Правописание имен прилагательных

Суффиксы прилагательных, образованных от имен

Различается написание согласных перед суффиксами -ат- , -ан- в прилагательных типа дощ ат ый, брусч ат ый : щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощ- ат -ый — до ск -а ( щ чередуется с ск в пределах одной морфемы — корня), вощ- ан -ой — во ск .

Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительного чередуется с т : крупи т — чат -ый (крупи ц а), ресни тчат ый (ресни ц а), черепи тчат ый (черепи ц а) .

если они образованы от существительных на а(я), ы(и) : ельн- инский (Ельн я ), охт инский (Охт а ), мытищ инский (Мытищ и ), саатл инский (Саатл ы ), табор инский (Табор ы ) ;

если от соответствующих существительных возможно образовать притяжательные прилагательные на ин : елизавет инский (Елизавета — Елизавет ин ), мари инский (Мария — Мари ин ), ольг инский (Ольга — Ольг ин ), сестр инский (сестра — сестр ин ) ;

если прилагательное образовано от существительного на ин : во инский (во ин ), элл инский (элл ин ) .

В остальных случаях прилагательные оканчиваются на -енский : грозн енский (Грозн ый ), зареч енский (Зареч ье ), керч енский (Кер чь ), кладбищ енский (кладбищ е ), нищ енский (нищ ий ) .
Примечание 1. Прилагательные коломенский (Коломна), крапивенский (Крапивна), ливенский (Ливны) и некоторые, им подобные, образованы от существительных с помощью суффикса -ск- , а гласная е (обозначающая беглый звук) входит в состав корня.
Примечание 2 . Прилагательные инзенский, лопасненский, пензенский, пресненский пишутся с е по традиции (хотя Инза, Лопасня, Пенза, Пресня ).

В прилагательных, образованных от основ на к, ц, ч , перед суффиксом -н- пишется ч (хотя может произносится [ ш ] ): горчи ч -н-ый (горчица), пере ч ный (перец), кула ч ный (кулак), скворе ч ный (скворец), уда ч ный (удача), моло ч ный (молоко), було ч ная (булка) .

В прилагательных, образованных от основ на х , перед суффиксом -н- пишется ш : гречи ш -н-ый (гречиха), поте ш ный (потеха), сумато ш ный (суматоха) .

Примечание 1. Правило написания чн в указанных условиях распространяется и на существительные: скворе чн ик, пере чн ица . Так же пишутся и женские отчества, образованные от мужских отчеств на ич : Никити чн а; Савви чн а .
В некоторых словах пишется сочетание шн : городо шн ик (городки), двуру шн ик (рука), раё шн ик (раёк) .
Примечание 2. По-разному пишутся слова лото чн ик (от лоток ) и лото шн ик (от лото )
Примечание 3. Варианты написания будни чн ый и будни шн ий одинаково допустимы, хотя первый предпочтительнее.

gramma.ru

Спряжение глаголов в русском языке

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Число

Лицо

І спряжение

ІІ спряжение

окончания

примеры

окончания

примеры

Единственное

Множественное

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

  • ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
  • 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
  • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить,

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

и зависеть, и вертеть.

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:

  • поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);
  • определить, какая гласная стоит перед -ть.

www.fio.ru

Определить ведущий поток;

Определить зоны болтанки

Определ ить зоны облачности и обледенения

На изобарических поверхностях 850, 700 и 500 гПа облачность вероятна при Dtd £ 2°С. На изобарических поверхностях 400, 300, 200 гПа облачност ь вероятна при Dtd £ 4°С. Если на высот е есть условия для образования облаков и температ ура воздуха ниже 0°С,

то при полете на эт ой высоте будет наблюдаться обледенение ВС (0°С…-10°С — сильное,

-11°С…-20°С – умеренное, -21°С…-30°С – слабое).

Если на небольшом участке маршрута резко меняется направление или скорост ь ветра или то и другое вмест е, т о при полет е на этом участке будет наблюдат ься болтанка ВС (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Определение зон болтанки

Ведущий поток – это господствующ ее (преобладающ ее) направление вет ра над данным районом в средней тропосфере (в слое 3…6 км) — карты АТ-700 гПа и АТ-500 гПа. Ведущий поток существует над теми районами, над которыми изогипсы на картах АТ-700 гПа и АТ-500 гПа незамкнуты. Если изогипсы над каким-то районом на картах АТ замкнуты, то э то говорит о том, что над этим районом в д анный момент времени ведущего потока нет, и погода у земли в этом районе менят ься не будет .

По ведущему потоку определяет ся направление и скорость перемещения основных б арических сист ем, а также скорост ь перемещения возд уш ных масс и ат мосферных фронтов.

Циклоны и антициклоны перемещаются в направлении вед ущ его потока, который наблюдается над их приземными центрами (правило ведущего потока).

Скорость перемещения барических систем, воздушных масс и ат мосферных фронтов составляет 80% от средней скорост и ведущего пот ока, определенного по карт е АТ-700 гПа, или 50% от средней скорости ведущего потока, определенного по карте АТ-500 гПа. В холодное время года ведущий поток определяет ся, как правило, по карте АТ-700 гПа, в теплое — по карте АТ-500 гПа.

studopedia.su

Предлоги места в английском языке: at, in, on

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Правил использования предлогов места в английском языке не очень много, именно поэтому запомнить их не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Предлагаю разобраться в тонкостях использования предлогов at, in, on, которые указывают на расположение предметов.

Давайте начнем с небольшой таблицы, в которой мы изложили очень обобщенное правило, где и когда ставить каждый предлог:

Предлог at в английском языке

Итак, начнем с предлога at. На русский его переводят по-разному – «у», «около», «на», «в», «при». Перевод будет зависеть от места, с которым употребляется предлог. Рассмотрим некоторые правила и примеры.

    Предлог at в английском языке, как правило, используется, когда мы говорим о каком-либо конкретном месте, пункте или ориентире, а не о территории либо площади в целом:

There were a lot of people at a conference. – На конференции было много людей.

I met him at Jack’s party. – Я познакомилась с ним у Джека на вечеринке.

В этих предложениях at a conference и at Jack’s party относятся к конкретным местам.

Мы можем использовать этот предлог с названиями городов, подразумевая названия учреждений либо событий, происходящих в этом городе. Давайте рассмотрим несколько пар предложений:

There were a lot of artistic people at Dublin Theatre Festival. – На фестивале в Дублине было много творческих людей.

There are a lot of artistic people in Dublin. – В Дублине много творческих людей.

Как видите, разница в значении очевидна: в первом примере Dublin относится к названию фестиваля (Dublin Theatre Festival), во втором примере мы уже говорим о самом городе. Такая незначительная деталь, как предлог, способна изменить смысл целого предложения! Вот еще пример для размышления:

I study at Edinburgh. – Я учусь в Университете Эдинбурга.

I study in Edinburgh. – Я учусь в Эдинбурге.

Использование предлога at в первом предложении позволяет нам использовать название города, хотя мы имеем в виду учебное заведение, полное название которого The University of Edinburgh. Используя предлог in во втором примере, мы говорим только о городе.
Используйте предлог at, когда говорите о зданиях как об определенных пунктах или ориентирах: at the dentist’s, at the supermarket, at school, at the shop и т. д. Используйте предлог in, если хотите подчеркнуть тот факт, что кто-то или что-то находится внутри здания:

I stopped at the shop on my way home. – Я остановилась у магазина по пути домой. (здесь магазин является всего лишь пунктом на пути домой)

It was raining, so I decided to shelter in the shop. – Шел дождь, поэтому я решила укрыться в магазине. (здесь важен именно факт того, что я зашла в само здание)

Очень часто at используется перед названиями зданий в тех случаях, когда нам важно не само здание, а действие, которое в нем происходит:

I was at the cinema yesterday. – Вчера я была в кинотеатре.

I eat at KFC on Mondays. – Я ем в KFC по понедельникам.

Используйте предлог at перед адресами:

Their shop is at 35 Park Road. – Их магазин на Парк Роад 35.

Но не забывайте о том, что непосредственно перед названием дороги используется предлог on либо in:

The shop is on/in Park Road. – Магазин находится на Парк Роад.

Предлог at также употребляется с глаголом arrive:

We arrived at the airport in time. – Мы приехали в аэропорт вовремя.

Но, говоря о прибытии в какой-либо большой город, используйте предлог in:

The train arrives in New York at 10.30. – Поезд прибывает в Нью-Йорк в 10:30.

Как видите, наибольшее количество правил касается использования именно предлога at в английском языке, но мы также рассмотрели отдельные случаи использования предлогов in и on, так как разница в их использовании видна именно при сравнении нескольких предложений, осталось изучить совсем немного правил использования этих предлогов.

Предлог on в английском языке

Предлог on следует использовать, когда предмет соприкасается с плоской поверхностью (on the ceiling – на потолке, on the wall – на стене, on the floor – на полу). Кстати, явление «Интернет» для иностранцев – это поверхность, поэтому правильно on the Internet. Хотя для русских правильно «в Интернете», ведь для нас это пространство.

Когда мы воспринимаем пространство в качестве прямой, например, когда говорим о реке или о дороге, то берем on.

They built the house on the Humber River. – Они построили дом на реке Хамбер.

Также предлог on в английском языке употребляется, когда говорят о передвижениях на автобусе, поезде, самолете. Говоря о передвижении на такси или автомобиле, используйте предлог in. Также вы можете использовать предлог in, если желаете подчеркнуть тот факт, что кто-то или что-то находится именно внутри транспортного средства (в этом случае предлог может использоваться с любым видом транспортного средства). Сравните эти предложения:

He always looks through his papers in the taxi. – Он всегда просматривает документы в такси.

English people read newspapers everywhere, even on the bus. – Англичане читают газеты везде, даже в автобусе.

Предлог in в английском языке

Предлог in в английском используется, когда мы хотим указать, что объект находится внутри другого, большего объекта. Это тот случай, когда предлог имеет эквивалент в русском – «в».

Let’s go for a walk in the woods. – Пойдем на прогулку в лес.

My keys are in my bag. – Мои ключи в сумке.

В конце предлагаем вам посмотреть видео от преподавателя Alex. Вы сможете посмотреть на эту тему с точки зрения носителя языка, так что обязательно обратите свое внимание на видео:

Ну что же, надеемся, основные отличия использования предлогов места в английском языке вы усвоили. Попробуйте проверить свои знания с помощью небольшого теста! И не забудьте скачать нашу табличку.

engblog.ru

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп _ шь, и хорошо, что ед _ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

gramota.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Кнопка возврата на сайте Веб-дизайн и поисковая оптимизация Вебдизайн с jQuery - это очень просто! • Фотогалерея jQuery - просто и красиво! • Фотогалерея jQuery со слайд-шоу • Фотогалерея для интернет магазина • Фотогалерея prettyPhoto • Фотогалерея […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]