Анализ расчетов плательщика по налогам и сборам, пути его совершенствования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. Анализ расчетов плательщика по налогам и сборам, пути его совершенствования

3.1. Информационное обеспечение и общая методика анализа расчетов плательщика по налогам и сборам

Изучение и анализ расчетов плательщика с бюджетом по налогам и сборам является важнейшим вопросом хозяйственной деятельности любой организации. В качестве источников информации при анализе расчетов плательщика с бюджетом по налогам и сборам используются: расчеты по налогам (приложение Д, Ж, К, Л, М, Н, П, Р, С), журнал-ордер № 8 (приложение Т), главная книга, оборотная ведомость, форма № 1 “Бухгалтерский баланс” (приложение У, Х), форма № 2 “ Отчет о прибылях и убытках” (приложение Ф, Ш), форма № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” и другие бухгалтерские документы.

В бухгалтерском балансе в пятом разделе “Расчеты” по статье “Расчеты по налогам и сборам” отражается задолженность организации по всем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с его работников.

В отчете формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” по строке 160 отражается сумма прибыли (убытка) отчетного периода, по строке 010 отражается выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг. По статье “Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг”, по строке 020, отражаются учтенные затраты на реализацию продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде товарам, работам, услугам. По статьям «Операционные доходы и расходы» (строка 120) отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества организации, а по статьям «Внереализационные доходы и расходы» (строка 150) – по операциям, не связанным с реализацией продукции. По статье “Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли” (строка 170) показываются отраженные в учете суммы налога на прибыль (доход), налога на недвижимость, других налоговых сборов, уплачиваемых за счет прибыли.

Раньше в отчете формы № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” в десятом разделе “Справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды” содержалась подробная информация о начисленных, израсходованных и перечисленных средств в бюджет и внебюджетные фонды (в разрезе отдельных видов налогов и других обязательных платежей). Теперь данные по расчетам с бюджетом находятся во втором разделе «Дебиторская задолженность» по строке 180 «Расчеты с бюджетом и Фондом социальной защиты населения» отчета формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

В экономической литературе предлагаются различные методики анализа финансовых отношений организаций с бюджетом по налогам и сборам. Так, Ермолович Л.Л. раскрывает методику анализа структуры и динамики налогов по общей их сумме и по группам, изменения удельных весов налогов и сборов прибыли, затратах и выручке от реализации. Далее Ермолович Л.Л. приводит методику факторного анализа основных видов налогов. Русак Н.А., Савицкая Г.В., Стражев В.И. в своих работах приводят методику анализа основных налогов, уплачиваемых из прибыли предприятия, анализ их динамики и структуры, а Кравченко Л.И. предлагает методику анализа оптимальности налогообложения. Результаты изучения предложенных методик анализа обобщены в таблице 3.1.

Анализ налогообложения начинают с изучения информационно-пространственного налогового поля. Информационно-пространственное налоговое поле образуется совокупностью отношений в сфере исчисления, уплаты, сбора и распределения обязательных платежей. Исходя из этого на данном этапе анализа важно: правильно определить объект налогообложения; правильно определить налогооблагаемую базу и ее составляющие элементы; установить случаи и причины занижения объектов налогообложения; определить экономические санкции, потери и убытки для организации за счет этого; установить виновных лиц, допустивших искажения налогооблагаемых баз; правильно установить источники уплаты обязательных платежей; правильно отразить налоги и другие обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учете; изучить срок и порядок уплаты обязательных платежей; установить случаи, причины и виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет; определить финансовые санкции за несвоевременность расчетов с бюджетом; разработать меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины, другой экономической работы по налогам и другим обязательным платежам.

Модель анализа расчетов плательщика по налогам и сборам

vunivere.ru

Анализ расчетов по налогам и сборам

Анализ расчетов по налогам и сборам представляет собой процесс комплексного изучения и оценки налогообложения предприятия с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.

Анализ расчетов по налогам и сборам помогает тщательнее изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия.

Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости предприятия. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность.

В первую очередь проведем анализ объема платежей МУП «ЖКХ и водоснабжение» по налогам и сборам. В процессе анализа рассмотрим динамику и структуру расчетов по налогам и сборам. Результаты анализа представлены в приложении «Анализ динамики и структуры платежей «МУП «ЖКХ и водоснабжение» по налоговым платежам»

Данные анализа показывают, что общий объем платежей в бюджет по МУП «ЖКХ и водоснабжение» в 2008 году составил 4451,88 тыс. рублей, что на 122,62 тыс. рублей меньше чем в 2007 году и на 814,86 тыс. рублей, чем в 2006 году. Наблюдается общее снижение платежей в бюджет по исследуемому предприятию. Выясним с чем это связано.

Наибольший удельный вес в общей сумме налогов имеют налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.

В 2008 году доля НДС в общем объеме платежей в бюджет составила 34,47%, что заметно ниже его удельного веса за предыдущие годы, а именно, в 2006году его удельный вес составлял 45,19%, в 2007 году 35,68%.

Удельный вес единого социального налога в общей сумме платежей в бюджет в 2008 году равен 32,04%, что меньше его удельного веса в 2007 году на 4,66%, но больше его удельного веса за 2006 год на 5,92%.

По налогу на доходы физических лиц наблюдается ежегодный рост его удельного веса в общем объеме платежей в бюджет. Более ясную картину ежегодного изменения структуры уплачиваемых МУП «ЖКХ и водоснабжение» налогов можно увидеть на рисунке…

В 2008 году в структуре платежей появляются пени, которые составляют 3,45%. Данная доля платежей обусловлена решение о реструктуризации задолженности в бюджет.

Решение было выдано МУП «ЖКХ и водоснабжение» 25.12.2001 г. На основании решения была предоставлена рассрочка по уплате пеней и штрафов в сумме 592,3 тыс. руб. сроком на 16 кварталов, начиная с 1 квартала 2008 года.

Рост платежей по госпошлине в 2007 году, сумма которых составила 28,69 тыс. руб. объясняется тем, что предприятие активно работает с населением по вопросу погашения задолженности за коммунальные услуги.

В связи с полученными предприятием убытками за 2007-2008 гг. платежи по налогу на прибыль за этот период отсутствуют, хотя в 2006 году бюджет получил от МУП «ЖКХ и водоснабжение» по этому виду налогов 163,81 тыс. руб.

Для более подробного изучения факта снижения платежей в бюджет исследуем динамику отдельных видов налогов, а именно НДС, ЕСН и НДФЛ. Данные по исследованию отразим в виде рисунков.

Платежи по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составили 1534,54 тыс. руб., что меньше платежей за 2007 год на 97,52 тыс. рублей и платежей за 2006год на 776,19 тыс. рублей. Хотя если вспомнить технико-экономические показатели, то выручка от реализации услуг за период 2006-2008 гг. имеет тенденцию роста. Снижение платежей по НДС можно объяснить особенностью исчисления суммы, подлежащей в бюджет по этому налогу. Начисленная за отчетный период сумма НДС с реализации услуг уменьшается на сумму предъявленного МУП «ЖКХ и водоснабжение» поставщиками и подрядчиками НДС. Темп роста затрат предприятия превышает темп рост выручки, а значит входной НДС увеличивается, а значит уменьшается сумма платежей в бюджет. Динамика платежей по НДС свидетельствует о нестабильном финансовом положении предприятия, так как нет равномерности в уплате. Кроме того, можно заметить, что в конце каждого года, а именно в декабре платежи по НДС очень малы, а в 2008 году вообще не проведена оплата. Возможно, на неоплату платежа повлиял финансовый кризис в нашей стране.

В декабре каждого года МУП «ЖКХ и водоснабжение» получает из бюджета Нижнесергинского муниципального района все недоперечисленные суммы за выполненные работы по модернизации и реконструкции водопроводных и канализационных сетей, а так же из Областного и Федерального бюджета средства на возмещение льгот населению по коммунальным услугам. В 2008 году бюджет не смог полностью рассчитаться по своим обязательствам.

Сумма единого социального налога 1678,85 тыс. руб., уплаченная в 2007году является наибольшей по данному виду налога за весь анализируемый период. Это говорит о том, что в 2007 году фонд оплаты труда в предприятии был выше, чем в 2006 г. и 2008 г.

Налог на доходы физических лиц так же в 2007 году имеет наибольший показатель 905,31 тыс. руб., что больше суммы уплаченного налога в 2008 году на 18,51 тыс. руб. Если посмотреть на рисунок, то можно заметить, что в декабре оплачиваются наибольшие суммы ЕСН и НДФЛ. Это связано с тем, что в МУП «ЖКХ и водоснабжение» в конце года производится полный расчет по заработной плате с работниками за текущий год. При выплате заработной платы производится полная оплата налогов.

Анализ расчетов по налогам и сборам будет неполным без расчета показателей налоговой нагрузки. Так как налоговая нагрузка представляет собой долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и характеризует степень налогового бремени.

В качестве источников для изучения относительной налоговой нагрузки МУП «ЖКХ и водоснабжение» используем форму 2 «Отчет о прибылях и убытках», справки о платежах в бюджет и внебюджетные фонды, налоговые расчеты (декларации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки рассчитаем с помощью следующих формул:

где ННД — налоговая нагрузка на доходы;

В — выручка от продажи услуг;

НИ — налоговые издержки (сумма косвенных налогов, возмещаемых через цену продаж, налогов, возмещаемых через себестоимость, налогов, относимых на прибыль до налогообложения и возмещаемых за счет чистой прибыли).

где ННР — налоговая нагрузка на финансовые ресурсы;

ВБс — среднегодовая сумма валюты баланса.

где ННК — налоговая нагрузка на собственный капитал;

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.

где ННП — налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;

П — прибыль до налогообложения.

где ННПч — налоговая нагрузка на чистую прибыль;

Пч — чистая прибыль.

Рассчитанные показатели налоговой нагрузки представим в таблице 11.

Обобщающие показатели налоговой нагрузки МУП «ЖКХ и водоснабжение»

studwood.ru

Анализ расчетов по налогам и сборам [05.12.16]

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Анализ расчетов по налогам и сборам

Дисциплина: Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы

Скачивание: Бесплатно

Вуз: Рязанский государственный университет

Год и город: Рязань 2015

Дата размещения: 05.12.16 в 09:01

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 6

1.1. Федеральные налоги и сборы. законодательство о налогах и сборах 6

1.2. Региональные налоги и сборы 11

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВ И СБОРОВ ОАО «РЯЗАНСКИЙ РАДИОЗАВОД» 14

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности 14

2.2. Анализ финансового состояния предприятия 20

2.3. Организация налогов и сборов предприятия 26

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Правильность их исчисления обусловила актуальность темы работы.

Целью данной курсовой работы является изучение налогов и сборов организации на примере ОАО «Рязанский радиозавод».

Основными задачами курсовой работы являются:

  • Изучить сущность налогов и сборов;
  • Проанализировать налоги и сборы, уплачиваемые предприятием;
  • Разработать мероприятия по оптимизации исчисления налогов и сборов.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский радиозавод».

При написании курсовой работы были использованы следующие методы анализа: монографический, балансовый, сравнения относительных и абсолютных величин, графический.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его основные концептуальные положения, выводы и рекомендации ориентированы на практическое применение различных инструментов и схем оптимизации налоговой нагрузки и обеспечения налоговой безопасности организаций, что позволяет сочетать интересы налогоплательщиков и государства в рыночных условиях.

ОАО «РРЗ» планирует снижение налогов за счет проведения налоговой оптимизации по уплачиваемым налогам, в том числе по: страховым взносам во внебюджетные фонды, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество.

Источниками данных для выполнения данной работы послужили: годовая бухгалтерская отчетность ОАО «РРЗ» за 2012-2014 гг., Устав, методические рекомендации, нормативно-правовые акты.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды российских и зарубежных авторов в области налогового регулирования, оптимизации налогообложения, налогового планирования и других смежных проблем, связанных с налоговыми правоотношениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №147 ФЗ с дополнениями и изменениями.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №147 ФЗ с дополнениями и изменениями

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

5. Барулин, С. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С. В. Барулин, А. В. Макрушин / / Финансы. — 2013. — № 2.

6. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / М. В. Романовский

[и др.]; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 3-е изд., испр. и перераб. — М . : Юрайт, 2014.

7. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — М . : Издательство Юрайт, 2014.

8. Вылкова, Е. С. Оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики/Е. С. Вылкова / / Налоговый вестник. — 2013. — № 1.

9. Вьижова, Е. С. Налог на имущество предприятий / Е. С. Вылкова, О. Ю. Корниенко. — М . : Налоговый вестник, 2013.

10. Корнилов, В. Г. Влияние уровня расходов на оплату труда на выбор объекта налогообложения для применения упрощенной системы налогообложения в 2013 году / Корнилов В. Г. / / Гарант, 2013.

11. Лущикова, Ю. Ю. Особенности применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения/Ю. Ю. Лущикова / / Консультант бухгалтера. — 2013. — № 11.

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

studrb.ru

Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

университет потребительской кооперации»

Кафедра бухгалтерского учета

«Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования»

Выполнила студентка Г.А. Новик

ст. преподаватель О.В. Кончаков

Дипломная работа на тему «Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования» состоит из трех глав, введения и заключения. Работа содержит 16 таблиц, 4 рисунка, 43 источника литературы.

Основными ключевыми словами в дипломной работе являются: бухгалтерский учет, налоговый учет, счет, субсчет, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, акцизы, налоговый кредит.

Объектом исследования дипломной работы являются методика бухгалтерского учета налогов и налоговых платежей в организации Калинковичское райпо.

Цель исследования — изучить организацию бухгалтерского учета и анализа налогов и неналоговых платежей, выработать предложения по их совершенствованию.

Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.

Полученные результаты, их новизна: рассматриваемые в дипломной работе методики налогового учета отличаются новизной и практичностью, а именно разработаны и предложены некоторые пути оптимизации учета и анализа налогов и сборов уплачиваемых Калинковичским райпо в бюджет.

Экономическая эффективность и значимость работы: результаты данной работы могут применяться для оценки финансового состояния организации, а так же для анализирования налоговой нагрузки, динамики налоговых платежей.

Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Все коммерческие организации обязаны уплачивать установленные налоги и сборы в бюджет Республики Беларусь. От этого зависит не только состоятельность бюджета страны, но и благосостояние обычных граждан Республики. Следует отметить, что социально важным коммерческим организациям представляются разнообразные льготы, в том числе и налоговые льготы. Этим путем государство пытается стимулировать социально важные коммерческие организации, тем самым, увеличивая доступность товаров, работ, услуг гражданам Республики Беларусь. Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы. Так же следует отметить, что анализ уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство. Из вышесказанного следует, что тема диплома «Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования» достаточно актуальна.

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:

— изучить экономическую сущность налогов;

— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;

— установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и налоговому кредиту, определить пути их преодоления;

— произвести анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, предложить пути оптимизации расчетов по налогам и сборам.

Методология исследования основана на научном методе познания, диалектическом подходе к пониманию предмета исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования такие, как синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.

Для написания дипломной работы использовались труды отечественных и зарубежных ученых по теории, методологии, методики и организации бухгалтерского учета по налогам и сборам, нормативно-правовые акты по налоговому и бухгалтерскому учету и анализу в области налогообложения; рекомендации и положения (стандарты) по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. Информационной базой исследования явились опубликованные статистические данные, информация статистической и бухгалтерской отчетности, а также материалы, полученные в результате единовременного обследования Калинковичского райпо.

Результаты проведения исследования могут быть использованы в практической работе Калинковичского райпо при организации бухгалтерского учета, а также на других предприятиях потребительской кооперации.

1. Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам

1.1 Экономическая сущность налогов, сборов и налогового кредита, их стимулирующее значение в развитии рыночной экономики

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. [8, стр. 5]

На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [40, стр. 8]

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы. [8, стр. 7]

Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [7, стр. 37]

Налогоплательщики обязаны, подчинятся законодательству, а вопросы об установлении налогов и о государственном бюджете страны не могут выноситься на общенародный референдум. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.

В конечном счете, налоги косвенным образом все же возвращаются налогоплательщикам в виде финансирования из бюджета отдельных отраслей экономики, расходов социально-культурного назначения или удовлетворения других общественных потребностей. Поэтому предприятиям и населению небезразлично как используются их платежи, и они вправе требовать от государства полного отчета об исполнении бюджета.

Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и применения финансовых и штрафных санкций.

Следовательно, налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

Налоги, введенные в законодательном порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик приобретает полную хозяйственную самостоятельность и потому, по словам А. Смита они являются для тех, кто платит признаком не рабства, а свободы. Именно эти специфические качества позволяют государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность субъектов хозяйствования в целях общественного прогресса. [5, стр. 7]

Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.

Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики.

Эффективность проведения налоговой политики в значительной мере предопределяется ее соответствием основным теоретическим принципам налогообложения.

Следует отметить, что в целом существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других. Речь идет о принципах равномерности, определенности, удобства, дешевизны. [6, стр. 32]

Не вызывает сомнений необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу, и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в стране.

Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.

Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной и регулирующей.

Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Эта функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство постоянно взаимодействует с участниками производственного процесса, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов – труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Экономические стимулы заложены и в фискальной функции, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство – главный объект налогового стимулирования. [8, стр. 41]

Это значит, что налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений.

Нужно отметить, что в понятие стимулирующей функции вкладывается как положительное, так и отрицательное значение. Это объясняется силой налогов как инструмента стимулирования или подавления производственной и предпринимательской активности. Стимулирующая функция означает, что налоги способны оказывать серьезное воздействие на производство, стимулируя или, наоборот, сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, увеличивая или сокращая платежеспособный спрос.

Из сущности налогов вытекает еще одна их функция – распределительная, а точнее перераспределительная, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требовались средства для выполнения своих функций, изымаемые в форме налогов. [7, стр. 23]

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства стала активно участвовать в организации хозяйственной жизни и развитии экономики. У этой функции появилось регулирующее свойство. Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать эти процессы как проявление регулирующей функции налогов.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Однако внутреннее единство функций не исключает противоречий между ними, заложенных в самой сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная – отношения налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая – отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государственного бюджета и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения. Противоречивость регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности производства).

Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. Это проявляется при рассмотрении различных видов налогов, например, акцизы на табак и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.

Что касается классификации налогов, то под ней понимается группировка налогов по различным признакам. Нельзя не заметить, что количество группировок достаточно велико. Почему тот или иной налог отнесен к различным группам – это зависит от того, что положено в основу разграничения. Иначе говоря, речь идет об основаниях отнесения налогов к классификационным группам. Основания могут быть как экономического, так и юридического характера. [30, стр. 52]

works.doklad.ru

Это интересно:

  • Правила решения задач на движения Узнать ещё Знание — сила. Познавательная информация Задачи на движение Задачи на движение — один из самых распространенных видов задач алгебры. Простейшие задачи на движение изучаются еще в начальной школе. В 6-7 классах решение […]
  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Нотариусы ленинский район мурманск Нотариусы Мурманск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева Нина Ивановна Телефон: +7 (8152) 44-63-18 […]
  • Изменения в ст 158 уголовном кодексе Коллегия адвокатов "ПремиУМ" В Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ законами 323-ФЗ и 326-ФЗ от 03.07.2016 года внесен ряд существенных изменений, наиболее касающихся […]
  • Ст 20 закона 294-фз Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего […]
  • Соучастие в преступлении ук рф это Соучастие в преступлении Понятие и занчение соучастия в уголовном праве России Согласно ст. 32 УК соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного […]