Чайковский Петр Ильич

Августовским утром 1991 г. по центральному советскому телевидению показывали балет. Милые девушки в балетных пачках, одетые во все белое, изображали из себя то ли стаю птиц, то ли кружок принцесс в сопровождении знакомого любому русскому уху мелодии. Танки гудели под окнами. Прогнило что-то основательно и бесповоротно в стране Советов. Помышлял ли когда-либо Петр Ильич Чайковский о том, что его воздушная волшебная музыка будет служить саундтреком к гибели империи. Вряд ли.

Русский Моцарт родился в дворянской семье. Однако на протяжении всей жизни испытывал иронически недоверчивое отношение к благородству своего происхождения. Он не упускал случая поглумиться над гербом и дворянской короной своей фамилии, считая их фантастическими геральдическими побрякушками (а вот подозрение в польском происхождении его раздражало и сердило, он немедленно принимался бить по клавишам или впадал в истерику). Отец был мягкотелым человеком. Мать в семейной жизни была «малоизъявительна» в теплых чувствах и очень скупа на ласки. Она была добра, но доброта ее, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем в словах.

Что до таланта, то Чайковский был явно музыкантом от Бога, ибо до рождения Петра Ильича большинство остальных его родных отличается каким-то исключительным равнодушием к музыке.

В 1859 г. белокурый и светлоглазый Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге и стал служить в Министерстве юстиции. Компания на службе подобралась изрядная: будущий известный художник Волков, с которым начинающий юрист-композитор бил баклуши, за что и был стремительно сокращен. Так и решил профессионально заняться музыкой («променял юриспруденцию на дудку», как говорили в семье).

С 1861 г. занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 г. в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 г. В 1866–1878 гг. Чайковский – профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).

Чем это закончилось – всем известно: 10 опер, 3 балета, множество симфонических и отдельных оркестровых произведений. Писал Петр Ильич такую музыку, что Лев Толстой, сидя рядом с ним в зале и слушая анданте его квартета, заливался слезами.

При написании оперы «Пиковая дама» он призвал на помощь Пушкина, чтобы навек пригвоздить к позорному столбу позорную же приверженность человечества к картам. Именно благодаря Чайковскому мы стали первыми в области балета.

Содержание его музыки универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского глубоко связана с творчеством классиков великой русской литературы: Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. В ней претворились духовные искания, сомнения, отчаяние, порыв к идеалу. А предела торжеству гуманистических идеалов Чайковский не ведал и упорно продолжал придерживаться крайне либеральных взглядов, о некоторых из них лучше умолчать.

Он был эмоционально нестабильным человеком: восторженность нередко сменялась унынием и апатией. Вспыльчивость иногда доходила до буйных приступов гнева. Нередко эти крайние смены настроений происходили и в процессе его композиторской работы. Так, во время сочинения своих оперных шедевров Чайковский, по описанию его слуги Назара Литрова, который вел дневник и записывал все, что происходило с композитором в те дни, нередко приходил в полное отчаяние, говорил о том, что бросает сочинять музыку и уходит в каменщики, что больше не притронется к роялю (т. е., выражаясь фигурально, меняет «дудку» на «строительный мастерок»).

В возрасте 37 лет Чайковский сделал попытку создать семью – с А. И. Милюковой, после чего уже больше никогда не имел намерений вступать в отношения с женщинами («…спутал свою жену с моей Татьяной из оперы «Евгений Онегин»», – говорил об этом сам Чайковский).

Идейная содержательность, неисчерпаемое мелодическое богатство, демократичность его музыки, ее эмоциональная напряженность при исключительной искренности и простоте, ярко выраженная национальная сущность и народность делают почти все произведения Чайковского подлинными шедеврами. Великий лирик, непревзойденный мастер отображения душевного мира человека, он был также великим певцом русской природы. Его творчество заслужило признание, любовь и популярность во всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.

top50.nameofrussia.ru

ЧАЙКОВСКИЙ

Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения композитора, дирижёра и педагога Петра Ильича Чайковского. Один из величайших композиторов в истории музыки родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, где его отец служил директором Горного завода. Чайковский с детства был увлечён музыкой и, несмотря на то, что готовил себя к карьере юриста, поступил в консерваторию. Вскоре после переезда в Москву в 1866 году стал одним из самых известных композиторов того времени.

Чайковский писал почти во всех жанрах: оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы. Всего более 80 произведений, в том числе десять опер и три балета. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» — эти произведения сделали имя своего автора бессмертным.

Портрет композитора работы Н. Д. Кузнецова, Государственная Третьяковская галерея

Экспертные оценки

Почему Чайковский? Почему в плеяде гениальнейших русских композиторов: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский – Чайковский занимает какое-то совершенно отдельное место. Почему Чайковский – и «печаль моя светла». Почему Чайковский величайший лирик русской души? Почему Чайковский – национальное достояние России. Почему дом-музей в Клину — святое место для музыкантов и любителей музыки? В чем тайна имени Чайковского?

Сегодня, 7 мая, в день 175-летия Чайковского, завершается Международный фестиваль в Клину. Титаны современности: маэстро Федосеев с Большим симфоническим оркестром, маэстро Плетнев, маэстро Риккардо Мути с Венским симфоническим оркестром дали концерты. Приношение Чайковскому прозвучало от Хора имени Свешникова, Владимира Овчинникова, Максима Федотова с Галиной Петровой. И эти концерты для меня стали сущим подарком судьбы, высочайшими, сокровенными моему сердцу переживаниями. И ответом на все выше перечисленные вопросы: «Почему?»

Потому, что Чайковский — композитор Победы. Потому, что сегодня мы отмечаем 175-летие Чайковского, а на Красной площади в честь 70-летия Победы проходит генеральная репетиция парада. Потому, что музыка Чайковского равновелика и богоравна Победе. Потому, что в страшные годы Великой Отечественной войны Николай Голованов с оркестром, Антонина Нежданова из опустошенного дома-музея в Клину давали концерты, и эти концерты транслировались на всю нашу страну торжеством грядущей Победы. Потому, что слезы наворачиваются на глаза с первыми аккордами Первого концерта Чайковского и с вступлением в «Священную войну» Лебедева-Кумача и Александрова… И я приглашаю читателей газеты «Завтра» стать участниками: Литургии в Храме Христа Спасителя и последующего концерта. 10 мая на площадке, будет специально установлена рядом с Храмом Христа Спасителя, состоится редчайший концерт под открытым небом. Большой симфонический оркестр под управлением маэстро Федосеева даст кантату «Москва» и увертюру «1812 год». Ту саму увертюру, слушая которую советский летчик совершал перелет «Москва-Тегеран» в 1943-м. Потому что увертюра Чайковского «1812 год» – бессмертие русской Победы.

Музыка Чайковского охватывает всю жизнь человека, все моменты человеческой жизни: рождение, детство, юность человека, взросление, поиск нравственных идеалов, философских смыслов, поиски миропонимания, осознания себя в мире… и смерть. То есть, что человеку свойственно ощущать, понимать и переживать, всё-всё это преломлено сквозь душу Чайковского и претворено в музыку. Чайковского называют часто «клинским отшельником». И это верно отчасти. Как верно и то, что Чайковский был открыт жизни, интересовался событиями социальными и политическими, принимал в своих клинских домах не только друзей, но и жителей Клинского уезда. В музее хранится шесть тысяч писем, которые получил и прочитал в своей жизни Чайковский, и ещё шесть тысяч – ответов Чайковского на письма. Музыка Чайковского, как и его жизнь, необычайно сердечна и потому захватывает сокровенные человеческие струны.. И потому, кто бы не попадал в мир музыкальных образов Чайковского, он оказывается в его плену.

Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» — это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка.

Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.

Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось — Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.

Ведь тогда в музыкальной жизни России главенствовала западная музыка. И сейчас, если мы включим «Орфей» или походим на концерты, то можем увидеть, что главные отечественные композиторы – это Моцарт, Верди, но не русские музыканты. И Чайковский принадлежал к лагерю западников, чьим знаменем были основатели консерваторий братья Рубинштейны. А консерватория – это абсолютно западная форма музыкального обучения. И отношение к консерваториям у тогдашних русских людей было примерно такое же, как сегодня у нас к Болонской системе образования.

Кроме того, Пётр Ильич Чайковский отличался на редкость дурным художественным вкусом. Его произведения носят печать некого сентиментального романса, причём грязновато-кабацкого толка. Даже если взять только тексты, например: «Нет, только тот, кто знал свидания жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду» — это такой низкий уровень поэзии, что если бы к этим текстам прикоснулся любой другой композитор, его бы музыковеды и слушатели солидарно растоптали.

И вместе с тем, я утверждаю в унисон со всеми другими меломанами, что Чайковский — гений. Парадоксальным образом, его собственные пороки претворялись в гениальную исповедальную музыку, что особенно проявилось в 6-й симфонии, где он будто исповедуется не перед священником, а перед целым миром. И некоторая пошловатость его мотивов парадоксальным образом становится какой-то личной исповедальностью. Объяснить это невозможно с точки зрения логики. Просто, что называется, в нём дышал Святой Дух. Его западничество вдруг исчезало и появлялись настоящие шедевры, когда мы понимаем, что только русский композитор, притом конкретной исторической эпохи, мог сочинить, допустим, «Пиковую даму».

К сожалению, в XXI веке недруги России используют Чайковского как некое знамя. И в плане обстоятельств личной жизни, и в декларируемом западничестве… Поэтому мы видим, что не самый круглый юбилей Чайковского отмечается широко и с помпой, а столетие не менее гениального Свиридова абсолютно забыто государством и обществом. Как мне представляется, мы не должны отдавать Чайковского на откуп тем, кто пытается превратить его покаяние перед Богом в похвальбу перед бесами.

Мне бы хотелось, чтобы в будущем имя Петра Ильича Чайковского связывалось не с гей-клубами – это очень неправильно, но с его громадной музыкальной деятельностью, с его прославлением Родины, чего он достиг в своих лучших сочинениях. Мы должны понимать, что свои собственные недостатки Чайковский видел лучше любых его недоброжелателей. Он в них каялся. В этом есть принципиальное отличие от современного подхода. Так что я горжусь, что у России есть такой неоднозначный, но великий композитор, подаривший нам всем много часов музыкального счастья.

zavtra.ru

Наш Ильич. При жизни Чайковского почитали почти как полубога

Биография Петра Чайковского часто сводится к рассуждениям на тему, а был ли композитор гомосексуалистом или нет.

Когда имя одного из величайших композиторов всех времён и народов находится на слуху только потому, что интерес вызывает его сексуальная ориентация, поневоле вспоминаешь один из афоризмов Фаины Раневской. Когда актрису уличили в том, что от неё на репетиции попахивает спиртным, она сказала: «Ну если в театре начинают искать пьяниц, значит, больше там искать нечего».

Бесталанный юрист?

Неужели и впрямь в биографии композитора больше нечего искать? Неужели без этого он и его музыка не представляют интереса?

Когда-то так не считали. Во всяком случае, едва только слух о болезни Чайковского распространился, правительство распорядилось выпускать за счёт бюджета ежедневные (!) бюллетени о состоянии его здоровья.

Такой чести не удостаивался никто из деятелей отечественной культуры. Никто и никогда. Потому что было ясно: из жизни уходит великий человек, вознёсший русскую музыку на недосягаемую высоту. Измышлениям о его сексуальной жизни просто не могло найтись места.

Вряд ли об этом думал и Илья Сац, в будущем тоже композитор немаленького калибра. Вот его воспоминания: «Случайно встретив на улице Чайковского, я пришёл в неистовое волнение и побежал за ним. Чайковский вошёл в кофейню, и в продолжение доброго часа я ходил под окнами и глядел, как он пил кофе и читал газету. Меня поразило, что кофе пил он, как его пьют все смертные. И вот, глядя, как Чайковский макает сухарь, я мысленно перебирал в уме мелодии и гармонии его баркарол, романсов и симфоний — неужели всё это сделал человек?»

В этом-то и есть главная интрига судьбы Чайковского. Как так вышло, что «обычный смерт­ный» к концу жизни приобретает космические масштабы и почитается окружающими чуть ли не за полубога? Ко всему прочему, это ведь ещё и очень кинематографично.

Вот представьте себе картину. Маленький мальчик Петруша и его старший брат Николай, который говорит с издёвкой: «Что ж ты за бабское занятие себе выбрал — на фортепьянах бренчать!» И получает в ответ: «Может быть, с Глинкой мне и не сравняться, но увидишь — ты ещё будешь гордиться родством со мной!»

А вот отец нашего героя, Илья Петрович. Он очень волнуется, ему кажется, что сын напрасно просиживает штаны в департаменте юстиции. И едет к Рудольфу Кюндингеру, который некогда учил Петрушу музыке, чтобы узнать — вдруг возможна и другая карьера. И немец любезно заявляет: «У вашего сына музыкального таланта нет. Есть способности, он, право, недурно играет. Но дальше что? Нет, для музыкальной карьеры он не годится. Да и поздно начинать: ему скоро двадцать один год».

Ему лукаво вторит сослуживец Чайковского, художник-передвижник Ефим Волков: «Протирал со мной штаны в департаменте один свистун. Ничего не умел и не хотел, входящие не записывал, на исходящие не отвечал, всё, бывало, мелодии насвистывал. И плохо кончил. Да и я тоже — нас первыми со службы выгнали. Я пошёл в художники, а он — в консерваторию. Чайковский его фамилия. Может, слышали?»

И — изящный, исполненный иронии ход: в 1893 г. Кембриджский университет присваивает «бестолковому юристу» Чайковскому звание — внимание! — доктора права. Правда, с формулировкой: «Гениальнейшему музыканту мира».

Музыка России

В Италии времён композитора Вивальди (1700-е годы) на слуху было устойчивое выражение: «Жить по-музыкантски». То есть скандалить, выпивать и задирать коллег. Самое удивительное, что иногда это выражение можно применить и к Чайковскому, которого все считали чрезвычайно мягким и интеллигентным человеком. Так, известно, что он написал прошение самому императору Александру III о займе 3 тысяч рублей. Меньше известны обстоятельства сочинения письма. Чайковский долго не мог решиться, но, по свидетельст­вам друзей, выпив «хорошее количество рюмочек коньяка», раздухарился и всё-таки риск­нул. Кстати, выпить любил и, согласно общему мнению, «на вино, и особенно на коньяк, был крепок». Бывало, что пил и в одиночестве. Но исключительно за работой — когда писал по ночам, его слуга Алёшка частенько бегал за рюмочкой.

Что бывает наутро после «рюмочек», объяснять, наверное, не надо. «В пьянстве замечен не был, но жадно пил холодную воду». Может быть, именно по этой причине он неожиданно заказал стакан холодной воды в ресторане Лейнера тем роковым октябрьским вечером? Воду ему принесли — ледяную, некипячёную. А в Петербурге тогда свирепствовала холера. Так что не надо изобретать слухов о самоубийстве — всё можно объяснить гораздо проще.

Невозможно объяснить другое. Его музыка настолько тесно связана с Россией, что любой иностранец, услышав имя Чайковского, говорит: «Знаю, вы по праздникам смотрите балет про лебедей!» Конечно, упаси нас Господь от таких праздников, когда по всем каналам идёт «Лебединое озеро». Но суть схвачена верно. Главные, важные, иногда даже трагичные события в истории нашей страны сопровождаются его музыкой. И одновременно — как помыслить себе самый весёлый праздник, Новый год, без его «Щелкунчика»? А то, что американцы свой главный праздник, День независимости, отмечают исключительно под его Торжественную увертюру «1812 год», выше всякого понимания. Может быть, это уже бессмертие?

www.aif.ru

40 интересных фактов из жизни Чайковского П.И.

Интересные факты о Чайковском заинтересуют любого интеллектуально развитого человека. Более этого, история успеха данного великого композитора может стать невероятно поучительной для тех людей, которые все еще ищут свое призвание.

1.Петр Ильич Чайковский с четырех лет занимался музыкой.

2.Родители композитора мечтали, чтобы он стал юристом, поэтому Чайковскому пришлось получить юридическое образование.

3.Современники Чайковского характеризировали его, как ответственного человека.

4.Чайковский начал заниматься музыкой только в 21 год.

5.Обучался музыкальному искусству Петр Ильич на курсах для дилетантов, которые открыли в Петербурге.

6.Чайковский любил не только музыку, но и стихи. С семилетнего возраста он писал стихотворения.

7.Преподаватели Чайковского вовсе не видели в нем таланта к музыке.

8.Композитор в возрасте 14 лет потерял свою мать, которую очень любил.

9.Мать Чайковского умерла от холеры.

10.Петр Ильич имел склонность к вредным привычкам. Он много курил и употреблял алкоголь.

11.В юности Чайковский увлекался музыкой итальянского направления, а также был поклонником Моцарта.

12.Чайковский работал в министерстве юстиции.

13.Юридическое образование Петр Ильич получил в Императорском училище правоведения.

14.Чайковский очень любил путешествовать за границу, в особенности ему нравились вояжи в Европу.

15.Выпускаясь из консерватории, самую низкую оценку Чайковский получил за дирижирование.

16.Чайковский побоялся прийти на свой выпускной концерт и в связи с этим получил свой диплом только спустя пять лет.

17.Первый раз в жизни Чайковский оказался за рубежом будучи чиновником.

18.Отец Чайковского служил в департаменте соляных и горных дел, а также был начальником сталелитейного комбината.

19.Уходя из министерства, Чайковский был в трудном материальном положении, поэтому ему доводилось работать в газетах.

20.Чайковский был весьма добрым человеком.

21.Бытует мнение, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом.

22.Известнейший балет «Лебединое озеро» при жизни Чайковского с треском провалился, и только после смерти композитора балет обрел популярность.

23.Библиотека Чайковского вмещала 1239 книг, потому как он очень любил читать.

24.«Русские ведомости» и «Современная летопись» — это те газеты, в которых доводилось работать Петру Ильичу.

25.В 37 лет Чайковский женился, но его брак просуществовал только две недели.

26.За свой творческий путь композитор написал 10 опер, две из которых уничтожил.

27.Всего Чайковский создал около 80 музыкальных творений.

28.Петр Ильич любил проводить время в поездах.

29.В 1891 году Чайковский был приглашен в Нью-Йорк на открытие Карнеги-холла – известнейшего концертного зала в мире.

30.При массовом пожаре в городе Клин композитор принимал участие в его локализации.

31.Мать и отец Чайковского не имели музыкального образования, хоть и играли на арфе и флейте.

32.На сочинение музыки для балета «Лебединое озеро» Чайковского принудило тяжелое материальное положение.

33.Чайковский просил у императора Александра III три тысячи рублей в долг. Деньги он получил, но в качестве пособия.

34.В своей жизни великий композитор любил только одну женщину – французскую певицу Дезире Арто.

35.В раннем возрасте Чайковский был очень тихим и слезливым ребенком.

36.Известным случаем является, что Лев Толстой плакал, слушая музыку Чайковского.

37.Чайковский творил почти во всех жанрах музыки.

38.Для своего племянника Чайковский написал фортепианный детский альбом.

39.Писатель Антон Павлович Чехов посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди».

40.Петр Ильич Чайковский умер от холеры, которой он заразился от кружки сырой воды.

100-faktov.ru

10 любопытных фактов из жизни композитора Чайковского

1. Служил юристом

С 1850 по 1859 годы Петр Ильич учился в Императорском училище правоведения. По окончании, в 19 лет, получил чин титулярного советника и отправился на службу в Министерство юстиции. Впервые за границей он побывал, будучи чиновником: сопровождал в качестве переводчика приятеля отца в деловой поездке.

Петербургскую консерваторию молодой юрист закончил лишь шесть лет спустя.

Отец композитора, Илья Петрович, к слову, служил в Департаменте горных и соляных дел, был генерал-майором и начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода. Мать, Александра Андреевна Ассиер, была внучкой французского скульптора Мишеля-Виктора Асье: отец ее перебрался в Россию, принял русское подданство и учительствовал. Кроме Петра Ильича, у них было еще четыре сына и дочь.

Про страшные пожары лета 1885 года Чехов писал в одном из писем: «Обливаемся потом. В воздухе стоял дым от пожара в Клину; теперь дымно от горящего где-то торфа». Чайковский, поселившийся к тому времени как раз в Клину, был очевидцем пожара, уничтожившего 24 июня полторы сотни домов и торговые ряды. Ротозеев и зевак в таких историях, как правило, хватает, — однако не таков был знаменитый композитор: сохранились свидетельства, что он не просто наблюдал, а помогал жителям в тушении пожара!

3. Читал о нравах перепончатокрылых

В библиотеке композитора, согласно посмертной описи имущества, составленной клинским судебным приставом, значилось 1239 книг и нотных изданий. Среди книг — и Библия на французском, изданная в 1736 году, и труд Д. Лаббока «Муравьи, пчелы, осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых», и «Звездный атлас для небесных наблюдений», и популярный справочник о разновидностях грибов.

На итальянском томе сочинений Еврипида рукой Чайковского написано: «Украдена из библиотеки Палаццо Дожей в Венеции 3-го декабря 1877 года Петром Ч., надворным советником и профессором консерватории».

4. Уничтожил две оперы

30 января 1869 года в Большом театре состоялась премьера оперы Чайковского «Воевода». Либретто создал композитор по пьесе Александра Островского «Сон на Волге». Однако несколько лет спустя, в 70-х, Петр Ильич уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

В том же 1869 году композитор закончил работу над оперой «Ундина». Она не ставилась и была уничтожена автором в 1873 году: сохранилось лишь несколько номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения.

Всего Чайковским было создано 10 опер. Восемь остальных, к счастью, сохранились.

5. Планировал оперу с Чеховым

Антон Павлович посвятил Петру Ильичу свой сборник рассказов «Хмурые люди». Осенью 1889 года, после дружеского визита композитора, Чехов написал Суворину: «Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто».

Чайковский, кстати, курил и забыл у Чехова свой портсигар. Антон Павлович портсигар честно вернул. Однако предполагавшаяся работа над новой оперой не случилась. Драматург вскоре уехал на Сахалин, а композитор четыре года спустя внезапно скончался.

6. Открывал Карнеги-холл

Весной 1891 года на открытие Карнеги-холла — одного из самых знаменитых концертных залов Америки — был приглашен великий русский композитор. Под управлением Чайковского в течение нескольких дней на симфонических концертах были исполнены его произведения: Торжественный коронационный марш, Третья сюита, хоры «Отче наш» и «Легенда», Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Кроме Нью-Йорка, Петр Ильич дирижировал своими сочинениями в Балтиморе и Филадельфии. Из письма, отправленного приятелю в те дни: «Меня принимали там восторженно; успех был огромный… Но теперь мне приятно обо всем этом вспоминать; находясь же там, я все время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой».

7. Подрабатывал журналистом

Несколько лет Чайковский был штатным музыкальным обозревателем в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». Писал, как говорят, «безукоризненным слогом, ясно и живо излагал свои мысли». Однако скрывал свое авторство, подписывая рецензии инициалами «Б. Л.».

В 1898 году его музыкально-критические статьи были изданы под общим названием «Фельетоны».

8. Скончался от стакана воды

16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии. Вечером 20 октября в полном здравии Чайковский заглянул в элитный ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл часов до двух ночи. Там-то композитор попросил холодной воды — но вода в стакане оказалась некипяченой. Утром 21-го ему стало плохо, вызвали врача: диагноз — холера. В три часа ночи 25 октября (6 ноября) Петр Ильич скончался «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице.

9. Помог получить «Оскара»

В роли Чайковского снимались Олег Стриженов («Третья молодость», 1965 г.), Иннокентий Смоктуновский («Чайковский», 1969 г.) Ричард Чемберлен («Любители музыки», 1971 г.), Андрей Савостьянов («Апокриф: музыка для Петра и Павла», 2004 г.)

Однако премия «Оскар» досталась не им, а Натали Портман, сыгравшей балерину, которая помешана на мечте станцевать главную партию в «Лебедином озере» («Черный лебедь», 2010). К слову, это не единственный фильм, в котором Портман играла главную роль под музыку Чайковского: в фильме «V — значит вендетта» звучит его увертюра «1812 год».

Надо ли напоминать после этого о товарище Саахове, к которому под звуки «Лебединого озера» приходит возмездие в нашей вечной комедии «Кавказская пленница»?!

10. Не любил тех, кто не любит Россию

Из письма Чайковского Надежде фон Мекк (Флоренция, 9/21 февраля 1878 г., четверг, 10 часов вечера):

«. Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня,- а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России. Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще, и в ее великорусские части в особенности. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями,- он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято».

rg.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]