Оглавление:

Экология природных ресурсов

Оценка воздействия деятельности на окружающую среду

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Экологическое законодательство РФ предусматривает два вида экологических экспертиз: государственную (обязательную) и общественную (инициативную и добровольную).

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией. Цель экспертной комиссии — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества, а также проекты стандартов и нормативов.

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов: обязательность ее проведения, научная обоснованность выводов, независимость и вневедомственность — широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам в программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т.д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить превентивное правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, нацеленной на снижение экологического риска при принятии решений.

Экологическая экспертиза логически продолжает оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС), причем задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, что в процессе ОВОС действительно предусмотрены все необходимые меры по охране окружающей среды, требуемые современным экологическим законодательством.

Оценка воздействия деятельности на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она дополняет технические, экономические, социально-политические оценки предполагаемых решений. В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально опасных объектов (нефтеперерабатывающих, химических предприятий, крупных энергетических объектов и т.д.). Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организации. Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности.

oblasti-ekologii.ru

Объекты экологической экспертизы

Какие виды деятельности и документы подлежат экологической экспертизе? Как законодатель разграничил объекты экспертизы на федеральном и региональном уровне? И в отношении каких объектов допустима общественная экспертиза? Ответить на эти вопросы поможет данная статья.

Под экологической экспертизой понимается исследование для установления соответствия документов хозяйствующего субъекта экологическим требованиям, которое проводится в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством России.

Выделяют государственную и общественную экологическую экспертизу. Инициатором первой выступает государство в лице органов исполнительной власти на различных уровнях власти. Инициатором общественной экспертизы может стать любой гражданин или общественная организация, органы местного самоуправления, основным видом деятельности которых, согласно уставу, является охрана окружающей среды и разработка мер по улучшению безопасности.

По итогам исследования, независимо от его инициатора, эксперт составляет заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Свою юридическую силу оно приобретает в тот момент, когда оно согласовывается с компетентным органом государственной власти или субъекта федерации.

Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 23. 11. 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также нормативными документами органов власти субъектов РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти. Она подразделяется на федеральную, производимую Росприроднадзором и его отделениями на местах, и региональную, реализуемую органами исполнительной власти на региональном уровне. Цель исследования — предотвращение негативного воздействия на окружающую среду последствий человеческой деятельности. Срок проведения – не более 3 месяцев.

Объекты федеральной экологической экспертизы

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:

  • 1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области защиты окружающей среды. Эта документация разрабатывается и утверждается на федеральном уровне, то есть Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами для оптимизации мер безопасности.
  • 2. Проекты целевых программ федерального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию таких хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую природу.
  • 3. Проекты соглашений о разделе продукции. Данный вид соглашений заключает в себе все необходимые условия раздела произведённой продукции между сторонами, а также порядок пользования недрами, порядок добычи и разработки полезных ископаемых.
  • 4. Материалы, которые предназначены для обоснования лицензий на осуществление тех видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
  • 5. Техническая документация на технику или оборудование, использование которых может повредить безопасности окружающей природы и среды.
  • 6. Исследование земельных участков, которые имеют статус особых охраняемых природных зон федерального значения.
  • 7. Все виды деятельности, проводимые на континентальном шельфе.
  • 8. Объекты недвижимости, строительство которых предполагается в национальных парках, заповедниках или природоохранных зонах.
  • 9. Проектная документация объектов, которые используются для размещения отходов различной степени опасности. В этот перечень входит документация на строительство объектов, которые занимаются обезвреживанием и размещением таких отходов, то есть обеспечивают безопасность для природы.
  • 10. Документация на искусственные земельные участки, которые будут размещены на государственных водных объектах.

Экспертизе в обязательном порядке подлежат все объекты, строительство и реализация которых может повлечь за собой последствия для безопасности природы. Без положительного заключения государственной экспертизы объект недвижимости не будет реализован и профинансирован. Например, не будет возможности осуществить возведение многоквартирного дома.

Объекты региональной экологической экспертизы

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:

  • 1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области разработки мер безопасности для окружающей среды, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне, то есть властью субъектов федерации.
  • 2. Проекты целевых программ регионального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию хозяйствующих субъектов, которые могут нарушить безопасность окружающей природы.
  • 3. Техническая документация на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных территорий. Проводится проверка документации, которая обосновывает придание этим землям такого статуса.
  • 4. Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на этих земельных участках.
  • 5. Другие объекты строительства и хозяйственной деятельности, которые ранее уже получали положительное заключение, однако:
  • — Дорабатывались по перечню дополнений из заключения экологической экспертизы;
  • — Были реализованы с отступлениями от положений документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
  • — Срок действия положительного заключения истёк;
  • — Документация, имеющая положительное заключение, была изменена.

Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может быть проведена как в государственных экспертных бюро, так и у частных специалистов. Главное условие – эксперт или экспертное учреждение должен иметь соответствующий документ, разрешающий ему проведение такой экспертизы.

Объекты общественной экологической экспертизы – это:

  • 1. Все объекты строительства и реконструкции на государственных землях и участках;
  • 2. Техника и оборудование;
  • 3. Проектная и техническая документация на объекты, которые предполагается размещать на земельных участках в природоохранных зонах;
  • 4. Методическая и нормативная документация;
  • 5. Материалы на объекты земельных участков, которые признаны национальными парками, заповедными и природоохранными зонами;
  • 6. Другие объекты, которые относятся к перечню объектов государственной экспертизы.

Исключением являются те объекты, которые составляют государственную, коммерческую или иную тайну, которая охраняется законом.

advokat-malov.ru

Экологическая экспертиза

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Представляется очевидным, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Начиная с 1970-х гг. во многих странах стали проводить экологическую экспертизу проектов, оценку воздействия на природу будущих промышленных и социальных объектов.

Экологическую экспертизу можно определить как комплекс мер юридического и экономического характера, предшествующий реализации конкретных проектов в целях опенки их приемлемости с точки зрения воздействия на окружающую среду.

Значительный опыт организации и проведения накоплен в США, Японии, ФРГ, Канаде, Австралии. С 1972 г. планомерное экологическое обоснование проектов стало проводиться и в России. В большинстве государств, использующих экологическую экспертизу, местные органы управления могут в случае необходимости (по их усмотрению) организовать публичное слушание проекта. Подобные действия практикуются, например, в США, Великобритании, Австралии, Японии. В целом экологическая экспертиза проектов позволяет достичь цели управления качеством окружающей среды на стадии проектирования промышленных и социальных объектов.

В США механизму экологической экспертизы, проводимому под контролем государства, отводится главная роль в деле предупреждения нежелательных последствий для окружающей среды в ходе хозяйственной деятельности. Сложившийся здесь механизм экологической экспертизы включает в себя:

— экологическую экспертизу хозяйственных проектов с целью корректировки их экологических параметров или принятие альтернативного варианта, более полно отвечающего природоохранным требованиям;

— экологическую экспертизу действующих предприятий в форме предоставления разрешения на их эксплуатацию или модернизацию;

— экологическую экспертизу новой продукции.

Американские специалисты считают, что учесть экологические факторы на стадии проектирования — значит существенно сократить расходы на охрану окружающей среды. Ряд исследований, проведенных в США, показали эффективность экспертной оценки проектов как с природоохранных, так и с экономических позиций. Затраты на экологическую экспертизу хозяйственного проекта составляют десятые доли процента стоимости его реализации, а общие расходы на охрану окружающей среды — не более 3% ассигнований на внедрение проекта. Экономические результаты экологической экспертизы значительно превосходят эти затраты. В некоторых случаях, однако, негативные результаты экспертизы приводят к отклонению или отсрочке выполнения представленных проектов.

В США также принимаются меры государственного контроля за экологическими параметрами новой продукции, в том числе автомобилей, продуктов питания, косметики, химикатов и др. Введены и применяются на практике предельные нормы на применение пестицидов в сельском хозяйстве.

Экологической экспертизе промышленных и социальных проектов отводится исключительно важная роль в практике охраны природы и в Японии. Экологическая оценка проводится здесь по следующим пунктам.

1. Семь видов нарушения окружающей среды: загрязнение воздуха (соответствие допустимому уровню), загрязнение воды (сравнительно с допустимым уровнем), загрязнение почвы тяжелыми металлами и химическими соединениями, оседание грунта, уровни шума, вибрация, неприятные запахи.

2. Влияние на естественную природу и культурные памятники: воздействие на живую природу и обеспеченность среды элементами живой природы, воздействие на культурные памятники, ландшафт (стандарт озелененности и ряд требований к эстетичности).

3. Пять видов влияния на социально-экономическую систему: затененность соседних домов (соответствие стандарту), создание помех для радиоволн, утилизация и захоронение твердых отходов, влияние на коммуникации, степень безопасности.

В Японии имеются уникальные стандарты, которые используются в качестве оснований проведения экспертизы.

Так, стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории. Минимальное значение, равное 1, получают территории, не имеющие зелени; фермы, луга, травяные газоны, поля, сады имеют индекс от 2 до 4; заросли кустарников и бамбука — 5; посадки деревьев — 6; молодой вторичный (посаженный) лес — 7; старый посаженный лее — 8; первичный лес — 9; особо ценный первичный лес — 10. После завершения строительства объекта средний индекс освоенной территории должен быть не ниже 6. Следовательно, чтобы компенсировать залитые асфальтом участки, строители должны сажать деревья. Стандарт затенения требует, чтобы суммарное время затенения новостройкой окон прилегающих домов не должно превышать 2 час в сутки в любое время года, вследствие чего, в частности, приходится возводить дома причудливой формы, напоминающие пирамиды.

Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. Установлен также порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.

Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы позволяет интегративно оценить качество среды (например, качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).

Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе.

studme.org

5. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Кроме того, ранее задача экспертизы не сводилась к установлению соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, содержащимся лишь в технических регламентах и законодательстве. То есть в процессе экспертизы устанавливалось соответствие намечаемой деятельности требованиям по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Такие требования могут вытекать также из естественных законов развития природы. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты — представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований. Тем самым экологическая экспертиза позволяла дать более полную и объективную оценку воздействия намечаемой деятельности на природу.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

6. Виды и принципы экологической экспертизы

В соответствии с законодательством в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы. Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу.

— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы;

— обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Данный принцип, прежде всего, обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы;

— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Он означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему;

— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.

Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы;

— гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы — важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

uchebnik.online

6. Экологическая экспертиза

Что понимается под экологической экспертизой?

Каковы принципы экологической экспертизы?

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом «Об экологической экспертизы» предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды — Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:

  1. документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  2. положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;
  3. заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  4. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

  1. заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  2. формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт обязан:

  1. осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;
  2. соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов об экологической экспертизе;
  3. соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы;
  4. обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  5. участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:
  6. обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

  1. доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
  3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию:
  4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  5. внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

  1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном законом объеме;
  2. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

  1. общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  2. общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  3. порядок государственной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом;
  4. устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
  5. не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы.

Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизы», является исчерпывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:

  1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
  4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  5. уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  6. реализация объема экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководителями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  1. нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспертизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  2. нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  3. неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
  4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:

  1. нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  3. фальсификация таких выводов;
  4. сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
  2. выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздействие на окружающую природную среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  3. организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
  5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

rudiplom.ru

Это интересно:

  • Клин городской суд Клинский городской суд Московской области Клинский городской суд Московской области распространяет свою юрисдикцию на территорию общей площадью более 200 тыс. га с численностью населения около 95 тысяч человек. Клинский городской […]
  • Ежемесячное пособие на ребенка в нижнем новгороде Выплаты и пособия на ребенка в Нижегородской области и Нижнем Новгороде в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Нижегородской области и Нижнем Новгороде в 2018 году Детские пособия установлены […]
  • Ген прокурор российской федерации 2018 Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской […]
  • Если муж не платит алименты может ли государство платить за него Может ли государство платить алименты за должника? Нет, такого закона нет. Алиментчик должен сам платить. А злостный неплательщик привлекается к уголовной ответственности. только , если он объявлен в розыск В интересах […]
  • Об экологической экспертизе 2014 Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о […]
  • Что понимается под содержанием право собственности Право собственности и другие вещные права Гражданское право Предмет и методы гражданского права Принципы гражданского права Система гражданского права Право собственности и иные виды вещных прав Следует различать […]