общества. Также это влияет на свободу судейского усмотрения и независимость суда.

Автор: Денис Примаков, исследователь Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге

pravo.ru

Основные законы по противодействию терроризму. Досье

В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.

После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года (тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек), принят новый закон «О противодействии терроризму» (6 марта 2006 года). В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура — Национальный антитеррористический комитет (НАК).

30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст. 206 («захват заложника»), ст.208 («организация незаконного вооруженного формирования»), ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей.

5 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15-20 лет лишение свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый «Закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

25 ноября 2014 г. президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафом до 500 тыс. руб.

31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещавший руководителем общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет.

tass.ru

Это интересно:

  • Официальный сайт прокурора крыма натальи поклонской Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, […]
  • Закон товарищество собственников жилья Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ"О товариществах собственников жилья" С изменениями и […]
  • Назарова и а юрист Решения и заключения ККС Заключения по вопросам рекомендации на вакантные должности ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 октября 2013 года Квалификационная коллегия судей города Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего […]
  • Примеры судебного решения по земельным спорам Земельные споры Грамотные консультации в день обращения. Помощь на переговорах, в суде. Земельные споры, на наш взгляд, одни из самых сложных с юридической точки зрения. Земельное законодательство в большом объеме с массой […]
  • Ст14 закона об гражданстве рф Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Комментарий к статье 14 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации – […]
  • Закон рф об основах жилищной политики Полное меню Основные ссылки Вернуться в "Каталог СНиП" Закон 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах […]