Нормативно-правовые акты РФ

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права

Нормативно-правовые акты в РФ

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

Основные законы

Основные законы — это конституции.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

www.grandars.ru

Понятие, признаки и классификация органов госуларственных

Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов, обыкновенные законы подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон о прокуратуре).

Подзаконные нормативные акты: понятие и виды

НПА — основанные на законе акты правотворческой деятельности гос. и негос. органов и организаций, а т.ж. народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

общие (указ президента),

местные (деятельность орг. МСУ),

ведомственные (акт внутреннего действия; МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РФ к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств)

локальные (в организации; правила внутреннего трудового распорядка ИГУ).

48.Понятие и система законодательства. Система права и система законодательства

Нет единого мнения относительно понятия законодательства:

1. только действующие законы;

2. не только действующие законы, но и подзаконные акты общего характера.

3. не только законы и общие подзаконные акты, но и все другие нормативные правовые акты, действующие в государстве.

3. все НПА действующие в гос-ве. т.е. все законы и подзаконные акты (наиболее распространенная точка зрения).

Законодательство — совокупность всех действующих в гос-ве НПА.

Законодательство надо рассматривать как определенную систему. Она характеризуется:

компонентностью (зак-во складывается из определённых элементов);

интегрированностью (НПА связаны между собой и эти связи носят строго определённый характер);

многоуровневостью (складывается из НПА различной юр. силы);

объективностью строения (структура зак-ва в целом складывается независимо от органов, устанавливающих НПА, поскольку преопределена рядом объективных факторов);

целостностью (зак-во представляет собой единое целое);

Система законодательства по вертикали представляет собой пирамиду нормативных актов, расположенных с учетом их юр-ой силы. На вершине находятся конституционные законы, затем идут обыкновенные законы, затем общие подзаконные акты далее ведомственные подзаконные акты, далее местные подзаконные акты, в конце локальные нормативные акты. Система законодательства по горизонтали представляет собой совокупность отраслей законодательства соответствующим отраслям права.

Сист. права и сист. законодательства.

— сист. законодательства отражает внешнюю сторону позитивного права;

— первичный элемент сист. законодательства — НПА у сист. права — нормы права;

— ист. законодательства не совпадает с системой права ещё и потому что законодательство это не все право — это только часть права т.к. право выражено и в др. источниках (правовые обычаи, правовые прецеденты и др.).

— сист. права охватывает все существующие в данном гос-ве источники права, а система законодательства охватывает только НПА.

49.Систематизация законодательства (понятие и формы)

Систематизация законодательства — целенаправленная работа заключающаяся в упорядочении и приведении в единую систему законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости.

Цели систематизации: создание стройной системы законов, устранение устаревших и недействующих норм права, разрешение юр-ких коллизий, ликвидация пробелов.

Трудовые пенсии
В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений. С 1 января .

Государственная собственность
В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственно .

Организация деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основн .

www.pravoday.ru

Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.
Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

· Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

o организацию государственной власти;

o закрепляет основы конституционного строя;

o основные права и обязанности граждан;

o федеративное устройство;

o систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

o основы правосудия;

o избирательную систему.

Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Конституционные законы — это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.
Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.
Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.
Чаще всего используемый вид кодификационного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.

studopedia.ru

Виды законов

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладают Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию (см. рис. 26.2).

1. Конституция. Будучи основным законом государства, Конституция определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности. Установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать нормам

Рис. 26.2. Виды законов

Конституции

Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.

Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находят выражение в особой усложненной процедуре ее принятия, а также изменения и дополнения.

2. Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

3. Обыкновенные законы. Основную массу законов государства составляют законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, — так называемые обыкновенные законы. Порядок их принятия более простой. В частности, в Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более половины голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Кроме того, не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации. Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт. Во-первых, в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства.

Во-вторых, такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.).

В-третьих, будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

В-четвертых, кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период действия. Эффективность кодификационного закона во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, служащих предметом регулирования такого акта, их динамику.

В-пятых, предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства.

Наконец, в-шестых, акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования, непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ [1] .

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах федерации и ее субъектов.

Чаще других как вид кодификационного закона используется кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Кодекс либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (УК РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК РФ, ТК РФ). Во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых подверглась существенной переработке, например, ТК РФ, НК РФ. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них различают жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это УК РФ, УПК РФ, ГК РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания и др.). Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим систему права.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

За последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 1990-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как ГК РФ, СК РФ, НК РФ, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится главным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту, неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов.

Модельный закон

Отдельным видом закона является модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.) либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно применяется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты служат рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

Кроме того, систематизацию законов можно проводить также по времени их действия, и тогда можно выделить законы постоянные (их действие не ограничено указанием определенного срока) и временные (действуют в течение определенного срока, указанного в них).

Закон должен утверждаться в качестве основного нормативного акта не только по своей юридической силе, но и по фактическому влиянию па общественную жизнь, укрепление законности, охрану и обеспечение прав личности, создание преград произволу и усмотрению чиновников государственного аппарата. По-настоящему должен быть верховным лишь тот закон, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на общечеловеческих моральных ценностях.

  • [1] См.: Проблемы общей теории права и государства : учеб. для вузов / под общ. ред. члена-корр. РАН, докт. юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М.: изд. группа НОРМЛ-ИНФРЛ М, 1999.

studme.org

§ 2. Виды законов

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция.

Конституция как основополагающий учредительный юридический

акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий пра-

Часть третья.

вовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и государственного устройства, права и свободы граждан, основы юридической системы, систему правосудия.

В Российской федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. федеративное устройство.

4. Президент Российской федерации.

5. федеральное Собрание.

6. Правительство Российской федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные

(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской федерации в течение 14 дней и обнародованию.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвя-

щенные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Государство и право

туции Российской федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

В составе законов выделяются и на практике обладают преимущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы, те, которые принимаются федеральным законодательным органом – федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы

областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные; граждан-

ские; брачно-семейные; уголовные; земельные; финансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; процессуальные; природоохранительные.

Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых

содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

lawbook.online

Это интересно:

  • Сбу задержала на взятке СБУ задержала на взятке руководителя райотдела полиции в Одессе Сотрудники Службы безопасности Украины разоблачили на взятке заместительницу начальника одного из районных отделов Главного управления Национальной полиции в Одесской […]
  • Патент 7 тысяч Многофункциональный миграционный центр в Сахарово. Особенности получения патента на работу Многофункциональный миграционный центр в Сахарово. Особенности получения патента на работу Компания Конфиденс Групп предлагает вам […]
  • Ксенон какое наказание Штраф или другое наказание за ксенон в 2018 году. Легализация ксенона. - C - ближнего, R - дальнего, CR - двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания; - HC - ближнего, HR - дальнего, HCR - двухрежимного света с […]
  • Охотники за штрафами Какие бывают штрафы за нарушение правил охоты Каждый охотник, согласно Конституции, должен внимательно относиться к природным ресурсам, охранять естественную среду обитания диких животных и птиц. К сожалению, не все осознают эту […]
  • Что сказать коллегам при увольнении с работы Слова благодарности коллеге при увольнении Сегодня я увольняюсь и покидаю наш дружный коллектив. Дорогие мои коллеги, спасибо вам за тёплую и радужную атмосферу, за доброе сотрудничество, помощь и взаимоподдержку. Желаю оставаться […]
  • Как проверить машину на залог арест Как проверить машину на залог арест Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Как проверить автомобиль на обременение Покупка обремененного ТС чаще всего […]