Ч2 ст 144 ук рф

Если обратить внимание на пропуска и удостоверения журналистов, то почти на каждом из них мы можем обнаружить надпись следующего содержания: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст. 144 УК РФ)». Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какие конкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данному составу. Данная работа обращена в первую очередь к журналистам и посвящена именно разъяснению ст. 144 Уголовного кодекса РФ (далее — УК).

Согласно ст. 29 Конституции РФ « … каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции РФ неразрывно связано с реализацией свободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ «О СМИ») понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Распространение информации законными способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон «О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

ФЗ «О СМИ» и «Об информации, информатизации и защите информации» запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Провозглашенная Конституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В ФЗ «О СМИ» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение может быть предусмотрено только федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации ФЗ «О СМИ» определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность — вплоть до уголовной.

Ущемление свободы массовой информации может принимать различные формы, основные из которых перечислены в ст. 58 ФЗ «О СМИ»: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение деятельности средства массовой информации; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т.п.

В административном и уголовном законодательстве предусмотрена конкретизация этих положений, однако юридическая ответственность за посягательство на свободу массовой информации в качестве самостоятельного состава правонарушения установлена лишь ст. 144 УК.

О необходимости установления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном в Софии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественной информации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаев являются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений, убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и Резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которой указывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.

В заявлении российского Уполномоченного к Всемирному Дню свободы печати (3 мая 2002 года) подчеркивалось, что события, происходящие вокруг некоторых средств массовой информации, показали сложности во взаимоотношениях власти и СМИ. На журналистов оказывается не только экономическое давление. Их преследуют, им угрожают. В регионах имели место изъятия и аресты тиражей газет, отключение эфира, причем часто это делалось демонстративно, с привлечением силовых структур — ОМОНа и РУБОПа. Борьба за влияние на прессу, радио, телевидение особенно обостряется во время предвыборных кампаний. Вместе с тем необходимо решение вопроса о недопустимости пропаганды насилия, порнографии, пьянства на государственных и частных каналах телевидения. Целесообразна корректировка закона о СМИ.

О необходимости защищать средства массовой информации говорилось и в докладах Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Участники заседания, организованного 28 октября Фондом защиты гласности при содействии партнеров фонда в регионе, пришли к выводу, что правоохранительные органы области не отличаются рвением в расследовании и раскрытии преступлений против журналистов и СМИ. Об этом публично заявили и Уполномоченный по правам человека, и руководитель Свердловского творческого Союза журналистов Д.П. Полянин, и председатель регионального отделения Медиасоюза О.А. Ракович.

Соответствующие заявления о фактах нападений на сотрудников средств массовой информации области были направлены летом 2004 года в ГУВД Екатеринбурга. Однако только по двум случаям нападения на журналистов получены ответы милицейского руководства. Об этом говорилось и на встрече президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова с прокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым.

По данным Всероссийского фонда защиты гласности в 2002 году в Свердловской области зарегистрировано 9 нападений на сотрудников СМИ, в 2003 году их было уже пятнадцать. По числу произошедших нападений Екатеринбург оказался на втором месте после Москвы, где зарегистрировано 16 подобных случаев. В 2004 году известно о 9 нападениях на журналистов.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональную деятельность журналиста.

Под информацией в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующее законодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы ее существования: недокументированную и документированную (зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий, поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, и телефонное сообщение о событиях, фактах.

Совокупность документированной информации образует информационные ресурсы, которые могут принадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления, частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право на свободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязан обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Непосредственным объектом ст. 144 УК являются общественные отношения, обеспечивающие свободу печати и других средств массовой информации. Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как отмечается в ФЗ «О СМИ», должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст. 144 и ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112( Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст. 119(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.

С объективной (внешней, видимой) стороны преступление, предусмотренное ст. 144, может иметь место в случаях воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения:

1) к распространению информации и

2) к отказу от распространения информации.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст. 144 УК наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право:

1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2. посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

4. производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

5. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

6. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

7. отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

8. снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала (ст. 47). Журналист наделен также иными правами и обязанностями. Создание препятствий в реализации прав и выполнении обязанностей журналиста образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК. В ст. 144 УК законодатель уточняет, что воспрепятствование осуществляется путем принуждения.

Принуждение журналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Не считается противоправным принуждением к распространению информации требование публикации предусмотренных законом обязательных сообщений, например редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации ст. 35, 43 ФЗ «О СМИ». Не является принуждением к распространению информации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законное требование гражданина к журналистам редакции опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.

Принуждение журналиста к отказу от распространения информации также заключается в воздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью — заставить отказаться от обнародования известной ему информации.

Обычно принуждение осуществляется путем физического или психического насилия. Чаще всего это различного рода угрозы. Дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствии принуждения уголовной ответственности не влечет.

Действующее законодательство предусматривает случаи, когда право журналиста на получение информации может быть ограничено. Такое основанное на законе ограничение не может рассматриваться как воспрепятствование деятельности журналиста. В частности, не образует состава преступления воспрепятствование публикации сведений, которые запрещены законом к распространению. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» на определенной территории указом Президента РФ вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов. Ограничения свободы распространения информации возможны и в период объявления военного положения.

Не является преступлением воспрепятствование злоупотреблению журналистом свободой массовой информации. К таким злоупотреблениям согласно ст. 4 ФЗ «О СМИ» относится использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Оконченным преступление, предусмотренное ст. 144 УК, является с момента воздействия на журналиста с намерением принудить его к совершению определенных действий или бездействию, независимо от того, добился ли виновный желаемого для него изменения профессиональной деятельности журналиста или нет.

С субъективной (внутренней) стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что действия, выразившиеся в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, являются общественно опасными, и желает их совершить. Цель таких действий — изменить характер деятельности журналиста, при этом мотивы на квалификацию не влияют. Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политический характер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).

Субъект преступления (физическое лицо, совершившее преступление и способное в соответствии с уголовным законом нести уголовную ответственность) — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 144 УК предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста лицом, использующим для этого свое служебное положение.

Вместе с тем наличие этого признака может повлечь квалификацию по совокупности ст. 144 и ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) или 201 УК (злоупотребление полномочиями) при наличии реальной совокупности.

В ч. 2 ст. 144 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный вид воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов . Квалифицирующим признаком этого деяния законодатель называет совершение его лицом с использованием своего служебного положения. Таким лицом может быть должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом ч. 2 ст. 144 УК могут быть также лица, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъектов федерации, а равно государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285 УК).

Совершение рассматриваемого преступления должностным лицом с использованием служебного положения представляет собой одну из форм злоупотребления должностными полномочиями, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК. Однако для квалификации деяния по ст. 285 УК в отличие от ст. 144 УК требуется дополнительно установить наличие последствий в виде причинения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также специальный мотив совершения преступления — корыстную или иную личную заинтересованность.

www.allpravo.ru

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ)

Объект преступления – свобода распространения информации, которая дает возможность гражданам высказывать собственные мнения, суждения.

Потерпевшим признаются журналист, а также близкие журналиста, к которым относятся не только близкие родственники, но и любые люди, судьба которых небезразлична для журналиста.

Журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Объективная сторона деяния состоит в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению информации (1) либо к отказу от распространения информации (2).

Воспрепятствованием признается любое противодействие к распространению или отказу от распространения журналистской информации, которое обязательно должно сопровождаться принуждением.

Принуждение, в свою очередь, возможно как физическое, так и психическое. Если физическое принуждение связано с причинением вреда здоровью журналиста, тогда деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 144 или по совокупности с соответствующими преступлениями.

Психическое принуждение может быть таковым: субъект требует от журналиста отказаться от публикации подготовленного материала под угрозой причинения вреда его близким. Если психическая угроза исходит от лица, использующего свое служебное положение (например, редактор), тогда деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 144.

Состав преступления – формальный: деяние окончено с момента совершения одного из указанных действий.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1, – общий: лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 2, – специальный: лицо, наделенное соответствующими служебными полномочиями.

Субъективная сторона – прямой умысел, субъект сознает общественно опасный характер деяния и желает его совершить.

Часть 3 ст. 144 предусматривает формально-материальный состав, где такие признаки объективной стороны, как насилие над журналистом или сто близкими, а также повреждение или уничтожение их имущества составляют материальную часть, а угроза применения такого насилия – формальную.

Под насилием следует понимать любой физический вред, причиненный здоровью журналиста или его близким, за исключением тяжкого вреда здоровью или смерти. Такое решение основано на правилах квалификации, согласно которым одно деяние не может рассматриваться как составная часть другого, если первое представляет собой повышенную степень общественной опасности, по сравнению со вторым, выраженную в санкции статьи.

Повреждение имущества означает приведение его в состояние, не подлежащее восстановлению. Повреждение предполагает приведение имущества в частичную непригодность, предполагающую реальную возможность восстановления его полезных свойств.

Угроза означает психическое принуждение, которое представляется журналисту или его близким как реально исполнимое.

В отношении материального состава данного преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, а в отношении и формального – только прямым умыслом.

studme.org

144 статья УК РФ: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»

Если взглянуть на пропуск одного из журналистов, можно обнаружить на нем надпись, которая является выдержкой из Уголовного кодекса. 144 статья гласит, что воспрепятствовать деятельности этого специалиста запрещено. Человек, который предпринимает такие действия, может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако даже не каждому журналисту известно, какими могут быть эти действия. За какое преступление личность может быть привлечена к ответственности, которую предусматривает статья 144 УК РФ?

Право на получение информации

Согласно Конституции, каждый человек вправе и искать, и получать, и передавать информацию. Но только в том случае, если совершает он это законным путем. Если этот человек к тому же является профессиональным репортером, он вправе получать информацию достаточно широкого спектра, при этом не обладая специальным разрешением на такие действия. О правах журналистов сказано в Федеральном законе.

Закрытые сведения

Несомненно, существуют ресурсы, вторгаться в которые никому не позволено, за исключением ограниченного круга лиц. Разглашению не подлежит прежде всего государственная тайна. Также нельзя распространять сведения, касающиеся личной жизни того или иного человека. Информация, которая имеет прямое отношение к обществу, может быть собрана и предоставлена широкому кругу лиц.

На цензуру в нашей стране наложен запрет. А потому любой представитель СМИ вправе получать и распространять сведения, если эти действия служат во благо обществу и не нарушают частную жизнь отдельных граждан. И если журналист обладает некой информацией, не являющейся ни государственной, ни личной тайной, принуждение на ее сокрытие карается по закону. 144 статья посвящена именно такому преступлению. Виновный может понести наказание от небольшого штрафа до шести лет лишения свободы.

Судебная практика

Если сотрудник периодического издания вторгается в личную жизнь гражданина и распространяет сведения, которые являются частью личной и интимной жизни, он осуществляет незаконные действия. Воспрепятствовать этой деятельности можно и нужно. Но если сведения, полученные журналистом, говорят о том, что гражданином осуществлялись действия, направленные против общества (например, предоставление услуг, не отвечающих правилам безопасности), препятствовать сотруднику издания в публикации соответствующих материалов запрещено Уголовным кодексом. В первом случае обвиняемым является журналист (хотя обвинение основывается на совершенно другой статье УК), во втором – человек, который препятствует журналистскому расследованию.

Свобода мысли

Конституция также гарантирует право граждан на получение объективной информации. Любые формы влияния на журналистскую деятельность преследуются по закону, что грозит обвиняемому уголовной ответственностью.

Подобными действиями могут являться не только принуждение на сокрытие тех или иных сведений, но также искажение их либо замена иными. 144 статья предусматривает наказание за любые вмешательства в работу прессы. Но если журналиста скрыть или подменить информацию принуждает человек, обладающий весовыми должностными полномочиями, срок лишения свободы или денежный штраф будет более существенным. Так, статья 144 ч. 2 говорит о наказании в виде штрафа до трехсот тысяч рублей либо лишения свободы до двух лет.

Формы ущемления свободы

О том, каким образом может быть ограничена свобода мысли и слова, сказано в Федеральном законе («О СМИ»). Это может быть и прямое или косвенное вмешательство в профессиональную жизнь журналиста, и незаконное прекращение деятельности СМИ. Юридическую ответственность за посягательство на свободную деятельность представителей прессы устанавливает 144 статья. Административное законодательство предусматривает конкретизацию этих положений.

Следует сказать, что запрет на цензуру имеет и негативное влияние на общество. В СМИ еще несколько лет назад значительно чаще, чем сегодня, встречались материалы порнографического или экстремистского характера. Но распространение подобной информации благодаря поправкам в УК также уголовно наказуемо. В этом и заключается специфика преступления, о котором идет речь в этой статье. Журналисту препятствовать нельзя, однако лишь в том случае, если он действует законно.

Немного истории

В 1997 году на Европейском семинаре, который был посвящен укреплению независимости средств информации, обсуждалась острая необходимость уголовного наказания за вмешательство в журналистскую деятельность. Актуальность темы была обусловлена тем, что представители прессы нередко становились жертвами насилия, пыток, угроз и похищения. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что информация представляет собой одно из основных прав человека.

В России в конце девяностых годов прошлого века и первом десятилетии этого наблюдались существенные сложности во взаимоотношениях СМИ и органов власти. На журналистов при этом нередко оказывали не только экономическое давление. Арестовывались целые тиражи газет, отключался эфир. И довольно часть эти действия производились демонстративно, для чего привлекались силовые структуры. Личность, инициирующая подобную деятельность, привлекается сегодня к ответственности, что и предусматривает статья 144.

УК РСФСР, однако, такие действия игнорировал. В Советском Союзе обойти цензуру не могло никакое периодическое издание и ни одна программа на телевидении.

Сегодня владелец любой организации не вправе препятствовать деятельности журналистов, какие бы негативные последствия она бы ни повлекла для его бизнеса. Государственные органы также вынуждены мириться с вторжением репортеров. Однако, как уже было сказано, существуют сведения, которые недоступны даже самому известному и многотиражному изданию.

Объект преступления

У каждого преступления есть жертва. На юридическом языке она называется объектом. Вмешательство в журналистскую деятельность карается по закону, о чем и гласит статья 144. Что означает это преступление и кто от него страдает? Объектом в этом случае является как профессиональная деятельность журналиста, так и свобода получения информации, о которой сказано в Конституции.

В роли потерпевшего в судебном деле, на возбуждение которого указывает статья 144 УК, выступает законный представитель прессы. Этот специалист имеет право на доступ к различным ресурсам и не обязан обосновывать необходимость в получении сведений. Если против журналиста совершается физическое насилие или порча имущества, то эти действия могут квалифицироваться не только как преступление, которое предусматривает статья 144 УК РФ. В судебном деле рассматриваются по совокупности также и деяния, о которых идет речь в ст. 111, ст. 112, ст. 119.

businessman.ru

Ст. 144 УК РФ с комментариями

Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов — размещена в Особенной части Седьмого раздела Девятнадцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья включает в себя три части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 144 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

  1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации
    — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
  2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения,
    — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединённые с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия,
    — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Комментарии к статье 144 УК РФ

Статья 29 Конституции РФ провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для печати и других средств массовой информации. Ущемление их свободы влечёт ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В комментируемой статье речь идёт об опасности и наказуемости действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов.

Непосредственный объект данного преступления — свобода печати и других средств массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), характеризующемся:

  • в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов;
  • в принуждении их распространять определённую информацию;
  • в принуждении к отказу распространять определённую информацию.

Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов понимается противодействие со стороны различных лиц:

  • установление цензуры;
  • вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;
  • незаконное прекращение или приостановка деятельности средства массовой информации;
  • нарушение права редакции на запрос и получение информации;
  • незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части;
  • ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Принуждение журналистов распространять или, наоборот, не распространять информацию может выражаться в шантаже, обещаниях продвинуть по службе либо, наоборот, угрозах затормозить такое продвижение и т.д.

Состав данного преступления формальный: оно считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста распространять (или не распространять) информацию в интересах виновного, а также независимо от наступления иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, и желает совершить эти действия. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.). На квалификацию деяния они не влияют.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если лицо действовало от имени какого-то органа, учреждения и организации, оно несёт лишь персональную ответственность за свои действия независимо от административной или иной ответственности данной организации.

Часть 2 ст. 144 устанавливает повышенную уголовную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения.

Под использованием служебного положения следует понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение (например, руководитель учреждения или предприятия издаёт приказ не допускать журналистов на территорию соответствующего учреждения или предприятия).

xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai

Это интересно:

  • Статистика подачи заявлений Сайт: Управление записи актов гражданского состояния Курганской области Статистика подачи заявлений о заключении брака через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Статистика подачи […]
  • Приказ 451 росграница Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 25 мая 2015 г. N 128-ОД "О внесении изменения в Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные приказом […]
  • Пособие на погребение 2012 Пособие на погребение Практически в каждой компании может возникнуть необходимость в той или иной степени принять участие в решении вопросов, связанных со смертью сотрудника или членов его семьи. В случае смерти работника […]
  • Черного тела закон кирхгофа Черного тела закон кирхгофа Введем некоторые характеристики теплового излучения. Поток энергии (любых частот), испускаемый единицей поверхности излучающего тела в единицу времени во всех направлениях (в пределах телесного угла […]
  • Образец заявление на вычет в двойном размере Образец заявления на налоговый вычет в двойном размере Налоговый вычет на ребенка в двойном размере может предоставляться единственному родителю или одному из родителей, если другой отказывается от получения вычета на ребенка по […]
  • Росфиннадзор закон Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N […]