Встреча с судьями арбитражных судов

На торжественном заседании, посвящённом 20-летию арбитражных судов, Дмитрий Медведев вручил государственные награды судьям системы арбитражных судов России.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов Иванов Антон Александрович Председатель Высшего Арбитражного Суда награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Ордена Почёта удостоена судья Высшего Арбитражного Суда Нина Иванникова.

Кроме того, 11 судей Высшего Арбитражного Суда и председатели арбитражных судов ряда регионов получили почётные звания «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Уважаемые судьи! Друзья!

Хотел бы прежде всего поздравить вас со знаменательной датой – 20-летием российской арбитражной судебной системы. Её формирование, как всем нам хорошо известно, началось в определённый период и было необходимо для успешного демократического развития нашей новой страны, для полноценной защиты экономических интересов её граждан.

Государственные арбитражи, которые работали в советский период, конечно, были заточены под другое – под плановую экономику. И должен был появиться судебный институт, который способен разрешать экономические споры в условиях рынка. И, несмотря на то, что этот орган государственной власти был создан в кратчайшие сроки, он профессионально и очень ответственно выполнял и выполняет свои задачи.

Система арбитражных судов развивалась, и стремление идти вперёд было присуще всей этой системе на протяжении указанных 20 лет. На примере своей работы суды доказали, что они не только эффективно защищают интересы, но и способны к изменениям, несмотря на то, что судебная система в силу вполне понятных причин должна быть консервативной, с другой стороны – как и всё в этом мире, она должна меняться.

Среди таких новелл было и создание судебных арбитражных округов, которые не совпадают с административно-территориальным делением страны, а также выделение кассационной и апелляционной инстанций в отдельные и самостоятельные суды. Это позволило самым существенным образом укрепить независимость судей.

Огромное значение в сегодняшней жизни являют нам новые технологии. И внедрение высоких технологий в повседневную ткань работы арбитражных судов, на мой взгляд, произошло весьма и весьма успешно. Сейчас обмен информацией между арбитражными судами разных регионов происходит практически мгновенно. Решения размещаются на сайтах буквально спустя минуты после их провозглашения.

Каждый судья и вообще любой заинтересованный в соответствующей судебной практике гражданин нашей страны или иностранец располагает массивом информации по миллионам дел, а открытость судебной практики гарантирует, что одни и те же законы, с другой стороны – одни и те же судебные подходы будут применяться одинаково в любом суде, в каком бы регионе этот суд ни находился. Это чрезвычайно важно для формирования единого правового поля в нашей стране.

Ещё совсем недавно, давайте вспомним, о решениях Президиума или Пленума Высшего Арбитражного Суда судьи на местах узнавали буквально спустя несколько недель, а то даже и месяцев. Сегодня российская система арбитражных судов по скорости рассмотрения дел выглядит весьма и весьма успешно.

Заслуживает внимания и стремление предельно облегчить доступ граждан к правосудию, я имею в виду и возможность подать заявление в арбитражный суд в электронном виде через интернет, и использование видео-конференц-связи, и самые разные другие опции, которые в настоящий момент опробовали и используют судьи арбитражных судов.

Хотел бы отметить также вклад арбитражных судов в формирование гражданско-правовой и арбитражно-правовой доктрины. Здесь ведущую роль традиционно играет Высший Арбитражный Суд, где собраны действительно блестящие специалисты по гражданскому праву и гражданскому арбитражному процессу. Не случайно, что тот юбилей, который мы сегодня отмечаем, действительно многие практикующие юристы считают юбилеем и праздником цивилистов всей страны.

Только за последние семь лет Судом были подготовлены принципиальные изменения в профильное судебное законодательство. В результате радикально иным стал и арбитражный процесс, и подходы к разрешению налоговых, антимонопольных, корпоративных, административных споров, споров, которые касаются защиты интеллектуальной собственности.

Эти новеллы способствовали дальнейшему развитию правосудия в экономической сфере. И в целом здесь достигнут очень высокий уровень единообразия, который требуется при применении норм материального и процессуального права.

Смотрите также

Все мы, юристы, здесь присутствующие, понимаем, насколько это важно, да и не юристы тоже. Разговоры о том, как важен для современной России справедливый, эффективный суд, будь то суд общей юрисдикции или арбитражный суд, стали общим местом. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы инвестиционный климат, предпринимательство в нашей стране развивалось по самому современному сценарию. В этом плане, конечно, нам ещё многое совместно предстоит сделать.

В создании существующей системы высококомпетентных арбитражных судов очень велик вклад каждого из присутствующих в этом зале. Я хотел бы сердечно вас поблагодарить за эту ответственную и очень нужную для нашего государства работу.

С учётом того, что во время праздников принято не только благодарить устно, но и вручать государственные награды, то я позволю себе это сделать. Приступаем к церемонии награждения.

Я вспомнил, как после окончания третьего курса, находясь в Ленинграде, я попал на практику в государственный арбитраж. До этого я бывал и в других судах, но на практику – в силу понятного интереса к цивилистической специальности – попросился в государственный арбитраж.

Меня поразила высокая культура, которая и в тот период была в стенах государственного арбитража и, я уверен, сохраняется в различных арбитражных судах, потому что и тогда было много сложных дел, но и сейчас жизнь настолько изменилась, она столь многообразна, что подчас со сложнейшими делами могут справиться только профессионалы самого высокого уровня именно в силу сложности предмета рассмотрения.

Мне очень хотелось бы – здесь я полностью солидарен с нашими коллегами, которые говорили, что у нас много хорошей молодёжи, – чтобы в дальнейшем арбитражные суды получали пополнение в лице представителей лучших выпускников юридических вузов нашей страны, потому что, это не фигура речи, от деятельности арбитражных судов зависит инвестиционный климат в нашей стране и зависит общий успех развития нашей экономики, а стало быть, нашего государства.

Останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому хочу сказать, что государство в дальнейшем будет делать всё, чтобы система арбитражных судов развивалась, совершенствовалась, чтобы судьи чувствовали себя защищёнными, чтобы получали должное материальное удовлетворение от своей работы и, конечно, чтобы качество деятельности арбитражных судов было на самом высоком уровне.

Жизнь не только сводится к повседневности. Очень важны контакты, которые связывают нас с нашими зарубежными коллегами: мы у них чему‑то учимся, они внимательным образом анализируют, что у нас происходит. Надеюсь, что когда‑то на нашем материале они будут учиться чему‑то хорошему.

У нас идёт очень хороший диалог с самыми разными странами, в том числе с государствами, с которыми у нас диалог по другим направлениям идёт не так интенсивно. Мне приятно вручить высокую награду, орден Дружбы, почётному профессору японского права Хироси Ода, который является крупным исследователем российского коммерческого права, поздравить господина профессора и пожелать ему всего самого доброго.

kremlin.ru

Семь судей Высшего арбитражного суда ушли в отставку

Как минимум семь судей Высшего арбитражного суда России, проект упразднения которого внесен в Госдуму, досрочно подали в отставку, пишет в четверг, 10 октября, газета «Коммерсантъ».

По данным издания, уволиться, в основном, решили судьи с 20-летним стажем, имеющие право на полноценную компенсацию и максимальное пожизненное денежное содержание.

В пресс-службе ВАС подтвердили, что заявления об увольнении подали семь судей, однако не стали уточнять ни их имен, ни причин такого решения. При этом источники издания утверждают, что заявлений об отставке подано больше.

Уволиться, по данным газеты, решил почти весь третий судебный состав ВАС, занимавшийся проблемами договорного права — спорами о купле-продаже, делами по перевозкам, кредитам, залогам, банковским вкладам, сделкам с ценными бумагами и недвижимостью.

Материалы по теме

«Странный административный зуд»

При том, что из 90 мест судей, предусмотренных штатным расписанием ВАС, в настоящий момент заняты 53, суд фактически теряет более 13 процентов своих кадров. Планируемое упразднение ВАС, отмечает издание, произойдет не ранее середины 2014 года и для суда потеря таких высокопрофессиональных юристов крайне болезненна.

По словам близких к ВАС источников, решение старейших судей уйти в отставку напрямую связано с предстоящим упразднением Высшего арбитражного суда России. Судьи, проработавшие в арбитражной системе более 20 лет, уже пережили одну реорганизацию в 1992 году и не хотят проходить через эту процедуру снова, считают собеседники издания. Кроме того, такое решение судей вызвано и их нежеланием переезжать из Москвы в Санкт-Петербург. Свою роль, предполагает издание, мог сыграть и тот факт, что судьи, решившие добровольно покинуть ВАС, могут рассчитывать на больший размер компенсаций, чем их коллеги, которые уйдут из суда после начала его упразднения.

Идею объединения Высшего арбитражного (высшая инстанция по разрешению экономических споров) и Верховного (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) судов высказал в июне 2013 года президент РФ Владимир Путин. 7 октября законопроект об объединении судов был внесен на рассмотрение Госдумы. Предполагается, что новый объединенный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге.

m.lenta.ru

Президиум ВАС РФ

Cостав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

Иванов Антон Александрович, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Абсалямов Артур Винерович, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Амосов Сергей Михайлович, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Андреева Татьяна Константиновна, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Слесарев Владимир Львович, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Козлова Ольга Александровна, председатель 3-го судебного состава;

Юхней Михаил Федорович, председатель 4-го судебного состава;

Бациев Виктор Валентинович, председатель 5-го судебного состава;

Завьялова Татьяна Владимировна, судья 5-го судебного состава;

Першутов Анатолий Геннадьевич, судья 5-го судебного состава.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.

3. В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости.

2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

3. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

4. Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

www.arbitr.ru

Что будет с судьями высшего арбитражного суда

Автор: Наталья Шиняева

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов рассказал в интервью «Право.Ru» о своей встрече с президентом Владимиром Путиным, о создании административной юстиции, о том, как идет работа над законодательством о банкротстве граждан и других инициативах ВАС.

— Недавно вы встречались с президентом и обсуждали в том числе новые предложения и законодательные инициативы Высшего арбитражного суда. Можете рассказать о вашей беседе подробнее?

— Одним из основных вопросов, которые мы обсуждали, стали проблемы рассмотрения административных споров, в том числе разработка проекта Кодекса административного судопроизводства.

— Он существует?

— Проект уже готов. Разработчики исходили из концепции сохранения нынешней системы распределения административных дел по подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами в зависимости от экономического характера спора и его сторон. Его действие будет распространяться на суды общей юрисдикции, при этом из ГПК изымается несколько глав, в том числе глава по делам о нормоконтроле, которая перейдет в кодекс административного судопроизводства. Мы представим свои поправки в АПК РФ с тем, чтобы скоординировать содержание всех кодексов друг с другом.

— А вопрос банкротства граждан обсуждался с президентом?

— Президент пристально изучает вопросы банкротства физлиц, и мы, конечно, обсуждали и этот вопрос тоже.

— Эти дела уйдут в арбитражные суды?

— Пока решение о том, в подведомственности каких судов, арбитражных или общей юрисдикции, будут находиться эти дела, не принято. Это очень сложное решение, и, прежде чем принять его, следует тщательно проработать всю проблематику банкротства граждан, взвесить все «за» и «против», изучить, какие достоинства и недостатки возникают при выборе одной из двух судебных систем.

— Например?

— Главное преимущество судов общей юрисдикции в этой сфере — их многочисленность. В случае выбора этой системы для банкротства граждан доступность правосудия, с географической точки зрения, возрастет в разы. Однако повысить доступность можно не только путем создания многочисленных «филиалов». Система видео-конференц-связи решает проблему расстояний, способствует экономии бюджетных средств и снижает издержки представителей сторон. По сути, в отдаленных регионах могут находиться помощники наших судей, которые будут обеспечивать первичную проверку необходимых документов и работу видео-конференц-связи. Учитывая разветвленную сеть судов общей юрисдикции, мы готовы установить в их зданиях посты видео-конференц-связи для наших сторон, при этом использовать их могут и суды общей юрисдикции для своих целей.

Мы абсолютно убеждены, что для общества будет хуже, если дела о банкротстве граждан будет рассматривать общая юрисдикция. А ведь именно из общественного блага должен исходить судья. Если помните, на Съезде судей президент совершенно справедливо заметил, что неважно, как и кто между собой будет конкурировать за подведомственность, важно, как будет лучше людям.

— Несмотря на весь опыт работы с гражданами, который есть у судов общей юрисдикции?

— В нашей системе дела о банкротстве граждан будут рассмотрены быстро, профессионально, в удобных для граждан условиях. Именно поэтому, несмотря на то что у наших судей довольно большая нагрузка и можно было бы и отказаться от этой категории дел, мы, исходя из принципа приоритетности блага граждан, готовы делать и эту работу.

— То же самое говорят и суды общей юрисдикции.

— Возможно, наши коллеги не до конца представляют себе специфику и сложность данной категории дел. Вы и сами прекрасно знаете, какое сложное и запутанное законодательство о банкротстве. Наши суды применяют его уже двадцать лет, но проблем меньше не становится. При этом наши судьи наработали огромный опыт, они изучили банкротство на примере гораздо более сложных и запутанных дел, у нас существует сложившаяся практика в решении самых сложных вопросов, возникающих при рассмотрении банкротных дел, есть специализированные составы, в конце концов, наш президиум ведет постоянную, целенаправленную и высокопрофессиональную работу по анализу судебной практики и выработке правовых позиций, в том числе и по вопросам банкротства.

Если взять международный опыт, то дела по банкротству, например, в Соединенных Штатах, да и во многих других странах, рассматриваются специализированными судами именно из-за специфики этих споров.

Кроме того, надо понимать, что передача этих дел в суды общей юрисдикции приведет к тому, что единый корпус закона о банкротстве будет расколот, в результате возникнут разные толкования правовых позиций судов двух систем со всеми вытекающими из этого негативными последствиями и глобальным нарушением баланса в гражданском обороте.

— Сколько вообще будет дел о банкротстве граждан, по вашему мнению?

— Трудно сказать. Если ситуация будет развиваться по американскому сценарию, мы можем получить больше миллиона дел в год. Если ситуация будет такой же, как в Европе, таких дел появится совсем немного. Но мне кажется, что многие наши граждане захотят освободиться от своих долгов таким образом. И это тем более вероятно, если учесть, какое количество кредитов сейчас не возвращается.

— Когда встреча с президентом еще планировалась, вы говорили о своем намерении обсудить с ним идею создания административных палат для досудебного урегулирования таких споров. Как к ней отнесся Путин?

— Мне кажется, эта идея показалась президенту интересной, и он хотел бы увидеть более развернутые материалы по ее реализации. Наша задача — подготовить концепцию законопроекта и провести его обсуждение с широкими кругами общественности. В проекте будут установлены важные процедурные правила, определены наиболее острые конфликтные сферы, где будет применяться досудебное административное регулирование…

— Какие?

— На мой взгляд, это споры по тарифам, оценке земли, коммунальным платежам. Эти дела особенно сложны и не только для наших судов, но и для общей юрисдикции. Так что осуществление предложенной нами идеи будет важно для всех.

— Каким должен быть механизм работы административных палат?

— Административные палаты как органы досудебного урегулирования должны будут пересматривать дело не только с точки зрения формального соблюдения закона, но и по существу, с точки зрения экономической целесообразности, политических мотивов и справедливости решений, что далеко не всегда возможно в суде.

Мы столкнулись, например, с тем, что споры по кадастровой оценке земли в Кемеровской области были основаны на нормативном акте Кемеровской области, который был признан законным с точки зрения процедуры принятия. Законным-то он был, но он установил такую методику, которая оценила кемеровскую землю по цене, сопоставимой со стоимостью участков на Рублевском шоссе.

Суды лишены возможности проверить и оценить подобные подходы, потому что такие действия относятся к сфере административного усмотрения должностных лиц. Административные палаты смогут разрешать такие вопросы, что будет их преимуществом по сравнению с теми же административными судами. К тому же, в пользу палат говорит и относительная дешевизна рассмотрения ими споров, ведь они будут состоять не из новых сотрудников, а из тех же чиновников, просто другого уровня, с другим порядком назначения.

— Вячеслав Лебедев не приветствует создание специальных внесудебных структур для рассмотрения административных споров, он предлагает наделить госорганы правом налагать административные взыскания.

— Мы давно уже говорим о том, что госорганы должны налагать штрафы с последующим судебным рассмотрением этого решения, тем более в нашей сфере такой подход давно работает и доказал свою эффективность. Что касается смысла создания административных палат, то он заключается в нормах контроля решений госорганов, обжаловании незаконных действий и бездействия исполнительной власти.

Я вообще считаю, что создание досудебных процедур в административных органах никак не связано с реформой судопроизводства. Я видел эту систему в ряде стран, прежде всего, в странах англосаксонского права. Поверьте, везде эти модели очень эффективно работают. Где-то четыре года назад мы высказывали предложение о создании административных трибуналов для обжалования всех решений госорганов о наложении штрафов. Но мы поняли, что это очень большой объем дел, и ничего не получится.

Специализированные палаты буду работать только по конфликтным ситуациям, в которых трудно разобраться обыкновенному должностному лицу, там, где нужны технические знания, знания в определенных отраслях экономики и техники. Судьи не могут быть одновременно и такими экспертами, именно поэтому наши суды сейчас постоянно обращаются к проведению экспертиз. А это долго и дорого. Так что выгоднее: платить зарплату государственным должностным лицам с минимумом затрат на здания судов и офисные помещения или назначать многомесячные, сложные, дорогие судебные экспертизы? Еще один плюс палат — сторонам не придется платить за экспертизу.

— Ваша идея публикации непроцессуальных обращений к судьям нашла свое отражение в законопроекте. Правда, в этом документе она была реализована в усеченном виде — например, о каком-то специальном журнале там не ведется речи.

— Проект готовило Министерство юстиции по поручению президента. Думаю, при подготовке к первому чтению мы внесем свои предложения и конкретизируем некоторые его положения. Но я могу сказать, что стало пока нерешаемой проблемой еще при первом обсуждении самой идеи: далеко не во всех судах между судьями и председателем складываются идеальные отношения. Я могу судить об этом по жалобам, которые получаю — такая ситуация сложилась сейчас примерно в пяти арбитражных судах. Мы не можем исключать ситуацию, когда в рамках такого конфликта в журнал будут внесены записи об обращении, которого не было. Как проверить такие записи? Судьи должны общаться друг с другом с диктофоном, записывая каждое слово? Но это абсурд. Мы пока не решили, каким должно быть регулирование таких случаев. Но я думаю, такое обращение не должно рассматриваться как безусловное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности.

— Год назад вы говорили о том, что в этой системе должно было быть два элемента — журнал непроцессуальных обращений и «прослушка», вести которую имели бы право специальные службы безопасности, созданные в судах и независимые от правоохранительных органов.

— Эту идею я выдвинул в ответ на довольно бурно обсуждавшееся предложение лишить судей неприкосновенности — частично или полностью. И наши суды, и суды общей юрисдикции решительно возражают против такого подхода. Это поставит судью, особенно судью районного суда, допустим, по уголовным делам, в жесткую зависимость от местных правоохранительных органов, которые будут вести наблюдение, а потом использовать полученную информацию, пусть абсолютно невинную, но «правильно» смонтированную для давления на судью. Эти риски до сих пор не сняты, но вряд ли в судах будут созданы службы собственной безопасности.

— Какая судьба у законопроекта ВАС о расширении прав и полномочий помощников судей?

— Он в работе. Пока достигнуты договоренности о том, что помощник может в отсутствие судьи использовать видеоконференцсвязь для подтверждения полномочий представителей сторон. К расширению других процессуальных функций помощников мы пока подходим очень аккуратно. Все дело в зарплате: как расширять функции помощников, если их зарплата крайне низка? Ведь они мгновенно станут объектами недобросовестных действий представителей сторон или иных заинтересованных лиц. Зарплата как у судьи, так и у его помощников должна быть такой, чтобы снять даже всякий намек на то, что их можно упрекнуть в нечистоплотности.

— Поднимете зарплату?

— Как видите, пока — в ущерб работе — приходится ограничиваться сужением функций.

— Недавно зарплаты сотрудников аппарата администрации президента и правительства были увеличены втрое. Теперь также втрое увеличат зарплаты аппарату судов?

— Мы будем добиваться этого. Даже в советские времени зарплата работников суда никогда не была ниже зарплаты аналогичных сотрудников других федеральных органов исполнительной власти. Нынешнее положение с зарплатами аппарата — серьезная проблема, в результате которой лучшие кадры уходят на работу в другие государственные органы, не говоря уже про конкуренцию с частным сектором. Пока Министерство финансов отказывает судебной системе, но мы работаем над этим.

arbitr.ru

«Надо проверять все публикации о судьях»

Глава Высшего арбитражного суда о давлении на судей в России, деле ЮКОСа и проверке благосостояния чиновников

Сообщения о возможных нарушениях закона судьями должны быть предметом служебной проверки, комментирует в интервью «Газете.Ru» историю с обвинениями в адрес Виктора Данилкина глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Председатель ВАС также рассказывает о новых угрозах независимости судей и инструментах проверки честности чиновников.

«Некоторые председатели судов опасаются, как бы им не поссориться со всеми этими персонажами»

— В интервью «Газете.Ru» в конце 2010 года вы предложили перейти к практике назначения председателей районных и региональных судов через постановления пленумов соответствующих высших судов. Сейчас решение принимается кадровой комиссией при президенте и оформляется указом главы государства. Зачем менять систему?

— Чтобы ликвидировать зависимость судей от органов исполнительной власти, прежде всего на местах. В каждом регионе есть федеральный инспектор, который оценивает работу судьи. Мнение инспектора учитывает полпред, а мнение самого полпреда учитывает кадровая комиссия при президенте, которая по нынешней процедуре рассматривает кандидатуры председателей судов по всей стране.

Поэтому некоторые председатели судов опасаются, как бы им не поссориться со всеми этими персонажами.

Кроме того, предлагаемые изменения добавят судьям независимости еще и тем, что при такой модели возможно назначать судей не в конкретный суд, а просто в качестве судьи арбитражного суда или суда общей юрисдикции (т. е. реально до 70 лет). А потом перемещать судей между судами — при наличии их согласия, разумеется, – только постановлением пленума высшего суда. Что тоже немаловажно: у нас есть суды, где нагрузка невелика, и суды, где нагрузка превышает все мыслимые нормы и возможности. Было бы разумно, если бы у нас была возможность перемещать судей между судами, решая, таким образом, проблему увеличения кадрового состава судей там, где это необходимо.

— Предлагаемый подход к назначению председателей судов будет распространен на руководителей высших судов?

— Нет, так как это потребовало бы изменения Конституции.

— Процедура проверки кандидатов в судьи, оценки их профессионализма сохранится при новом порядке? Какой может быть процедура принятия пленумом решения о назначении председателя?

— Судей, согласно Конституции, назначает президент своими указами. Никто не предлагает лишать его этого права. Здесь сохранится старая процедура. Что касается назначения председателей судов и их заместителей, то перед назначением их деятельность могла бы проверяться дополнительно, но уже под иным углом зрения – с позиции того, как они могут осуществлять свои должностные обязанности.

Мы не предлагаем отменить проверку кандидатов в судьи, напротив, предлагаем добавить проверку кандидатов в председатели суда.

У пленума будет специальная процедура, по которой специальная комиссия будет предварительно выезжать на место, проверять конкретный суд и результаты работы кандидатов, анкетировать персонал, узнавать, как коллеги относятся к кандидату. Возможно даже введение рейтингового голосования при рассмотрении кандидатов в председатели.

В Америке изучают подноготную кандидатов очень серьезно, гораздо внимательнее, чем в России: там судью назначают один раз и на всю жизнь. Есть специальное подразделение, которое опрашивает сослуживцев, вузовских преподавателей, едва ли не соседей.

У нас тщательным изучением не только формальной биографии, но именно личности кандидата в председатели суда не занимается никто. В результате потом начинают всплывать разные истории.

— Возможно ли в России пожизненное назначение судей?

— Оно у нас было. Вениамин Яковлев (экс-председатель ВАС) по этому поводу шутит: «Я был дважды назначен пожизненно, но ушел в отставку по достижении предельного возраста». Его сначала назначили пожизненно главой ВАС СССР, потом пожизненно – ВАС РФ, а потом закон был изменен, для судей был введен предельный возраст нахождения в должности, и по его достижении Вениамин Федорович оставил свой пост.

Конечно, все судьи хотели бы пожизненного назначения.

— Почему вы сейчас это предлагаете? Есть какие-то конкретные факты зависимости глав судов от исполнительной власти?

— Сейчас всерьез обсуждается идея ограничения судейской неприкосновенности. Если в отношении судьи можно будет заниматься оперативно-розыскной деятельностью без предварительной санкции суда, возникнет непомерно высокий риск влияния исполнительной власти на судей и кандидатов в судьи.

Информация будет собираться. Далеко не вся она будет основанием для возбуждения уголовных дел, но велика вероятность, что председатели судов начнут оглядываться на местного начальника ФСБ или следственного органа. Эта угроза, кстати, в большей степени касается наших коллег в судах общей юрисдикции, так как через них идут уголовные дела, которые расследуют в том числе Следственный комитет и ФСБ. Эти органы передают дела в суд. Конфликт интересов неизбежен.

— Чего, к примеру, не хватает для уголовного дела, но достаточно, чтобы отказали в переназначении?

— Некорректное поведение, громкие скандалы с женой, наличие внебрачных связей. Желающих покопаться в грязном белье и сейчас, поверьте, достаточно.

— Что с вашим законопроектом?

— Сейчас наши специалисты работают над ним. Комплексный подход к изменению процедуры назначения председателей подразумевает значительную переработку закона «О статусе судей». Нужно решить вопросы порядка расчета стажа, изменения условий оплаты труда и другие. Процедура рассмотрения кандидатов тоже должна быть продумана.

— Выборность председателя из судей внутри самого суда возможна?

— В тех странах, где такая практика существует, материально-техническая часть организации работы суда лежит на Минюсте, а не на председателе, что может привести к возникновению зависимости от Минюста. А это прямо противоречит принципу разделения властей.

Кроме того, материально-техническая организация работы суда порождает проблему распределения ресурсов, а распределение ресурсов и полная демократия несовместимы. Выборность председателей судов в нынешних условиях для нас была бы сопоставима с выборностью глав госпредприятий в начале перестройки, которая вбила последний гвоздь в гроб советской экономики. Предприятия быстро развалились, производительность упала.

Выборность председателей – из области идеального. Если мы хотим, чтобы судебная система вошла в ступор, тогда можно это сделать…

«Требовать инициирования проверки или, по крайней мере, ответа»

— Сегодня формирование председательского корпуса судей происходит по старой системе. И вот случился скандал большого масштаба: сотрудница Хамовнического суда публично обвинила председателя этого судебного органа Виктора Данилкина в совершении дисциплинарного проступка, вынесении неправосудного приговора по делу экс-владельцев ЮКОСа. Вы говорите, что знакомы с этой историей. По вашему мнению, что должна сделать в случае такого громкого обвинения судебная система, которая, как вы сами признавали, и так вызывает недоверие населения?

— Должна быть включена такая же процедура проверки, как и для любых других нарушений в сфере правосудия. Ни для кого не должно быть исключений.

Вопрос в том, что процедуру дисциплинарной проверки судьи, тем более председателя, трудно инициировать, но тем не менее такие рычаги есть. Вышестоящее должностное лицо может обратиться в соответствующую квалификационную коллегию с представлением. Значит, надо искать должностное лицо, которое обладает такими полномочиями. Обращаться к нему. Весь этот механизм описан в законе «О статусе судей».

— В случае с судьей Данилкиным инициировать его проверку может глава Мосгорсуда, в незаконных контактах с которой его и обвинили. Допустим, что есть ситуации, когда обращаться в квалификационную коллегию просто никто не хочет или не может. Сама судебная система, которой никто не доверяет, должна на это реагировать? Возможна ли императивная проверка сообщений в прессе, которые сообщают о судейских правонарушениях?

— Надо проверять все публикации о судьях.

Я назначаю проверки по публикациям в прессе. По ее итогам может последовать обращение в квалификационную коллегию.

Мы (ВАС – «Газета.Ru») можем дать указание главе суда обратиться в квалификационную коллегию с представлением о лишении судьи статуса. Но председатель может и отказаться.

— Да, и такие случае бывали.

Но если я считаю, что судью действительно надо привлечь к дисциплинарной ответственности, то сам могу обратиться в квалификационную коллегию, и так тоже было. Механизмы преодоления нежелания конкретных лиц разбираться в скандалах тоже существуют.

— А в судах общей юрисдикции такое работает?

— Это вопрос к судам общей юрисдикции, но закон одинаков для всех.

«Не может быть никаких изъятий в том, чтобы кто-то оценивал судебные акты»

— Вы, должно быть, знаете, что Совет по гражданскому обществу при президенте инициировал проведение общественной экспертизы громких судебных решений – в том числе по приговору Михаилу Ходорковскому. Нужна такая экспертиза в России?

— Я спокойно отношусь к любым общественным экспертизам. Было бы глупо публиковать в сети все наши решения, а мы это делаем, и потом опасаться, что общественность их будет анализировать. Во всех базах данных хранятся комментарии к нашим решениям, они часто бывают нелицеприятны. Но мы же не умираем от этого.

Не может быть никаких изъятий в том, чтобы кто-то оценивал судебные акты. Общественность должна знать, как слушалось дело, как выступали стороны, как мотивировали свои позиции. Никаких проблем я тут не вижу.

— Совет судей критиковал эту идею…

— Мне кажется, никто, в том числе и члены совета судей, не возражают против общественной экспертизы. Просто они полагают, что будет неправильно, если такая экспертиза станет основанием для пересмотра судебных решений.

— То есть обязательность учета результатов общественной экспертизы обсуждаема?

— В опасениях совета судей есть смысл. Должен ли быть обязательным пересмотр судебного решения по итогам экспертизы? Думаю, нет. Не секрет, что иногда адвокаты прибегают к услугам общественности, чтобы доказать правильность позиции своего клиента. Так что здесь возможен не только положительный эффект, но и самые разные злоупотребления.

Поэтому важно, чтобы это была максимально широкая экспертиза с предельно четко прописанной процедурой ее проведения.

«Нужно иметь право уволить чиновника при несоответствии расходов доходам»

— Другая обсуждаемая инициатива – декларирование расходов чиновников. Она нужна? В какой форме?

— Безусловно. Контроль за расходами чиновников и членов их семей очень важен. Но нельзя еще раз совершить ту же ошибку, которую допустили, вводя декларирование расходов граждан в конце 90-х. Его тогда отменили из-за невозможности администрирования: тот гигантский объем сведений, который надо было подавать, просто некому было проверять и анализировать.

Нужно определить те расходы и те операции, которые обязательно следует декларировать. Контролировать абсолютно все расходы невозможно, потому что идея сразу умрет — так же как и в 90-х и по той же причине: невозможно создать еще один гигантский штат служащих, который будет проверять все эти сведения.

Кроме того, нужно разработать санкции. Должен быть описан механизм увольнения чиновника, если выявлено несоответствие его расходов и доходов.

Следующий сложный вопрос – цена объектов недвижимости, находящихся в собственности у чиновников. Номинальная цена, к примеру, объектов на Рублевке, подозреваю, невелика. Как определить ее стоимость? Видимо, надо дать государственным органам право учитывать рыночную стоимость объектов, указанных в декларациях о расходах.

Нужно также обдумать механизм дальнейшей ответственности при несоответствии расходов доходам – имеет ли смысл автоматическое уголовное преследование в таких ситуациях? Я не уверен, возможно, достаточно увольнения. Во всяком случае, такой подход диктуется презумпцией невиновности и принципом равенства. Ведь если будет введено автоматическое уголовное преследование госслужащих при несоответствии доходов и расходов (например, за уклонение от уплаты налогов), тот же подход должен быть распространен и на всех граждан. Вряд ли на это пойдут сейчас.

— Декларирование расходов должно быть распространено на судей?

m.gazeta.ru

Это интересно:

  • Приказ пожарная часть Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167"Об утверждении Порядка […]
  • Оказание медицинских услуг несовершеннолетнему Оказание медицинских услуг несовершеннолетнему Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word […]
  • Орган опеки и попечительства саранска Орган опеки и попечительства саранска Курирует вопросы образования, труда и социальной защиты, культуры, физической культуры, спорта и по делам молодежи. 15 июля 2013 года распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск […]
  • Изменения гк о залоге Главные изменения ГК о залоге 2014 для налогообложения Главные изменения ГК о залоге 2014 для налогообложения 21 декабря 2013 г. опубликован Федеральный закон N 367-ФЗ, которым существенно изменены положения о залоге в […]
  • Гто для гражданам рф или Что такое комплекс ГТО? Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» — программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год, которая охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. С […]
  • Налоги с 01012018 Налог на имущество 2018 Актуально на: 6 декабря 2017 г. Налог на имущество организаций является региональным налогом (ст. 14 НК РФ). Он устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ и с момента введения является обязательным к […]