Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации

3.4. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Налоги в Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются законодательством РФ и являются едиными для всей страны. Данные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.

Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2 частью Налогового кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются:
• объект обложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога;
• налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму налога на прибыль, со четом 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.)

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счета 76 «НДС с авансов полученных».

Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов :

НДС:
Дебет 90-3 Кредит 68
Акцизы:
Дебет 90-4 Кредит 68
Земельный налог:
Дебет 26, 44 Кредит 68
Налог на имущество предприятия
Дебет 91 Кредит 68
Налог на прибыль
Дебет 99 Кредит 68

Уплата налогов в бюджет отражается в учете следующим образом:
Дебет 68 Кредит 51.

Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде, а аналитический учет — в учетных регистрах по видам налогов. При журнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет совмещен в журнале-ордере № 8 или заменяющей его ведомости-машинограмме.
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

tic.tsu.ru

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основы налоговой системы России;

• порядок исчисления налоговых баз и методы налогообложения;

• особенности бухгалтерского учета налогов и сборов;

• порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

уметь

• рассчитывать налоги и сборы;

• делать соответствующие проводки по учету основных налогов и сборов;

• применять полученные знания на практике;

• решать ситуационные задачи по бухгалтерскому учету налогов и сборов;

владеть

• умениями и навыками документационного и информационного обеспечения хозяйствующего субъекта о состоянии расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Система налогов и сборов и особенности их учета

Налоги и сборы Российской Федерации разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны на всей территории РФ. К федеральным налогам относятся НДС, акцизы на виды товаров, налог на доходы (прибыль) организаций, налог на доходы физических лиц, некоторые другие налоги и сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствии с НК. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ. К региональным налогам и сборам относят налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с НК. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относят земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Бухгалтеру следует определить, от уплаты каких налогов из состава первых двух групп освобождено (или может быть освобождено) предприятие. Если предприятие освобождено от уплаты какого-либо из налогов, входящих в третью группу, то это освобождение должно быть подтверждено соответствующим решением органа местной власти с учетом распределения ставок налога между бюджетами соответствующих уровней. Так, если налог распределяется между бюджетами района и города, то районная администрация может освободить организацию от соответствующей части этого налога. Кроме того, по налогам второй и третьей групп следует знать ставки, действующие на соответствующей территории.

По источникам начисления налогов они подразделяются на четыре группы:

1) начисляемые из состава выручки от реализации – косвенные: НДС и акцизы;

2) включаемые в состав затрат (издержек): земельный налог, транспортный налог, водный налог и т.п. Так, например, в состав затрат также включаются и страховые сборы, уплачиваемые во внебюджетные фонды социального страхования: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд обязательного медицинского страхования;

3) начисляемые за счет прочих расходов организации: налог на имущество предприятия;

4) начисляемые за счет валовой прибыли. К таким налогам, например, относится налог на доходы (прибыль) предприятий.

Объект налога представляет собой часть имущества или событие хозяйственной деятельности, которые по законодательству облагаются тем или иным налогом. Так, если предприятие имеет активы, которые входят в состав базы для расчета налога на имущество, то и при отсутствии в отчетном периоде деятельности, следовательно, и прибыли, оно обязано начислять и уплачивать налог на имущество (источника нет, но есть объект).

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:

– относимые на счета продажи и прочих доходов и расходов (90, 91) – НДС, акцизы и налог на имущество предприятий;

– включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) – транспортный налог, земельный налог, водный налог, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.;

– уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) – налог на прибыль;

По кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыль и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.

В НК установлены специальные налоговые режимы, которые применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных в НК.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Таким образом, учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом ведется на счете 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». При этом для разных налогов и сборов законодательством определены различные источники финансирования (табл. 13.1).

Для каждого налога на счете 68 открывается отдельный субсчет. Начисленные суммы налогов к уплате в бюджет отражаются в зависимости от источника, за счет которого в соответствии с законодательством уплачивается тот или иной налог по Д 20, 23, 26, 29, 44, 70, 75, 90, 91, 99 и др. К 68. Перечисленные суммы налога в бюджет отражаются по Д 68 и К 51, 52, 55.

Таблица 13.1

Источники начисления налогов и порядок их отражения в бухгалтерском учете

studme.org

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам (1)

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И АУДИТА

«Бухгалтерский учет» На тему: «Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам»

Выполнил: Студент 2 курса, группы 13203 Дневного отделения, Специальности «Финансы и кредит» Шмоян Сирануш Вардановна

Проверил: научный руководитель, Ершова Ирина Юрьевна

Классификация и характеристика налогов и сборов 5

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 15

Учет расчетов с бюджетом по отдельным видам налогов 22

Список использованной литературы 51

Практическая часть 60

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги должны способствовать формирова­нию фондов бюджета, стимулированию научно-технического про­гресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств как с предприятий, органи­заций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.

Поэтому актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью правильных и своевременных расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам, плательщиком которых данное предприятие является. Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

привести подробную классификацию налогов;

описать правила ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;

рассмотреть структуру налоговой системы России и общие правила бухгалтерского учета расчетов по налогам;

проанализировать нормативно – правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

изучить объекты налогового учета, налогооблагаемую базу, ставки налогов, налоговый период, порядок исчисления налогов.

Классификация и характеристика налогов и сборов

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1;ст.8]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [1;ст.8]

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

В Налоговом Кодексе РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы [1;ст.12]:

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог (утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ);

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог (утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ);

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят [1;ст.14]:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся [1;ст.15]:

налог на имущество физических лиц.

Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект нало­гообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущест­во, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникнове­ние обязанности по уплате налога;

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяет­ся налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Он может состоять из одного или нескольких перио­дов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения на­логовой базы;

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (в том числе по объектам ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации). [1; 6, c.615-616]

Как правило, налоги определяются путем умножения законодательно установленных процентных ставок налога на некоторую сумму, называемую налоговой базой.

Ставки налогов в России в 2010 году:

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2010 году.

Ставка НДС — 18%. Применяется чаще всего в случаях не указанных в п. 1,2,4 ст. 164 НК РФ(п. 3 ст. 164 НК РФ) [2; 6, c. 616-618];

Ставка НДС на отдельные группы товаров — 10%;

Ставка НДС — 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ.В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки;

Производная от ставки НДС 10% — рассчитывается как ( 10 / (100+10) ) * 100%;

Производная от НДС 18% — рассчитывается как ( 18 / (100 + 18) ) * 100%.

Ставка налога на прибыль в 2010 году.

С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль — 20%

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки;

Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%;

Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов — 0%, 9%, 15%;

Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства — 10%, 20%;

Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%.

Ставка налога на доходы физических лиц в 2010 году.

Основная ставка НДФЛ в 2010 году — 13%.
Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ — 9%, 15%, 30%, 35%;

Ставка НДФЛ 35% применяется для:
А) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры
Б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры
В) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров;

Ставкой НДФЛ 30% облагаются:
доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций;

Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:
доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций;

Ставка НДФЛ 9% применяется для:
А) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ
Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

works.doklad.ru

Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Гонежук Зарема Аюбовна, студентка учетнофинансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трублина, г. Краснодар

Научный руководитель: Шулепина Светлана Александровна,доцент, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трублина, г. Краснодар

Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Аннотация.В статье рассмотрены сущность и понятие налогов, учет расчетов по налогам и сборам и выявлены частые ошибки в практике учета Ключевые слова:бухгалтерский учет, налоги и сборы, налогообложение.

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, –которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Бюджетная система Российской Федерации это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия.Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налогообложение юридических лиц представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и неграмотность бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налоги являются самой доходной статьей бюджета любой страны, что предъявляет повышенные требования к бухгалтерскому учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам.Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотнаяправовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждыйобязан платить законно установленные налоги и сборы [1]. Такое же положение закреплено и в ст. 8 НК РФ: налог –это форма безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта [2]. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1]. Российское законодательство признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но толькона законные. Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.Сущность налогов состоит в отчуждении государством в свою пользу определенной части денежных средств в виде обязательного платежа. Рассмотрим основные признаки налогов:1)обязательность платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в соответствии с законодательством;2)индивидуальная безвозмездность платежа;3)принудительность взимания;4)изъятие части денежных средств налогоплательщика в пользу публичной власти.Перечислим основные функции налогов: фискальная функция состоит в формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной сфере и внебюджетных фондах; контрольная функция состоит в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали законно установленные налоги; распределительная функция состоит в том, чтобы направить налоговые доходы на содержание армии, государственного аппарата управления и социальной сферы; стимулирующая функция состоит в системе льгот и исключений по объектам налогообложения.Рассмотрим основные принципы налогообложения. Отметим, что А.Смит считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность[3]. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.В соответствии с налоговым законодательством (ст.ст.1, 2 НК РФ) налоговая система состоит из совокупности следующих налогов и сборов[4]:федеральных налогов и сборов;региональных налогов и сборов;местных налогов и сборов.Для целей отражения информации о величине начисленных и уплаченных налогов предназначен аналитический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.Практика российского учета показывает, что не все экономические субъекты способны грамотно формировать учетноаналитическую информацию о налогах. Рассмотрим для этих целей учет в Обществес ограниченной ответственностью «Синдика Агро». Сфера деятельностиэкономического субъекта: производство зерновых и технических сельскохозяйственных культур, животноводство. ООО «Синдика Агро» применяетспециальнуюсистему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Основные налоги, уплачиваемые предприятием:ЕСХН;земельный налог;транспортный налог;торговый сбор;прочие налоги и сборы.Учет расчетов по налогам и сборам в ООО «Синдика Агро» ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этот счет предназначен для обобщения информациио расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, в том числе от имени работников этой организации.Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» на сумму ЕСХН, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на сумму подоходного налога и т.д.).По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в ООО «Синдика Агро» открыты субсчета:68.01 «Налог на доходы физических лиц»;68.07 «Транспортный налог»; 68.10 «Прочие налоги и сборы»;68.12 «Единый сельскохозяйственный налог»;68.14 «Земельный налог»;68.15 «Торговый сбор».На рисунке 1 представлен анализ счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» ООО «Синдика Агро» за 2015 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Синдика Агро»

Анализ счета 68

Кор.счетС кред. счетовВ дебет счетов

Оборот5 407 361,003484016,79

Рис.1.Анализ счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» ООО «Синдика Агро» за 2015 г., руб.

По данным рисунка1 видно, что начальное сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в организации оставляет 178731,88 руб., кредитовый оборот по счету за год 5407361 руб., дебетовый оборот 3484016,79 руб. Соответственно, конечное кредитовое сальдо по счету 68 на конец 2015 г. составляет 2102076,09 руб.

В таблице 1 представлены итоговые учетные записи ООО « Синдика Агро» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 2015г.Таблица 1 Итоговые учетные записи ООО «Синдика Агро» по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 2015 г.

КредитС кредита счетовСодержание операцииСумма, тыс. руб.Содержание операцииСумма, тыс. руб.В дебет счетов123456

Остатокна 01.01.2015 г.178,73

51Перечислен НДФЛ5173,23Начислен НДФЛ3484,027051Перечислен транспортный налог35,63

51Перечислены прочие налоги и сборы36,71

51Перечислен земельный налог50,53

51Перечислен торговый сбор и пени по акту проверки111,26

Оборот 5407,36Оборот 3484,02

Остатокна 01.01.2016 г.2102,08

Данные таблицы 1 показывают, что в течение 2015 г. не было произведено начисление части налогов, а именно транспортного и земельного налогов, торговых сборов и пени, а также прочих налогов и сборов.Между тем это противоречит налоговым декларациям организации, и в частности налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (таблица 2).Таблица 2 Декларация по единому сельскохозяйственному налогу ООО «Синдика Агро»за 2015 г.

ПоказательЗначение, руб.Раздел 1. Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщикаСумма налога, подлежащая доплате за налоговый период (календарный год) по сроку не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом8965539Раздел 2. Расчет единого сельскохозяйственного налогаСумма доходов за налоговый период, учитываемых при определенииналоговой базы по налогу329074057Сумма расходов за налоговый период, учитываемых приопределении налоговой базы по налогу179648408Налоговая база по налогу за налоговый период149425649Сумма налога, исчисленного за налоговый период8965539

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет расчетов по налогам исборам ведется некорректно, главным бухгалтером организации по в 2015 г. не были начислены к уплате транспортный налог, прочие налоги и сборы, земельный налог, торговый сбор и пени по акту проверки. В итоге сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»на 01.01.2016 г. не отражает реальную задолженность организации по налогам и сборам. Кроме того, суммы налогов не были учтены при расчете финансового результата. Таким образом, финансовый результат организации отличается от отраженного в отчетности.

Ссылки на источники1.Калинская М. В. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета / М. В. Калинская: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 20092.Дегальцева Ж.В. Моделирование системы налогового учета в управляющих организациях жилищнокоммунального хозяйства / Дегальцева Ж.В., Шулепина С.А. Краснодар, 2013. 3.Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. –5е изд., перераб.и доп. –М.: Бухгалтерский учет. 2013. –736 с.4.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июл. 2000 г.: по сост. на 3 июля 2016 г. –М.: Приор, 2016. –205 с.5.О бухгалтерском учете: федер. закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г., № 402ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г.: одобр. Советом Федерации 29 нояб. 2011 г. –М.: Ось89, 2016. –36 с.

e-koncept.ru

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

В условиях рынка налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечи­вается сбор денежных средств как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физи­ческих, так и юридических лиц.

Налоговая система Российской Федерации включает федераль­ные, республиканские и местные налоги. В основу этой классифика­ции положен признак компетентности органов государственной вла­сти в применении налогового законодательства.

Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их не­правильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Налог на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположен­ных в РФ, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы нало­гоплательщика. В том числе в состав дохода граждан включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предпри­ятиями, учреждениями и организациями физическим лицам, в част­ности оплата стоимости: коммунально-бытовых услуг; разного рода абонементов, подписки на газеты, журналы и книги; питания, лече­ния; путевок на лечение и отдых, включая путевки для детей; това­ров, реализованных работникам по ценам ниже рыночных, или от­пуск продукции собственного производства по ценам ниже, обычно применяемых организациями для отпуска продукции сторонним по­требителям; единовременных пособий уходящим на пенсию ветера­нам труда; возмещение оплаты родителям за детей в детских дошко­льных учреждениях и учебных заведениях, проезда к месту работы и обратно, кроме случаев, специально предусмотренных законодатель­ством.

Налоговым периодом при расчете налога на доходы физических лиц признается календарный год.

При определении налогооблагаемой базы работодатель — налого­вый агент учитывает все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 210 части второй Налогового кодекса Российской Федера­ции предусматривает, что, если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся ка­кие-либо удержания, то такие удержания не уменьшают налогообла­гаемую базу.

В системе налогообложения Российской Федерации предусмот­рен ряд преимуществ для определенных категорий налогоплательщи­ков в виде различных льгот, вычетов, которые оказывают непосредст­венное влияние на формирование налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

Налоговые вычеты представляют собой право налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой базы, рассчитываемой налоговым агентом (бухгалтерией организации) в размерах и видах, установлен­ных НК РФ.

Законодательством определено четыре вида налоговых вычетов: стандартные, профессиональные, имущественные и социальные.

В зависимости от вида доходов в соответствии со ст. 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации существует раз­граничение ставок налога на доходы физических лиц.

Налоговая ставка — процентная величина по отношению к нало­гооблагаемой базе, дающая право на расчет суммы налога в денежной оценке (в рублях).

По ставке 13 % облагаются доходы физических лиц, в том числе заработная плата, премии, пособия по временной нетрудоспособно­сти, вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей и др.

По ставке 9 % облагаются дивиденды, полученные физическими лицами в части доли нераспределенной прибыли, начисленной по ре­зультатам деятельности организации.

По ставке 30 % облагаются доходы физических лиц, если физиче­ские лица не являются резидентами РФ.

По ставке 35 % облагаются выигрыши, выплачиваемые организа­торами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов); призы, получае­мые в проводимых конкурсах, играх, и т. д.

На сумму начисленного налога на доходы физических лиц состав­ляется проводка:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Перечисление налога на доходы физических лиц осуществляется с расчетного счета организации не позднее даты выплаты заработной платы. При этом составляется следующая запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Перечисление налога осуществляется на основе платежных пору­чений, в которых в обязательном порядке должен быть указан код на­лога по установленному классификатору для зачисления на соответ­ствующий счет налоговых органов.

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стои­мость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части до­бавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных това­ров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Объект налогообложения по НДС определяется в соответствии со ст. 146 НК РФ. Им признается реализация товаров на террито­рии Российской Федерации, в том числе реализация предметов за­лога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступно­го или новации. Для целей исчисления НДС реализацией также считается передача права собственности на товары на безвозмезд­ной основе.

В объект налогообложения, кроме того, включаются операции по передаче товаров для собственных нужд, расходы на которые не при­нимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Налоговая база при исчислении налога на добавленную стои­мость определяется с учетом особенностей реализации приобретен­ных на стороне товаров в соответствии со ст. 153—162 НК РФ. При реализации товаров налоговая база определяется исходя из их стои­мости с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж. При этом цена реализации определяется с учетом требований ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных опера­ций, связанных с «входящим» налогом на добавленную стоимость, т. е. НДС, который уплачивается поставщикам, предназначается счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

По дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» по соот­ветствующим субсчетам организация отражает суммы налога по при­обретенным материально-производственным запасам и услугам в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Принятый к учету НДС подлежит списанию в сумме, на которую в данном налоговом периоде производится налоговый вычет. Под на­логовыми вычетами понимаются суммы НДС по приобретенным ма­териальным ценностям (работам, услугам), подлежащие вычету из сумм налога, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся по товарам (работам, услу­гам), приобретаемым (п. 2 ст. 171 НК РФ) для осуществления произ­водственной деятельности или иных операций, признаваемых объек­тами налогообложения, для перепродажи.

Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламенти­руется ст. 171 и 172 НК РФ. Отражение НДС производится на основа­нии счетов-фактур (п. 1 ст. 169 НК РФ). Не оформленные в установ­ленном порядке счета-фактуры не могут быть основанием для приня­тия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (п. 2 ст. 169).

Списание накопленных на счете 19 сумм налога отражается по кредиту счета, как правило, в корреспонденции со счетом 68 «Расче­ты по налогам и сборам».

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая начислению в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оп­ределяется путем умножения налоговой базы на соответствующую став­ку НДС. При применении налогоплательщиками при реализации това­ров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагает­ся, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Для исчисления суммы НДС организацией учетной политикой для целей налогообложения должен быть установлен порядок опреде­ления даты реализации.

В учетной политике для целей налогообложения налогоплатель­щик должен зафиксировать избранный им один из двух методов оп­ределения выручки для целей налогообложения:

• по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных доку­ментов (при этом в соответствии с п. 3 ст. 167 НК РФ для товара, ко­торый не отгружается и не транспортируется);

• по мере поступления денежных средств.

Для налогоплательщиков, использующих метод определения выруч­ки для целей налогообложения «по отгрузке», датой реализации товаров считается наиболее ранняя из следующих дат (подл. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ):

• день отгрузки (передачи) товаров;

• день оплаты товаров.

Для налогоплательщиков, применяющих в целях налогообложе­ния метод определения выручки «по оплате», датой реализации това­ров считается день их оплаты.

В бухгалтерском учете по НДС составляются записи.

По операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества:

Дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимо­сти выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимо­сти выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.

При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по опла­те обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке:

Дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 91-2 «Прочие рас­ходы»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— отражена задолженность по НДС от стоимости проданной про­дукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении де­нежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.

В целях определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, организации должны вести книгу продаж. В книге продаж регистри­руются счета-фактуры (ленты ККТ, бланки строгой отчетности), со­ставляемые продавцами. То есть при совершении операции, призна­ваемой объектом обложения НДС (в том числе освобождаемой от на­логообложения), продавец выписывает счет-фактуру и регистрирует его в книге продаж.

Акцизы. Организации являются плательщиками акцизов с произ­водимых и продаваемых ими отдельных видов товаров согласно их перечню, установленному законодательством. Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется налоговым законодательством. В бухгалтерском учете по акцизам составляются записи:

Дебет 90-4 «Акцизы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму акцизов по реализованным товарам;

Дебет 90-4 «Акцизы»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложе­ния по оплате;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— отражена задолженность бюджету по акцизам по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки;

Дебет 20, 23, 25, 26

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— перечислена задолженность в бюджет.

Налог на прибыль. Нормативным документом, регламентирую­щим порядок исчисления налога на прибыль организаций, является Налоговый кодекс РФ.

Налогоплательщиками по налогу на прибыль являются россий­ские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные пред­ставительства и (или) получающие доходы от источников в Россий­ской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, которая получена налогоплательщиком:

• для российских организаций — полученный доход за вычетом произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ;

• для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, — полученный через постоян­ные представительства доход за вычетом величины произведенных расходов этими представительствами в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;

• для иностранных организаций — доход от источников в Рос­сийской Федерации, к которым относятся дивиденды; доходы в ре­зультате распределения прибыли и имущества; процентный доход от долговых обязательств; доходы от использования предоставленных прав на объекты интеллектуальной собственности.

При определении показателя по доходам принимают в расчет как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, так и внереализационные доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации при­знается выручка от реализации товаров (работ, услуг), которые орга­низация сама произвела и ранее приобрела, а также выручка от реа­лизации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Учитывая ст. 271 и 273 НК РФ, доходы исчисляются по методу начисления или кассовому методу.

Право на определение даты получения дохода по кассовому мето­ду имеют организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без уче­та НДС и налога с продаж не превысила 3 млн руб. за каждый квар­тал. При этом датой получения дохода признается день поступления средств на счета в кассу и (или) в банк.

Нормативным документом по учету налога на прибыль организа­ций является «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (заре­гистрировано в Минюсте России 31.12.2002 г., регистрационный но­мер 4090), устанавливающий правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.

В соответствии с нормами ПБУ 18/02 в каждом отчетном периоде изначально определяется сумма налога на прибыль от бухгалтерской прибыли (убытка) и отражается в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка).

В целях определения налоговой базы и исчисления налога на прибыль организации составляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций. Налоговая декларация представляется на­логоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета на бланке установленной формы.

На сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет, составляются записи:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму налога от реализации товаров и прочего имущества;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и де­нежных средств;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета»

— перечислены денежные средства в погашение задолженности.

Налог на имущество. Налог на имущество организаций, введен­ный на территории России с 01.01.1992 г., относится к налогам субъ­ектов Российской Федерации.

Данным налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Плательщиками налога на имущество предприятий являются:

• все юридические лица по законодательству РФ, включая пред­приятия с иностранными инвестициями;

• филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

• все иностранные юридические лица, международные организа­ции и объединения, а также их обособленные подразделения, имею­щие имущество на территории, континентальном шельфе и в исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации.

Сумма налога за отчетный период определяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года путем умножения исчисленной за этот период среднегодовой стоимости имущества на установленную налоговую ставку. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разность между суммой налога, исчисленной за от­четный период, и суммами налога, внесенными в бюджет за предыду­щие отчетные периоды текущего года.

В бухгалтерском учете составляются записи:

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму начисленного налога.

Перечисление в бюджет суммы налога на имущество осуществля­ется в начале следующего квартала платежным поручением:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Вместе с квартальными или годовыми бухгалтерскими отчетами в установленные для сдачи этих отчетов сроки организации ежеквар­тально предоставляют в налоговые органы по месту своего нахожде­ния по установленной форме налоговую декларацию по налогу на имущество.

finances.social

Это интересно:

  • Закон от 7 марта 2011 года 26-фз Закон от 7 марта 2011 года 26-фз Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Обратная сила ФЗ от 07 марта 2011 г. № […]
  • Нотариус щербинка график работы Нотариусы Подольск, Щербинка, Климовск, пос. Львовский Нотариусы: Подольск, Щербинка, Климовск, пос. Львовский. В Подольске среда архивный день у всех нотариусов. 1) Алтухова Марина Анатольевна А-Б Адрес: Московская область, […]
  • Похвала и наказание что это Похвала и наказание что это СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Субтест 4 - обобщение Описание заданий раздела 4 и образцы […]
  • Впускной коллектор ауди а4 в8 Audi A4 Белка › Бортжурнал › #14 Проверка маслоотделителя A4 B8 всем привет. была проблема захода на сайт, еле ее решил, поэтому так долго ничего не писал про авто. начну с того, что пробег уже 68 тыс(эх) и стало заметно что […]
  • Увольнение запись в трудовой книжке ип Заполнение трудовой книжки индивидуальным предпринимателем (образец) Обновление: 31 июля 2017 г. Индивидуальные предприниматели, как и другие работодатели, ведут кадровое делопроизводство, включая заполнение трудовых книжек […]
  • Порядок начисление и уплата налогов Проводки по ЕНВД в бухучете Актуально на: 6 марта 2017 г. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – специальный налоговый режим, который в соответствии с гл. 26.3 НК РФ и законодательством муниципальных районов, городских округов и […]