Бюджетные расходные полномочия

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

3. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

В муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 138 или дотации из бюджета муниципального района в соответствии с пунктом 4 статьи 142.1 настоящего Кодекса, размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не выше предельных значений, установленных законом субъекта Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

www.az-customs.net

Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

3. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

3.1. Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

3.2. Расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу.

5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

finansovyesovety.ru

§ 2. Расходные обязательства

Расходные обязательства тесно взаимосвязаны с бюджетными обязательствами. Так, расходные обязательства становятся бюджет-ными обязательствами с даты вступления в силу федерального закона (решения) о бюджете на следующий финансовый год, в котором закреплены соответствующие расходы. Иными словами, бюджетные обязательства — это законодательно закрепленные в финансово- плановом акте расходные обязательства.

В рамках расходных обязательств выделяют публичные и публичные нормативные обязательства.

Так, к публичным обязательствам относят возникающие на основе закона, иного нормативного правового акта расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В свою очередь, публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

При этом к публичным нормативным обязательствам не относятся обязательства по осуществлению выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) слу-жащих, а также статусом лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, прохо-дящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

В целях надлежащего контроля за осуществлением расходных обязательств на органы государственной и муниципальной власти возложена обязанность по ведению в установленном соответствующим исполнительным органом порядке реестров расходных обязательств и их представлению в вышестоящий орган исполнительной власти.

Реестр представляет собой используемый при составлении проекта бюджета перечень нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов (с обязательным указанием соответствующих статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев правовых актов), обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств.

В реестре расходных обязательств в обязательном порядке также производится оценка объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В зависимости от источника финансирования выделяют три вида расходных обязательств:

расходные обязательства Российской Федерации;

расходные обязательства субъекта Российской Федерации;

расходные обязательства муниципального образования.

Так, к расходным обязательствам Российской Федерации относят

обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Данные расходные обязательства возникают на основании:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) пол-номочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:

а) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

б) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

В свою очередь, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации относят обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств территориальных внебюджетных фондов.

Основаниями для возникновения данных расходных обязательств выступают:

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключение субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

заключение от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации уста-навливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Единственным исключением является то, что расходы, связанные с осуществлением субъектами Российской Федерации делегированных Российской Федерацией полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

В целях обеспечения разграничения предметов ведения и как следствие расходных обязательств БК РФ установил запрет на установление и исполнение органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, если иное прямо не предусмотрено федеральным законодательством.

При этом в целях исключения установления необеспеченных финансовыми ресурсами расходов бюджета органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства муниципального образования составляют обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета муниципального образования.

Их возникновение тесно связано со следующими обстоятельствами:

1) принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятие муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключение от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, за исключением расходных обязательств, принимаемых и исполняемых при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В этом случае расходные обязательства исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом, как и в случае с субъектами Российской Федерации, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

knigi.news

Расходные обязательства: понятие и разграничение в бюджетной системе

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета, государственного внебюджетного фонда или территориального государственного внебюджетного фонда.

Ранее действовавшие редакции ст. 84-87 БК устанавливали открытые перечни расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов РФ и исключительно из муниципальных бюджетов. Эти перечни не совпадали с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, на что обращалось внимание в научной литературе1.

Действующая редакция ст. 84-87 БК корректно отражает правовой статус бюджетных расходов.

Каждый территориальный субъект бюджетного права имеет свои расходные обязательства, обусловленные его предметом ведения и полномочиями.

Расходные обязательства всех территориальных образований консолидируются в специальные реестры, вести которые обязаны соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 87 БК реестр расходных обязательств — это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Перечень расходных обязательств Российской Федерации и юридические факты, на основе которых они возникают, установлены в ст. 84 БК. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:

o субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

o субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Правовой режим расходования средств региональных бюджетов установлен ст. 85 БК, согласно которой расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате:

o принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

o принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Закона о принципах организации законодательных и исполнительных органов;

o заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями этого региона;

o принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

o принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации.

Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются региональными органами государственной власти самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита регионального бюджета.

В отдельных случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, или принимаемыми в соответствии с ними региональными законами, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.

Кроме отмеченных юридических фактов основанием возникновения расходных обязательств субъектов РФ является принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении региональными органами государственной власти полномочий, которые в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления таких субвенций определен ст. 133 БК.

Расходные обязательства муниципального образования регулируются ст. 86 БК и возникают в результате:

o принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета;

o принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Названные расходные обязательства исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК.

Учитывая конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий, бюджетное законодательство запрещает органам государственной власти субъектов РФ устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Исключение могут представлять случаи, установленные федеральными законами.

В свою очередь, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными или региональными законами.

Вместе с тем органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств регионального бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

studme.org

Бюджетные расходные полномочия

2.Принятие НПА Президента РФ и Правительства РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, отнесенным к РФ. для федерального уровня конкретно сказано только об актах президента и об актах правительства соответственно, никакие акты федеральных органов исполнительной власти не могут порождать расходные обязательства РФ. Что касается Президента и Правительства, то они действуют в пределах своей компетенции и могут издавать такие акты не по любым вопросам, а только по тем, которые относятся к их ведению. Применительно к Правительству мы в этой части всегда можем ориентироваться на ФКЗ «О Правительстве РФ». В отношении Президента такого перечня нет и только путем толкования Конституции можно говорить о том, относится ли какое-либо полномочие к Президенту либо не относится.

3.Принятие федеральных законов, НПА Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление субвенций из федерального бюджета. Перед субвенциями всегда стоят переданные государственные полномочия 1) переданные государственные полномочия 2) субвенции, которые следуют за переданными государственными полномочиями. Поскольку речь идет о Бюджетном Кодексе, в качестве основания отражен закон о предоставлении субвенций, но этот закон не может существовать без того, что переданы сами полномочия (полномочия тоже передаются отдельным законом).

Несмотря на то, что БК требует принятия отдельных законов о предоставлении субвенций, сейчас практика такова, что субвенции предоставляются бюджетным законом и в законе о бюджете на 2011 год перечисляются все субвенции, которые предоставляются субъектам РФ на 2011 год. Но в любом случае в бюджетном законе все равно только следствие – значит полномочия переданы другим актом, а в бюджетном законе мы видим только субвенции, которые необходимы для реализации переданных государственных полномочий.

(NB! – до этого говорилось о разграничении полномочий; Сейчас говориться о передаче уже разграниченных полномочий).

4.Заключение Российской Федерацией договоров. Речь идет о договорах от имени публично-правового образования. Мы понимаем, что публично-правовые образования, заключая договор, действуют через свои органы или уполномоченные лица. Поэтому договор будет заключать уполномоченный орган, но он заключает его от имени Российской Федерации. Соответственно, расходные обязательства возникают у Российской Федерации. Это могут быть международные договоры, иные договоры (например, инвестиционные договоры).

5.Заключение казенными учреждениями договоров от имени Российской Федерации. Это частный случай от предыдущего. Особенностью нашего бюджетного механизма является то, что казенные учреждения (а до этого в этом же режиме были бюджетные) заключают договоры не от своего собственного имени, а от имени Российской Федерации, причем любые договоры – как то гражданско-правовые, трудовые и т. д. В любом случае это договоры, которые заключаются от имени РФ и возникают расходные обязательства у РФ.

Основания возникновения расходных обязательств субъекта РФ

Оснований собственно два – закон и договор

1.Принятие законов субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции) и вопросам совместного ведения, отнесенных к субъектам РФ (ст. 26.3 184-го ФЗ)

2.Принятие НПА по предметам ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения, отнесенных к субъектам РФ. В данном случае БК РФ не указывает тех органов, которые эти акты могут издавать. Но это не значит, что это могут быть любые органы – это лишь означает, что эти органы определяются в законодательстве субъектов РФ. Прежде всего, это определяется в уставе (конституции) субъекта РФ либо законах субъекта РФ.

3.Заключение субъектом РФ договоров по предметам ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения, отнесенных к субъектам РФ

4.Принятие законов и иных НПА, предусматривающих предоставление субвенций из бюджета субъекта РФ. кому могут быть предоставлены субвенции из бюджета субъекта РФ? – муниципальным образованиям. Соответственно, эти субвенции являются производными от переданных муниципальным образованиям государственных полномочий. Если субъекты передают свои полномочия муниципалам, они должны издать соответствующий закон.

Могут ли они передать полномочия федерального уровня? Могут – точно также должен быть издан закон. Т. е. получив полномочия от федерального уровня, субъекты РФ могут опустить их на уровень муниципальных образований, но не все.

5.Принятие законов и иных НПА при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ переданных им полномочий РФ. Речь идет о ситуации, когда субъект принимает полномочия и субвенции от Российской Федерации. Для того, чтобы израсходовать субвенции, нужно принять закон или иной нормативно-правовой акт. Например: Федеральным законом переданы субвенции на регистрацию актов гражданского состояния, то субъекты, для того, чтобы эти субвенции израсходовать, должны принять свой закон о том, что такие-то органы субъекта РФ наделить полномочиями по регистрации актов гражданского состояния, осуществив при этом финансирование за счет субвенции, полученной из федерального бюджета.

6.Заключение казенными учреждениями договоров от имени субъекта РФ. это частный случай третьего основания

Ст. 26.2 ФЗ 184-ФЗ – полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Здесь нет фразы «за счет собственных доходов», но собственные доходы мы уже из Бюджетного Кодекса выведем системным толкованием.

67) реализации полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении». Есть большое ощущение, что речь идет все таки о переданных законом государственных полномочиях. Но раз законодатель включил это в перечень ст. 26.3 , то он тем самым закрепил эти полномочия, как он считает, из совместного ведения за субъектом РФ. Значит, эти полномочия финансируются за счет собственных доходов субъекта РФ.

Расходные обязательства муниципального образования

1.Принятие МПА по вопросам местного значения (статьи 14- 15 — 16 Федерального закона №131-ФЗ). Вопросы местного значения – это ключевой термин, который сразу поможет определить, чье расходное обязательство. Если это вопрос местного значения, то однозначно это расходное обязательство муниципального образования.

2. Принятие НПА по иным вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления (статьи 14.1 – 15.1 – 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ). В ст. 14.1 – 15.1 – 16.1 тоже перечислены полномочия, но они не отнесены к вопросам местного значения. Они закреплены за муниципальными образованиями, но при целом ряде условий и этот сложный комплекс условий порождает массу проблем. Поэтому мы должны видеть, что законодатель разграничивает вопросы местного значения и указанные полномочия и если по первому основанию все довольно просто, то по второму не так все просто.

Например, в числе этих дополнительных полномочий указано содержание местных музеев. Предположим, какое-то МО образовало местный музей утюгов и содержит его за счет местного бюджета. И это хорошо, если для этого есть достаточные доходы. Но если муниципальное образование включает эти расходы при расчете дотаций на выравнивание, то возникает вопрос – можно ли эти дополнительные расходы финансировать за счет дотаций? Потому что дотации – это собственные доходы, которые предназначены для позиции № 1, потому что законодатель, предоставляя дотации, выравнивает муниципальные образования с целью профинансировать вопросы местного значения, он не берет на себя обязательства по дополнительным полномочиям. Поэтому с точки зрения лектора это не возможно.

3.Заключение муниципальным образованием соглашений по вопросам, которые относятся к первым двум позициям.

Принятие НПА при осуществлении органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий (от субъектов РФ или РФ). Опять же, для того, чтобы израсходовать полученные при передаче государственных полномочий субвенции необходимо издать специальный НПА. отсутствие этого акта приводит к бюджетному правонарушению, которое должно закончиться тем, что такой расход не должен совершаться. Но если мы опять же поставим вопрос о том, а как же быть с получателями? Здесь нужно понимать, что когда мы говорим, что получателем является физическое лицо, то мы его право в состоянии доказать выведя его из материального закона. Но у нас ведь есть разные получатели, в т. ч. организации. Может ли муниципальная школа требовать финансирования из местного бюджета? Из какого закона вытекает право школы на финансирование из местного бюджета? Из закона об образовании вытекает, что она имеет статус бюджетного или казенного учреждения. То, что оно финансируется собственником – вытекает из бюджетного кодекса. Но в каком объеме она финансируется – ни в одном законе не сказано. Если собственник финансирует только частично, право требования на ту сумму, на которую рассчитывала школа, практически невозможно доказать. Поэтому если отсутствует нормативно-правовой акт, который определяет порядок расходования полученной субвенции, даже если она предназначена для этой школы, то школа этих денег не получит. И тогда школе остается только одно – идти в суд и признавать незаконным бездействие органов местного самоуправления, не принимающих такой акт. И что суд должен сделать? Обязать принять такой акт? И еще указать, в каком размере нужно использовать субвенцию?здесь мы уже вторгаемся в принцип разделения властей.ситуация неразрешимая, на сегодняшний день нет никаких способов разрешения таких ситуаций.

Заключение от имени муниципального образования договоров муниципальными казенными учреждениями

Дела, связанные с расходными полномочиями, попадают в сферу ведения как арбитражных и так судов общей юрисдикции (в зависимости от инициатора).

Решение ВС РФ. Речь шла о законе республики Бурятия, в суд обратился прокурор. Прокурору не понравился закон бурятской республики. Определение ВС РФ – 2009 год. Спор относится к закону республики Бурятия 2001 года. Речь идет о законе о доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах республики Бурятия и органах местного самоуправления. Соответственно, этим законом остались не охвачены государственные служащие федерального уровня. Проблема – можно ли таким образом дифференцировать граждан, проживающих на территории республики Бурятия. Вторая проблема – пенсионное обеспечение всех граждан есть полномочие и, соответственно, расходное обязательство Российской Федерации.

Прокурор принес протест, считая, что этот закон нарушает федеральное законодательство, ссылаясь на ряд законов, связанных с регулированием в т. ч. пенсионного обеспечения, и нарушает п. 1 ч. 3 статьи 130 БК РФ.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

применительно к данной ситуации это означает, что субъектам РФ, которые получают дотации и субсидии, запрещается ставить своих служащих в лучшие условия, чем федеральных, если они получают эти дотации и субсидии в размере больше 20 % объема собственных доходов и т. д. (Бурятия получала больше 60 %) с точки зрения бюджетного законодательства это нарушение и принимать на себя такое расходное обязательство путем издания этого закона они не могли.

Суд республики (и ВС РФ его поддержал) отказал прокурору – анализируя материальные законы он посмотрел на то, что входит в полномочия субъекта РФ в части осуществления социальной поддержки населения, и противоречий не нашел. Более того, суды, рассмотрев законодательство о пенсионном обеспечении, выяснили, что в результате изменений, которые были произведены в 2004 году 122-ФЗ, должен быть издан федеральный закон, предметом регулирования которого должно быть пенсионное обеспечение граждан РФ, проходивших государственную службу и их семей. Этот закон до сих пор не принят. В этой ситуации суд говорит: если бы такой закон был принят и он бы запретил субъектам устанавливать такие доплаты, то закон Бурятии его бы нарушал. Но такого закона нет, а в соответствии со старой позицией Конституционного Суда РФ в порядке опережающего правового регулирования возможно издание законов субъектами РФ, если отсутствует федеральный закон, а в случае принятия федерального закона, акты должны быть приведены в соответствии (на самом деле эта позиция относилась к Президенту). Довод со ст. 130 не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку эта норма регулирует бюджетные правоотношения, следовательно, она не применима в этом деле, потому что речь идет о социальном законе, предусматривающем поддержку отдельных категорий граждан. (логики никакой)

studfiles.net

Это интересно:

  • Иск об установлении отцовства со стороны отца Образец заявления иска об установлении отцовства от отца ребенка, рожденного вне брака необходим образец ходатайства на запрос свидетельства о рождении ребенка из ЗАГСа в рамка рассматриваемого иска Ответы юристов (2) «Семейный […]
  • Частное обвинение статьи ук рф Возбуждение уголовного дела публичного обвинения Здравствуйте! Про возбуждение уголовного дела публичного обвинения. Скажите должно ли возбуждаться по факту преступление по причинению тяжких телесных повреждений, предусмотренных […]
  • Встречный иск защита интересов ответчика Защита интересов ответчика. Обеспечение иска Формы защиты ответчиком своих интересов: 1. Возражение против иска – аргументированные доказательствами доводы, опровергающие предъявленный иск. Процессуальные возражения – указывают на […]
  • Закон 55 от 19011998 Закон 55 от 19011998 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о […]
  • Куда писать заявление о преступлении Как возбудить уголовное дело. Адвокат по уголовным делам советует. Одним из назначений уголовного судопроизводства является защита прав и законных лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Если в отношении Вас совершено […]
  • Кбк 2014 штрафы КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов) Немного подробнее об уплате штрафов и денежных взысканий Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах Штрафы выписываются на нарушение федерального законодательства о налогах и […]