Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний

Администрация Ленинского
муниципального района Московской области

Уголовно-исполнительная инспекция — в Российской Федерации учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Уголовно-исполнительные инспекции входят в структуру Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учетах в инспекциях, является одной из задач уголовно-исполнительных инспекций, которая должна выполняться наряду с исполнением наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ, осуществлением контроля за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, осужденных, признанных больным наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено. При этом к числу обязанностей уголовно-исполнительных инспекций Положение отнесло выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер к их устранению. Прежде всего, уголовно-исполнительная инспекция выполняет предупредительные функции посредством осуществления контроля за поведением осужденных без изоляции от общества. Порядок и формы осуществления этой деятельности подробно излагаются в УИК РФ. Однако для «выявления причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины» контроль должен предполагать проверку выполнения осужденными требований, не только предусмотренных УИК РФ в отношении каждого вида наказания или иной меры уголовно-правового характера (условного осуждения, отсрочки отбывания наказания), но и некоторых из основных обязанностей осужденных, указанных в ст. 11 УИК РФ

Контроль уголовно-исполнительных инспекций за поведением осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества осуществляется в следующих формах: а) проверка осужденных по учетам органов внутренних дел с точки зрения совершения ими правонарушений и преступлений в период нахождения на учете, а также проверка по специальным учетам ФСИН при проведении первоначальных розыскных мероприятий; б) проверка осужденных по месту жительства, работы (учебы) и в общественных местах, которые проводятся сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции с участием органов внутренних дел или представителями администрации (работодателем), выступающими в этом случае субъектами контроля; в) посредством проведения бесед с осужденными.

Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой – увеличивается количество осужденных, употребляющих наркотические средства. Поэтому главная задача сотрудников УИИ – осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними.

Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов, медицинскими учреждениями и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде ограничения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет – ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ – это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

www.adm-vidnoe.ru

ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области

Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Воронцовский переулок, 2

Тел.:8(4922) 37-57-60, 8(4922) 37-57-47

Начальник ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Владимирской области» — Курицин Михаил Викторович.

График приема граждан:

Начальник ФКУ УИИ Курицин Михаил Викторович — каждый понедельник с 15:00 до 17:00.

Заместитель начальника ФКУ УИИ Хомякова Анжела Алексеевна — каждый вторник с 15.00 до 17.00

Заместитель начальника ФКУ УИИ Зуб Денис Владиславович — каждый четверг с 15.00 до 17.00

Начальники филиалов ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области ведут прием каждую пятницу с 10.00 до 11.00 по месту расположения филиала (см. «Адреса и телефоны филиалов ФКУ УИИ УФСИН России по Владимирской области» ).

Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы

В последние годы государственная политика направлена на гуманизацию исполнения наказания и расширение альтернативных методов наказания. На сегодняшний день в России доля наказаний, не связанных с лишением свободы, составляет свыше 55% от всех уголовных наказаний.

На территории Владимирской области исполнение уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы, назначаемых судами, осуществляют Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» и 19 филиалов.

За год по учетам уголовно-исполнительных инспекций области проходит до 10 тысяч осужденных без изоляции от общества.

На уголовно-исполнительные инспекции возложено исполнение следующих видов наказаний: исправительные, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, контроль за поведением условно осужденных, в том числе несовершеннолетних, а также соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 14 лет.

Суть исправительных работ заключается в обязанности трудоустройства и ежемесячных удержаниях (от 5 до 20 %) из заработной платы осужденного в доход государства.

С 2005 года в систему уголовных наказаний введены обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время (не более 4 часов в день) бесплатных общественно полезных работ.

Организация трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам является одним из важнейших направлений для уголовно-исполнительных инспекций, этот показатель во Владимирской области практически стопроцентный.

В 2010 году в России введен еще один вид альтернативного наказания – ограничение свободы. Наказание заключается в установлении осужденному некоторых ограничений, перечень которых закреплен в законодательстве, например, не уходить из дома в определенное время, не посещать определенные места, не выезжать за пределы соответствующей территории.

С 2012 года в России функционирует система электронного мониторинга (СЭМПЛ), позволяющая удаленно получать информацию о местонахождении осужденных к ограничению свободы и допускаемых ими нарушениях.

Во Владимирской области на начало 2014 года средства электронного мониторинга использовались в отношении 86 подконтрольных лиц – все они носят электронные браслеты.

Специфика работы уголовно-исполнительных инспекций состоит в том, что она может строиться только в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения, общественными объединениями.

Уже несколько лет в работе с несовершеннолетними осужденными сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций помогают представители Молодежного центра Управления по делам молодежи Администрации города Владимира. Они проводят для подростков лекции, тренинги, тесты по профориентации, информируют несовершеннолетних осужденных о молодежных клубах и секциях, учат общаться со сверстниками и взрослыми, с потенциальными работодателями.

Частые гости на специальных собраниях для несовершеннолетних осужденных – сотрудники полиции, священнослужители.

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные с исполнением наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

www.33.fsin.su

Основные функции и задачи УИИ УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской Области

Исполнение наказаний не связанных с лишением свободы уголовно-исполнительными инспекциями

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют, в соответствии с Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, уголовные наказания и иные меры уголовно-правовой ответственности в отношении лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществляют контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания.

Исправительные работы, являясь основным видом наказания, согласно ст. 50 УК РФ, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. При этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, который устанавливает суд (от 5 до 20 %). В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить не отбытое наказание лишением свободы.

Сущность обязательных работ заключается в том, что осужденный обязан отработать на предприятиях, определяемых органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, бесплатно в свободное от основной работы или учебы время установленное приговором суда количество часов: от 60 до 240 часов — взрослые; от 40 до 160 часов — несовершеннолетние. Обязательные работы назначаются за преступления небольшой тяжести в качестве основного вида наказания. Виды работ опре­деляются исходя из общественных потребностей конкретного населенного пункта, возраста и состояния здоровья осужденного, графика его основной работы или учебы.

В 2010 году введен новый вид наказания, альтернативного лишению свободы — ограничение свободы. По состоянию на 01.11.2010 года на учетах УИИ города и области состоит 58 осужденных к наказанию в виде ограничения свободы. Исполнение данного вида наказания ведется в строгом соответствии с действующим законодательством.

16 апреля 2010 года принято Постановление Государственной Думы № 3519-5 ГД « Об объявлении амнистии с связи 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Из состоящих на учетах УИИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области осужденных под действие данного Постановления подпадает четыре человека.

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», приказами и распоряжениями Минюста России, ФСИН России, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и иными нормативными правовыми актами.

Основными задачами уголовно-исполнительных инспекций являются исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществление контроля за осужденными и недопущение совершения ими повторных преступлений и правонарушений. Данные задачи инспекции решают во взаимодействии с администрацией района, службами социальной защиты населения, службой занятости, прокуратурой, судом, общественными организациями и в первую очередь с территориальными органами внутренних дел.

Уголовно-исполнительные инспекции УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в своей деятельности используют передовые формы работы с осужденными, особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними, состоящими на учетах.

Начальники УИИ являются членами Комиссий по профилактике правонарушений, созданных при главах Администраций районов г. Санкт-Петербурга, принимают участие в заседаниях рабочей группы по борьбе с преступностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, а также являются членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В районных судах проводятся открытые заседания с осужденными подростками и их родителями, направленные на профилактику и предупреждение повторных преступлений, ориентацию подростков на обучение и трудоустройство, социальную адаптацию в обществе.

В профилактических целях практически из всех районов города и области осуществлялись целевые выезды несовершеннолетних в Колпинскую воспитательную колонию, следственные изоляторы и исправительные колонии.

На протяжении нескольких лет УИИ Санкт-Петербурга Ленинградской области сотрудничают с центром адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению преступлений, ООО «Новое поколение», который имеет филиалы в районах города и области и осуществляет обучение подростков, их воспитание, а также предоставляет работу на базе центра.

В настоящее время уголовно-исполнительные инспекции г.Санкт-Петербурга в своей служебной деятельности посредством взаимодействия с общественными организациями, социальными службами, Комитетами Правительства СПб и социальными районными центрами используют новые формы работы с осужденными, больше используя реабилитационные и воспитательные функции; применяют различные виды реабилитации, такие как социально-правовая, медицинская, педагогическая, психологическая и социально-бытовая.

Важным аспектом в работе инспекторов УИИ является необходимость заслужить доверие осужденного, чтобы он видел в них не представителей карательного органа, исполняющего наказание, а людей, которым может доверять, от которых можно получить помощь и совет. Основной принцип сотрудников инспекции в профилактической работе с осужденными — помочь встать на правильный путь, найти жизненные ориентиры.

В этих целях в работе с осужденными участвуют социальные работники, психологи, а также УИИ активно взаимодействуют с районными благотворительными обществами, реабилитационными центрами и общественными организациями, которые оказывают помощь лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, нуждающимся в социальной помощи и реабилитации.

Для получения медицинской помощи осужденные направляются в медицинские учреждения и специализированные центры, функционирующие в каждом районе.

www.78.fsin.su

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний

При проведении исследования проблем назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы нельзя не учитывать национальную, этническую и религиозную специфику Северо-Кавказского региона, а конкретно Чеченской Республики.

Феномен Северного Кавказа заключается прежде всего в многообразии населяющих регион народов и этнических групп, плотности заселения территории, конфессиональной принадлежности, особенностях материальной и духовной культуры, взаимовлиянии этносов [1, с. 21]. Северный Кавказ, как ни один другой регион России, отличается феноменальной полиэтничностью и поликонфессиональностью [2, с. 34–40].

К факторам, способствующим росту преступности в Чеченской Республике, относятся обстоятельства экономического, этнического, конфессионального, родового, религиозного и иного характера, которые весьма существенно препятствуют осуществлению расследования и раскрытия преступлений [3, с. 122].

Особую роль в Чеченской Республике играет поддержка стабильного правопорядка правоохранительной и судебной системой, а также осуществление надзорными органами контроля за рецидивом преступности. Однако следует отметить, что с учетом национальной специфики региона наблюдается пониженная активность взаимодействия граждан с правоохранительными органами [3, с. 55–56].

Потеря доверия граждан к работе правоохранительной системы зачастую провоцируется устроением самосудов и мести, что значительно повышает уровень преступности и затрудняет возможность справедливо разрешать конфликты.

Осуществляемое в настоящее время реформирование уголовно-исполнительной системы предполагает решение ряда задач, одной из которых является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, повышение их эффективности.

В ходе реализации ограничения свободы на практике возникает немало проблем и спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.

1. Запрет на уход из дома в определённое время суток.

На практике суды часто устанавливают в качестве ограничения для осуждённого обязанность не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 22.00 до 6.00. В то же время неясным остаётся вопрос, каким образом можно проверить соблюдение подобного запрета в случае, если инспектор УИИ в ночное время посещать жилище осуждённого не имеет права (ч. 2 ст. 60 УИК).

Выход из такого положения многие инспекторы видят в звонках на домашний телефон осуждённого, устанавливая его присутствие там в установленное время [4, с. 76]. Однако и эта хитрость действует далеко не всегда: некоторые осуждённые, уклоняясь от надзора, не платят за услуги связи и тем самым добиваются отключения у них телефона, другие ссылаются на наличие у них несовершеннолетних детей, покой которых может быть потревожен подобными ночными звонками.

Безусловно, можно возразить, что для того и существует такое средство надзора, как электронный браслет, позволяющий дистанционно отслеживать любые передвижения осуждённых. Однако техническая оснащённость подобными устройствами в настоящее время в целом по стране является настолько низкой, что пока невозможно утверждать, что они значительно облегчают сложившуюся ситуацию. К примеру, в городском округе города Грозный и Грозненском муниципальном районе Чеченской Республики при сравнительно большом общем количестве осуждённых в 2013 г. к ограничению свободы (342 человека) контрольные устройства применялись лишь в отношении 71 из них, что связано с наличием в регионе только 30 электронных браслетов [5].

Предполагаем, что, ориентировав курс на гуманизацию системы уголовных наказаний посредством введения ограничения свободы в том виде, в каком оно сейчас существует, государство также должно позаботиться о создании условий его надлежащей реализации, в том числе за счёт финансирования закупки необходимого количества установленных технических средств.

2. Запрет на посещение определённых мест и мероприятий.

Порядок определения подобных мест и мероприятий при этом никак не закрепляется. Пункт 49 Инструкции иносказательно в качестве примера называет «места, связанные с употреблением алкогольных напитков либо наркотических средств». Также важной представляется прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам чётко и детально перечислять определённые места и мероприятия, находящиеся для конкретного осуждённого под запретом, не ограничиваясь в приговоре лишь дословным цитированием положений ст. 53 УК.

3. Обязанность являться для регистрации в УИИ от трёх раз в месяц. Основная проблема при реализации этого установленного в ст. 53 УК требования заключается, как правило, в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2, прямо обязывающем суды указывать число таких явок в УИИ, назначаемых конкретному осуждённому в месяц.

4. Место ограничения свободы в общей системе уголовных наказаний. В системе наказаний, ранжированной в зависимости от их строгости и в таком виде предусмотренной в ст. 44 УК, ограничение свободы расположено на седьмом месте – между ограничением по военной службе и принудительными работами. Однако нельзя отрицать тот факт, что по сравнению с ранее предусматривавшейся в уголовном законодательстве сутью этого наказания нынешнее его содержательное наполнение существенным образом облегчило тяготы осуждённого.

Если раньше под ограничением свободы понималось содержание лица в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним постоянного надзора и с возможностью принудительного привлечения к труду, то теперь всё условно сводится лишь к запретам не ходить тогда, когда не следует, и туда, куда не следует, и не менять своего текущего статуса (место жительства, место работы и учёбы) без согласия УИИ [6, с. 31–34].

Таким образом, если прошлое ограничение свободы фактически было примерно равноценно нынешним принудительным работам, то теперь строгость этого вида наказания вследствие меньших ограничений прав осуждённого существенно снизилась и, более того, максимально приблизилась к ограничениям, устанавливаемым при условном осуждении (которое, как известно, вообще не относится к видам наказаний). Снижение строгости ограничения свободы находит своё отражение и в установлении новых правил пропорционального пересчёта в случае замены этого вида наказания на лишение свободы: если раньше один день первого приравнивался к одному дню второго, то теперь один день лишения свободы приравнивается к двум дням ограничения свободы (ч. 5 ст. 53 УК).

Существующая система надзора за лицами, осужденными к ограничению свободы, еще не совершенна и, что важно, не отработана, что затрудняет на начальном этапе сам процесс надзора за осужденными лицами, а также выявление и фиксацию нарушений осужденным установленного порядка отбывания наказания.

Органы исполнения наказания и существующая система контроля за осужденными нацелены в первую очередь на выявление возможных нарушений установленных осужденному ограничений и установленного порядка отбывания наказания. Положительное же поведение осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительным инспекциям выявить и оценить значительно сложнее по целому ряду объективных и субъективных причин.

К примеру, сам по себе факт нахождения осужденного дома в установленное время, подтвержденный данными электронного мониторинга, не свидетельствует об исправлении осужденного и возможности снятия с него части ограничений, установленных приговором суда. В то же время факт отсутствия лица в месте проживания в установленное в приговоре суда время, зафиксированный с помощью средств электронного мониторинга и контроля, говорит о безусловном нарушении и в случае отсутствия уважительных причин послужит основанием в том числе для обращения уголовно-исполнительной инспекции в суд с ходатайством о замене ограничения свободы лишением свободы [7, с. 56–60].

Кроме того, необходимо обратить внимание на крайне низкий процент удовлетворенных ходатайств о замене ограничения свободы лишением свободы (55,6 % на всей территории России и 40 % на территории Чеченской Республики). Это совершенно нехарактерно для российской судебной системы и косвенно свидетельствует как раз об эффективности ограничения свободы как вида наказания и, возможно, о некоторых сложностях доказывания в начальный период применения наказания нарушений установленных ограничений, допущенных лицами, осужденными к ограничению свободы.

Примерно аналогичная ситуация и динамика наблюдаются и в большинстве субъектов РФ. В качестве примера были исследованы статистические данные по Чеченской Республике. Здесь наказание в виде ограничения свободы в качестве основного вида наказания применялось в 2013 г. в 1,2 раза чаще, чем в 2012 г. Наказание в виде ограничения свободы как дополнительный вид наказания применялось в 2013 г. в 7,2 (720 %) раза чаще, чем в 2012 г.

Таким образом, Чеченская Республика имеет некоторые особенности в применении ограничения свободы. Количество лиц, осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания, в 2013 г. выросло незначительно, а вот количество лиц, осужденных к ограничению свободы как дополнительному виду наказания, выросло стремительно, скачкообразно. Помимо прочего, данный факт может объясняться тем, что Чеченская Республика с 2012 года ввела в практику систему электронного мониторинга подконтрольных лиц и была одним из самых успешных регионов, применяющих СЭМПЛ. Начальник ФКУ УИИ УФСИН подполковник внутренней службы Умарпаша Ахматханов отметил: «Благодаря проводимым мероприятиям по сравнению с прошлым годом в Чеченской Республике среди наших осужденных снизились на 38 % повторные преступления и составляют 0,3 %». Таким образом, республика занимает лидирующее место в субъектах России в этом направлении [8].

В целом в 2013 г. ограничение свободы и как основной, и как дополнительный вид наказания было применено судами Чеченской Республики к 159 лицам, совершившим преступления, что в 1,91 раза (191 %) больше, чем в 2012 г., и практически совпадает с общероссийским показателем (2,15 раза, или 215 %).

Оценивая статистические данные, необходимо также отметить следующее. Несмотря на очень высокие темпы роста количества лиц, осужденных к ограничению свободы, общее их количество среди лиц, осужденных за совершение преступлений в 2012–2013 гг., остается крайне невысоким.

В соответствии с отчетом Судебного департамента при Верховном Суде РФ о работе судов первой инстанции, по рассмотрению уголовных дел за двенадцать месяцев 2013 г. [9] на территории России осуждено за совершение преступлений 806 728 лиц, из них (основные виды наказаний) к лишению свободы на определенный срок – 236 901, условно осуждены к лишению свободы 285 890 лиц, к штрафу – 117 868, к обязательным работам – 92 170, к исправительным работам – 42 885 (приведены виды наказаний, к которым осуждено наибольшее количество лиц). За двенадцать месяцев 2013 г. [9] осуждены за совершение преступлений 870 082 лица, из них (основные виды наказаний) к лишению свободы на определенный срок – 276 570, условно осуждены к лишению свободы 312 995 лиц, к штрафу – 127 578, к обязательным работам – 81 530, к исправительным работам – 41 446 (приведены виды наказаний, к которым осуждено наибольшее количество лиц). Таким образом, к ограничению свободы как основному виду уголовного наказания привлечено лишь около 1,4 % лиц, осужденных за совершение преступлений в 2012 г., и около 0,9 % лиц, осужденных за совершение преступлений в 2011 г.

Таким образом, ограничение свободы как основной вид наказания на территории Чеченской Республики применялось несколько реже, чем в целом по стране. В то же время исследование демонстрирует стабильный рост числа лиц, осужденных к ограничению свободы, причем рост очень высокими темпами, что подтверждает высокую потребность российской судебной системы в наказаниях, не связанных с изоляцией осужденного от общества, но представляющих собой реальную альтернативу лишению свободы и доверие судебной системы к новому по своей сути виду наказания.

При всей прогрессивности регулирующих назначение и исполнение наказания в виде ограничения свободы правовых норм реальное его применение пока не распространилось настолько широко, насколько ожидалось авторами соответствующей реформы и практикующими юристами. Новые правила требуют для их надлежащей реализации должного материально-технического оснащения и, возможно, уточнения некоторых законодательных формулировок (хотя бы посредством их судебного толкования).

Рецензенты:

Гельдибаев М.Х., д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Дикаев С.У., д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

www.fundamental-research.ru

§ 2. Правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Из теории права известно, что правовое регулирование представляет собой процесс воздействия государства на общественные отношения посредством юридических норм1.

В свою очередь, как инструмент социального управления оно призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов .

Вся обширная система норм права, закрепляющая статус и деятельность уголовно-исполнительной системы, в зависимости от уровней правовой регламентации, сфер действия, субъективной принадлежности и других оснований подразделяется на определенные подсистемы, группы норм. Среди них следует прежде всего выделить конституционные нормы, нормы законов, указов, правительственных нормативных актов, нормы других подзаконных актов. Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций включает в себя:

нормы Конституции Российской Федерации;

нормы законов Российской Федерации;

нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ;

межведомственные нормативно-правовые акты;

ведомственные нормативные акты.

1 См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 311.

2 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. С. 624.

3 См.: Анисимков В.М. Управление органами, исполняющими наказания (актуальные вопросы теории и практики): Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 29.

Законодательной основой правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций по исполнению альтернативных лишению свободы наказаний, является Конституция Российской Федерации. Она выходит за рамки любой отрасли законодательства: ее нормы имеют прямое действие. В Конституции содержатся основные предписания по вопросам безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка.

Вместе с тем следует отметить, что основные направления современной уголовной политики Российской Федерации получили наиболее полное и концентрированное отражение, в Уголовном кодексе (УК) РФ и Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) РФ. Суть этих направлений состоит в усилении борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, впервые привлеченным к ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. В плане гуманизации ответственности это проявилось в первую очередь в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, призванных служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы. Соответственно УИК РФ предусмотрены нормы, регламентирующие порядок и условия их исполнения и отбывания1.

Применительно к деятельности уголовно-исполнительных инспекций отметим, что УК РФ в числе других определяет такие виды альтернативных лишению свободы наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47), обязательные работы (ст. 49), исправительные работы (ст. 50), а также регламентирует вопросы условного осуждения (ст. 73), отмены условного осуждения или продление испытательного срока (ст. 74), вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82).

1 См.: Фшгшонов О.В. Новые виды наказаний в России: проблемы и перспективы // Содействие становлению механизма реализации альтернативных мер наказания в Российской Федерации: Материалы между нар. сем., Самара, 24-27 марта 2002 г. М.: PRI, 2002. С. 8.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регулирует (применительно к объекту диссертации):

порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 33);

обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные (ст. 34);

обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью (ст, 35);

исчисление срока лишения права занимать определенные должности: или заниматься определенной деятельностью (ст. 36);

обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 37);

ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 38);

порядок исполнения наказания в виде исправительных работ (ст. 39);

условия отбывания исправительных работ (ст. 40);

обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам (ст. 41);

исчисление срока исправительных работ (ст. 42);

обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам (ст. 43);

порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам (ст. 44);

меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным работам (ст. 45);

ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания (ст. 46);

отсрочку отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей (ст, 177);

контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной (ст. 178);

— осуществление контроля за поведением условно осужденных (органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных (ст. 187), порядок осуществления контроля (ст; 188), исчисление испытательного срока (ст. 189), ответственность условно осужденных (ст. 190).

Рассматривая законодательные основы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, следует согласиться с мнением Е.О. Ананьевой, исследовавшей организационно-правовые аспекты проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы1, о необходимости законодательного регулирования ответственности за неисполнение требований приговора к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Заметим, что УИК РФ (ст. 38) устанавливает, что должностные лица, обладающие правом .приема на работу, а также сами осужденные несут ответственность в порядке, установленном законодательством ; Российской Федерации. Вместе с тем фактически может идти речь лишь о возможности применения ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Однако субъектами данного преступления могут быть лишь лица, обладающие правом приема на работу, но не осужденные. В связи с этим существует проблема уголовно-правового регулирования ответственности осужденных за уклонение от исполнения приговора к данному наказанию. Эта проблема может быть разрешена (по этому поводу мы поддерживаем мнение Е.О. Ананьевой) добавлением в УК РФ в главу о преступлениях против правосудия статью, содержащую нормы об ответственности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лиц, незаконно принимающих осужденных на работу.

Требует уголовно-правового закрепления ответственность администраций предприятий и учреждений за необоснованное увольнение с работы лиц,

См. Ананьева Е.О. Организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы: Дис. . канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 77-78.

которые по приговору суда осуждены к указанным видам наказаний, а также запретить увольнять осужденных без разрешения суда.

При увольнении такого гражданина администрация предприятия должна сделать запрос о согласии на увольнение в уголовно-исполнительную инспекцию, в котором полностью обосновать необходимость данного действия. После этого следует подать сведения для учета в налоговые органы, а также Пенсионный фонд. И только затем, получив разрешение инспекции, согласованное с налоговыми органами и Пенсионным фондом, увольнять с работы осужденного к обязательным или исправительным работам’.

Остро стоит проблема законодательного регулирования правового положения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе Минюста России (Федеральной службе исполнения наказаний), их прав и социальных гарантий.

Уголовно-исполнительные инспекции фактически являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, которые исполняют наказания, не связанные с лишением свободы. Проблемой является законодательное закрепление правовой и социальной защиты персонала уголовно-исполнительных инспекций, гарантий их личной безопасности. Данные вопросы для сотрудников УИС закреплены в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Но, исходя из названия данного законодательного акта, его нормы, касающиеся правовой и социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, не применимы к сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы. Фактически имеется неопределенность каким законодательным актом регламентируются данные права для сотрудников УИИ.

1 См.: Ананьева Е.О. Указ. соч. С. 76-77.

Следует также отметить, что выполнение сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций своих профессиональных обязанностей, конечно, в меньшей степени, чем в исправительных учреждениях, но все же подвержено определенному риску. Этот риск обусловлен тем, что сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций в своей работе приходится общаться с определенной категорией подучетных лиц, которые больны алкоголизмом и наркоманией, нередко имеющими психических отклонения, с больными туберкулезом, венерическими и иными инфекционными заболеваниями. Нередко в местах проживания осужденных, состоящих на учете в УИИ, организуются притоны, сборища, где употребляются спиртные напитки, наркотики. При проведении профилактических мероприятий появление в таком месте сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, носящего форму и знаки отличия сотрудников УИС, может вызвать негативную реакцию со стороны лиц, там находящихся, вплоть до нападений и иных непредсказуемых последствий. Однако, как справедливо отмечено Е.О. Ананьевой, ст., 321 УК РФ гарантирует уголовно-правовую защиту только сотрудников мест лишения свободы. Следовательно, необходимо подготовить и внести изменения и дополнения в действующее законодательство, определяющие задачи, обязанности и права УИИ и распространение на их сотрудников льгот* предусмотренных для персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы1.

См.: Ананьева Е.О. Указ. соч. С. 89.

На наш взгляд, законодательное закрепление правовой и социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций как сотрудника уголовно-исполнительной системы, возможно с одной стороны, благодаря разработке и принятию по аналогии с действующим нового Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания» (без слов «в виде лишения свободы») либо как вариант — «Об органах и учреждениях уголовно-исполнительной: системы», распространяющегося на все органы, учреждения в системе Федеральной службы исполнения наказания. С другой стороны, в результате принятия Федерального закона, регламентирующего прохождение государственной службы в уголовно-исполнительной системе (Федеральной службе исполнения наказания).

Правительством Российской Федерации утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях1, согласно которому УИИ являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Анализ данного норматавнс-правового акта показывает, что в нем закреплены основные задачи уголовно-исполнительных инспекций, к числу которых относятся: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в инспекциях.

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности».

Согласно Положению основными обязанностями инспекций являются, в частности, ведение учета осужденных; разъяснение им порядка и условий отбывания наказаний; организация и проведение воспитательной работы с осужденными к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам; направление при необходимости осужденных к исправительным работам в органы по вопросам занятости населения для трудоустройства; контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией; выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению. В соответствии с нормативными актами сотрудники инспекций имеют право вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед; устанавливать обязанности и запреты для осужденных к исправительным работам, продлевать или сокращать в установленном порядке их сроки и объем; посещать осужденных по месту их нахождения с целью контроля за поведением.

В 1998 г. уголовно-исполнительные инспекции были переданы из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от

• ‘ 20 февраля 1999 г. № 199 были внесены изменения, в соответствии с которы-

ми порядок создания;инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определение их организационно-правового статуса устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации. Следует отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 134 с 1 января 2000 г. финансирование уголовно-исполнительных инспекций Минюста России осуществляется за счет средств, поступающих в федераль-

* ный бюджет в результате удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам, а при недостаточности указанных средств — из средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 (с изменениями от 29 октября 2003 г.) Перечне видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему отсутствуют уголовно-исполнительные инспекции.

Изменение ведомственной подчиненности указанных учреждений, повышение качества работы, а также необходимость создания условий для реформирования инспекций и их интеграции в составе уголовно-исполнительной системы потребовали принятия на межведомственном уровне совместного приказа МВД и Минюста России «О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций»1. Данным нормативно-правовым актом, в частности, закреплено, что руководство уголовно-исполнительными инспекциями осуществляют центральный и территориаль-

1 См.: Приказ МВД РФ и Минюста РФ от 11 сентября 1998 г. № 561/122 «О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций».

ные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; оперативное руководство, контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, оказание им практической помощи, а также организацию их взаимодействия с подразделениями органов внутренних дел осуществляют начальники горрайорганов внутренних дел. Уголовно-исполнительные инспекции создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел, управлениями внутренних дел (главными управлениями),, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации и содержатся за счет сметы уголовно-исполнительной системы. Штатная численность уголовно-исполнительных инспекций устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: в соответствии с типовой структурой уголовно-исполнительных инспекций, нормативом их штатной численности и сметой доходов и расходов.

Следует отметить, что основным ведомственным норматив но-правовым документом, которым руководствуются уголовно-исполнительные инспекции в процессе исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, в настоящее время является Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных, женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 июля 1997 г. № 403.

В соответствии с данным нормативно-правовым актом в целях предотвращения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных УИИ должны выявлять причины и условия, способствующие их совершению, и вносить предложения по их устранению руководству горрайорганов внутренних дел, в суд, прокуратуру, администрацию организаций, общественные объединения, органы местного самоуправления.

Согласно Инструкции наказания в виде исправительных работ включает в себя; учет осужденных; контроль за соблюдением ими условий отбывания наказаний и исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проведение с осужденными воспитательной работы; контроль за поведением осужденных и направление неработающих в органы службы занятости для трудоустройства; применение к осужденным мер поощрения и взыскания; установление обязанностей и запретов и др.

Вместе с тем данная Инструкция не регламентирует исполнение наказания в виде обязательных работ. Кроме того, данный документ принят ведомством, в которое в настоящий момент уголовно-исполнительные инспекции не входят.

В связи с этим в целях совершенствования правовых основ функционирования уголовно-исполнительных инспекций целесообразно на уровне Минюста России с учетом создания Федеральной службы исполнения наказания утвердить Инструкцию о порядке исполнения наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена от-

срочка отбывания наказания. Проект структурьР^данноКг^’^НАймативно-правового документа (с учетом нашей доработки предложений Е.О. Ананьевой) мог бы содержать следующие основные разделы:

общие положения (нормативная база деятельности уголовно-исполнительных инспекций, штаты, функциональные обязанности);

принятие приговоров к исполнению (сроки постановки на учет в инспекцию, документы, оформляемые в связи с заведением личного дела осужденных, исчисление сроков наказаний);

исполнение наказания в виде обязательных работ (документы, необходимые для личного дела, правильность ведения контроля отработанного времени, запреты для осужденных, меры поощрений и взысканий, порядок замены наказания);

исполнение наказания в виде исправительных работ (документы, необходимые — для: личного дела, запреты для осужденных, меры; поощрений и взысканий, порядок замены наказания на более тяжкие, порядок проверки предприятий на предмет правильного перечисления денежных средств, удержанных из заработной платы осужденных по приговору суда);

исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (документы, необходимые для личного дела, запреты для осужденных, меры поощрений и взысканий, порядок замены наказания);

-осуществление контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания.

В результате передачи уголовно-исполнительных инспекций в ведение Министерства юстиции Российской Федерации Минюстом России был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-штатное построение УИИ. Среди них можно выделить:

— приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 января 1999 г. №15дсп «О совершенствовании’организационно-штатного построения территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»;

— приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 530-К «Об утверждении перечней должностей начальствующего состава, соответствующих им специальных званий; уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»;

— приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3. июня 1999 г. № 626-К «Об утверждении должностных окладов сотрудников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Принятие этих нормативно-правовых актов способствовало укреплению уголовно-исполнительных инспекций. Были подняты должностные оклады их сотрудникам, в 70 % отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов УИС установлено предельное специальное звание по должности начальника — «полковник внутренней службы», что во многом способствовало повышению престижа службы в уголовно-исполнительных инспекциях.

1 См.: Приказ ГУИН Минюста России от 13 ноября 2000 г. № 192 «О рейтинговой оценке работы уголовно-исполнительных инспекций и аппаратов по их руководству территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

В целях контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций и аппаратов по их руководству и повышения их заинтересованности в результатах работы на уровне центрального органа уголовно-исполнительной системы утверждены Положения о рейтинговой оценке, методика ее определения и форма ведомственной отчетности «Рейтинг УИИ»1. В данном нормативном акте, в частности, закреплено, что рейтинговая оценка их деятельности определяется для сравнения результатов, достигнутых территориальными органами по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, по основным направлениям работы; выявления подразделений, имеющих высокие и низкие показатели; стимулирования их коллективов на достижение лучших результатов в работе. Изданы указания ГУИН Минюста России:

«О мерах по улучшению деятельности уголовно-исполнительных инспекций» от 23 марта 2000 г. № 18/15/3-15;

«О создании и организации работы уголовно-исполнительных базовых инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы» с приложением Типового положения от 14 июня 2000 г. № 18/15/3-20;

— «О мерах по укреплению^ законности: в деятельности уголовно-исполнительных инспекций» от 30 августа 2000 г.№ 18/15/3-38.

Подготовлены и направлены на места методические рекомендации об организации. воспитательной работы с осужденными к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Вместе с тем результаты диссертационного исследования показывают, что необходимо правовое регулирование вопросов взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних лет. Анализ нормативной базы указывает на отсутствие конкретных нормативно-правовых документов, в которых четко были бы регламентированы такие вопросы, как: компетенция уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, формы взаимодействия, вопросы ответственности органов внутренних дел за ненадлежащее исполнение или отказ от исполнения обязанностей об оказании помощи инспекциям, условия предоставления уголовно-исполнительным инспекциями органами внутренних дел служебных помещений, средств связи, а также транспортных средств, организация проведения совместных мероприятий, проводимых силами уголовно-исполнительных инспекций и горрайор-ганов внутренних дел в целях профилактики правонарушений, а также воспитательного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных антиобщественных деяний, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В связи с этим предлагается Минюсту России совместно с МВД России принять межведомственный нормативно-правовой акт в виде Инструкции по взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, разделы которой регламентировали бы выше указанные вопросы.

В целях оказания содействия уголовно-исполнительным инспекциям в исправлении осужденных к наказаниям без изоляции от общества, а также повышения роли общественности в работе по ггоедуггоеждению рецидивной преступности на уровне центрального органа УИС было утверждено Примерное положение об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации1.. Согласно Положению общественные инспекторы уголовно-исполнительных инспекций проводят свою работу во взаимодействии с администрацией организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, участковыми уполномоченными милиции, органами службы занятости, общественными объединениями. В Положении содержится порядок приема граждан в состав общественных инспекторов уголовно-исполнительной инспекции, их права и обязанности, меры поощрения (благодарность, денежная премия, ценный подарок, почетная грамота). Согласно данному нормативно-правовому документу при осуществлении своих полномочий общественные инспекторы не приобретают права сотрудников милиции или иных правоохранительных органов.

1 См.: Приказ ГУИН Минюста России от 22 ноября 2001 г. № 212 «Об утверждении Примерного положения об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Изучение опыта работы уголовно-исполнительных инспекций показывает, что в настоящее время инспекциям на основе данного Положения оказывают помощь около 2 тысяч общественных инспекторов. В Приморском крае, Астраханской и Ростовской областях в контроле за поведением осужденных участвуют войсковые подразделения казачества, в Алтайском крае и Кировской области — советы общественности, а в Тюменской области — советы ветеранов территориальных органов внутренних дел. В Архангельской, Курской, Омской, Ростовской, Саратовской областях заключены договоры с учебными заведениями о прохождении студентами юридических факультетов практики в уголовно-исполнительных инспекциях1.

Повышение требований к деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, расширение их полномочий обусловили принятие в дальнейшем ряда нормативно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Так, был издан приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11. декабря 2001 г. № 1912-К «Об организационно-штатных вопросах по уголовно-исполнительным; инспекциям: Министерства юстиции Российской Федерации», который имел своей целью совершенствование организационно-штатного построения уголовно-исполнительных инспекций„ утвержден перечень должностей начальствующего состава инспекций, соответствующих им специальных званий и должностных окладов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. № 722 приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. утвержден Перечень предприятий учреждений, организаций и должностей в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца). В соответствии с ним сотрудники уголовно-исполнительных инспекций приобрели право на льготные условия выслуги лет с 1 января 2001 г.

1 См.: Сборник материалов о положительном опыте работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России по исполнению наказаний без изоляции от общества. С. 14.

Указанием ГУИН Минюста России от 23 марта 2000 г. № 18/15/3-15 предложено изучить организацию работы инспекций по предупреждению рецидивной преступности осужденных без изоляции от общества и их взаимодействию с органами внутренних дел, ввести в практику подготовку совместных приказов, указаний, обзоров и рекомендаций, проведение проверок и оказание практической помощи; разработать и ввести в практику систему информационно-аналитического обеспечения деятельности инспекций. Планирование работы управленческого звена и учреждений осуществлять на основе детального изучения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также результатов служебных расследований/Повысить требовательность к сотрудникам инспекций за состояние индивидуальной работы с осужденными, особенно с нуждающимися в усиленном контроле и воспитательном воздействии, нарушителями порядка отбывания наказания. В целях профилактики: преступности регулярно информировать население и общественность о состоянии работы по исполнению наказаний без изоляции от общества через средства массовой информации и многотиражную печать уголовно-исполнительной системы; проводить целенаправленную работу по укреплению контактов с органами власти, прокуратуры, судами, службами занятости населения и общественными организациями в поддержании правопорядка и решении проблем функционирования инспекций.

Указанием ГУИН Минюста России от 14 июня 2000 г. № 18/15/3-20 «О создании и организации работы базовых уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы» предложено в целях совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций создать базовые уголовно-исполнительные инспекции на основе учреждений, отвечающих требованиям Типового положения; организовать в них изучение лицами, впервые принятыми на службу в уголовно-исполнительные инспекции, законодательных, нормативно-правовых актов, учебно-методических материалов и передового опыта по вопросам исполнения наказаний без изоляции от общества, а также их обучение на практике формам и методам работы с осужденными.

Указанием ГУИН Минюста России: от 30 августа 2000 г. № 18/15/3-38 «О мерах по укреплению законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций» требуется осуществить дополнительные меры по усилению oneративного руководства и контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, оказанию им практической помощи и укреплению взаимодействия с органами внутренних дел. Это связано с учащением случаев нарушения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, ростом числа чрезвычайных происшествий (получение взяток, самоубийства и др.), выявлением тенденции к снижению уровня дисциплины среди личного состава, что свидетельствует о существенных недостатках в подборе кадров, организации профессионального обучения, воспитательной работы с сотрудниками инспекций, контроля за их деятельностью. В этой связи предложено включить в планы по служебной подготовке личного состава управленческих аппаратов занятия по проблемам деятельности уголовно-исполнительных инспекций, обеспечить психологическое обслуживание персонала инспекций, преодоление его профессиональной деформации. Потребовать от отделов кадров, отделов по работе с личным составом территориальных органов уголовно-исполнительной системы улучшения воспитательного воздействия на сотрудников инспекций, их профессиональной подготовки и переподготовки в учебных центрах, базовых учреждениях. Создать необходимые условия для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, прежде всего по обеспечению телефонной связью, мебелью, транспортом, оказывать всестороннюю помощь в решении социальных вопросов.

В 2001 г. уголовно-исполнительными инспекциями были приняты из МВД России функции по контролю за несовершеннолетними условно осужденными, исполняемые ранее подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В результате нагрузка на инспекции еще больше увеличилась. В связи с этим Главное управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации издало указание от 16 августа № 18/8295-КЖ «Об организации контроля за несовершеннолетними условно осужденными и некоторых изменениях порядка исполнения наказаний без изоляции от общества». Выдвигалось требование в срок до 1 октября 2001 г. обеспечить постановку на учет инспекций условно осужденных не с о вершеннолетних; организовать обучение сотрудников инспекций в системе профессиональной подготовки формам и методам работы с несовершеннолетними правонарушителями; обеспечить взаимодействие инспекций с другими органами, учреждениями и организациями по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

В настоящее время нормативно не закреплен порядок организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. В связи с этим мы поддерживаем мнение И.Н.Смирновой’ о необходимости нормативно-правового регулирования организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. С целью совершенствования правовых основ деятельности УИИ в данном направлении, наш взгляд, целесообразно принять отдельный ведомственный акт — Инструкцию об организации и проведении воспитательных мероприятий с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Это во многом будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и в конечном счете предупреждению преступлений с их стороны.

См.: Смирнова И.Я. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003, СП.

lawbook.online

Это интересно:

  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Возврат билетов у s7 Каковы условия возврата билетов — электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать […]
  • Воронеж военный суд У Воронежского военного суда появился новый председатель Владимир Путин назначил на эту должность Максима Бондарева Владимир Путин подписал указ о назначении нового председателя Воронежского гарнизонного военного суда. На эту […]
  • Нерезидент россии продажа квартиры налоги Налоги при продаже квартиры: сколько заплатят нерезиденты и хозяева съемного жилья. В вопросе налогообложения при продаже недвижимости существует правило, хорошо известное сегодня не только профессионалам, но и вообще всем […]
  • Обж правила безопасности на улице Обж правила безопасности на улице Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того, чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации […]
  • Можно ли обязать платить алименты родителей мужа Можно ли обязать платить алименты родителей мужа Консультируем за 500 рублей до 30 июля Можно ли взыскать алименты без развода? Алименты - это не только те деньги, которые один родитель после развода выделяет на содержание […]