ФНС запустила в работу АИС «Налог-3»

Федеральная налоговая служба России разработала правила использования автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3». Благодаря ей налоговики получат возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

ФНС России издала приказ от 14.03.2016 N ММВ-7-12/[email protected], которым утвердила Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»). Эта единая информационная система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

Это значит, что налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

АИС «Налог-3» обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС. На ее основе налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками. Использовать систему могут только специалисты органов ФНС, а также организации, ей подведомственные.

Основные задачи, которые выполняет АИС «Налог-3» состоят в:

упрощении взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и обеспечении «открытости» ФНС;

переводе отношений инспекторов и плательщиков налогов в электронный вид;

создании единого информационного массива;

подключении органов ФНС к новым источникам информации и обеспечении межведомственного взаимодействия;

обеспечении соблюдения регламентных процедур налогового администрирования, а также их качества и сроков реализации;

обеспечении достоверного контроля над налоговой деятельностью организаций, ИП и граждан, за счет создания единого ресурса, в котором содержится вся информацию по каждому отдельно взятому налогоплательщику;

  • обеспечении возможности автоматизированного мониторинга деятельности подразделений ФНС со стороны вышестоящего руководства ведомства.
  • Новая система должна, в первую очередь, обеспечивать максимально полное и оперативное формирование сведений обо всех зарегистрированных в России индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Поэтому налоговики продолжают работу в этом направлении, а бизнесменам необходимо также удвоить бдительность и не допускать ошибок, связанных с исчислением налогов и оформлением документации.

    m.ppt.ru

    АИС Налог-3

    АИС Налог-3 — автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    Разъяснение

    АИС Налог-3 — это автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ), которая используется для служебных целей ФНС РФ. Благодаря АИС Налог-3 налоговики имеют возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

    Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») было утверждено Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected]

    Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3″)»

    В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:

    1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее — Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

    Федеральной налоговой службы

    приказом ФНС России

    от «__» _______ 2016 г. N _______

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (АИС «НАЛОГ-3»)

    I. Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — АИС «Налог-3»), структуру и основные функции АИС «Налог-3», пользователей АИС «Налог-3», порядок обеспечения доступа к АИС «Налог-3», правовой статус программно-технических средств АИС «Налог-3», правила информационного взаимодействия АИС «Налог-3» с иными информационными системами.

    II. Назначение и задачи АИС «Налог-3»

    2. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

    3. АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

    4. АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

    а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

    б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

    в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

    г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

    д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

    е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

    ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

    з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

    и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

    К дополнительным задачам относятся:

    а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

    б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

    в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

    г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

    д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

    III. Пользователи АИС «Налог-3»

    5. Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются:

    а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее — налоговые органы);

    б) организации, подведомственные ФНС России.

    Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи).

    IV. Основные принципы построения и функции АИС «Налог-3»

    6. Основными принципами построения АИС «Налог-3» являются:

    а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

    б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС «Налог-3», у источника информации;

    в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС «Налог-3»;

    г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС «Налог-3», к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

    д) открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

    е) единство используемых в АИС «Налог-3» терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

    ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС «Налог-3»;

    з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

    и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС «Налог-3», за исключением информации ограниченного доступа.

    7. АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

    а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

    б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

    в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС «Налог-3», и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

    г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

    д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

    V. Компонентный состав АИС «Налог-3»

    8. К основным компонентам АИС «Налог-3» относятся:

    а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

    б) децентрализованные компоненты.

    VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС «Налог-3»

    9. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Под информационным взаимодействием АИС «Налог-3» и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС «Налог-3» информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС «Налог-3», а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС «Налог-3».

    10. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС «Налог-3» на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

    При организации взаимодействия АИС «Налог-3» и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

    11. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

    а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС «Налог-3»;

    б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

    г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС «Налог-3», о сбоях и нарушениях в работе АИС «Налог-3» и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

    д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС «Налог-3» и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

    е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС «Налог-3» в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации — обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

    ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

    12. Технологические средства АИС «Налог-3» обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС «Налог-3», включая справочники и классификаторы, используемые АИС «Налог-3».

    Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС «Налог-3», а также порядок их формирования и ведения в АИС «Налог-3» устанавливаются ФНС России.

    Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС «Налог-3», осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

    13. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС «Налог-3», посредством:

    а) аутентификации и авторизации пользователей АИС «Налог-3», осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС «Налог-3»;

    б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

    в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

    г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

    д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

    14. Технические и программные средства АИС «Налог-3» в части защиты информации, содержащейся в АИС «Налог-3», соответствуют:

    а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

    б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

    в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (далее — Постановление N 1119 от 01.11.2012);

    г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (далее — приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);

    д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

    е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

    ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    15. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают:

    а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС «Налог-3» для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС «Налог-3» информации;

    б) авторизацию зарегистрированных в АИС «Налог-3» пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;

    в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС «Налог-3»;

    г) возможность поиска и получения пользователями АИС «Налог-3» текстовой информации и агрегированных статистических данных;

    д) разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-3» на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые «налоговым автоматом»;

    е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС «Налог-3», и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;

    ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;

    з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС «Налог-3».

    16. Лингвистические средства АИС «Налог-3» обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС «Налог-3» к содержащейся в АИС «Налог-3» информации на русском языке.

    17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС «Налог-3», а также подсистем АИС «Налог-3», устанавливаются ФНС России.

    VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС «Налог-3»

    18. Процесс развития АИС «Налог-3» направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.

    19. Перевод децентрализованных компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:

    а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;

    б) сохранение инвестиций;

    в) обеспечение непрерывности технологических процессов;

    г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;

    д) обеспечение целостности и консистентности данных.

    20. Функции централизованных и децентрализованных компонент АИС «Налог-3», находящиеся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.

    21. При переводе децентрализованных компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:

    а) использование единой нормативно-справочной информации;

    б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;

    в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонент в централизованные (в федеральное хранилище);

    г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонент АИС «Налог-3» в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;

    д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;

    е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.

    22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.

    VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС «Налог-3»

    23. Доступ к АИС «Налог-3» предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.

    24. Регистрация в АИС «Налог-3» пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.

    25. В целях организации работы с АИС «Налог-3» пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:

    24.1. Для внешнего взаимодействия:

    а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;

    б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;

    в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС «Налог-3» в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.

    24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:

    а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;

    б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС «Налог-3» на очередной год;

    в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.

    26. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС «Налог-3» для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.

    27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС «Налог-3» осуществляется с использованием с использованием специализированных средств управления доступом.

    28. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС «Налог-3» ФНС России.

    29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    30. Доступ к информации, содержащейся в АИС «Налог-3», обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

    IX. Правовой режим программно-технических средств АИС «Налог-3»

    31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

    32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3» приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    33. Совокупность программного обеспечения АИС «Налог-3», а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3».

    Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС «Налог-3» устанавливается приказом ФНС России.

    X. Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3»

    34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС «Налог-3», является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 995 Система ЦОД Минфина России.

    35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.

    XI. Порядок развития АИС «Налог-3»

    36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС «Налог-3», включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утверждаемым приказом ФНС России.

    XII. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3»

    37. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3» регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.

    38. Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

    Техническая поддержка пользователей АИС «Налог-3» осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.

    taxslov.ru

    Аис налог 3 программа

    НАЛОГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ ПЕРЕХОДЯТ НА АИС «НАЛОГ-3» — ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы налогового контроля, в которой все данные хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

    Внедрение АИС «Налог-3» — автоматизированной информационной системы нового поколения — глобальная задача ФНС России на современном этапе развития налогового администрирования.

    Напомню, что текущая информационная система работает на местном уровне одной конкретной налоговой инспекции, куда ежедневно уже в течение 10 лет стекаются данные о налогоплательщиках и от налогоплательщиков города или района.

    Но жизнь и деятельность налогоплательщиков не ограничивается одним только городом или районом: сведения о филиалах и их производственной деятельности, о недвижимости налогоплательщиков, как и данные об исполнителях и о заказчиках , хранятся в различных инспекциях .

    Понятно, что данные о перерегистрации, налоговом контроле, сверках должны перемещаться из одной налоговой инспекции в другую и обратно.

    Поэтому создание единой централизованной системы хранения и обработки информации представляет собой полноценное решение вопроса, связанного с обеспечением эффективного, достоверного и повсеместного налогового контроля на всей территории России.

    Поскольку сегодня акцент делается на формировании клиентоориентированного подхода к взаимодействию с налогоплательщиками, потребовалась смена не только стратегических установок, технологий, кадровой политики и корпоративного стиля ФНС России.

    Современное общество — информационное.
    Процесс компьютеризации предоставляет огромному числу людей возможность доступа к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы и экономит время.

    Развитие различного рода систем на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий и телекоммуникационной связи позволяет все больший объем государственных услуг переводить в электронный вид.

    Уже сегодня мы — налогоплательщики вместо похода в налоговую инспекцию предпочитаем получать необходимую информацию, зайдя на официальный сайт Службы или позвонив в контакт-центр.

    В ближайшем будущем, в связи в том числе с внедрением АИС «Налог-3», мы сможем воспользоваться более полным спектром электронных услуг.

    Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» с точки зрения представителей налоговой службы:

    — исключается дублирование, а значит, противоречивость данных: вся работа ведется с всегда актуальной и целостной информацией;

    — исключается передача сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными: любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно;

    — используется единая централизованная нормативно-справочная информация;

    — абсолютное большинство процессов налогового контроля будут автоматизированы: значительное сокращение объема ручных операций и, как следствие, существенное повышение уровня контроля эффективности деятельности налоговых органов.

    Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» для налогоплательщиков:

    — дальнейшее развитие электронных сервисов личного кабинета налогоплательщика еще более повысит уровень удобства, комфортности и оперативности во взаимодействии с налоговым органом;

    — максимально снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов.

    vrn-buh.ru

    Информационное обеспечение органов ФНС Российской Федерации в области налогового администрирования и контроля

    Секция: Экономика

    I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

    Информационное обеспечение органов ФНС Российской Федерации в области налогового администрирования и контроля

    В современном мире на первое место выходит необходимость быстрого и эффективного взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, различными службами и т.д. Но каждый день мы встречаемся с бюрократией и сильной зависимостью абсолютно всех от бумажной работы, такова наша внутренняя система взаимодействия в стране различных служб, от которых мы зависим: здравоохранение, налоговые органы, органы власти, образования и др.

    В частности, в сфере налогового учета и контроля, мною будут рассмотрены информационные системы, позволяющие выводить на новый уровень не только процесс взаимодействия между налогоплательщиком (налоговым агентом) и ФНС, но и саму внутреннюю систему контроля в налоговых органах.

    В Российской Федерации законодательно закреплено за ФНС РФ, межрегиональными инспекциями ФНР РФ и инспекциями ФНС РФ (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня) ведение учета и ответственность за контроль поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, взымаемых в соответствии с налоговым законодательством.

    От правильного ведения учета поступлений в бюджет, контроля поступлений и выявления ошибок и проблем в данной деятельности во многом зависит эффективность функционирования всей налоговой системы Российской Федерации. В частности, постоянное увеличение числа налогоплательщиков, а также постоянное изменение действующего налогового законодательства, в том числе, с введение новых налогов провоцирует рост нагрузки на служащих налоговых органов, ответственных за учет и контроль налоговых поступлений — налоговых инспекторов.

    В целях повышения эффективности, скорости и снижения рисков (повреждения информации, потери документов и др.) деятельность налоговой службы почти полностью переходит на автоматизацию и информатизацию повседневной работы, примерами таких введений можно считать:

    · обязательность представления деклараций по налогам в электронном виде;

    · возможность общения между налогоплательщиком и налоговым органом по средствам электронной почты

    · возможность пользования налогоплательщиком, как физическим, так и юридическим лицом личного кабинета налогоплательщика, непосредственно лично не контактируя с налоговым органом и др.

    При содействии данных и других изменений, уже с помощью технологий достигается четкий, своевременный и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства и учет налоговых поступлений.

    Так же, помимо учета налоговых поступлений в бюджет, налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков (организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организации, представительств организаций, налоговых агентов, физических лиц), а также поступающих документов, в частности, деклараций.

    От совокупной правильности ведения учета во всех вышеперечисленных аспектах, складывается и результирующая эффективность учета налоговых поступлений в органы ФНС.

    Разберем подробнее существующую систему учета налоговых поступлений и из чего она состоит.

    Налоговой службой по каждому налогоплательщику ведется учет налогов, сборов и иных обязательных платежей, в соответствии с “Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации”. Открываются карточки лицевых счетов, не только индивидуально по каждому налогоплательщику, но и по конкретным налогам, и по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Ведением реестров, книг и журналов учета, карточек лицевых счетов плательщиков занимаются работники отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности), которые также составляют отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности ответственен за правильность ведения учета и составления отчетности, за осуществление контроля за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также за сохранность первичных документов.

    Также ведется классификация поступлений платежей в неденежной форме, по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, т.п. и дополнительно фиксируются в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

    Весомым для осуществления учета налоговыми органами послужило внедрение в 2016 году Приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/[email protected] автоматизированной информационной системы «Налог-3» (далее – АИС «Налог-3») представляющую собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

    Задачи, выполняемые АИС «Налог-3» подробно указаны в Приказе ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/[email protected], вот главные из них:

    · снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;

    · обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

    · повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

    · снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

    · переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы. [4]

    Кроме данной АИС, в данный момент в тестовом режиме в ИФНС работает программа АСК НДС-3. Это сервис ФНС, являющийся обновлением системы АСК НДС-2 для поиска незаконных вычетов НДС.

    В мае 2015 года ФНС открыла Единый центр обработки данных в Дубне (Московская область), а уже в декабре 2015 года открыт в Городце (Нижегородская область).

    ЦОД в Дубне и в Городце работают одновременно в зеркальном режиме и администрируют полный блок данных Минфина и подведомственных служб для исключения возможности потери информации. [2]

    Суть работы системы АСК НДС-2: вместе с декларациями налогоплательщик сдает книги покупок и продаж. ЦОД в течение 5-7 дней эту информацию обрабатывает («человеческий фактор» исключен), далее в результате этой работы налоговая служба видит все выставленные поставщиками счета и как они учтены потребителями.

    Таким образом, покупки и продажи отображаются «зеркально» у поставщика и у потребителя, если кто-то их не отразил — это разрыв. И все поставщики, которые не уплатили НДС, там видны. В итоге ФНС уже пристально проверяет не абсолютно всех, а обращает пристальное внимание именно на места разрывов в данной цепочке. [1]

    Теперь рассмотрим более конкретно работу АСК НДС-3. Программа анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и проверяет, чтобы данные контрагентов были идентичными. При обнаружении расхождения автоматически формируется требование о представлении пояснений и к поставщику, и к покупателю. АСК НДС-3 устанавливает расхождение 2 видов:

    1. «НДС» — ситуация, когда оба налогоплательщика отразили сделки в декларациях, но суммы НДС указаны разные

    2. «Разрыв» — ситуация, когда один из контрагентов не отчитался, сдал нулевую декларацию или его нет в ЕГРЮЛ.

    Но при любом исходе в адрес налогоплательщика будет направлено требование о пояснениях.

    Далее, получая от компании пояснения, налоговый инспектор делает отметку в программе, и камеральная проверка продолжается.

    На данный момент известно только о тестовом режиме работы программы в некоторых регионах, в частности, в Москве, и нет точной даты повсеместного обновления программы до версии АСК НДС-3, так как налоговые органы не могут распространять информацию об этом, видимо, исходя из того, что программа является инструментом внутреннего пользования и при если информация о полном функционале и возможностях сервиса станут общедоступными, это может повлечь за собой появление новых незаконных путей обхождения налоговой системы.

    В данный момент ФНС АСК НДС-2 для камеральной налоговой проверки декларации по НДС. Программа сверяет все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных налогоплательщиков, выявляя цепочки контрагентов. Если есть расхождения, как уже было сказано выше, она автоматически формирует требование о пояснениях. Таким способом налоговая борется с фирмами-однодневками.

    Так какие обновления ждут АСК НДС-2 в новом обновлении:

    · в базу добавится информация из банков;

    · программа будет анализировать не только денежные потоки между компаниями и ИП, но и между компаниями и физическими лицами;

    · добавлена обработка данных кассовых аппаратов и сверка их с книгами продаж.

    Что ожидается от обновления сервиса до АСК НДС-3? После запуска сервиса ФНС выйдет на новый уровень борьбы с фирмами-однодневками и различными способами теневого вывода денежных средств. В то же время, законопослушные фирмы смогут попасть под угрозу отказа в вычете из-за содействия с недобросовестными контрагентами, что в свою очередь снизит данные контакты и поставит под угрозу существование самих фирм-неплательщиков.

    АСК НДС-3 будет анализировать большой объем информации и вероятность нахождения расхождений в борьбе с недобросовестными вычетами возрастет в разы, что в свою очередь вызовет меньший отток бюджета на вычеты по НДС

    Теперь ФНС сможет и вовсе отказать компании в предоставлении вычета на основании того, что его контрагент имеет признаки фирмы однодневки. И факт того, что право на вычет у покупателя не связано с обязанностью поставщика по оплате НДС, придется доказывать в суде. [2]

    В свою очередь, добросовестная компания может сама заранее предпринять несколько шагов для снижения угрозы и количества требований, получаемых от налоговой о пояснениях по НДС, к примеру, с помощью сверки реквизитов в электронной декларации и оригиналов счетов-фактур; проверки контрагентов по ЕГРЮЛ и проверки банка судебных приставов.

    Каковы оценки уже введенного информационного обеспечения ФНС РФ?

    На очередном заседании коллегии ФНС глава ведомства Михаил Мишустин заявил об увеличении на 1% (по сравнению с 2015 годом (9,3 трлн руб.)) поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2016 года (поступило налогов на сумму около 9,4 трлн руб.).

    Глава ФНС отметил, что в данный момент налоговая служба делает акцент на аналитику и инновации в налоговом администрировании: «В результате за последние 5 лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста опережали на 10 процентных пунктов экономику, которая выросла на 6%. В этом году службе удалось сохранить этот тренд».

    Кроме того, работы по созданию кабинета контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) на сайте ФНС подходят к концу, данная функция обеспечит пользователям онлайн-касс регистрацию, а поставщикам ККТ – формирование необходимых реестров. Также глава ведомства отметил, что 1 февраля 2017 года начнется онлайн передача данных о расчетах с ККТ в налоговые органы.

    Кроме того, налоговая служба реализует пилотный проект по введению маркировки товаров. Так, с 1 апреля 2016 года на сайте Налоговой службы открыт информационный ресурс «Система маркировки изделий из натурального меха». В нем зарегистрировались 5 тыс. организаций, подано 8 тысяч заявок на изготовление 5,7 млн контрольных (идентификационных) знаков.

    В результате работы автоматизированной системы контроля «АСК НДС» (о которой говорилось выше), по словам Михаила Мишустина, в 9 раз снизилось количество заявлений о возмещении НДС компаниями с высокой степенью риска, в результате свыше 9 тыс. налогоплательщиков уточнили свои декларации. За первое полугодие 2016 года суммы взысканных платежей по камеральным проверкам деклараций по НДС выросли в 1,4 раза и составили 11 млрд рублей.

    Количество выездных проверок налоговых органов в первом полугодии снизилось на 10%, отметил глава ФНС, эффективность одной проверки выросла в 1,4 раза — до 13,6 млн руб. Количество судебных споров с бизнесом за это время сократилось на 3,2%. Относительно процедур банкротства он сообщил, что число решений о признании должника банкротом снизилось в январе-июне в 2,6 раза, сумма погашенной задолженности в ходе дел о несостоятельности выросла в 2 раза — до 31 млрд рублей. [3]

    Таким образом, нельзя не согласиться с главой ФНС РФ, о том, что внедрение информационных ресурсов положительно влияет на процессы налогового администрирования и налогового контроля. В связи с этим, можно сделать вывод, что на данном этапе средства бюджета, которые государство направляет на информационное обеспечение деятельности налоговых органов, считаются абсолютно оправданными и действующими эффективно в рамках требуемых функций по контролю сфере налогообложения.

    nauchforum.ru

    Это интересно:

    • Заявления о приеме на работу трудовой кодекс Заявление о приеме на работу (форма и образец) Обновление: 3 марта 2017 г. ​Пример заявления о приеме на работу Трудоустройство работника предполагает оформление множества документов. Большую часть их предписывает составлять трудовое […]
    • Официальный сайт прокурора крыма натальи поклонской Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, […]
    • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
    • Конкурсы в день юриста Конкурсы в день юриста ОБ ИНСТИТУТЕ И КОЛЛЕДЖЕ ЛИЦА ИНСТИТУТА АБИТУРИЕНТАМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ НАУКА ФОТОАЛЬБОМ СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАБИНЕТ СТУДЕНТА […]
    • Как оформить пособие на ребенка военнослужащего Выплаты военнослужащему при рождении ребенка Ежемесячные выплаты женам военнослужащих при рождении ребенка постоянно индексируются. В соответствии с законом № 384 «О федеральном бюджете» в 2016 году они составляют сумму 9839,48 […]
    • Займы по материнскому капиталу тюмень Займы с использованием материнского капитала Займы с использованием средств материнского (семейного) капитала на строительство дома или на приобретение недвижимости являются реальной альтернативой ипотеке, и выдаются для покупки всех […]