Понятие преступления: суть вопроса

Достаточно часто наблюдаю, как многие даже вроде бы взрослые люди путают понятия «правонарушения» и «преступления». Путаница в понятиях сразу приводит к путанице отраслей права. В результате, убежденный в своей правоте ребятенок идет на реальный ЕГЭ с испражнениями в голове вместо знаний. Надоело на такое смотреть, поэтому предлагаю вам, читателям нашего сайта, совершить внезапную проверку знаний этой темы разобраться с этим понятием и больше нигде не ошибаться.

Под преступлением в действующем Уголовном кодексе понимается — опасное деяние или бездействие, запрещенное этим самым кодексом (УК РФ ст.14, п.1). Разумеется такое определение не годится для использование в тесте егэ.

Поэтому переформулируем это понятие: преступление — это общественно опасное деяние, бездействие, посягающие на права других людей и имеющее опасные последствия. Нюанс в том, что если эти действия (или бездействия) не имели серьезных опасных последствий, или имели малозначительные последствия, то преступными такие действия (бездействия) не являются (УК РФ ст. 14, п.2).

Именно поэтому, кстати, многие деяния так и остаются малозначимыми. К примеру, пьяные подростки «отжали» у вас на улице 500 рублей. «Ну не 3000 же рублей!», — ответят вам в полиции. Или какой-нибудь гопник обзовет бабулю матерными словами — это вообще относится к предмету административного права.

Собственно, уровень опасности устанавливается самим Уголовным кодексом РФ. Все преступления по критерию опасности подразделяются на степени тяжести:

Небольшой тяжести — это умышленные и неосторожные деяния, за которые максимум могут дать три года лишения свободы. К ним относятся, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК) и пр.

Средней тяжести — это деяния, за которые максимальное наказание не превышает пяти лет тюрьмы. Такими деяниями могут быть: нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 146 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и пр.

Кстати, преступления средней тяжести могут быть и не умышленные. За них полагается наказание не более трех лет лишения свободы.

Тяжкие — это уже точно умышленные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. К такого рода преступным деяниям можно отнести: массовые беспорядки (ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), терроризм (ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и пр.

Особо тяжкие — это умышленные деяния, за которые максимальное наказание назначается свыше 10 лет или более строгое наказание. К особо тяжким преступлениям относится: убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), диверсию (ст. 281 УК) и др.

Таким образом, преступление тем опаснее, чем опаснее характер преступных действий. Сами же эти преступные деяния находятся во второй, особенной части Уголовного кодекса РФ.

Деяние считается преступным, если отвечает четырем основным признакам:

Виновность — связь субъекта преступления с наступившими опасными последствиями. Эту вину (связь) доказывают или опровергают в суде.

Опасность деяния — то есть когда имело место быть посягательство на права других людей. Вот, к примеру, американскую школьную учительницу Дженифер Фихтер в 2015 году признали виновной в растлении малолетних и приговорили к 22 годам тюрьмы. В чем же здесь общественная опасность — недоумевали наши доморощенные идиоты?

Дженифер Фихтер, опасная преступница

А опасность вот в чем: какие функции выполняет школьный учитель? В первую очередь он транслирует определенные ценности, культуру — хочет он того или нет. А если учитель занимается растлением своих уже учеников, которым хотя бы и есть по 17 лет, в чем опасность? Не только дело в самих порочных связях. Дело ещё и в том, какие ценности таким образом Дженифер Фихтер им транслировала? Ценности — биологические, а не социальные.

Вот Вы как думаете — эти парни в будущем смогут стать нормальными мужьями и отцами семейства, которые не будут лезть под юбку к первой же попавшейся привлекательной женщине? Я вот в этом сомневаюсь. Поэтому учительницу и посадили на 22 года: за то, что она транслировала не те ценности, а значит способствовала падению нравственности и морали американского общества. Вот в чем подлинная опасность такого преступного деяния.

Противоправность как признак преступления означает нарушение субъектом норм действующего законодательства. Собственно, что не нарушено — преступным и не являются.

Наказуемость преступного деяния — подверженность такого деяния наказания, оговоренную в УК РФ.

Таким образом, отличие преступления от других правонарушений состоит в том, что преступник (субъект) посягает на права другого гражданина (субъекта) и тем самым подвергает общественные отношения опасности. К примеру, если человек ворует — он создает угрозу для функционирования института частной собственности. Если человек — фальшивомонетчик — он вредит деньгам как финансовому институту, чем вносит разлад в денежное обращение и т.д.

На сегодня всё — подписывайтесь на новые статьи, делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях.

ege59.ru

И вновь к вопросу о малозначительности деяния в УК

Вопрос о понятии, сущности и критериях выделения малозначительного деяния уже довольно долго становится объектом дискуссий видных ученых в сфере уголовного права, однако есть некоторые нюансы, которые упоминаются совсем вскользь, либо совсем не упоминаются авторами при рассмотрении данного вопроса, хотя на наш взгляд, они являются основными для уяснения сущности института.
Сразу отметим, что в данной статье мы не будем подробно останавливаться на извечных вопросах о понятии состава преступления, однако следует подчеркнуть, что нам ближе позиция понимания состава как законодательной модели.

Ч. 2 ст. 14 УК РФ закрепляет понятие малозначительного деяния: «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».
Таким образом, в доктрине выделяются три основных критерия, по которым можно определить малозначительное деяние:
1) Деяние должно содержать признаки какого-либо преступного деяния, предусмотренного УК.
2) Деяние должно быть совершено с прямым, конкретизированным умыслом (то есть направленность умысла должна состоять в желании субъекта совершить именно такое малозначительное деяние).
3) В деянии отсутствует общественная опасность.
Критика указанных положений состоит в том, что указанные признаки носят неточный, обобщающий характер: не поддаются формализации ввиду их ситуативной вариативности; при применении указанных признаков, очень многое будет зависеть от мнения судьи.

В. Мальцев [В. Мальцев Малозначительность деяния в уголовном праве // URL: https://www.lawmix.ru/comm/7739] выделяет два возможных случая малозначительности: 1) кража карандаша/спичичного коробка и т. д. (общественная опасность отсутствует полностью), 2) общественная опасность есть, но она не превышает уровня гражданского или административного проступка. Примерно в таком же ключе мыслит довольно значительное количество ученых и практикующих юристов.
Однако на наш взгляд, такая позиция является ошибочной. В. Н. Винокуров [В. Н. Винокуров Малозначительность деяния в уголовной праве: признаки и формы // URL: www.consultant.ru] правильно отмечает, что рассматривая малозначительность, следует учитывать два вида деяний: 1) за деяние может быть предусмотрена как административно-правовая, так и уголовно-правовая ответственность (например, кража и мелкое хищение), 2) за деяние предусмотрена только уголовная ответственность, а никакого дополнительного буфера в виде административной ответственности нет. Ученый предлагает использовать институт малозначительности только по отношению ко второму случаю.
На наш взгляд, позиция В. Н. Винокурова в целом более соответствует пониманию института малозначительности, однако ее следует развить и более детально проработать.

Для полного понимания проблемы следует обратиться к вопросу о соотношении понятий «состав преступления» и «общественная опасность». Данный вопрос отлично описан в статье Иванчина А. В [Иванчин А.В. Соотношение состава преступления, преступления и малозначительного деяния // Противодействие преступности: уголовно- правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты : матер. III Российского Конгресса уголовного права (29-30 мая 2008 г.). – М. : Проспект, 2008. – С. 39-42]. В целом существует две основные точки зрения на соотношение данных понятий.
Первая из них включает в состав преступления общественную опасность, распространяя ее по элементам состава (опасный способ — объективная сторона, корыстные побуждения — субъективная сторона и т. п.).
Вторая точка зрения, правильность которой обосновано доказывает Иванчин А. В., говорит о том, что состав преступления — это олицетворение признака противоправности, в то время как общественная опасность вынесена за рамки состава. То есть установление признаков состава преступления дает нам лишь предположение о наличии в деянии общественной опасности, однако это предположение опровержимо как раз в свете ч. 2 ст. 14 УК РФ, которая под угрозой признания деяния малозначительным требует наличия в деянии общественной опасности. Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности его деяние должно содержать все признаки состава преступления и общественную опасность.

В связи с определением соотношения понятий «состав преступления» и «общественная опасность», можно перейти к основному вопросу: можно ли считать кражу карандаша, тетради, спичек и т. п. малозначительным деянием? Ответом на это вопрос должно быть однозначное и категорическое нет.

Малозначительное деяние должно содержать признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК. Учитывая то, что деяние будет считать преступлением если в нем содержатся все признаки состава преступления и присутствует общественная опасность, в малозначительном деянии должны присутствовать только признаки состава преступления, в то время как общественная опасность должна отсутствовать. То есть в малозначительном деянии есть признаки состава преступления, которые теоретически будут являться основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.
Рассмотрим пример с кражей карандаша. Согласно ч. 1 ст. 158, кража — это тайное хищение чужого имущества, то есть кража карандаша вроде как подходит под признаки состава указанной статьи, однако у нас есть норма КоАПа о мелком хищении — 7.27, в которой сказано, что «мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей. или две с половиной тысячи. » наказывается административной ответственностью, а не уголовной, отсюда можно сделать вывод о том, что чтобы лицо подлежало уголовной ответственности по ч. 1 ст. 158 УК РФ, оно должно совершить кражу, превышающую стоимость имущества в 2500 рублей или совершить квалифицированные составы кражи, если же лицо совершит кражу на меньшую сумму, оно уголовной ответственности не понесет по принципу Ultima ratio. То есть в его деянии будет отсутствовать такой признак состава, как объективная сторона.
А вот грабеж карандаша может быть признан малозначительным, так как декриминализации этого деяния нет, состав преступления будет присутствовать, а общественная опасность может отсутствовать.
Таким образом, законодатель сам вынес путем декриминализации малозначительное деяние — кражу карандаша — в разряд вообще непреступных.
В данном случае кража карандаша не будет являться малозначительным деянием, так как в краже карандаша отсутствует сам по себе состав преступления, а не только общественная опасность, поэтому признавать подобные деяние малозначительными — это значит нарушать ч. 2 ст. 14, в которой обязательным признаком малозначительного деяния должно быть совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.
Также наши доводы подтверждаются самой сущностью малозначительности. Признавать деяние малозначительным или нет решает только лицо, ведущее производство по делу, тогда как в вопросе о краже карандаша лицо, ведущее производство по делу вообще не сможет привлечь обвиняемого к уголовной ответственности.

Выводы:
1. Малозначительное деяние должно содержать все признаки состава преступления и при этом в деянии должна отсутствовать общественная опасность.
2. Декриминализация и перевод некоторых деяний УК РФ в КоАП снимает вопрос об их малозначительности, так как совершение таких деяний априори становится непреступным.
3. В связи со всем сказанным, считаем неправильными формулировки лиц, ведущих производства по делу, о прекращении дела в связи с отсутствием состава преступления, так как отсутствует не состав преступления, а общественная опасность по ч. 2 ст. 14 УК РФ.

zakon.ru

Тип урока: учебно-практический. Форма урока: лабораторное занятие, работа в малых ролевых группах.

Транскрипт

1 Урок права в 10 «А» классе по теме «Виды правонарушений. Преступление» Цель урока: познакомить учащихся с видами правонарушений и отличительными признаками преступления. Задачи урока: Обучающие: — формирование понятий «правонарушение», «преступление»; — способствовать выработке умений и навыков правового анализа видов правонарушений, отличия преступления от иных правонарушений. Развивающие: — развитие умений и навыков сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задания, работа в группе, выступать публично; — развитие критического мышления. Воспитательные; — формирование уважительного отношения к законам; — способствовать повышению правовой грамотности и правовой культуры школьников. Оборудование: — Учебник, Кодексы: Трудовой, Гражданский, Уголовный, Об административных правонарушениях, Устав МОУ гимназии табличек на столы: «дисциплинарные правонарушения», «гражданско-правовые правонарушения», «административные правонарушения», «уголовные правонарушения», «нет правонарушения». Литература: 1. Т. В. Кашанина, А.В. Кашанин. Право. Учебник для классов. М.: Вита-Пресс, А. Б. Гутников, В.Н. Пронькин. «Живое право». Том 2.Уголовное право. СПб изд. С.-Петербурского института права им.принца П.Г. Ольденбурского, Кутафин О. Е. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. 3-е издание. — М.: Юрист, Кодексы Российской Федерации. Межпредметные и внутрипредметные связи: история, основы государства и права. Тип урока: учебно-практический. Форма урока: лабораторное занятие, работа в малых ролевых группах.

2 План — Мотивация. Казус «Драка Сидорова». — Объявление темы, учебных результатов и хода занятия. — Введение в новый материал. Характеристика видов правонарушений. Определение понятий «правонарушение» и «преступление». — Интерактивная часть. Работа в малых ролевых группах («законодатели») с казусами. — Подведение итогов занятия. Ход урока. I. Вводная часть. 1. Мотивация. Учащимся предлагается рассмотреть казус «Драка Сидорова» и ответить на вопросы. Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Вопросы учителя: Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он бы прежде всего задал себе вопрос, а к каким видам правонарушений можно отнести поступки Сидорова? Ведь именно от этого зависит и наказание. 2. Организационная часть: объявление темы, учебных результатов и хода занятия. Учитель: Тема нашего занятия как раз и называется «Виды правонарушений». После этого занятия мы сможем: 1. называть виды правонарушений и законы (акты), описывающие их; 2. называть отличительные признаки преступлений; 3. называть возраст частичной и полной уголовной ответственности; 4. соотносить конкретный казус с видом правонарушений; 5. работать в группе, выступать публично; 6. выразить свое отношение к необходимости законов, знаниям законов и их соблюдению. Учитель: В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. В качестве справочной информации мы будем пользоваться Памяткой 1 (Учащимся раздается вариант этой памятки «Виды правонарушений»), А в конце занятия мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем Сидорову. II. Основная часть. 1. Введение в новый материал. Учитель: Прежде чем выступать в роли законодателей, нам необходимо сначала узнать: а какие же виды правонарушений, уже выделяют ученые и практики? Учащиеся используют памятку 1, называют 4 вида правонарушений. Учитель кратко характеризует эти виды и называет законы и акты, в которых записаны эти правонарушения.учащиеся записывают в тетрадь определение «правонарушение». Правонарушение — поступок, вредный для общества и запрещенный законом. Виды правонарушений: — Дисциплинарные правонарушения — это нарушения учебной или воинской дисциплины, которая установлена в учебных заведениях, организациях, воинских частях. Например: грубость по отношению к преподавателю, опоздание на работу, невыполнение приказа командира. За подобные нарушения следует дисциплинарные наказания: замечание, выговор, удаление из класса, увольнение с работы, наряды вне очереди по дежурству на воинской кухне и т. д. Нарушения и наказания за них описаны в разных документах: в Трудовом кодексе, правилах внутреннего распорядка, Уставе школы или вуза, воинских уставах. Дисциплинарное наказание можно «заслужить» с самого раннего возраста — с 1 класса.

3 — Гражданско-правовые правонарушения связаны прежде всего с хозяйственной, экономической жизнью, например: продажа недоброкачественного товара, невыплата долга в срок, нарушение договора, затенение соседского огорода высокими кустами или забором. Но в тоже время многие нарушения прав и свобод граждан, их чести и достоинства также являются гражданско-правовыми правонарушениями. Правонарушителям грозят, как правило, имущественные последствия, установленные Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителей и другими законами: штрафы, возмещение убытков, обмен недоброкачественного товара на доброкачественный, вырубка кустов для ликвидации тени, выплата компенсации за моральный вред и так далее. По Гражданскому кодексу ответственность наступает частично с 14 лет, а полностью с 18 лет. — Уголовные правонарушения (преступления) — самые опасные правонарушения. К ним относятся: кража, грабеж, разбой, убийство, изнасилование, терроризм, захват заложников, хулиганство, угон автомобиля, причинение вреда здоровью, вымогательство и другие поступки (или, как говорят юристы, «деяния»). За преступление следует суровое уголовное наказание: штраф, исправительные работы, лишение свободы и даже смертная казнь. И после отбытия наказания человек получает «пятно» в биографии на несколько лет — «уголовный шлейф» — судимость: его могут не принять на работу на определенные должности. А если он совершит какое-то новое преступление в течение этих лет, то новое наказание будет гораздо строже. Преступления и уголовные наказания описаны только в одном законе — Уголовном кодексе. С 14 лет наказывают за некоторые преступления, а полная уголовная ответственность наступает с 16 лет. — Административные правонарушения — поступки, похожие на преступления, но не имеющие очень большой общественной ответственности. Они запрещены другим законом — Кодексом об административных правонарушениях (Ко АП). Мелкая кража, мелкое хулиганство, неповиновение милиционеру (без применения насилия к нему) — все это примеры административных правонарушений. За них предусмотрены административные наказания — предупреждение, административный штраф, лишение прав (например, водительских), административный арест до 15 суток. Административная ответственность наступает с 16 лет. В истории были и другие виды правонарушений, закрепленные в законах, например, особые «моральные» с «позорящими» видами наказаний. Существовали также религиозные правонарушения, наказания, за которые также записывались в законе (например, проклятие, отлучение от причастия на какое-то время, лишение чина священства и т. д.). 2. Интерактивная часть. Разъяснения задания учителем. Учитель: Представьте, что вы законодатели, каждый из вас получит один из казусов. Вам нужно решить, к какому виду правонарушений вы отнесли бы свой казус. В классе будет пять столов с табличками по видам правонарушений, и один стол — для случаев, когда казус описывает правильно поведение. Получив казус и приняв решение, каждый должен подойти к соотствующей табличке. Таким образом, у вас сформируются группы законодателей. В группе вам нужно будет показать, какой у вас казус и объяснить, почему вы решили, что он относится к этой категории. Затем вам нужно будет прийти к общему мнению по поводу каждого казуса. Если вы в группе решите, что ваш казус должен быть отнесен к другой категории, то вы можете перейти в другую группу. От каждой группы подготовьте двух выступающих, которые в течение двух минут должны: — рассказать, какие казусы собраны в группе; — объяснить, по каким признакам вы отнесли эти казусы именно к данному виду правонарушения, а не к другому (или не отнесли ни к какому виду правонарушений). Казусы: Работягина опоздала на работу. 1. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве. 2. Сидоров нагрубил учительнице во время урока.

4 3. Вандалова нарисовала на стене городской библиотеки огромную картину неприличного содержания. 4. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью. 5. Бросалин в драке случайно уронил своего соперника головой на камень, отчего тот 6. умер. 7. Жаднов не вернул долг в срок. 8. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку. 9. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер. 10. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседский огород и съела всю капусту. 11. Лихачев, катаясь на велосипеде, не справился с управлением и врезался в бабушку. Бабушка упала и сломала руку. 12. Водкин приглашал к себе домой знакомых школьников и распивал с ними водку. Презентация работы групп и вопросы. Затем каждая группа должна в течение 2 минут презентовать результаты работы. В ходе презентации учитель спрашивает другие группы: «Согласны ли вы с таким решением? Может быть, в другой группе, есть такие же казусы, которые отнесены к другим видам правонарушений? Объясните, почему Вы приняли такое решение. А могут ли законодатели также иметь разные точки зрения? От чего зависит принятие законодательным органом чьей- то точки зрения? В качестве комментария учитель поясняет, что порой законодатели в разное время также относят один и тот же поступок к разным видам правонарушений. Причины этого могут быть самые разные — общественное мнение, мнения ученых, практиков, исторические и юридические традиции, ошибки, случайности. После презентации учитель спрашивает: — Что было самым сложным в выполнении задания? Почему? — Какие вопросы у вас возникли? Подведение итогов занятия. — Что мы делали на уроке? — Что нового мы узнали сегодня? — Кто из вас может дать определение преступления? Правонарушения? — Можете ли вы сейчас сказать, чем преступление отличается от других правонарушений? (Очень высокая общественная опасность поступков, либо очень большой вред, а также то, что эти поступки запрещены Уголовным кодексом). — В каком законе описаны преступления и наказания за них? — С какого возраста наступает уголовная ответственность (или, другими словами, с какого возраста можно наказывать за преступления)? Согласны ли вы с таким решением законодателей? — Описание каких правонарушений содержит: Устав школы? Трудовой кодекс? Гражданский кодекс? Закон о защите прав потребителей? Кодекс об административных правонарушениях? Уголовный кодекс? — Почему необходим закон? Так ли необходимо знать законы? Почему? — Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы ответили на вопрос о возможном наказании Сидорова? (В этом случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного — нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового — возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного — драка может быть признана мелким хулиганством, так как был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного — причинение телесных повреждений однокласснику. Все это зависит от обстоятельств дела и от того, кто и как будет заинтересован в наказании Сидорова.) — Какие вопросы возникли у вас в связи с уроком? — С какими проблемами юридической теории и практики мы столкнулись на уроке?

5 Домашнее задание. Задание 1. Таблица «Виды правонарушений». Перечерти в тетрадь таблицу и заполни ее. Виды правонарушений Дисциплинарные Примеры правонарушений Законы или акты, запрещающие подобные нарушения и устанавливающие наказание за них Примеры возможных наказаний за правонарушения Возраст, с которого наступает ответственность Гражданскоправовые Административные Уголовные (преступления) Задание 2. Разгадайте кроссворд и проверьте себя — как вы усвоили материал урока. По вертикали в выделенных квадратиках вы прочитаете название науки, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывает меры по предупреждению преступности. сан к ция п р еступник деян и е вменяе м ый дисципл и нарное гражда н ско-правовое прав о нарушение преступ л ение угол о вное у г оловный администра и вное особенна я По горизонтали: 1. Наказание. 2. Субъект преступления, признанный судом виновным. 3. Юридический термин, описывающий как действие, так и бездействие. 4. Психически здоровый человек (прилагательное). 5. Прилагательное, описывающее один из видов правонарушения. 6. Прилагательное, описывающее один из видов правонарушения. 7. Поступок, вредный для общества и запрещенный законом. 8. Очень опасный для общества поступок, запрещенный уголовным законом. 9. Прилагательное, описывающее один из видов правонарушения. 10. Закон, в котором описаны преступления и наказания (прилагательное). 11. Прилагательное, описывающее один из видов правонарушений. 12. Часть Уголовного кодекса, в котором описаны конкретные составы преступлений и наказаний за них.

6 Задание 3. Проверьте, как вы усвоили материал урока, и выполните тест: 1. К современным видам правонарушений относятся: а) государственные; б) административные; в) частные; г) моральные. 2. Не относится к дисциплинарным наказаниям: а) замечание; б) выговор; в) лишение свободы; г) увольнение с работы. 3. Какое правонарушение не относится к гражданско-правовым: а) продажа недоброкачественного товара; б) изнасилование; в) невыплата долга в срок; г) включение ночью громкой музыки. 4. Какой законодательный акт описывает наиболее опасные правонарушения: а) Трудовой кодекс; б) Уголовный кодекс; в) Конституция; г) Кодекс об административных правонарушениях. 5. Где не могут быть записаны наказания за дисциплинарные правонарушения? а) устав школы; б) Уголовный кодекс; в) правила внутреннего распорядка; г) Трудовой кодекс. 6. Какое правонарушение относится к уголовным: а) нарушение условий договора; б) мелкое хулиганство; в) кража; г) опоздание на работу. 7. Преступление — это: а) очень опасный для общества поступок; б) поступок, грозящий негативными экономическими последствиями; в) поступок, связанный с нарушением трудовой дисциплины. 8. Уголовная ответственность в РФ за все преступления наступает с: а) 14 лет; б) 16 лет; в) 18 лет; г) 20 лет. 9. Отдельные виды преступлений и наказания за них описаны в: а) общей части Уголовного кодекса; б) особенной части Уголовного кодекса; в) третьей части Уголовного кодекса. 10. Уголовный кодекс относит грабеж к преступлениям: а) против личности; б) в сфере экономики; в) против общественной безопасности и общественного порядка. 11. К преступлениям против собственности относится: а) вандализм; б) вымогательство; г) уничтожение или повреждение лесов.

docplayer.ru

Анализ понятия уголовного наказания и его признаков

Понятия преступление и наказание являются сердцевиной действующего уголовного законодательства РФ. В статье 2 УК РФ сформированы основные задачи уголовного законодательства. Так, в части первой задачами уголовного кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Часть вторая данной статьи определяет, что «для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» [1] .

Таким образом, из анализа этой статьи видно, какие общественно отношения законодатель отнес в сферу охраны уголовного кодекса, определил, что основания и принципы уголовной ответственности, преступления и наказания, а также иные меры уголовно-правового характера являются прерогативой УК РФ.

В ч. 1 ст. 41 УК РФ дается легальное определение понятие наказания как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовном кодексе лишении или ограничении прав и свобод этого лица. В соответствии с этим определением, сущностью наказания и сложившейся уголовной наукой можно выделить ряд признаков уголовного наказания:

2.Личный характер наказания;

3.Процессуальная форма наказания – приговор суда;

4.Карательная сущность наказания;

5.Правовые последствия в форме судимости.

Публичный характер [2] наказания выражается в назначении от имени государства виновному лицу вопреки его воле такого наказания, которое выражало бы интересы всего общества в целом, а не отдельных лиц, органов и организаций. Таково мнение большинства ученый.

На наш взгляд, основная проблема нашей правоприменительной практики не в плохих законах, а в отсутствии понимания фундаментальных принципов и понятий у тех, кто творит эту практику, а также в низком уровне правовой культуры наших правоприменителей. В чем заключается суть публичного характера наказания в правовом государстве? Во-первых, это выражение интересов большинства, независимо от статуса, имущественного положения виновного лица. Во-вторых, это правовая определенность и предсказуемость уголовной системы. Как нам представляется, это то качество, к которому должна стремиться современная уголовная система. Все вышеизложенное описывает неолиберальную концепцию [3] судебной системы, к которой мы документально относимся (выражено в высших нормативных акта), но фактически уголовное наказание служит инструментом, выражающим интересы узких групп лиц.

На этот счет интересно мнение научного руководителя Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Вадима Волкова: «…трудно не усмотреть в работе российской судебной системы готовность защищать интересы господствующего класса, которым является государственная бюрократия. Да, сегодняшние суды весьма прилично решают хозяйственные и гражданские споры, но как только дело доходит до политики или крупных чиновников, суды даже без всякого телефонного права берут сторону власти, т.е. просто переводят в юридические термины ее волю. В таких условиях возведения «законности» во всеобщий принцип – это чисто идеологический трюк, легитимирующий правящий режим. При этом справедливость, другая важнейшая составляющая судопроизводства, обеспечивающая социальное равновесие, отошла на второй план» [4] .

Наказание имеет личный (индивидуальный) характер . В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Наказание может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому. Коллективной ответственности и наказания современное уголовное право не знает.

Наказание может быть выражено только в приговоре суда. Уголовное наказание — это особая мера государственного принуждения, назначаемая только судом. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. Освобождение от наказания также осуществляется только судом. Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу актов амнистии или помилования.

Карательная сущность наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Стоит отметить, что в зависимости от содержания наказания затрагиваются соответствующие субъективные права виновного лица. Например, при лишении свободы затрагивается право лица на свободное передвижение, политические, гражданские, трудовые и иные права. При назначении лицу наказания в виде штрафа затрагиваются имущественные права виновного лица. Но при осуждении виновное лицо может лишиться и других благ, таких как уважение, семья, друзья и тд. Стоит отметить, что лишение этих благ не входит в содержание наказание и не ставится целью наказания. На это обращал внимание великий русский юрист Н.С. Таганцев: «необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину. Необходимо выделить далее вызванные преступлением изменения в отношениях к виновному его семьи, знакомых, общества, потерю любви, уважения, доверия и притом даже и тогда, когда такая потеря выражается во внешней, осязаемой форме: не будет наказанием в юридическом смысле отцовское проклятье, хотя оно сопровождалось составлением рассерженным отцом духовного завещания, лишающего виновного сына наследства; не будет наказанием отказ от дома, неподача руки, проигрыш при выборах и т.п., как скоро во всех этих лишениях не заключается юридического ограничения личности и ее прав» [5] .

Необходимо отметить, что кара не является целью наказания, так как исходя из принципа гуманизма (ч. 2 ст. 7 УК РФ) следует, что наказание не имеет целью причинение физических или нравственных страданий. Кара – это атрибутивное свойство наказания, потому что те лишения и ограничения прав и свобод объективно доставляют виновному лицу страдания, лишение и др. негативные чувства, эмоции и переживания.

Существуют несколько спорных точек зрения относительно такого признака наказания, как наличие судимости — специфического правового состояния лица, полностью или частично отбывшего назначенное судом наказание.

Одни ученые считают судимость признаком уголовного наказания [6] . Другие ученые считаю, что судимость является не признаком наказания, а правовым последствием его назначения, выражающимся в особом правовом состоянии лица [7] . Аргументируют это тем, что судимыми являются также и лица, к которым наказание не применялось (условно осужденные в период испытательного срока), и лица, которые освобождены от отбывания наказания (досрочно или по отбытии срока наказания), и, также судимость характеризует не наказание как таковое, а лицо, которому оно назначено.

Легального понятия судимости уголовный закон не дает. Конституционный Суд в своем Постановлении РФ от 19.03.2003 N 3-П разъяснил, что судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности [8] .

Как нам представляется, судимость является правовым последствием наказания, а не признаком, отражающим сущность наказания. Лицо, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и в иных случаях, предусмотренных российским законодательством.

Таким образом, уголовное наказание, в отличие от других видов государственного принуждения (административного, гражданско-правового и др.), обладает репрессивным характером, выражено в приговоре суда, имеет личный (индивидуальный) характер и назначается виновному лицу и правовым последствием уголовного наказания является судимость. К сожалению, современные социологические исследования правоприменения позволяют с уверенностью констатировать, что уголовное наказание не в полной мере служит инструментом охраны и защиты общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ. А основные причины, как нам представляется, заключаются в низкой правовой культуре правоприменителей, палочная система и работа «на показатели» [9] в правоохранительных органах, эфемерная независимость суда, а также другие системные проблемы, выходящие за рамки нашего исследования.

[1] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова(и др); отв. Ред А. И. Рарог. – 10-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2015, Стр- 103.

[3] По ту сторону права: Законодатели, суды и полиция в России: сб. ст. / под. ред. В. Волкова, М. Трудолюбова; авт.: В.Волков, И. Григорьев, А. Дмитриева (и др.). – М,: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. Стр. -140 // В.ВОЛКОВ. СУДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСПОДСТВА.

[4] По ту сторону права: Законодатели, суды и полиция в России: сб. ст. / под. ред. В. Волкова, М. Трудолюбова; авт.: В.Волков, И. Григорьев, А. Дмитриева (и др.). – М,: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. Стр. -141 // В.ВОЛКОВ. СУДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСПОДСТВА.

[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 792 с. // СПС Консультант Плюс

[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова(и др); отв. Ред А. И. Рарог. – 10-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2015, Стр- 104.

[7] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 792 с. // СПС Консультант Плюс

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П

«По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 — 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан» // «Российская газета», N 61, 02.04.2003

[9] По ту сторону права: Законодатели, суды и полиция в России: сб. ст. / под. ред. В. Волкова, М. Трудолюбова; авт.: В.Волков, И. Григорьев, А. Дмитриева (и др.). – М,: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. Стр. -269 // М. ШКЛЯРУК. СЛЕДСТВИЕ НЕ ОШИБАЕТСЯ

zakon.ru

Это интересно:

  • Как написать заявление на налоговый вычет на ребенка образец Заявления на стандартный налоговый вычет - образец 2017-2018 Отправить на почту Заявление на стандартный налоговый вычет — наиболее востребованный у подавляющего большинства работающего населения документ. Рассмотрим, как его […]
  • Вакансии капитана на судах река-море Тема: Требуется экипаж с дипломами река-море Опции темы Требуется экипаж с дипломами река-море Для работы на пассажирском теплоходе в районе южной части Белого моря Беломорск-Соловки Требуется экипаж с дипломами река-море. […]
  • Штраф за парковку в калуге В Калуге собираются ввести штрафы за парковку на газонах Как мы рассказывали, одно из калужских предприятий за парковку на газоне в Москве оштрафовали на 900 тысяч рублей. В понедельник, 29 января, эту тему обсудили на заседании […]
  • Губернаторская пенсия Губернаторская пенсия: кому и сколько? ("Сургутская трибуна" N 174, сентябрь 2005 года) Губернаторская пенсия: кому и сколько? В редакцию газеты в последнее время часто обращаются неработающие пенсионеры с просьбой пояснить, кому […]
  • Управление тс без прав наказание Штраф за езду без прав и документов в 2018 году Как Вы знаете, водитель обязан при себе иметь водительское удостоверение, регистрационные документы на авто или прицеп, полис ОСАГО и так далее. По требованию сотрудника ГИБДД водитель […]
  • Независимая экспертиза оценка здания Оценка для суда Оценка стоимости имущества для суда Земельный участок(без строений, без осмотра) -от 3000 руб Дом, дача, коттедж(без осмотра) -от 3 500 руб Доля в квартире, доме, земельном участке (дополнительно к отчету) -500 руб […]